![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Единство предмета и цели искусства 4 страницаты» (Аристотель). У зрителя возникает строй чувств, похожий на строй чувств актера (сопереживание). Направляя эмоции зрителя, театр формирует и его мысль. Этот класс театра предполагает искусство перевоплощения. Перевоплотившийся актер остается Качаловым или Москвиным. Он как бы пропускает опыт других людей через свое «я» и выражает его в личностной форме, делая этот многообразный опыт своим. Он как бы проживает тысячу жизней, вбирая их в себя, в свое творчество. 4) Мысль — мысль (эпическая драматургия Брехта, Дюрренматта, Фриша; Театр на Таганке, «Берлинер ансамбль»; особенности режиссуры Ю. Любимова). Интел-] лектуальный театр, в котором актеры разыгрывают в ли* цах концепцию автора, идеи режиссера. В эпическом театре Брехта находят свое продолжение рационалистические идеи философии Декарта и эстетики Дидро. Мысль ведет все, в том числе и чувства. Брехт сформулировал | принципы актерского творчества в эпическом театре: ...подражатель Никогда не растворяется в подражаемом. Он никогда Не преображается окончательно в того, кому он подражает. Всегда Он остается демонстратором, а не воплощением. Воплощаемый Не слился с ним, — он, подражатель, Не разделяет ни его чувств, Ни его воззрений. Он знает о нем Лишь немногое. В его имитации Не возникает нечто третье, из него и того, другого, Как бы состоящее из них обоих, — нечто третье, В котором билось бы единое сердце и Мыслил бы единый мозг. Сохраняя при себе все свои чувства, Стоит перед вами изображающий и демонстрирует вам Чуждого ему человека. (Брехт. 1956. С. 7). Эпический театр, говорит Брехт, «обращается к разуму», «противопоставляет зрителя событию и заставляет его изучать», «принимать решения». 5) Мысль — чувство (драматургия Камю, Сартра; Те- а иссуры А. Васильева). Васильев считает, что театр диа-гичен; диалог — отношения одушевленных слов. В спек-кле «Дон Жуан» этот режиссер сплавил воедино трагическое и комическое, а в спектакле «Диалоги» Платона сохранил философские аспекты жанра сократических бесед и сумел одновременно сделать звучание спектакля актуальным и рифмующимся с современной действительностью, с современными социальными процессами. Благодаря этому открылись комедийные аспекты «Диалогов». Роль этого театра подобна роли Хлебникова в поэзии. Хлебников — экспериментатор стиха и поэт для поэтов. Васильев — экспериментатор театра и режиссер для режиссеров. 6) Абсурд бытия — абсурд сознания. В XX в. возник Парадоксально, но кино вернуло театр в театр. Оно закрыло дорогу натуралистическому подражанию действительности — фотографизму декораций и актерского поведения. В натуральности передачи жизни театр не, может соревноваться с кино, и поэтому художественный поиск на сцене должен идти в другом направлении: интеллектуальный анализ жизни, философическое раздумье над состоянием мира, глубокое обобщение природы человека, создание глобальной концепции мира и личности. Драматургия и театр обретают некоторые элементы киномышления: в сценическое искусство приходят монтаж, стремительная смена эпизодов, бурный темп действия, массовые сцены, отражающие тему: народ и история. Музыка Возникла на низших ступенях общественного развития и выполняла преимущественно утилитарную роль: вначале ритуально-суггестивную; а затем напев, повторяя Ритм рабочих движений, облегчал их и способствовал тру-ДУ: ритм служил объединению людей в едином процессе. Вначале музыка была неразрывно связана с литературой.
Рационализм (Лейбниц) определял музыку как скрытое арифметическое упражнение духа. По Шопенгауэру музыка — тайное метафизическое упражнение души, 0 котором она не может философствовать, непосредственный образ слепой, бессознательной, вездесущей воли; музыка чужда познанию видимого мира, поскольку независима от него и могла бы.существовать, если бы мира совсем не было, чего нельзя сказать о других искусствах. Шпенглер, напротив, считал музыку высшей формой человеческого познания. Гейне говорил, что музыка начинается там, где кончаются слова. А. Блок отметил в «Записных книжках»: «Вначале была музыка. Музыка есть сущность мира. Мир растет в упругих ритмах... Рост мира есть культура. Культура есть музыкальный ритм». Музыка — переживания и окрашенные чувством мысли по поводу реальности, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат обобщенные интонации человеческой речи. Музыка — искусство, закрепляющее и развивающее возможности невербального звукового общения. Музыка не столько изображение предметного мира, сколько отображение человеческих чувств и мыслей о мире. А мысль, как подчеркивал Асафьев, чтобы стать звуковыраженной, становится интонацией. Музыка по своей природе динамична. Она не только звуки особого рода, но и движение этих звуков, их поток, текущий во времени и выражающий всю бесконечную гамму человеческих переживаний. Музыка ■— «поэзия Звука» (Л. Стоковский). Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. В произведениях Бетховена звучат отголоски суровых военных событий, величественных походов и побед, интонации и ритмы революционных маршей. Таков финал его Пятой симфонии. Ромен Роллан эту музыку назвал эпопеей славы, музыкой военных действий и грандиозных триумфов. В природе нет музыкального звука, а есть лишь шумы с той или иной степенью организованности. Музыкаль- „ звук ___ феномен культуры. Музыка создает звуки нЫд0Г0 свойства, которых нет в природе и которые не суще- 00 ют вне музыки. Откуда же берутся эти звуки? Ж. Б. Дю- писал, что живописец подражает формам и краскам роды, Музыкант же подражает звукам, интонациям, вздо-модуляциям голоса — словом, всем звукам, с помощью которых в самой природе выражаются чувства и страсти Спенсер также утверждает, что источник музыки — интонации страстно возбужденной речи. Интонационно-речевую природу музыки подчеркивает и Асафьев. Первым музыкальным инструментом был голос. Первичное музыкальное обобщение речевых интонаций происходит в народных мелодиях, которые создавались и шлифовались сотни лет. Интонации человеческой речи, лежащие в основе музыкального образа, всегда эмоционально насыщены, сотканы из человеческих чувств. Это-то и накладывает печать на особенности музыки, которая говорит с людьми на «непосредственном языке души», волнует человека, вызывает у него бесконечное многообразие эмоций и их оттенков. Музыка включает в себя звукоподражание, есть в ней и изобразительные моменты, но не они определяют ее специфику. Если цвет в живописи можно описать через сопоставление с предметом (желтый — солома, лимон), то музыкальный звук можно передать лишь через метафорическое описание («рыдания осенних скрипок»). Звукоряд европейской музыки состоит из семи основных тонов. Одновременное сочетание трех и более тонов Дает аккорд. Основа музыки — ритм и гармония, в своем соединении дающие мелодию. Знаковую, смыслообразую-Щую роль в музыке играют также громкость, тембр, темп, ритм и другие элементы. Из этих знаков складывается музыкальная фраза, музыкальный образ, а их система образует музыкальный текст. Язык музыки — иерархия Уровней: отдельных звуков, звукосочетаний, аккордов, ажнейшие элементы и выразительные средства музыкаль-Го языка — мелодико-интонационный строй, компози-я«гармония, оркестровка, ритм, тембр, динамика. Музыкальный образ лишен непосредственной видимо- *ивописи и конкретности слова. Он не передает точ-
Аристотель писал, что моральное значение музыки состоит в том, что под ее влиянием мы испытываем чистое удовольствие — истинно любим или ненавидим. 4.10. Хореография — искусство танца, эхо музыки; мелодичный и ритмичный звук, ставший мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывающим характеры, людей, их чувства и мысли о мире. Основоположник балетного театра Ж. Ж. Новер писал: «Вложенная в нас природой любовь к музыке влечет за собой и любовь к танцу. Оба эти искусства — братья, неотделимые друг от друга. Нежные и гармонические интонации одного из них вызывают приятные выразительные движения другого, сообща они являют увлекательные картины зрению и слуху» (Новер. 1965. С. 236—237). Эмоциональное состояние человека выражается не только в голосе, но и в жестикуляции, характере движений. Даже походка человека может быть стремительна, радостна, печальна. Движения человека в повседневной жизни и в труде всегда, так или иначе, эмоционально интонированы, выразительны и подчинены определенному ритму. Танец веками шлифовал и обобщал эти выразительные движения, и в результате возникла целая система собственно хореографических движений, свой художественно выразительный язык пластики человеческого тела. Танец национален, он в обобщенной форме выражает характер народа. Хореографический образ возникает из музыкально-ритмичных выразительных движений, дополняемых порой пантомимой, иногда специальным костюмом и веща- бытового, трудового или военного обихода (оружие, платки, посуда и т. п.). Как и музыка, танец сначала существовал одновремен-как творческое и исполнительское искусство (автор овременно gMJI и ИСПОлнителем). Позже, с усложнением музыки и искусства танца, сочинитель (композитор, балетмейстер) отделился от исполнителя (музыканта, танцора), а между исполнителем и реципиентами (слушателями, зрителями) возник еще организатор исполнения (дирижер и хореограф). Танец возник в древности, еще в условиях первобытно-общинного строя, как художественное воспроизведение охоты и других трудовых процессов, как средство объединения людей. У австралийских племен танцем отмечалось всякое важное общественное событие, требующее массового действия: сбор плодов, начало охоты, посвящение юношей, военный поход. Танец в древнейшей культуре, так же как изобразительная и вербальная деятельность, имел не художественно-образный, а ритуально-магический характер. Этнографические наблюдения подтверждают археологические данные и свидетельствуют, что в пляске обитатели Южной Африки стремятся магическим действием «умилостивить» зверя и путем волшебства заставить дичь угодить в руки охотника. Здесь насчитывается свыше двадцати видов плясок, которые носят имена шакала, гиены, леопарда, льва, тигра, гепарда, ястреба, орла, слона и других зверей и птиц. Туземец имитирует в танце характерные движения и повадки этих животных или изображает охотничью операцию по добыче зверя, сближая, а порой и отождествляя себя с ним. Пляску сопровождает пение хора. Танцоры же издают звукоподражательные крики, свойственные имитируемому животному. Все участники обрядовой пляски ряжены. Такова современная этнографическая картина древнего ритуала овладения зверем. Эта картина дополняет и оживляет свой живописный аналог, обнаруженный археологами в разного рода росписях с танцевальными сюжетами. В Древней Индии был разработан ряд стилей и школ танца с различной мимикой и выразительными движениями. В Древнем Египте танед входил в ритуал богослужения. У древних греков танец был также частью культа (эк-,| статические пляски в честь Диониса, плавные, торжествен-] ные — в честь Аполлона). Кроме того, были развиты «пир-.| рические» (военные), атлетические (спортивные) танц^ способствовавшие гармоничному воспитанию молодежи. I Лукиан так описывает греческие танцы: «...ведет хоро-1 вод юноша, выполняющий сильные плясовые движе-| ния, — позднее они пригодятся ему на войне; за ним| следует девушка, поучающая женский пол вести хоровод! благопристойно, и таким образом как бы сплетается цепь! из скромности и доблести». В Древнем Риме танец имел! государственное значение; среди высшего слоя общества Г были также распространены развлекательные (в частно-] сти,эротические) танцы. В Средние века искусство хореографии подвергалось"! гонениям официальных властей, но народное танцеваль-'| ное искусство продолжало развиваться. В эпоху Возрождения танец вновь обретает популяр-| ность. В XVI в. возникают новые танцевальные формыц павана, куранта (медленные), гальярда, вольта (быстрые)., В эпоху классицизма во Франции (1661) создается! Королевская академия танца, разработавшая систему клас-,| сической хореографии, которая сыграла большую роль в| развитии балетного искусства. В конце XVII в. в Европе приобретают широкое рас-' пространение бальные танцы — гавот, полонез, менуэт. Французское Просвещение (Вольтер, Руссо, Дидро),! выступая против аристократии и абсолютизма, отвергало $ и их порождение — придворный балет. Критике подвер-| гались украшательство, культ бездумного развлечения,,< фривольность, штампы, рутина. В XVIII в. танец обретает развитую сюжетно-драмати-^ ческую эмоциональную основу, что способствует развитию | балетного искусства. В России первое танцевальное представление «Балет^ об Орфее и Евридике» было поставлено в 1673 г. Музыка| Чайковского, творчество балетмейстеров Ш. Дидло и М. Пе-; типа, танцевальное искусство А. Истоминой и А. Павло-. вой сформировали самобытную школу русского балета. Отечественный балет продолжил традиции прошлого в творчестве Нижинского, Улановой, Лепешинской, Нуриева, Плисецкой, Чабукиани. Одухотворенность танца («душой исполненный полет») — особенность русского балета. В современном балете хореография органически связана с действием; это не украшение сюжета танцевальными номерами, а воплощение его через интонированную пластику человеческих движений. Современные бытовые молодежные танцы: в середине XX в. — фокстрот, румба, танго, в 60-х гг. — твист, рок-н-ролл, летка-енка, далее принципом молодежного танца стала вседозволенность ритмических движений, порою с элементами акробатики под громкую выразительно ритмичную музыку. Фотография 7 января 1839 г. изобретатель Л. Дагер впервые публично продемонстрировал перед французскими учеными и художниками изображения, полученные на серебряных пластинках. Это были снимки-миниатюры: вид Лувра, башни собора Парижской Богоматери, набережная Сены, мастерская художника. Была открыта светопись, воспроизведение предметов с помощью использования законов оптики и химии. Так художник Дагер совместно с изобретателем гелиографии Ж. Ньепсом положили начало фотографии. Сразу же возникла проблема взаимоотношения фотографии и искусства. По поводу светоизображений художник П. Деларош представил записку в Академию наук, в которой подчеркивал возможности, открываемые фотографией перед искусством: «Живопись умерла с этого дня». Немецкий журнал «Kunstblatt» придерживался противоположного мнения: «Вообще говоря, открытие фотографии имеет высокое значение для науки и весьма ограниченное для художества». А. Ламартин по поводу первых фотоснимков сказал: «Это — искусство, призванное со-тРудничатъ с солнцем!» Ныне фотография стала видом искусства со своими специфическими особенностями. Фото способно осуществить желание гетевского Фауста, за ко-
Фотоискусство — создание химико-техническими оптическими средствами зрительного образа документаль ного значения, художественно выразительного и с достоверностью фиксирующего в застывшем изображении су. щественный момент действительности. Документальность — «золотое обеспечение» фото, запечатлевающего навечно факт жизни. Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки переносятся из сферы действительности в сферу художественную. С развитием техники и мастерства фотообраз стал передавать и активное отношение художника к объекту (через ракурс съемки, распределение света и теней, через передачу своеобразного «фотопленэра», то есть воздуха и рефлексов, отбрасываемых предметами, через умение выбрать момент съемки). Фотография обрела цвет и стоит на пороге объемного, голографи-ческого изображения мира, что расширяет ее информативно-изобразительные и художественно-выразительные возможности. Кино — дитя XX в. Его появление обусловлено достижениями науки и техники в области оптики, химии, электро- и фототехники, физиологии зрения (открытие способности сетчатки глаза десятую долю секунды сохранять впечатление). Рождение кино нельзя объяснять только техническими и научными достижениями. Его появление и развитие стимулировали социальные особенности новейшего времени: потребность художественно осмыслить общее нарастание динамики жизни, расширение и углубление взаимозависимости самых разных процессов (быстрое перемещение действия в географическом пространстве; связь событий происшедших в одном конце земного шара, с событиям! в других его концах; взаимодействие человека с различ^ ными сферами действительности), вовлечение в историчео кие действия огромных людских масс (Первая и Втора* мировые войны, 1917 год и Гражданская война в России) пебность в раскрытии духовной жизни человека, пото-а его сознания и каскада действий. В создании предпосылок рождения кино — достиже-яя традиционных искусств. Роман Нового времени (Баль-Стендаль, Толстой, Достоевский) сочетает видение мельчайших подробностей с широким эпическим охватом действительности, выделяет крупный и общий план; развитие сюжета в нем идет путем «монтажа» кусков повествования. Широкий жизненный подтекст пьес Ибсена и Чехова, совершенствование актерской техники, открытие Станиславским связи физического действия с внутренним состоянием человека, — все это сказалось на выразительных особенностях кино и развитии его как искусства. В художественной подготовке кинематографа приняли участие также живопись и графика. Живопись открыла разные планы в изображении действительности, использовала крупный план, научилась выделять «стоп-кадр» и строить внутри него художественную композицию. Изобразительное искусство стремится зрительно передать динамику движения народных масс (Суриков, Репин), острохарактерные профессиональные движения людей (Дега), взаимопроникновение света и тени (Ренуар, Моне). В графике получает развитие изорассказ (комиксы, например), в котором события сюжетно развертываются во времени. Все это подготавливало и формировало художественно-изобразительное мышление кино. Среди искусств не существует иерархии. Кино превосходит театр, литературу, живопись в создании зрительных подвижных образов, способных широко охватить современную жизнь во всем ее эстетическом значении и своеобразии. Кино передает динамику эпохи; оперируя временем как средством выразительности, оно способно передать стремительную смену событий в их внутренней логике. Вместе с тем кино во многих отношениях уступает Другим искусствам. Так, непосредственный контакт и обратная связь актера с аудиторией — преимущество теат-Ра, а способность «остановить мгновение», документально запечатлеть для длительного обозрения существенное событие — преимущество фотографии. Кино по своей природе синтетическое искусство: в
тетика
Кино непосредственно опирается на возможности техники. Сама специфика кино подвижна и меняется с открытием и развитием новых технических и художественных средств. Вначале кино существовало как Великий немой. Изобретение фотозаписи позволило записать синхронно звук и зрительный образ. Первые звуковые фильмы появились в 1928 г., но кино с трудом художественно осваивало звук. «Самоубийством кино» назвал Чарли Чаплин статью, посвященную звуковому фильму. «Огни большого города», «Новые времена» Чаплин снимал как незвуковые фильмы. Он боялся, что звук принесет на экран дурную театральщину и исчезнет специфика кино. Однако кризис, связанный с переходом к звуковому кино, был преодолен, звук был освоен как собственно кинематографическое художественное средство. Звук обогатил кинообраз словом и музыкой, которая стала не сопровождением, не дополнением зрительных впечатлений, а средством создания единого зрительно-слухового образа. От Великого немого — к звуковому кино, от звука — к цвету, к стереоскопии и стереофонии широкого экрана, к синераме, а в будущем к еще большему художественному освоению трехмерного пространства с помощью голографии, дающей объемную проекцию — этапы расширения художественных возможностей кинематографа. Для кино характерно не столько словесное, сколько зрительное действие, киносценарий во многом ближе не к драме, а к эпосу (повести, роману). Киносценарист свободен от ограничений сцены, и ему доступно любое событие, как бы масштабно или мелко оно ни было, какими бы грандиозными размерами во времени и пространстве оно ни обладало. Сцена кинематографа — весь мир; действие может быстро перемещаться во времени и пространстве. Кино поистине всемирно. В его совершенствование внесли свой вклад разные нации. После художественных открытий С. Эйзенштейна в фильме «Броненосец «Потем- монтаж во всем мире называют «русским монта-Л*"м». американскому же режиссеру Д. Гриффиту принад-лсит открытие крупного плана. Русский кинематогра-гЬист Дзига Вертов раскрыл особенности «киноглаза» (кинозрения). Шведский режиссер Бергман сделал кинофотогеничным подсознание. Итальянские кинорежиссеры — М Антониони освоил пастельный колорит в цветном кино и сделал цвет способом выражения духовного состояния, а ф. Феллини зрительно материализовал память и мысли человека. Русский режиссер Андрей Тарковский научил кино проникать в загадки и тайны человеческого бытия. Богаты художественно-языковые средства (семиотика) кино. В их числе монтаж (дает качество и характер видения объекта, помогает выделить главное в нем, раскрывает связь между явлениями), ракурс (смена угла зрения на фиксируемое кинокамерой событие), планы — крупный, средний, общий (подвижность расстояния между зрителем и зрелищем). Крупный план становится самостоятельным приемом выделения предмета как смыслового знака. Съемка с движения — также одно из семиотических средств кино. «Первоэлемент» кинообраза — кадр фиксирует предмет внимания художника; делает упор не на то, как видит мир художник, а на то, что он видит. Единица художественного высказывания в кино — монтажная фраза (в немом кино часто сопровождалось титром, а в звуковом — ей сопутствует кадр-эпизод). Монтаж создает в киноречи «акценты», выделением которых и планируются кинофразы, строящиеся или от детали к общему плану, или от общего плана к детали. Монтаж — первая форма синтаксиса в фильме. Французский теоретик кино Ж. Митри пишет: «...никакой монтаж не изменит самих вещей, но ритм и порядок, который им придается, их кадрирование, их положение в «поле» делают их «другими», хотя при этом они остаются тем, чем являются, — своего рода жертвами собственной репрезентации» (Митри. 1984. С. 33). Благодаря монтажу вскрывается смысловая связь кадров и передается ритм движения Жизни, внутреннее состояние героя. Временной образ кино обладает своим темпоритмом, определяющимся и актерским поведением, и монтажом,
Грамматика киноязыка, по П. Пазолини, выглядит следующим образом: язык кино начинался с актерской выразительности. Позже возник собственно киноязык — система планов, движение камеры, ракурс съемки, пассивность или активность кинокамеры по отношению к объекту съемки; монтаж как способ связи кадров. Ю. Тынянов писал: «Движение в кино существует не само по себе, а как некоторый смысловой знак» (Тынянов. М., 1977. С. 322). Современный кинематограф овладевает такими высокими открытиями других видов искусства, как система Станиславского, метод психологического анализа, поток сознания, интеллектуализм. Мысль человека, его внутренний психологический мир стали фотогеничны. Киноискусство прочно вошло в сокровищницу мировой цивилизации. Вершины кино стали вровень с вершинами мировой литературы, живописи, скульптуры. Возможности дальнейшего прогресса кинематографа неисчерпаемы. Кино — искусство зрительных подвижных образов, создаваемых на основе достижений современной химии и оптики, искусство, обретшее свой язык, широко охватывающее жизнь во всем ее эстетическом богатстве и синтетически вбирающее в себя опыт других видов искусства. 4.13. Телевидение Как определить телевидение? Что это? Кино на дому? Зрелище? Тип журналистики? Новый вид искусства? Одни азывают его «одноглазым монстром», другие — «ящи-м Грез», третьи — «восьмым чудом света». Что это — новинка техники или эстетики? Телевидение — средство массовой видеоинформации, способ трансляции других искусств и новый вид искусства, способный передавать на расстояние эстетически переработанные впечатления бытия. По своей массовости телевидение сегодня обогнало кино. На земле сейчас действуют тысячи передающих и ретранслирующих телестанций. Это меняет даже некоторые космические показатели нашей планеты, приближая ее радиохарактеристики к звездам-гигантам. Никакой другой культ не может собрать столько разномыслящих приверженцев, как телевидение. Социальная ценность телевидения в его аудио- и видеоинформативности. Телепередачи осуществляются с земли, из-под земли, из-под воды, с воздуха, из космоса. Телеглаз видит и там, где глаз человека не видит. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Эта старинная поговорка сегодня неожиданно раскрывает преимущества телевизора перед радио и частично отвечает на вопрос, почему телевидение обрело статус нового вида искусства. Каковы выразительные и изобразительные особенности телевидения? Телеэкран дает изображение на просвет, имеющее поэтому несколько иную фактуру и иные законы освещения, композиции, чем на киноэкране. Свет — сильнейшее средство выразительности на телевидении. Ракурс восприятия предметов, телемонтаж, движение камеры и приближение предмета изображения дают телевидению большие возможности художественной выразительности. Для телевидения характерно сочетание ритмически плавного, «спрятанного» монтажа с его неожиданным сбоем, перебросом на новый объект внимания. Телевидение, при всей его фактографичности, близости к натуре, хроникальности, способно отбирать жизненный материал и интерпретировать его. Вместе с тем оно таит в себе угрозу стандартизации мышления людей. «Массовое потребление» одинаковой духовной продукции, если ее качество низко, способно вызывать шаблоны и штампы в общественном сознании. Важен эстетический вектор передач и их художественный уровень.
10-4 I
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|