ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕС ПОМОЩЬЮ КИНО Нравственный идеал в кинематографе. Значение кинематографа в развитии художественного вкуса. Киноленты об искусстве. I I Воспитание студенческой молодежи — целостный социально-педагогический процесс. Студент испытывает на себе влияние сложного комплекса явлений и людей, которые его окружают; он не развивается по частям под влиянием какого-либо одного изолированного фактора. На практике же воспитательная работа в вузе может и должна строиться функционально, по разделам. Конкретизация ее содержания применительно к отдельным задачам помогает обеспечить последовательность, преемственность и непрерывность, преодолеть эпизодичность, стихийность и случайность в этом процессе. Преподавателю необходимо ясно представлять, каким должен быть человек коммунистического общества, какие качества и черты характера следует развивать у будущего специалиста в первую очередь. Этот же принцип применим к анализу воспитательного потенциала кинематографа.
Традиционная функция художника — утверждение и пропаганда исторически сложившихся принципов и правил общественного поведения «В творчестве истинно-народном эстетика — учение о красоте — всегда тесно связана с этикой — учением о добре» ' (А. М. Горький). И хотя нравственные нормы не исчерпывают содержания произведений искусства, они всегда находятся в центре внимания их авторов. Какова природа человека, хорош он или плох? Что побуждает к героическим, самоотверженным поступкам и что приводит к преступлениям? Эти вопросы тысячелетиями занимали поэтов, драматургов, живописцев. Добро является основным понятием этики, подобно тому как жизнь — биологии, истина — теории познания. В произведениях художественного творчества конфликт всегда 'Сводится к столкновению добра со злом, которые принимают различные формы, воплощаясь в том или ином персонаже, суть же их остается неизменной. Кинематограф, следуя традициям, вносит свой вклад в решение проблемы «что есть добро и что зло», стремится корректировать поведение своих зрителей в семье, в -обществе. Поскольку мораль — явление классовое, с классовых позиций оцениваются в фильмах такие понятия, как справедливость и несправедливость, честь и бесчестье. «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому»2, — писал Ф. Энгельс, имея в виду, что с изменением условий материальной жизни людей меняются и правила их поведения. Объективную потребность общества в той или иной программе формирования морального облика личности отражает нравственный идеал.
Киноискусство стремится пропагандировать основные черты нравственного идеала, обладающие большой мобилизующей силой. Фильмы «Простая история» (реж. Ю. Егоров), «Дело было в Пенькове» и «Доживем до понедельника» (реж. С. Ростоцкий), «Отчий дом» и «Когда деревья были большими» (реж. Л. Кулиджанов), «Два Федора», «Мне двадцать лет», «Июльский дождь» (реж. М. Хуциев), «Чистое небо», «Жили-были старик со старухой» (реж. Г. Чухрай), «Живет такой парень», «Ваш сын и брат» (реж. В. Шукшин), «Зной» «Крылья», «Ты и я» (реж. Л. Шепитько), «Звонят, откройте дверь» (реж. А. Митта) и многие другие дают возможность молодому человеку наметить, четко представить путь духовного и морального роста. Картины «Твой современник» (реж. Ю. Райзман), «Тишина» (реж. В. Басов), «Журналист», «У озера», «Любить человека» (реж. С. Герасимов) и другие произведения о современности, раскрывая сущность нравственого идеала, указывают на его тесную связь с общественным идеалом. Четкие представления о нравственном идеале, его структуре особенно важны дли молодежи, которая берет за образец какого-либо героя или следует примеру человека, являющегося в ее глазах высшим моральным авторитетом. Им может быть и образ собирательный, в котором воплощены в гармоническом единстве черты характера, свойственные многим людям. Одновременно студенты могут конкретизиро- вать представление о нравственном идеальном человеке в той или иной реальной личности.
…..
Педагогический коллектив вуза помогает студентам правильно определить свою нравственную позицию, подняться с уровня эмпирического морального сознания на уровень теоретического. И все же приходится констатировать: знаний по вопросам нравственности, которые приобретаются во время лекций, явно недостаточно. Студентам Ленинградского механического института был задан вопрос: «В какой степени вы знакомы с проблемами этики?» Студенты четвертого курса ответили: «Хорошо знаком» — 38%; «Мало знаком» — 50%; «Не знаком» — 12%. Ответы первокурсников распределялись соответственно — 33%, 49%, 18% 4. Смело можно утверждать, что и в других
вузах большинство студентов мало знакомы с законами этики и сдвиги у них в этой области за период обучения, как правило, незначительны. Одновременно нашу общественность беспокоят отрицательные явления в настроении и поведении некоторой части студенческой молодежи, которые частично объясняются слабой информированностью в вопросах социально-психологических отношений. Снижение общественной активности, иждивенческое отношение к обществу, равнодушие и эгоизм, недостаточно развитое чувство личной ответственности перед коллективом — все это, к сожалению, не преодолено полностью. Расширению и углублению нравственных представлений молодежи мог бы способствовать специальный учебный кинокурс. С его помощью преподавателю стало бы легче бороться с имеющимися нарушениями некоторых элементарных требований: неумением вести себя в общественных местах, бесцеремонностью, отсутствием вежливости, такта по отношению к старшим и т. д. Благодаря этике воспитуемые усваивают определенные конкретные нормы поведения и учатся вести себя в соответствии с ними. Задача научной этики заключается не только в кодификации морали для практических нужд формирования личности будущего специалиста, но и в исключении уже отживших норм, в добавлении новых. В области пропаганды этих правил, транспортировки информации о них первостепенная роль принадлежит учебным и научно-популярным фильмам. В изучении норм морали, о которых рассказывает учебный фильм, нельзя видеть самоцель, превращать их в предмет экзаменов и оценки учащихся. Это привело бы к формализму и нравственному лицемерию. Нельзя считать целью •таких фильмов дать правило на все случаи жизни — чтобы студенческая молодежь строила свое поведение в точном соответствии с теми основными этическими нормами, о которых рассказано с экрана. Самый подробный свод правил морали не может предвидеть всех положений, в которых человек может оказаться после окончания вуза. Воздействие произведений киноискусства нельзя понимать прямолинейно: посмотрят студенты фильм и тотчас изживут в своей среде социальную пассивность, грубость, равнодушие или другие отрицательные черты. Фильм не столько тактическое, сколько стратегическое оружие, результаты воздействия которого не могут сказаться на другой день. Культура взаимоотношений не ограничивается знанием этических правил, а требует стойких привычек поступать всегда и везде согласно этим правилам. Этика поведения — не просто элементарная вежливость, это сложное искусство взаимоотношений между людьми, умение держать себя в обществе, умение владеть собой в любой обстановке. Трудности формирования нравственных качеств связаны с моментом превращения требований этики в неотъемлемые свойства личности. На этом этапе воспитательного процесса максимальную пользу способны принести художественные фильмы. В решении проблемы морального развития встречаются крайности: одни педагоги преувеличивают значение знаний, другие — привычек. Сторонники обеих тенденций забывают о необходимости подготовки гармонически развитой личности. Необходимо стремиться к тому, чтобы студент был человеком не только мыслящим, но и чувствующим. Эмоции, по мнению психолога Л. С. Выготского, никогда не могут быть связаны с пассивным состоянием организма, они побуждают к активности, стимулируют и регулируют наши взаимоотношения с окружающей средой. Вот почему такую важную роль играет воспитание культуры чувств в сложном процессе нравственного развития. Художественный кинематограф содержит богатейшие возможности воздействия на эмоциональную сферу и, следовательно, является надежным инструментом решения проблемы. Задача художественных фильмов иная, чем учебных. Они раскрывают общий смысл коммунистической морали. исходя не из ее частных разрешений и запретов, а из основных принципов, среди которых ведущим является социалистический гуманизм. В конце концов нравственный импульс должен стать самостоятельным решением кинозрителя., следствием его идейно-политического убеждения и оценки показанной в картине ситуации. Лучшие художественные фильмы содействуют воспитанию нравственного сознания и нравственного чувст- ва, учат молодого человека в любой жизненной ситуации самостоятельно находить наиболее правильный способ поведения. Речь идет о том, чтобы будущий специалист глубоко проникся благородной идеей гуманизма, был способен всегда действовать безошибочно, не оглядываясь на механически заученные законы, регламентирующие, что он должен и чего не должен делать. Дифференцированное использование фильмов в зависимости от их видов исключит возможность противопоставления нравственных норм нравственным чувствам, 'создаст предпосылки для их взаимной обусловленности. Разумеется, можно воспитать определенные моральные чувства, не занимаясь изучением конкретных нравственных правил, и, наоборот, привить студентам определенные этические нормы, не заботясь о становлении чувств. Но в обоих случаях не будет достигнута конечная цель коммунистического воспитания. Комплекс разнообразных фильмов поможет педагогу создать для студентов такой моральный климат, который в наибольшей степени будет способствовать правильному развитию их культуры поведения. Выработать высокий нравственный идеал — дело не легкое. Но еще сложнее отстаивать его и совершенствовать. …. Кинематографисты по-разному в своих работах отстаивают высокий нравственный идеал... Одни всю силу своего художественного дара вкладывают в изображение лучших черт людей... Другие разоблачают тех, кто мешает обществу.. Третьи стараются заставить зрителей находить вместе с героями самостоятельное решение сложных моральных проблем. Все три типа фильмов одинаково важны для воспитания молодого поколения; разными способами они служат одной цели — разоблачают пороки, прививают молодежи добрые чувства, привычки. Против фальшивой морали, которая духовно уродует молодых людей, толкает на путь преступления, против страшной силы равнодушия выступают создатели фильма «Обвиняются в убийстве» сценарист Л. Агранович и режиссер Б.Волчек, удостоенные Государственной премии СССР. Замечательным примером произведений первого типа может служить «Баллада о солдате». Г. Чухрай и В. Ежов посвятили фильм своему сверстнику, солдату, погибшему в боях за Родину. В образе юного героя отражены представления об идеальной красоте и гармонии. Девятнадцатилетний боец Алеша Скворцов прекрасен, как светлая память о самом близком человеке, как народная легенда о юном герое-освободителе. Сюжетная история, стремящаяся полнее раскрыть потенциал нравственных качеств центрального персонажа, проста. Алеша Скворцов получил исключительный для фронтовых условий подарок — отпуск домой. Паренек мог пробыть в (родной деревне двое суток. Он же провел там несколько минут. Остальным отпускным временем щедро поделился с другими. В войну особо очевидной была та истина, что нельзя быть счастливым в одиночку, индивидуально. В картине постоянно подчеркивается антитеза: у тебя радость — у соседа беда; ты здоров — рядом путается в костылях инвалид; у тебя в вещмешке сало и тушонка — худенькая девочка на толкучке смотрят голодным взглядом; твои проездные документы в полном порядке, а безбилетную спутницу отпихивает проводница... Судьба устроила Алеше засаду, подарив ему отпуск. Она с любопытством наблюдает, как поведет себя крестьянский паренек в солдатской форме, как справится с ролью счастливчика-единоличника в океане людского горя. Алеша не смог справиться, не захотел. Не стал пользоваться привилегированным положением, словно горячим питанием по талану. «Простите, мама, — только и сможет он сказать в свое оправдание в финале фильма. — Простите, мама». Во время своего затянувшегося путешествия Алеша столкнулся с неожиданностью: множество людей, о существовании которых он и не подозревал, нуждаются в его бес- корыстной помощи. Полюса нравственности— все для себя или для других. Остальные моральные качества так или иначе с ними соотносимы; их координаты — столько-то градусов в ту или иную сторону. Алеша Скворцов «а одном из полюсов; на противоположном — шофер из фильма «Белорусский вокзал» (реж. А. Смирнов), у которого герои силой отбирают пикап, чтобы отвезти в больницу рабочего, попавшего в аварию. К сожалению, подобные случаи отказов совершить акт милосердия еще встречаются. В дни премьеры «Белорусского вокзала» в № 174 за 1971 г. «Известий» было опубликовано письмо врача Атаповской районной больницы Челябинской области Ф. Кашаяовой о том. что владелец личной автомашины отказался довезти до больницы тяжелобольного (машина «Скорой помощи» в тот момент была на вызове). Как выяснилось впоследствии, владельцем автомобиля оказался председатель Агаповского районного народною суда Н.М.Черноскутов. Минуты, подаренные Алешей Скворцовым людям, — символ мечты о всеобщей социальной справедливости. В произведении искусства обязательно присутствуют обозначаемое и обозначающее. Как у Пушкина: «Ты же коршуна убил, чародея погубил». Не отпуском жертвует Алеша Скворцов. Он отдал людям жизнь. «Щедрый человек добровольно раздал свое богатство людям, — писал о фильме М. Хуциев, — дал отломить от своего ломтя каждому, кто в этом нуждался. Но стал ли он в результате в наших глазах беднее? Нет, он оказался неизмеримо богаче, потому что у него осталось ело неисчерпаемое сердце»6. Алеша Скворцов постоянно совершает альтруистические поступки, лично ему невыгодные и даже опасные, но приносящие пользу другим. Юный солдат жертвует своими интересами и даже интересами близких во имя всего общества. Авторы фильма положительным примером героя стремятся и зрителей побудить к свершению благородных, самоотверженных поступков, которые ничего общего не имел л бы с простой позой и мелочным расчетом на компенсацию. «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте, — вспоминает Г. Чухрай. — Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но, вопреки всему этому, они выполнили свой долг, ибо чувство человеческого достоинства. чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти»7. В «Балладе о солдате» постоянно ощущаем присутствие авторов, что ничуть не уменьшает естественности и жизненной достоверности эпизодов и характеров. Это относится не только к прологу и эпилогу, когда диктор за кадром рассказывает «от автора». По словам Г. Чухрая, создатели фильма четко представляли, что хотели сказать, в чем убедить зрителей. Каждому поступку и явлению они выносят свой приговор, нравственную оценку, которые сообщаются с помощью центрального героя. Зритель не успевает задуматься, что хорошо и что плохо, — герой его опережает. В качестве примера использования в кино метода диалога с аудиторией остановимся на фильме «Городской романс». Авторы сценария Ф. Миронер и П. Тодоровский не претендуют на роль менторов, всегда знающих, как надо и как не надо поступать. Они не дают готовых рецептов, а заставляют нас напряженно размышлять над происходящим. «Зритель — третий соавтор спектакля», — говорил К. С. Станиславский. И подобного фильма тоже. В «Городском романсе» сюжет движут не только поступки, но и мысль. В том числе и мысль зрительская. Если не помнить про это, то просмотр кинокартины сведется к восприятию простейшей сюжетной схемы, напоминающей «Евгения Онегина». Молодые зрители должны иметь собственное мнение о том, кто прав и кто виноват, какие пути ведут к исправлению допущенной несправедливости, нравственной ошибки. Фильм целомудренно, сдержанно и поэтично рассказывает о том, как в большом современном городе встретились и полюбили друг друга Женя и Маша. Они были счастливы, потом расстались. Евгений щедро наделен всем необходимым для «безоблачного» существования: молод, здоров, красив, у него современная квартира в высотном доме, благородная по призванию работа врача-рентгенолога. Фильм убеждает нас в его доброте, отзывчивости, умной ироничности. Словно принц из старой доброй сказки, предстает он перед Машей и одерживает победу. Характер Маши очерчен ярче. Она — студентка педагогического училища, ее поведение уже испытывает влияние будущей профессии. Девушке предстоит формировать детские души, и она чутко реагирует на все, связанное с проблемами нравственности: взаимоотношения с другими, права и обя- занности в обществе. Замкнутость для нее противоестественна. Крайности суждений и агрессивная категоричность — следствие ее юности. Для нее все просто и ясно. Она не допускает и мысли, что любимый человек во многом отличается от нее. После недолгого триумфа Маша начинает догадываться, что она в тягость Евгению, и возвращается в студенческое общежитие. В фильме отсутствуют прямые авторские оценки поведения героев. Создатели картины лишь констатируют обстоятельства. Прав ли Евгений, пренебрегая формальностями загса? Правильно ли делает Маша, переселяясь к Евгению? И снова возвращаясь в общежитие? На все эти вопросы герои, а вместе с ними и зрители должны самостоятельно искать ответы. Воспитательное воздействие картины сопоставимо с воздействием проблемно-ситуационного метода, включающего воспитанников в проблемные, жизненные ситуации. В результате у юношей и девушек в зрительном зале создается иллюзия, будто они самостоятельно решают, как поступать героям, и нравственный урок фильма оказывается более глубоким. Молодой зритель (Начинает сосредоточенно размышлять, как бы он повел себя на месте Евгения — прислушался к доводам разума или сердца? Вместе с Машей в жизнь Евгения врывается вихрь осложнений, ибо у каждого из них есть «элементы несовместимости» — особенно в области духовной жизни. С другой (стороны, Евгений достаточно чуткий человек, чтобы понять: Маша — его любовь, единственная и неповторимая. В Евгении нет снобистской (самоуверенности его друзей, тем не менее он растерялся, осознав, как много разделяет его и любимую девушку. Точнее оказать — струсил, его отпугнули усилия, которые нужны, чтобы Маша стала ему ровней. Один из Жениных друзей, возражая против его выбора, прямо заявляет: «Есть понятие «люди одного круга». Никто его не отменял». Спорит ли фильм с этим утверждением? Да, и мы тоже. У каждого есть демографические параметры: общность интересов, возраста, образования и т. д. Но они не заданы от всевышнего, не статуарны, а подвижны. Вопрос не в том, знает или не знает Маша полотна Гогена, а в том, стремится ли она узнать или будет бахвалиться неведением. Девушка «их круга» не от рождения же владеет информацией о постимпрессионистах. В свою очередь, у Маши есть качества, которых не хватает Жениным друзьям. Прежде всего это доброе отношение к людям. Она вступает в борьбу за Женю. Вспомним ее ответ на телефонный звонок с предложением «выгодной» должности: «Работать к вам Женя не пойдет». Отношение героя к Маше первоначально основывается во многом на чувстве жалости — жалости к ее незащищенности, уязвимости, неопытности. Пройдет время, Женя поймет: в этой незащищенности, повышенной чувствительности к добру и злу, открытости людям — ее сила. Отдать другому лучшее, что есть в твоей душе,— вот основа совершенного союза, семьи-монолита. Каждый расшифровывает слово «любовь» соответственно.собственному опыту. После просмотра фильма ответы должны сойтись в одном: любить — значит нести ответственность за любимого человека. Сама по себе ответственность членов семьи — не новинка. Веками формировалось традиционное разделение обязанностей: мужчине — ответственность за материальное благополучие семьи, женщине—за потомство, быт. Наше время взрывает шаблонную модель. Мужчина и женщина несут равную ответственность за все, в том числе и друг за друга. Один из лучших эпизодов фильма — посещение молодыми людьми больного бухгалтера. Как случилось, что человек, бывший на фронте смелым и талантливым, умевший подарить радость товарищам по оружию, стал иллюстрацией к рассказу Чехова «Смерть чиновника?» Виной тому цепь обстоятельств, но и жена тоже. Это она, самый близкий ему человек, должна была не позволять зарывать свой талант, не позволять, чтобы служебные дрязги стали причиной инфаркта. Рожденный для большой яркой жизни, человек не имеет права мириться с тусклым прозябанием. Влюбленные замечают друг в друге гораздо больше хорошего, чем все посторонние. Проходит время, и у любимого человека могут обнаружиться черты, про которые принято говорить, будто с ними нельзя ужиться. Не доказывает ли наша нетерпимость, что. мы не хотим взвалить на себя ответственность за исправление другого? Коль эти недостатки были всегда, мы виноваты, что не замечали их. Если благо- приобретены — тем более виновны, что равнодушно взирали на первые симптомы. Достоинство «Городского романса» — в умении заставить молодежь еще раз задуматься, что такое любовь, над собственным отношением к любимым. Любовь — это стремление к взаимопониманию, желание точно знать, в чем сила любимого человека, в какой он помощи нуждается. Это ответственность друг друга за общее мировоззрение, идеалы, мечты, мораль, начитанность и за многое другое. Без этой ответственности немыслимо равенство, в том числе и духовное, немыслимо счастье. Вот вывод, к которому приходят молодые зрители после просмотра фильма. Неправильная позиция по отношению к молодежи заключается иногда в том, что, знакомя ее с нашими достижениями, педагог обходит молчанием ряд сложных явлений, с которыми сталкиваются студенты вне стен института. Некоторые преподаватели стараются уйти от острых вопросов, волнующих их воспитанников. Поэтому у юношей и девушек, не обладающих достаточным жизненным опытом, могут возникнуть неправильные, однобокие представления о сложных нравственных проблемах. Фильмы «Обвиняются в убийстве», «Городской романс» и другие подобные им произведения исправляют этот недостаток. Они не только смело изображают трудности, подстерегающие молодежь в самостоятельной жизни, но и показывают поиски путей, ведущих к преодолению моральных ошибок. Таким образом, «Баллада о солдате», «Обвиняются в убийстве», «Городской романс», как и многие другие киноленты, разными способами утверждают нравственный идеал коммунистического общества, пробуждают в юной аудитории светлые, благородные чувства. Говоря об использовании художественного кино, нельзя недооценивать роль объяснений преподавателя, которые всегда остаются важным средством идейно-политического воспитания. Решение сложной проблемы нравственного развития не сводится к замене словесного воздействия демонстрацией фильмов. Ведущим эвеном воспитательного процесса является по-прежнему преподаватель, но последний теперь использует наряду с устными объяснениями произведения экранного искусства. Эффективность словесных воздействий увеличивается или уменьшается в зависимости от того, насколько они опи- раются на жизненный опыт студента. Чем лучше последний знаком с окружающей действительностью, тем глубже он воспринимает советы преподавателя. Жизненный опыт — необходимое условие усвоения моральных категорий; многие же студенты обладают им в минимальной степени, и в первую очередь это относится к тем, кто приходит в вуз сразу после школьной скамьи. Произведения киноискусства восполняют этот пробел, они обладают громадными возможностями расширения кругозора молодежи, обогащения ее жизненного опыта. Нравственность студента зависит не только от слов преподавателя, «что такое хорошо и что такое плохо», но и от того, какие поступки молодой человек видит вокруг себя, как к ним относится. Человек не только «продукт воспитания», но и продукт социальной среды, которая его окружает. Фильмы —составная часть этой микросреды. Воспитатель, осуществляя контроль за производством и прокатом фильмов, получит возможность регулировать факторы, влияющие на социальные условия жизни и деятельность молодого человека и — в конечном итоге — на его поведение. Эмпирическая, вырабатывающаяся в практике повседневной жизни нравственность — основа формирования морального облика молодого человека. Просмотры художественных фильмов оказывают значительное влияние на возникновение и характер эмпирической нравственности. У героев фильмов молодые зрители заимствуют опыт целесообразного поведения, а сюжетная линия картины ставит их в условия, в которых те или иные моральные качества не только проявляются, но и усваиваются, фиксируются. Опираясь на эмпирическую нравственность, воспитатель организует работу со студенческой молодежью так, чтобы в итоге происходило формирование морального сознания. Регулятор поведения — четкие требования, побуждающие студентов к одним поступкам, к одной линии поведения и запрещающие или осуждающие другие. Нравственные принципы являются неотъемлемой частью системы воспитания молодого поколения. Кино содействует их глубокому усвоению, превращает в личные убеждения. Передовые идеи обладают способностью опережать реальную действительность. В первую очередь это положение
распространяется на область морали, так как принципы и нормы не говоря уж об идеале, всегда устремлены в будущее Фильм помогает воспитателю стихийный жизненный опыт и требования нравственного сознания сливать в единую стройную систему, которая формирует человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство. Мировоззрение студента, его нравственный облик во многом определяются отношением к труду… Участие студентов в научно-исследовательской и общественной работе, деятельность во время практики в школах, на промышленных предприятиях, в совхозах и колхозах, работа во время «третьего», трудового семестра — главное средство трудового воспитания. Функции кино в данном случае отступают на второй план, но не следует забывать о них полностью. В теоретической литературе достаточно ясно освещен вопрос об отношении к труду. Необходимо, чтобы четкое представление об этом понятии стало достоянием массового сознания; в решении данной проблемы кино становится падежным союзником воспитателя. …
…. Основная функция кино в области воспитания сознательного отношения к труду — пропаганда положительного примера, образца высокосознательного творческого отношения к труду.
…..
……….
Во время Великой Отечественной войны советские люди проявили беспримерный героизм на фронтах и в тылу, была проведена перестройка всей промышленности и сельского хозяйства на военный лад. Государство превратилось в единый боевой лагерь для отпора фашистской армии. В телефильме «Летопись полувека» («Год 1942») имеется вдохновенный документальный репортаж о жизни и труде тыла во время Отечественной войны. В нем рассказывается об эвакуации из прифронтовых районов сотен крупных заводов, о нечеловеческих усилиях тружеников тыла, стремившихся, чтобы фронт не испытывал нужды в оружии и боеприпасах. Трудовому героизму людей в тылу, с исключительным мужеством переносивших все тяготы и лишения войны, посвящены художественные фильмы «Большая земля» (реж. С. Герасимов), «Родные поля» (реж. Б. Бабочкин), поставленные в дни Великой Отечественной войны. В первом рассказывалось об эвакуации на Урал крупного завода, о борьбе его коллектива за то, чтобы скорее наладить в новых условиях выпуск танков. Герои фильма «Родные поля» — женщины и старики, заменившие ушедших сражаться с врагом односельчан. После войны люди совершили новый подвиг, в короткое время восстановив разрушенное народное хозяйство. Один из лучших фильмов о рабочем классе послевоенного времени — «Большая семья» (реж. И. Хейфиц). … Труд становится высшим смыслом жизни для героев таких фильмов, как «Возвращение Василия Бортникова» (реж. В. Пудовкин), «Дело Румянцева» (реж. И. Хейфиц), «Весна на Заречной улице» (реж. М. Хуциев и Ф. Миронер), «Высота» (реж. А. Зархи), «Дело было в Пенькове» (реж. С. Ростоцкий), «Девять дней одного года» (реж. М.Ромм). В середине 50-х годов тысячи юношей и девушек поехали на освоение целинных и залежных земель в восточных районах страны. О этом рассказывают фильмы «Первый эшелон» (реж. М. Калатозов), «Это начиналось так» (реж. Л. Кулиджанов и Я. Сегель). Главным завоеванием советского кино последних десятилетий стало правдивое изображение духовной красоты человека труда, смелое проникновение в его внутренний мир. 103 Фильм показывает, что потребность в труде — нравственная необходимость человека. Формирование ее — сложный, длительный процесс, обусловленный множеством факторов. К сожалению, до сих пор еще. есть люди, которые в заработке видят единственную цель работы; встречаются и такие, которые вообще уклоняются от труда. Разоблачению потребительского отношения к обществу посвящены многие картины последних лет. Например, «Инспектор уголовного розыска» (реж. В. Цы-бульник), «Возвращение святого Луки» (реж. А. Бобровский) и другие.
….. (105-106)
Фильмы о современниках — самый важный и одновременно самый трудный участок нашего киноискусства. Далеко не все произведения, посвященные труженикам города и деревни, отвечают тем высоким требованиям, которые к ним предъявляются. Авторы лучших произведений помогают развивать у молодежи подлинное отношение к труду… В фильме «Укрощение огня» изображены ученые, инженеры, конструкторы, творческий труд которых воплощен в таких выдающихся научно-технических победах, как создание мощной ракетной техники, с помощью которой стал возможным запуск искусственных спутников, исследование космических пространств, полеты человека в космос. Герой фильма — главный конструктор Андрей Ильич Башкирцев — блестящий ученый, талантливый государственный деятель… Незабываемое впечатление производят кинокадры, с документальной точностью запечатлевшие деловые будни многочисленных специалистов космодрома в Байконуре, сосредоточенную работу центра управления космическими полетами. …. Одновременно воспитатель не должен скрывать, что в сфере труда еще много нерешенных проблем. Авторы фильмов «Битва в пути» (реж. В. Басов), «Живет такой парень», «Ваш сын и брат» (реж. В. Шукшин), «Большая руда» (реж. В. Ордынский), «Мимо окон идут поезда» (реж. Э. Гаврилов, В. Кремнев), «Крылья» (реж. Л. Шепитько) я других смело показывают явления, тормозящие развитие производства, осложняющие трудовое воспитание людей, предлагают варианты решения сложных вопросов.
В фильме «Председатель» (реж. А. Салтыков) рассказывается о суровых послевоенных годах нашей деревни, о сражении колхозников не только с нищетой и разрухой, но и с казенщиной, показухой и другими отрицательными явлениями… Фильм поднимал животрепещущие проблемы способа ведения коллективного хозяйства, материального стимула. Не награждая председателя колхоза Трубникова чертами идеальной личности, авторы акцентировали его творческую энергию, несгибаемость в борьбе с препятствиями. … Любимый труд дает человеку возможность испытать счастливую полноту жизни, говорил писатель Михаил Пришвин. Эти слова вспоминаются каждый раз, когда экран показывает нам мастеров, работающих со страстью, подлинных специалистов своего дела, руки которых принято уважительно называть золотыми. Людей, вся жизнь которых полна любви к выбранному ими труду, мы встречаем в фильме «Шахтерский характер» (реж. Т. Золоев). В нем показывается, как красиво и поэтично может быть любое ремесло, которое принято считать «прозаическим», если человек им блистательно владеет и вкладывает в него душу. Шахтерское дело принадлежит к числу трудных профессий, требующих большой физической силы, выносливости, личного бесстрашия, способности к точному хладнокровному расчету. … Восхищаясь героями картины и их красивым, отважным и доблестным нелегким трудом, Татьяна Тэсс писала: «Воспитательное значение хорошего документального фильма огромно, ибо оно воспитывает на примерах реальной жизни, на примере судьбы людей, которые живут рядом с нами, людей, у которых есть реальный адрес, подлинное имя. За рассказом о них, показанном на экране, стоит сама жизнь, с ее трудностями, огорчениями и радостями, жизнь, с которой ты сравниваешь свою собственную — ту, которой живешь» ю. Киноэкран на конкретных фактах, зафиксированных в действительности, показывает, как решаются у нас в стране проблемы дальнейшего развития труда. Документальные ленты дают возможность молодежи сделать вывод, что каждый гражданин утверждает свое человеческое достоинство прежде всего в труде. Среди этих произведений — фильм «Без легенды» (реж. Г. Франк, А. Сажин, А. Бренч), посвященный экскаваторщику Борису Коваленко, который принимал участие в строительстве плотин крупнейших гидроэлектростанций на Волге, Днепре, Ниле. Ему было всего 34 года, когда он погиб «при исполнении служебных обязанностей». Товарищи по работе ярко и интересно рассказали о нем с экрана. На ленинградском заводе «Электросила» одной из лучших по праву считается бригада, которой руководит слесарь, полковник в отставке С. С. Витченко. О воспитании в бригаде рабочей молодежи сообщает фильм «18 моих мальчишек» (реж. В. Гурьянов). Другая лента — «Здравствуй, Выборгская сторона!» (реж. С. Шустер). ….
Героями фильма «Трое в пути» (реж. В. Трошкин) стали люди разных профессий — электромонтажник Красноярской ГЭС Владимир Филимонов, бригадир алтайского зерносовхоза «Бийский» Владимир Карпов, физиолог академик Петр Анохин. Разными дорогами идут они по жизни… А герои фильма «Лучшие дни нашей жизни» (реж. Б. Галантер, В. Горохов) — летчики гражданской авиации, представители одной из самых мужественных профессий. Трудовым подвигам славных дочерей нашего народа посвящены многие документальные фильмы…
….
С интересом смотрят студенты документальные фильмы о своих товарищах и сверстниках. «Улицей надежды» (реж. А. Ниточкин) названа единственная пока улица в новом сибирском городе Светлом. Его начали строить студенты, отправившиеся работать в Сибирь во время «третьего» трудового семестра. Фильм «Поднятые целиной» (реж. Н. Лебедев) начинается кинокадрами 1954 г., когда на земли Алтая пришли комсомольцы, чтобы своим трудом преобразить степь, добыть Родине новые миллионы тонн драгоценного зерна. Менялся облик древней земли, вместе с ней менялись люди, для которых эти места стали родными. ….
В комплексе воспитательных функций наиболее специфичной для него является эстетическая. Все остальные тесно связаны с ней. Экранное искусство воздействует на зрителя в большинстве своих произведений эстетическими средствами. В решении многих проблем целенаправленного формирования личности искусство играет служебную роль; когда же речь заходит об эстетическом воспитании, произведения художественного творчества, в том числе и фильмы, выступают на первый план. Эстетически воспитанные юноши и девушки острее воспринимают окружающую действительность, живут более полнокровно, получают больше возможностей для своего общего развития. И наоборот, тот, у кого не развито чувство прекрасного, рискует остаться ограниченным человеком. Искусство — богатый источник радости, знакомство с его произведениями всегда доставляет молодому человеку эстетическое наслаждение. «Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком» и. …..
Эстетическое воспитание охватывает широкий круг явлений. Оно начинается с приобщения человека к миру прекрасного, предусматривает развитие способности воспринимать, правильно понимать и оценивать прекрасное во всех сферах его проявления — как в реальной действительности, так и в произведениях художественного творчества. Педагог руководит становлением эстетического сознания, которое стихийно возникает у студенческой молодежи, организует эмпирические импульсы в стройную систему, содействует всестороннему гармоническому развитию личности молодого человека. Все фильмы в зависимости от их способности выполнить перечисленные задачи условно разделим на три группы. Первую составят картины, развивающие чувство прекрасного самим фактом их просмотра, одновременно с решением других воспитательных и познавательных задач, вторую — специальные ленты по вопросам эстетического образования; третьи — кинорепродукции. Первая группа самая многочисленная, в нее входят почти все произведения кино как искусства — художественные
документальные и мультипликационные. Ценность этих кинокартин для эстетического воспитания заключается в том, что с их помощью эстетическое отношение к действительности материализуется, приобретает зримую устойчивую форму. Фильмы впитывают в себя, запечатлевают и доносят до аудитории все то прекрасное, что имеется в природе и общественной жизни. В произведениях кинематографа авторы стремятся воплотить идеалы, связанные с передовым мировоззрением, высоким гуманизмом, гражданственностью... Но замыслы не будут восприняты зрителями, если фильм скучен, не волнует, не вызывает ответного чувства. Авторская мысль может быть передана киноэкраном лишь через чувственно-эмоциональную сферу, с которой тесно связано эстетическое переживание. Кинорежиссер Г. Александров писал о лучшей своей кинокомедии 30-х годов «Цирк»: «Мы поставили себе задачей отразить в нем большую идею: расового равенства и интернациональной солидарности. На этом мы сосредоточили всю нашу мысль, этому подчинили все детали нашей картины» 13. Цель была достигнута, хотя в ленте нет прямых дидактических поучений. Фильм вызывает сложную гамму чувств — восхищение талантом актрисы Марион Диксон, сочувствие ее нелегкой судьбе, негодование и презрение к поступкам расиста Кнейшица, снисходительную насмешку над злоключениями инженера Скамейкина и, конечно, много веселого смеха. Остроумный диалог И. Ильфа, Е. Петрова, В. Катаева, целый каскад превосходных комедийных находок режиссера, блестящая игра Л. Орловой и других актеров, наконец, незабываемая музыка И. Дунаевского — «Песня о Родине», «Выходной марш», «Лунный вальс», «Колыбельная» — все вызывает приподнятое праздничное настроение, доставляет сидящим в зале эстетическое удовольствие, делает их отзывчивее ко всему прекрасному. Фильм аккумулирует и передает нам эстетический опыт общества. Сложный комплекс эстетических чувствований и размышлений авторов сконцентрирован прежде всего в образном строе картины. Преподаватель, используя фильм как средство управления воспитательным процессом, всегда должен помнить об его образном строе; для форми- рования чувства прекрасного последний имеет первостепенное значение. В предыдущих разделах речь шла о содержании картин — сюжетной истории, характеристике персонажей. Эстетическая оценка находится в тесной зависимости от этих элементов. Например, если поступок киногероя противоречит нравственным нормам советского общества, он не соответствует и нашим представлениям о прекрасном. Но для эстетического воспитания недостаточно уделять внимание лишь изображенным в фильме событиям и персонажам: воспринимая то, что изображено, нельзя упускать из виду то, как изображено. Эстетическая сущность произведения с максимальной полнотой раскрывается при анализе образного строя фильма, который дает представление о единстве изображаемых явлений и выразительных средств. В фильме «Чайковский» есть эпизод, посвященный созданию оперы «Евгений Онегин». Петр Ильич Чайковский сидит в петербургском трактире; камера медленно панорамирует, выхватывая подгулявшую компанию, половых, игроков на бильярде. Мы перестаем слышать шум и выкрики захмелевших соседей композитора; начинает звучать чистый и нежный женский голос — знаменитая ария «Письмо Татьяны к Онегину». Мелькают белоснежные стволы берез, по ярко-желтому ковру опавших листьев мчится экипаж. В седоке узнаем П. И. Чайковского. За кадром женский хор поет «Девушки, красавицы, душеньки-подруженьки...» Зрители фильма, наслаждаясь чудесной музыкой, должны почувствовать замысел авторов: великий композитор как мог боролся с безобразным, антиэстетичным в окружающей жизни, противопоставляя ему светлый мир прекрасного. Одновременно нельзя не оценить новаторство драматургии фильма, выдающееся мастерство оператора М. Пилихиной и исполнителя главной роли актера И. Смоктуновского. Человек, недостаточно развитый эстетически, несколько прямолинейно воспринимает происходящее на экране. Он следит за внешним действием, замечает лишь незначительную часть того, что содержится в кинопроизведении. Если в картине нет лихо закрученного сюжета, художественные достоинства остаются таким зрителем незамеченными. Кинематограф развивает нашу способность подмечать и восторженно переживать красоту; фильм, если это подлинное произведение искусства, сам часть сферыпрекрасно- го, как полотно живописца, книга стихов, творение зодчего. Недаром критики, в том числе и москвичи, писали о фильме «Мне двадцать лет» (реж. М. Хуциев), что такой прекрасной, какой показана Москва в этой кинокартине, они столицу никогда на экране не видели. Кинематограф как бы заново открывает для наших глаз окружающую действительность: весь видимый мир в движении и отношение человека к нему, городской и сельский пейзажи, ритм грандиозных массовых событий и интимное выражение лица, снятого крупным планом. В 20-е годы появился специальный термин — «фотогения». Теперь фотогеничным называют актера, чье лицо на экране или открытке выглядит привлекательным. Первоначально это слово обозначало способность кинематографа выражать особый, предельно поэтический облик людей и неодушевленных предметов. Изображая в определенном ракурсе и освещения пейзаж, портреты героев, детали машин для создания •нужного настроения, кинематограф способен пробудить в душе зрителя чувство прекрасного. Произведения киноискусства могут сделать явной и общедоступной скромную красоту обыденного, заставить восхищаться тем, мимо чего молодые люди порой скользят равнодушным взглядом. Это относится к изображению на экране не только внешних проявлений, но и скрытых сложных процессов. В фильме «Рыцарь мечты» окружающие героя речные просторы, лес, горы, морское побережье, небо зафиксированы зрением более острым и восторженным. Постановщик картины (он же главный оператор) В. Дербенев заставляет зрителей вместе с юным Грином наслаждаться очарованием южной ночи на палубе медленно плывущего парохода, ощущать всем телом соленые брызги волн, последнее тепло осени. Но радость бытия выражена в картине не одним созерцанием блистательно снятых пейзажей — экран показывает романтику внутреннего мира человека в неповторимо прекрасный момент расставания с детством. Юноша покидает родной дом. Он едет в портовый город, надеясь поступить юнгой на корабль. Фильм в поэтической форме рассказывает о радостях и бедах сложного переходного возраста. У героя и восторг перед только что начинающейся самостоятельной жизнью, и растерянность, неуверенность в собственных силах. В неустоявшемся мироощущении фантазия и реальность не поддаются четкой диффе- ренциации; экран показывает юношу и таким, каков он есть, и таким, каким он видит себя в мечтах. Застенчивый бледнолицый подросток в громадной соломенной шляпе и тесноватом гимназическом кителе через минуту предстает отважным капитаном шхуны, берет в плен пиратов, спасает благородных спутников, мчится через горы вдогонку за алым конем. Фильм «Рыцарь мечты» завершается реальной схваткой с разбушевавшейся стихией. Юный мечтатель одерживает победу над штормом. Словно персонаж сказки Андерсена «Гадкий утенок», он не осознал еще свой потенциал и тем не менее мужественно вступает в борьбу за самоутверждение. Фильм расширяет представления молодежи о мире красоты, показывает, что диапазон оттенков прекрасного богаче, чем многие себе представляют. Таким образом, недостаточно следить за изображенными в фильме событиями, необходимо проникновение в идейное содержание картины, авторский замысел. Фильм создает «эффект присутствия», иллюзию максимального правдоподобия происходящего, вызывает сопереживание. Одновременно необходимо помнить, что между экранным действием и реальным миром нельзя ставить знак равенства; это явления разного характера. Молодой человек на первой стадии приобщения к искусству не способен ощущать трудноуловимую грань между кинозрелищем и действительностью. Артист Малого театра Ю. Соломин, удостоенный Государственной премии РСФСР 1971 г. за роль отважного советского разведчика Кольцова в фильме «Адъютант его превосходительства» (реж. Е. Ташков), получал письма, на которых адресат обозначался как Павел Андреевич Кольцов. Зрители отождествили образ восхитившего их персонажа с исполнителем. В откровенной форме такая наивность проявляется редко, но многие юноши и девушки в той или иной мере ей подвержены, и если, например, актер сыграл незадолго перед тем роль злодея, непроизвольно относятся к нему настороженно-враждебно. Поэтому одна из первоначальных задач эстетического воспитания — научить дифференцировать художественные и документальные фильмы и тем самым помочь избавиться от утрированного понимания правдоподобия, исключающего полет фантазии и вымысел. Следующий этап формирования художественного вкуса -
умение ориентироваться в образном строе произведения, различать авторскую индивидуальность. Только тот зритель, который взволнован рассказанной историей и творческим мастерством авторов, способен испытывать подлинное эстетическое переживание. Есть виды искусства, в которых это мастерство откровенно выступает на первый план, — например, цирк, балет. В кино требуются определенные усилия, чтобы обнаружить авторский замысел, наслаждаться талантом и мастерством драматургии, режиссуры, актерской игры, изобразительного решения. Необходимость таких усилий отпугивает зрителей, которые предпочитали бы бездумно проводить время в кинотеатре, отдыхать и развлекаться. Кинематограф заботится о развитии художественных вкусов и эстетических знаний публики; просмотры фильмов не проходят для нее бесследно. Эволюция станет очевидной, если вспомнить, что каких-нибудь полвека назад кинозрители были столь неопытны, что, глядя на актеров, снятых крупным планом, ничего не в состоянии были понять и кричали: «А где же их ноги?» Теперь даже дети свободно разбираются в приемах современного киноязыка. Каждое подлинное произведение киноискусства обогащает художественное восприятие, расширяет эстетический кругозор. И все же темпы распространения эстетической культуры отстают от стремительного движения вперед (искусства нашего века. Уменьшить разрыв (между ними призваны фильмы второй группы. Это ленты, специально посвященные эстетике и искусствоведению, разъясняющие их теоретические положения. Так, С. Образцов в фильме «Удивительное рядом» прямо обращается к зрителям и учит их умению наблюдать прекрасное в окружающей жизни. В новом своем фильме «Необыкновенная правда» он на конкретном примере искусства кукольного театра раскрывает секреты воздействия художественного творчества. Девушки едут в автобусе и поют песню о рябине: «Кабы мне рябине к дубу перебраться, я б тогда не стала гнуться и качаться...» Автобус мчится по лесной просеке, мелькают деревья. С. Образцов спрашивает за кадром: «Как же может рябина перебраться к дубу? Ведь это неправда? Оказывается, правда, только особая, художественная. Под рябиной подразумевается девушка...» Просто и наглядно дается представление о таких (сложных понятиях, как образность и условность искусства. С. Образцов напоминает о силе зри- тельского воображения, благодаря которому и возможно существование театра. Он ссылается на пример детских игр, механизм которых (идентичен восприятию спектакля: в основе и того и другого лежит наша способность к фантазии. Фильм — что очень важно — знакомит с трудом исполнителей, предоставляет редкостную возможность побывать за кулисами во время спектакля «Необыкновенный концерт» и следить за напряженной работой кукловодов, присутствовать на репетиции будущего представления, заглянуть в мастерские декораторов, скульпторов, костюмеров. В заключение фильма С. Образцов надевает на указательные пальцы два шарика, проходит за ширму и исполняет романс П. Чайковского «И он ей ничего не сказал». Снова мы убеждаемся в «необыкновенной» правде искусства: руки с шариками превратились в чуть комичных и грустных влюбленных. В творческую лабораторию прославленных советских артистов И. Моисеева и А. Райкина вводят зрителей фильмы «Вечное движение» (реж. М. Меркель) и «Аркадий Райкин» (реж. В. Катанян). В первом концертные номера ансамбля перемежаются снятыми скрытой камерой подготовительными занятиями моисеевцев в репетиционном зале. Фильм демонстрирует, какой громадный труд скрывается за каждым новым танцевальным движением. «Важно, чтобы у художника и у аудитории были одни и те же струны, чтобы аудитория понимала бы этого художника и воспринимала так же, как воспринимает действительность и жизнь этот самый художник», — говорит А. Райкин в посвященном ему фильме. В синтетическом, коллективном искусстве театра и кино одно из ведущих мест принадлежит актеру, непосредственно воплощающему идеи драматурга, замыслы режиссера. Фильмы и спектакли последних лет немыслимы вне высокого «авторского» актерского искусства. Широкие возможности экрана для знакомства с актерским мастерством продемонстрировал критик Е. Сурков, автор телефильма «Андрей Попов». За круглым столом сидит несколько людей. Большинство в костюмах прошлого. И чуть поодаль — А. Попов и Е. Сурков. «Люди, которые здесь сидят, — говорит Е. Сурков,— никогда бы не могли встретиться. Их судьбы несовместимы. Все они чем-то похожи на одного из нас. Не на меня, конечно, а на соседа...» Удачное начало соответствует требованиям, предъявляемым к научно-популярным фильмам: о чем бы ни шла речь — будь то строение атомного ядра «ли тайны возникновения жизни — аудитории нужно дать наглядное представление о предмете рассказа. Е. Суркову удалось материализовать такое, казалось бы, сугубо отвлеченное понятие, как сценический образ. «Для того и существует критика, — продолжает Е. Сурков,— чтобы понять логику этих случайных встреч. Все собравшиеся здесь — разная ступень проявления одного актера. Каждый из них — целый мир. Рядом со мной Яков Богомолов из спектакля по незавершенной пьесе М. Горького. Яков Сергеевич, в чем счастье?» — «Счастье в труде, в творчестве»,— отвечает Богомолов. «Но и в борьбе», — подхватывает капитан Платонов из спектакля по пьесе А. Штейна «Океан». На экранах часто демонстрируются фильмы, посвященные самому кинематографу. Это и кинопериодика (журнал «Советское кино»), и документальные очерки об истории советского киноискусства (например, «Кино рассказывает о себе»), и фильмы-монографии, знакомящие с творчеством кинорежиссеров С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, А. Довженко, братьев Васильевых, Д. Вертова, актеров М. Бернеса, И. Ильинского, М. Жарова. М. Штрауха и других. Нет такого вида искусства, о котором бы не рассказывалось с экрана. Научно-популярные и документальные фильмы знакомят широкую аудиторию с творчеством И. Айвазовского, А. Сурикова, О. Кипренского, С. Сарояна, В. Фаворского, К. Петрова-Водкина, Б. Ефимова, Е. Вучетича и многих других живописцев, графиков, скульпторов. В научно-популярной картине «Размышление о портрете» (реж. А. Усольцев) прослеживается история этого жанра изобразительного искусства, кратко 'рассказывается о прославленных художниках-портретистах. Фильм «Окна настежь» (реж. Г. Ельницкая) — о новых архитектурных принципах в советском градостроительстве. Большую ценность для эстетического воспитания молодежи представляют ленты о творчестве композиторов и исполнителей, о лучших музыкальных произведениях, о выразительных средствах музыки. Кинофильмы не только воспитывают любовь к этому виду искусства, но и учат ориентироваться в нем, пропагандируют музыкальные знания. В качестве примеров монографических киноочерков о музыкантах можно сослаться на картины «Играет Эмиль Гилельс» (реж. А. Цинеман), «Играет Леонид Коган» (реж. С. Райтбург); «Дмитрий Шостакович» (реж. А. Генделынтейн). С большим успехом прошел на экранах фильм «Семь нот в тишине» (реж. В. Аксенов), в увлекательной форме рассказавший о многообразии музыки, о различных ее жанрах. Каждые два года выпускаются полнометражные ленты, посвященные очередному международному конкурсу исполнителей имени П. И. Чайковского. Как правило, они включают синхронно снятые выступления виолончелистов, скрипачей, пианистов, вокалистов и приближаются к третьей группе фильмов — ки-норепродукции. Кинематограф с первых дней своего существования выступает в двух ролях: создает самобытные произведения и служит средством популяризации других видов искусства. Кино может нам рассказать о балетном спектакле «Кармен», познакомить с дирижером, художником, режиссером-постановщиком, артистами, раскрыть их замысел, проинтервьюировать зрителей. А может просто показать этот спектакль без каких-либо купюр, как это сделано в фильме «Балерина» (реж. В. Дербенев). Современная техника — цветная пленка, широкий формат, стереофоническое звучание — позволяет почти полностью сохранить впечатление о балете и великолепном мастерстве М. Плисецкой. Единственной потерей будет утрата ощущения, что видишь живых актеров, спектакль рождается на твоих глазах. Фильмы третьей группы не содержат словесной искусствоведческой информации. Они репродуцируют художественное творчество, стараясь, насколько это возможно, не корректировать его. Создания различных видов искусства легко подразделяются на произведения-предметы и произведения-процессы. Последние представляют собой продолжающуюся определенное время исполнительскую деятельность и связаны с движением — например, танец, драма, опера, пантомима, цирк. Они главным образом и фиксируются кинокамерой (вспомним: сам термин «кинематограф» означает «запись движения»). Но статичные произведения также создают порой на экране сильное эстетическое впечатление. С Московским Кремлем как архитектурным памятником предпочтительнее знакомиться в кино, чем по изображению на цветной открытке. Фильм выгодно подчеркивает красоту величественного сооружения, сохраняя окружающую среду, показывая древние стены и башни в неповторимом сочетании с потоком людей и транспорта в центре столицы, на фоне трепещущей листвы деревьев, струящихся вод Москвы-реки и бегущих облаков. Кино в данном случае выполняет вспомогательную функцию, служит способом консервации и тиражирования. Копия всегда уступает оригиналу, тем не менее значение лент этой группы для эстетического воспитания велико. В 1940 г. было снято два фильма-концерта — «Концерт на экране» (реж. С. Тимошенко) и «Концерт-вальс» (реж. И. Трауберг, М. Дубсон). В первом участвовали И. Москвин, Н. Черкасов, Е. Мравинокий, С. Образцов, В. Давыдова, В. Хенкин, Н. Дудинская, В. Чабукиани, Л. Утесов, Э. Утесова, П. Березов, В. Юрьев, К. Джапаридзе и другие, во втором — И. Козловский, Д. Ойстрах, Д. Шостакович, А. Мелик-Пашаев, О. Лепешинская, М. Семенова, А. Мессерер, П. Гусев, Л. Черная. Одного перечня имен достаточно, чтобы понять, какое громадное эстетическое удовольствие испытывали зрители, многие из которых лишь благодаря кинематографу могли познакомиться с мастерством выдающихся представителей художественной культуры. Сегодня, три десятилетия спустя, ценность этих кадров лишь возросла. Игра пианиста, танец балерины, драматический спектакль, словно рисунок на песке, не могут сохраняться во времени. Кинокамера их фиксирует и делает достоянием всех последующих поколений. Толчком бурного развития производства фильмов третьей группы послужило телевидение. Искусству голубых экранов требовалось большое количество «законсервированных» программ, которые можно показывать в любое время. По заказу Центрального телевидения в 1951 г. впервые был снят на кинопленку спектакль Малого театра «Правда хорошо, а счастье лучше» (реж. С. Алексеев); 15 из 22 фильмов, выпущенных на экраны в следующем году, являлись фильмами-спектаклями, концертами, экранизациями пьес. Благодаря кинорепродукциям в любом месте необъятной территории Советского Союза можно познакомиться с постановками лучших театров страны. В связи с массовым развитием телевизионного вещания и увеличением производственных возможностей киностудий резко возросла консервация произведений искусства с помощью кинопленки. В 1972 г. в творческом объединении «Экран» шла работа над фильмами-спектаклями «Светит, да не греет» (реж. М. Царев), «Правда хорошо, а счастье лучше» (реж. Б. Бабочкин), «Мещане» (реж. Г. Товстоногов), снимались также гарьковские спектакли МХАТ «Враги» и «Последние», фильм-опера «Майская ночь» Н. Римското-Корсакова, фильмы-концерты с участием известных солистов балета и несколько эстрадных обозрений. Однако в канторы кинопроката новые картины третьей группы поступают теперь очень редко. Они сосредоточены в основном в фильмохранилищах телевидения и, к сожалению, пока недоступны для демонстрации в вузовских аудиториях. Эстетическая потребность не ограничивается восприятием художественного творчества, она побуждает молодежь принимать в нем участие. Одним из самых результативных средств приобщения молодого человека к миру прекрасного является самостоятельная его деятельность в области какого-либо искусства, в том числе и кино. Многие студенты имеют собственные киноаппараты, занимаются в любительских институтских киностудиях. Кинолюбительство стало в нашей стране массовым видом художественной самодеятельности… Итак, кинематограф способен побуждать человека к восприятию эстетических ценностей, находить и беречь красоту в окружающей жизни и искусстве, предоставляет возможность самому творить «по законам красоты». Фильмы помогают успешнее решать и частные вопросы художественного воспитания: облегчают встречу с произведениями других видов искусства, знакомят с жизнью и творчеством их авторов и исполнителей; сообщают сведения по истории музыки, театра, живописи, архитектуры и общей теории эстетики. … Даже выдающееся произведение не даст ожидаемого воспитательного эффекта, если будет восприниматься слабо подготовленным читателем, зрителем, слушателем. Молодой человек с неразвитым художественным вкусом не сможет отличить истинное искусство от ремесленной поделки. Кино и эстетическое вос-
питание — союзники, поддерживающие друг друга. Фильмы оказывают громадное влияние на формирование нравственного облика молодого человека, расширяют его представление о мире прекрасного; эстетическое воспитание развивает культуру чувств кинозрителя, служит гарантией, что идейный замысел создателей кинопроизведения будет верно расшифрован и усвоен. 1 Горький М. Несобранные литературно-критические статьи. М., 2 3 4 Власкин А, Покровский И. Нравственное воспитание 5 6 Хуциев М. Тема еще не исчерпана // Искусство кино. I960. 7 Чухрай Г. Путь к экрану // Баллада о солдате. М., 1967, 8. 9 ю Тэсс Т. Душа труда // Искусство кино. 1971. № 5, с 67. 11 К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. М., 1957, т. I, с. 171. 12 13 Очерки истории советского кино в 3 т. М., 1959, т. 2, с. 206.
ГЛАВА 5 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|