ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Хозяйственно-культурная классификацияw Базируется на этнологических методах исследования хозяйства и культуры и используется при изучении этногенеза народов, их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры, проблем, связанных с этническими процессами культурных и исторических отношений между народами. w Основа типологизации – выделение хозяйственно-культурных типов. w Хозяйственно-культурный тип (ХКТ)– определённые комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных условиях среды. w Концепция ХКТ была разработана у нас (где ж ещё…). w Признаки ХКТ – характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности людей. w Классификация касается только традиционных культур и не идёт дальше средних веков. w Отличительная особенность классификации – зависимость хозяйственно-культурной типологии от условий географической среды и от условий хозяйственной деятельности человека в частности. w Редко применяется при изучении этногенеза, оправдана при изучении культуры и быта. Неизбежны случаи объединения в одну группу народов заведомо разного происхождения. ü В первобытно-общинной эпохе выделяем группу присваивающих хозяственно-культурных типов (бродячие охотники и собиратели, охота, рыболовство). ü Группа производящих (ранних) хозяственно-культурных типов, в которых постепенно ведущее месо занимает земледелие и скотоводство ð Эта классификация хороша для ранних этапов развития общества. Прочие классификации Конфессиональная принадлежность (христианство, католицизм, ислам и т.д.) Тип культуры Форму семьи И т.д. Билет № 5. Этногенез и его основные факторы. Этногенез и антропогенез. Этногенез – процесс происхождения этнических групп в периоды: w Плейстоцена (от 2 млн. до 20 тыс. лет до н.э.) w Начала голоцена (от 20 тыс. до 3 тыс. лет до н.э.). Согласно данным археологии и палеонтологии в это время протекали процессы антропогенеза, развитие вида Homo Sapiens. w Период социогенеза ранних форма человеческих сообществ, зарождение основных форм труда, языка, религии, искусства и т.п. Существует точка зрения, что человек зарождался 40 тыс. лет назад, с увеличением числа людей происходит их расселение по всему миру. Возможно, что в самом начале своей истории человечество представляло собой группу людей, однородную в расовом, этн., соц. и др. аспектах. Число людей увеличивалось ® расселение их по новым территориям ® они приспосабливались к новым географическим и климатическим условиям ® изменение как общего исходного антропологического типа, так и отдель. этн. признаков. Аналогичные проц. происходили и с языком. На процессах этногенеза, проходивших на рубеже ранней истории человечества, сказывались массовые переселения, сопровождавшиеся завоеваниями одних этнических групп другими. В процессе этногенеза, связанного с взаимодействием завоевателей и аборигенов, обычно происходит синтез субстрата (местного населения) и суперстрата (пришлого населения), в ходе которого и возникает этнос. Важная роль языка, как одного из определяющих элементов существования и развития любого этноса. Родство языков, как правило, означает родство их носителей. Поэтому одним из результатов переселения народов становилось и смешение, взаимодействие языков. Особое значение имел фактор политического господства пришлого населения. Особая сплоченность завоевателей, обусловленная военной демократией, создавала благоприятные условия для победы одного языка над другим и оказывала значительное влияние на многие стороны культурно-хозяйственного развития. Типы этногенетических процессов: 1. Этническая фузия – процесс слияния нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку и культуре, в единый новый, более крупный этнос (например, слияние вотславских племён в древнерусский этнос). 2. Этническая консолидация – внутреннее сплочение более/менее значительного этноса в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него локальными группами. 3. Этническая ассимиляция (широко распространена в экономически развитых странах) – растворение прежде самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа. 4. Межэтническая интеграция – взаимодействие внутри государства или какого-нибудь региона нескольких существенно различающихся между собой по языку или культуре этносов, которые приводят к появлению у них ряда общих черт. 5. Этногенетическая миксация – редко встречающийся тип этнообъединительного процесса, в ходе которого новый этнос образуется путём слияния народов, не связанных родством. Это трансформационный процесс. * Всё этнические процессы делятся: - этнотрансформационные (изменение этнического сознания); - этноэволюционные (изменение отдельных характеристик этноса). Формы этнического разделения: 1. Этническая парциация – разделение единого прежде этноса на несколько более/менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым. 2. Этническая сепарация – отделение от этнической общности сравнительно небольшой части, которая со временем превращается в самостоятельный этнос. Этногенез и антропогенез. Ранний этап этногенеза: w исходные популяции малочисленны, w эндогамны (браки – в пределах одной группы), w относительно оседлы. w Замкнутость популяции относительна и периодически включала в свой состав инородных членов. => Антропологически эти популяции были специфичными, хотя в пределах крупных территорий обнаруживали сходные признаки, которые затем становились специфическими характеристиками образующихся рас. Первичные языки охватывали несколько популяций, говоривших на одном языке. Исходным пунктом расообразования стало наложение особенностей антропологического сходства, культуры и языка одной популяции с группой других. Ни этногенез, ни расогенез не были бы возможны без процесса эволюционного формирования физического типа Homo Sapiens - антропогенеза. Антропогенез – процесс появления и эволюции первобытных людей, последовательно прошедших следующие этапы: 1. гипотетический общий предок человека и обезьяны. 2. тип примата по кличке Люси (так его ученые назвали), прямоходящий, живший семейными группами. 3. тип «африканус» - потомок Люси, имел длинные руки, был ловким и подвижным. 4. тип «робистус» - потомок африкануса, не имел большого потомства. 5. Homo habilis – «человек умный», первый известны вид, относящийся к семейству людей, использующий орудия труда. 6. Homo erectus – «человек прямоходящий», первый вид человека, широко расселившийся по планете. 7. Homo sapiens – «человек разумный», или «кроманьонец» (под таким названием известный в антропологии) – появился около 40 тыс. лет назад. Размер мозга каждый этап менялся – увеличивался. («–») Теория антропогенеза объясняет лишь процесс формирования человеческого современного вида, но не объясняет разнообразия видов человеческих популяций, не даёт объяснения процессу расообразования. Факторы образования рас в ходе антропогенеза: w Влияние геогр. среды (например, темный цвет кожи негроидов – присутствие в коже меланина, который защищает организм от солнца). w Группа крови имеет приспособительное значение, т.к. их носители неодинаково восприимчивы к разл. инфекционным заболеваниям. w Социальная изоляция – при заключении браков преимущественно внутри своей обособленной группы могут происходить заметные сдвиги в распределении генов, контролирующих расовые признаки. Концепция этногенеза Л.Н.Гумилёва (см. также Билет 3) w Этнос представляет собой биофизическую реальность, а поэтому весь механизм этногенеза – в реальных природных процессах. w Гипотеза Гумилёва: несколько раз за тысячелетие поверхность нашей планеты подвергается определённому космическому излучению, которое вызывает пассионарный толчок, т.е. мутацию гена человека, отвечающего за восприятие энергии организмом из внешнего мира. w Этногенез по Гумилёву – проц. получения однократного запаса энергии после вспышки космического излучения и дальнейшей его растраты в ходе развития этноса, пока последний не придёт в состояние гомеостаза – равновесия с природой, при кот. уровень пассионарности =0. Фазы этногенеза: 1. после пассионарного толчка – фаза подъема (продолжается 20-300 лет) 2.акматическая фаза (от греч. «акме» - высшая точка) – пассионарное напряжение достигает высочайшего уровня, за счет большого количества пассионариев. Одна из самых тяжелых в жизни этноса – период гражданских войн, культурных потерь. 3.фаза надлома – кризисная (продолжается 200 лет). 4.инерционная фаза. Наблюдается некоторое повышение, а потом плавное понижение уровня пассионарного напряжения. 5.фаза обскурации – фаза старости этноса. Пассионарное напряж. падает до отрицательных величин. Этнос существует за счет прошлых запасов. Численность этноса сокращается. Эта фаза предшествует гибели этнической системы или переходу её в состояние гомеостаза. 6.иногда может быть возможна фаза регенерации – временное восстановление этнической системы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|