Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В современной школе




Эстетическое воспитание и образование осуществляется во всех сферах человеческой жизни – в труде, в быту, в спорте, в учении, в искусстве. Особое место занимает эстетическое воспитание в системе образовательных учреждений – детском саду, общеобразовательной и профессиональной школах, вузе, семье. Оно становится делом всего педагогического коллектива, всей учебной и внеучебной жизни школы. Эстетическое воспитание и образование имеет в виду широкое ознакомление ребенка с достижениями мировой культуры, с культурными ценностями человечества.

Эстетическое отношение, которое формируется в человеке, не имеет своего собственного учебного предмета – оно проявляется во всем как универсальная категория в качестве аспекта всех знаний и умений. Это значит, что содержанием эстетического воспитания и образования выступают все учебные предметы и виды учебно-познавательной и досуговой деятельности учащихся. В каждом из них раскрываются определенные возможности в развитии эстетического сознания, эстетических чувств и творческих возможностей личности. Их использование в процессе эстетического воспитания и образования требует особой методики преподавания для создания полноценных условий эстетического развития школьника.

Особое место в системе эстетического воспитания и образования занимает ИСКУССТВО, где отражено образное воплощение того, что уже оценено как прекрасное или безобразное, возвышенное или низменное, трагическое или комическое с целью воздействия на духовную жизнь человека и его деятельность. В данном случае можно говорить о художественном воспитании и образовании.

«Художественное», как считают ученые, это высшая форма эстетического отношения человека к действительности, это такая форма эстетического познания действительности, цель которого – создание произведений, способных вызвать у людей ответные чувственные эстетические реакции, перерастающие в особого рода духовное удовольствие и наслаждение. Познание искусства происходит посредством чувственно-образной формы познания, в этом проявляется особенность освоения мира прекрасного в отличие от других учебных (научных) дисциплин.

Так, в предметах естественно-научного и математического циклов обеспечивается ПОНЯТИЙНОЕ освоение явлений природы и общества. Художественно-эстетический цикл призван одновременно с развитием чувства прекрасного, художественного вкуса, общей культуры формировать в сознании школьников ОБРАЗНОЕ представление о природе и обществе (41, с. 126).

Следует заметить, предметы ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА имеют свою особенность – их нельзя рассматривать как дидактический материал или как иллюстрации к учебнику, а это есть самостоятельный способ познания, требующий организации особого процесса познания. Эти предметы – прежде всего «ИСКУССТВО, т.е. некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой следует учиться и которую изучают» (Цит.по 29,с.11). Причем, искусство воздействует на весь духовный мир личности. Ребенок познает не рассудком, а эмоциями.

Каждый вид искусства имеет свой, неповторимый строй художественного языка и образного мышления, что несет и свой аспект в воздействии на процесс формирования личности. Именно на определенном языке каждый конкретный вид искусства «обращается к духовному миру человека». Каждый вид искусства воздействует на определенные органы чувств, а потому для их гармоничного развития требуется комплексное использование всех видов искусств, необходимо научиться воспринимать язык каждого вида искусства – нужно научить детей видеть, слышать, переживать прекрасное в искусстве, а оно уже станет способным облагораживать мысли, чувства, поступки. Давайте рассмотрим каждый вид искусства, которые выступают СРЕДСТВАМИ эстетического воспитания и образования.

Художественная литература. В процессе овладения данным видом искусства происходит чувственно-образное познание действительности, которое становится для читателя средством познания жизни. Воспринимая художественное произведение, школьник познает опыт чужих чувств, раздумий, переживаний, под их влиянием развивается эмоционально-чувственная сфера личности, складываются новые человеческие отношения. Образно-эмоциональное содержание художественного произведения питает эстетические чувства, потребности, отношения, художественный вкус, личностные представления, мировоззрение, нравственный и эстетический идеал. У школьника развивается способность понимать и чувствовать прекрасное.

Чтение и анализ художественной литературы оказывает влияние на развитие воображения, фантазии. Так, постигая категорию возвышенного в искусстве, школьник переживает душевный подъем, стремление к идеалу; постигая категорию комического, развивается критическое отношение к себе и другим людям.

Изобразительная деятельность выступает как способ художественно-эстетического осознания действительности, который требует умения подходить к вещам и процессам с художественно-творческой меркой, оценивать сделанное с точки зрения эстетических идеалов.

. На занятиях ИЗО школьники учатся наблюдать, выделять характерное, выразительное, обобщать свои наблюдения и находить наиболее точную и емкую изобразительную форму. Как предмет эстетического цикла в школе ИЗО воспитывает в учащихся эмоциональную отзывчивость на прекрасное, интерес к искусству и художественной деятельности. Уроки ИЗО развивают умение понимать и ценить прекрасное в действительности, эти уроки активизируют зрительные представления детей, стимулируют развитие фантазии и воображения, комбинаторики.

Когда школьник рисует, как отмечают психологи, происходит перевоплощение его зрительных впечатлений, ему необходимо отбирать свои зрительные впечатления, упорядочивать и систематизировать их. Нарисовать – значит в чем-то овладеть предметом, осмыслить его, понять и закрепить то, что понял. Сами художники утверждают, что «рисование требует такой же деятельности ума, как и наука» (Цит. по 78).

Занимаясь практическим творчеством, школьник учится не просто изображать предметы, воссоздавать их внешний облик, но и выражать чувство, оценку, свое отношение, придавая эмоциональную выразительность цвету, линии, всем изобразительным средствам. Он познает, что художественные замыслы рождаются в его внутренней жизни, обусловлены его радостями и печалями, они не навязываются извне в виде чьих-то требований, правил или заданий. Рисунок – это форма его самовыражения.

С этой целью на уроках ИЗО ученикам предполагается осваивать законы формообразования (форма, пространство, объем, пропорции, конструкции), законы композиции и т.п. Важной задачей является развитие у детей чувства цвета, колористической культуры, которая играет важную роль в производстве и быту при создании благоприятной цветовой среды.

Практическая работа включает широкий круг видов художественной деятельности (работа с натуры, по памяти и представлению после живых наблюдений, работа на темы по заданию учителя или на основе воображения и фантазии), а также овладение различными художественными техниками и материалами – акварель, гуашь, тушь, пластилин, глина и др., различные виды аппликации и печати, а также операции вырезания, склеивания и монтажа с применением бумаги, тканей, дерева и других материалов.

Графика, скульптура – также формируют зрительное восприятие. С их помощью ребенок постигает законы цвета, способы расположения предметов в пространстве.

Музыка. В условиях общеобразовательной школы важным является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся. Настоящая музыка дарит человеку радость самопознания, раздвигает границы его мироощущения, вызывает ощущение прекрасного, возвышенного и волнительного. Восприятие музыки – это прежде всего эмоционально-чувственное восприятие. Р.РОЛЛАН писал о том, что «музыка овладевает нашими чувствами прежде, чем ее постигает разум». Это значит, что музыка только тогда облагораживает душу человека, когда развита его восприимчивость. Для человека с неразвитым музыкальным слухом даже гениальное произведение музыки оказывается бессмысленным набором звуков.

Музыкальные занятия способствуют приобщению школьников к музыкальной культуре, происходит знакомство с различными музыкальными жанрами, закладывается основа их музыкальной культуры. На занятиях у учащихся проявляется радость творчества, чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться музыкальным содержанием произведения. У учащихся развиваются речь, голос, слух, внимание, музыкальная память, мышление, творческое воображение, интуиция, также такие универсальные свойства личности, как чувство ритма, меры, формы, гармонии, времени. Как правило, учителем ставятся задачи музыкально-образовательные и художественно-исполнительские.

На уроке музыки учащимся могут быть предложены разнообразные виды деятельности - слушание и анализ музыкального произведения, движение под музыку, импровизация и т.д. В процессе слушания музыки учащимися постигается звук, тональность, для них становится доступной гармония звука, развивается способность следить за мелодией, учащиеся приобретают определенный объем музыкально-теоретических знаний, накапливают музыкально-слуховой опыт, у них формируются навыки анализа.

В процессе хорового пения развиваются певческий голос и все компоненты музыкального слуха (звуко-высотный, ритмический, гармонический, тембровый). Преподавание хорового пения предусматривает развитие у учащихся не только музыкальной памяти, слухового внимания и музыкального слуха, но и навыков хорового исполнения. К хоровым навыкам обычно относят певческое дыхание, четкую артикуляцию, хорошую дикцию, развитие голоса. Как видим, эти качества важны и для общего развития личности.

Танцы. Занятия танцами способствуют развитию умений владеть своими движениями, вырабатывается осанка. У ребенка формируется чувство ритма, пластики, гармонии в движениях. Движение под музыку, исполнение характерных танцев способствуют развитию эмоционально-чувственной сферы, образного восприятия, воображения, фантазии. Не менее важное значение имеет и зрелищность выступления танцоров, что вызывает у зрителей эстетические чувства восхищения, восторга, наслаждения.

Театральная самодеятельность предполагает организацию игр-драматизаций, литературно-драматических композиций, массовых театрализованных представлений, школьных спектаклей – драматических, музыкальных, кукольных. Всё это способствует развитию воображения, внимания, быстроте реакций, гибкости мышления, выступает важным средством для самоутверждения личности, учит свободному выражению собственных мыслей и переживаний, формирует ораторские навыки. Актерская деятельность дает школьникам возможность для вхождения в социальные роли-образы, расширяет опыт их общения, помогает выразить свое отношение к миру.

Физическая культура и спорт также обогащают эмоционально-эстетическую культуру учащихся. В процессе занятий развиваются глазомер, координация движений, пластика, грация, чувство изящной формы. Занятия физкультурой и спортом позволяют личности формировать тело, ориентируясь на эстетический идеал и эстетические вкусы и предпочтения. От учителя физкультуры зависит поддержание в личности возникающей потребности в саморазвитии, он может оказывать влияние на осознанное развитие эталонов физической красоты человеческого тела, по мере необходимости он может влиять на их корректировку в соответствии с индивидуальными особенностями, а также он может научить школьников конкретным навыкам созидания красоты собственного тела и культуры движений.

Эстетический аспект в занятиях физической культурой и спортом предполагает две позиции, которые могут занять школьники: во-первых, позицию зрителя (болельщика), когда присутствие на спортивных соревнованиях дает возможность пережить сильные эстетические эмоции; во-вторых, занять позицию активного участника – человека, способного воплотить эстетический идеал в процессе физического саморазвития.

Природа - естественная среда человеческой жизнедеятельности. В ее восприятии отражаются все категории эстетики – симметрия, грация, ритмы, пропорции и т.п. Познание эстетической стороны природы – это познание бесконечного разнообразия, движения, обновления жизненных циклов, сезонных ритмов. Созерцание природы внушает человеку величавое настроение, вызывает эстетические переживания, ощущения возвышенного и совершенного. Общение с природой учит ребенка эмоциональной чуткости, отзывчивости, любование красками, звуками, формами окружающего мира. Через переживание красоты природы становится возможным подвести ребенка к восприятию прекрасного в человеке.

Наука. Эстетический аспект в преподавании любой научной дисциплины – это не просто красиво оформленный кабинет, красивые и аккуратные записи на доске и в школьной тетрадке, как отмечают дидакты, важным становится восприятие школьниками эстетической стороны науки. Еще в Х1Х веке К.Д.УШИНСКИЙ отмечал: «В каждой науке более или менее есть эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник». Если ученик чувствует красоту поиска научной истины, красоту ее достижения, он справляется с интеллектуальными трудностями. Познание красоты в процессе познания, а также красоты внешней стороны химических, физических, математических явлений – один из путей формирования познавательного интереса.

Звук, цвет, линия, число, пропорция, - все эти научные категории могут быть рассмотрены и с эстетической точки зрения. Так, известны попытки математиков «алгеброй проверить гармонию». А.ПУАНКАРЕ обращал внимание на «изящество математических выражений». Естественно-научные предметы дают не меньшую возможность развивать эстетическое отношение к природе, чем гуманитарные науки. Н.Д.ЗЕЛИНСКИЙ писал: «Химия часто меня одаряла величайшими наслаждениями еще неизведанных тайн природы». Ч.ДАРВИН считал, «что удовольствие, доставляемое наблюдениями и работой мысли, несравненно выше того, которое доставляет какое-либо механическое умение или спорт». На уроках истории школьники учатся оценивать прекрасные и безобразные, возвышенные и низменные, трагические и комические явления общественной жизни. Задача учителя – раскрыть перед учащимися эстетическую сторону каждой науки и процесса ее познания.

Трудовая деятельность. Деятельность является главным источником эстетического развития ребенка. Любые виды деятельности – трудовая, учебно-познавательная, художественная, спортивная, игровая – дают возможность для чувственно-эмоционального восприятия мира. В процессе деятельности у личности активизируются эстетические чувства, воображение, творческие силы, они познают радость созидания, стимулируют оценочную функцию сознания – ребенок учится оценивать результаты своего труда «по законам красоты».

Особое значение приобретает художественный труд в школе, где и организация труда и оценка его результатов в максимальной степени происходят по законам красоты данного вида искусства. Всё это дает ребенку возможность самореализации своих творческих сил и способностей.

Эстетика жизни. В жизни детей всё имеет формирующее значение: помещение, чистота и порядок, одежда, формы отношений и общения, условия труда и досуга, а потому созидание красоты в классе, школе, на пришкольном участке (саду) и т.п. становится важнейшим средством эстетического развития школьников. Созидание красоты в окружающем мире ставит школьников в активную позицию – они учатся строить свою жизнь (свое ближайшее окружение) «по законам красоты».

Таким образом, реализация в воспитательно-образовательном процессе школы данных средств эстетического воспитания в своей совокупности позволяет целостно решать задачи эстетического развития школьников -создать благоприятные условия для пробуждения и развития эмоционально-чувственной и интеллектуально-оценочной сферы личности, обогащения широты эстетического кругозора, формирования эстетического идеала и вкуса, вовлечения в деятельность и развития творческих способностей.

Вы познакомились с опытом работы современных школ по эстетическому воспитанию и образованию. Во многом он для Вас необычен и, пожалуй, он еще не скоро станет привычным и традиционным. Возможно, мы ошибаемся, и в той школе, которую создадите Вы, всё будет именно так. Но насколько Вы готовы к работе в такой школе?

Оцените значимость этого опыта для развития в личности эстетического СОЗНАНИЯ, ЧУВСТВ и ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. Насколько благоприятными в школьной практике становятся условия для социализации, эмансипации, идентификации, самоопределения, самоутверждения и самовоспитания в процессе эстетического развития личности?

Вопросы для размышления

Какие из перечисленных средств эстетического воспитания и образования могут быть использованы в преподавании Вашего предмета в целях реализации задач эстетического развития школьников?

Согласны ли Вы с позицией Г.А.ЯГОДИНА (бывший министр образования): «Школа должна возвышаться над окружающим культурным фоном, подниматься над ним, что достижимо только за счет приближения к культурным богатствам самого высокого порядка, за счет взаимодействия с развитием мировой культуры в ее высших образцах»? Каким образом, на Ваш взгляд, это может быть реализовано в условиях современной школы? А процессе преподавания Вашего предмета?

Согласны ли Вы с высказыванием А.С.МАКАРЕНКО: «Дисциплина УКРАШАЕТ личность и коллектив»? Считаете ли Вы возможным рассматривать дисциплину как СРЕДСТВО эстетического воспитания личности?

Прокомментируйте высказывание из интервью одного из известных журналистов, которое он дал «Комсомольской правде»: «В детстве я не учился игре на скрипке, потому что знал, что Паганини из меня всё равно не получится!.. Зачем же терять время?..»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных