Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность и специфика эстетического отношения к миру




Основным понятием, определившим и ограничившим предметное поле эстетики как научного знания, стало понятие «эстетического отношения» (М. С. Каган).

Отношение взаимосвязь различных величин, предметов, действий, определяемая и проявляющая себя через сопоставление или сравнение.

Отношение может характеризоваться как связь объекта и субъекта. Отношение рассматривается как однонаправленное взаимодействие: от субъекта на объект. Субъектом отношения может быть, например, конкретный человек, группа людей или человечество в целом. Объектом отношения может выступать природное явление, конкретная вещь, другой человек, ipyima людей и т. д.

Эстетическое восприятие мира носит универсальный характер: все, что окружает человека, может быть предметом его эстетического отношения. Эстетическое восприятие мира как бы растворено в самой повседневности. Причем эстетические ориентации и предпочтения, возникающие в результате отношений человека с миром, проявляются в основном неявно. Человек не может на каждом шагу задумываться и анализировать, почему ему что-то нравится или нет. Поэтому эстетическое отношение в некотором смысле - трудно постигаемое разумом явление. Но с другой стороны, эстетическое отношение - это начало структурирования и упо-

рядочивания мира, так как именно эстетическое переживание для любого человека является наиболее очевидным критерием в условиях выбора.

Эстетическое отношение является проявлением и формой бытия культуры, так как эстетические предпочтения каждого человека обусловлены не только его индивидуальностью, но и той культурной средой, к которой он принадлежит. Отношение раскрывает и проявляет характер связи, существующей или возникающей между субъектом и объектом. Поэтому само отношение можно рассматривать как соотношение свойств субъекта и объекта в процессе их взаимодействия.

Объект эстетического отношенияобладает рядом формальных признаков: цвет, запах, пропорции, симметричность, геометрическая форма, и т. д. Эти признаки могут восприниматься и оцениваться субъектом на разных уровнях: теоретическом, утилитарном и эстетическом. Утилитарный уровень восприятия связан с физиологическим реагированием и биологическими проявлениями человека как живого организма. Теоретический уровень характеризует сознательные процессы и обусловлен рациональной деятельностью человека. Утилитарный и теоретический уровни -это крайние полюса разных проявлений отношений, возникающих между субъектом и объектом. Между теоретическим и утилитарным уровнями отношения человека и мира возникает уровень эстетического отношения, который соединяет в себе чувственное и разумное начало человека, как субъекта восприятия.

Признаки объекта можно представить также в виде системы, расположив их по принципу существенности, важности для проявления его сущности. Наше восприятие начинается с реагирования на проявление отдельных признаков объекта (явление). Например, в сумерках вначале человек видит лишь цветовое пятно, потом форму предмета, признаки принадлежности данного предмета или явления к какому-либо виду или классу, физические характеристики и, наконец, целостное узнавание объекта. Таким образом, процесс познания начинается с восприятия явления, а потом сущности, а не наоборот.

В произведении искусства соответствующей парой понятиям сущность и явление будет пара содержание и форма. Поэтому, воспринимая произведение искусства, мы вначале воспринимаем составляющие его формы, которые, объединяясь в систему, позволяют судить уже о содержании данного произведения искусства.

Иногда конкретный признак эстетически воспринимаемого объекта может восприниматься отдельно. Слушая музыку, исполняемую на каком-то инструменте, нас может захватить особая теплота тембра, оставив в стороне нашего восприятия все другие характеристики воспринимаемой музыки.

Однако характер взаимодействия может быть разным и представляться в разных формах: от теоретического до практического (утилитарного).


Утилитарное отношение является первым признаком возникшего контакта субъекта с объектом — внутреннего и внешнего. Оно представлено чувственной реакцией субъекта на биологическом уровне. Далее происходит осознание субъектом своих ощущений. Это более сложный процесс, включающий в себя уже не только чувственно-биологическую, но и рациональную реакцию. В данном случае отношение в основном носит еще утилитарный характер.

На следующем этапе осуществляется то, что было названо гениальным Аристотелем катарсисом (переход одного в другое, качественное изменение переживаемого). Это качественное изменение и определяет переход утилитарного в эстетическое. Чувство биологического характера становится духовным. Воспринимаемое не просто рационально-теоретически оценивается, но приобретает новое качество. Признаком этого может быть возникновение реагирования субъекта на личностном уровне. Человек воспринимающий получает возможность реагирования на воспринимаемое с позиции проявления в себе Человеческого, высшего духовного начала. Поэтому эстетическое отношение связано с приобщением индивида к духовным ценностям и возможностью реализовать в мире свой личностный потенциал. Это такое отношение человека к воспринимаемому объекту, когда чувственная реакция соотнесена с критерием эстетической оценки. Эстетическое отношение - это результат соотнесения желаемого и реально воспринимаемого. При этом в эстетическом нет конкретно утилитарного, так как эстетическое отличается незаитересо-ванностью (И. Кант) или бескорыстием (Н. Чернышевский), в то время как утилитарное - проявление высшей практической заинтересованности субъекта в объекте.

С другой стороны, эстетическое не содержит в себе конкретно теоретического, так как эстетическое отношение отличается переживаемостью, а не осмысляемостью. Поэтому выделять в эстетическом отношении отдельно теоретическое и утилитарное бессмысленно, так как оба уровня синтезированы в нем в новое качество, характеризуемое как осознанное наслаждение.

Субъект эстетического отношения выступает как единство рационального и эмоционального, разума и чувства. У субъекта, как и у объекта, можно выделить наиболее существенные характеристики эстетического восприятия, которые также можно выстроить в определенной иерархии: ощущение, восприятие, представление, понятие.

Когда говорят о субъекте эстетического отношения, то имеют в виду его духовную и физическую стороны. Эстетическое отношение включает в себя сплав чувственного, интуитивного и рационального. Своеобразие этого комплекса определяет особенность человеческой личности и является основанием его эстетического реагирования на объект восприятия.

Рациональное в человеке во многом обусловлено спецификой его духовного своеобразия (идеальное). Чувственное же в человеке в большей мере представлено его физиологическими возможностями (реальное). Интуитивное обусловлено способностью человека предугадывать, образно моделировать желаемое. Человеку, как субъекту эстетического отношения, свойственно переживать разные состояния, иногда тяготеющие к рационально-духовному полюсу, а иногда — к физиологическому.

Поэтому можно считать, что эстетическое отношение имеет одно важное отличительное условие своего осуществления - оно носит незаинтересованный характер. Эстетическое отношение обеспечивает и реализует переход чувственно-биологического переживания в духовную область. Восприятие объекта связано с процессами перехода реагирования на его отдельные характеристики к рациональному осознанию объекта как целостности или чувственного реагирования на конкретный признак к сознательно-смысловому (рациональному) их осмыслению.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных