Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные сферы эстетической деятельности




Необходимым элементом эстетической культуры является эстетическая деятельность. Ведь эстетическое отношение к действительности представляет собой не только созерцание и оценку, но и некую форму практики. Эстетическая деятельность многообразна, она не сводится только к созданию произведений искусства.

Эстетика природы

В сегодняшнем мире немаловажное значение приобретает и эстетическое начало в деятельности по отношению к природе. Красота окружающего мира с давних пор поражала воображение человека и привлекала внимание художников. Но на современном этапе прекрасное отношение к природе подразумевает не только любование ею, но и гармонизацию взаимодействия: бережное использование, ненавязчивое изучение. Эстетически выверенным становится отношение к природе не как «внешней среде», а отношения с природой как живого с живым.

Эстетическая значимость природных предметов и явлений открывается человеку по мере их материального и духовного освоения, то есть по мере того, как посредством труда он преобразует природу, ставит ее силы на службу своим потребностям. Красота природы открывалась человеку постепенно. На ранних этапах его становления природа была настолько неприступной и чуждой, что оставалась закрытой для эстетического освоения. Красота природы для человека состоит не в чисто внешней формальной красивости ее явлений, а в выражении в природных явлениях положительного человеческого содержания. Красота природы воспринимается в рамках господствующего эстетического идеала. Если в XVII-XVIII вв. при французском дворе сформировался идеал «подстриженной», «украшенной» природы, что нашло отражение в искусстве классицизма, то под влиянием Ж. Ж.Руссо сложился идеал гармоничной и умиротворенной природы, противостоящей искусственности и порочности цивилизации. Романтическое искусство начала XIX века воспевало, напротив, дикую, необузданную природу, противостоящую обыденности буржуазной жизни.

В ХХ веке под влиянием экологических проблем эстетическая значимость природы была вновь переосмыслена, появились основы экологической эстетики. Она утверждает, что подлинное чувство прекрасного рождает не внешняя красота природы, не знание законов ее функционирования, а красота процесса гармонического взаимодействия человека с окружающей средой.

Природа как эстетический объект обладает самоценностью, и все в ней заслуживает охраны. Безобразное в ней не исключается, если оно порождено не деятельностью человека, а есть лишь следствие естественного нарушения жизненных процессов: заболевания животных и растений, разрушения в результате стихийных бедствий. Таким образом, объективным источником ощущения красоты в природе выступает гармоническая взаимосвязь ее явлений. Нарушение этой взаимосвязи, пресекание жизни порождает ощущение безобразного, дисгармоничного, уродливого. Воспитание эстетического отношения к природе – своеобразный барьер на пути совершения насилия над ней в угоду материальным эгоистическим потребностям.

Эстетика труда

Трудовая деятельность – важнейший вид общественно значимой активности человека. Именно в труде и через труд человек получает наиболее широкие возможности ощутить себя участником общественного бытия, испытать чувство гордости и радости за красиво сделанную работу, насладиться красотой произведенного продукта.

Труд и человеческое понимание красоты с давних пор связаны друг с другом. Человеку с давних времен свойственно стремление к доведению до совершенства производимых изделий. Пожалуй, именно орудия труда стали первыми вещами, которые человек подвергал эстетическому совершенствованию, старался сделать их максимально удобными, легкоуправляемыми и высокопроизводительными. Все эти компоненты входят в понятие красивой вещи, являются эстетически значимыми.

В середине XIX века рядом представителей эстетической мысли было выдвинуто требование эстетического освоения условий и продуктов материального производства, создание «производственной эстетики», «эстетики труда». В частности, ее проявлением стало возникновение дизайна – проектирования эстетического облика промышленных изделий. Творческая деятельность дизайнеров призвана обеспечить высокую функциональность изделий в соответствии с общественными потребностями. Однако красота вещи не сводится к высоким потребительским качествам, она связана с духовным удовлетворением от вещи, которое способно оказывать обратное положительное влияние на материальные процессы.

В круг социальных требований эстетики труда входит обязательное соответствие производимых изделий общественно необходимым потребностям. Эстетика предполагает формирование социально-эффективной, экологически безопасной и экономичной производственной и предметно-бытовой среды.

Прекрасными могут быть не только результаты труда, но и сам процесс. Не случайно мы с восхищением наблюдаем за действиями человека, мастера своего дела, и говорим, что он «красиво работает». Красота в труде возникает не только из-за его морального «желания работать», трудолюбия, но и благодаря умению работать, сноровке, целесообразности действий. Такая работа оказывается не только эффективной, но и радостной, самоценным занятием, которому человек может предаваться «из любви к искусству».

В комплекс требований к современному процессу производства эстетика включает наработки эргономики – науки, изучающей трудовые процессы с целью создания оптимальных условий деятельности человека при обязательном обеспечении необходимых удобств, сохранении здоровья и работоспособности работника.

Наконец, предметом анализа эстетики труда являются эстетические требования к культуре производства, которые придают последнему не только материальное, но и духовно значимое наполнение. Эстетические достоинства производимых изделий предполагают соответствие их формы духовным ориентирам общества и человека.

Воплощение эстетического идеала в изделиях материального производства обладает рядом особенностей. Во-первых, форма предметов должна отвечать требованию единства функции и материальной основы. Эстетически полноценными становятся только технически совершенные изделия, экономичные и удобные в эксплуатации. В этих характеристиках – мера проявления полезности, целесообразности и красоты. Во-вторых, важно совершенство производственного исполнения изделия, качественная реализация дизайнерского замысла, художественно-конструкторского проекта. В третьих, изделие в композиционном отношении должно являть собой органическую связь пропорционального, масштабного и ритмического строя с системой унификации его отдельных узлов и деталей. Эстетически значимыми являются такие его свойства как вариативность элементов формы, позволяющие гармонично сочетать изделия с другими предметами.

Задачи технической эстетики не ограничиваются соответствующим оформлением продуктов труда. Большое значение имеют разработки по созданию оптимальных условий для творческого высокопроизводительного труда. Достижение этой цели эстетика связывает с активным внедрением в труд художественного начала. К оформлению производственных помещений и разработке новых инструментов привлекаются художники-конструкторы, учитывающие рекомендации физиологов, врачей, гигиенистов и других специалистов. Как показывают многочисленные исследования, соблюдение эстетических рекомендаций позволяет достигать весомого роста эффективности производства, эстетизирует его, делает производственную среду более человечной, приносящей людям радость.

Отдельно следует упомянуть красоту интеллектуального труда, для которого эстетика мышления является несомненным признаком истинности.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных