ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Празднеств двигались торжественные про цессии.
сплочения всех городских классов и группировок под его личным правлением. Археологи нашли, например, многочисленные надпи си и произведения искусства в честь Афины в святилищах того времени: можно предположить, что возвеличивание роли этой бо гини в качестве покровительницы города стало следствием тща тельно организованной кампании по внедрению образа богини Афины в религиозное сознание народа. Тем самым Писистрат принижал многочисленных местных божков, которым по тради ции поклонялись различные знатные семейства города. Для того чтобы поклонение Афине и любовь к ее городу вросли в самую ткань городской жизни, Писистрат сделал тор жественное празднество ежегодным. Впечатляющие соревнования в силе, быстроте и искусстве владения оружием стали сопровож даться музыкальными конкурсами, состязаниями чтецов гомеров ского эпоса, скачками с факелами и даже парусной регатой в
гавани. А раз в четыре года с Агоры — ставшей средоточием общественной жизни — направля лась грандиозная процессия к Ак рополю. Писистрат организовал также Дионисии — ежегодный фестиваль драматургов в дни ве сеннего праздника бога Диониса, способствуя превращению города в центр культуры и искусств и еще более укрепляя в гражданах осознание уникальности Афин.
Несмотря на все принятые меры, режиму Писистрата сужде но было развалиться уже при его сыновьях Гиппархе и Гиппии. Гиппарх пал жертвой убийц, ко гда возглавлял Панафинейскую процессию 514 года до н. э., что дало повод его брату Гиппию превратить Афины в подлинно полицейское государство. Жесто кое правление убило в народе добрые чувства к правителю, дос тавшиеся Гиппию в наследство от отца, и в 510 году до н. э. он был изгнан афинянами. Далекие от то го, чтобы отчаиваться по этому поводу, афиняне отметили свер жение тирании возведением на Агоре памятников убийцам Гип-парха и установили пожизненный пансион для их наследников.
На фрагменте фриза Парфенона (фраг мент представлен ныне в Британском музее) изображены всадники, скачущие по Панафинейской дороге во время Вели ких Панафиней — праздника Благодаре ния, который проводился в честь Афины раз в четыре года.
Афинская родовая знать пыталась восстановить свою преж нюю власть, но попытки аристократов провалились благодаря Клисфену — главе одного из именитых семейств, которое прежде поддерживало Солона. Между 506 и 500 годами до н. э. Клисфен вернул каждому свободнорожденному взрослому мужчине право голоса в народном собрании и создал комитет под названием буле, занимавшийся формированием повестки для работы этого законодательного органа. При йовой системе, напрочь отбросив шей традицию, 500 членов буле избирались по месту жительства, а не по родовому признаку, то есть знать и простолюдины впер вые уравнивались в правах как избиратели. Чтобы предотвратить коррупцию, время пребывания на выборной должности ограни чивалось двумя годичными сроками; кроме того, граждане, имев шие право голоса в народном собрании, получили и право подвергать остракизму (изгонять из города) должностных лиц, чье влияние, по мнению афинян, становилось чрезмерным. Так родился феномен, известный теперь под названием де мократия — то есть власть демоса (народа). Эта система требо вала, по определению философа четвертого века до н. э. Аристотеля, "выбирать должностных лиц всеми и из всех, чтобы все правили каждым, а каждый, в свою очередь, правил всеми". Эта система действовала в Аттике в течение следующих 200 лет, но к тому моменту, когда шестой век уступал место пятому, уже сформировались силы, готовые проверить ее на прочность.
Почти половина грекоговорящего мира, включая всю Ма лую Азию и северное побережье Эгейского моря вплоть до Ма кедонии на западе, находилась в это время под персидским владычеством. Греческая правящая элита, недовольная размером утекающей в сундуки персов дани, подвигла Восток на бунт, при чем Афины и Эретрия, город на острове Эвбея, зашли так далеко, что отправили войско для штурма Сард — бывшей столицы Ли дии. Персидский царь Дарий, разъяренный подобным вмешатель-
ством в свои дела, повелел обратить в прах Милет — город, первым поднявший мятеж, и послал мощную армию, дабы нака зать материковую Грецию.
Жестоко расправившись с Эретрией, летом 490 года до н. э. персы высадились у Марафона, на восточном побережье Аттики, и изготовились к легкому и сокрушительному, по их расчетам, броску на Афины: до города оставалось всего 42 километра 195 метров. Но прежде чем армия персов пошла на штурм, ей пришлось испытать натиск со стороны безнадежно малочислен ного, но невероятно решительного афинского войска, которое и разгромило персов.
Эта победа немедленно выдвинула Афины на первое место в греческом мире, оставив в тени другие города-государства — в том числе Спарту, которая с середины шестого века главенство вала в Южной Греции. Спарта, консервативное воинствующее го сударство, всегда с подозрением взирала на афинские политиче ские эксперименты. Выдвижение афинян вследствие триумфа над Персией на первое место в греческой военной иерархии вызвало у спартанцев такое возмущение, что оно кипело долгие десятиле тия и разразилось наконец Пелопоннесской войной. В 432 году до н. э. два города-государства вступили в схватку друг с другом и сражались до капитуляции Афин в 404 году.
Вописываемое время, однако, Афины переживали взлет, их экономика бурно развивалась, поскольку по всему Восточному
Средиземноморью стремительно возрастал спрос на оливковое масло и другие афинские экспортные товары. Еще одна счастливая удача поджидала Афины: туда рекой потекло серебро из Лаврио-на, где в 438 году до н. э. открыли богатую жилу. Народное собрание обсуждало вопрос о том, не обратить ли эту прибыль в новые 10-драхмовые монеты и не распределить ли их между гражданами. Тем не менее, по настоянию Фемистокла, одного из высших должностных лиц города и одного из самых ярких и популярных деятелей, деньги направили на более практические цели. Афиняне построили целый флот, состоящий из трирем — небольших приземистых кораблей с тремя рядами весел, оснащен ных парусами для дальнего плавания, — которые использовались в морских сражениях (см. с. 94 — 95).
"Он оказался единственным, — писал о Фемистокле шесть столетий спустя греческий историк Плутарх, — у кого достало мужества встать перед народом и заявить, что доходы с Лаврий-ских серебряных рудников, которые по традиции делятся афиня нами между собой, следует отложить и использовать эти деньги на строительство флота".
Кораблестроительная программа Фемистокла ока залась весьма своевременной, так как с дальних берегов Эгейского моря снова надвигались грозовые тучи. Собрав
войско, самое большое по сравнению с известными в мире до тех пор, новый персидский царь Ксеркс, сын Дария, выступил в по ход, чтобы отомстить за отцовское поражение при Марафоне. В 480 году до н. э. его армия численностью в несколько сотен тысяч человек — помимо персов в нее входили мидяне, бактрийцы, ин дийцы, эфиопы и ионийские греки — прошла через северные Фра кию и Македонию и в сопровождении огромного флота, состоящего из финикийских, кипрских, египетских и прочих ко раблей, двинулась на юг вдоль побережья Фессалии.
Несмотря на героическое сопротивление спартанцев, они все же согласились забыть о разногласиях с афинянами перед лицом общей для всех опасности, персы вскоре начали угрожать
и Афинам. Опасаясь самого худшего, афиняне эвакуировали город
и перевели свой сравнительно малочисленный флот на якорную стоянку у Саламина — близлежащего острова в Саронитском за ливе. Уверенный в грядущем триумфе, Ксеркс велел поставить свой трон на берегу, чтобы наблюдать, как его корабли загонят
афинян в узкие проливы между островом и материком, но едва ли ему понравилось представшее его глазам зрелище развернув шегося сражения. До победы оказалось слишком далеко, и пер сидский флот позорно отступил. К вящему прискорбию Ксеркса, значительные сухопутные силы персов, оставленные здесь зимо вать, постигла на следующий год та же печальная участь в битве у Платей, примерно в 30 милях к северо-западу от Афин.
Как ни сладостна была победа, ликование афинян, несо мненно, омрачала скорбь, поскольку захватчики оставили после себя город полностью разрушенным. "От городской стены уцелели только небольшие фрагменты, — сообщает историк Фукидид, — большинство домов лежало в развалинах, сохранились лишь те, в которых жили сами персидские властители". Храмы, святилища и священные статуи на Акрополе афиняне нашли разбитыми и оскверненными. Поклявшись никогда не восстанавливать их, "что бы те, кто придет после, помнили о безбожных варварах", афиняне похоронили изломанные скульптуры (см. с. 34 — 35).
Среди погребенных таким образом обломков оказались 14 прекрасных девушек, высеченных из мрамора, так называемых кор; их откопали в 1886 году специалисты Греческого археологического общества. Эти фигуры, относящиеся к шестому веку до н. э., были, очевидно, захоронены с большой заботой, поскольку археологи обнаружили их лежащими бок о бок, словно спящими. Ни завитки волос в их прическах, ни складки их одежд ничуть не пострадали, пролежав в грунте больше 2300 лет, а на кромках платьев сохра нились зеленые, темно-красные и голубые краски.
Фемистокл быстро организовал сограждан для восстанов ления других частей города. В 479 году до н. э., например, они построили мощную стену, целиком окружившую Афины. Остатки этого сооружения найдены у Дипилона, или главных городских ворот, расположенных к северо-западу от Агоры. Хотя укрепления
Этот терракотовый ящик для голосова ния, найденный на Агоре с шестью еще сохранившимися внутри бронзовыми дис ками, использовали для вынесения пригово ра афинские судьи. Как видно на верхнем рисунке, у дисков имелись короткие оси — полые либо сплошные. Диск с по
лой осью означал голос за признание ви новным, а со сплошной — за оправдание подсудимого.
возводились в спешке, из любого подвер нувшегося камня (в ход шли даже погре бальные памятники), стена была весьма толстой: "наверху могли разъехаться два встречных обоза, подвозивших материалы", — отмечает Фукидид, то есть представляла собой более чем серьез ное препятствие для всякого завоевателя. Позднее, к середине сто летия, параллельно друг другу поднялись еще две стены, соединившие укрепления Фемистокла со стеной, аналогичной афинской, вокруг городского порта
Пирей, на удалении в пять с половиной миль. Тот факт, что Длинные стены (такое назва
ние получили эти параллельные укрепления) со единили город с Пиреем, выводившим к морю, имел не меньшее значение, чем их оборонительные функции, поскольку после Саламина Афины стали ведущей морской державой в греческом мире. По добное положение обеспечивало городу невидан ное и устойчивое процветание, а также влекло за собой многочисленные политические последствия, важнейшее из которых — признанная за афиняна ми роль организаторов отпора будущей агрессии. Не забывая об опасности нового нападения, Афи ны и еще ряд греческих городов-государств в 477 году до н. э. образовали направленный против Персии альянс — Делосский союз; он получил на звание по имени эгейского острова Делос, где союз хранил свою казну. Его членам предоставлялся вы бор: сделать взнос в общее дело кораблями либо деньгами, — большинство предпочли деньги. В ре зультате союзникам пришлось затем н~ Олюдать, как за их счет все богаче и сильнее становятся Афины (чьи триремы являлись надежным гаран том альянса), хотя персидская угроза делалась все более призрачной. К 454 году, когда казну союза
перевезли в Афины, он уже больше напоминал империю.
Более 100 каменных фрагментов с надписями, найденных в Акрополе, дают представление о богатстве, свалившемся в то вре мя на Афины. В 1927 году два американских ученых рассортиро вали эти фрагменты в правильном порядке и в итоге сложили несколько мраморных плит, а точнее стел, на которых велся учет сокровищ Афины Паллады с 454 по 414 год до н. э. Здесь фик сировались и отчисления храму (1/60) от тех сумм, которые город получал с членов союза в обмен на гарантированную защиту со стороны афинян. Согласно этим "гроссбухам", взносы делали 265 городов, размер платежей исчислялся на основе площади возде лываемых земель или торгового оборота; однако ежегодно рас плачивалась едва ли половина союзников.
Такие остраконы (черепки) использовали афиняне при голосовании по остракиз му — десятилетнему изгнанию полити ков, чье возраставшее влияние делало их потенциальными диктаторами. Собрав шиеся на голосование граждане приноси ли с собой осколки посуды: на них было нацарапано имя того, кого данный граж
данин считает нужным устранить из по литической жизни. На левом острако-не — имя Перикла, на правом —
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|