Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 9. Природа и функции этнических стереотипов и образов.




 

Жизнь каждого этноса проходит в относительно одинаковых условиях совместного существования, что вполне закономерно отражается на формировании оценочных суждений. Процесс формирования оценочных суждений развертывается постепенно и завершается появлением этнопсихологических эталонов, которые передаются из поколения в по­коление в виде обычаев, традиций, обрядов, мифов, стереотипов, оценок и т. д.

Этнические стереотипы – группа стереотипов восприятия, под которыми обычно понимается упрощенный, схематизированный, эмоционально, окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, распространяемый на всех ее пред­ставителей.

Содержание этнических стереотипов определяется тремя груп­пами факторов:

· спецификой стереотипизируемой группы, т.е. особенностями этнической группы, закрепленными в культуре и обыденном сознании ценностями, выработанными в ходе общест­венно-исторического развития;

· социально-политическими и экономическими условиями развития этнических групп и особен­ностями взаимоотношений между ними, сложившимися на данный момент;

· длительностью и глубиной исторических контак­тов с другими этносами.

Как и любой другой вид социальных стереотипов, этнический стереотип может быть по своему характеру:

· автостереотипом (т.е. описывающим собственную группу) или

· гетеростереотипом (т.е. описывающим другую этническую группу).

Особенностью автостереотипов является стремление этнической общности вне­сти в их содержание черты идеала собственного этноса, подчерк­нуть наиболее самобытные качества национального характера.

Основой гетеростереотипов является такое свойство этнических стереотипов, как антропостереотипичность, т.е. обусловленность стереотипа внешним обликом индивида. Внешность часто выступает практически важным признаком, несущим в себе информацию об этнической принадлежности субъекта. Признаки, из которых слагаются внешний облик и поведение, могут иметь ос­ведомительное значение и выполнять регулятивную функцию. В гетеростереотипах на уровне обыденного сознания внешний облик представителя соответствующей этнической общности чаще всего связывается с определенными психологическими чертами человека. На основе этих стереотипов неизбежно создаются соответствующие типы поведения и общения между людьми.

Так же этнические стереотипы бывают:

· Позитивные

· Негативные

Структура этнического стереотипа поведения проявляется в виде строго определенной системы отношений, отражающей раз­ные типы социальных связей в этнической общности. Изменения в жизни этноса обусловливают коррекцию норм поведения, соци­ально-психологических установок и этнических представлений. В качестве факторов изменения поведения этнической группы мо­гут выступать исторические, экономические, политические, демо­графические, религиозные, а также особенно обострившиеся в по­следнее время экологические и технические факторы. Таким обра­зом, этнические стереотипы поведения так же динамичны, как и сам этнос.

Функции этнического стереотипа:

· Этнические стереотипы типизируют мир человека, подчиняют его нормам, выработанным и принятым в сообществе

· Усредняют поведение людей

· Обеспечивают экономию мышления (в стандартных жизненных ситуациях человек использует определенные, проверенные на практике программы решения некоторых вопро­сов и проблем)ъ

· Диктуют форму и содержание действий

· Выполняют роль программ поведения, реализую­щихся в конкретных обрядах, обычаях, этикете, труде, игре, моде, отдыхе, праздниках, способах воспитания, ухаживания, оскорбле­ния, наказания и т.д.

· С их помощью формируется значительная часть представлений о разных народах

В идеале стереотип и его реализация должны совпадать, но реально между ними всегда есть расхождение, при­чем каждое общество вырабатывает свои стандарты строгости и терпимости к нарушениям в разных сферах поведения.

Этнический образ представляет собой форму краткого описания, в котором выделяется какое-то одно типическое свой­ство и которое основывается на чувственном восприятии предста­вителей других этносов.

Этнический образ представляет собой до­вольно сложный элемент этнического сознания, поскольку в том или ином физическом типе человека обобщаются территориаль­ные, обществен но-исторические и культурные особенности жизни целого этноса. Иными словами, в конкретном этническом образе происходит персонификация одновременно и народа, и страны его проживания. При этом определяющую роль в формировании этнического образа играют пространственно-временные, соматиче­ские (внешний облик) и вещевые факторы, фиксирующие особенно­сти данного этноса, и совсем незначительна в этом роль языка.

Функции этнического образа:

· Этнический образ, акцентируя внимание на какой-либо специфической черте внешнего поведения индиви­да, формирует общее представление об облике представителен того или иного этноса в целом.

· Этнический образ служит своего рода эталоном, в соответствии с которым человек мотивирует свое собственное по­ведение и ожидает определенного типа поведения от реальных этнических прообразов.

Разумеется, как и любые стереотипы, этнические образы лишь частично похожи на оригинал и больше отличаются от него.

Этнические образы и стереотипы поведения в явной или скры­той форме существуют во всех областях жизнедеятельности этно­сов и в каждую конкретную эпоху воспринимаются этносом как единственно возможный способ сосуществования с другими этно­сами.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных