ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ИГРУТеатральная деятельность дошкольников рассматривается как отдельный вид деятельности, который имеет свою специфику: дети, исходя из присущих им возрастных особенностей, вживаются в обстоятельства, диктуемые сценарием. Они искренне верят в то, о чем говорят и что делают, целиком достигают натурального и реалистического исполнения. Таким образом, в комплексе развиваются многие психические процессы (внимание, память, воображение), формируется личность ребенка, его отношения с ровесниками. Театрально-игровая деятельность — синтетический вид деятельности. Она совмещает элементы игровой (действия детей с кукольными персонажами), художественно-речевой (передача содержания знакомого текста, придумывание и т. п.), изобразительной (оформление костюмов, места действия) и музыкальной (исполнение знакомых песенок, пританцовывание, напевание и т. п.) деятельности. Их особенность заключается в том, что они объединены одним сценическим решением, пусть это будет кукольное представление или драматизация произведения. Спектакль-игра как процесс театрализованной деятельности детей может появиться только благодаря совместным усилиям: распределению и обсуждению ролей и обязанностей. Направляющая роль принадлежит воспитателю, который помогает детям объединиться в творческие группы с целью подготовки, оформления и проигрывания от начала до конца театрализованного представления или небольшого спектакля. Необходимым условием театрализованной деятельности является умение детей выделять характерные особенности персонажей (позу, походку, привычки, тембр голоса и т. д.). В связи с этим необходимо расширять знания детей о профессиях людей, животном мире, явлениях природы. Активное участие детей в театрализованных играх возможно только при хорошем знании литературного текста, овладении навыками выразительного чтения, использовании соответствующих средств для передачи образа, умении организовать игровое окружение, сделать правильный выбор необходимых атрибутов. Дошкольники овладевают разнообразными средствами выразительности сценического образа: речевой интонацией, мимикой и пантомимой. Во время театрализованных игр воспитанники знают, что и кого они представляют, но не всегда это получается у них удачно. Поэтому воспитатель должен предлагать ребятам различные задания («Поиграем в магазин (цирк)» и др.), вызывая тем самым активность детей в поиске и передаче разных положений персонажей с помощью соответствующих движений, интонации. С целью точного подбора дошкольниками необходимых средств для передачи движений и голоса персонажей, воспитатель проводит специальные упражнения по развитию умений с помощью движений и мимики передавать чувства человека («Покажи, что ты чувствуешь, когда на улице холодно (жарко), когда идет теплый дождь и можно гулять под ним»), движения людей в разных ситуациях и положениях («Покажи движения ребенка, который радуется»; «Покажи движения человека, который переходит ручей по узенькой дощечке»). Для развития интонационной выразительности можно предложить дошкольникам такие игровые задания: 1. «Исполни сценку»: от лица любого персонажа — Деда Мороза, 2. «Скажи фразу»: дети произносят фразы — «Это моя бабуш Кукольно-театрализованная деятельность привлекает малышей динамикой действий, яркостью художественных образов, куклами, которые оживают, камерностью и непродолжительностью действия. Детям дошкольного возраста доступны разные виды инсценировок: театр картинок, пальчиковый (см. обложку), кулачковый, настольный кукольный и плоскостной театры, театр теней и театр марионеток. В кукольно-театрализованной деятельности дошкольники не только удовлетворяют свой интерес, исполняя ту или иную роль, но и практикуются в освоении приемов вождения кукол, «оживления» персонажей. Самостоятельность детей в процессе театрализованных игр с куклами носит разный характер в зависимости от того, чей сюжет разыгрывается ими: свой или автора. Собственные сюжеты дошкольники разыгрывают более свободно, импровизированно, но беднее с точки зрения образной выразительности. При воплощении авторских сюжетов богаче образная выразительность, но поведении участников игры менее свободно, игровые действия более регламентированы. Специальные игровые упражнения, разыгрывание импровизированных сценок с куклами составляют основу кукольно-театрализованной деятельности, активизируют творческие проявления детей. В основе приемов обучения лежит дифференцированный подход к усвоению структуры кукольно-театрализованной деятельности, которая включает в себя замысел, обдумывание и подготовку всех этапов постановки кукольного театра (подбор персонажей, оформление места действия, поиск исполнительских средств) и, наконец, результат (показ спектакля). Одной из составных частей кукольно-театрализованной деятельности является участие дошкольников в создании кукол. Это начальный этап подготовки кукольного представления. Малыши 5—6-летнего возраста могут изготавливать разные куклы: плоские бумажные, на палочках, на деревянных ложках, из овощей, фруктов, кулачковые куклы, куклы-топотушки и др. Вообще же в работе с детьми можно использовать следующие виды кукол: 1. Куклы из варежек. 2. Куклы из перчаток. 3. Куклы из коробок (см. обложку). 4. Игрушки-вертушки. 5. Куклы бибабо (см. обложку). 6. Куклы из воздушных шаров. 7. Куклы-марионетки. 8. Куклы из больших конусов. 9. Тростевые куклы.
10. Плоские бумажные куклы. 11. Бумажные куклы на деревянной палочке (см. обложку). 12. Куклы на деревянных ложках. 13. Куклы из овощей и фруктов. Воспитатель организует дошкольников для создания кукол, закрепляет у них тем самым навыки вырезывания, склеивания, связывания ниток. Ребенок сам создает кукольные персонажи, которые на последующем этапе оживают в небольших сценках, немых или озвученных. Чтобы малыши овладели движениями, характерными для каждого вида кукол, воспитатель дает им игровые задания: — покажи, как кукла встает, кланяется, двигается (медленно, — покажи, как кукла машет руками, хлопает в ладоши и др. Основная задача при проигрывании сценок — научить малышей кийке вождения кукол, усвоению текста от лица куклы-переона-I, развить умение слышать друг друга. Интересно проходят «режиссерские игры». Воспитатель пред-агает старшим дошкольникам побыть режиссерами и «поставить» разыграть) — как кто понимает — разнообразные народные по-.ловицы, поговорки, стихотворения. Каждый ребенок-«режиссер» юдбирает в качестве исполнителей ребят из группы сверстников, эти должны слушать, что им предлагает «режиссер» и после несколь-«х мини-репетиций представить мини-спектакль. Музыкально-театрализованная деятельность — синтетическая ]юрма работы с детьми по музыкальному воспитанию. В ее состав I входят все виды музыкальной деятельности, а также театрально-I игровая деятельность, сценическое действие. Специфическое отличие музыкально-театрализованной деятельности от театрально-игровой проявляется в значении музыки I для обоих видов. Если в театрально-игровой деятельности музыка может присутствовать или нет, то в музыкально-театрализованной эна является неотъемлемой частью. Музыка звучит в сольных вокальных партиях, в хоре, в ансамбле, сопровождает танцевальные вижения, служит фоном сценического действия. Иногда непросто складываются отношения ребенка со свер-. ликами и взрослыми. Наблюдаются случаи отказа детей от участия I театральной деятельности. Как привлечь таких ребятишек к теа-.ральным играм? Как помочь им преодолеть неуверенность в себе, заучить общаться со сверстниками и взрослыми? Главное - - создать между взрослыми и детьми отношения цоброты, сердечности и любви. Желание педагогов понять юихологические проблемы ребенка, стремление помочь ему выйти победителем из тупиковой ситуации создают предпосылки для дальнейшей творческой деятельности. Надо вовремя помочь малышу справиться с возникшими проблемами. Иначе боязнь общения, замкнутость в своих переживаниях, страх быть осмеянным сверстниками, нежелание получить негативную оценку своей деятельности со стороны взрослых — все это, как снежная лавина, обрушивается на маленького человека, загоняя его в мир страхов и сомнений. В этой ситуации на помощь ребенку приходят театральные куклы. Они никого не могут оставить равнодушным, потому что напоминают малышу те привычные детские игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни. Чем раньше начать заниматься с детьми театральной деятельностью, тем меньше маленьких людей придется впоследствии выводить из тупиковой ситуации.
Знакомство детей с театрализованными играми начинается в первой младшей группе. Малыши смотрят небольшие кукольный спектакли и инсценировки, которые разыгрывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с театральной куклой помогает ребятам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Занимаясь с детьми, нужно стремиться вызвать у них положительные эмоции по отношению к театрально-игровой деятельности, побуждать их общаться с куклой, внимательно ее рассматривать, не препятствовать стремлению поиграть с «актерами», участвующими в спектакле. Так, незаметно для себя, малыши включаются в театрализованную деятельность. Начиная со второй младшей группы («Почемучки», 4-й год жизни) и до выпуска, нужно последовательно знакомить детей с различными видами кукольных театров, театрализованных представлений. Для этого используются этюды, обучающие способам управления куклами различных систем, специальные упражнения по развитию умений с помощью мимики и пантомимики передавать эмоции человека. В работе с детьми могут быть использованы разнообразные театральные постановки: инсценировки, детские оперы, оперетты, шоу-представления, кукольные спектакли и др. Можно использовать следующие элементы при подготовке детей к постановке театрального спектакля: 1. Прослушивание сказки в одном из вариантов: — слушание сказки, которую рассказывает педагог; свой рассказ он сопровождает театрализацией (с использованием настольного, напольного театра кукол бибабо); — прослушивание аудиозаписи сказки, пластинки с записью — просмотр видеофильма с записью сказки. 2. Этюды, специальные упражнения, способствующие развитию 3. Игры и упражнения, творческие задания на развитие 4. Упражнения на распознавание эмоций, отображенных в ри Не следует назначать на ведущие роли одних и тех же детей. Учитывая, что каждый ребенок талантлив от природы, каждому нужно помочь раскрыть свои способности. Занимаясь с детьми театром, мы ставили перед собой цель -сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|