Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура психологии этноса. Формы и типы инкультурации




 

Этническая история любого конкретного народа показывает, что в процессе его этногенеза складывается определенный психический тип со стойкими чертами (специфические черты характера, своеобразие ценностных ориентации, вкусов и т.п.) как результат восприятия от прежних поколений обычаев, привычек, жизненного уклада, традиций общения с соседями и т.д.

Психические переживания передаются народу через духовную культуру, усваиваются каждым индивидом общности в процессе воспитания и практической совместной жизни. Сами психические переживания, настроения впитываются в культуру этноса – историю, поэзию, литературу, мифологию, музыку, народное творчество.

Психология этноса:

1. Статические (долговременные) черты – долгое время сохраняются в психологии индивидов данного этноса:

· Этнический характер – исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей того или иного этноса, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям. Существует в форме стереотипов восприятия, чувствования и поведения, преобладающих в структуре личности большинства представителей этноса;

· Этнический темперамент – стандартный способ реагирования на конкретную ситуацию, присущий большей части данной этнической общности (например, получив известие о несчастье, итальянец будет рыдать и рвать на себе волосы, а японец - улыбаться, чтобы не огорчать других). Этнический темперамент является внешним выражением этнического характера в различных формах вербального и невербального общения: темпе речи, количестве и энергичности движений и жестов, величине социальной дистанции, открытости в проявлении чувств. Не зависит от типа нервной системы, а обусловлен устоявшимися в культуре конкретного народа стереотипами реагирования;

· Этнические традиции и обычаи – сложившиеся на основе практической жизнедеятельности этноса и прошлого, укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поколение правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого индивида этнической общности. Реализуются в действиях людей предметно, проявляясь в конкретных вещах, символах, одежде и пр. Сферой распространения этнических обычаев являются преимущественно бытовые отношения. Недостаточное знание этнических традиций, обычаев, привычек, вкусов ведет зачастую к серьезным конфликтам с представителями других этнических общностей;

· Этнические интересы – общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности и служащие сохранению ее единства и целостности. Являются движущей силой поведения и деятельности людей. Этнические общности, обладающие развитым этническим самосознанием, не поступаются своими этническими интересами, защищая их не только политическим, но и вооруженным путем.

· Этническое сознание – возникает в процессе исторического развития этнической общности как сознание этнического бытия.

- этническое самосознание – осознание членами этноса своего группового единства, выражается в выборе этнонима;

- представления о других этносах и осознание единства и целостности общности («мы») через противопоставление другим общностям («они»);

- этнологическое самосознание – представление о месте своего этноса в историческом процессе, в политической системе мира. Появляется, когда у этнической общности формируется потребность в создании собственного общества, собственной государственности.

 

2. Динамические (кратковременные) – появляются, видоизменяются или исчезают на протяжении жизни одного или нескольких поколений:

· Этнические чувства – эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, ее интересам, другим народам и ценностям. Могут быть как позитивными, так и негативными. Положительные чувства – национальная гордость, патриотизм, любовь к своему народу, дружелюбное отношение к другим этносам. Отрицательные ведут к формированию национализма и шовинизма, национальных и расовых предрассудков, состоянию отчужденности по отношению к чужим народам и т.д.

· Этнический вкус – оценка правильности, красоты, морали и соответствия нормам поведения, принятым в данной этнической общности. На основе них в этнической общности формируется национальная культура.

Инкультурация – освоение индивидом культуры своего этноса, в которой главными для него выступают ценности и нормы жизни, деятельности и поведения. В результате инкультурации человек становится способным свободно ориентироваться в окружающей его этнической среде: пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, устанавливать взаимопонимание с другими народами. Без инкультурации индивид не может существовать как член общества и своего этноса.

1. Первичная (детская) – дети осваивают самые общераспространенные, жизненно необходимые элементы своей культуры. Инкультурация реализуется здесь в форме воспитания и является целенаправленным воздействием на ребенка с целью формирования у него адекватных навыков, необходимых для нормальной социокультурной жизни.

Часто проходит в форме игры: физические игры развивают физическую активность; стратегические игры развивают способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности; стохастические игры приучают ребенка к тому, что он может встретиться с неконтролируемыми обстоятельствами; ролевые игры, предназначенные для того, чтобы ребенок осваивал функции, которые ему придется выполнять в будущем.

Способствует сохранению стабильности культуры, поскольку основным здесь является воспроизведение уже имеющихся образцов, контроль за беспрепятственным проникновением в культуру случайных и новых элементов.

2. Вторичная (взрослая) – главной отличительной особенностью становится способность индивида к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Индивид получает возможность комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем: расширяется его способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия для него и для других; он получает право участвовать в действиях, результатами которых могут быть значительные культурные изменения.

Обеспечивает членам общества возможность принять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба.

 

 

Билет 8. Этническая культура: понятие, сущность и функции.

 

Этническая культура – 1) совокупность присущих этносу способов освоения условий своего существования, направленных на сохранение этноса и воспроизводство условий его жизнедеятельности.

2)совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих характеристик данной культуры, которые обеспечивают, с одной стороны, единство каждого отдельного этноса, а с другой – передачу этого единства от поколения к поколению.

Функции:

1. инструментальная - создание и преобразование окружающей среды;

2. функция инкультурации - создание и преобразование самого человека;

3. нормативная - система средств организации коллективной жизни;

4. сигнификативная (знаковая) - «означивание», благодаря которому осуществляются умственные и эмоциональные действия человека. Это формирование имен и названий. Если какое-то явление или предмет не названы, не имеют имени, не обозначены человеком, они для человека не существуют;

5. познавательная - дает возможность человеку создать картину мира, поэтому тесно связана с сигнификативной;

6. коммуникативная - обеспечивает передачу этнокультурной информации в диахронном (между поколениями) и синхронном (устанавливая пространственную стабильность и культурную интегрированность) срезах.

Этнические функции культуры решают этнодифференцирующие и этноинтегрирующие задачи. Все этнические функции культуры служат важнейшей цели - психологической защите индивида, дают ему возможность определить свое место в мире и получить такой образ мира, в котором он мог бы безопасно и надежно себя чувствовать. Таким образом, этническая культура содержит в себе защитные механизмы этноса:

 

1. Специфические механизмы направлены на преодоление конкретной угрозы извне. Угроза маркируется - получает название и тем самым вписывается в иерархию бытия - определяется способ защиты от данной угрозы (ритуальное или реальное действие). Таким образом, угроза нашей жизни получает название (имя) и тем самым вписывается в нашу картину мира, что автоматически дает нам возможные средства борьбы с этой угрозой.

2. Неспецифические механизмы - это сама этническая культура как образ мира, упорядоченная и сбалансированная схема космоса, та призма, через которую человек смотрит на мир, упорядоченный образ мироздания (этническая картина мира). Она выражается через философию, литературу, мифологию, идеологию, а также в поступках людей. Содержание ее большинством членов этноса осознается фрагментарно, в полном же объеме она остается достоянием немногих специалистов-культурологов. Фактом сознания является не содержание этнической картины мира, а ее наличие и целостность (вернее, представление о ней как об упорядоченной и гармоничной, так как объективно она необходима из себя самой и внутреннe непротиворечива). Эта картина не будет одинаковой у всех членов этноса, так как внутри этноса всегда существует множество социальных групп и слоев, чьи цели и интересы будут противоречить друг другу, а значит, вести к формированию различных картин мира. Кроме того, картина мира неизбежно будет меняться со временем. Но любые этнические картины мира (внутри одного этноса) при всем их внешнем несходстве будут иметь общие этнические константы-аксиомы.

 

Билет 20






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных