ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ФОРМЫ ВНЕУЧЕБНОИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ КИНОКоллективный просмотр и обсуждение фильма. Кинолекторий. Тематический кинофестиваль и кинокалендарь знаменательных дат. Киноклуб как способ развития творческой самодеятельности студентов.
В процессе формирования личности выдвигаются общие требования, не выполнив которые невозможно стать полноценным специалистом. Фильмы конкретизируют эти требования, демонстрируя идеал человека-гражданина. В предыдущих главах речь шла о роли кино в воспитании в широком понимании слова. Но можно говорить о воспитании и в более узком смысле, имея в виду целенаправленную деятельность педагогического коллектива вуза. Чтобы экранный положительный пример стал личным образцом для самоусовершенствования юношей и девушек, педагогу необходимо уметь реализовать возможности произведений кинематографа, ориентироваться в разнообразных формах использования аудиовизуальных Средств в воспитательной работе. Фильм во время внеучебных мероприятий способен выполнять главную и факультативную функции. В первом случае — это просмотр картины и ее обсуждение. Bo втором — кинолекция, киновечер. В свою очередь эти мероприятия могут быть одноразовыми (один сеанс, одна кинолекция) и цикличными, регулярно повторяющимися на протяжении опре- деленного срока (кинофестиваль, кинолекторий). Наконец, -сами студенты по-разному относятся к кинематографу: они 1или выступают в роли пассивных потребителей, или ведут самостоятельную работу по пропаганде его достижений, объединившись в киноклубы, снимают любительские ленты. П(р осмотр и обсуждение фильма. Познакомиться с кинопроизведением можно в институтской аудитории, в обычном кинотеатре, по телевидению и в недалеком будущем — на экране видеомагнитофона. Условия просмотров отличаются своими особенностями, не имеющими принципиального значения. Важны лишь правильный выбор фильма, комментарий и обсуждение. Кинофильм способствует решению не одной, а нескольких воспитательных задач, которые сосредоточены в едином комплексе. И все же жанровые и тематические особенности ленты позволяют ее использовать с узко определенной целью. Например, приурочить просмотр к юбилейной дате… Распространенная педагогическая ошибка — демонстрация кинопроизведения в виде заключительной части праздничного заседания без специального вводного слова или последующего обсуждения. В результате кино как инструмент воспитания выпускается из-под контроля преподавателя. Научно-популярные фильмы во вступительной беседе не нуждаются. Художественные же ленты смогут принести больше пользы, если воспитатель или кто-нибудь из студентов их предварительно прокомментирует. Документальная картина «Обыкновенный фашизм» построена в форме беседы; казалось бы, в ней все понятно. Тем не менее, режиссер М. Ромм вот как мечтал демонстрировать фильм по телевидению: «Я бы хотел перед началом картины поговорить со зрителем, как и почему я начал ее делать... Я бы прервал фильм в середине и оказал несколько слов в конце первой серии» 1. Просмотр фильма в присутствии членов съемочной группы — идеальный вариант. Он редко осуществим по вполне понятным причинам; но автор незримо присутствует в любом произведении киноискусства. Рассказывая о фильме, организаторы просмотра как бы выступают представителями создателей картины. У древних римлян было в ходу изречение: «Pro capite lectores habent sua fata libelli», т. е. судьбы книг зависят от понимания людей, которые их читают. Поговорка распространяется и на фильмы. Лет двадцать назад картины различались качеством и были схожи по принципам постановки, идентичны по выразительным средствам. Сегодня в нашем кино резкая поляризация стилей и методов. Одна из задач воспитателя — помочь молодежи ориентироваться в текущем кинорепертуаре, научить ценить произведения, которые заслуженно считаются гордостью художественной культуры. В фильме «Бег иноходца», поставленном по повести Ч. Айтматова «Прощай, Гульсары!»» поднимаются важные для общества нравственные проблемы. Фильм получил высокую оценку в печати. Но, несмотря на все это, во время его демонстрации можно было наблюдать, как некоторые юноши и девушки уходили из зрительного зала. Их отпугнула непривычная, новаторская форма киноповествования. Особенно удачными получились в фильме кинокадры, всеми цветами радуги. Краски, не смешиваясь, двигаются на экране вместе с жеребенком: синий ультрамарин отдельно, алый краплак отдельно... Полдень, жеребенок пасется вместе с табуном. По бледно-зеленой траве между рассказывающие о времени, когда знаменитый иноходец был еще жеребенком. Он изображен стройными коричневыми лошадиными ногами прыгают белобокие сороки. Вдали — голубые горы. Раскраска реальная, но непривычная в кинозале. Новые и новые оттенки солнечного спектра несутся по экрану. Мы скачем на иноходце, дышим чистым горным воздухом, очарованы вольными просторами, проникнуты ощущением юности, счастья... Зрителей с неразвитым вкусом фильм взять в плен не смог. Они ушли не только потому, что им неинтересно, — фильм резко отличается от привычного зрелища. Художественная сущность произведения по богатству содержания оказалась намного выше пропускной способности их восприятия. Тот же «Бег иноходца» демонстрировался в так называемом «кинотеатре хорошего фильма», который организован Воронежским городским киноклубом. Перед началом сеанса преподаватель университета рассказал, что картина — режиссерский дебют С. Урусевского. Небывалая живописность кадров легко объяснима: по образованию: С. Урусевский - художник, по профессии — оператор. Им сняты многие выдающиеся произведения: «Сельская учительница» (реж. М. Донской), «Сорок первый» (реж. Г. Чухрай), «Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Я — Куба» (реж. М. Калатозов). Фильм «Бег иноходца» принадлежит к особому стилистическому направлению, которое называют по-разному, чаще всего — «фотографическое кино». Его представители считают, что все на экране — и чувства и мысли — необходимо показать. Первостепенное значение они придают фотографии, операторскому мастерству, а не другим средствам выражения, например монтажу, звуку. Скачет Танабай, герой фильма, на могучем жеребце, опережая соперников. Вдруг застыло изображение. Танабай с ликующе поднятой шкурой барана и гигантский диск солнца, занявший половину экрана. Исчезли все краски, кроме золотой и пурпурной. Это пламенеет радость победителя. Мы верим, что перед нами — самый счастливый миг, мы видим мужественный восторг наездника. Зрители поняли, что пейзаж, увиденный острым глазом художника, среда, которая окружает героев данного фильма,— не нейтральный фон. Это важнейшее драматургическое средство, с помощью которого авторы раскрывают внутренний мир главного персонажа. Вступительная беседа доставила аудитории уровень информации, облегчающий просмотр фильма и восприятие его идейного замысла. Перед началом сеанса можно сообщить некоторые филь-мографические сведения (познакомить кратко с творческой биографией авторов — сценариста, режиссера, оператора, актеров и т. д.), остановиться на художественных достоинствах фильма, истории его постановки, кратко рассказать об исторических и политических событиях, с которыми связана тема. Последнее особенно важно для просмотра многих зарубежных лент. На наших экранах демонстрировались английские фильмы «Путь в высшее общество» (реж. Д. Клейтон), «Такова спортивная жизнь» (реж. Л. Андерсон), «Том Джонс» (реж. Т.Ричардсон), принадлежащие к одному направлению. Во вступительной беседе желательно прокомментировать это направление, связанное с творчеством так называемых «сердитых молодых людей». Они выступали за неподдельную правду жизни, резко критиковали идеалы, уклад и традиции «старой доброй Англии». Герои их книг, пьес, кинофильмов — парни, которые не могут или не хотят искать себе «места под солнцем» и ожесточенно потрошат буржуазные идеалы, остро критикуют государственную систему, церковь, респектабельных обывателей. В этих произведениях — протест бунтующего одиночки, не знающего, что делать, во что верить. Сейчас «рассерженные» расслоились, наиболее сознательные из них начинают изображать острые социальные конфликты. Можно напомнить известные в нашей стране книги Аллана Силлитоу «Одиночество бегуна на длинные дистанции», «В субботу вечером, в воскресенье утром», «Ключ от двери». Небольшой искусствоведческий экскурс поможет правильно понять и оценить точку зрения авторов фильмов. Идейный замысел кинопроизведения, степень доступности его образного строя определяют структуру и характер вступительной беседы. Не следует касаться конкретных сюжетных перипетий, чтобы не лишать аудиторию удовольствия непосредственных впечатлений и переживаний. Обсуждение фильма обычно принимает разнообразные формы. Это может быть и короткая итоговая беседа, и ответы на вопросы, анкетирование и диспут, зрительская конференция с участием членов съемочного коллектива и написание рецензий на фильм, коллективное письмо авторам. Обсуждение может стать разговором не об одном, а о нескольких произведениях. Например, практикуются конференции по творчеству отдельных мастеров кино, тематические дискуссии типа «Кино и мы», «Смех на экране», «Нужны ли экранизации?» и т. д. Во время разбора фильма после просмотра вполне уместен анализ его содержания и нравственного идеала. Анкетирование позволяет определить уровень воспитательного воздействия кинематографа у широких кругов молодежи. Так, анкета, распространенная Воронежским городским киноклубом совместно с лабораторией социологических исследований ВГУ, позволила изучить мнение нескольких тысяч студентов о фильмах, которые они видели в городском кинотеатре «Пролетарий». Среди вопросов анкеты имелись следующие: «1. Чем Вы руководствуетесь при выборе фильма для просмотра? (Рекламой, радиопередачей, телепередачей, рецензиями в печати, творчеством режиссера, актера, кинодраматурга, оператора, композитора, принадлежностью фильма к определенному жанру, рекомендацией знакомых, темой фильма. Подчеркнуть один из предложенных ответов или вписать свой). 2. Что привлекает Вас в кинотеатр «Про- летарий? (Необычность репертуара, невозможность посмотреть отдельные фильмы в других кинотеатрах, интерес к истории кино, интерес к теории кино, возможность посмотреть хороший фильм — что еще?)... 6. Какой из фильмов, просмотренных Вами в этом году, Вы считаете наилучшим?.. 8. Творчество какого режиссера, кинодраматурга, киноактера, киноактрисы, оператора Вам больше всего нравится?.. 12. Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное от учебы время? (Чтением, музыкой, живописью, настольными играми, рукоделием, домоводством, беседой с друзьями, спортом, туризмом, наукой, техникой, художественной самодеятельностью, просмотром телепередач, кинолюбительством — чем еще?)». Примером постановки вопросов в облегченной «игровой» форме может служить анкета «Размышляем немного о себе», составленная комиссией по работе с киноклубами Союза кинематографистов СССР совместно с НИИ общих проблем воспитания Академии педагогических наук СССР. В ней спрашивалось: «6. Какие фильмы Вы показали бы представителям чужих планет, чтобы они легче разобрались, что такое Земля, люди, наша страна? 7. Если бы в магазине «Подарки» продавались фильмы, практически не очень нужные, но красивые, изящные, радующие, как палехские шкатулки или мастерская резьба по кости и дереву, — то какой бы фильм Вы подарили своему другу? 8. Если бы фильм можно было заказать для просмотра дома, что бы Вы заказали в день своего рождения для себя и своих гостей?». Педагог, анализирующий воспитательное воздействие кинематографа, вынужден иметь дело с эмоциями учащихся, их чувствами, настроениями, привычками, т. е. данными, которые не остаются постоянными. Точность и надежность получаемой в таком случае информации зависит от изобретательности, проявленной при подготовке анкеты, от формулировки вопросов для обсуждения киноленты. Перед началом массового исследования практикуются предварительные испытания анкеты. Часто самые простые фразы понимаются в контексте неправильно; вопрос, который преподавателю трактуется в одном смысле, может иметь иной смысл для отвечающего студента. Поэтому целесообразно убедиться в однозначности вопросов. Каждый из методов личного или группового опроса имеет свои достоинства и недостатки. При его выборе приходится учитывать многочисленные факторы: актуальность подня- тых в произведении проблем, художественные достоинства фильма, заинтересованность аудитории, наличие свободного времени. Широкий обмен мнениями поможет студентам с правильных идейно-политических позиций осмыслить выводы из увиденного на экране, взять их на вооружение. Обсуждение фильма позволит преподавателю ближе познакомиться со студентами нового курса, облегчит контроль за воспитательным процессом, так как он сможет узнать, как восприняли юноши и девушки положительные примеры, реагировали на поднятые проблемы. В зависимости от социального опыта и багажа этических знаний аудитории можно предположить четыре варианта. Оптимальным будет тот, при котором поступки экранного персонажа послужат для студентов ориентиром упорной работы над собой с целью сознательного и искреннего самоусовершенствования. Программа воспитателя и его питомцев совпадет, в результате повысится эффективность всего процесса целенаправленного формирования личности. Может случиться и так, что положительный герой будет представляться недосягаемым идеалом. Студент полностью одобряет его цель и поступки, он хотел бы все делать так же, но не уверен в своих силах, не знает, с чего начать. Задача педагога в таком случае — подсказать воспитаннику конкретные способы корректирования своей деятельности. Третий случай — когда молодой человек стремится подражать лишь внешней стороне поведения любимого киногероя, не задумываясь над его нравственными целями. Идейный замысел произведения остался нераскрытым, и от преподавателя требуется исправить положение, показать общественное значение результата деятельности героев фильма. Наконец, экранный образец может оказаться нейтральным к сфере интересов студента, никак его не взволновать. Педагогу в таком случае необходимо выяснить, почему его воспитанник остался равнодушным к благородным целям и поступкам: не понял по тем или иным причинам содержание фильма, или идеи картины вступили в противоречие с его внутренними убеждениями, просмотр выявил пробелы воспитательной работы. Преподаватель без информации о педагогическом воздействии фильма будет работать вслепую. На II пленуме Правления Союза кинематографистов СССР, посвященном состоянию и задачам кинокритики был поднят вопрос о том, что встречается упрощенное, поверхностное понимание требований, с которыми зритель подходит к кинематографическим образцам. По мнению Е. Загданского, человек стремится к подражанию лишь до определенного возраста, потом старается не повторять кого-то, а проявлять свою личность, свою индивидуальность: «И все кинематографисты в своей работе должны рассчитывать не на подражание, а на повышение сознательности наших людей, на то, чтобы люди поняли, какие новые процессы происходят в обществе, какие новые социальные проблемы возникают, какие новые типы рождаются». Е. Сурков предостерег от примитивно-вульгаризаторского толкования слова «подражание»: «Разве можно отбросить тот факт, что Рахметова вспоминали как человека, который оказал огромное влияние на формирование духовного облика людей? Главная проблема нашего искусства связана с необходимостью сформировать в самой жизни те черты, которые представляют для зрителя сейчас значение, связанное с ответами на волнующие их вопросы»2. Воспитательная роль кино не ограничивается демонстрацией положительных образцов. Фильм может воздействовать и «от обратного», подвергая критике персонажей, чьи действия не совместимы с принятыми в нашей стране нормами поведения. Обсуждение поможет студентам вскрыть мотивы показанных на экране антиобщественных поступков, извлечь из просмотра предостерегающий урок. Разговор о только что увиденной картине облегчит юношам и девушкам раздумья над судьбой героев, не сразу обретающих свою цель в жизни. Кинофестиваль, его подготовка и проведение требуют больше времени и сил, чем организация одноразового просмотра. Соответственно возрастает и воспитательный эффект, так как воздействие произведений будет последовательным и стабильным. Фестиваль — это цикл фильмов, подобранных по какому-либо объединяющему их признаку. Критерии могут быть самыми разнообразными. Проведение кинофестивалей часто связано с праздничной или юбилейной датой. …. По теме Великой Отечественной войны в типографии ВГУ была отпечатана афиша с расписанием просмотров, приглашения разосланы во все вузы города. Педагоги отобрали пять художественных фильмов, поставленных в разное время. Один из них — «Жди меня» (реж. А. Столпер) снят во время войны и служит подлинным историческим документом той грозной поры. Премьера же «Белорусского вокзала» состоялась на одном из фестивальных просмотров. Демонстрировались также «Дом, в котором я живу», «Солдаты», «Я родом из детства». Каждый день фестиваля был посвящен одному из военных лет. Перед фильмом преподаватели коротко рассказывали о ходе военных действий. Затем демонстрировались военная кинохроника из телефильма «Летопись полувека» и художественный фильм. Учащиеся многих вузов, в том числе и студенты-иностранцы подготовительного факультета университета, устраивали коллективные посещения фестивальных просмотров. Фильмы помогли молодежи ярче представить время, когда советский народ отстоял свою независимость, оказал неоценимую помощь в освобождении народов Европы. Фестиваль способствовал воспитанию студенческой молодежи в духе советского патриотизма. Он прошел с большим успехом, заслужил похвальные отзывы областных газет, радио и телевидения.
….
Студенты с большим интересом смотрели кинокартины «Александр Невский» (реж. С. Эйзенштейн), «Суворов» (реж. В. Пудовкин), «Тени забытых предков» (реж. С. Параджанов) и другие исторические ленты прошлых лет. …. Второй фестиваль включал картины «Павел Корчагин» (реж. А. Алов, В. Наумов), «Фро» (реж. Р. Эсадзе), «Зоя» (реж. Л. Арнштам), «Перекличка» (реж. Д. Храбровицкий), «Двое» (реж. М. Богин), «Мимо окон идут поезда» (реж. Э. Гаврилов, В. Кремнев), «Тренер» (реж Я. Базелян), «Влюбленные» (реж. Э. Ишмухамедов). Каждый вечер кроме художественных фильмов показывалась небольшая программа веселых мультипликаций. Студенческий кинотеатр, который посещала и сельская молодежь, завоевал такую популярность, что некоторые ленты приходилось демонстрировать по несколько раз. К и н о л е к ц и я — распространенная форма воспитaтельной работы. Ежемесячно на экраны страны выпускается большое количество новых произведений по всем отраслям знаний. Демонстрация их позволяет устный рассказ на соответствующую тему сделать интересное и доходчивее. Фильм, если это не киножурнал, — законченное произведение с тщательно продуманной драматургией. Все части его несут определенную смысловую нагрузку. Достаточно удалить одну из них, и нарушится композиционное равновесие. Кинопроизведение лучше смотреть целиком, чтобы оно произвело впечатление, вызвало мысли и чувства, запрограммированные авторами. Тем не менее, часто приходится расчленять его. Воспитатель почти никогда не имеет в своем распоряжении фильма, который бы устраивал его по всем пунктам и строго соответствовал намеченному плану беседы. Он вынужден заимствовать эпизоды из разных картин и иллюстрировать ими отдельные положения своего рассказа. Одна из задач при организации и подготовке кшнолекции -_ тщательный отбор нескольких небольших фильмов или отрывков из них. Необходимо добиться органического соединения, синтеза словесного сообщения и кнноизобра- жения. Преподаватель как бы выступает в роли режиссера, монтирует кинофрагменты, рассчитывает время и место их демонстрации в ходе своего сообщения, добивается цельности общей структуры воспитательного мероприятия. ВВоронежском университете стало традицией составлять предварительный сценарный план кинолекции. Методика ее проведения в принципе тождественна методике обычной учебной лекции с использованием кино. Возможны четыре формы сочетания слов лектора и кино изображения: L С помощью словесного комментария преподаватель руководит наблюдением за экранным изображением. 2. После кинопросмотра преподаватель устно сообщает сведения обобщающего характера, которые не могут быть познаны в процессе восприятия киноизображения. 3. Основную информацию сообщает преподаватель, фильм служит подтверждением или конкретизацией словесных выводов. Этот способ сочетания слова и изображения является наиболее распространенным, но не самым результативным. 4. Кино содержит всю необходимую информацию, в том числе и выводы. В Воронежском педагогическом институте кинолекции регулярно проводятся для слушателей факультета общественных профессий (отделения кинофотокорреспандантов и искусствоведов). Кинофрагменты на лекциях, которые организуются во внеучебное время, могут быть большего объема. Кроме обычных функций — увеличивать объем информации, повышать ее наглядность, осуществлять индивидуальный подход к студентам — кино в данном случае способно нести и дополнительную нагрузку. Слушателей факультета общественных профессий или иного внеаудиторного мероприятия необходимо держать в напряженной заинтересованности, иначе благородная тяга к знаниям не помешает пропускать эти лекции. Нужна тщательно продуманная пропорция между развлекательностью и серьезным сообщением. Поучителен опыт телевидения: заинтриговав зрителей, авторы передач маскируют необходимость активного умственного напряжения для усвоения сложных разделов программ. Любое сообщение должно стремиться к компактности: время лекции желательно использовать наиболее экономно. Тем не менее часть фрагментов может помимо прочих функций служить и развлекательной «приманкой», или, если пользоваться терминологией теории информации, быть избыточным сообщением. Необходимо различать холостую и полезную избыточность. Последняя обеспечивает педагогу и учащимся возможность лучше понимать друг друга, избегать ошибок. При нулевой избыточности ошибки, «помехи» сильно искажали бы конечное сообщение. (Помехи происходят от несовпадения степени подготовленности, интересов и других субъективных качеств отправителя, т. е. лектора, и адресата). Учебные занятия допускают повышенную концентрацию информации, когда каждая фраза содержит новый материал. Студенты конспектируют рассказ преподавателя, имеют учебники по данному предмету, могут вновь и вновь возвращаться к непонятному месту, сложному вопросу. Во время воспитательной беседы, лекции даже небольшие ошибки в восприятии слушателей приводят к значительной потере информации. Таким образом, кинофрагмент не только иллюстрирует рассказ лектора, но и помогает; ему овладеть вниманием аудитории. Бояться избыточности кинолекции не стоит. Память слушателей произведет конденсацию сведений, сохранив самое существенное. Разумеется, в этом вопросе необходимо чувство меры, так как излишне большая избыточность способна погасить эффективность воспитательной.работы. Не рекомендуется показывать фрагменты из фильмов, которые и без того всем хорошо известны. В качестве примера (рассмотрим возможности кинематографа для иллюстрации лекции на тему: «Роль технической эстетики для повышения производительности труда». Художественное начало в промышленности и сельском хозяйстве способно еще более облагородить труд людей. Техническая эстетика изучает взаимосвязь между человеком и созданными им предметами материальной культуры. Среду, где эта взаимосвязь осуществляется, экран может показать в сопровождении звука в движении и натуральных красках. В начале лекции сообщается, что еще недавно эстетика «в основном интересовалась художественным творчеством и совершенно не касалась процесса создания промышленных изделий, труда участвующих в нем людей, условий, в которых он протекает, объектов производства. Ныне положение резко меняется. Появилась возможность придать производственной обстановке новый эстетический вид. Чтобы студенты наглядно представили, как прогрессирует роль эстетики в окружающей действительности, предлагается посмотреть фрагмент из фильма «Окна настежь». В нем пропагандируются новые архитектурные формы — открытые плоскости, новые материалы — стекло, пластик. Само название фильма в образной форме передает его идею: в здании должно быть много света, воздуха, простора. Кинофрагмент убеждает, что основа подлинной красоты в технике — целесообразность формы, размеров, цвета. Когда лектор вновь продолжает рассказ, ело слушают с большим вниманием; аудитории стало легче ориентироваться в содержании. В середине лекции кратко сообщается о вреде шума на производстве. С защитными мероприятиями, предотвращающими рост неврастении, снижение работоспособности, знакомят десятиминутные фильмы-плакаты «В цех пришла тишина», «Ключи к тишине». В конце лекции фрагменты из фильмов «Свет и цвет на производстве» или «Радуга в цехе» доказывают важность правильного освещения и окраски рабочего места. Объем информации возрастает, если определенному разделу знаний посвящается не отдельная кинолекция, а серия их. Примером удачной реализации идеи кинолектория может служить организация во многих городах народных киноунивереитетов. Этот термин обычно употребляется в двух смыслах: как лекторий по любым отраслям знаний с демонстрацией фильмов и как лекционное учреждение, занимающееся пропагандой киноискусства. В данном случае речь идет о киноуниверситетах второго типа. (Иногда их именуют кинофакультетами народных университетов культуры). Значительную часть их постоянных слушателей составляют студенты. В положении о Воронежском городском народном университете киноискусства так определены его основные задачи: «Расширять политический и культурный кругозор слушателей через киноискусство, вооружать их знаниями о кинематографе и знакомить с новейшими достижениями в области мирового киноискусства; научить слушателей применять полученные знания на практике в работе со зрителями в (Кинотеатрах города и области...» Учредителями народного университета киноискус- ства являются областная организация Всесоюзного общества «Знание», областное управление кинофикации. Среди тем лекций и семинаров первого года обучения имеются следующие: 1. Искусство как форма общественного сознания. Виды искусства. 2. Кино — важнейший вид искусства. 3. Киносценарий — литературная основа фильма. 4. Специфика художественного образа в киноискусстве. 5. Кино и идеологическая борьба современного мира. 7. Особенности документального и научно-популярного кино. 8. Изобразительное решение фильма. 9. Мультипликация — искусство, любимое зрителями всех возрастов. 10. Музыкально-шумовое оформление фильма. 11. Экранизация литературных произведений. 12. Проблемы «авторского фильма» и т. д. Занятия второго года обучения обычно посвящаются отдельным периодам кино, творчеству выдающихся кинематографистов. К и но вечера пользуются большой популярностью у студентов. Черты развлекательности стимулируют широкий интерес к этому виду киномероприятий у студентов старших и младших курсов, делают его общедоступным. Одновременно они таят опасность упрощенного подхода к решению задач целенаправленного формирования личности. Проведение киновечера требует большой подготовительной работы, в ходе которой необходимо тщательно продумать всю программу, проследить, чтобы никакие случайности не помешали ее осуществлению. Тематический киновечер должен преследовать определенную педагогическую цель. Так, киновечера «Сражающийся Вьетнам», «Африка разрывает цепи», «25-летие Всемирной федерации молодежи» и многие другие, проводившиеся в Воронежском университете, способствовали интернациональному воспитанию студенчества. …….. Отличительной особенностью киновечера является тот факт, что в его программу помимо кратких информационных сообщений и фильмов включаются номера студенческой самодеятельности: художественное слово, фрагменты драматических спектаклей, исполнение музыкальных произведений и т. п. В качестве примера сошлемся на опыт преподавателей биолого-географического факультета Ярославского государственного педагогического института. Клуб кинопутешественников и вечера на темы о родной русской природе, ее исследователях и певцах стали там самыми массовыми видами внеаудиторной работы. При подготовке и проведении киновечеров практикуются предварительное оформление сцены и зала в соответствии с тематикой; выставки репродукций картин, фоторабот студентов факультета, живых растений и гербарных образцов; демонстрация фильмов, показывающих природные ландшафты нашей Родины. План киновечера на тему «Лес — народное богатство» состоял из трех разделов. 1. Значение леса: а) краткий доклад; б) кадры из кинокартин, показывающих красоту наших лесов; в) чтение отрывков из романа Л. Леонова «Русский лес». 2. Местные леса: а) сообщение студентов о состоянии лесов; б) инсценировка рассказа об охране природы. 3. Растения и животный мир наших лесов: а) сообщение студента; б) чтение отрывков из художественных произведений; в) хоровое и сольное пение о «зеленом друге» и птицах; г) демонстрация фильмов о лесных животных3. ….. Участие в таких вечерах расширяет кругозор студентов, усиливает у них интерес к специальным учебным предметам, к исследованию природы и ее охране. Будущие педагоги, кроме того, приобретают навыки организации киновечеров в школе. Формы проведения киновечеров могут быть самыми разнообразными — все зависит от инициативы его участников. Так, преподаватели ВГУ в 1970/71 учебном году предложили студентам ежемесячно выпускать кинокалендарь. Его выпуски — киновечера, посвященные знаменательным датам из жизни нашего государства. Для каждого из них подбираются кинофрагменты, составляется сценарий.
… (138) …….
При планировании каждого выпуска кинокалендаря коллектив кафедры стремится выяснить целесообразный объем киноиллюстраций, достаточный, чтобы оказать полезное воздействие на зрителей, но не перегружающий их впечатлениями. Предусматривается участие каждого студента хотя бы в одном из видов подготовительной работы (выпуск стенгазеты или тематического стенда, отбор кинофрагментоз и т. д.). Многие доклады делаются на основе студенческих рефератов. Опыт ВГУ показал, что студенты, принимающие активное участие в обсуждении кинопроизведений, делающие сообщения на киновечарах, обнаруживают на семинарских занятиях — а впоследствии и на экзаменах — более высокий уровень знаний по содержанию как непосредственно своего доклада, так и всего раздела программы курса. …………. Докладчиками успешно могут выступать студенты старших курсов. У тех, кто учится в институте не первый год, появляется и крепнет чувство ответственности за младших; товарищей, стремление положительно на них влиять. Киноклубы — высшая, наиболее сложная форма использования экранного искусства в воспитательной работе. Контингент всех перечисленных выше мероприятий (за исключением киноуниверситетов) не является стабильным. Любой студент может посещать их все или присутствовать лишь на некоторых; участники не связаны обязательствами по отношению друг к другу. Киноклуб (клуб друзей кино) — массовая организация любителей киноискусства, объединенных общностью не только интересов, но и цели. Основная задача этого коллектива — творческая пропаганда киноискусства. От каждого вступающего в киноклуб требуется, кроме увлечения экранным искусством и обязатель-
ства активно участвовать в работе клуба, еще и определенный минимум кинознаний. Вступающие в Воронежский киноклуб заполняют специальную анкету. После пунктов общих данных (фамилия, имя, отчество; год рождения, образование, место учебы «ли работы и т. д.) предлагается ответить на следующие вопросы: 1. Назовите фильмы выпуска последних лет, которые Вам понравились. 2. Какие фильмы последних лет Вам не понравились? 3. Перечислите фамилии десяти крупнейших кинорежиссеров. 4. Как вы (расширяете свои знания то киноискусству (занимаетесь в народном университете, или посещаете кинолекторий, или занимаетесь самообразованием)? 5. Какие книги я журналы по кино Вы читали? 6. Читаете ли Вы рецензии на кинофильмы? В каких газетах или журналах? 7. Можете ли Вы подготовить лекцию, доклад, провести беседу о фильме, обсуждение фильма, организовать.коллективный просмотр, диспут, написать рецензию? Как видно из содержания вопросов, юноши и девушки, претендующие стать членами киноклуба, должны выдержать своеобразный конкурс, доказать, что серьезно интересуются киноискусством. Ежегодно на общем собрании выбирается совет киноклуба. Совет клуба выясняет круг вопросов, интересующих большинство членов, и на основе заявок составляет план занятий на год. Работа в клубе ведется по секциям (кинокритики, истории и теории кино, социологической, киноорганизаторов); каждый член киноклуба принимает участие в работе годной из них. Возьмем, к примеру, секцию киноорганизаторов. Задачи ее — самые разнообразные: организация экскурсий, встреч с творческими работниками и культпоходов на просмотры фильмов, проведение кинофестивалей и т. д. Клубные кинокритики готовят доклады, пишут заметки о новинках киноэкрана сначала для стенгазет и рукописных альманахов, а после приобретения необходимых знаний и навыков — для газет и журналов. Клубные социологи занимаются изучением общественного мнения кинозрителей. И, конечно же, все члены клуба смотрят и обсуждают фильмы, ведут пропагандистскую работу. В состав некоторых киноклубов входят студенческие самодеятельные киностудии. Любительские ленты могут иметь большое воспитательное значение. Например, документальные картины о вузе придают первокурсникам чувство гордости за институт, в котором им предстоит учиться. Клуб способствует кинообразованию вступивших в него молодых людей. Поэтому деятельность всех его секций тесно смыкается с просветительской работой киноуниверситетов. Киноклубы, как и киноуниверситеты, знакомят любителей кино с историей и теорией экранного искусства, с процессом создания фильмов, с творчеством крупнейших мастеров. Лекции и беседы сопровождаются демонстрацией фильмов или фрагментов из них. Занятия, как правило, ведутся еженедельно или дважды в месяц. Просмотры для членов киноклубов включают высокохудожественные произведения киноискусства, которые еще не выпущены на экраны, и «забытые ленты» — фильмы, давно не демонстрировавшиеся в кинотеатрах. Для клубов, расположенных далеко от Москвы, Ленинграда, сужается возможность получать широкий ассортимент фильмов, так как в основном приходится ориентироваться на фильмофонд ближайших контор кинопроката. Многое зависит от инициативы клубного совета. Так, Госфильмофонд СССР по приглашению руководителей Воронежского городского киноклуба провел в Воронеже несколько ретроспективных тематических кинопоказов лучших произведений советского и мирового кинематографа 30—40-х годов. Каждую субботу в зале хроники кинотеатра «Пролетарий» Воронежским киноклубом организуются тематические просмотры (по следующему расписанию: первая неделя — «На экране — мировая киноклассика», вторая — «Кинотеатр хорошего фильма», третья — «Вновь на экране», последняя — «Комики мирового экранa»). Киноклубы справедливо называют «школами по ликвидации эстетической неграмотности». Молодежь приобретает здесь знания по киноискусству и одновременно ведет лекторскую работу, поднимает уровень культуры широкой публики. Научное образование в области киноискусства необходимо сегодня не только узкой группе профессионалов, но и всем, кто посещает кинотеатры. Пониманию произведений кино надо учиться, и это понимание порой дается нелегко. Очевидна необходимость новых методов пропаганды киноискусства, которые бы открывали доступ всем ки-
носителям к уже накопленным введениям о киноискусстве, обеспечивали им возможность приобретения новых знаний. Клубное движение может стать хорошим способом популяризации нашего кино. Киноклубы — реальный выход из противоречия между производством и прокатом так называемых «некассовых» произведений — фильмов, которые по тем или иным причинам трудны для восприятия без специальных пояснений. Тематические циклы кинопросмотров типа тех, что проводит Воронежский киноклуб, лекции и статьи членов клуба в областных газетах, его ежемесячная телевизионная программа «Кино и мы» (ведущий — председатель киноклуба доцент ВГУ Б. В. Кривенко) подготавливают просмотр «трудных» фильмов, вызывают к ним интерес, помогают правильному их осмыслению. Таким образом, работа в киноклубе обеспечивает студентов новой информацией; они размышляют об увиденных произведениях, анализируют их, делятся своими выводами и наблюдениями с окружающими. Киноклуб по своим пропагандистским функциям напоминает такие организации, как школа молодого лектора, факультет общественных профессий, слушателям которых также приходится сначала учиться самим, потом выступать с лекциями, беседами, докладами. Творческие объединения любителей кино могут сыграть видную роль в улучшении идейно-политического воспитания молодого поколения советской интеллигенции. Киноклуб вуза представляет дополнительные возможности для контактов педагогов и студентов во внеучебное время. Преподаватели кафедр истории, философии, журналистики, педагогики Воронежского университета входят в состав совета киноклуба. Вместе со студентами, увлекающимися экранным искусством, они организуют большую работу по пропаганде достижений советского кинематографа. Клубное движение в области кинематографа делает первые шаги, и ведущие мастера советского кино стремятся его поддержать. Вот что говорит Г. Козинцев: «Я вспоминаю аудиторию киноклубов и думаю, что, может быть, здесь — будущее кино... Киноклубы продлевают жизнь фильма, они борются за то, чтобы кино было.явлением культуры, а не видом промышленности». С.Герасимов: «Мне кажется необыкновенно важным начинанием организация киноклубов в институтах, школах, на заводах. Я убежден в том, что дискуссионные клубы вокруг кинематографа или любого другого искусства куда полезней, чем организация дежурного драмкружка. Вокруг каждого фильма можно провести дискуссию, а это будет способствовать росту не только эстетическому, но и гражданскому»4. Клубы друзей кино — самая совершенная форма идейно-воспитательной работы с молодыми кинозрителями. Она способна синтезировать вое многочисленные методы и способы воспитательной деятельности с применением экранных средств, в том числе и те, которые остались не проанализированными в настоящей главе. Более полное представление о функциях киноклубов дает схема на стр. 143. Общение с аудиторией во время пропаганды самого любимого народом искусства расширяет жизненный опыт студентов. Они учатся ориентироваться в мотивах поведения своих слушателей, овладевать навыками воздействия на них. Составление докладов, подбор киноиллюстраций оказывают многогранное влияние на формирование научного мышления начинающих лекторов. Участие в различных мероприятиях, использующих кино, помогает студентам становиться активными общественниками. 1 М, Ром м. Наш достойный соперник. «Советское радио и телеви 2 «Критика. Задачи и перспективы». «Советский экран», 1972, 4. 3Е. Г. Введенская. Общефакультетские вечера на естественнонаучную тему. Сб. «Формирование диалектико-материаяистического мировоззрения у учащейся молодежи». Смоленск, 1970, стр. 176. 4 С. Герасимов. Необходимое «лишнее». «Советский экран», 1972, 14. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На вопрос, что такое кино, нет однозначного ответа. Выдающееся техническое открытие слишком долго эксплуатировалось как аттракцион «живая фотография». В этом одна из причин инерции взглядов, будто фильмы, идущие в обычных кинотеатрах, пригодны лишь для развлечения, для заполнения свободного досуга. Совсем недавно кино стало ведущим способом транспортировки художественной информации. Сегодняшний кинематограф служит еще одной цели — является инструментом сложных научных исследований. Пришло время и работникам образования вплотную заинтересоваться возможностями киноэкрана, передать ему часть своих полномочий. Педагоги стремятся избежать стандартизации учебно-воспитательного процесса, приспособить его к индивидуальным данным каждого учащегося. На просмотре фильма студент получает уровень 'информации, который соответствует его -потенциальны'М возможностям: активный; хорошо успевающий — больше, отстающий по тем или иным причинам — меньше. Кино дает пищу для ума передового студента, не мешая остальным. С помощью экрана увеличивается объем знаний, повышается интерес студентов к изучаемым дисциплинам, стимулируется личный, индивидуальный поиск, вводится в обучение качественно новый наглядный материал. В конечном итоге аудиовизуальные пособия облегчают и ускоряют обучение, способствуют интенсификации его. Процесс воспитания также неотделим от творческой самодеятельности студенческой молодежи в широком смысле этого слова. Использование кино в вузе — отражение поисков педагогикой высшей школы путей к новой методике коммунистического воспитания. Исследовав возможности кинематографа применительно к конкретным задачам формирования личности молодого специалиста, приходим к выводу: фильм играет важную роль в повышении уровня и.де йно -восп ит а те л ьн о и р а бот ы. Сказанное справедливо в отношении проблем, оставшихся за пределами настоящего издания, — например физиче-
ского развития. Специальные кинокурсы с применением замедленных и убыстренных видов съемок пропагандируют научно обоснованные навыки для замятий всеми видами спорта, приобщают к физической.культуре миллионы трудящихся. Журналист В. Амлинский на протяжении ряда лет наблюдал за процессом перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей. В статье «Мальчишки без девчонок» («Смена», 1971, № 12, стр. 78) В. Амлинский приходит к невеселому выводу, что пока еще невелик арсенал педагогических средств, с помощью которых можно было бы проникнуть в сущность жизни подростков с трудной судьбой и каким-то образом изменить эту жизнь. В заключение своего репортажа он вспоминает реакцию ребят на киносеансе: «Каждый из них ощутил и понял, где зло и где добро. И, хохоча и посвистывая хором, каждый в отдельности болел все-таки за добрых, за благородных, за справедливых... И что-то малое, невидимое оседало в душе, пусть ненадолго возвращая утерянные, полузабытые чувства. Кино — все-таки главнейшее из всех искусств. Здесь это понимаешь особенно ясно. Но как нерасчетливо, бесхозяйственно, случайно расходуется эта сила! Показывают что попало, что есть у соседей. И арабско-индийские сентиментальные фильмы... и еще бог знает что». Если даже в таких исключительных обстоятельствах делается ставка на кино, то тем более педагоги не имеют права сбрасывать его со счетов. Киноэкран становится помощником воспитателя наравне с испытанными традиционными средствами — лекцией, беседой, встречей, конференцией, книгой, плакатом, выставкой, экскурсией и т. д. Киноискусство формирует необходимые убеждения так, как если бы они возникали у студента в результате его личных жизненных переживаний, как продиктованные его собственной потребностью. Воздействие аудиовизуальных впечатлений сильнее словесно-логических рассуждений; фильмы предлагают готовый опыт поведения. Чтобы реализовать эти возможности, необходимо решить ряд проблем. Создание фильмов носит плановый характер, потребление же их — стихийное явление. Это следствие обилия кинолент; выбор их далеко не всегда бывает точным. Молодые зрители могут отдавать предпочтение не самым ценным с точки зрения воспитателя картинам, а случайным, бездарным. Наконец, многие произведения, которые являются гордостью художественной культуры, могут многое сделать для эстетического воспитания молодежи, но по тем или иным причинам трудны для неподготовленного зрителя. Фильм в этом плане беззащитен: у него нет предисловия, как у романа незнакомого писателя; перед началом сеанса не бывает лекций киноведа. Поэтому в прокате страдают прежде всего картины, в которых заложено более серьезное требование к зрительскому восприятию. В схеме «автор фильма — прокат — зритель» кроме традиционных фигур необходимо присутствие педагога. Когда юноши и девушки направляются в кинозал, перед ним встают вопросы: «Что за фильм они увидят? Во имя чего он снят? Научит ли молодежь добру, расскажет ей что-то новое о жизни или просто изложит несколько банальных истин?». Богатство кинематографа используется для целей воспитания далеко не лучшим образом, так как не отрегулированы сложные и взаимосвязанные процессы воздействия кинолент на аудиторию. Структура высшего образования в основном стабильна, фильмы же в кинотеатрах постоянно сменяют друг друга. Из-за неустойчивости репертуара совокупность воспитательных влияний картин постоянно колеблется. Порой в одном и том же кинотеатре в разных залах демонстрируются фильмы, прославляющие героев с противоположными нравственными устремлениями. Все это доказывает необходимость тщательного изучения, прогнозирования и регулирования воздействия произведений кинематографа на студенческую молодежь. Таким образом, киноинформация, как и любая другая, подразделяется на негэнтропийную, организующую, созидательную, и энтропийную (ложную, разрушительную). Эффективное усвоение научных, правдивых, прогрессивных сведений — решающее условие развития и совершенствования человека. Чем интенсивнее кинематограф воспроизводит негэнтропийную информацию, тем выше его роль как средства воспитания. Будут фильмы приносить пользу или вред — зависит от того, сохранится ли «стихийное» их потребление, или педагогикой будет найден и приведен в действие механизм, обеспечивающий гармоническое развитие воспитательного процесса во взаимосвязи с культурой кинематографа. Для выполнения последнего условия преподавателям необходимо: — намечать определенную и долговременную перспективу по использованию кино в воспитательном процессе; — расширять свои знания в области истории и теории кинематографии; — иметь практическую возможность регулировать контакты молодежи с экранным искусством, влиять на текущий кинорепертуар, принимать участие в планировании выпуска фильмов; — владеть методом определения уровня воспитательного влияния кинематографа, чтобы постоянно его контролировать. Решение этих задач будет способствовать синтезу результатов воздействия кино и всего процесса формирования личности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|