ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
КЛАССИФИКАЦИЯ КИНЕМАТОГРАФА 2 страницаМы связаны с внешним миром многими каналами. Талантливый фильм — надежный «многоканальный» воспитатель. Он содержит большое количество самой разнообразной информации: реципиент воспринимает ее, не отдавая себе в том отчета. На кинопросмотре молодежь ничего не пытается запоминать— она просто сидит, смотрит, слушает. Но это псевдопассивность. Освобожденные от всякого напряжения, юноши и девушки проявляют огромную внутреннюю активность. Их мозг все фиксирует и впоследствии в определенной схожей ситуации воспроизводит, причем в памяти сохраняется гораздо больше информации. Таким образом, кино помогает полнее раскрыть резервы каждой личности. Педагог должен осторожно пользоваться методом убеждения, не увлекаться «позицией командира», не поучать там, где надо дать простор самостоятельной деятельности студентов, и лишь незаметно управлять этим процессом. Чрезмерной опекой, стремлением все продумать за юношей и девушек можно усилить тенденцию, которая ведет к некоторому отчуждению, замкнутости отдельных учащихся в мире собственных интересов. В конечном итоге эта тенденция может привести к социальному инфантилизму, который беспокоит общественность. Развивать самостоятельность, общественную активность студенческой молодежи и избегать чрезмерной опеки помогает чередование репродуцированного объяснения с проблемно-ситуационным методом воспитания. Во время учебы в вузе меняются определенные качества учащихся. Чтобы внешние воздействия со стороны педагогического коллектива способствовали формированию новых личных качеств студента, необходима деятельность последнего, в процессе которой он и изменяется. Воспитание всегда взаимодействие. Даже во время беседы педагога аудитория про себя соглашается или спорит с ним, и тем самым осуществляется ее развитие. Проблемно-ситуационный метод воспитания вызывает максимальную активность со стороны молодежи. Педагог не поучает, не доказывает, а организует определенные обстоятельства, которые требуют соответствующей реакции. Оказавшись в новых условиях, студент самостоятельно убеждается, что поступать надо именно так. Сущность метода раскрыл А. С. Макаренко, который говорил, что нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в условия, когда он мог бы проявить мужество. В самом деле, трудно предположить, что у юноши сформируются волевые качества, если создать ему тепличные условия и воспитывать лишь рассказами о подвигах прославленных героев. Противоречие данного метода заключается в том, что теоретически он обычно не вызывает возражений, практически же не всегда есть возможность для его реализации. Выход из положения позволяет найти кино. Фильм выполняет функцию своеобразного тренажера, создает иллюзорные обстоятельства, требующие принятия решения. Выдающийся кинорежиссер С. М. Эйзенштейн замечал по этому поводу: «Искусство дает возможность человеку через сопереживание фик-
тивно создавать героические поступки, фиктивно проходить через великие душевные потрясения, фиктивно... чувствовать себя мудрым с Фаустом, страстным—с Ромео... В результате такого «фиктивного» поступка зритель переживает совершенно реальное, конкретное удовлетворение»16. Явление, о котором идет речь, свойственно многим видам искусства. Театральный спектакль способен настолько увлечь зрителей, что у них может появиться впечатление, будто они сами переживают события, разыгрываемые на сцене. Соучастие в сюжетных коллизиях неизбежно возникает при чтении художественной литературы. Читатель, опираясь на текст, книга, «оживляет» действующих лиц силой своего воображения, одновременно как бы становясь участником действия. В современных романах все большее распространение получает так называемый внутренний монолог, «несобственно-прямая речь», когда повествование ведется не от имени автора, а от лица одного (из героев. Отсутствие всезнающего рассказчика помогает читателю «превратиться» в героя. Кинематограф расширяет возможности для идентификации зрителя с персонажем. Этому во многом способствует техника: в полугипнотической атмосфере темного зрительного зала вое наше внимание привлечено к ярко освещенному экрану, который является как бы «живой картиной», окном в жизнь. Незаметно наступает «эффект присутствия» — начинает казаться, будто мы сами находимся (среди экранной действительности Совершенствование цветной пленки, стереофонического звучания, все увеличивающийся формат экрана делают «живую картину» все более «всамделишной». Идентификации способствуют и художественные средства кино, определенным образом используемые авторами. Прежде всего это монтаж и ракурс, благодаря которым реальный мир предстает на экране как бы с точки зрения одного из действующих лиц. Например, в фильме «Летят журавли» (реж. М. Калатозов) мы вдруг видим окружающую действительность глазами тяжелораненого Бориса. На экране не только верхушки берез, которые видны упавшему на землю человеку, но и последние мысли гаснущего сознания. От зрителя не требуется никаких усилий, чтобы полностью отождествить себя с героем, жить его бедами и радостями. Обстоятельства, которые вызывают наши переживания, так называемые реагенты, условны, ибо они связаны с экранным изображением, а не с подлинной внешней средой. Сами же переживания, как заметил С. М. Эйзенштейн, совершенно реальны. 20 Основные качества и особенности молодежи развиваются во время ее деятельности — вот один из принципов воспитания. Кино способно рационально направлять этот процесс, совершенствовать его и ускорять. Заменяя упражнения воспитанникам, экран тем самым подменяет их деятельность. Подобная подмена вполне допустима, ибо производится лишь в тех случаях, когда упражнение-деятельность невозможны. Обязательно ли в зале кинотеатра происходит сопереживание с героями? Нет, конечно. Оно характерно для фильмов, поставленных мастерами своего дела; ремесленные поделки оставят публику равнодушной к судьбам персонажей. Вполне допустимо существование зрителей, которых даже выдающиеся картины никак не взволнуют и ни на минуту не заставят забыть об иллюзорности всего происходящего. Таких людей можно не принимать в расчет, ибо они кинотеатры не посещают. «Эффект сопереживания (присутствия)» сам по себе не выполняет какой-либо воспитательной функции. Экранная «псевдодеятельность» юноши или девушки может остаться нейтральной для их нравственных качеств, может принести пользу или вред. Все зависит от мировоззрения авторов картины, правдоподобия драматургической композиции, характеристики центральных персонажей. Для достижения благоприятных педагогических результатов недостаточно, чтобы молодой человек встретился в зале кинотеатра с героем, точь-в-точь таким, каков он сам. Необходимо, чтобы мысли и дела положительного героя в чем-то существенном и определяющем опережали уровень развития молодого зрителя, его «воспи- танности». Одним из «сходных принципов педагогического образца является наличие определенного противоречия между идеалом и повседневной жизненной практикой. Собственно процесс воспитания и есть преодоление разрыва между качествами, которые «есть» и которые «должны быть», устранение недостатков. Чтобы вызвать у аудитории сочувствие экранной истории, кинематографисты должны точно определить предел допустимого опережения героев по отношению к зрителям. Шагнув за него, создатели фильма рискуют оторваться от реального мира подлинных интересов молодежи и утратить ее доверие. «Эффект сопереживания» помогает включать студента в проблемные жизненные ситуации. Фильм освобождает преподавателя от необходимости продумывать систему конкретных убедительных коллизий, которые требуют от молодого человека самостоятельного решения той или иной проблемы. Отпадает потребность в словесной постановке нравственных задач — это проделывает экран. Преподавателю достаточно обратиться к аудитории с вопросом «А как бы вы поступили?» и предложить самостоятельно завершить сюжетную историю, увиденную на киноэкране. Молодежь в зрительном зале начинает сосредоточенно размышлять, как бы она поступила на месте персонажей. В результате нравственный урок фильма оказывается более глубоким. Многие фильмы прямо обращаются к зрителям с призывом вести совместные поиски решения острых нравственных проблем. Так, лента 20-х годов «Парижский сапожник» (реж. Ф. Эрмлер), критиковавшая черты мещанства у некоторых тогдашних комсомольцев, кончалась вопросительным титром: «Кто же виноват?» Дискуссионный запал явно ощутим в фильме Ю. Райзмана «А если это любовь?» Просмотр фильмов подводит к важной мысли, что жизнь не сводится к серии знакомых ситуаций. Она полна неожиданностей и противоречий. С помощью киноэкрана педагог готовит молодежь к этим неожиданностям, формируя у нее навыки и привычки, вырабатывая готовность тщательно продумывать линию своего поведения в незнакомой обстановке без посторонней помощи, в случае ошибок — нести за них ответственность и исправляться. Итак, кинематографисты по-разному помогают воспитателю бороться за высокий нравственный идеал. В одних филь- мах изображаются лучшие черты людей, живущих по законам коммунистической морали. Герои этих лент — люди сильного интеллекта, большой воли, цельного характера. В других фильмах анализируются типы антиобщественного поведения, вскрываются мотивы недостойных поступков. Создатели третьих призывают находить собственное решение сложных морально-политических проблем. Самостоятельность зрительских приговоров отнюдь не означает их произвольность. Драматургия фильма, его образный строй незаметно, но настойчиво подталкивают участников просмотра к единственному верному с точки зрения коммунистической нравственности выводу. Отражение новых взаимоотношений между людьми, их научного мировоззрения, морали занимают доминирующее место среди проблем киноискусства. Создатели лучших фильмов, являющихся гордостью мировой художественной культуры, стараются внушить зрителю передовые, благородные мысли и побуждения. Произведения отечественного кинематографа содействуют воспитанию у студенческой молодежи гражданского мужества, честности, твердости характера, стойкости перед жизненными испытаниями, глубокого понимания происходящих в мире исторических процессов... Вот почему многие зрители стремятся в своих мыслях, в поведении, в обращении с близкими, а порой и во внешних манерах походить на полюбившихся им героев экрана. Вспомним, к примеру, Анку-пулеметчицу из фильма «Чапаев» (реж. братья Васильевы). Возникнув как обобщенный образ женщины-бойца времен гражданской войны, Анка многими воспринималась реально существующей. Ее любили, ей стремились подражать. Анкой-пулеметчицей называли бойцы Нину Онилову, которая в дивизии имени Чапаева в годы Великой Отечественной войны защищала Одессу и Севастополь. В письме к актрисе В. Мясниковой Нина писала: «Вы играли, как настоящая, и я вам всегда завидовала. Я мечтала стать пулеметчицей и так же храбро сражаться». Во время второй мировой войны многие бойцы Сопротивления, сражавшиеся с фашизмом, мужество, веру в победу черпали в образах героев советского кино. «Однажды, находясь с группой товарищей в гестаповском застенке, откуда каждую ночь выводили на расстрел, — вспоминает Фернан Гренье, —...мы.начали вспоминать советские фильмы... Вот тут я понял в полной мере, как сильны ваши фильмы, если в самые трагические, решающие минуты человеческой жизни приходят они на помощь борцу, чтобы влить в него новые силы, придать ему еще больше мужества, стойкости и веры» и. Воспитание — процесс многосторонний. Преподаватель должен уметь управлять сложной системой различных факторов, средств, приемов, влияющих на формирование личности будущего специалиста, вносить необходимые коррективы. Фильм в воспитательной работе вуза, в отличие ют средней школы, не принесет пользы в комбинации с применением методов стимулировавания (поощрения) и торможения (наказания). На наш взгляд, неправильно поступают педагоги, которые демонстрируют картину в заключение воспитательного мероприятия в качестве развлекательной части программы, как бы в награду за прослушанный доклад. Кино становится надежным инструментом воздействия на студенческую молодежь, когда используются методы воспитания, проанализированные в настоящей главе. Во время репродуцированного объяснения фильмы на конкретных примерах раскрывают нравственные идеалы общества. «Эффект сопереживания» помогает осуществлять метод проблемных ситуаций, создающий предпосылку для самовоспитания. Одна из трудных проблем педагогики высшей школы заключается в том, что одновременно требуются рекомендации управления процессом индивидуального развития студента и методика организации массового воспитания, рассчитанная на весь коллектив. Кино поможет найти выход из противоречия. В силу своей специфики оно является средством массового воздействия; в то же время фильм всегда ориентирован на индивидуальное восприятие и, следовательно, с его помощью можно контролировать развитие отдельных студентов. Каждый из них во время кинопросмотра усваивает информацию на том уровне, который соответствует его потенциальным возможностям. Одна и та же картина способна вызвать различные размышления у молодых зрителей. Воспитательный процесс, используя различные педагогические приемы и методы, нуждается в дифференцированной экранной продукции. Современный кинематограф характери- 2-1 зуется широким диапазоном произведший и в состоянии удовлетворить многие требования педагогики высшей школы. К сожалению, используются эти возможности недостаточно. Поэтому для научно обоснованной организации процесса формирования личности с помощью кино целесообразно прежде всего познакомиться со всей гаммой произведений кинематографа, т. е. с его классификацией. Затем необходимо проанализировать задачи воспитания, которые можно решать с помощью фильмов, и разнообразные формы использования кино как инструмента воспитания.
6 Кино и зритель. Опыт социологического исследования. М., 1968, с. 154. 7 Педагогика высшей школы. Ростов, 1972, с.18. s Уши нский К.Д. Собр. соч., т. 9. М., 1951, стр. 117. 9 Ромм М. Кинематограф в ряду искусств // Искусство кино. 1972. № 2, с. 129. 12 МедведевБ. Свидетель обвинения. М., 1971, с. 71—72. 13 С л а в и н Л.В.. Наглядный образ в структуре познания. М. 14 Хейфиц И. Человек крупным планом // Правда. 1972. 21 февр.
16 Эйзенштейн С.М. Избр. произв. в 6 т. 17 Варшавский Я. Встреча с фильмом. М., 1962, с. 166. ГЛАВА 2 КЛАССИФИКАЦИЯ КИНЕМАТОГРАФА Виды кинематографа. Жанры кино. Образный строй фильма. Кинематограф существует три четверти века. За этот срок поставлено громадное количество фильмов. Только за минувшую пятилетку 30 киностудиями нашей страны создано 796 полнометражных и 5677 короткометражных картин. На экраны выпускаются отечественные и зарубежные ленты, снятые в прошлые годы. Все произведения кинематографии отличаются друг от друга: цветные и черно-белые, десятиминутные и многосерийные, продолжительностью в несколько часов, детские и такие, что «только для взрослых». Герои одних фильмов в костюмах давно минувших времен, в других мы видим наших современников, в-третьих, вообще нет персонажей: на экране чертежи или детали машин... Как же ориентироваться, как выбрать фильм, который требуется? В кажущейся пестроте кинопроизведений можно установить определенную закономерную систему, выделить группы картин, схожих по отдельным признакам. Классификация фильмов облегчает их использование. От произведений кинематографа в первую очередь мы ждем единства формы и содержания, известной самостоятельности. В зависимости от степени единообразия оформления и трактовки материала кинопродукцию делим на периодику и автономные фильмы. В Советском Союзе выпускается свыше 50 периодиче- ских киножурналов. В них демонстрируется киноматериал на самые различные темы; их выпуски обладают единством только в отношении единообразия оформления и трактовки кинокадров. Местам съемки сюжетов киножурнала «Новости дня» может стать любая точка страны. В киножурналах союзных республик больше единообразия, так как снятая для них хроника имеет территориальное ограничение. Периодика, рассчитанная на конкретного адресата, обладает еще большей степенью единства. Так, выпуски киножурнала «Пионерия» включают сюжеты, темы которых интересны прежде всего ученикам младшего и среднего школьного возраста. Максимальная самостоятельность, тематическая целенаправленность — у автономного фильма. Степень единства нельзя считать существенным признаком. В одном и том же периодическом выпуске встречаются сюжеты, разнородные по характеру происхождения кинокадров. Сатирический журнал «Фитиль» включает и хронику, и небольшие сценки, разыгранные актерами, и «живые рисунки» — мультипликацию. В зависимости от отношения к реальной действительности, способа съемки, назначения выделяют три основных вида киноискусства: художественный, документальный и мультипликационный. Художественный фильм снимается по сценарию, сюжет которого специально придуман или заимствован из литературного произведения. Документальный фильм основывается на съемках подлинных жизненных фактов, явлений, событий. Художественная картина может быть поставлена с помощью исполнительского мастерства актеров (игровое кино) или средствами мультипликации. В документальной ленте статичное изображение — карты, схемы, таблицы — мультипликаторы приводят в движение. В целом же мультфильмы резко отличаются от натурных произведений, снятых обычным способом, поэтому их принято объединять в особый вид киноискусства. Понять специфические особенности художественного фильма нам поможет сравнение картин, посвященных прошлому страны, с историческими исследованиями. Историк имеет дело с подлинными событиями; человеческие характеры интересуют его лишь тогда, когда они проявляются в конкретных поступках. Например, черты характера Петра Первого привлекли внимание историков только потому, что они отражались в его реформаторской деятельности. Сценарист А. Толстой и режиссер В. Петров, взяв за основу действительные события и факты Петровской эпохи, старались в фильме раскрыть как можно полнее внутренний мир государственного деятеля, рассказать о нем больше, чем имеется сведений у историков. Опираясь на свою фантазию, онисоздали персонаж, который не является исторически подлинным Петром Первым. Художественный фильм — это вымышленная история поступков и мыслей изображенных в нем героев. Наличие определенного соответствия между художественным образом и моделью окружающего нас мира действительности обязательно, но «степень совпадения» может быть различной. Вымысел, авторское воображение — пограничная линия. отделяющая область художественного кино от документального. Подвиг лейтенанта П. П. Шмидта нашел отражение во многих современных произведениях киноискусства. Почти каждый кадр документального фильма «Лейтенант Шмидт» (реж. Л.Кристи) — подлинный документ эпохи первой русской революции. В картине использованы фотографии Шмидта, его родных и близких, его письма к товарищам. фотографии арестованных матросов, рисунки зала суда, сделанные Шмидтом. Разумеется, никто не снимал восстание, поднятое командиром крейсера «Очаков» 15 ноября 1906 г. Зато было найдено редкое фото мятежного корабля на следующий день после подавления восстания: разбита палуба, разрушен капитанский мостик. В картине в единственном месте сделано отступление от документального принципа и вмонтированы кинокадры Черноморской эскадры, взятые из более поздней хроники. «Мы сообщаем об этом зрителю, — писал режиссер, — говорим, что это снято не в тот день, о котором идет речь, а в другой. Но эти кадры помогут зрителям представить себе обстановку нужного нам дня» '. В художественном фильме «Почтовый роман» (реж. Е. Матвеев) стараешься верить актеру, играющему лейтенанта Шмидта. Несмотря на максимальное портретное сходство главных действующих лиц с реальными прототипами, знаешь, Что содержание всех кинокадров является вымышленным. Авторская фантазия воспроизвела детали, ко- торые не зафиксированы ни в одном историческом первоисточнике. Игровому фильму в большей мере, чем документально-присуща синтетичность. В лучших художественных картинах умело используются достижения реалистической литературы — в обрисовке среды экранного действия, в характеристике героев, в построении сюжета. Произведения этого вида впитали в себя также многие традиции драматического искусства. Дело не только во внешнем сходстве кинотеатра и театрального помещения. Хотя по конструкции фильм ближе к роману или повести, мы видим на экране, как и на сцене, героев в динамике. Художественный фильм — тот же спектакль, отличающийся во многом от театрального, но построенный по идентичным принципам: под руководством режиссера актеры разыгрывают специально сочиненный текст. Наконец, кино — одна из разновидностей фотографии и, следовательно, особая форма изобразительного искусства. В игровом фильме пластическая выразительность художественного образа имеет большее значение, чем в документальном. В создании последнего не принимают участия художники, декораторы, костюмеры, гримеры и т. д. Учитывая синтетическую природу киноискусства, можно сказать, что художественный фильм — произведение, опирающееся на литературный сюжет, имеющее многие качества театрального спектакля и обладающее ярко выраженной пластической формой. Кинематограф начал свое существование с документальной программы 1895 г. Кинохроника стала протоколом важнейших событий нашего века. На экране можно увидеть строительство Днепрогэса, подписание акта о капитуляции Германии во второй мировой воине, только что вернувшегося из космоса Гагарина. Войны, стихийные бедствия, научные подвиги, моды, обычаи — все, что от прошлых времен оставляло свой след в словесных описаниях и произведениях изобразительного искусства, фиксируется теперь кинокамерой. Документальное кино служит одним из источников изучения истории нашего государства. Механическая точность съемочной техники не гарантирует правдивого отображения реального мира. Задача про- изведений киноискусства - не только показать внешнюю сторону фактов и событий, но и выявить их сущность. Наглядно представить взаимоотношения художественного и документального фильмов с окружающей действительностью нам помогут микроэлементы фильма. Разумеется, операцию по их выделению мы проделаем условно. Первое, что замечает зритель на экране, — место действия, бытовые и исторические обстоятельства, в которых находятся персонажи. окружающие их интерьеры, пейзажи. Изображение фона, обстановки действия имеет большое значение в художественных и документальных лентах. Освоившись с материальной средой, зрители переключают свое внимание на героев, начинают следить за их судьбой. Новые фильмы привлекают значительную часть публики изображенными в них персонажами, которых играют известные актеры. Гораздо меньшее число любителей кино знает имена других создателей картины — сценаристов, режиссеров, операторов и т. д. Автор — третий микроэлемент фильма. Одна из наших задач во время просмотра фильма — распознать его в структуре произведения, расшифровать его личность и мировоззрение, которые скрыты, как бы растворены в образном строе фильма. Очень редко мы слышим голос самого автора, как, например, в фильмах С. Образцова «Удивительное рядом» и «Необыкновенная правда», или авторский комментарий, прочитанный диктором. По сравнению с наукой, где выводы всегда должны быть объективны, в искусстве особую ценность представляют личностные взгляды. Даже хорошо зная содержание книги, мы идем смотреть ее экранизацию, так как нам интересно познакомиться с авторской интерпретацией литературного первоисточника. Благодаря автору в произведениях киноискусства происходит не только отображение реальной действительности, но и ее творческое преобразование. «Строительным материалом» для создания художественных и документальных картин служат и реальный мир и неповторимая личность художника. Этот вывод, как мы убедимся в следующих разделах, имеет первостепенное значение при использовании кино в качестве инструмента воспитания. вреда, герои, автор по-разному соотносятся в художественном и документальном фильмах с четвертым микроэлементом — отображаемой действительностью. В кинохронике среда и герои тяготеют к действительности, приближаются к реальным моделям в большей мере, чем в игровой ленте. Полное тождество наступить никогда не может: между ними находится сознание творца произведения. Его мировоззрение, эстетический и нравственный идеалы, симпатии и антипатии проявляются в документальном фильме в отборе фактов, трактовке событий, характеристиках персонажей. Непроходимой стены между двумя видами киноискусства нет, границы между ними подвижны. Просмотр игрового фильма «Октябрь» (1927 г.) производит впечатление, будто на экране подлинные документальные съемки событий 1917 г. Режиссер С.Эйзенштейн сознательно снимал фильм под хронику, без каких-либо декораций, непосредственно в местах самих событий — на углу Невского и Литейного проспектов, в Зимнем дворце и т.д. Первый и четвертый микроэлементы он отождествляет, насколько это доступно документальному кино. В следующем своем фильме — «Старое и новое» С. Эйзенштейн отказался от профессиональных актеров; все роли исполняли крестьяне, которые «играли» самих себя. Постановщик использовал свойство документального кино сближать второй и четвертый микроэлементы. Процесс документализации затрагивает современный художественный кинематограф в двух аспектах. Во-первых, в структуру игрового фильма включаются хроникальные кадры. В фильмах «Время, вперед!» (реж. М.Швейцер), «Посол Советского Союза» (реж. Г.Натансон) они вмонтированы для создания атмосферы подлинности и достоверности. Архивные кинодокументы возвращения демобилизованных воинов в 1945 г. служат обозначением прошлого героев фильма «Белорусский вокзал» (реж. А. Смирнов). Во-вторых, под влиянием эстетики документализма происходят изменения в самой структуре игрового фильма. Они затрагивают кинодраматургию, режиссуру, изобразительное решение, актерское мастерство. Сюжетом фильмов «Салют, Мария!» (реж. И. Хейфиц), «Освобождение» (реж. Ю.Озеров) стали подлинные факты истории, драматургическим конфликтом — реальные коллизии борьбы советских людей с фашизмом. В практику создания художественных картин внедряется документальный метод съемки. Он требует простоты «незаметности» операторских приемов. Авторы переносят
действие своих произведший в подлинную, непереацекирован-ную среду, предпочитают природное освещение свету юпитеров, пользуются подвижной и так называемой «скрытой» камерой. Изображение на экране приобретает особую достоверность. В свою очередь, арсенал выразительных средств документалистов обогащается за счет контактов с художественным кино. Настойчивые поиски ими подробных психологических характеристик персонажей, подчеркнутое усиление авторского начала -— следы влияния игрового кинематографа. Принципиальное отличие мультипликации от натурных видов киноискусства — документального и игрового — прежде всего в технике съемки. В фильмах предыдущих видов съемочная камера фиксирует непосредственное настоящее движение объектов. Мультипликация создает на экране иллюзию перемещения предметов, которые' на самом деле неподвижны. В мультфильме движение воссоздается по частям, по элементам или как принято говорить, по фазам. Мультипликация — вид киноискусства, произведения которого создаются покадровой съемкой отдельных последовательных фаз движения. Она подразделяется на рисованную (графическую) и объемную (кукольную). Принцип «воссоздания движения», легший в основу мультипликации, был известен тысячи лет назад. На древнеегипетских храмах имелись барельефы богов с последовательно перемещающейся рукой; на первом она была опущена вниз, затем шли барельефы промежуточных фаз, на последнем рука вертикально поднята вверх. У проносящихся мимо на колесницах фараонов должно было появляться впечатление, будто боги приветствуют их взмахом руки. Документальная основа — определяющий фактор специфики натурных видов кино; мультипликации она не свойственна. У мультипликаторов большие преимущества при постановке условных сюжетов — сказок, басен. Максимальной мерой «условности» обладает графическая мультипликация. С ее помощью на экране изображаются любые волшебные превращения и фантастические события. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|