ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Фукидида (возможно, деда великого исто рика, носившего то же имя). В эти годы изобилия и процветания первым лицом в Афи нах стал молодой аристократ Перикл, чьи власть и влияние далеко выходили за рамки тех полномочий, которые гарантировала ему занимаемая должность. При нем в наибольшей степени получили развитие демократические реформы, начатые дедом Перикла — Клисфеном: были не только сняты имущественные ограничения для получения официальных должностей, но и впервые назначена компенсация гражданам, выполняющим социально значимые обя занности. Ремесленник или наемный работник, например, теперь не несли материального ущерба за то время, когда они находились при исполнении судейских обязанностей или на заседаниях буле. Однако память о себе Перикл оставил прежде всего обширной программой общественного строительства, а также весьма сомни тельными выплатами на ее осуществление. Не обращая внимания на обвинения в том, что политическая жизнь города превратилась "в демократию по названию, а на деле в правление первых граждан", а также в том, что афиняне, присвоив себе роль казначея Делосского союза, открыто злоупотребляют его средствами, Перикл направил деньги союзников на возведение зда ний суда, колоннад вокруг рыночных площадей, театров и гимна-сиев как в Афинах, так и за их пределами. Начальствовать над строительными работами он назначил прославленного скульптора Фидия. Затем, пренебрегши прежней клятвой жителей города оста вить Акрополь в руинах, Перикл нанял известнейших скульпторов того времени, чтобы превратить его в величайшее "чудо света".
На месте простого архаического въезда воздвигли мону ментальные ворота, детали которых найдены археологами в за падной части холма. Это сооружение эпохи Перикла называлось Пропилеями и замыкало спускавшуюся вниз центральную дорогу, предназначавшуюся для колесниц: по сторонам высились портики
с колоннами, размеры сооружения достигали примерно 7,6 метра
в высоту и около 4,3 метра в ширину. Над головой, если верить путешественнику второго века н. э. Павсанию, на сводах мрамор ного потолка мерцали на голубом небе золотые звезды. "Велико-
лепие этого редчайшего сооружения, — писал Демосфен, — было даже излишне великолепным". Примерно в 40 метрах к востоку от Пропилеи, почти выходя на цен-тральную дорогу,
возвышалась монументальная бронзовая Афина, созданная Фиди ем между 465 и 455 годом до н. э. в ознаменование победы афинян при Марафоне. Эта статуя — ее называли Афина Промахос ("Предводительница в битвах") — к несчастью, была, видимо, вы везена в Константинополь, где следы ее и затерялись; ученым мало что известно о ней кроме того, что скульптура возвышалась на подиуме, детали которого еще сохранились, и что Афина была в шлеме, а в руках держала щит и копье. Согласно Павсанию, размеры статуи были столь велики, что позволяли морякам раз личить гребень на шлеме богини и острие копья, когда их суда проходили мимо мыса Сунион — самой южной точки Аттики, в 60 километрах от Афин.
Еще в 48 метрах к востоку от Афины Промахос, на свя щенном месте, где семью веками раньше стоял дворец правителя микенских Афин, Перикл решил возвести изящный храм под на званием Эрехтейон. Предназначенное для алтарей Зевса, Посей дона и бога кузнечного ремесла Гефеста, а также служившее обителью древней деревянной культовой статуи Афины, это со оружение являет собой редкое собрание множества архитектурных диковин, в числе которых два замечательных портика на западной
стороне здания. Квадратные проемы в потолке и в полу северного пор тика оставил по преданию тре- зубец Посейдона, в южном же портике вместо колонн крышу поддерживали шесть прекрасных мраморных дев-кариатид. Хотя складки их одежд ниспадают по-разному и позы отличаются одна от другой (три кариатиды опираются на правую ногу, а три — на левую), все кариатиды смотрят на юг, на прекрас нейшую из оставленных Периклом жемчужин — святилище Афины с великолепными колоннами. Его воздвигли над южным склоном Акрополя Калликрат, отвечавший за работы на Длин ных стенах, и Иктин, по проекту которого строили храм Апол лона в Бассах.
Целла — главная часть храма, прямоугольное сооружение в самой его середине — состояла из двух залов. Название запад ного — Парфенон ("комната дев"), распространялось на весь храм уже в четвертом веке до н. э. Считается, что первоначально по мещение в западной части храма предназначалось для тех немно гих смертных, чьей привилегией было служить богам, но позднее его использовали для более важных мирских надобностей: там находилась сокровищница Афинской империи.
В восточном зале, большем по размеру, стояла еще одна статуя Афины работы Фидия: высотой в 11,9 метра, выполнен ная из дерева, золота и слоновой кости. Так же как и брон зовую Афину, ее увезли в Константинополь, где она исчезла. Тем не менее по античным монетам, римским копиям и от Павсания ученым известно, что Фидий изобразил богиню в ви-
де воительницы в шлеме, а рядом поместил извивающую ся змею, символизирующую могущество Афины. В левой руке она, по воле скульптора, держала щит и копье, а в правой — фигуру крылатой богини победы Ники вы сотой 1,8 метра.
По наружным стенам целлы тянулся фриз общей длиной 160 метров с изображением Панафинейской про цессии. Начинаясь над узким портиком с колоннами у за падной стены, барельефы насчитывали более 200 фигур: всадников, возничих на колесницах, музыкантов, городских старейшин, факелоносцев и жертвенных животных. Двига ясь на восток вдоль южной и северной сторон, участники шествия попадали в компанию богов на противополож ной стороне над другим портиком, зеркально отражав шим западный.
Сорок шесть колонн (каждая диаметром в основании более 1,8 метра и более чем 9,7 метра высотой) опоясывали храм, поддерживая наклонную крышу, они в то же время затрудняли находившимся снаружи Парфенона зрителям об зор фриза целлы. Выше колонн располагался еще один фриз с изображениями богов, бьющихся с титанами, и гре ческих героев, сражающихся с кентаврами и другими ми фологическими персонажами. Картины были выполнены в технике горельефа на 92 мраморных метопах, которые раз делялись триглифами — каменными плитами с тремя верти кальными прорезями.
Над метопами по фасаду и с тыльной стороны зда ния на фронтонах располагалось около 50 мраморных ста туй. На восточном фронтоне, согласно Павсанию, находи лось изображение рождения Афины Паллады, а на западном — ее борьба с богом морей Посейдоном за об ладание Афинами. Изучив, например, такой памятник, как храм Зевса в Олимпии, специалисты знают, что скульп торы редко удосуживались до конца обработать заднюю поверхность статуй на фронтонах зданий, поскольку она была попросту невидимой для наблюдателя снизу. Однако художники, высекавшие фигуры для Парфенона, обработа ли их так, словно предназначали для экспозиции на уровне земли, словно они были уверены в том, что с небес их работу будут оценивать боги.
Но еще больше удивляет, если верить Плутарху, ско рость возведения главных сооружений Акрополя. "Для за вершения каждого из них, думали люди, потребуются жизни нескольких поколений, — пишет историк, — однако они были полностью построены на протяжении времени все го лишь одного правления". Об этом же говорят и ежегод ные отчеты, выполнявшиеся комиссией граждан, которая сле дила за расходами по проекту Парфенона. Вырезанные на
Внизу картинка из турецкого манускрип та, на ней изображена позолоченная бронзовая колонна, образуемая тремя свившимися змеями, которую воздвигли в Дельфах в пятом веке до н. з. в ознаме нование победы греков над персами при Платеях в 479 году. Колонну захватили в четвертом веке н. з. и увезли в Кон стантинополь (ныне Стамбул), где часть ее по сей день служит деталью фонтана (левый рисунок^. Фрагмент змеиной головы (верхний рисунок,) нахо дится в одном из стамбульских музеев.
441 год, то есть можно предположить, что строительство колон нады тогда уже велось. И всего три года спустя, в 438 году, афиняне освятили фидиеву статую девы из золота и слоновой кости. К этому времени, утверждают ученые, над головой Афины уже должна была быть возведена крыша, а фриз целлы и мето
для выполнения столь значительного объема работ в столь ко роткие сроки. Помимо учета затрат в ходе строительства Эрех-тейона в 409 году до н. э. — на жертвенных животных, листовое золото, свинец, подпорки, желоба и на другие статьи расходов, в записях сохранился длинный перечень ремесленников всякого рода: плотников, каменщиков, мастеров золочения, художников, подносчиков красок, рабочих на блоках и лебедках, скульпторов. Граждане города, чужеземцы и рабы — все получали равную плату за равный труд. Дневной заработок квалифицированного мастера составлял примерно одну драхму (Драхма — греческая весовая и денежная единица различного достоинства. — Примеч. ред.), значит, скульптор должен был получить всего 60 драхм задвухмесячную работу, необходимую для того, чтобы высечь одну небольшую фигуру.
Разностильность рельефов, особенно на фризе Парфенона, также свидетельствует о том, что под руководством Фидия на Акрополе работало большое количество нанятых скульпторов. Ес ли один изображал лошадей с коротко остриженными пушистыми гривами, то у коней другого длинные гривы развевались по ветру и каждый волосок гривы вырезался отдельно. Почти все храмовые фигуры несут следы явной спешки, в которой осуществлялся про ект. На западном фронтоне скульптор, видимо, ошибся в расчетах отведенного для конской головы пространства. При монтаже, что бы рельеф вписался в положенное место, каменщик, очевидно, сколол куски мрамора в верхней части головы лошади, а также с боку, отколов часть челюсти. Схожее экстренное "хирургиче ское" вмешательство было осуществлено и в процессе установки прекрасно выполненной, но плохо подогнанной с точки зрения
ее места в рельефе сидящей женской фигуры — предположительно богини Гестии.
Подобные мелкие изъяны, однако, не мешали восхищать ся изумительной технологической точностью строителей, о чем свидетельствовали сонмы посетивших храм в XIX веке. Среди них был 28-летний английский архитектор, исследователь и ан тиквар Фрэнсис Кранмер Пенроуз, выполнивший в 1845 году первые точные обмеры Парфенона. Среди прочих замечатель ных вещей он обнаружил, что стилобат — прямоугольная брус чатая платформа, служившая опорой для колоннады храма, — вовсе не плоский, а слегка выпуклый. Центральная точка сти лобата на 228 миллиметров (то есть на одну тысячную долю его длины) выше углов. Такое искривление, по мнению одного из ученых, имело целью "придать ощущение жизни и избежать иллюзии провисания".
Пенроуз тщательно изучил и сами колонны Парфенона, стоящие, как оказалось, не перпендикулярно, а с некоторым наклоном внутрь. Обнаружив это двадцатью столетиями раньше, прославленный римский инженер и архитектор Витрувий заме тил, что благодаря такому наклону колонн храм и выглядит столь внушительно — прочным, как монолит. До Пенроуза, тем не менее, никто не представлял, насколько тонкими средствами достигается подобный эффект: колонны отклоняются от верти кали всего на 60,3 миллиметра, то есть если продлить вверх их оси, они сойдутся в одной точке на высоте в 2,4 километра над поверхностью земли.
Столь же изощрен и профиль колонн. Очевидно, чтобы прямые, как карандаш, цилиндрические колонны издали не могли показаться вогнутыми, камнетесы придали им несколько сигаро образную форму. Как установил Пенроуз, достигая максимальной толщины у базы, к капители стволы колонн теряют в диаметре две пятых своей толщины. Такое внимание к деталям подтвер ждает высокое мастерство создателей Парфенона, пользовавшихся лишь самыми простыми инструментами: бечевками, отвесами, во дяными уровнями, угольниками, а также, возможно, длинными и гибкими деревянными линейками.
Выполненная зодчими впечатляющая перестройка Акропо ля свидетельствует о наивысшем расцвете перикловых Афин, об их богатстве и могуществе, изяществе и утонченности, самодо вольстве и общественной решимости. А в последующие годы со всех концов греческого мира сюда везли алтари и статуи, причем в таком множестве, что вскоре Акрополь стал напоминать, по замечанию одного ученого, "битком набитый музей искусств, ре лигии и истории, расположенный, по большей части, под откры тым небом".
С юго-восточной стороны Пропилеи, например, протяну лась колоннада длиной 38,4 метра: внутри здания находилась статуя богини плодородия Артемиды работы выдающегося скульп-
На акварели французского художника XIX века Алексиса Паккарда угол Парфе нона показан таким, каким он мог выгля деть во времена расцвета. Паккард не смог, однако, передать первоначальную яр кость красок, которая делала орнамен ты видимыми даже на значительном удалении от храма,
тора Праксителя. Поблизо сти, согласно античным ис точникам, стоял бронзовый Троянский конь, из чрева ко торого через отверстия смотре ли крошечные греческие вои
ны. А вдоль вырубленной в скале дороги от Эрехтейона к Пропилеям, по свидетельству Павсания, возвышались еще две фигуры: одна изображала самого Перикла, а вторая — еще одну бронзовую Афину, изваянную Фидием по заказу жителей эгейского острова Лемнос. О последней Павсаний отзывается как о самой прекрасной из работ этого художника.
К сожалению, все, что осталось от ста туй, — это лишь пьедесталы (часто разбитые), на которых они когда-то стояли, да следы в скальном грунте Акрополя. Превращенный в конце шестого века н. э. в христианскую цер ковь, затем переделанный под мечеть и кре пость турками, подвергнутый бомбардировке
венецианцами, храм Афины стоял в разру шенном и обезображенном виде до сентября 1834 года, пока международная команда спе циалистов по античности под руководством ба варского архитектора Лео фон Кленце не пред приняла первую попытку восстановить величие Акрополя времен Перикла.
Среди многочисленных реставраторов, последователей фон Кленце, был и открывший Трою Генрих Шлиман. В 1875 году он финан сировал снос 21-метровой башни, построенной в средние века на месте Пропилеи, так как по нимал, что башня "искажает гармонические ли нии всего Акрополя". Но свой знакомый сегодня всему миру облик Акрополь принял только после того, как на рубеже XIX и XX столетий здесь начал работать греческий инженер-строитель Николаос Баланос.
Стремясь вернуть священным руи нам "часть их былого величия", Баланос восстановил фрагменты Эрехтейона и Про пилеи, в том числе часть сводов надвратного мраморного потолка, а в 1923 году приступил
к реставрации северной и южной колоннад Пар фенона. Разыскивая на Акрополе секции, из ко торых прежде состояли колонны, Баланос обнару жил, что строители Парфенона метили каждую де-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|