Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Подходы к определению эстетики как науки




Проблемное поле современной эстетики достаточно широко и при этом рамки его подвижны и прозрачны. Кроме того, в самой эстетике в разные исторические периоды происходит изменение актуализации тех или иных вопросов и тем. Поэтому существует проблема определения эстетики как науки.

Среди основных концепций эстетики как науки можно выделить следующие:

• наука о прекрасном;

• наука об искусстве;

• наука об общечеловеческих эстетических ценностях;


• общая теория эстетической деятельности;

• теория эстетического освоения действительности;

• теория эстетической культуры.

Утверждение, что эстетика - это наука о прекрасном, является правильным, но оно исключает из области эстетического безобразное. А ведь тема безобразного активно разрабатывается не только в эстетических теориях, но и представлена в художественной деятельности разных исторических периодов и особенно в искусстве XX века. Если мы останавливаемся на определении эстетики как науки об искусстве, то тем самым отказываемся от исследования эстетических оснований действительности, человека и человеческих отношений. Акцентирование аксиологической направленности эстетики ущемляет ее онтологический и гносеологический аспекты. Выделение направленности на теорию эстетической деятельности или эстетической культуры не только принижает роль таких важных проблем, как художественное или историческое в эстетике, но и снижает значимость прикладной эстетики. Поэтому ни одна из приведенных концепций не представляется полной или универсальной. Современная эстетика как наука представляет собой комплексное знание, включающее в себя всю совокупность данных подходов.

Только комплексный подход может способствовать не только пониманию специфики эстетики как науки, но наиболее полному представлению современной картины состояния эстетики и обеспечению возможности заглянуть в ее перспективы.

Соотношение понятий «эстетическое», «художественное» и «искусство» в эстетике

/Для того чтобы наиболее полно отразить сущность предмета эстетического знания, необходимо прежде всего разграничить понятия «эстетическое», «художественное» и «искусство». Это обусловлено тем, что в современной науке часто происходит синонимическая подмена этих понятий, что вносит некоторую неточность и путаницу.

О. А. Кривцун в своей работе «Эстетика» пишет: «Все чувства приобретают эстетический статус лишь тогда, когда обозначаемое ими содержание оказывается соответственно оформленным, начинает действовать на художественной территории, когда эмоциональное переживание выражает себя через произведение искусства, придающее ему эстетическое измерение, выразительность, структуру, рассчитанную на определенный эффект» (Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000. С. 7). Позволим себе не согласиться с автором этого высказывания. Такой

подход позволяет утверждать, что нет прекрасного в природе, в жизни, в человеке. В данном случае художественное практически отождествляется с эстетическим, а эстетическое вне художественного приравнивается к области психической реакции или эмоциям человека. Проблема очевидна: до сегодняшнего дня происходит подмена и смешение понятий «эстетическое», «художественное» и «искусство».

Существует ли эстетическое переживание вне искусства? Несомненно существует. Ведь мы способны переживать чувство прекрасного, гладя на цветы или природный ландшафт. Горы способны вызвать в нас V переживание возвышенного. Поступки человека могут нами оцениваться как низменные или трагические. Эстетически мы можем воспринимать и переживать как любой природный, естественный объект (цветы, деревья, горы, камни, животных и т. д.), так и результат человеческой деятельности (произведения искусства, одежду, мебель и др.). Кроме того, эстетическим объектом может стать другой по отношению к нам человек. Эстетически воспринимать, наконец, человек может и сам себя.

Другая крайность - отождествление эстетической реакции с эмоциями. Переживание прекрасного может сопровождаться разными эмоциями: тихой радостью, улыбкой, умиротворенной созерцательностью, возгласами восторга и т. д. Эстетическое чувство нельзя приравнивать не только к эмоции, которая физиологически и психически воплощает внутреннее переживание человека, но и к физическому чувству, ощущению вообще. Чувство на физиологическом уровне — только предпосылка и основание эстетического чувства. Эстетические чувства в полном смысле обусловлены духовным становлением человека как личности.

Эстетическое переживание может закончиться на осознанно-чувственном уровне. Переход эстетического переживания в художественную область связан с рождением художественного образа, возникновение которого требует воплощения в художественную форму. Художественное воплощение отличается от эстетического тем, что в нем содержится смысловая направленность, символически оформленное знание, мысль автора, предполагающая понимание другими. Только тогда эстетическое перерастает в художественное, которое, приобретая законченность и воплощение, становится искусством.

Художественное как понятие включает в свою очередь не только само искусство, но и процессы и явления, связанные с художественным творчеством или с художественным восприятием. Например, репетиция театрального спектакля есть художественное явление, но это еще не само искусство, а только предпосылка его. Но спектакль, исполняемый артистами на сцене, - это уже художественное, ставшее искусством.

Способность человека определить жанр или стиль произведения искусства не является искусством, но принадлежит при этом области худо-


жественного (как художественная образованность). Художественное приближает к человеку то, что эстетически привлекает его в воспринимаемом мире. Непонятное делается чуть-чуть понятнее, чужое чуть-чуть своим. В художественном всегда присутствует эстетическое. Без эстетического художественное теряет свою ценностную значимость.

Искусство - самое узкое среди названных понятий. Оно является законченным результатом эстетического переживания и художественного воплощения. Искусство включает в себя как эстетическое, так и художественное. Искусство немыслимо без эстетического переживания точно так же, как оно немыслимо вне образности художественного воплощения. Художественное в искусстве представлено мастерством, эстетическое -способностью воплощать переживание и вызывать его у других. Искусство, лишенное эстетического, перестает дарить людям удовольствие от своего восприятия. Искусство, лишенное художественного, перестает удивлять своим совершенством, перестает быть объектом духовного поклонения. Искусство как проявленное эстетическое в художественном само становится предметом эстетического и художественного отношения.

Современное искусство переживает значительные качественные изменения, которые во многом связаны с новым соотношением понятий «эстетическое», «художественное» и «искусство». Сегодня искусство не только реализует эстетическое и художественное, но и выходит за их рамки, в результате чего рождается антиискусство, не обладающее ни эстетическим, ни художественным. Пример тому - некоторые зрелищные «образцы». Такое антиискусство лишено требовательности к мастерству, а значит, лишено художественности. В нем нет смысловой наполненности и претензии на талантливость автора. Современная техника и компьютерные технологии создают ситуацию вседоступности (музыку можно создавать, не имея даже элементарной музыкальной грамотности).

Но выход эстетического за рамки художественного имеет не только негативный, но и позитивный характер. Именно сегодня мы все больше говорим об эстетике быта, повседневности, внешности, поведения. Наконец, порождением такого расширения сферы эстетического стал дизайн, который в современной культуре представлен самыми широкими направлениями: от дизайна конкретных вещей до дизайна рекламных роликов. Эстетическое все больше наполняет человеческое существование, проникая в самые отдаленные уголки его бытия. Возможно, не случайно современные культурологи все чаще говорят о глобальной эстетизации человеческой культуры, которая начинает свой отсчет с начала XX века.

Эти процессы не только создают новое искусство, но и способствуют коренному преобразованию всей среды человеческого существования, а также смене мироощущений. Поэтому можно утверждать, что не

Только соотношение эстетического и художественного для искусства сегодня становится одной из самых актуальнейших проблем в эстетике. Скорее приходится говорить о проблеме определения уровня эстетического в художественном, в искусстве и других культурных феноменах.

Вопросы и творческие задания

1. Почему эстетика как наука оформилась только в XVIII веке? Кто является ее основателем?

2. Какие существуют подходы к определению эстетики как науки?

3. В чем недостатки этих подходов?

4. Как соотносятся понятия «эстетическое», «художественное» и «искусство»?

5. Составьте подборку определений эстетики как науки, существовавших в разные исторические периоды и принадлежащих разным философам.

Темы для рефератов

1. Александр Баумгартен - основатель эстетической науки.

2. Искусство как эстетический феномен.

3. Проблема соотношения понятий «эстетическое» и «художественное» в работах советских философов.

4. Донаучный и научный этапы становления эстетики.

5. Эстетизация внехудожественной сферы в современной культуре.

6. Эстетика рекламы.

7. Эстетика обыденного.

8. Искусство как проявление эстетического в учении В. Соловьева.

Советуем прочитать

1 Каган М. С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997.

2. Эстетические исследования: Методы и критерии. - М., 1996.

3. Эстетический логос: Сб. ст. / Ред. кол.: К. М. Долгов и др. - М.: Изд-во АН СССР Ин-та философии, 1990.

4. Гулыга А. В. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Волхонке. -СПб., 2000.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных