Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Надмогильные сооружения.




1134 погребения (62,1% от общего количества погребений) не имеет надмогильных сооружений. Захоронения без надмогильных конструкций встречаются лишь на поселенческих некрополях, поскольку для степных могильников характерно наличие курганов. Здесь необходимо упомянуть очень интересную группу могильников, традиционно относимых к курганным. В качестве примера можно привести могильники Лебеди-IV[286] и Северный[287] в Краснодарском крае, которые мы выделили в отдельную локально-территориальную группу № 14. По сути они представляют собой грунтовые могильники, расположенные на больших курганах эпохи бронзы. На наш взгляд, расположение данных могильников на курганах является случайным - они могли быть расположены на любой другой возвышенности, ибо ничто в их погребальном обряде не связывает их с подкурганными захоронениями. Мы считаем, что эти захоронения представляют собой пограничную группу между подкурганными и грунтовыми могильниками. большинство степных ногайских кладбищ первоначально было устроено на курганах, якобы для того, чтобы «сократить путь правоверному в рай, обещанный ему Кораном». А.А. Ярлыкапов считает, что на самом деле это следы древней погребальной традиции степей[288]. Часть погребений на поселениях и в их окрестностях также имеет надмогильные сооружения - мавзолеи, оградки, надгробия. В качестве примера можно привести курганные могильники, окружающие Царёвское городище, мавзолеи Селитренного, Водянского городищ и пр.

На Селитренном городище 412 погребений или 83,4 % не имеют надмогильных конструкций, на Водянском городище - лишь 37,6 %. Дело в том, что значительная часть захоронений Водянского городища была обнаружена в мавзолеях, внутри оградок, под надгробиями, внутри мечети. Данные по Селитренному городищу, да и, вероятно, по многим другим памятникам, могут быть не вполне объективны, поскольку сооружения золотоордынского времени интенсивно разбирались на кирпич в ходе русской колонизации Нижнего Поволжья и активного строительства русских крепостей и поселений. Многие надмогильные сооружения могли быть разрушены и снесены в ходе таких работ. 25,5 % погребений с могильников Царёвского городища также не имеют надмогильных сооружений. Здесь небольшая доля подобных захоронений связана с тем, что данное городище окружено развитой системой курганных могильников. Обратную картину мы наблюдаем в окрестностях Красноярского городища - здесь не имеют сохранившихся надмогильных сооружений 95,6 % погребений. Это может служить подтверждением ранее высказанного наблюдения о разрушенности надмогильных сооружений. Кроме того, как показывает практика, большинство надмогильных конструкций в окрестностях Красного Яра было выстроено из сырцового кирпича, который мог разрушиться в силу естественных причин. Кроме того, столь большое число захоронений без надмогильных конструкций и, главным образом, отсутствие курганных насыпей косвенно свидетельствует об изначальной оседлости населения, основавшего Красноярское городище[289].

Могильники городища у пос. Комсомольский также характеризуются отсутствием надмогильных сооружений - 88,7 % из них таковых не имеет. Не имеют надмогильных сооружений 100 % погребений из окрестностей Тумак-Тюбе, 40,7 % погребений из Среднего Поволжья и Приуралья, 76,5 % захоронений с городских некрополей Северного Кавказа, 96 % захоронений с периферийных поселенческих некрополей. По «выборочным» группам, данный признак «отсутствие надмогильного сооружения» распределяется случайным образом, практически во всех группах, кроме групп 17, 21 и 22 (подкурганные погребения, погребения в мавзолеях и погребения в подкурганных оградках) он присутствует и его доля варьируется в диапазоне от 44,7 % погребений (в группе «погребения с инвентарём») до 72,3 % (в группе «грунтовые погребения»), что в среднем составляет чуть более половины (около 60 %) погребений в каждой группе. Это свидетельствует о том, что в обозначенных нами группах данный признак не является значимым и его распределение практически равномерно.

433 погребения в базе данных (23,7%) - подкурганные. Естественно, что подкурганные захоронения составляют 100% погребений в таких группах, как «Могильники окрестностей городища 301-й километр», «Степные курганы Нижнего Поволжья», «Курганы Казахстана», «Краснодарские могильники». Могильники округи Царёвского городища на 71,3% состоят из подкурганных погребений (134 погребения). 12,7 % всех погребений с внутримогильными конструкциями и 32,5 % погребений без внутримогильных конструкций было обнаружено под курганными насыпями. Также под курганами обнаружено 19,6 % всех безынвентарных погребений и 43,4 % погребений всех с инвентарём. Эти цифры свидетельствуют, на наш взгляд, о том, что курганный погребальный обряд тесно связан с доисламскими традициями. Равно как само возведение курганной насыпи, так и наличие сопровождающего инвентаря являются следованием языческим традициям. 2 % погребений в мавзолеях (или всего 2 в абсолютном выражении) обнаружено под курганной насыпью. Это погребение № 1 кургана 47 могильника Кривая Лука-XVII и погребение № 1 кургана 1 могильника Кривая Лука-XXIV в Астраханской области. Этот казус объясняется тем, что под насыпями данных курганов были обнаружены многоугольные сырцовые оградки со стенами, сходящимися кверху, сильно отличающиеся от остальных типов подкурганных оградок. В отчёте о полевых исследованиях В.В. Дворниченко называет данные сооружения именно оградками под курганами[290]. Мы же их соотносим в данной работе с многоугольными пирамидальными мусульманскими мавзолеями, а возникновение «насыпей» курганов объясняем тем, что сырцовые перекрытия и стены данных мавзолеев рухнули ещё в древности и совершенно расплылись под воздействием дождей и ветра, превратившись в подобие могильного холма.

Ещё один, казалось бы, противоречащий логике случай - наличие среди грунтовых погребений 11,2 %, у которых наличествует признак «надмогильное сооружение - курган». Это объясняется тем, что среди впускных захоронений встречаются целые группы на курганах эпохи раннего железного века или бронзы, которые можно расценить как грунтовые могильники, компактно расположенные на возвышенности и с точки зрения обряда никак не связанные с курганами. Мы уже указывали, что к таковым можно отнести группу 14 «Краснодарские могильники», в которую вошли могильники Лебеди-IV, Центрлаба и Северный.

Среди «выборочных» групп, выделенных нами по признаку «ориентировка лица погребённого» признак «надмогильное сооружение - курган» распределяется почти равномерно. Под курганами обнаружено 24,1 % всех погребёний, ориентированных лицом вверх, 25,3 % всех погребений, ориентированных лицом влево и 23,6 % всех погребений, ориентированных лицом вправо. Это может означать, что между признаками «надмогильное сооружение - курган» и «ориентировка лица погребённого» нет устойчивой зависимости.

В базу данных включено 98 погребений (5,4% от общего количества) в мавзолеях. Это, прежде всего, погребения из мавзолеев Южного Урала и Болгара. Кроме того, погребения в мавзолеях встречаются на могильнике городища у поселка Комсомольский, в окрестностях Красноярского городища, на Селитренном городище в Астраханской области, на Царёвском и Водянском городищах в Волгоградской области, на городище Верхний Джулат на Северном Кавказе и, как мы уже указывали, по нашему мнению, на Кривой Луке. На Селитренном городище данная группа захоронений составляет 5,7 % (28 захоронений), на Водянском городище - 12 % (16 захоронений), на Царёвском городище - 3,2 % (6 захоронений). В окрестностях Красноярского городища известно 3 захоронения из мавзолея (что составляет 0,9 % от всех погребений данной группы), однако мавзолей, обнаруженный здесь, не является мусульманским и отличается своеобразной архитектурой[291]. На городище у пос. Комсомольский известно всего 2 сохранившихся захоронения из мавзолея, что составляет 2,8 % погребений в окрестностях городища[292]. В Среднем Поволжье и Приуралье 42 % (или 34 случая наблюдения) погребений из нашей базы данных расположены в мавзолеях. В мавзолеях располагались 10,7 % погребений с городских некрополей Северного Кавказа и 2 погребения (3,9 %) из степных курганов Нижнего Поволжья (уже упоминавшиеся мавзолеи с Кривой Луки). В мавзолеях располагались 5,9 % погребений с внутримогильными конструкциями, 4,9 % погребений без внутримогильных конструкций, 6,1 % грунтовых погребений, 5,4 безынвентарных погребений, 5,3 погребений с инвентарём. Интересно распределились погребения в мавзолеях среди групп, выделенных по признаку «ориентировка лица погребённого. Частости показывают картину небольшого разброса в распределении - 6,4 % погребений лицом вверх, 3,4 % погребений лицом влево и 4,9 % погребений лицом вправо. Однако, в данном случае более объективную картину представляет распределение частот - 26 случаев в группе погребений лицом вверх, 6 случаев в группе погребений лицом влево и 57 случаев в группе погребений лицом вправо. Здесь необходимо отметить, что ориентировка погребённого лицом вправо (то есть, применительно к географическому расположению территории Золотой Орды, ориентировка лицом в сторону Мекки) является мусульманским признаком и в данном случае его доминирование вполне закономерно. Наиболее распространённым отклонением от канонов ислама в мусульманских погребениях является именно ориентировка погребённых лицом вверх. Небольшое количество погребений с лицом, обращённым лицом влево также объясняется наличием мусульманского мавзолея, то есть мусульманизированностью погребённых. Однако, сам факт наличия подобных погребений с сочетанием признаков «надмогильное сооружение - мавзолей» и «ориентировка погребённого лицом влево» говорит о существовании группы захоронений с нечётко выраженными мусульманскими признаками, с отклонениями от мусульманского обряда. Более подробно мы этот вопрос изучим при специальном рассмотрении группы погребений в мавзолеях.

Крайне редко функции надмогильного сооружения выполняет мечеть - лишь 13 погребений в нашей выборке или 0,7% расположено в мечетях. Такие погребения обнаружены на Водянском городище (4 случая, 3 % погребений с городища), а также на городищах Верхний и Нижний Джулат (9 захоронений или 13,2 % погребений с городских могильников Северного Кавказа). Захоронения в мечетях, в целом, не характерны для ислама, что и подтверждается данными нашей выборки. Чаще сами захоронения становятся объектами поклонения и культа. Почитаемые могилы праведников, святых, привлекают паломников, формируется внемечетный культ с определённой системой обрядов, почитаемое место- аулья благоустраивается и приспосабливается к требованиям культа. Так возникают сложные погребально-поминальные комплексы, совмещённые с мечетями, такие, например, как мавзолей Ходжи Ахмеда Ясеви в Туркестане, выстроенный по приказу Тимура, который является первым памятников архитектуры подобного типа[293].

В 3 из погребений в мечетях обнаружен сопровождающий инвентарь (0,9 % всех погребений с инвентарём). Эти данные также дают нам основание говорить о том, что среди мусульманских погребений Золотой Орды имеется небольшая, но устойчивая группа погребений с отклонениями от ислама.

235 погребений или 12,9% в нашей базе данных имеют надгробия. Они встречаются как на грунтовых могильниках, где их присутствие представляется логичным, так как функция надгробия состоит в обозначении места индивиду­альной могилы, так и под курганами (в основном, внутри подкурганных огра­док), и в мавзолеях. На Селитренном городище 13,4 % погребений имеют над­гробия, в могильниках округи Царёвского городища - 18,4%, на городище у пос. Комсомольский - 11,3 % погребений, на могильниках городища 301-й километр - 14,3 %, на городских некрополях Северного Кавказа доля погребе­ний под надгробиями оставляет 5,9 %, на периферийных поселенческих некро­полях - 4 % погребений, на Красноярском городище всего 1,6 % погребений. Это объясняется, скорее всего, сохранностью могильников. Наиболее высокий процент погребений под надгробиями на Кадыровском могильнике в Башкирии - 60,9 %, а в Среднем Поволжье и в Приуралье в целом такие погребения со­ставляют 24,7 %, в курганах Казахстана - 50 %, на Водянском городище - 57,1%, в мавзолеях Южного Урала - 21,4% и Болгара - 16,7%. Необходимо от­метить, что на долю захоронений под надгробиями значительное влияние ока­зывает общая сохранность могильника - вполне естественно, что в условиях грунтового могильника надгробие является элементом захоронения, который разрушится в первую очередь, а под курганной насыпью или под руинами мав­золея оно имеет шансы сохраниться на более долгий срок. Именно такую кар­тину рисуют нам следующие цифры: 21 % погребений под курганами и лишь 11,5 % бескурганных погребений, а также 29,6 % погребений в мавзолеях и 39,8 % погребений в подкурганных оградках имели надгробия. 18,5 % из погребе­ний с внутримогильными конструкциями и лишь 8,5 % без внутримогильных конструкций имеют надгробия, что свидетельствует о развитости и законченно­сти цикла погребального обряда в захоронениях с внутримогильными конст­рукциями. Под надгробиями совершены 12,4 % погребений без инвентаря и 15,1 % погребений с сопровождающим инвентарём. Здесь, возможно, необходимо разделить наличие надгробий в довольно исламизированном регионе – Среднем Поволжье и Приуралье и наличие надгробий под курганными насыпями. Поскольку надгробия априори являются самостоятельными и самодостаточными надмогильными сооружениями, нацеленными на экспонирование, то, возможно, курганные насыпи над ними возводились не сразу, а по истечении определённого срока. Здесь мы сталкиваемся, вероятно, с наличием цикла погребально-поминальной обрядности, который нам неизвестен, и который может быть со временем зафиксирован на этнографическом материале. Уже знакомую картину прибли­зительно равномерного распределения по группам погребений, выделенных по признаку «ориентировка лица погребённого» мы наблюдаем и в случае с при­знаком «надмогильное сооружение - надгробие». Так, под надгробиями совер­шены 12,8 % погребений, ориентированных лицом вверх, 14,4 % погребений лицом влево и 12,5 % погребений лицом вправо. Таким образом, мы можем сделать предварительный вывод о том, что такие «мусульманские» признаки, как ориентировка лица погребённого и наличие надгробия, не имеют устойчи­вой связи между собой (по крайней мере, может быть, она имеет другую направленность).

93 погребения (5,1 % погребений в нашей базе данных) совершены в подкурганных оградках. Эти погребения встречаются в курганных могильниках Царёвского городища, где они составляют 25,5 % от общего числа захоронений, в окрестностях поселения «301 километр» - здесь доля таких погребений ещё выше и составляет 61,2 %, в степных курганных могильниках Нижнего Поволжья (9,8 % от общего числа захоронений в группе) и в курганных могильниках Казахстана (45,5 % погребений в группе по данным нашей выборки). В подкурганных оградках совершено 5,1 % погребений с внутримогильными конструкциями и столько же погребений без внутримогильных конструкций. Погребения в оградках составляют 36,2 % всех подкурганных захоронений. В оградках обнаружено 3,6 % безынвентарных захоронений и 12,3 % погребений с инвентарём. В подкурганных оградках располагались 23 погребения, ориентированных лицом вверх (или 5,7 % погребений в группе), 17 погребений лицом влево (или 9,8 % погребений в группе) и 52 погребения (4,4 % погребений в группе), ориентированных лицом вправо. Большинство исследователей связывает появление подкурганных оградок в Северном Прикаспии именно с распространением ислама в Золотой Орде. Как мы видим, действительно наблюдается доминирование абсолютного количества погребений, ориентированных лицом вправо, на Мекку. Мы возвратимся к этому вопросу при более глубоком рассмотрении группы погребений в подкурганных оградках в последующих главах.

13 погребений (0,7% от общего количества погребений в выборке) совершены внутри наземных склепов или оградок, расположенных на грунтовых могильниках. Однако, это не наземные склепы - сагана, или сагана, распространённые в Средней Азии, которые являются одновременно и надгробиями - тело покойного помещается не в могильную яму, а внутрь наземного слепа и остаётся выше уровня земли[294]. Нам не удалось встретить подобных захоронений в золотоордынских могильниках. В нашей выборке представлены наземные склепы разных конструкций, большая часть которых разрушена до такой степени, что невозможно установить архитектурные особенности этих сооружений - ясно лишь, что данные склепы или оградки объединяли несколько погребений, совершённых в грунтовых ямах. Возможно, они являлись семейными или родовыми усыпальницами. Их можно интерпретировать как оградки - хазира [295], то есть огороженные участки, включающие в себя могилы одной фамилии, а также иногда несколько помещений (худжры - комнатки для паломников, небольшие комнатки для чтения молитв и Корана - кури-хана). Они отмечены в окрестностях Красноярского городища на могильнике Маячный бугор (7 случаев наблюдения или 2,2 % от общего количества захоронений в группе) и около мечети на Водянском городище (6 случаев наблюдения или 4,5 % от общего количества захоронений в группе). От общего количества погребений с внутримогильными конструкциями данные погребения составляют 1,2 %, от всех погребений без внутримогильных конструкций - 0,3 %. Все эти погребения грунтовые, бескурганные, что составляет 0,8 % от общего числа грунтовых погребений. В 3 погребениях имеется инвентарь (0,9 % от числа погребений с инвентарём) и 10 являются безынвентарными (0,7 % всех безынвентарных погребений). 0,7 % погребений, ориентированных лицом вверх (3 случая наблюдения), 1,1 % погребений, обращённых лицом влево (2 случая наблюдения) и 0,5 % погребений, обращённых лицом вправо (6 случаев наблюдения), также совершены в наземных склепах.

Довольно часто либо внутри, либо рядом с надмогильными сооружениями встречаются остатки тризны - поминальной трапезы, представленные кострищами с обгоревшими обломками костей животных, семенами и косточками растений, фрагментами разбитой посуды - 128 случаев в нашей выборке, что составляет 7% от общего количества захоронений. Тризны зафиксированы в курганах могильника 301-й километр (здесь они сопровождают 55,1 % захоронений), встречаются в степных курганах Нижнего Поволжья (рядом с 25, 5 % погребений группы) и курганах Казахстана (36,4 % погребений сопровождаются тризнами), на могильниках городища у посёлка «Комсомольский» (два случая, что составляет 2,8 % погребений в группе), на могильниках в окрестностях Красноярского (4 случая или 1,3 % погребений) и Царёвского (73 случая или 38,8 % погребений) городищ, на городище Мохши (всего в Среднем Поволжье и Приуралье тризна встречаются в 1,2 % погребений). Особенностью встречаемости остатков тризны является то, что они всегда связаны с наличием надмогильного сооружения - кургана, подкурганной оградки, надгробия, наземного склепа. Это вполне логично, поскольку само наличие надмогильного сооружения предполагает существование поминального культа, посещение могилы родственниками покойного и некие обрядовые действия, которые могли включать в себя и поминальную трапезу. Так, 4,1 % погребений в мавзолеях, 75,3 % погребений в подкурганных оградках, 47,1 курганных погребений сопровождаются тризнами. В то же время тризнами сопровождаются лишь 0,4 грунтовых бескурганных погребений. По другим группам распределение следующее: тризны присутствуют рядом с 7,5 % погребений с внутримогильными конструкциями, с 6,6 % погребений без внутримогильных конструкций, с 4,3 % безынвентарных погребений, с 19,8 % погребений с инвентарём (что вполне понятно - и признак «наличие тризны», и «наличие погребального инвентаря» являются маркерами пережитков язычества и вполне непротиворечиво сочетаются в погребальном обряде). Тризны также сопровождают 8,6 % погребений, в которых покойные обращены лицом вверх (35 случаев), 10,3 % погребений лицом влево (18 случаев) и 5,5 % или 64 случая наблюдений для погребений, обращённых лицом вправо. Наблюдается некоторое падение доли встречаемости в сочетании с «языческим» признаком, однако растёт частота, что связано просто с преобладанием в выборке захоронений, обращённых лицом вправо. Таким образом, на этом примере мы вновь встречаемся с признаками, маркирующими языческие пережитки, в мусульманских захоронениях, в которых соблюдён главный принцип киблы.

Могильные ямы.

75 погребений в нашей базе данных или 4,1 % совершены в ямах с сужающимися ко дну стенками (в ямах типа А-12 по нашей типологии). Яма такого типа встречаются на Селитренном городище (17 случаев или 3,4 % от всех погребений с данного памятника), на Водянском городище (8 случаев наблюдения или 6 % погребений с памятника), на Царёвском городище и в его окрестностях (41 случай наблюдения или 21,8 % погребений), на могильниках округи Красноярского городища (7 случаев наблюдения или 2,2 % погребений). По одному случаю наблюдения ям такого типа зафиксировано среди захоронений Среднего Поволжья и Приуралья и на городских некрополях Северного Кавказа.?4 захоронения в ямах типа А-12 не содержали внутримогильных конструкций (7,3 % общего числа погребений без внутримогильных конструкций), и лишь в одном они были отмечены (0,1 % от всех погребений с внутримогильными конструкциями). Собственно, само строение ямы затрудняет сооружение каких-либо внутримогильных конструкций. Лишь одно захоронение в яме типа А-12 является подкурганным (что составляет 0,4 % от всех подкурганных захоронений), а остальные 74 - бескурганные (4,7 % грунтовых погребений). Яма типа А-12 отмечена в 4,2 % безынвентарных погребений и в 3,8 % погребений с инвентарём, в 1 % погребений в мавзолеях, в 5,9 % погребений с ориентировкой лица покойного вверх, в 6,3 % погребений, в которых лицо покойного обращено влево и в 3,2 % погребений, где покойный обращён лицом вправо.

1009 (55,3 %) погребений в нашей выборке совершены в грунтовых ямах простой конструкции - с отвесными стенками (тип А-1 по нашей классификации). Они встречаются на всех некрополях и во всех группах могильников, представленных в нашей выборке. Это доминирующий тип ямы, как в процентном выражении, так и в абсолютном. Лишь на нескольких могильниках его доля не достигает 50 % - на могильниках Селитренного городища (41,7 %), на Водянском городище (44,4 %), на могильниках округи Царёвского городища (29,8 %), на городища 301-й километр (44,9 %), особенно же велика доля захоронений в ямах типа А-1 в курганных могильниках и периферийных поселенческих могильниках. Так, в группе краснодарских могильников доля погребений в подобных ямах достигает 92,1 %, на некрополях периферийных поселений - 92 %, в курганных могильниках Казахстана - 68,2 %, в степных курганах Нижнего Поволжья - 80,4 %. Среди «выборочных» групп данный признак также представлен очень хорошо, встречается с большой долей представленности в каждой группе - от 29,3 % (среди погребений с внутримогильными конструкциями) и 39,8 % (среди погребений в подкурганных оградках) до 76 % (среди погребений без внутримогильных конструкций) и 76,5 % (среди погребений в мавзолеях). В остальных группах доля признака варьируется в пределах 50-60 %.

Ямы типа А-11 - ямы со сложным индивидуальным профилем - встречаются в нашей выборке лишь 4 раза. Это составляет 0,2 % от всех погребений. Все они локализуются на Водянском городище (3 % от общего числа захоронений с городища). В одном таком погребении обнаружен инвентарь (0,3 % от числа погребений с инвентарём), три погребения - безынвентарные (что составляет 0,2 % безынвентарных погребений), однако во всех зафиксированы внутримогильные конструкции (0,5 % погребений с внутримогильными конструкциями).

Ямы с грунтовыми ступеньками вдоль всех стенок (тип А-2) составляют 1,9 % от общего числа погребений в выборке или 34 случая наблюдения. Они также довольно широко распространены, хоть и в небольшом количестве. Отсутствуют они лишь, в краснодарских могильниках, в могильниках поселения Тумак-Тюбе, в курганах Казахстана и в некрополях периферийных поселений. По остальным группам они распределяются следующим образом: на Селитренном городище 4 случая наблюдения (0,8 % от общего количества погребений в группе), на Водянском городище 5 случаев (3,8 % всех погребений на городище), на Царёвском городище 2 случая (1,1 %), в окрестностях Красноярского городища яма типа А-2 зафиксирована в 8 погребениях (2,5 % от общего количества погребений в группе), на городище у посёлка Комсомольский доля ям типа А-2 тоже относительно высока - 8,5 % (6 случаев наблюдения). На могильниках городища 301-й километр обнаружено 2 погребения в ямах данного типа (4,1 % всех погребений данной группы). Всего одно захоронение в яме типа А-2 локализуется на территории Среднего Поволжья и Приуралья (1,2 % всех погребений в группе). В нашу базу данных вошло три погребения в ямах типа А-2 с городских некрополей Северного Кавказа (4,4 % все6х погребений в группе). Также 3 захоронения в ямах данного типа учтено нами в степных курганах Нижнего Поволжья (это составляет 5,9 % от всех погребений в группе). Поскольку сама конструкция ямы диктует наличие какого-либо перекрытия, опирающегося на грунтовые ступеньки вдоль бортов, то вполне логичным выглядит тот факт, что 30 погребений в данной группе имеют внутримогильные конструкции (3,7 % всех погребений с внутримогильными конструкциями), и лишь в 4 погребениях яма типа А-2 не сочеталась с внутримогильными конструкциями (0,4 % от всех погребений без внутримогильных конструкций).

7 погребений в ямах типа А-2 совершено под курганами (2,7 % подкурганных захоронений) и 27 - без курганов (1,7 % бескурганных погребений). 24 погребения в ямах типа А-2 безынвентарные (1,6 %), а в 10 из них обнаружен инвентарь (3,1 % от погребений с сопровождающим инвентарём). По одному погребению типа А-2 обнаружено в мавзолеях и в подкурганных оградках, что составляет 1 % и 1,1 % от всех погребений в соответствующих группах. В ямах типа А-2 совершены 2,7 % погребений, ориентированных лицом вверх, 1,1 % погребений, обращённых лицом влево и 1,6 % погребений, ориентированных лицом вправо, в сторону Мекки. Таким образом, данный признак не показывает ощутимой связи с каким-либо группами погребений, кроме погребений с внутримогильными конструкциями.

Ямы с грунтовыми ступеньками вдоль всех стенок, кроме восточной (в ногах погребённого), то есть типа А-3, отмечены в 1,8% погребений в нашей выборке (в 33 случаях). Они встречаются на могильниках крупных городищ Нижнего Поволжья - Красноярского (16 случаев, 5 % погребений, здесь концентрация ям данного типа особенно высока), Водянского (2 случая, 1,5 % погребений), Царёвского (2 случая, 1,1 % погребений), Селитренного (2,2 % погребений), городища у посёлка Комсомольский (1 случай, 1,4 % погребений). Единичный случай отмечен в грунтовых могильниках Краснодарского края.

Как и в случае с вышеописанным типом ямы, мы можем наблюдать ту же закономерность - сложная конструкция профиля могильной ямы предполагает наличие внутримогильных конструкций, ибо усложнение профиля ямы диктуется именно необходимостью возведения перекрытий над погребальной камерой, опорных стен для них и т.п. В 32 погребениях ямы типа А-3 сочетались с внутримогильными конструкциями (4 % от всех погребений с внутримогильными конструкциями) и только в одном случае внутримогильных конструкций не было обнаружено. Большая часть захоронений в ямах такого типа располагается на грунтовых могильниках (31 случай, 2 % всех грунтовых погребений), и нам известно лишь 2 случая обнаружения ямы типа А-3 под курганами (0,8 % всех подкурганных захоронений). В 10 погребениях в ямах типа А-3 содержался погребальный инвентарь (3,1 % от числа погребений с инвентарём), а в 23 захоронениях инвентаря не было обнаружено. Среди захоронений в мавзолеях ямы подобной конструкции отмечены 3 раза (3,1 % от числа погребений в группе), среди погребений в подкурганных оградках - 1 раз. В 20 случаях погребённый в ямах типа А-3 обращены лицом вправо (1,7 % от общего числа погребений в группе), в 7 случаях - вверх (1,7 % всех погребений в группе) и в 6 случаях - лицом влево (3,4 % всех погребений в группе).

Более редкими являются ямы, в которых ступеньки располагаются вдоль всех стен, кроме западной (тип А-4) - 0,4% (7 случаев наблюдения). Они встречаются только на Водянском (5 случаев или 3,8 % погребений на городище), Красноярском и Царёвском городищах (по 1 случаю). Во всех этих захоронениях обнаружены внутримогильные конструкции (0,9 % всех погребений с внутримогильными конструкциями). 1 подобное захоронение отмечено в группе погребений в мавзолеях. Большинство (6 случаев) из погребений в ямах типа А-4 оказались безынвентарными, лишь в 1 зафиксирован сопутствующий инвентарь, однако доли захоронений в ямах типа А-4 в группах погребений с вещами и без вещей оказались равными - по 0,4 %. В шести подобных захоронениях лицо покойного было обращено вправо, (0,5 % всех погребений в группе 25) и в одном случае - влево (0,6 % погребений в группе 24).

10,4% всех погребений в выборке (189 случаев) составляют захоронения в ямах со ступеньками вдоль длинных стенок (тип А-5). Они зафиксированы повсеместно, отмечены во всех группах, кроме группы 9 - «Среднее Поволжье и Приуралье». Наибольшее их количество отмечено на Селитренном городище (48 случаев, 9,7 % погребений), Водянском городище (36 случаев, 27,1 % погребений), Царёвском городище (38 случаев, 20,2 %), Красноярском городище (35 случаев, 11 % погребений), на могильниках округи поселения Тумак-Тюбе (14 случаев, 9,4 % погребений). Большинство подобных захоронений (162 случая) имеют внутримогильные конструкции - они составляют 20% от общего числа погребений с внутримогильными конструкциями). 49 захоронений в ямах типа А-5 расположены под курганами, что составляет 19,1 % всех подкурганных захоронений - тоже довольно значительную часть. 47 захоронений в ямах типа А-5 содержало инвентарь. Эти захоронения составляют 14,8 % от общего числа погребений с инвентарём и 30,1 % всех погребений в подкурганных оградках (28 случаев). Большинство погребённых в ямах типа А-% обращены лицом вправо (115 случаев). Но это количество составляет всего 9,8 % всех погребений, обращённых лицом вправо. Чуть более значительные доли данные захоронения составляют в группах 24 (12,6 %, 22 случая) и 23 (10,8 %, 44 случая). Распределение захоронений в данном типе ямы по группах даёт нам основание говорить о широкой представленности подобного типа ямы и рассматривать его в качестве переходного типа от простой ямы типа А-1 к сложной, сочетающейся с внутримогильной конструкцией. Это может быть как простое деревянное горизонтальное перекрытие щелевой погребальной камеры, так и сложное кирпичное двускатное, ложносводчатое или сводчатое перекрытие. О «переходности», о промежуточном характере данного типа ямы говорит нам большая доля погребений в ямах типа А-5 под курганами и внутри подкурганных оградок, а также большая их доля среди погребений с ориентировкой лица вверх и влево. Эти же обстоятельства позволяют говорить о том, что данный тип ямы существовал с доисламских времён и был сохранён в период мусульманизации Золотой Орды и «встроен» в погребальную практику ислама наравне с другими типами могильных ям, так как подобная конструкция бесподбойной щелевой погребальной камеры предусматривается шариатом и называется шакк или хуфра [296].

Типы ям, описанные в нашей базе данных признаками №№ 6.8 - 6.12 не очень представительны. В 37 случаях (2 % от всех погребений в базе данных) грунтовая ступенька располагалась вдоль северной стенки ямы, слева от погребённого (яма типа А-6). Они отмечены только в могильниках на территории Нижнего Поволжья - в степных курганах (1 случай), на могильниках Красноярского (1 случай), Водянского (3 случая), Селитренного (4 случая), Царёвского (3 случая) городищ, округи городища Тумак-Тюбе (24 случая, 16,1 % от всех погребений в группе), а также на могильниках периферийных поселений (1 %). В 8 случаях (0,4 % всех погребений в базе данных) ступеньки располагались только вдоль южной стенки ямы, справа от погребённого (яма типа А-7). Ямы типа А-7 встречаются только на Селитренном (3 случая), Водянском (2 случая) и Царёвском (3 случая) городищах. 0,4% от всех погребений в базе данных (7 случаев). составляют также обширные ямы с двумя или несколькими щелевыми погребальными камерами (тип А-10). Они зафиксированы на Селитренном городище (2 случая) и на могильнике Маячный бугор из окрестностей Красноярского городища (5 случаев). Несмотря на немногочисленность данных захоронений, мы можем высказать некоторые наблюдения. Шариат предусматривает, в основном, индивидуальные захоронения, но данная разновидность коллективных захоронений, сочетающийся с ямой типа А-10, обнаруживает небольшое количество отклонений от требований ислама. В 5 случаях из семи погребённые в ямах данного типа обращены лицом вправо, в шести случаях это безынвентарные погребения.

76,9 % погребений в нашей выборке совершены в ямах без подбоя (1403 случая наблюдения). Ямы же с подбоем в одном из бортов представлены в выборке 4-мя разновидностями (Б1-1, Б1-2, Б2-1 и Б2-2). Наиболее часто встречаются ямы с подбоем в южном борту и с погребальной камерой в подбое, заглублённой относительно дна входной ямы (типа Б1-1). Такие ямы зафиксированы в 352 захоронениях, что составляет 19,3 % погребений в нашей базе данных. Они встречаются на могильниках всех нижневолжских городищ (на Селитренном городище - 34,2 % погребений, на Водянском городище - 6 % погребений, на Царёвском городище - 18,6 % погребений, на Красноярском городище - 22,1 % погребений, на городище у пос. Комсомольский - 21,1 % погребений, на городище 301-й километр - 16,3 % погребений, в окрестностях Тумак Тюбе - 8,1 % погребений), на городищах Северного Кавказа (29,4 % погребений), на краснодарских могильниках (5,1 %). Ни одного погребения в подобных ямах не обнаружено в степных курганах Нижнего Поволжья и в курганах Казахстана. Эта конструкция могильной ямы также относится к рекомендуемым шариатом и называется ляхд [297]. Большинство захоронений в подобных ямах сочетается с внутримогильными конструкциями (277 случаев или 34,2 % всех погребений с внутримогильными конструкциями), поскольку тело мусульманина должно быть изолировано в ляхде от земли каким-либо перекрытием. Для сравнения - только в 75 ямах подобной конструкции не было обнаружено перекрытия. Большинство погребений данной группы - бескурганные (313 случаев или 20 % всех бескурганных погребений). Те 39 погребений, что обнаружены под курганами, сочетаются либо с подкурганными оградками, либо расположены в непосредственной близи от крупных городищ - центров исламизации. 6,1 % погребений в мавзолеях и 12,9 % погребений в подкурганных оградках устроены в подобных ямах. Абсолютное большинство погребений в ямах типа Б1-1 (332 случая) - безынвентарные (22 % всех безынвентарных погребений). Лишь в 20 погребениях в подобных ямах был обнаружен инвентарь. Большинство погребённых в ямах типа Б1-1 обращено лицом к югу, вправо - 282 случая или 24,1 % всех погребений, обращённых лицом вправо. В 41 случае зафиксирована ориентировка погребённого лицом вверх, в 13 случаях - лицом влево. Мы можем смело утверждать, что яма с ляхдом - типа Б1-1 обнаруживает самую устойчивую прямую связь с мусульманским обрядом погребения.

Модификация подобной ямы - с подбоем с южном борту, но с подбойной погребальной камерой, устроенной вровень с дном входной ямы (тип Б2-1). Общее число их в нашей выборке - 57 или 3,1 % от количества всех погребений. Такие ямы наиболее часто встречаются на могильниках поселения 301-й километр, где они составляют 30,6 % погребений группы. Кроме этого, они известны на могильниках всех нижневолжских городищ (здесь они составляют долю в 3-5 % от числа погребений в группах), кроме Красноярского, в грунтовых могильниках Краснодарского края (1,1 % погребений) и в степных курганах Нижнего Поволжья (3,9 % погребений).

Ямы с подбоем в северном борту встречаются значительно реже. Яма с подбоем в северном борту и заглублённой относительно дна входной ямы погребальной камерой в подбое (тип Б1-2) отмечена всего в 12 случаях, что составляет 0,7 % от объёма выборки - на могильниках Селитренного (5 случаев), Царёвского (1 случай), Красноярского (4 случая) городищ, городища у пос. Комсомольский (1 случай), а также в степных курганах Нижнего Поволжья (1 случай). Всего в одном случае - в курганном могильнике у хутора Капитанский в Астраханской области - обнаружена яма с подбоем в северном борту, дно её погребальной камеры в подбое было устроено вровень с дном входной ямы (тип Б2-2). Погребённый здесь был обращён лицом вверх и сопровождался погребальным инвентарём.

Таким образом, количественный анализ распределения типов ям показывает значительное разнообразие в конструкциях ям на грунтовых могильниках нижневолжских городищ. Возможно, это связано с характерной для них космополитичностью, со смешением различных погребальных традиций. Большей консервативностью обряда отличаются курганные могильники Казахстана - здесь встречаются либо ямы с отвесными стенками, либо со ступеньками вдоль длинных бортов. Также более унифицированным в данном аспекте выглядит обряд на Кадыровском могильнике в Башкирии - здесь представлены ямы типов А1-1, А1-2 и Б1-1.Наиболее распространёнными и на всех могильниках являются типы ям А1-1, А1-5, Б1-1. Мавзолеи Среднего Поволжья и Южного Приуралья содержат только погребения с ямами типа А1-1 (с отвесными стенками) - видимо, как это будет показано ниже, это связано с возведением внутри ям сложной внутримогильной конструкции или с захоронением в гробах.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных