ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Воспитания и образованияУспехи учащихся на уроках художественно-эстетического цикла оцениваются традиционными баллами, однако возникает проблема: насколько целесообразно оценивать творческие способности учащихся школьным баллом? Как оценить талантливое решение не лучшего ученика или творческую пассивность способного ученика? В практике отдельных школ существует так называемая эмоциональная оценка задействованности всех способностей ребенка при выполнении творческой работы, она выражается в поощрении, одобрении, поддержке, демонстрации результатов его труда и т.п. Однако всё равно возникает необходимость школьного балла при подведении промежуточных и итоговых результатов. Отметка в системе эстетического воспитания и образования помогает или мешает полноценному развитию ребенка? Определите свою позицию. Традиционная отметка в системе художественно-эстетического воспитания и образования НЕОБХОДИМА, так как она: v привычна для восприятия школьниками и помогает им ориентироваться на высокий уровень достижений; v предметы художественно-эстетического цикла – это те же предметы, которые предполагают определенный уровень достижений; v ребенок, выполняющий задания, так же как и на других предметах, проявляет усердие, работоспособность, дисциплинированность, демонстрирует свою наученность и т.п.; v …………………………………………………………………………….. Традиционная отметка в системе художественно-эстетического воспитания НЕ НУЖНА, так как она: v не может оценить реальный уровень эстетического развития личности; v не выработаны критерии, по которым можно было бы оценивать проявление фантазии, воображения, творческого и духовного роста, эстетических чувств и переживаний, эстетического идеала и вкуса; v невозможно оценить тот интерес и духовные затраты, которые отличают личность при выполнении творческого задания; v во многом творческие способности обусловлены природными задатками; v ………………………………………………………………………………. Какая из позиций Вам ближе? Каким образом можно было бы оценивать уровень эстетического развития личности? Что Вы могли бы предложить? Можно ли вообще обойтись без оценки и отметки в системе эстетического воспитания и образования? 3.6. Программно--методическое обеспечение эстетического воспитания и образования в современной школе Разработаны и продолжают совершенствоваться программы и учебники в системе эстетического воспитания и образования, создаются методические пособия для учителя и учащихся. Следует обратить внимание, что деятели науки и культуры принимают активное участие в разработке новых курсов, методических пособий по отдельным видам искусства и особенностям его преподавания в школе. Образовательная область «Искусство» представлена в начальной и основной школе предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство». В старшей школе – предметом «Мировая художественная культура». Художественно-эстетическое воспитание и образование по музыке и изобразительному искусству может включать в себя большое количество узких специальностей: МУЗЫКА – музыкальный фольклор, музыкально-инструментальное исполнительство, хоровое пение, сольное пение, электронные инструменты и т.д.; ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО – живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное оформление книг, журналов, рекламы, сайта, одежды, жилища и пр., компьютерная графика; СИНТЕТИЧЕСКИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА - танец, хореография, театр, кино, фотография, дизайн, телевидение, цирк, эстрада и т.д. Мы предлагаем Вам рассмотреть те учебные программы, которые являются обязательными для преподавания в условиях общеобразовательной школы.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» (автор Б.М.НЕМЕНСКИЙ) – синтетическая программа, где совмещены практика и теория ИЗО и художественного труда. В данной программе решаются задачи понимания эстетического образования в жизни каждого человека, раскрываются огромные возможности искусства в развитии общества, которое выступает как средство общения людей. Учащимся предлагается осмыслить основные понятия средств выразительности и эмоционального воздействия рисунка и живописи (линия, композиция, светотень, контраст, основы цветоведения), закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта), основные элементы архитектуры (сопоставление объемов, пропорций, пространственное расположение). Основы цветоведения представлены понятиями основных и дополнительных цветов. Основы композиции выясняют особенности сопоставлений и взаимоотношений объемов на первом плане и при перспективном удалении. Основы рисунка позволяют овладеть техникой штриха, линии, пятна, правилами рисунка с натуры и по памяти (предметов, человека и животных, пейзажей, архитектурных деталей).
Программа «Музыка» (научный руководитель Д.Б.КАБАЛЕВСКИЙ). Материал выстроен вокруг ключевых знаний (к примеру, «три кита» в музыке – песня, танец, марш). Раскрытие основных понятий дается через раскрытие различных граней музыкального искусства с отменой всех правил и упражнений, отвлеченных от «живой» музыки и требующих заучивания и многократного повторения. Материал построен по основным принципам – от простого к сложному, с забеганием вперед и повторением предыдущего изложения, в историческом развитии музыкального творчества России и народов мира. На уроках предполагается организация многих видов деятельности: дети поют, слушают, анализируют, импровизируют, знакомятся с доступными музыкальными инструментами. Наряду со знакомством с музыкальными произведениями детям предложены для анализа мысли композиторов, художников, писателей о сущности искусства, о вечных проблемах добра и зла, справедливости и беззаконии, мира и войны, любви и ненависти. Это дает возможность развивать эстетическую и нравственную позиции школьников, вырабатывать потребность в общении с прекрасным.
Программа «Мировая художественная культура» (автор Л.М.ПРЕДТЕЧЕНСКАЯ). Интегративный курс, который предлагает учащимся старших классов в определенной системе знания в области различных видов искусств и одновременно вводит школьников в эмоционально-творческую сферу отечественных и зарубежных произведений художественной литературы, изобразительного искусства, музыки и кино. Данная программа представляет собой обобщающий мировоззренческий курс, который охватывает в синхронном комплексе все виды искусства, который излагается в исторической последовательности. Данный курс позволяет изучать художественную культуру в ее целостности, показать общее в различном, выявить общие тенденции в разных видах искусства. Программа построена так, что зарубежная и отечественная культуры изучаются в единстве, синхронно, в исторической последовательности, соответствующей общепринятой периодизации, и в широких взаимосвязях с важнейшими событиями эпохи. Цель курса – «воспитание искусством», оказать прямое воздействие на личность старшеклассников, затронуть их душевные струны и побудить к размышлениям над нравственными вопросами, поставленными художниками, музыкантами, писателями, тем самым развить их инициативу и активность, самостоятельность размышлений.
В настоящее время существуют и другие программы, которые или разрабатываются на основе рассмотренных нами программ, или создаются оригинальные программы, разработанные авторами-педагогами, искусствоведами и учителями школ. По мере приобретения педагогического опыта Вы сможете познакомиться с ними самостоятельно и оценить возможности их применения в собственной практике.
В условиях ПРОФИЛЬНОГО обучения особую актуальность приобретает разработка программ для классов с углубленным изучением предметовхудожественно-эстетического цикла. Поднимается вопрос о предпрофильной и профильной подготовке школьников к художественно-педагогическому направлению гуманитарного профиля. Считается целесообразным и приемлемым осуществлять необходимую начальную подготовку школьников в данном направлении. Предполагается, что профессиональная ориентация на художественно-педагогическую специальность школьного учителя музыки и изобразительного искусства будет осуществляться в культурном контексте общего образования. В связи с этим была разработана программа элективного курса для учащихся 9-х классов «ИСКУССТВО И МЫ» (автор Т.В.ЧЕЛЫШЕВА. Москва, 2003 г.). Цель данного курса – формирование интереса и положительной мотивации школьников к художественно-педагогическому направлению гуманитарного профиля путем их ознакомления с видами и способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы профессиональной подготовки учителя музыки или изобразительного искусства. Данный курс призван решать следующие задачи: 1) дать ученику возможность реализовать свой интерес к художественно-педагогическому направлению; 2) уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранное направление на повышенном уровне; 3) создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по предметам будущего художественно-педагогического профилирования. Предполагается, что данный элективный курс будет способствовать выработке психологической готовности к осуществлению выбора художественно-педагогической профессии для профильного обучения в старших классах. Курс носит прогностический (пропедевтический) характер по отношению к профильному курсу по искусству и повышает вероятность осознанного выбора выпускника основной школы художественно-педагогического направления гуманитарного профиля.
3.7. Учитель в системе эстетического воспитания и образования Важное значение в системе эстетического воспитания и образования имеет учитель, так как именно он демонстрирует учащимся образец эстетической культуры, создает привлекательный образ ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ, он не просто представитель этой культуры, а он является ее носителем. Для некоторых учащихся учитель является первым и, пожалуй, единственным человеком, который представляет детям образ жизни, основанный на подлинной культуре и высших ценностях. Учитель предметов художественно-эстетического цикла – это особый человек в школе, он представляет собой некий образ одухотворенного и возвышенного человека. Для него характерны: эмоциональность и артистичность в сочетании с логичностью и рассудительностью, широтой эстетического кругозора и хорошего художественного вкуса. Можно говорить о конкретных педагогических умениях учителя, работающего в системе эстетического воспитания и образования. Он должен знать и уметь: v понимать место и значение эстетического воспитания и образования в целостном воспитательном процессе школы; v владеть основными понятиями эстетического воспитания и образования; v знать историю вопроса, достижения лучших педагогов прошлого; v давать критическую оценку известному опыту с целью его использования в собственной практике; v иметь представление об опыте лучших школ и лучших учителей своего города; v знать, как использовать различные средства (природу, окружающую действительность, труд, искусство, литературу) в целях эстетического развития школьников; v знать систему, содержание, формы и методы эстетического воспитания и образования для использования на уроке, во внеурочной, внеклассной и внешкольной работе, семейном воспитании; v мотивировать учащихся для вовлечения в художественно-эстетическую деятельность; v использовать жизненные ситуации для анализа и оценки в целях развития эстетической культуры учащихся; v использовать тактику сотрудничества при проведении разнообразных форм эстетического воспитания и образования; v поддерживать проявление у учащихся фантазии, творческого воображения, самостоятельности, инициативности, самобытности и оригинальности; v …………………………………………………………………….. Какие еще умения и качества Вы считаете важными для учителя, работающего в системе эстетического воспитания и образования? Насколько эти качества могут быть важными для учителя других учебных предметов? Насколько Вы считаете себя готовым к такой работе? 4. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМА ЕГО Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|