ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
КЛАССИФИКАЦИЯ КИНЕМАТОГРАФА 1 страницаС.Н.Пензин
КИНО КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ВОРОНЕЖ 1975 Задача монографии — раскрыть общетеоретические вопросы эксплуатации экранных пособий и одновременно познакомить педагогов с конкретными способами их применения в идейно-воспитательной работе вуза. Дается психолого-педагогическое обоснование использования в воспитательном процессе произведений кинематографа, их классификация. На примерах лучших советских фильмов анализируются возможности киноискусства для формирования нового человека. Созданная на основании спецкурса, монография в первую очередь адресуется преподавателям вузов. Издание предназначено также для пропагандистов, аспирантов, студентов, учителей средних школ — для всех, кто интересуется проблемами учебного кинематографа. Печатается по решению Ученого совета кафедр общественных наук от 25 апреля 1972 г. Научный редактор — канд, истор. наук доц. К. Т. Котляренко Рецензенты: сотрудник Научно-исследовательского института общих проблем воспитания Академии педагогических наук СССР И. С. Левшина, сотрудник Института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР В. Н. Максимов, канд. истор. наук доц. А. М. Малыш.
Пензин С.Н. Кино как средство воспитания. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1973. 152 с.
С любезного разрешения автора данная монография дана в сокращенном варианте. ТОО... Еще недавно столь загадочный набор букв сегодня легко расшифровывается каждым педагогом. ТСО получают все большее распространение. Кино — лидер технических средств обучения. Оно синтезирует свойства всех остальных экранных и звуковых пособий и обладает максимальными возможностями повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, облегчать труд обучающих и обучаемых. Технический прогресс делает фильм удобным и доступным инструментом для каждого учебного заведения, для каждого преподавателя.
Одна из объективных причин отставания учебного кинематографа — малый фонд кинолент специально для высшей школы.
Кинолент для демонстрации на лекциях и семинарах пока мало, зато имеется громадный фонд фильмов, представляющих Фильмы, способны стать помощником воспитателя, в большинстве своем не являются педагогическим пособием в строгом смысле слова. Кинематографом накоплено громадное
4 КИНО В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ Функции кино в педагогике высшей школы. Фильм как способ самовоспитания. Экранный эффект сопереживания
Человек, которому сегодня 18-20 с небольшим лет, готовится к самостоятельной жизни. Он учится, …Формы и методы воспитательной работы нуждаются и непрерывном совершенствовании. Кинематограф становится надежным.помощником воспитателя, сооружает его более совершенными способами воздействии на, личность молодого человека. Кинопроизведения, показывая путь, пройденный народом, дают ценный материал для воспитания студенческой молодежи…
Кинематограф, как и другие технические средства информации, находится в центре внимания педагогов многих вузов страны. При детальном анализе использования экранных пособий в воспитательном процессе высшей школы обнаруживается эмпирический подхода методике их применения. Преподаватели вынуждены руководствоваться не научными рекомендациями, а интуицией, «удачным опытом». Для решения проблемы прежде всего необходимо: 1) определить функции кино как инструмента воспитания; 2) уточнить методы и формы использования произведений кинематографа для целенаправленного формирования личности (студента; 3) найти способ определения уровня воспитательного воздействия фильма. (…)
6 Далее, кино призвано повышать наглядность учебно-воспитательного процесса. И, наконец, кино выполняет воспитательную функцию. Произведения экранного искусства обладают большими возможностями для формирования мировоззрения, патриотизма, нравственного и эстетического воспитания студентов. Лучшие советские фильмы, изображая нашего современника в разносторонних общественных связях, воспроизводят его нравственные чувства, помыслы и поступки, утверждают и пропагандируют нормы морали, помогают, вооружать будущих специалистов знанием… Преподаватели, планируя свою деятельность по воспитанию студенчества с помощью экранных средств, прежде всего должны отчетливо представлять, как решаются задачи формирования личности студента в процессе проводимых в кинозале мероприятий, какие новые возможности предоставляет кинематограф. Формирование личности — сложный процесс изменения личности в результате воздействия на нее. Известны три основных вида формирования личности: стихийное, целенаправленное и самовоспитание. О первом виде приходится говорить, например, при просмотре фильмов, идущих в кинотеатрах, когда изменение личности происходит в результате случайных воздействий. Кинематограф представляет ценность для воспитателя не только как одно из лучших средств фиксации и воспроизведения действительности, но и как способ ее осмысления. Поэтому педагог анализ кинопроизведений заключает вопросом, в какой степени они помогают узнать и постичь окружающую реальность, закономерности исторического развития внешнего мира и человеческого сознания. Главным фактором, объединяющим задачи педагогики и киноискусства, является общность объекта — человеческая личность. По сравнению с педагогикой кино очень молодо, история его развития длится немногим более трех четвертей века. На протяжении первых пятидесяти лет кинематографисты интересовались в основном внешней стороной событий. (Речь идет о массовой кинопродукции. Создатели же выдающихся кинолент всегда пытались раскрыть на экране мысли, переживания, характеры людей через внешние признаки — актерскую игру, слово, действия и поведение персонажей). В середине 50-х годов искусство экрана вступило в период, открывший перед ним возможность освоения таких сторон действительности, которые не поддаются непосредственно фиксации кинокамерой. Кинематограф сравнялся, наконец, с литературой и театром и стремится проникнуть во внутренние процессы духовной жизни человека, делает непосредственным предметом своего исследования скрытое от посторонних глаз рождение идей, эмоций, мотивов поведения личности. Киноэкран дает возможность проверить, на что способен современный че-
ловек, каковы внутренние ресурсы личности в различных сложных условиях. В отличие от средней школы в высшем учебном заведении отсутствует институт классных руководителей и, следовательно, проводится меньше специально организуемых воспитательных мероприятий. Главное внимание в вузе уделяется самому процессу обучения, контакты между студентами и преподавателями во внеучебное время носят эпизодический характер. Вот почему педагогу высшей школы важно использовать как можно больше различных факторов, оказывающих влияние на формирование личности студента. Каждый просмотр фильма в кинотеатре и по телевидению — это по сути дела воспитательное мероприятие на строго определенную тему, протекающее автономно от педагогов. И если преподаватель будет знать, что смотрят его учащиеся, он сможет направить влияние кинематографа но нужному руслу. В воспитательной работе в вузе приходится учитывать особенности психологии молодежи, уровень ее общего развития. Характеру юношей и девушек свойственны романтическая приподнятость, яркая эмоциональность. Главная опасность, подстерегающая педагога, — сухое, оторванное от интересов молодежи ото коллектива морализирование. Не правы те, кто преувеличивает роль языковой коммуникации и считает, будто достаточно подобрать «правильные» слова — и слушатели их усвоят. Эффективность идеологического воздействия находится в прямой зависимости и от содержания пропаганды и от нашего умения заинтересовать аудиторию, найти с ней контакты. Необходимо использовать и такие коммуникативные связи между воспитателем и воспитанником, которые вне языка и в тесном контакте с ним ненавязчиво способствуют формированию личности. К подобным способам информации относится кинематограф. Идеи экранного искусства воспринимаются молодыми зрителями не как сторонняя и чуждая их личности сила, а как вызревшая внутри их самих. Кино позволяет осуществлять формирование личности в нужном направлении с более ранних и простых элементов ее психологической структуры — с интересов. Последние пронизывают другие стороны и качества личности студента — установку, ориентацию, направленность, придают им общественную значимость. Кинематограф относится к области стабильных духовных интересов учащейся молодежи, становится для нее одним из самых популярных видов художественного творчества. Большинство участников анкетирования, проведенного сектором изучения духовной культуры советского общества при Уральском филиале АН СССР, заявили, что кино интересует их больше других видов искусства. Если представить количественное выражение мнений кинозрителей с незаконченным высшим образованием (т. е. студентов) в виде индексов (кино принято за 1), то различные виды художественного творчества по степени «привлекательности» расположатся следующим образом6:
1. Кино 1 2. Эстрада 0,74 3. Музыка 0,71 4. Литература 0,63 Анализ свободного времени студентов Воронежского университета показал, что значительное место в их досуге занимает просмотр фильмов. Свыше половины из 500 опрошенных студентов посещают кинотеатры еженедельно, около 40% — один-два раза в месяц. Искусство, помимо познавательной и воспитательной функций, выполняет гедонистическую функцию, служит источником эстетического наслаждения. Отсюда одна из причин повышенного интереса к кинематографу, у студенческой молодежи. Педагогика высшей школы преследует цель всестороннего развития личности. На практике же в вузах из-за узкопрофессиональной направленности и перегруженности учебных программ наблюдается противоположная тенденция. Как свидетельствуют преподаватели ростовских вузов, «возникает парадоксальная ситуация: вуз, который призван воспитывать всесторонне развитых специалистов высшей квалификации* более способствует их односторонней ориентации»7. В подтверждение этого вывода приводятся данные исследования бюджета времени студентов Ростовской области: свободное время студентов, которое остается для всесторонне познавательной и культурной деятельности, в пять с лишним раз меньше времени, отводимого на освоение специальных профессиональных знаний. Причем из общего суточного бюджета свободного времени, равного 2 час. 20 мин., 35 мин. студенты тратят на посещение кино и просмотр телепередач; Особое внимание: студентов к экранному искусству не случайно, поскольку оно служит источником информации по различным областям общественно-политической жизни, науки, культуры. Одностороннее интеллектуальное развитие учащихся многих вузов явно опережает эмоциональное. Фильмы помогают преодолевать и эту тенденцию и в конечном итоге способствуют формированию всесторонне развитой личности. Чем тоньше чувствует и переживает человек, тем лучше он поймет другого и придет к нему, если надо, на помощь, тем ответственнее относится он к своим обязанностям, тем скромнее ведет себя в обществе. Педагог обязательно должен воспитать у студентов культуру чувств, так как иначе невозможно вырабатывать у них необходимые взгляды и убеждения. У человека с неразвитыми чувствами нельзя сформировать коммунистическое сознание, навыки и привычки коммунистического поведения. Представители прогрессивной педагогической мысли всегда подчеркивали важность воспитания чувств, считая их основой последовательного развития личности. Идею формирования нравственности молодого человека посредством воздействия на его эмоциональную сферу отстаивал К. Д. Ушинский: «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования»8. Произведения киноискусства — прекрасное средство развития чувств. Поэтому воспитательная роль кинематографа больше, чем может показаться, когда о целесообразности использования картин судят лишь по их тематике. Так, моральному воспитанию молодежи способствуют не только ленты, про которые принято говорить, что они посвящены этическим проблемам. Любой талантливый фильм развивает эмоциональный аппарат молодого зрителя. Если картина о современности, она еще и подготавливает юношей и девушек к той системе отношений, которая является характерной для нашего общества, частично включает их в эти отношения. Профессиональные знания и навыки будущего специалиста очень важны, но они в конце концов являются только орудием — все зависит от того, каким целям они будут служить, с каких идейно-нравственных позиций будут использованы. Фильм наряду с другими воспитательными факторами в значительной мере влияет на процесс развития личности студента. Учеба, спорт, трудовая практика, общественная деятельность студенческой молодежи постоянно находятся в центре внимания педагогического коллектива вуза. На художествен- ную деятельность, связанную с просмотром фильмов, посещением театров, чтением и т. д., обращается меньше внимания. Л эта область очень важна, ибо пролизывает все остальные. В искусстве находят свое отражение и труд, и учеба, и общественная деятельность, и то, что принято считать личной жизнью. Произведения художественного творчества являются чуть ли не единственным источником информации о такой деликатной сфере, как взаимоотношения мужчины и женщины. Перечисленные обстоятельства лишний раз доказывают необходимость продуманного управления воздействием фильмов, использования результатов этого воздействия для целенаправленного развития личности будущего специалиста. В комплексе «кино + воспитание» ведущей фигурой следует считать педагога. При постановке фильма реализуются возможности, намного превышающие потенциал любого лектора. Кинокартина, если ее авторами были талантливые люди, произведет на молодежную аудиторию более сильное впечатление, чем устный рассказ. Тем не менее в учебно-воспитательном процессе кино играет служебную роль. Это объясняется следующими причинами. 1. Фильмы, за редчайшим исключением, выполняют не только воспитательную функцию, но и многие другие. 2. Кинематограф, ка,к правило, не осуществляет какую-либо определенную воспитательную программу, воздействие его произведений во многом случайно. 3. Киноленты не имеют точно обозначенного адресата; фильмы для взрослых не дифференцированы по отношению к зрителям определенных демографических параметров. 4. Текущий репертуар кинотеатров иногда включает картины, выводы которых могут оказаться.противоположными задачам воспитания (з первую очередь это относится к зарубежной кинопродукции). о. Кинематографу свойственна односторонность коммуникации. Сведения передаются от источника к реципиенту в одном направлении. Зритель по тем или иным причинам может неправильно истолковать идейное содержание картины, проверить же его и поправить авторы фильма не в состоянии. Одно из преимуществ педагога — возможность непосредственного контакта с аудиторией, двусторонняя связь с ней. Система кинопроелотров, контролируемая воспитателем, становится гибче, оперативнее, охватывает более широкую аудиторию. Преподаватель помогает ориентироваться в киноре-пертуаре, он может порекомендовать особенно ценное произведение, которое иначе осталось бы незамеченным, разъяснить мотивы поступков киногероев и т. д. Воспитательное воз- действие фильма возрастет и от того, что он будет использован не изолированно, а в комплексе с другими мероприятиями. «Кинематограф выполняет не только полезные, но и вредные функции,— предупреждал М. Ромм. — Он дает широкое, вещественное представление о жизни... Но кинематограф приносит и вред…»9. Таким образом, задача педагога заключается в том, чтобы, во-первых, не допустить отрицательного воздействия фильма как элемента стихийного воспитания, осуществить «психологическое закаливание» молодого зрителя; во-вторых, сделать фильм эффективным орудием целенаправленного формирования личности студента: в-третьих, научить студента использовать кино в качестве средства самовоспитания. Механизм воспитательного воздействия кинофильма меняется в зависимости от цели мероприятия, его характера, времени проведения (учебные часы или неучебные), от используемого педагогического метода. Кино оказывает большую помощь воспитателю, когда он применяет в своей работе репродуктивно-объяенительный и праблемно-ситуационный методы. Под первым, называемым для краткости методом убеждения, понимается способ воздействия непосредственно на сознание студента. Репродуцированное объяснение реализуется в ряде приемов: в изложении, разъяснении, поучении, внушении и т. п. Приемы становятся более эффективными, если они дополняются наглядно-иллюстративными средствами киноэкрана. Фильм нейтрализует противоречия.метода, связанные со спецификой воспитательного процесса. С одной стороны, педагог должен познакомить аудиторию с суммарными требованиями, которые предъявляет общество к своим членам, а с другой стороны, слушатели неспособны усваивать абстрактные определения; им нельзя рассказывать в отвлеченной форме о добродетелях, которыми они должны быть наделены. Воля, чувство ответственности, трудолюбие, чуткость, внимание к окружающим и другие прекрасные качества не существуют сами по себе. В реальном мире действуют люди со своей конк- ретной судьбой, характерами, привычками. Не бывает поучительных положительных поступков вне времени и пространства, как нет абстрактных понятий добра и зла. Поэтому требования коммунистической нравственности невозможно изучать в виде обобщенных формул. Самые элементарные нормы или законы общественной морали без ссылок на конкретные факты воспринимаются труднее, чем сложные теоретические постулаты, проиллюстрированные примерами из практики. Обучение и воспитание тесно связаны друг с другом, но это не одно и то же. Можно обучить человека, но не суметь его воспитать. Воспитание предполагает полное формирование личности, обучение же дает только знания. Вот почему просмотр на киноэкране конкретных случаев имеет большее значение для формирования личности, чем заучивание отвлеченных, хотя я абсолютно точных теоретических положений.
Репродуцированное объяснение с помощью кино с успехом применяется в воспитательных мероприятиях вузов. Преподаватель концентрированно сообщает студентам негэнтропийную (т. е. полезную, созидательную) информацию, а фильм воспроизводит конкретные примеры или воссоздает идеальную модель поведения. Функция кино при использовании метода убеждения — повышать наглядность репродуцированного объяснения. Кинокадры вызывают восприятие, т. е. чувственное отображение объектов действительности, информирующее о конкретной ситуации, практических действиях. Документальные кинокадры, благодаря этой функции, служат оптимальным видом доказательства подлинности и достоверности сообщаемых в устном рассказе фактов и событий. На заседаниях Международного военного трибунала защита и подсудимые — главные нацистские военные преступники — пытались опровергать все показания и письменные документы. Когда же состоялась демонстрация документальных фильмов о зверствах гитлеровцев на оккупированной территории, экран в зале суда стал неопровержимым свидетелем обвинения. 19 февраля 1946 г. суду была представлена лента, которая открывалась показом присяги фронтовых советских операторов, что все кадры сняты ими в действительно освобожденных от нацистов советских городах и селах. Фильм показывал застывшие трупы пленных красноармейцев в Тихвине, расстрелянных колхозников под Калинином, страшный ров под Керчью, двор ростовской тюрьмы, в котором матери находили своих убитых детей. Часть этой кинохроники позднее была включена в документальный фильм «Обыкновенный фашизм», разоблачающий реакционную идеологию нацизма. Рассказ режиссера М. Ромма убеждает, что кино — сильнодействующее средство, и опытный воспитатель должен решить вопрос о его дозировке: «Кинематографические документы этого рода оказались настолько сильны, что, если пользоваться терминологией Эйзенштейна, происходил «нокаут» зрителя. Он закрывал глаза и не мог смотреть на экран. Когда из Красногорского архива привезли на «Мосфильм» демонстрировавшуюся на Нюрнбергском процессе картину о зверствах гитлеровцев на оккупированной территории СССР, то оказалось, что выдержать подряд семь частей... почти невозможно... Показали это группе молодых ребят. Трое. выскочили из зала на второй части»12. Необходимость наглядности обусловлена самим характером процесса познания: от чувственного восприятия к абстрактному мышлению, а от него — к практике. Для успешного выполнения задач воспитания большое значение имеет развитие способности абстрагироваться от единичной ситуации, умения актуализировать опыт прошлого и тогда, когда чувственная информация не поступает. Этим целям служат представления, сообщающие элементам наглядности логическое, рациональное содержание. Любой педагог во время воспитательной беседы широко использует представления — воссоздает с помощью словесных описаний поучительные факты из прошлого или конструирует примеры, как следует поступать в тех или иных обстоятельствах. Представления будут ярче и убедительнее, когда под рукой имеется великолепный «строительный» материал — восприятие только что просмотренных кинокадров. Представление — необыкновенно динамичная категория. С ее помощью педагог дает возможность слушателям познакомиться и с реальными фактами и с перспективной тенденцией развития общества. Последнее особенно ценно, ибо деятельность воспитателя всегда обращена в будущее. А. С. Макаренко указывал, что правильно воспитать коллектив — зна-
чит окружить его сложнейшей цепью перспективных представлений ежедневно возбуждать в нем образцы поведения завтрашнего дня. Когда же эта перспектива и связанные с ней благородные возвышенные идеи, «завтрашняя радость», по терминологии А. С. Макаренко, воплощены не в словесный рассказ, а в личность живого человека, с которым аудиторию познакомит киноэкран, они окажут особенно сильное- стимулирующее воздействие. Английский философ Д. Юм обратил внимание на то, что представления легко комбинируются между собой и взаимно обогащаются. Он же довел это справедливое в основном утверждение до абсурда, уверяя, например, что можно представить «добродетельную лошадь» — достаточно вообразить себе «добродетель» и присоединить ее к фигуре животного, хорошо нам известного. Ошибка заключалась в том, что, во-первых, «добродетель» — абстрактное понятие, не поддающееся отвлеченному представлению; во-вторых, эта этическая категория «не монтируется», не сочетается с существом, лишенным нравственной сферы жизни13. Случай служит лишним доказательством, что разговор о нравственности без конкретного субъекта, в котором он воплощается, становится бессмыслицей. Он правомерен лишь с опорой на примеры из практической действительности. Положительный пример — это не только демонстрация хороших поступков; он становится силой, пробуждающей прекрасные чувства и побуждающей молодежь к активным действиям. В последние годы в качестве ведущего средства управления процессом целенаправленного формирования личности предлагается организация усвоения так называемых педагогических образцов. Они призваны конкретизировать общие цели воспитания, отражающиеся в определенных требованиях общества к человеку. Само целенаправленное воспитание — не что иное, как формирование личности по заранее спроектированной модели. Решающим условием успешного осуществления этого сложного процесса становится перевод заданного воспитателем образца-ориентира в личностный образец самовоспитания, который должен стать критерием внутренних требований учащегося «самому себе. Кинематограф таит неисчерпаемые возможности использования его в данных целях. Просмотры фильмов дают молодежи представление об определенных типах поведения человека в обществе. Герои лучших произведений киноискусства,— люди сильного интеллекта, большой поли, цельного ха- актера, находящиеся в центре главных проблем эпохи, отчетливо представляющие свой гражданский и человеческий долг. Специфика кинематографа обеспечивает особую наглядность информации о современном положительном герое, делает предлагаемый нравственно-психологический образец максимально доступным для восприятия. К произведениям киноискусства такого типа относится «Баллада о солдате» (авторы В. Ежов и Г. Чухрай). В образе девятнадцатилетнего бойца Алеши Скворцова отражены представления об идеальной.нравственной красоте и гармонии. Кинорежиссер И.Хейфиц писал о силе примера в киноискусстве: «Зритель всегда жаждет мысленно пожать руку такому вот «своему парню» и поблагодарить его за то, что он сказал за сидящего в зале заветные слова и совершил то, что хотел бы совершить сидящий в зале. Но сделал это искуснее, а главное — в самый подходящий момент»14. Классический пример прямого, чисто практического влияния кино — фильм «Тимур и его команда» (реж. А. Разумный), сценарий которого А. Гайдар переработал впоследствии в одноименную книгу. Патриотические чувства подрастающего поколения, его любовь к защитникам Родины воплощены в картине в конкретных действенных поступках. Когда началась Великая Отечественная война, миллионы пионеров стали последователями экранного героя. В жизни многих молодых людей встречались случаи подобного влияния произведений кинематографа: посмотрел фильм и по-иному взглянул на жизнь, что-то изменилось в душе. Но в принципе кино редко перевоспитывает человека сразу вслед за просмотром. Оно оказывает не прямое, а опосредованное воздействие. О лучших фильмах справедливо говорят как об учебнике жизни, тем не менее воспитательную функцию киноискусства нельзя понимать упрощенно и требовать от авторов прямолинейного морализаторства. … Таким образом, не следует ждать от художника во всех случаях прямых практических рецептов поведения; воспитательное воздействие произведений -кранного искусства на личность осуществляется сложным путем.
Педагогу, использующему метод убеждения, в отдельных случаях сталкиваться с отрицательными явлениями в настроении и поведении некоторой части молодежи. … Одна из причин их появления заключается в том, что словесные приемы воздействия оказываются не всегда достаточно эффективными. Сталкиваясь с отрицательной реакцией, воспитатель не имеет права исключать молодого человека из сферы своего влияния. Студентам в отличие от школьников, не свойственна активная форма противодействия воспитательным мероприятиям. Встречается иногда лишь пассивная форма такого противодействия, когда юноша или девушка без видимой причины под разными предлогами отказывается выполнять то, о чем его просят, что ему советуют. Киноэкран в таких случаях оказывает воспитателю значительную помощь, создавая условия для свободного и непринужденного применения репродуктивно-объяснительного метода. Фильм нейтрализует возможное сопротивление воспитательному воздействию, снимает всякого рода психологические барьеры. Кинопросмотр создает доверчивую эмоциональную атмосферу; юноши и девушки покидают зрительный зал возбужденными, готовыми к новым переживаниям. Кинематограф благодаря богатейшему арсеналу своих выразительных средств, способен взволновать зрителей и тем самым создать благоприятные условия для последовательной воспитательной работы. Кинофильм, если это талантливое произведение, оказывает глубокое воздействие на личность молодого человека, укрепляет контакты между педагогом и аудиторией. Намеченные цели достигаются не посредством оголенных дидактических приемов, а путем создания общей атмосферы увлеченности и интереса. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|