Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Билет 6. Этническая идентичность, ее типы и основания.




Идентичность – процесс перенесения индивидом на самого себя качеств и особенностей своего внешнего окружения, стремление актуализировать в своей личности такие черты, которые имеют важное и жизненно необходимое значение в данных условиях. Идентификация служит основой процесса подражания, т.е. не насильственного, а свободного выбора человеком тех качеств, умений и ценностей, какими он хотел бы обладать. (Идентичность тесно связана с «Я-концепцией»)

Уровни идентичности:

§ личностно-психологический - осознание человеком, кто есть «Я». Оно складывается по мере участия в различных социальных группах. Можно ощущать себя членом семьи, трудового коллектива, драматического кружка. Этот уровень идентичности связан с представлением о себе как о члене какой-то группы, а также с теми эмоциями, которые возникают от оценки этой принадлежности.

§ социально-психологический. Эти представления формируются как производные от осознания человеком своей причастности к определенной социальной группе. Индивиду свойственно искать подтверждения своей групповой принадлежности, что возможно только во взаимодействии с другими подобными группами. Человеку свойственно сравнивать свою группу с другими и вести себя так, чтобы представить свою группу в благоприятном свете.

Разновидностью социально-психологической идентичности является этническая (этносоциологическая) идентичностъ - осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу. Она удовлетворяет, с одной стороны, потребность личности в самобытности и независимости от других людей, с другой – потребность в принадлежности к группе и защите.

Этническая идентичность Этничность
Осознание себя представителем определенного этноса (на уровне разума и эмоций) Форма социальной реализации культурных различий.

 

Виды этнической идентичности:

§ осознанная/бессознательная (можно считать себя представителем одного народа, но при этом проявлять качества, которые характерны преимущественно для другого);

§ полная/частичная (можно осознавать себя частью одного народа, а можно – одновременно двух и более народов)

§ непосредственная/опосредованная. Опосредованная идентификация осуществляется включенностью в соответствующую этническую общность или группу: я идентифицируюсь с конкретным народом через включенность в его различные этнические коллективы и целостности. Такими целостностями могут быть любые субъекты - семья, социальные страты, субэтносы, этнографические группы и т.п. Включенная идентичность может быть многоуровневой и иерархизированной: я идентифицируюсь с народом через включенность в группу, которая, в свою очередь, входит в другую группу, и т.д.

Многочисленные наблюдения и исследования процесса этнической идентификации показывают, что его развитие возможно в трех вариантах. Во-первых, этническая идентификация может произойти на основе подражания, когда индивид осознанно или неосознанно копирует стереотипы поведения той этнической общности, в которой он воспитывается и живет. Во-вторых, она может осуществляться на основе принуждения. Такими орудиями принуждения могут служить традиции и ценностные ориентации общества. В-третьих, этническая идентификация может осуществляться на основе свободного и осознанного выбора. Иногда человек может отказаться от национальности и стать космополитом, человеком всего мира. Но и в таком случае отказ всегда основы-1ется на свободном выборе.

 

Типы этнической идентичности в зависимости от сочетания разных причин и условий:

1. Нормальная идентичностъ, при которой образ своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории. Но потребность в идентификации с данной этнической группой и уровень консолидированности с ней зависят от типа личности и от ситуации. Отклонения от «нормы» могут идти как в направлении нарастания этничности, так и в направлении ее угасания или даже отрицания.

2. Этноцентрическая идентичностъ, означающая некритическое предпочтение какой-либо этнической группы и самоидентификацию индивида с ней. При такой идентичности присутствуют элементы этноизоляционизма, замкнутости. В некоторых этнических группах элементы замкнутости детерминируются традиционными нормами, религиозными правилами (например, брачная эндогамия), хотя и не сопровождаются изоляционизмом в целом.

3. Этнодоминирующая идентичность подразумевает такой тип идентичности, при котором этничность становится наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности (гражданской, семейной, профессиональной и др.). Иными словами, этническая принадлежность воспринимается как безусловно доминирующая ценность. Такая идентичность обычно сопровождается признанием «прав народа» выше «прав человека», представлениями о превосходстве своего народа, дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности «этнических чисток», стремлением не «смешиваться» с другими этносами.

4. Этнический фанатизм - тип идентичности, при котором абсолютное доминирование этнических интересов и целей, часто понимаемых иррационально, сопровождается готовностью идти ради них на любые жертвы и действия. Это крайняя форма агрессивной идентичности.

5. Этническая индифферентность возникает, когда люди практически равнодушны к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, к ценностям своего и других народов. Они независимы от норм и традиций собственной этнической группы, на их жизненные поступки и поведение в любых сферах деятельности никак не влияют ни их собственная этническая принадлежность, ни этническая идентичность других.

6. Этнонигилизм в форме космополитизма представляет собой отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей. Обычно этот тип этнической идентичности возникает в связи с осознанием низкого статуса своей этнической группы, с признанием ее неравноценности по сравнению с другими. Следствием этого становится избегание демонстрации своей этничности, а тогда и вообще отрицание всякой этничности.

7. Амбивалентная этничностъ - явно невыраженная этническая идентичность, широко распространенная в смешанной этнической среде.

В этнологии выделяются три типа оснований этнической идентичности: порождающие механизмы, признаки общности и средства (условия) реализации идентичности.

v Порождающим механизмом этнической идентичности является социальный статус народа в стране и в мире. Высокий социальный статус в прошлом или настоящем может порождать чувство национального превосходства (исключительности), выражающееся в желании подавить другие народы, властвовать или доминировать над ними. Низкий социальный статус может порождать чувство национальной неполноценности, представление о непрестижности принадлежности к своему народу, что порождает готовность отказаться от национальной принадлежности к нему. Механизм формирования этнической идентичности определяет ее основное содержание, а также отношение к другим народам как к своему продолжению, как к расширению своего народа в этнической картине мира.

v Признаками общности в этнической идентификации являются этнические нравы, из совокупности которых формируется национальный характер. К чертам национального характера относятся такие качества, как активность - инертность, ответственность - безответственность, достоинство - чувство превосходства или чувство неполноценности, уверенность - нерешительность (склонность к сомнениям), умеренность - расточительность, выносливость - изнеженность, искренность - лицемерие (лживость, ханжество), простодушие - хитрость (расчетливость), храбрость - трусость, сострадательность - равнодушие, открытость - замкнутость и др. В реальности каждый народ является носителем той или иной комбинации этих качеств, что позволяет ему занять свое место среди других народов.

v Из средств и условий реализации этнической идентичности следует выделить, прежде всего, национальный язык и проживание на общей территории. С помощью национального языка обеспечивается единство этноса. В современной этнологии нет единой и общепринятой системы этнодифференцирующих признаков, с помощью которой можно было бы решать вопрос об этнической идентичности. Такое положение вполне закономерно, поскольку неповторимый облик каждого этноса создается не отдельной или специфической чертой, а особым, характерным только для него сочетанием объективных свойств, многие из которых могут быть присущи и каким-то другим этносам. Остается нерешенной задача - узнать, существует ли какой-нибудь неразложимый остаток, который позволит уверенно провести идентификацию. Очевидно, что это то внутреннее состояние и те стереотипы, которые позволяют человеку действовать так, а не иначе, делают его представителем определенного этноса. Это означает, что мы попадаем в область психологической антропологии, которая с начала XX века занималась вопросом, каким путем человек воплощает в себе культуру определенного этноса.

v Работая в этом направлении, этнологи периодически предлагают новые концепции. Среди них внимания заслуживает концепция «центральной зоны» этнической культуры отечественного этнолога Светланы Лурье.

Можно предположить, что у каждого этноса есть некий центр общества - средоточие ценностей и верований, определяющих природу сакрального, священного для каждой культуры. Это означает, что этнос обладает неким внутренним, неосознаваемым ни его генами, ни внешними наблюдателями культурным стержнем, в каждом случае уникальным, который определяет согласованность действий членов этноса и обнаруживает себя вовне через различные модификации культурной традиции, является выражением этого общего содержания.

Содержанием центральной зоны являются этнические константы, лежащие в бессознательном слое психики каждого члена этноса и включающие в себя следующие парадигмы:

1) локализация источника зла (образ-врага);

2) локализация источника добра (образ себя, образ покровителя);

3) представление о способе действия, при котором добро побеждает зло.

Таким образом, этнические константы в первую очередь проявляются в психологии этноса - на этом уровне идет расшифровка понятия этнической идентичности.

 

Билет № 1.

Этнология как наука, её предмет и методы.

Этнология – наука, изучающая процессы формирования, развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.

Предмет: Исторически первым предметом этнологии стали те народы, уровень жизни которых ниже, чем у европейцев (по сути, примитивные общества). К сведению, в России сейчас проживает более 130 этнических групп и национальностей. Долго ли коротко ли, но наука начинает развиваться и предметом этнологии становится изучение всех народов, вне зависимости от уровня их жизни.

Этнология:

1. описательная и обобщающая наука, которая стремится к исследованию общих законов социального и культурного развития человека и общества.

2. рассматривается как сравнительная наука, исследующая различные типы культур и пути их преобразования.

3. это раздел социологии, объектом изучения которого являются примитивные и традиционные общественные системы.

4. наука о динамике культуры как искусственного, внеприродного мира человека.

 

Методы:

В современной этнологии для научного анализа используется самый разнообразный материал: результаты исследований и описания ученых-этнографов, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты, этносоциологические и этнопсихологические исследования, публицистические материалы, официальные документы, историческая и общественно-политическая литература и т.д. Такие разнородные материалы предполагают различные методы их получения.

изучение письменных источников (доклады географов, записки авантюристов и матросов, отчеты посланников, сообщения капитанов морских судов, торговцев и т.п.).

устные предания, выражающие историческое сознание народа.

археологические материалы (самые надежные: они позволяют довольно точно определить время каких-то исторических событий или возраст предметов культуры).

сравнительное языкознание (сравнение определенных слов из разных языков, что может показать схожесть и различия языков).

статистические источники (переписи населения, благодаря которым ученые получают этническую информацию по самому широкому кругу вопросов).

полевые исследования (длительное пребывание и вживание исследователя в изучаемую этническую среду, позволяет получить сведения и о материальной, и о духовной культуре).

 

Думаю, что это может пойти и в Билет № 2.

В настоящее время этнология включает в себя различные отрасли (разделы):

этническая антропология (исследует вопросы этногенеза и антропофизического развития народов);

этническая социология (исследует социальные аспекты развития этнических групп, их идентичности, формы самоорганизации, типы взаимодействий этнических культур);

этническая психология (вопросы формирования этнических стереотипов, этнического самосознания, модели поведения);

собственно этнология (анализирует проблемы хозяйственной и экономической деятельности субъектов);

этнодемография (демографические процессы и динамику численности народов);

этническая география (изучает вопросы географического расселения народов, особенности их места развития, этнические территории и их границы);

этнопедагогия (исследует особенности восприятия и образовательного процесса у различных этносов).

 

Билет 7




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных