Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие эстетического знания




Под эстетическим знанием в классическом понимании имеют в виду рассуждения, представления, теории и учения о чувственно-духовном восприятии мира, сущности красоты, многообразных формах ее проявления в действительности и в искусстве.

Возникновение эстетического знания обусловлено становлением человеческого мышления, речи и культуры общения, но главное — самосознанием человека. Значительное место в самосознании играло мироощущение, определяющее специфику картины мира и влияющее на виды приоритетных форм деятельно^™..

Мироощущение - это комплекс преобладающих переживаний человека, возникающих у него при осознании себя частью мира.

Эстетическое знание является частью мироощущения и одноврем^,.,п обусловлено его спецификой. Мироощущение связано с формированием у человека определенного отношения к миру, окружающему его. Мироощущение, как правило, сопровождает миропонимание.

Миропонимание (мировоззрение) — это система представлений человека, выражаемая в его взглядах на мир, закрепленная в религиозной, художественной или научной картине мира.

Каждая культурная эпоха существования человечества создает свое миропонимание и имеет свое мироощущение. Если миропонимание связано с развитием мышления человека, его рациональной деятельностью,


то мироощущение тяготеет к осознанно-духовной чувственности. Миропонимание и мироощущение образуют картину мира.

Картина мира - это модель, создаваемая человеком, в которой он описывает и объясняет среду своего существования, отличающаяся целостностью отражения многообразия мира и смысловой роли человека по отношению к нему, закрепленная в какой-либо конкретной форме.

Все культурно-историческое развитие человечества можно представить как смену процессов разрушения картин мира и возникновения новых. В научной теории XX века возникло такое понятие, как менталь-ность. Его ввели историки французской школы, определив как способ видения мира и уровень сознания, при котором мысленное восприятие наполнено эмоциональным содержанием. А. Я. Гуревич подчеркивал, что ментальность является обобщенным способом восприятия мира, специфической манерой чувствовать и думать, характерной для людей определенной эпохи.

Ментальность воплощается с помощью разного рода знаковых систем, комплекс которых был назван М. Ю. Лотманом семиосферой. Ментальность охватывает психологическую способность человеческого сознания моделировать в себе воспринимаемую реальность, кодировать ее в комплексе знаковых систем.

Ментальность - феномен коллективности человека, являющийся результатом унификации способов мировосприятия, мироощущения, миропонимания. Он проявляется в разных направлениях человеческой деятельности и ее результатах.

Еще историки-анналисты отмечали, что ментальность может проявляться на трех уровнях: быстротечном, среднем и длительном. Поэтому каждый человек имеет многоуровневую и необычайно сложную картину мира, которая в разных жизненных ситуациях распадается на отдельные картины, но при этом стремится к целостности и завершенности. С этой позиции можно утверждать, что картина мира воплощает в себе скоординированные семиотические воплощения, обладающие изменчивостью и динамикой, как в онтогенезе, так и в филогенезе.

Эстетическое знание, являющееся частью мироощущения человека, так же как и картина мира, динамически изменчиво по обоим направлениям развития. Оно начинает оформляться теоретически во времена древних культур и носит скорее прикладной, чем фундаментальный характер.

Большинство богов древних культур представлялись как носители идеала красоты, а религиозные культы были наполнены прекрасным. Например, в Месопотамии специально обученные жрецы аккомпанировали молящимся игрой на лирах, арфах, цимбалах, флейтах и других инстру-

ментах. В Малой Азии существовал культ богини зари Анахиты - прекрасной девы, облаченной в золотистый плащ с короной, державшей в руке ритуальную ветвь. В древних религиозных системах Индии есть описание рождения богов из цветов, сопровождающееся, как правило, прекрасными светом, музыкой и ароматами. Например, в цветке рождается Брахма, который и создает новый мир. Все это говорит о том, что прекрасное для человека в древности обожествлялось.

Безобразными свойствами человек наделял злых духов, которые имели не только ужасающий вид, но и распространяли неприятный запах, извергали устрашающие звуки и т. д. Однако безобразное в мире богов не проклиналось, не отвергалось, а считалось скорее проявлением естественного. В качестве примера можно привести египетского бога Сета, отличавшегося злобностью, жестокостью и мстительностью. Его олицетворением была свинья, именуемая «отвращением для богов» и при этом он считался богом-покровителем царской власти. Дело в том, что жестокость Сета связывается с тем, что он - бог пустыни, которая выступает враждебной природной силой для человека. Все это позволяет предположить, что безобразное существовало для человека в древности, но считалось проявлением естественности мира.

Однако существующее в древности эстетическое знание было интуитивным, строилось на догадках, представлениях и активно тяготело к практической деятельности.

Уже на заре становления человеческого мышления эстетическое знание существовало в разных формах:

• знание о мире и миропонимании, проявляющееся на бытовом уровне;

знание о законах мироощущения и миропонимания, оформленное в виде теоретических трактатов и учений о канонах художественной деятельности.

Оформление эстетического знания в стройную систему произойдет только в XVIII веке. Но и сегодня говорят о бытовом эстетическом знании, которое существует и развивается за рамками научных исследований и разработок. Оно проявляется в самых элементарных представлениях практически любого человека о том, что красиво и что некрасиво, какой поступок или ситуацию можно назвать смешной или трагической и т. д. Бытовой уровень эстетического знания формируется в основном в семье в детский период жизни.

В эстетическом знании проявляется стремление человека осознать мироощущение. Осознавая свое переживание отношений к отдельным предметам или явлениям окружающего мира, он обретает целостность мироощущения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных