ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Золотых нагрудных пластин.
Критяне еще не достигли вершины в своем развитии, а на материке в таких центрах, как Афины, Тиринф, Пилос и Микены, уже поднималась новая позднебронзовая культура, получившая в современной науке название по последнему из перечисленных го родов, — микенская. Она многое переняла у минойской, заняв впоследствии ее место, хотя и отличалась от нее по образу жизни. Представители этой цивилизации говорили по-гречески, 6 чем сви детельствует их письменность, именуемая слоговым письмом Б и прочитанная в 1952 году.
И микенскую, и более раннюю, минойскую культуры ар хеологи причисляют к так называемым дворцовым культурам: ор ганизация общества в них строилась вокруг грандиозных каменных дворцовых комплексов, обитатели которых (предпола гается, это были наследные цари и, возможно, также высшие цар ские чиновники) издавали законы и обеспечивали их выполнение, управляли экономикой. Дворцовые комплексы микенского перио да, возведенные на высоких обрывистых холмах и напоминавшие крепости, известны как акрополи (что на греческом языке озна чает "верхний город").
Достигнув еще большего могущества, чем критская, микен ская цивилизация погибла в необъяснимом пока катаклизме между 1250 и 1190 годами до н. э., вызванном, вероятно, совокупностью факторов. Археологи предлагают ряд объяснений катастрофы, сре ди них — гражданская война, революция и вторжение извне. Наи более вероятно, что какое-то из этих событий совпало с резким ухудшением дел в экономике, например — с голодом. Во всяком случае, каковы бы ни были причины, но микенская дворцовая сис тема правления исчезла, большинство великих дворцовых комплек сов оказалось разрушенными или покинутыми, а многие из их уце левших жителей устремились на периферию греческого мира — в прибрежные районы и на острова. Как особый народ микеняне прекратили свое существование, и на Грецию спустился мрак, в котором она находилась в течение 300 лет. Приблизительно в этом же промежутке времени появились таинственные полулегендарные дорийцы: некоторые ученые считают, что дорийцы, говорящие по-гречески, — варварские племена, спустившиеся с северных гор.
Об этом периоде мы знаем очень мало, отсюда название — "Темный век". Слоговое письмо Б, применявшееся только в двор цовых надписях, исчезло вместе с гибелью дворцовой системы. Чис ло относящихся к той эпохе произведений искусства невелико, и соответствующие археологические исследования дают слишком скромный материал, чтобы представить картину тогдашней жизни. Все усилия ученых пока позволили воссоздать лишь некоторые из основных ее черт. Количество керамики, в частности, обнаруженное как в материковой, так и в островной Греции, заставляет предпо ложить резкое сокращение народонаселения на некоторое время — так же как и исследование 1964 года по выявлению ранее обитаемых мест: оно установило 320 населенных пунктов, относимых к XIII ве ку до н. э., 130 — к XII и 40 — к XI веку. К 1000 году до н. э. число жителей прежних микенских поселений сократилось на
80 процентов, многие области и острова полностью обезлюдели. Археологи не нашли в других странах ни одного греческого изде лия, относящегося к столетию, которое последовало за исчезнове нием микенян; на греческой территории также не найдено изделий чужеземного происхождения, относящихся к данному столетию.
Крайняя степень нищеты подтверждается либо снижением качества самых простых бытовых предметов, либо их скудостью и даже полным отсутствием. По всей материковой Элладе в могилах того времени находят уже не металлические, а обсидиановые нако нечники стрел. Костяные кольца, глиняные бусы, каменные, а не свинцовые ухваты — все найденные предметы буквально вопиют о жестокой нужде как отдельного гражданина, так и общества в це лом, они свидетельствуют об отсутствии прежних, имевшихся в рас поряжении материалов. Кроме того, Греция испытывала острый недостаток в обычных изделиях, необходимых в повседневном оби ходе, например, не обнаружено даже светильников, и вполне веро ятно, что "Темный век" был темным в самом прямом смысле этого слова.
Но из этого мрака медленно поднимался еще один грече ский мир, давший начало новой культуре, которая вспыхнула фей ерверком искусств, философии и литературы. Она постепенно распространилась по всему Средиземноморью и наконец стала важнейшей составляющей всей западной цивилизации. Начиная с XI века до н. э. Эллада прошла в своем развитии несколько периодов — ученые хронологически обозначают их в соответст вии с характерным стилем росписи на керамических сосудах. Так называемый протогеометрический стиль вазописи характерен при мерно для 1050—900 годов, геометрический — для 900—750, "ков ровый" — для 750—600 годов до н. э.
Поднимаясь к новым высотам в экономике и искусстве, греки отправятся позже в другие страны, покорят моря, наладят торговлю и обустроят колонии всюду, куда проникнут; впитают в собственный образ жизни все, что им придется по вкусу в чужих культурах, и придадут воспринятому нечто чисто греческое. В свою очередь, греческие купцы и колонисты принесут в чужие земли важнейшие элементы жизни метрополии: прежде всего, опыт городов-государств •— основной политической структуры создан ной в Элладе цивилизации, а также свой язык, своих богов, ли тературу, философию и другие науки. Придет срок, и они превратят Средиземное море в "Греческое озеро". В пятом веке до н. э. философ Платон сравнил соотечественников с "муравьями или лягушками, собравшимися вокруг пруда".
Однако и во время долгого смутного междуцарствия — от падения микенян до возвышения новой греческой цивилизации — имелись признаки перемен к лучшему в качестве жизни эллинов. С началом "Темного века" в основном совпадает важнейший технологический переворот — замена бронзы железом. Железо постепенно стало приобретать важное значение в греческом мире, особенно при из готовлении оружия. Именно оно позволило уцелеть нескольким очагам культуры. В период всеобщего упадка устояли Афины. Про цветали, видимо, и некоторые крупные острова Эгейского моря.
Открытия у селения Лефканды показывают, что Эвбея в начальный период античности преуспевала. Здание, частично раз рушенное упомянутым бульдозером, оказалось самым большим и наиболее сложным по конструкции из всех до сих пор найденных сооружений той эпохи; длина его достигала 40 метров, а шири на — 9 метров. В центральном помещении археологи обнаружили вырубленную в скальном основании яму, которая была разделена на два отделения. В одном из них лежали скелеты четырех коней. Очевидно, их сначала принесли в жертву, а потом поместили в погребение. Во втором отделении находились кремированные ос танки мужчины и скелет женщины.
Женщина вполне могла быть супругой похороненного муж чины, принесенной в жертву при его погребении, поскольку рядом с ее головой найден железный нож с рукоятью из слоновой кости. Мужчину, видимо, сожгли на огромном погребальном костре, пе пел собрали в бронзовую урну, а около нее положили принадле жавшие ему железные меч, копье и оселок. Прах был завернут в ткань, и каково же было изумление археологов, обнаруживших, что часть льняной ткани, из которой было изготовлено одеяние длиной по щиколотку и украшенное в верхней части деталью из ворсистого волокна, хорошо сохранилась спустя почти 3000 лет.
Теперь стало ясно, как отмечали после раскопок ученые в своем докладе, "что данное сооружение — не храм, возведенный для поклонения богам-олимпийцам, но геройон, воздвигнутый в честь воина". Геройон означает усыпальницу, предназначенную для культового почитания какого-нибудь героя. В нашем случае ге рой — кремированный мужчина (вероятнее всего — член царской
семьи), который, видимо, был воином, скончавшимся незадолго до этого. Археологи именуют его теперь "Героем из Лефканд". Его гробница оказалась наиболее ранним из всех известных соору жений подобного рода. По иро нии судьбы она похоронила многие предыдущие концепции, касающиеся античной Греции, и в то же время ее открытие под толкнуло к созданию новых.
Эвбейские находки связа ны и с открытием других могил,
которое было сделано двумя десятилетиями раньше на другом крупном острове — Кипре. В этих погребениях, как полагают, покоятся останки здешних царей. В конце бронзового века Кипр привлек микенских переселенцев. Около 1075 года до н. э., воз можно, иммигранты из Аттики основали Саламин — город, по строенный на высоком плато в пяти милях к северу от нынешней Фамагусты. Раскопки на Кипре, начатые в 1956 году, обнаружили здесь развитое железо- и медеплавильное производство, свидетель ствующее о том, что микенская металлургия, зародившаяся в бронзовом веке, весьма рано осуществила переход к железу.
На Кипре, вероятно, жизненные стандарты, как и на Эвбее, оставались высокими и в "Темном веке". Хотя царские погребения Саламина датируются 750 годом до н. э. и более поздним време нем, то есть эвбейские старше их почти на 200 лет, кипрские усыпальницы сохраняют определенные элементы культуры брон зового века, дающие основание предположить неразрывность тра диции. Захоронения на Кипре показывают, например, что в основе здешней политической системы по-прежнему лежало правление на следных царей, а также приближенной к ним знати и чиновников. В то время как простолюдинов хоронили в неприметных могилах, выдолбленных в скале, верхушка городского общества отправля лась на вечный покой с помпезной роскошью и располагалась после смерти в соответствующей части некрополя, отведенной для царской семьи и аристократов, — то же самое наблюдалось и в погребениях микенян.
Стилистика похоронной утвари в кипрских могилах весьма разнообразна — что также аналогично микенским обычаям. Раз личные предметы имеют местом своего происхождения Египет, Финикию, Сирию, Малую Азию и Грецию, а чаще всего — Афи ны; есть и местные изделия. Отнюдь не погрузившись во мрак и вовсе не будучи изолированным от мира, Кипр в этот смутный для нашего понимания период, очевидно, имел немалые выгоды, находясь на пересечении торговых путей, и смог распространить свое влияние далеко за пределы бассейна Эгейского моря.
Самое замечательное среди захоронений Саламина — так называемое погребение № 79 — прямоугольное сооружение, об-
О высоком положении покойного свиде тельствуют принесенные в жертву и ос тавленные в могиле вместе с колесницей кони. Погребение в Соломине датируется восьмым веком до н. э. Железные и брон зовые украшения на конской упряжи, ве роятно, изготовлены местными ремеслен никами, но обнаруживают явное влияние Египта и Ближнего Востока.
разованное двумя массивными камнями, увенчанное двускатной крышей и имевшее монументальный вход. Вскрыв эту усыпаль ницу, археологи обнаружили в ней, помимо другой мебели, три трона и кровать, которые некогда были изготовлены из дерева и с особым тщанием украшены инкрустацией из слоновой кости. Один трон и его сиденье обиты тонким листовым серебром, про шитым серебряными гвоздями, что невольно напоминает о "по крытом серебром" троне, упомянутом в "Илиаде" поэтом седьмого века до н. э. Гомером. Другой трон украшен в стиле, напоми нающем о троне царицы Итаки Пенелопы. Последний описан в "Одиссее", о нем говорится и в текстах слогового письма Б, ко торые найдены в микенских дворцах.
Во всех царских усыпальницах Саламина лежат пары уп ряжных коней, и в связи с этим на память приходят похороны Патрокла, друга героя Ахилла, из "Илиады". Археологи пришли к выводу, что погребение № 79 использовалось дважды: в конце восьмого века до н. э. оно приняло мужчину из царского дома, а затем, спустя некоторое время — еще одно лицо царских кровей. В обоих случаях рядом с сиятельными покойниками найдены чет верки коней и колесницы с почти 60-сантиметровыми чеками на колесах. Захоронение людей и колесниц знаменовало собой самый высокий социальный статус умершего. А в этом погребении в жертву принесены не только животные, но и человек: у обнару-
Трон из слоновой кости с истлевшим де ревянным каркасом (на фотографии^ об наружили в том же могильнике, где ле жали представленные на предыдущем рисунке лошади и колесница. После рекон струкции (правый рисунок,) обитый тон ким листовым золотом и с соответст венно размещенными (в виде опоры для подлокотников) декоративными изображе ниями сфинкса и лотоса в египетском стиле, трон воссоздает великолепие ан тичного Соломина.
женного здесь скелета были связаны руки. Другие могилы Сала-мина сохраняли прах многих покойников, кремированных по обы чаям материковой Греции, которые, впрочем, совершенно не соответствовали кипрским, но были вполне аналогичны традици онным погребениям героев "Илиады". Еще больше усилили это сходство найденные в могилах сосуды с маслом и обрывки сава нов — в последние оказался завернут пепел в части урн.
Погребения Саламина, очень похожие на эвбейские, но открытые двадцатью годами раньше, породили множество дога док. У ученых возникал вопрос, не наблюдают ли они резуль таты влияния "Илиады" на погребальные обычаи, а также других эпических поэм Гомера (и других современных ему ска зителей). Допускалось и обратное: Гомер лишь воспроизвел гос подствовавшие традиции прощания с покойным, что же касается описанной им стилистики ритуалов — это лишь следование прежней традиции. Борьба этих двух теорий продолжалась до тех пор, пока одна из них не возобладала после раскопок на Эвбее: решающим аргументом стала могила "Героя из Лефканд". Захоронения на Эвбее, пожалуй, окончательно разрушили все доводы, доказывавшие влияние "Илиады" на погребальные ри туалы, поскольку здешние усыпальницы датируются примерно 950 годом до н. э. — то есть они значительно старше гомеров ских эпосов, созданных около 750 года. Сегодня многие ученые расценивают могильники на Эвбее и на Кипре как элементы одной непрерывной традиции, согласно которой отдельные вы дающиеся личности должны были быть удостоены похорон, ко торых заслуживали герои.
Если Эвбея и Кипр рано восстали из постмикенского мрака, то и Крит, господствовавший на Эгейском море в бронзовом веке, не должен был, видимо, значительно им уступать. И действитель но, дело обстояло именно так. В конце XII века до н. э. пред ставители смешанной минойско-микенской критской культуры нашли убежище на почти неприступной 1000-футовой высоте в восточной части центральной области острова, удаленной от бур ных событий, сотрясавших лежащую ниже равнину. Возможно, людей вынудило подняться сюда какое-то вторжение, заставившее их покинуть прежние обжитые места. Теперь на удаленном и не доступном склоне они построили город, известный сегодня как Карфы.
Незадолго до Второй мировой войны руины Карф откопа ли английские археологи. Результатом их работы стало открытие значительного по площади поселения с числом жителей, видимо, около 3500 человек. Дома строились из грубых глыб известняка, сложенных без какого-либо крепежа или строительного раствора и даже без фундамента. Дымоходами служили разбитые горшки, которые вмуровывались в плоские крыши. Но сохранились и при знаки более развитой культуры: город пересекали дороги, проло женные по рациональному плану, а на самом защищенном участке возвышался комплекс зданий, получивший у археологов название
"Большого дома", — резиденция карфского правителя. В Большом доме ученые обнаружили мегарон, или тронный зал, характерный для микенской традиции. В верхней точке города карфяне по строили святилище с алтарем и специальной скамьей для керами ческих изображений богов, которые и были обнаружены археологами.
Более полутора столетий обитатели этого изолированного от остального мира города-крепости самостоятельно боролись за существование. Затем, в начале X века, обстановка на Крите, видимо, несколько улучшилась, и это побудило обитателей Карф спуститься на равнину. Они покинули свою горную крепость: находки из захоронений конца X века показывают, что остров восстановил отношения с окружающим миром. Радикальные эко номические и культурные перемены, побудившие критян спус титься из Карф, знаменуют грандиозные перемены, произошедшие во всем греческом мире, поскольку люди стали постепенно возвращаться на острова и в города, из которых прежде бежали.
Разрозненные поселения периода депрессии включались в движение, получившее у греков название синойкизма, — объеди нение нескольких городов под властью единой столицы. В Спарте и Коринфе отдельные поселения, объединенные одной географи ческой территорией и имеющие общие экономические интересы, сомкнули границы и создали единые городские образования. В Аттике, следуя античной традиции, города и деревни согласились на подчиненную роль при существовании мощного центра, кото рым были Афины. Это было первым шагом к тому, что впослед ствии стало составлять основу политической организации эллинистической Греции, которым был город-государство: в такое объединение входили города с их окрестностями, обладавшие соб ственной системой управления и формально не связанные с каки ми-либо внешними политическими структурами.
Между 850 и 750 годами до н. э. число городов-государств умножилось. По некоторым оценкам, оно достигло 700. Древние авторы позднейшего времени, в частности Геродот, Страбон и Диодор, подробно описывали систему правления в городах-госу дарствах; возможно, писатели черпали информацию из устной тра диции, частично их сведения подтверждены археологическими раскопками на месте прежних поселений. Некоторыми городами-государствами правили монархи подобно великим царям микен ской эпохи (хотя и на меньшей территории). С течением времени автократическая власть этих монархов в борьбе с местной знатью уступила место коллективному правлению местной олигархии и собранию аристократов, опиравшихся на родовые кланы и орга низованных по племенному признаку.
Незадолго до 850 года до н. э. вновь начали открываться судоходные пути, и пока еще не очень крупные купцы-морепла ватели приступили к созданию эмпориев — факторий — на чужих берегах. В метрополии увеличивался спрос на металлы, сырье и продовольствие. Приобрести все это можно было в обмен на гре-
На бесплодном горном склоне — в вос точной части центральной области Кип ра — можно видеть частично раскопан ный город Карфы, который был основан в конце XII века до н. э. Кто именно здесь селился и почему, сказать с уверен
Ностью пока невозможно. Население горо да, как предполагают ученые, составляло 3500 человек. Загадка усугубляется еще и тем фактом, что люди обитали в этом уединенном месте всего ISO лет, а
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|