Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КЛАССИФИКАЦИЯ КИНЕМАТОГРАФА 1 страница




С.Н.Пензин

 

КИНО КАК СРЕДСТВО

ВОСПИТАНИЯ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

ВОРОНЕЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

ВОРОНЕЖ 1975


Задача монографии — раскрыть общетеоретические вопросы эксплуа­тации экранных пособий и одновременно познакомить педагогов с конкрет­ными способами их применения в идейно-воспитательной работе вуза. Дается психолого-педагогическое обоснование использования в воспита­тельном процессе произведений кинематографа, их классификация. На примерах лучших советских фильмов анализируются возможности кино­искусства для формирования нового человека.

Созданная на основании спецкурса, монография в первую очередь ад­ресуется преподавателям вузов. Издание предназначено также для про­пагандистов, аспирантов, студентов, учителей средних школ — для всех, кто интересуется проблемами учебного кинематографа.


Печатается по решению Ученого совета

кафедр общественных наук

от 25 апреля 1972 г.

Научный редактор — канд, истор. наук доц. К. Т. Котляренко

Рецензенты:

сотрудник Научно-исследовательского института общих проблем во­спитания Академии педагогических наук СССР И. С. Левшина,

сотрудник Института художественного воспитания Академии педаго­гических наук СССР В. Н. Максимов,

канд. истор. наук доц. А. М. Малыш.

 

Пензин С.Н. Кино как средство воспитания. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1973. 152 с.

 

С любезного разрешения автора данная монография дана в сокращенном варианте.


ТОО... Еще недавно столь загадочный набор букв сегодня легко расшифровывается каждым педагогом. ТСО получают все большее распространение. Кино — лидер технических средств обучения. Оно синтезирует свойства всех остальных экранных и звуковых пособий и обладает максимальными воз­можностями повышать эффективность учебно-воспитательно­го процесса, облегчать труд обучающих и обучаемых. Техни­ческий прогресс делает фильм удобным и доступным инстру­ментом для каждого учебного заведения, для каждого препо­давателя.

 

Одна из объективных причин отставания учебного кинема­тографа — малый фонд кинолент специально для высшей шко­лы.



 

Кинолент для демонстрации на лекциях и семинарах пока

мало, зато имеется громадный фонд фильмов, представляющих
большую ценность для процесса воспитании. Тем не менее развитие вузовского кинематографа происходит парадоксальным образом: активно эксплуатируются
редкие картины, снятые специально для учебных целей, а слабо используются огромные реальные возможности киноэкрана как инструмента целенаправленного формирования личности.

Фильмы, способны стать помощником воспитателя, в большинстве своем не являются педагогическим пособием в

строгом смысле слова. Кинематографом накоплено громадное
богатство — тысяча короткометражных и полнометражных
лент; чтобы их использовать в учебно-воспитательном процессе, необходима определенная сумма знаний по теории и истории кино. Еще сложнее ориентироваться в многочисленных произведениях текущего кинорепертуара, А новые фильмы пользуются наибольшей популярностью у молодых зрителей и оказывают на них значительное влияние. Так возникает необходимость обращаться к сфере знаний, лежащих на стыке педагогики и киноведения. Новые союзы наук - характерная особенность нашего времени.

 

4
Глава 1

КИНО

В СИСТЕМЕ

ВОСПИТАНИЯ

Функции кино в педагогике высшей школы. Фильм как способ самовоспитания. Экранный эффект сопереживания

 

Человек, которому сегодня 18-20 с небольшим лет, готовится к самостоятельной жизни. Он учится,
порой одновременно стоит у станка или работает в поле.
У него значительный запасзнаний, еще больше ему предстоит,
узнать. Преподаватели должны уберечь юношей и девушек от
возможных ошибок, научать их жить, учиться, трудиться и отдыхать…

…Формы и методы воспитательной работы нуждаются и непрерывном совершенствовании. Кинематограф становится надежным.помощником воспитателя, сооружает его более совершенными способами воздействии на, личность молодого человека. Кинопроизведения, показывая путь, пройденный народом, дают ценный материал для воспитания студенческой молодежи…

 

 

 

Кинематограф, как и другие технические средства инфор­мации, находится в центре внимания педагогов многих вузов страны. При детальном анализе использования экранных по­собий в воспитательном процессе высшей школы обнаружива­ется эмпирический подхода методике их применения. Препода­ватели вынуждены руководствоваться не научными рекоменда­циями, а интуицией, «удачным опытом». Для решения пробле­мы прежде всего необходимо: 1) определить функции кино как инструмента воспитания; 2) уточнить методы и формы ис­пользования произведений кинематографа для целенаправлен­ного формирования личности (студента; 3) найти способ опре­деления уровня воспитательного воздействия фильма. (…)

 

 

6
…. Кино («широко-осведомительная хро­ника») выполняет, прежде всего, познавательную функцию, уве­личивает объем информации, приобретаемой студентами в ву­зе. Для преподавателя важно в данном случае рассматривать документальное кино как способ наиболее точной регистрации научно-исторического факта. Экранный материал служит до­полнительным источником сведений, благодаря которым воз­растает аргументированность материала лектора.

Далее, кино призвано повышать наглядность учебно-вос­питательного процесса. И, наконец, кино выполняет воспитательную функцию. Произведения экранного искусства обладают боль­шими возможностями для формирования мировоззрения, патриотизма, нравственного и эстетического воспитания студентов.

Лучшие советские фильмы, изображая нашего современни­ка в разносторонних общественных связях, воспроизводят его нравственные чувства, помыслы и поступки, утверждают и пропагандируют нормы морали, помогают, вооружать будущих специалистов знанием…


Преподаватели, планируя свою деятельность по воспитанию студенчества с помощью экранных средств, прежде всего долж­ны отчетливо представлять, как решаются задачи формирования личности студента в процессе про­водимых в кинозале мероприятий, какие новые возможности предоставляет кинематограф.

Формирование личности — сложный процесс изменения личности в результате воздействия на нее. Известны три ос­новных вида формирования личности: стихийное, целенаправ­ленное и самовоспитание. О первом виде приходится говорить, например, при просмотре фильмов, идущих в кинотеатрах, ког­да изменение личности происходит в результате случайных воздействий.

Кинематограф представляет ценность для воспитателя не только как одно из лучших средств фиксации и воспроизведе­ния действительности, но и как способ ее осмысления. Поэто­му педагог анализ кинопроизведений заключает вопросом, в какой степени они помогают узнать и постичь окружающую реальность, закономерности исторического развития внешне­го мира и человеческого сознания.

Главным фактором, объединяющим задачи педагогики и киноискусства, является общность объекта — человеческая личность. По сравнению с педагогикой кино очень молодо, история его развития длится немногим более трех четвертей века. На протяжении первых пятидесяти лет кинематографи­сты интересовались в основном внешней стороной событий. (Речь идет о массовой кинопродукции. Создатели же выдаю­щихся кинолент всегда пытались раскрыть на экране мысли, переживания, характеры людей через внешние признаки — ак­терскую игру, слово, действия и поведение персонажей). В середине 50-х годов искусство экрана вступило в период, открыв­ший перед ним возможность освоения таких сторон действи­тельности, которые не поддаются непосредственно фиксации кинокамерой. Кинематограф сравнялся, наконец, с литерату­рой и театром и стремится проникнуть во внутренние процессы духовной жизни человека, делает непосредственным пред­метом своего исследования скрытое от посторонних глаз рож­дение идей, эмоций, мотивов поведения личности. Киноэкран дает возможность проверить, на что способен современный че-

 

 


ловек, каковы внутренние ресурсы личности в различных сложных условиях.

В отличие от средней школы в высшем учебном заведении отсутствует институт классных руководителей и, следователь­но, проводится меньше специально организуемых воспитатель­ных мероприятий. Главное внимание в вузе уделяется самому процессу обучения, контакты между студентами и преподава­телями во внеучебное время носят эпизодический характер. Вот почему педагогу высшей школы важно использовать как можно больше различных факторов, оказывающих влияние на формирование личности студента. Каждый просмотр филь­ма в кинотеатре и по телевидению — это по сути дела воспита­тельное мероприятие на строго определенную тему, протекаю­щее автономно от педагогов. И если преподаватель будет знать, что смотрят его учащиеся, он сможет направить влия­ние кинематографа но нужному руслу.

В воспитательной работе в вузе приходится учитывать осо­бенности психологии молодежи, уровень ее общего развития. Характеру юношей и девушек свойственны романтическая приподнятость, яркая эмоциональность. Главная опасность, подстерегающая педагога, — сухое, оторванное от интересов молодежи ото коллектива морализирование. Не правы те, кто преувеличивает роль языковой коммуникации и считает, буд­то достаточно подобрать «правильные» слова — и слушатели их усвоят. Эффективность идеологического воздействия нахо­дится в прямой зависимости и от содержания пропаганды и от нашего умения заинтересовать аудиторию, найти с ней контакты. Необходимо использовать и такие коммуникативные связи между воспитателем и воспитанником, которые вне языка и в тесном контакте с ним ненавязчиво способствуют формированию личности. К подобным способам информации относится кинематограф. Идеи экранного искусства восприни­маются молодыми зрителями не как сторонняя и чуждая их личности сила, а как вызревшая внутри их самих.

Кино позволяет осуществлять формирование личности в нужном направлении с более ранних и простых элементов ее психологической структуры — с интересов. Последние прони­зывают другие стороны и качества личности студента — уста­новку, ориентацию, направленность, придают им обществен­ную значимость. Кинематограф относится к области стабиль­ных духовных интересов учащейся молодежи, становится для нее одним из самых популярных видов художественного твор­чества.


Большинство участников анкетирования, проведенного сек­тором изучения духовной культуры советского общества при Уральском филиале АН СССР, заявили, что кино интересует их больше других видов искусства. Если представить количе­ственное выражение мнений кинозрителей с незаконченным высшим образованием (т. е. студентов) в виде индексов (кино принято за 1), то различные виды художественного творчества по степени «привлекательности» расположатся следующим образом6:

5. Театр 0,53 6. Живопись 0,33 7. Архитектура 0,15

 

1. Кино 1

2. Эстрада 0,74

3. Музыка 0,71

4. Литература 0,63

Анализ свободного времени студентов Воронежского уни­верситета показал, что значительное место в их досуге зани­мает просмотр фильмов. Свыше половины из 500 опрошенных студентов посещают кинотеатры еженедельно, около 40% — один-два раза в месяц. Искусство, помимо познавательной и воспитательной функций, выполняет гедонистическую функ­цию, служит источником эстетического наслаждения. Отсюда одна из причин повышенного интереса к кинематографу, у сту­денческой молодежи.

Педагогика высшей школы преследует цель всестороннего развития личности. На практике же в вузах из-за узкопрофес­сиональной направленности и перегруженности учебных про­грамм наблюдается противоположная тенденция. Как свиде­тельствуют преподаватели ростовских вузов, «возникает пара­доксальная ситуация: вуз, который призван воспитывать все­сторонне развитых специалистов высшей квалификации* более способствует их односторонней ориентации»7. В подтвержде­ние этого вывода приводятся данные исследования бюджета времени студентов Ростовской области: свободное время сту­дентов, которое остается для всесторонне познавательной и культурной деятельности, в пять с лишним раз меньше време­ни, отводимого на освоение специальных профессиональных знаний. Причем из общего суточного бюджета свободного вре­мени, равного 2 час. 20 мин., 35 мин. студенты тратят на посе­щение кино и просмотр телепередач; Особое внимание: студен­тов к экранному искусству не случайно, поскольку оно служит


источником информации по различным областям обществен­но-политической жизни, науки, культуры.

Одностороннее интеллектуальное развитие учащихся мно­гих вузов явно опережает эмоциональное. Фильмы помогают преодолевать и эту тенденцию и в конечном итоге способству­ют формированию всесторонне развитой личности.

Чем тоньше чувствует и переживает человек, тем лучше он поймет другого и придет к нему, если надо, на помощь, тем ответственнее относится он к своим обязанностям, тем скромнее ведет себя в обществе. Педагог обязательно должен воспитать у студентов культуру чувств, так как иначе невоз­можно вырабатывать у них необходимые взгляды и убежде­ния. У человека с неразвитыми чувствами нельзя сформиро­вать коммунистическое сознание, навыки и привычки комму­нистического поведения.

Представители прогрессивной педагогической мысли всег­да подчеркивали важность воспитания чувств, считая их осно­вой последовательного развития личности. Идею формирова­ния нравственности молодого человека посредством воздей­ствия на его эмоциональную сферу отстаивал К. Д. Ушинский: «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не вы­ражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования»8.

Произведения киноискусства — прекрасное средство раз­вития чувств. Поэтому воспитательная роль кинематографа больше, чем может показаться, когда о целесообразности ис­пользования картин судят лишь по их тематике. Так, мораль­ному воспитанию молодежи способствуют не только ленты, про которые принято говорить, что они посвящены этическим проблемам. Любой талантливый фильм развивает эмоциональ­ный аппарат молодого зрителя. Если картина о современно­сти, она еще и подготавливает юношей и девушек к той систе­ме отношений, которая является характерной для нашего об­щества, частично включает их в эти отношения.

Профессиональные знания и навыки будущего специалиста очень важны, но они в конце концов являются только оруди­ем — все зависит от того, каким целям они будут служить, с каких идейно-нравственных позиций будут использованы. Фильм наряду с другими воспитательными факторами в зна­чительной мере влияет на процесс развития личности студента. Учеба, спорт, трудовая практика, общественная деятель­ность студенческой молодежи постоянно находятся в центре внимания педагогического коллектива вуза. На художествен-


ную деятельность, связанную с просмотром фильмов, посеще­нием театров, чтением и т. д., обращается меньше внимания. Л эта область очень важна, ибо пролизывает все остальные. В искусстве находят свое отражение и труд, и учеба, и обще­ственная деятельность, и то, что принято считать личной жиз­нью. Произведения художественного творчества являются чуть ли не единственным источником информации о такой деликат­ной сфере, как взаимоотношения мужчины и женщины.

Перечисленные обстоятельства лишний раз доказывают не­обходимость продуманного управления воздействием фильмов, использования результатов этого воздействия для целенаправ­ленного развития личности будущего специалиста.

В комплексе «кино + воспитание» ведущей фигурой сле­дует считать педагога. При постановке фильма реализуются возможности, намного превышающие потенциал любого лекто­ра. Кинокартина, если ее авторами были талантливые люди, произведет на молодежную аудиторию более сильное впечат­ление, чем устный рассказ. Тем не менее в учебно-воспитатель­ном процессе кино играет служебную роль. Это объясняется следующими причинами. 1. Фильмы, за редчайшим исключе­нием, выполняют не только воспитательную функцию, но и многие другие. 2. Кинематограф, ка,к правило, не осуществля­ет какую-либо определенную воспитательную программу, воз­действие его произведений во многом случайно. 3. Киноленты не имеют точно обозначенного адресата; фильмы для взрос­лых не дифференцированы по отношению к зрителям опреде­ленных демографических параметров. 4. Текущий репертуар кинотеатров иногда включает картины, выводы которых мо­гут оказаться.противоположными задачам воспитания (з первую очередь это относится к зарубежной кинопродукции). о. Кинематографу свойственна односторонность коммуника­ции. Сведения передаются от источника к реципиенту в одном направлении. Зритель по тем или иным причинам может не­правильно истолковать идейное содержание картины, прове­рить же его и поправить авторы фильма не в состоянии.

Одно из преимуществ педагога — возможность непосред­ственного контакта с аудиторией, двусторонняя связь с ней. Система кинопроелотров, контролируемая воспитателем, ста­новится гибче, оперативнее, охватывает более широкую ауди­торию. Преподаватель помогает ориентироваться в киноре-пертуаре, он может порекомендовать особенно ценное произ­ведение, которое иначе осталось бы незамеченным, разъяс­нить мотивы поступков киногероев и т. д. Воспитательное воз-


действие фильма возрастет и от того, что он будет использован не изолированно, а в комплексе с другими мероприятиями.

«Кинематограф выполняет не только полезные, но и вред­ные функции,— предупреждал М. Ромм. — Он дает широкое, вещественное представление о жизни... Но кинематограф при­носит и вред…»9.

Таким образом, задача педагога заключается в том, чтобы, во-первых, не допустить отрицательного воздействия фильма как элемента стихийного воспитания, осуществить «психоло­гическое закаливание» молодого зрителя; во-вторых, сделать фильм эффективным орудием целенаправленного формирова­ния личности студента: в-третьих, научить студента исполь­зовать кино в качестве средства самовоспитания.

Механизм воспитательного воздействия кинофильма ме­няется в зависимости от цели мероприятия, его характера, времени проведения (учебные часы или неучебные), от ис­пользуемого педагогического метода.

Кино оказывает большую помощь воспитателю, когда он применяет в своей работе репродуктивно-объяенительный и праблемно-ситуационный методы. Под первым, называемым для краткости методом убеждения, понимается способ воз­действия непосредственно на сознание студента. Репродуци­рованное объяснение реализуется в ряде приемов: в изложе­нии, разъяснении, поучении, внушении и т. п. Приемы ста­новятся более эффективными, если они дополняются наглядно-иллюстративными средствами киноэкрана.

Фильм нейтрализует противоречия.метода, связанные со спецификой воспитательного процесса. С одной стороны, педа­гог должен познакомить аудиторию с суммарными требовани­ями, которые предъявляет общество к своим членам, а с дру­гой стороны, слушатели неспособны усваивать абстрактные оп­ределения; им нельзя рассказывать в отвлеченной форме о добродетелях, которыми они должны быть наделены. Воля, чувство ответственности, трудолюбие, чуткость, внимание к окружающим и другие прекрасные качества не существуют сами по себе. В реальном мире действуют люди со своей конк-



ретной судьбой, характерами, привычками. Не бывает поучи­тельных положительных поступков вне времени и пространст­ва, как нет абстрактных понятий добра и зла. Поэтому требо­вания коммунистической нравственности невозможно изучать в виде обобщенных формул.

Самые элементарные нормы или законы общественной мо­рали без ссылок на конкретные факты воспринимаются труд­нее, чем сложные теоретические постулаты, проиллюстриро­ванные примерами из практики. Обучение и воспитание тесно связаны друг с другом, но это не одно и то же. Можно обу­чить человека, но не суметь его воспитать. Воспитание предпо­лагает полное формирование личности, обучение же дает только знания. Вот почему просмотр на киноэкране конкрет­ных случаев имеет большее значение для формирования лич­ности, чем заучивание отвлеченных, хотя я абсолютно точных теоретических положений.

 

Репродуцированное объяснение с помощью кино с успехом применяется в воспитательных мероприятиях вузов. Препода­ватель концентрированно сообщает студентам негэнтропийную (т. е. полезную, созидательную) информацию, а фильм воспро­изводит конкретные примеры или воссоздает идеальную мо­дель поведения.

Функция кино при использовании метода убеждения — по­вышать наглядность репродуцированного объяснения. Кино­кадры вызывают восприятие, т. е. чувственное отображение объектов действительности, информирующее о конкретной си­туации, практических действиях. Документальные кинокадры, благодаря этой функции, служат оптимальным видом доказа­тельства подлинности и достоверности сообщаемых в устном рассказе фактов и событий.

На заседаниях Международного военного трибунала за­щита и подсудимые — главные нацистские военные преступ­ники — пытались опровергать все показания и письменные до­кументы. Когда же состоялась демонстрация документальных фильмов о зверствах гитлеровцев на оккупированной террито­рии, экран в зале суда стал неопровержимым свидетелем об­винения. 19 февраля 1946 г. суду была представлена лента,


которая открывалась показом присяги фронтовых советских операторов, что все кадры сняты ими в действительно осво­божденных от нацистов советских городах и селах. Фильм по­казывал застывшие трупы пленных красноармейцев в Тихвине, расстрелянных колхозников под Калинином, страшный ров под Керчью, двор ростовской тюрьмы, в котором матери на­ходили своих убитых детей.

Часть этой кинохроники позднее была включена в доку­ментальный фильм «Обыкновенный фашизм», разоблачающий реакционную идеологию нацизма. Рассказ режиссера М. Ром­ма убеждает, что кино — сильнодействующее средство, и опыт­ный воспитатель должен решить вопрос о его дозировке: «Ки­нематографические документы этого рода оказались настоль­ко сильны, что, если пользоваться терминологией Эйзенштей­на, происходил «нокаут» зрителя. Он закрывал глаза и не мог смотреть на экран. Когда из Красногорского архива привезли на «Мосфильм» демонстрировавшуюся на Нюрнбергском про­цессе картину о зверствах гитлеровцев на оккупированной территории СССР, то оказалось, что выдержать подряд семь частей... почти невозможно... Показали это группе молодых ре­бят. Трое. выскочили из зала на второй части»12.

Необходимость наглядности обусловлена самим характе­ром процесса познания: от чувственного восприятия к абст­рактному мышлению, а от него — к практике. Для успешного выполнения задач воспитания большое значение имеет разви­тие способности абстрагироваться от единичной ситуации, уме­ния актуализировать опыт прошлого и тогда, когда чувствен­ная информация не поступает. Этим целям служат представ­ления, сообщающие элементам наглядности логическое, ра­циональное содержание. Любой педагог во время воспитатель­ной беседы широко использует представления — воссоздает с помощью словесных описаний поучительные факты из прошло­го или конструирует примеры, как следует поступать в тех или иных обстоятельствах. Представления будут ярче и убе­дительнее, когда под рукой имеется великолепный «строи­тельный» материал — восприятие только что просмотренных кинокадров.

Представление — необыкновенно динамичная категория. С ее помощью педагог дает возможность слушателям позна­комиться и с реальными фактами и с перспективной тенденци­ей развития общества. Последнее особенно ценно, ибо дея­тельность воспитателя всегда обращена в будущее. А. С. Ма­каренко указывал, что правильно воспитать коллектив — зна-


 




чит окружить его сложнейшей цепью перспективных представ­лений ежедневно возбуждать в нем образцы поведения завт­рашнего дня. Когда же эта перспектива и связанные с ней благородные возвышенные идеи, «завтрашняя радость», по терминологии А. С. Макаренко, воплощены не в словесный рассказ, а в личность живого человека, с которым аудиторию познакомит киноэкран, они окажут особенно сильное- стимули­рующее воздействие.

Английский философ Д. Юм обратил внимание на то, что представления легко комбинируются между собой и взаимно обогащаются. Он же довел это справедливое в основном ут­верждение до абсурда, уверяя, например, что можно предста­вить «добродетельную лошадь» — достаточно вообразить себе «добродетель» и присоединить ее к фигуре животного, хорошо нам известного. Ошибка заключалась в том, что, во-первых, «добродетель» — абстрактное понятие, не поддающееся отвле­ченному представлению; во-вторых, эта этическая категория «не монтируется», не сочетается с существом, лишенным нрав­ственной сферы жизни13. Случай служит лишним доказатель­ством, что разговор о нравственности без конкретного субъек­та, в котором он воплощается, становится бессмыслицей. Он правомерен лишь с опорой на примеры из практической дейст­вительности.

Положительный пример — это не только демонстрация хо­роших поступков; он становится силой, пробуждающей прек­расные чувства и побуждающей молодежь к активным дейст­виям. В последние годы в качестве ведущего средства управ­ления процессом целенаправленного формирования личности предлагается организация усвоения так называемых педагоги­ческих образцов. Они призваны конкретизировать общие це­ли воспитания, отражающиеся в определенных требованиях общества к человеку. Само целенаправленное воспитание — не что иное, как формирование личности по заранее спроекти­рованной модели. Решающим условием успешного осуществ­ления этого сложного процесса становится перевод заданного воспитателем образца-ориентира в личностный образец само­воспитания, который должен стать критерием внутренних тре­бований учащегося «самому себе.

Кинематограф таит неисчерпаемые возможности использо­вания его в данных целях. Просмотры фильмов дают молоде­жи представление об определенных типах поведения человека в обществе. Герои лучших произведений киноискус­ства,— люди сильного интеллекта, большой поли, цельного ха-


актера, находящиеся в центре главных проблем эпохи, от­четливо представляющие свой гражданский и человеческий долг. Специфика кинематографа обеспечивает особую наг­лядность информации о современном положительном герое, делает предлагаемый нравственно-психологический образец максимально доступным для восприятия.

К произведениям киноискусства такого типа относится «Баллада о солдате» (авторы В. Ежов и Г. Чухрай). В образе девятнадцатилетнего бойца Алеши Скворцова отражены представления об иде­альной.нравственной красоте и гармонии. Кинорежиссер И.Хейфиц писал о силе примера в киноискусстве: «Зритель всегда жаждет мысленно пожать руку такому вот «своему парню» и поблагодарить его за то, что он сказал за сидящего в зале заветные слова и совершил то, что хотел бы совершить сидящий в зале. Но сделал это искуснее, а главное — в самый подходящий момент»14.

Классический пример прямого, чисто практического влия­ния кино — фильм «Тимур и его команда» (реж. А. Разум­ный), сценарий которого А. Гайдар переработал впоследствии в одноименную книгу. Патриотические чувства подрастающе­го поколения, его любовь к защитникам Родины воплощены в картине в конкретных действенных поступках. Когда началась Великая Отечественная война, миллионы пионеров стали по­следователями экранного героя.

В жизни многих молодых людей встречались случаи по­добного влияния произведений кинематографа: посмотрел фильм и по-иному взглянул на жизнь, что-то изменилось в ду­ше. Но в принципе кино редко перевоспитывает человека сразу вслед за просмотром. Оно оказывает не прямое, а опосредованное воздействие.

О лучших фильмах справедливо говорят как об учебнике жизни, тем не менее воспитательную функцию кино­искусства нельзя понимать упрощенно и требовать от авторов прямолинейного морализаторства. … Таким образом, не следует ждать от художника во всех случаях прямых практических ре­цептов поведения; воспитательное воздействие произведений -кранного искусства на личность осуществляется сложным путем.

 


 


Педагогу, использующему метод убеждения, в отдельных случаях сталкиваться с отрицательными явлениями в настроении и поведении некоторой части молодежи. … Одна из причин их появления заключает­ся в том, что словесные приемы воздействия оказываются не всегда достаточно эффективными.

Сталкиваясь с отрицательной реакцией, воспитатель не имеет права исключать молодого человека из сферы своего влияния. Студентам в отличие от школьников, не свойственна активная форма противодействия воспитательным мероприя­тиям. Встречается иногда лишь пассивная форма такого про­тиводействия, когда юноша или девушка без видимой причи­ны под разными предлогами отказывается выполнять то, о чем его просят, что ему советуют.

Киноэкран в таких случаях оказывает воспитателю значи­тельную помощь, создавая условия для свободного и непри­нужденного применения репродуктивно-объяснительного ме­тода. Фильм нейтрализует возможное сопротивление воспита­тельному воздействию, снимает всякого рода психологические барьеры. Кинопросмотр создает доверчивую эмоциональную атмосферу; юноши и девушки покидают зрительный зал воз­бужденными, готовыми к новым переживаниям. Кинемато­граф благодаря богатейшему арсеналу своих выразительных средств, способен взволновать зрителей и тем самым создать благоприятные условия для последовательной воспитательной работы. Кинофильм, если это талантливое произведение, ока­зывает глубокое воздействие на личность молодого человека, укрепляет контакты между педагогом и аудиторией. Намечен­ные цели достигаются не посредством оголенных дидактиче­ских приемов, а путем создания общей атмосферы увлеченнос­ти и интереса.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных