ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Характеристика положения черепаПоложение черепа имеет очень большое значение при определении принадлежности погребённого к исламу. Е.А. Халикова выделила два основных признака мусульманского погребения[318], одним из которых является соблюдение киблы, то есть ориентировки лица покойного на неё. Кибла (по-арабски - «то, что находится напротив») - направление на Мекку, а точнее - на ал-Каабу, должна соблюдаться при совершении мусульманской молитвы и во время погребения[319]. Ещё до наступления смерти лицо умирающего должно быть обращено в сторону Мекки. Если нет такой возможности, то лицо умершего поворачивают к Мекке как можно скорее, пока не утратилась гибкость тела. Тело укладывают лицом к Мекке и на кладбище (если покойный - мужчина), перед опусканием в могилу и прочтением последней молитвы[320]. Таким образом, ориентировка погребённого лицом к Мекке даёт нам серьёзные основания определять данное погребение как мусульманское. У мусульман, проживающих не территории России и Средней Азии сложилась традиция укладывать покойного так, чтобы его лицо смотрело на Мекку, будучи обращённым вправо. Таким образом, мусульмане Средней Азии ориентируют покойных головой на северо-запад, мусульмане Поволжья - головой на запад или запад-северо-запад[321]. Есть, разумеется отклонения от этой традиции - Е.А. Халикова в качестве примера приводит бадахшанских исмаилитов, которые укладывали покойного головой на юг, но лицо при этом поворачивали всё-таки на Мекку, то есть влево[322]. Однако, такие отступления от правил широкого распространения не имели, они легко локализуются в определённых местностях. Среди погребений эпохи Золотой Орды, собранных нами, абсолютно доминируют такие, в которых погребённые обращены лицом вправо (в 1170 случаях, 64,1 % объёма выборки). По территориальным группам погребения лицом вправо распределились следующим образом: на ряде могильников погребения с такой ориентировкой лица покойного составили более 50 %: на могильниках Селитренного городища они составляют 71,1 % погребений, на Водянском городище - 63,2 %, на Красноярском городище - 61,8 %, на городище у посёлка Комсомольский - 70,4 %, в окрестностях городища 301-й километр - 69,4 %, в среднем Поволжье и Приуралье - 71,6 %, на городских некрополях северного Кавказа - 67,6 %, в курганах Казахстана - 54,5 %, на могильниках периферийных поселений - 68 % погребений, на могильниках Краснодарского края - 87 %. Но ряд могильников рисует нам противоположную картину: на Царёвском городище таких погребений - 49,5 %, на могильниках округи Тумак-Тюбе - 43,6 %, в степных курганах Нижнего Поволжья - 19,6 %. Если принять данный признак за мерило исламизированности населения, оставившего тот или иной могильник, то получится, что мусульманизация слабо проявляется в курганных погребениях Нижнего Поволжья, на могильниках Хан-Тюбе и Тумак-тюбе - это вполне объяснимо. Курганный обряд погребения сам по себе является доисламским пережитком. Можно также сказать, что Тумак-тюбе поселение небольшое, периферийное, а ислам наиболее глубоко проникает во все слои населения в больших городах. Но более того - мы видим, что население Царёвского городища в золотоордынское время вовсе не являлось «образцом благочестия» с точки зрения соблюдения канонов ислама. Это может объясняться тем, что в округе Царёвского городища существуют огромные курганные могильники, и кочевники, оставившие их, вовсе не обязательно являлись частью населения города. Это могло быть «сателлитное» население, кочевавшее в городской округе крупного административного центра Золотой Орды. Погребения лицом вверх (407 случаев) составляют 22,3 % объёма выборки. Эти погребения соотносятся, в основном, с положением погребённого «вытянуто на спине» и не обнаруживают каких-либо ярких особенностей в распределении по группам. Их представленность в территориальных группах - в среднем 20-30 %, но в могильниках Краснодарского края их значительно меньше - всего 9 %. Такое же распределение наблюдается и в «выборочных» группах - 20-30 % в группе. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что ориентировка погребённого лицом вверх является общепризнанной, распространённой и встречается как в мусульманских погребениях, так и в погребениях с отклонениями от ислама. 174 случая в нашей базе данных или 9,5 % от объёма выборки составляют погребения, покойные в которых обращены лицом влево, то есть в сторону от Мекки. Как мы выше писали, рассуждая о погребениях с доворотом на левый бок, эти отклонения от канонов ислама можно связать либо с неточным знанием требований шариата к погребальному обряду, либо с захоронениями иноверцев на мусульманских кладбищах. Однако, такой тонкий вопрос следует решать в каждом случае индивидуально. В нашей базе данных содержатся также сведения о 4 погребениях с отчленёнными черепами. В одном из них (на могильнике Селитренного городища) череп обращён лицом к востоку, в трёх - к западу (на могильнике Маячный бугор из окрестностей Красноярского городища). Во всех этих погребениях отчленение черепа связано, на наш взгляд, с перезахоронением костяка. Немаловажная информация связана с распределением по группам признака «череп погребённого обращён лицом к Мекке». Мы ввели его в номенклатуру признаков с той целью, чтобы отличать те погребения, в которых покойные обращены лицом вправо, но имеют не западную ориентировку и, таким образом, не смотрят в сторону Мекки. С другой стороны, если погребённый обращён головой на восток, а лицом влево, то он тоже смотрит лицом на Мекку. Если мы делаем предположение о том, что на могильниках XIII-XIV веков в Золотой Орде существовала группа погребений, оставленных мусульманизированным населением, в которых прослеживаются отклонения от канонов мусульманского погребального обряда, в том числе и в ориентировке погребённого, то мы можем вполне допустить также, что подобные варианты положения лица (обращено к югу, то есть в сторону левого плеча, при общей ориентировке на восток) могут быть связаны с нечётким знанием канонов ислама. Всего в нашей базе данных 1130 погребений, обращённых лицом в сторону Мекки (61,9 % погребений в выборке). Из них 1125 лежат лицом вправо. Соответственно, из 1170 погребений, обращённых лицом вправо, лишь 1125 обращены в сторону Мекки. В 5 погребениях покойные смотрят влево и при этом обращены к Мекке - это погребения, обращённые к востоку. Три из этих погребений обнаружены на грунтовом могильнике Маячный бугор, одно - под курганом № 2 на могильнике Лесничий хутор и ещё одно - под курганом № 10 на могильнике Зауморье. Все эти погребения обращены на северо-восток головами, кроме погребения из могильника Зауморье, которое ориентировано на восток. Все погребённые лежат вытянуто на спине, ноги и руки вытянуты во всех, кроме всё того же зауморского погребения, в котором зафиксировано другое положение рук. Во всех этих погребениях был обнаружен сопровождающий инвентарь - в основном, это монеты и украшения, но в погребении на могильнике Лесничий хутор обнаружены даже предметы сбруи, остатки одежды, предметы туалета. Единственная монета, определённая в данной группе погребений, датируется 1315 годом (могильник Маячный бугор). Таким образом, мы можем сказать, что по внешним признакам данные погребения не являются мусульманскими, единственное обстоятельство, которое сближает их с мусульманскими, это ориентировка лица в сторону Мекки. Лишь с большой долей допущения мы можем предположить, что данные погребения отражают традиционный, домусульманский погребальный обряд, но на него уже наложило отпечаток требование официальной исламизации обращать лицо покойного в сторону Мекки. Повторим, что это лишь допущение, вероятность которого нам неизвестна. Это предположение родилось на основе датировки одного из погребений первыми годами официальной исламизации Золотой Орды, когда рвение властей по насаждению новой религии было очень высоко. Однако, всё может оказаться значительно проще - ориентировка на юг лиц погребённых в этих захоронениях - результат влияния случайных факторов (смещение костей в результате проседания грунта и т.п.), и в этом случае не придётся говорить ни о каком влиянии ислама. В следующей главе мы попробуем провести анализ ещё трёх групп погребений, выделяемых по обряду - «языческой», «переходной» и «мусульманской» и тогда, может быть, некоторые сложные моменты прояснятся. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|