Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика вида захоронения




Абсолютное большинство захоронений в нашей выборке - 1810 или 99,2 % являются простыми трупоположениями. Захоронения какого-либо другого типа встречаются лишь на могильниках Селитренного городища, Красноярского городища и в составе могильников Краснодарского края. Наиболее часто встречающимся обрядом, фиксируемым на данных могильниках, и отличающимся от обычного трупоположения, является перезахоронение - 2 случая зафиксировано на могильниках Селитренного городища и 7 - на могильнике Маячный бугор из окрестностей Красноярского городища. Как правило, это захоронения костей, очищенных от мягких тканей, выполненные более компактно, чем обычные трупоположения. Эти захоронения, судя по контексту, могли быть совершены в небольшом продолговатом мешке или в небольшой прямоугольной яме, в которые компактно укладывались длинные кости, засыпались кости более мелкие и с западной стороны укладывался череп. На Маячном бугре известно три перезахоронения, выполненные в одном сырцовом склепе, но в индивидуальных погребальных камерах, в которых черепа погребённых были ориентированы лицевыми отделами на запад, но лежали на правом боку - скорее всего, это единовременное перезахоронение, и здесь налицо ошибка в определении сторон света. Вопрос о появлении подобных захоронений в Золотой Орде подробно рассмотрел Д.В. Кутуков[299]. Он сразу отвергает возможность рассмотрения подобных захоронений как захоронений с признаками обряда обезвреживания погребённых (ООП). Обряд обезвреживания погребённых присутствует в культуре разных народов и его основное предназначение - обезопасить живущих от вредоносных качеств умершего, который при жизни мог слыть колдуном, вампиром и т.п. Однако, дело в том, что В.С. Флёров, занимавшийся изучением обряда обезвреживания погребённых, выделяет несколько основных признаков преднамеренного ритуального разрушения скелета. Это разрушение грудной клетки, отчленение коленных чашечек, перемещение черепа, отделение и разрушение стоп, разрушение рук, разбрасывание или смешение всех костей скелета, сооружение груды из всех или большинства костей[300]. Ни один из этих признаков не подразумевает выкладывание костей скелета заново, лишь нарушение целостности какой-то части скелета или смещение и перемешивание. Мы же наблюдаем явное преднамеренное перезахоронение «упакованных костяков». К «упакованным» относятся погребения не с ритуальным разрушением костяка, а с захоронением (или переза­хоронением) очищенных от мягких тканей длинных костей, черепа, ребер и костей таза; ос­танки, независимо от размеров могильной ямы, укладывались, в основном, вплотную друг к другу. Про мнению Д.В. Кутукова, в обряде «упакованных» погребений ясно прослеживается влияние зороастрийских погребальных традиций[301]. Аналогичные захоронения исследованы на некрополе Миздакхана (Б-б-1-1 - погребения в грунтовых ямах)[302]. Различие между миздакханскими и красноярскими захоронениями заключатся лишь в том, что могиль­ные ямы последних были изнутри обложены кирпичом и имели сырцовые заклады. Миздакханские захоронения относятся к VII- первой половине VIII в.; аналогичные погребения имеются на городище Ак-Бешим в Киргизии, где они также датированы VII-VIII вв.; на некрополе древнего Тараза (г. Джам­бул, Южный Казахстан; дата устанавливается в пределах IХ-Х вв.), в Хорезме (Калалы-гыр-I, где кости, как предполагается, первоначально были завернуты в ткань - принимая это во внимание, можно отметить, что возможно, термин «упакованные захоронения» отражает определенную сторону обряда, а именно, заворачивание костей в ткань при отсутствии оссуария или како­го-либо сосуда, его заменяющего)[303]. На протяже­нии второй половины VIII в. в Хорезме происходит замена старых типов вторичных погре­бений предварительно очищенных костей новыми типами погребений с трупоположениями, что было результатом смены религиозной идеологии, замены маздеизма и христианства но­вой единой религией - исламом, принесенном в Среднюю Азию арабскими завоевателями. Но, естественно, это не исключало сохранения отдельных общин приверженцев прежней религии в условиях уже мусульманского Хорезма, в пользу чего свидетельствуют сообще­ния Бируни о существовании общин магов в Хорезме, а также обнаруженный во Фринкенте оссуарный могильник XIII в.[304] Известно, что в монгольское время во многих городах Нижнего Поволжья появились переселенцы из Сред­ней Азии и, в частности, из Хорезма, всячески способствовавшие укреплению ислама в Золотой Орде. Но, вполне вероятно, что среди них могли быть представители сохранившихся зороастрийских общин, которые и оставили «упакованные» погребения. Однако, не следует счи­тать, что, сосуществуя в одном регионе, обе религии (ислам и маздеизм) оставались неиз­менными; шла обоюдная трансформация религиозных представлений, отражавшаяся на по­гребальном обряде. Таким образом, изучение представленной выборки свидетельствует о наличии различ­ных составляющих компонентах погребального обряда золотоордынского населения Ниж­ней Волги. Среди прочих религиозных представлений, оказавших влияние на складывание во многом синкретичного погребального обряда, был и зороастризм, но, вероятно, уже не в «чистом» виде, а испытавший серьезное влияние ислама, что иллюстрируют погребения с Маячного бугра: пять из них не только имели кирпичную выкладку бортов, но и были пе­рекрыты закладами, в подавляющем большинстве своем использовавшимися при захороне­нии мусульман.

Несмотря на всё вышесказанное, мы можем принять мнение Д.В. Кутукова о том, что наличие «упакованных» захоронений является свидетельством наличия зороастризма в золотоордынской городской среде лишь с оговоркой. Дело в том, что одно из «упакованных» захоронений на Маячном бугре было впущено в яму уже существовавшего захоронения и располагалось поверх свода склепа, что может трактоваться как повторное захоронение родственника (мужа или жены), умершего ранее на чужбине.

Кроме того, правилами шариата предусматривается вскрытие могилы и перезахоронение человека в ряде случаев. Во-первых, если покойный захоронен в узурпированной земле и владелец участка на согласен с тем, чтобы там была могила; во-вторых, если саван или другие похоронные принадлежности являются узурпированными или украденными; в-третьих, если известно, что захоронение совершено не по правилам шариата (без савана, или труп не лежит лицом к Мекке); в-четвёртых, если мусульманин похоронен на кладбище безбожников или на участке, куда бросают нечистоты; в-пятых, если умерла беременная женщина, разрешается вскрыть её могилу и вытащить из её чрева ребёнка; в-шестых, если существует опасность, что хищные звери могут вытащить тело покойного или если могила может быть уничтожена другим способом (быть затопленной, разрытой врагами покойного); в-седьмых, если после похорон обнаруживается незахороненная часть тела покойного[305]. Таким образом, шариат регламентирует ряд случаев, в которых покойный может быть перезахоронен, а если перезахоронение совершалось через несколько лет после первоначальных похорон, то вполне вероятно, что перезахоронению подвергались одни лишь кости, которые могли быть упакованы в небольшой мешок или завёрнуты в новый саван. Более того, обратим внимание на то, что все вышеуказанные захоронения находились в окружении мусульманских захоронений, на мусульманских кладбищах, вышеописанное «впускное» погребение на Маячном бугре было впущено в мусульманскую могилу с перекрытием типа А2-4в, три перезахоронения с Маячного бугра, выполненные в едином склепе, покоились под перекрытиями типа А1-4, которые мы связываем, в целом, с мусульманскими погребальными традициями (см. описание выше). В связи с этим, мы, не отвергая окончательно мнение Д.В. Кутукова о присутствии в Золотой Орде приверженцев зороастризма, считаем, что оно недостаточно аргументировано, а «упакованные захоронения» следует рассматривать как один из вариантов мусульманского погребального обряда - это перезахоронения, перемещённые захоронения.

Возвращаясь к описанию видов захоронений, следует сказать о более серьёзном отклонении от мусульманских погребальных традиций - о трупосожжениях. В нашей базе данных известно 2 трупосожжения и одно погребение, в котором сочетаются элементы трупоположения и трупосожжения (захоронение человека в гробу, головой на юг; в гроб с трупоположением, на уровне бёдер захороненного мужчины, были засыпаны кальцинированные кости человека, сопровождавшиеся оплавленной золотой серьгой в форме знака вопроса). Все три комплекса находятся всё на том же Маячном бугре и были исследованы в ходе раскопок С.И. Четверикова и С.А. Котенькова в 1991 году. Два захоронения по обряду трупосожжения, исследованные С.И. Четвериковым, представляли собой измельчённые кальцинированные кости человека, засыпанные в урны - золотоордынские красноглиняные гончарные сосуды-корчаги и установленные в небольшие бесформенные ямки на языческом участке могильника золотоордынского времени. Кроме того, нам известен ещё один комплекс, не вошедший в нашу базу данных, который также происходит с Маячного бугра (исследования под руководством С.А. Котенькова 1992 года). Это квадратная сырцовая оградка размерами около 3 Х 3 м. На полу были уложены 4 целых и 4 фрагмента сырцовых кирпичей, между которыми обнаружена бесформенная куча древесных углей, золы, мелких обломков кальцинированных костей и масса семян (также обугленных) различных растений: винограда, проса, чечевицы, лоха серебристого, дыни, злаковых и один целый обуглившийся грецких орех. После снятия кирпичей конструкции выяснилось, что она была возведена на месте кострища. Интерпретация данного памятника очень сложна ввиду его необычного расположения среди мусульманских, языческих и даже христианских захоронений. Представляется возможным его трактовка в качестве жертвенника, либо захоронения с трупосожжением, а в последствии и с поминальным обрядом (если предположить, что костные останки принадлежат человеку)[306]. Весь участок могильника, на котором локализуются языческие погребения и комплексы с трупосожжениями, датируется концом XIII - первой половиной XIV вв[307].

Таким образом, могильник Маячный бугор можно рассматривать центром локализации захоронений с элементами трупосожжения в Золотой Орде.

И ещё одним «нестандартным» с точки зрения традиций мусульманского погребального обряда вариантом захоронения является погребение в одной могиле матери и младенца. Такие захоронения встречаются в нашей базе данных трижды - два захоронения известно на могильниках в окрестностях Красноярского городища и ещё одно - на могильнике Северный в Краснодарском крае. Как мы уже сказали выше, правилами шариата предусматривается вскрытие могилы беременной женщины для того, чтобы вынуть из её чрева младенца. Если же женщина умирает во время родов вместе с младенцем, то их хоронят в единой могиле, поскольку ребёнок ещё не прошёл обряд посвящения в ислам и не считается самостоятельным человеком с собственной душой. Если умирает беременная женщина то, шариат требует вскрыть ей живот слева, вынуть ребёнка, потом опять зашить, после чего похоронить их обоих[308].




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных