Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практическое задание. Попытайтесь описать возможности Вашего предмета в целях эстетического развития личности.




Попытайтесь описать возможности Вашего предмета в целях эстетического развития личности.

__________________________________________________________________

3.4. Формы и методы эстетического воспитания и образования

Задачи эстетического воспитания и образования решаются всеми учебными предметами и видами учебно-познавательной и досуговой деятельности как в рамках традиционных, так и инновационных, личностно-ориентированных педагогических технологий. Такие формы и методы эстетического воспитания ставят личность учащегося в центр педагогической системы и обеспечивают комфортные и бесконфликтные условия ее развития

Особое значение имеют предметы художественно-эстетического цикла, на которых используются формы и методы преподавания всех предметов, а также те, с помощью которых становится возможным реализовать цель, задачи и принципы эстетического развития личности, его психологические особенности и закономерности.

 

В эстетическом воспитании и образовании используются все известные в педагогической науке и практике МЕТОДЫ - наглядные, словесные, практические; объяснительно-иллюстративные, проблемные, исследовательские, частично-поисковые. С их помощью становится возможной организация эмоционально-чувственного восприятия прекрасного в окружающей жизни и искусстве, познавательной деятельности учащихся, когда становится возможным абстрактно-логическое осмысление,

а также происходит развитие практических навыков в овладении художественной деятельностью.

Бытует мнение, что в эстетическом воспитании и образовании ведущую роль играют наглядные методы, с помощью которых происходит непосредственное общение ученика с произведениями искусства. Само произведение оказывает воспитательное влияние, вызывая в ребенке эмоциональные реакции, заставляя его задуматься над вопросами и своего бытия тоже. И чем больше ребенок будет общаться с высоко- художественными произведениями искусства, тем в большей степени он «напитывается» эстетическими впечатлениями, формируется его эстетический идеал и вкус. Наглядные методы эстетического воспитания и образования создают условия для непосредственного восприятия прекрасного в искусстве, природе, окружающей жизни. С этой точки зрения, данные методы можно считать ведущими.

Однако опыт показывает, что необходимы и словесные комментарии со стороны педагога, так как у большинства школьников всё же отсутствует эстетический опыт, умения выражать свои чувства, немногие умеют анализировать свои впечатления, выражать свои суждения и оценки. Всё это обосновывает необходимость словесных методов.

Педагог делится своими размышления об увиденном, услышанном. Порой, это может быть похоже на «анатомию» искусства, однако эти размышления следует отличать от формального анализа. Во-первых, учитель сам должен понимать данный вид и жанр искусства, во-вторых, произведение искусства должно быть личностно прочувствовано. Нам кажется, что не всегда эти беседы должны вести специалисты, рассказ «любителя» может быть интереснее и увлекательнее, нежели чем «занудная» лекция специалиста с дипломом. Просто в первом случае слова идут от сердца и опыта, лично пережитого и осмысленного, а не от науки, когда научные термины «убивают» эмоциональность восприятия, мешают переживанию и осмыслению прекрасного. Умение находить нужные слова, подбирать их тональность, находить нужные моменты их воспроизведения – показатель высокого уровня мастерства. Вот как по этому поводу высказываются известные педагоги.

Д.И.КАБАЛЕВСКИЙ: «Как не правы те, кто утверждает, будто музыка достаточно убедительно говорит сама за себя, что для ее восприятия не нужны никакие «разговоры», никакие «пояснения», что любые слова о музыке обязательно ведут к упрощению и вульгаризации, обязательно отводят внимание слушателей от самой музыки в область чуждых ей «околомузыкальных» ассоциаций» (29, с. 72).

В.А.СУХОМЛИНСКИЙ: «Слово учителя – ничем незаменимый инструмент воздействия на душу воспитанника, искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу…Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки (а также и других видов искусства – уточнено авторами), но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств. Я старался, чтобы слово, объяснение… было своеобразным эмоциональным стимулом, который пробуждает чувствительность к музыке как непосредственному языку души. Слово должно настроить чуткие струны души… Объяснение… должно нести в себе что-то поэтическое…» (84, с. 520).

Мы советуем Вам познакомиться с такими выдающимися мастерами художественного слова, которые, размышляя об искусстве, смогли приблизить его понимание и творчество художников к аудитории своих слушателей. Например, Д.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке», В.А.Сухомлинский «Рождение гражданина», Б.Асафьев «Беседы о музыке», С.Кочарян «В поисках живого слова», И.Андронников «Беседы из Колонного зала», Н.Перельман «В классе рояля», Р.Роллан и его рассказы об истории искусства и др.

Важно организовать восприятие произведения искусства, обратить внимание учащихся на те идеи, которые им пока еще не известны, стимулировать высказывание их самостоятельных суждений и оценок.

К традиционным методам эстетического просвещения относятся:рассказ, лекция, беседа, диспут на эстетическую тему.

РАССКАЗ. Эмоционально-образный способ сообщения информации о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры. Рассказ всегда должен иметь сюжетную канву, содержать интересные сведения познавательного характера, давать пищу для развития воображения учащихся, однако рассказ не должен мешать индивидуальному восприятию художественного произведения.

ЛЕКЦИЯ. Данный способ сообщения информации приемлем для учащихся более старшего возраста, так как содержится изложение достаточно сложных вопросов эстетики и художественной культуры. Особенностью лекции на эстетическую тему является оснащение ее конкретным материалом искусства, способным вызвать образность восприятия и эмоциональность. Возможно введение проблемных вопросов, сравнение различных, подчас диаметрально противоположных, точек зрения и суждений, что может быть основанием для диалога, выявления собственной эстетической позиции.

БЕСЕДА. Этот диалогический метод предполагает вовлечение учащихся в разговор о прекрасном. Во время беседы возможно обогащать учащихся научными понятиями о сущности и характерных чертах прекрасного в искусстве, труде, поведении людей. В ходе беседы нужно объяснять, истолковывать смысл, знакомить с терминологией, систематизировать накопленные учащимися знания. Однако необходимо помнить, что беседа – это всегда обмен мнениями и впечатлениями педагога с учениками и учеников между собой.

Успешность беседы определяется ее эмоциональной заинтересованностью. Во время беседы необходимо обязательно использовать наглядные методы, что рождает яркие впечатления, подкрепляет словесные суждения и оценки.

Главное в беседе - умело формулировать вопросы, которые возбуждали бы познавательный интерес учащихся, стимулировали бы размышления и конкретизацию их оценок и суждений. Беседы коллективного или группового характера усиливают воздействие, особенно в подростковом возрасте, когда проявляется конформизм в восприятии и оценках прекрасного.

ДИСПУТ. Становится возможным формирование эстетических убеждений и личных позиций. Диспут всегда предполагает проблемность, наличие разных точек зрения и мнений. Цель – выявить позиции и в ходе обмена мнениями, внести ясность, помочь обосновать личную позицию.

При проведении диспута могут возникнуть трудности: во-первых, разные уровни эстетического развития учащихся, интересы, проблематика; во-вторых, учащиеся испытывают затруднения вступать в разговор; в-третьих, они могут проявлять скептическое отношение; в-четвертых, отсутствие культуры диалога в группе. Поэтому со стороны учителя должна предшествовать большая образовательная работа.

Успех диспута во многом зависит от выбора темы и вопросов для обсуждения, знаний учащихся и уровня их развития, настроя в группе, эмоциональности учителя и учащихся, связи темы с проблемами школьников. Задача учителя - вызвать познавательную активность, помочь осмыслить собственный эстетический опыт и позиции, а потому важна предварительная подготовка к диспуту: можно предложить учащимся почитать литературу или статью проблемного характера, посетить спектакль или выставку. Во время диспута возможен показ и демонстрация наглядного материала, если сопоставляются различные точки зрения. Ведущий следит за ходом мысли, полемически заостряет спорные моменты, подводит учащихся к определенным суждениям. Однако на диспуте не может быть такого подведения итогов, когда формулируется единая для всех точка зрения. Смысл диспута состоит в том, чтобы обозначить личные позиции и обосновать их значимость.

 

Основные требования к методам эстетического просвещения:

v необходим показ, демонстрация произведения искусства во время рассказа, лекции и беседы;

v учащихся не следует перегружать обилием имен, названий, фактов, лучше сосредоточить их внимание на двух-трех картинах, музыкальных фрагментах и тем самым избежать беглости и хаотичности восприятия;

v демонстрировать те репродукции, которые соответствуют оригиналу, передают основное содержание произведения;

v при демонстрации диа- или видеофильма, проигрывании музыкального произведения должны быть обеспечены полнота и целостность эстетического восприятия;

v необходимо позаботиться о правильном режиме освещения, о качестве изображения на экране, о хорошем звуке;

v важно обеспечить единство образа и слова в процессе эстетического восприятия художественного произведения;

v в комментариях учителя должны быть задушевность и эмоциональность, проявляться его эмоциональный настрой, его личное отношение к предмету разговора (см. 8,17,27,38,73,74,84,95 и др.).

 

Оцените возрастные особенности в использовании данных методов эстетического воспитания и образования. Сформулируйте примерные темы и проблемы, значимые для того или иного возраста.

 

В преподавании предметов художественно-эстетического цикла или использовании произведений искусства на других учебных предметах используются технологии так называемой «педагогики искусства», разработанные специалистами-искусствоведами и методистами (38,50,52,59,62,74,87,79,95,96,109,113,114). Эти технологии (как системы методических приемов) включают в себя способы деятельности учащихся и методы организации воспитательно-образовательного процесса учителя.

На всех этапах работы с учащимися, как отмечается Л.П.МАСЛОВОЙ (методист музыкального образования, г. Новосибирск), идет целостное проживание художественного произведения и выработка эстетической позиции. Школьник чувствует себя то в роли композитора, художника, писателя, то пробует силы как исполнитель (актер, певец, танцор), то занимает место слушателя, зрителя, читателя. К числу таких методов относятся:

v погружение в проблему, эпоху, в искусство;

v интонационный анализ художественных произведений;

v переинтонирование образа через постановку различных художественных задач;

v переинтонирование образа на язык смежного вида искусства (перевода в другую модальность);

v диалога, наблюдения и сравнения;

v игры, драматизации, театрализации;

v полифонизма деятельности;

v художественного моделирования (создание композиций);

v художественного контекста;

v художественного тренинга;

v организация диалогов разных уровней (автор-реципиент, учащийся-соклассник, автор-учитель-ученик, диалог с самим собой, с другой культурой, с миром и т.д.);

v творческих заданий;

v партитуры вопросов;

v контраста, тождества, сопоставления и неожиданности (парадокса);

v обмена способностями;

v поэтапных открытий (переживание новых граней прекрасного);

v единства восприятия и созидания (как единство осознания и эмоционального переживания);

v широких ассоциаций (интерпретация содержания, личностные связи с искусством, искусства с собственной жизнью);

v отчетных уроков (за год, четверть) перед родителями, учителями, всеми желающими;

v свободы в системе ограничений (ставятся задачи, определяются средства, оценка результата по соответствию данному ограничению);

v коллективных и групповых работ.

Более подробно с этими методами Вы можете познакомиться в литературе (см. список в конце данного пособия).

 

К обязательным методам в системе эстетического воспитания и образования относятся практические методы - занятия музыкой, рисованием, пением, театральной деятельностью, оформление школы и класса, труд по самообслуживанию и др. Посредством этих методов происходит перевод учащегося из ранга представителя культуры (тот, кто знает, размышляет, созерцает, демонстрирует) в ранг НОСИТЕЛЯ культуры (того, кто организует окружающий его мир и живет по законам эстетики).

 

Организация и проведение работы по эстетическому воспитанию и образованию предполагает использование разнообразных ФОРМ учебно-познавательной деятельности школьников, в которых проявляются различные аспекты развития эстетической культуры личности. В практике современной школы сложились разнообразные формы работы по эстетическому развитию личности (17,31,38,40,50,53,55,63,74,87,71,79,81,84,

95-97, 107-111,113).

Ведущей формой эстетического воспитания и образования является УРОК (литературы, МХК, музыки, ИЗО, ритмики и др., а также все уроки, где решаются задачи художественно-эстетического развития школьников).

Педагоги в области художественного воспитания и образования считают, что самой эффективной формой урока художественно-эстетического цикла являются уроки-ОБРАЗЫуроки, построенные по законам искусства (его конкретного вида), опирающиеся на законы восприятия этого вида искусства.

В методическом пособии Л.П.МАСЛОВОЙ приводится большое число разработок таких уроков (в основном на уроках музыки), по мере необходимости Вы можете познакомиться с их композиционным построением более детально в ее книгах. В целом уроки-образы отличаются тем, что «развиваются как единый спектакль, единая художественная и духовная деятельность учителя и ученика, где роль учеников не вторична, а равноправна. Школьники являются не зрителями, а участниками спектакля, а точнее, – соавторами урока. В уроке-образе каждый этап и элемент соотносится с целым, с художественно-педагогической идеей. Большое значение приобретают стиль и манера общения педагога, который является и режиссером спектакля, и его актером, и зрителем, и собеседником, но никогда – морализатором или информатором!» (50, с. 71-72).

Формулируются определенные требования к проведению урока-образа:

v целостность урока на основе художественной идеи, единой драматургии, тематических и интонационных связей;

v оправданность логических связей, контрастов, сопоставлений;

v художественная форма структуры урока: урок-образ, урок-соната, урок- рондо, урок-импровизация, урок-свидание, исповедь, фантазия и др.;

v обеспечение единства воспитательно-образовательного процесса, неразрывность этических, эстетических и учебных задач при акценте на культуру чувств;

v мастерство ведения урока, проявляющееся в художественно-исполнительском даровании учителя: глубине слышания образа, выразительности и образности речи, артистичности, ассоциативности и метафоричности высказываний, речевой культуре;

v умение создать обстановку для созерцания, для диалога, для полифонии «голосов» в классе, способствующую обмену художественными впечатлениями;

v структурирование материала по принципу взаимной дополняемости, способствующей объемному видению проблемы, использование метода художественного контекста для создание целостного урока;

v опора на методы художественной педагогики в освоении материала: театральных и художественных тренингов, диалога, переинтонирования, интонационного вживания;

v создание интонационной атмосферы урока как в области ведения урока при создании доверительных отношений, так и в характере взаимодействия с произведениями искусства и их авторами;

v деятельностно-практический подход к каждой теме и в проработке элементов урока, опора на механизм синестезии (Цит. по 50, с. 72).

ФАКУЛЬТАТИВЫ художественного цикла. Основная цель данной формы работы – углубление интереса школьников к определенному виду искусства – литературе, музыке, живописи, графике, архитектуре и т.д. Их цель – расширить рамки обязательной школьной программы, пробудить познавательную и творческую активность. Поэтому наиболее целесообразно эту форму работы проводить в старшем школьном возрасте, когда у ребят выявляются определенные познавательные интересы, и возникает желание узнать подробнее об интересующей их проблеме. Факультатив нельзя рассматривать как форму своеобразного «натаскивания» по школьной программе. Как правило, тематика обсуждаемых проблем выходит за пределы учебной программы, расширяет эстетический кругозор учащихся, поэтому факультатив приносит пользу только тогда, когда у учащихся уже сформирован достаточно высокий уровень знаний, умений и навыков.

Поскольку на факультативных занятиях решается задача углубления уже имеющихся знаний, то тематика их проведения может быть сформулирована как более детальное изучение одного из разделов учебной программы по предметам художественно-эстетического цикла. При этом перед учителем не просто встает проблема – предложить учащимся более обширные знания, но прежде всего – развивать их самостоятельную познавательную активность, совершенствовать их навыки как читателя, слушателя, зрителя, мыслителя.

По содержанию, как правило, факультативная работа нацелена на приобщение ребят к творчеству писателей, композиторов, художников.

Методика факультативных занятий предполагает: подготовку и написание критических статей, рефератов, обзоров, докладов, творческих сочинений, рецензий, проведение коллективных обсуждений, издание литературной газеты или литературного альманаха по теме факультатива и т.п. Такие виды деятельности ориентируют на развитие в личности индивидуальности, причем становится возможным соотнести индивидуальные позиции учащихся с теми точками зрения, которые существуют в настоящее время и определяют эстетические ценности общества.

Как правило, факультатив проводится один раз в неделю, что обеспечивает систематичность и последовательность в достижении цели.

Искусствоведческие КРУЖКИ – литературные, музыкальные, театральные, художественные и их синтез. Цель их проведения – глубокое и последовательное овладение каким-либо одним видом искусства в зависимости от интересов учащихся. Поисковая работа, чтение специальной литературы, подготовка докладов, совместное обсуждение проблем, познавательная активность, самостоятельность, формируют суждения и оценки, эстетический идеал и вкус. Цель кружковой работы – расширение жизненного опыта школьников, вовлечениев соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего и творческого потенциала школьников.

В кружки, как правило, приходят дети, обнаружившие склонности к определенному виду и жанру искусства. В задачу кружка не входит подготовка профессиональных искусствоведов, однако творческая атмосфера кружка способствует эффективному развитию школьников с ярко выраженной одаренностью. Особое внимание должно уделяться формам массовой работы в пределах школы, района, села, города. Так, можно спланировать определенные мероприятия, связанные с пропагандой данного вида искусства, что позволит школьнику занять активную позицию

Среди литературных кружков могут быть: кружок юных книголюбов, кружок тематического характера, кружок по изучению творчества писателя или поэта, кружок по изучению литературы разных народов мира, кружок любителей сказки, детектива или фантастики и т.д. Задачи работы в кружке - приобщить к творчеству писателя, оказать влияние на эстетическую культуру школьника, что делает его более квалифицированным читателем и зрителем, грамотным потребителем произведений искусства и культуры. Формируются навыки творческого чтения и творческого восприятия других видов искусства, происходит развитие навыков художественного освоения действительности – развитие наблюдательности, внимания к окружающей жизни, творческого воображения, стремления к самовоспитанию. Учащиеся овладевают специфическими формами работы – литературная обработка документов и других материалов, критическая статья, рецензирование и т.п.

Кружки изобразительного искусства и студии. Назначение этих кружков состоит в том, чтобы дать школьникам знания об истории развития живописи, научить их эстетически воспринимать окружающую действительность, более детально овладеть умениями и навыками деятельности в живописи, скульптуре, графике, декоративно-прикладном искусстве. Главное в работе кружка – развитие художественных способностей у тех детей, которые выявились в процессе урочной деятельности, а потому задача – развитие способности школьников в области самостоятельного творчества. На занятиях происходит развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем их целенаправленного обучения. На занятиях дети обучаются сознательно использовать изобразительные и выразительные средства.

Музыкальные кружки и музыкально-хоровые студии. В основе работы кружка – прослушивание музыки и ее понимание, овладение языком данного вида искусства. Учащиеся знакомятся с творчеством композиторов, различными музыкальными жанрами. В работе кружка большое значение придается повышению общей и сценической культуры. Участники посещают концерты, слушают лекции в детской филармонии, сами готовят выступления.

Внутренняя жизнь в студии может быть насыщена интересной работой и мероприятиями: они вместе могут отмечать дни рождения, устраивать праздничные «капустники», совершать поездки и путешествия, прослушивать музыкальные записи, организовывать встречи с музыкантами.

Занятия хорового кружка призваны решать следующие задачи: научить хористов исполнять музыкальные произведения осмысленно и выразительно, овладеть навыками совместного многоголосного пения, научить школьников петь с музыкальным сопровождением и a capello (без аккомпанемента). В школах (к сожалению, немногих) создаются хоры мужские, женские, детские, разновозрастные. Возможна их концертная деятельность.

Вокально-инструментальные ансамбли. В последнее время среди ребят очень популярны группы, которые сами исполняют музыку и часто сами пишут ее. Очень важно добиться сыгранности, чистого интонационного настроя и слышания. Возможна их концертная деятельность как в школе (они проводят школьные вечера), так и за ее пределами – в соседней школе, госпитале ветеранов войны и труда. Это стимулирует творческий настрой школьников, формирует эстетические вкусы.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДИСКОТЕКА. Особо популярна сегодня форма музыкального воспитания школьников, однако, как показывает опыт, не всегда эта форма организуется методически правильно, используются не все ее воспитательные возможности. В современную жизнь входит техника, а потому ее влияние на организацию досуга школьников возрастает. Дискотека – это своеобразный сплав музыки и движения, что дает возможность отдыха и эмоциональной разрядки.

Дискоклуб для школьников – одна из любимых форм проведения досуга. Для многих молодых людей отдых воспринимается прежде всего как возможность «потусоваться», «оттянуться». Воспитательная цель, которая может решаться на дискотеке – формирование художественных вкусов, музыкальных пристрастий, культуры досуга. На дискотеке учащиеся прослушивают высококачественные записи музыки современного легкого направления, знакомятся с новинками в мире музыки и ансамблей, организуют танцы. Часто дискотеки проводятся в форме дискколлекции, дискотеатра, дискоагитбригады.

Обязательный участник дискотеки – ведущий (ди-джей), который ведет вечер, организует с участниками содержательный диалог, рассказывает о звучащей музыке, группах, ансамблях. Его личность становится популярной. Его взгляды, вкусы, музыкальная подготовленность становятся своеобразным критерием дискотеки, формируют мнение о том или ином произведении музыки. В ходе дисковечера применяются различные спецэффекты, показываются красочные диапозитивы или слайды, что значительно усиливает эмоциональный настрой участников.

Дисковечера не должны быть похожи один на другой, необходима их разнообразная тематика: разные стили, эпохи, жанры… Или это может быть «клиповое» построение программы, в ней может найти место музыка самого различного характера – от произведений классики до современной попмузыки и рока. Программа дискотеки может быть построена и как своеобразный музыкальный журнал с несколькими взаимосвязанными страницами.

Организация дискотек – дело самих учащихся. Практика показывает, что лучше всего воплощается тот педагогический замысел, который осуществляют сами школьники. Постоянно действующая и работающая по плану дискотека в школе и классе должна стать центром формирования художественных вкусов, эстетических ориентаций учащихся, создает в классе (школе) атмосферу музыкальной культуры. Кроме того, организация дискотеки предполагает проявление творческого начала у ее организаторов – прежде всего дети определяют последовательности отдельных фрагментов вечера, пишут режиссерский сценарий, затем проводится подготовка литературного текста комментариев для ди-джея, запись фонограмм, изготовление диапозитивов, продумывание цветовых эффектов и т.п.

ЛЕКТОРИИ по музыке, живописи, театру, киноискусству. Назначение то же, что и у факультатива и кружка, но лекторий отличается содержанием и методикой проведения. Лектории проводятся для большого числа слушателей, необязательно интересующихся проблемами искусства. Его задача – эстетическое просвещение школьников. Как правило, лектории проводятся не чаще одного-двух раз в месяц. Это могут быть сквозные темы, которые осмысливаются в течение достаточно долгого времени. Лектории могут организовываться как при городских музеях, театрах, филармонии, Домах творчества, так и в школе, руководителем является учитель музыки. Преимущества лектория состоит в том, что он дает возможность приобщить к прекрасному большое число учащихся; коллективное переживание обостряют эмоциональное восприятие.

УРОКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ в последние годы достаточно редко используются в школьной практике, тогда как именно сегодня они приобретают особую значимость. У современных школьников падает интерес к чтению художественной литературы, кино и телевидение становятся более привлекательными жанрами искусства. Однако чтение создает особые условия для развития мыслительной деятельности, воображения, способствует формированию собственного взгляда на события, поведение людей и их оценку.

Уроки внеклассного чтения должны быть построены с учетом возрастных особенностей детей, не всегда они должны быть продолжением школьного курса литературы. На уроках литературы решаются иные образовательные и воспитательные задачи. Оказывается, что многие художественные произведения, отвечающие личностным запросам школьника, остаются за рамками изучения на уроке. Так, в подростковом возрасте (по нормам Государственного стандарта) исключаются произведения приключенческой и фантастической литературы (М.Твен, М.Рид, Л.Буссенар, А.Конан Дойл, Обручев, А.Дюма и др.). По сути, многим современным подросткам имена этих писателей остаются неизвестными. Учитель вполне может восполнить этот пробел. Однако, если на уроке литературы ведущую роль играет учитель, то на уроках внеклассного чтения ведущим должен стать ученик.

Специфика внеклассного чтения состоит в том, что оно предоставляет обширные возможности для проявления самостоятельности, выявления художественных вкусов, читательских предпочтений. Ведущие виды деятельности – обсуждение прочитанной книги, сочинений самих учащихся. Так, летние задания вполне могут быть вплетены в канву школьного урока. Например, подросткам предлагается написать сочинение по теме: «Мои литературные открытия».

В методике внеклассного чтения установилась определенная типология уроков: урок-консультация, читательская конференция, беседа, лекция, литературная композиция, урок комментированного чтения, встреча и беседа с писателем, урок-диспут. Это может быть цикл бесед о произведениях какого-либо писателя или отдельного жанра. Как отмечают педагоги-практики, основным условием применения того или иного типа урока является учет своеобразия данного класса.

КРУЖКИ прикладного искусства и художественного конструирования. Здесь осуществляется реальная художественная деятельность ребят. Они сами изготавливают предметы из различного рода материалов, осваивают разные виды творчества: чеканка по металлу, выжигание и резьба по дереву, графика, бисероплетение, вышивание, шитье и т.п. Главное в данной работе – приобретение практических навыков и развитие художественного вкуса.

КЛУБЫ друзей искусства. Они могут быть городские или общешкольные (разновозрастные), главное, что объединяет – любовь или интерес к определенному жанру (клуб любителей фантастики, кино, оперы или джаза, бардовской песни, брейкдансу, року и т.д.), популярному исполнителю. Как правило, клуб имеет свой устав, эмблему, дневник. Клубные активисты связаны с работниками искусства, культурно-просветительскими учреждениями, у них складываются свои традиции,

Каким может быть содержание клубных дел? Литературно-музыкальные вечера, обсуждение новинок искусства, просмотр или прослушивание фильмов или записей, встречи с любимыми артистами, общение после концерта, коллекционирование материалов, отражающих творческий путь их кумира. Однако возникает опасность, когда любовь к своему кумиру превращает молодых людей в «фанатов», что не имеет ничего общего с истинными любителями искусства.

Среди клубов особенно популярны киноклубы, его участники ориентированы на углубленное постижение этого вида искусства. Особо актуально это для сегодняшнего дня, так как видеокультура занимает прочные позиции среди всех видов искусства. Темой для общения любителей кино могут стать литературные экранизации, анализ связей литературы и кино, фестивальные показы, обсуждение творчества режиссера, актера, сценариста, оператора. Так, в одном случае фильм может быть рассмотрен как предмет самостоятельного анализа, в другом - как иллюстрация художественного произведения.

Задачи в работе киноклуба – формирование оценочных критериев, выделение в структуре произведения отдельных композиционных элементов, установление связей между ними, освоение элементов художественного образа через характеристику персонажей, овладение языком киноискусства – ракурс, план, монтаж, пространство, время, ритм. К числу кинообразовательных задач можно отнести и развитие языка выразительности, привычки размышления увиденного и услышанного. На наш взгляд, это важные задачи, так как бездумный просмотр телепродукции

закрепляет неразвитость детского ума в восприятии художественного произведения, формирует привычки пассивного потребления эстетических впечатлений, леность мысли.

ШКОЛЬНАЯ ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ. Работа в школьной киностудии создает благоприятные условия для художественно-эстетического развития учащихся. Личность художественно-творческую работу.

Коллектив выполняет разноплановую деятельность, где каждый может найти себе занятие – от написания сценария до операторского, оформительского, режиссерского, монтажного и звукооператорского дела. Оформительские группы могут разделяться на художников, осветителей, реквизиторов и музыкантов. При студии должна быть создана фильмотека или киноархив. Как правило, участники киностудии представляют собой разновозрастной состав, где важно самоуправление и наставничество старших над младшими, их обучение. Это создает новые воспитательные возможности.

Деятельность киностудии может быть многоплановой: снимаются фильмы о всех школьных мероприятиях, интервью с выпускниками прошлых лет, занятия кружков и уроков и т.д. Таким образом школьная киностудия создает летопись своей школы.

Другое направление в работе школьной киностудии – съемки игрового, документального или рисованого кино. Так, принимая участие в туристических и краеведческих походах, снимается кино о красоте родного края, о зонах экологического бедствия, о памятниках старины и архитектуры, памятниках боевой славы (по итогам поисковой работы для школьного музея); возможна съемка народных праздников и обычаев коренных народов края; фильмы-спектакли школьного театра.

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР. Театральное искусство обладает очень сильным воспитательным потенциалом. В школе может быть создан театр – драматический, кукольный, радиотеатр. По мнению педагогов, школьный театр – это прежде всего праздник детской жизни; это способность ребенка занять активную творческую позицию – режиссера, художника, актера, композитора и т.д.; это путь увлекательного, живого исполнительского творчества; это средство приобщения к культуре; это средство самовыражения личности, раскрепощения и снятия комплексов. Играя на школьной сцене, школьник не только воспроизводит поведение своего героя, но и осмысливает его причины, выражает к нему свое отношение. Как говорят педагоги, происходит «воспитание сценой».

Воспитывает каждый этап работы в театре – выбор пьесы для постановки, анализ проблематики, репетиция – как постижение образа, вживание в характер, поиск действенного и пластического рисунка спектакля, проигрывание спектакля на публике. Очень важное значение имеет выбор музыки и оформление спектакля.

ПОСЕЩЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК, СПЕКТАКЛЕЙ, КОНЦЕРТОВ и др. зрелищных мероприятий и ЭКСКУРСИИ. Эти формы эстетического воспитания и образования создают условия для непосредственного восприятия художественного произведения. В отличие от школьных мероприятий вышеперечисленные формы имеют особенность в освещении всей многоплановости окружающей жизни (от прошлого до будущего, от материального аспекта жизни до духовного). Эти формы подкрепляют истинность выбранных точек зрения, правильность суждений, истинность оценок. У школьников формируется ориентация на культурное проведение досуга и потребность в постоянном обновлении впечатлений.

Следует отметить, что эффективность этих форм работы обусловлена предварительной подготовленностью школьников в освоении языков выразительности разных видов искусства, сформированной потребностью в общении с искусством.

КОНКУРСЫ, ФЕСТИВАЛИ и ВЫСТАВКИ детского творчества часто выступают как смотр и подведение итогов предварительного художественно-эстетического воспитания и образования. Демонстрация уровня достижений и мастерства школьников становится главным событием в школьной жизни, а награды победителей поднимают рейтинг предметов художественно-эстетического цикла, создают условия для самореализации творческого начала, развивают мотивацию законченности и высокой результативности художественной деятельности.

Какие из приведенных выше форм и методов эстетического воспитания и образования Вам известны? Насколько Вы способны оценить воспитательную и развивающую значимость каждой? Какие из них являются для Вас наиболее привлекательными? Какие из них Вы смогли бы организовать и провести уже сегодня?

Как Вы считаете, какие формы наиболее целесообразны на том или ином этапе возрастного развития личности школьника?

3.5. Оценка и отметка в системе эстетического






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных