Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ИГРУ




Театральная деятельность дошкольников рассматривается как отдельный вид деятельности, который имеет свою специфику: дети, исходя из присущих им возрастных особенностей, вживаются в обсто­ятельства, диктуемые сценарием. Они искренне верят в то, о чем говорят и что делают, целиком достигают натурального и реа­листического исполнения. Таким образом, в комплексе развива­ются многие психические процессы (внимание, память, воображе­ние), формируется личность ребенка, его отношения с ровесниками.

Театрально-игровая деятельность — синтетический вид дея­тельности. Она совмещает элементы игровой (действия детей с ку­кольными персонажами), художественно-речевой (передача содер­жания знакомого текста, придумывание и т. п.), изобразительной (оформление костюмов, места действия) и музыкальной (исполнение знакомых песенок, пританцовывание, напевание и т. п.) дея­тельности. Их особенность заключается в том, что они объединены одним сценическим решением, пусть это будет кукольное пред­ставление или драматизация произведения.

Спектакль-игра как процесс театрализованной деятельности де­тей может появиться только благодаря совместным усилиям: распределению и обсуждению ролей и обязанностей. Направляю­щая роль принадлежит воспитателю, который помогает детям объединиться в творческие группы с целью подготовки, оформления и проигрывания от начала до конца театрализованного пред­ставления или небольшого спектакля.

Необходимым условием театрализованной деятельности явля­ется умение детей выделять характерные особенности персонажей (позу, походку, привычки, тембр голоса и т. д.). В связи с этим необходимо расширять знания детей о профессиях людей, животном мире, явлениях природы.

Активное участие детей в театрализованных играх возможно только при хорошем знании литературного текста, овладении навы­ками выразительного чтения, использовании соответствующих


средств для передачи образа, умении организовать игровое окру­жение, сделать правильный выбор необходимых атрибутов.

Дошкольники овладевают разнообразными средствами выра­зительности сценического образа: речевой интонацией, мимикой и пантомимой.

Во время театрализованных игр воспитанники знают, что и ко­го они представляют, но не всегда это получается у них удачно. Поэтому воспитатель должен предлагать ребятам различные задания («Поиграем в магазин (цирк)» и др.), вызывая тем самым активность детей в поиске и передаче разных положений персо­нажей с помощью соответствующих движений, интонации. С це­лью точного подбора дошкольниками необходимых средств для передачи движений и голоса персонажей, воспитатель проводит специальные упражнения по развитию умений с помощью дви­жений и мимики передавать чувства человека («Покажи, что ты чувствуешь, когда на улице холодно (жарко), когда идет теплый дождь и можно гулять под ним»), движения людей в разных ситуациях и положениях («Покажи движения ребенка, который радуется»; «Покажи движения человека, который переходит ручей по узенькой дощечке»).

Для развития интонационной выразительности можно предло­жить дошкольникам такие игровые задания:

1. «Исполни сценку»: от лица любого персонажа — Деда Мороза,
жабы, медведя — дети задают друг другу вопросы и отвечают с соот­
ветствующей интонацией — с завистью, печалью, радостью, злостью.

2. «Скажи фразу»: дети произносят фразы — «Это моя бабуш­
ка», «Добрый день», «Зимушка-зима» — так, чтобы каждый раз
благодаря изменению ударного слова менялась по смыслу и вся фраза.

Кукольно-театрализованная деятельность привлекает малышей динамикой действий, яркостью художественных образов, куклами, которые оживают, камерностью и непродолжительностью действия. Детям дошкольного возраста доступны разные виды инсценировок: театр картинок, пальчиковый (см. обложку), кулачковый, настольный кукольный и плоскостной театры, театр теней и театр марионеток.

В кукольно-театрализованной деятельности дошкольники не только удовлетворяют свой интерес, исполняя ту или иную роль, но и практикуются в освоении приемов вождения кукол, «ожив­ления» персонажей.

Самостоятельность детей в процессе театрализованных игр с ку­клами носит разный характер в зависимости от того, чей сюжет разыгрывается ими: свой или автора. Собственные сюжеты до­школьники разыгрывают более свободно, импровизированно, но беднее с точки зрения образной выразительности. При воплощении


авторских сюжетов богаче образная выразительность, но поведении участников игры менее свободно, игровые действия более регла­ментированы.

Специальные игровые упражнения, разыгрывание импро­визированных сценок с куклами составляют основу кукольно-театрализованной деятельности, активизируют творческие прояв­ления детей.

В основе приемов обучения лежит дифференцированный подход к усвоению структуры кукольно-театрализованной дея­тельности, которая включает в себя замысел, обдумывание и под­готовку всех этапов постановки кукольного театра (подбор персо­нажей, оформление места действия, поиск исполнительских средств) и, наконец, результат (показ спектакля).

Одной из составных частей кукольно-театрализованной дея­тельности является участие дошкольников в создании кукол. Это начальный этап подготовки кукольного представления. Малыши 5—6-летнего возраста могут изготавливать разные куклы: плоские бумажные, на палочках, на деревянных ложках, из овощей, фруктов, кулачковые куклы, куклы-топотушки и др. Вообще же в работе с детьми можно использовать следующие виды кукол:

1. Куклы из варежек.

2. Куклы из перчаток.

3. Куклы из коробок (см. обложку).

4. Игрушки-вертушки.

5. Куклы бибабо (см. обложку).

6. Куклы из воздушных шаров.

7. Куклы-марионетки.

8. Куклы из больших конусов.

9. Тростевые куклы.

 

10. Плоские бумажные куклы.

11. Бумажные куклы на деревянной палочке (см. обложку).

12. Куклы на деревянных ложках.

13. Куклы из овощей и фруктов.

Воспитатель организует дошкольников для создания кукол, закрепляет у них тем самым навыки вырезывания, склеивания, связывания ниток. Ребенок сам создает кукольные персонажи, которые на последующем этапе оживают в небольших сценках, немых или озвученных.

Чтобы малыши овладели движениями, характерными для каж­дого вида кукол, воспитатель дает им игровые задания:

— покажи, как кукла встает, кланяется, двигается (медленно,
быстро);

— покажи, как кукла машет руками, хлопает в ладоши и др.


Основная задача при проигрывании сценок — научить малышей кийке вождения кукол, усвоению текста от лица куклы-переона-I, развить умение слышать друг друга.

Интересно проходят «режиссерские игры». Воспитатель пред-агает старшим дошкольникам побыть режиссерами и «поставить» разыграть) — как кто понимает — разнообразные народные по-.ловицы, поговорки, стихотворения. Каждый ребенок-«режиссер» юдбирает в качестве исполнителей ребят из группы сверстников, эти должны слушать, что им предлагает «режиссер» и после несколь-«х мини-репетиций представить мини-спектакль.

Музыкально-театрализованная деятельность — синтетическая ]юрма работы с детьми по музыкальному воспитанию. В ее состав I входят все виды музыкальной деятельности, а также театрально-I игровая деятельность, сценическое действие.

Специфическое отличие музыкально-театрализованной дея­тельности от театрально-игровой проявляется в значении музыки I для обоих видов. Если в театрально-игровой деятельности музыка может присутствовать или нет, то в музыкально-театрализованной эна является неотъемлемой частью. Музыка звучит в сольных вокальных партиях, в хоре, в ансамбле, сопровождает танцевальные вижения, служит фоном сценического действия.

Иногда непросто складываются отношения ребенка со свер-. ликами и взрослыми. Наблюдаются случаи отказа детей от участия I театральной деятельности. Как привлечь таких ребятишек к теа-.ральным играм? Как помочь им преодолеть неуверенность в себе, заучить общаться со сверстниками и взрослыми?

Главное - - создать между взрослыми и детьми отношения цоброты, сердечности и любви. Желание педагогов понять юихологические проблемы ребенка, стремление помочь ему выйти победителем из тупиковой ситуации создают предпосылки для дальнейшей творческой деятельности. Надо вовремя помочь малышу справиться с возникшими проблемами. Иначе боязнь общения, замкнутость в своих переживаниях, страх быть осме­янным сверстниками, нежелание получить негативную оценку своей деятельности со стороны взрослых — все это, как снежная лавина, обрушивается на маленького человека, загоняя его в мир страхов и сомнений. В этой ситуации на помощь ребенку приходят театральные куклы. Они никого не могут оставить равнодушным, потому что напоминают малышу те привычные детские игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни. Чем раньше начать заниматься с детьми театральной деятельностью, тем меньше маленьких людей придется впоследствии выводить из тупико­вой ситуации.


 




Знакомство детей с театрализованными играми начинается в пер­вой младшей группе. Малыши смотрят небольшие кукольный спектакли и инсценировки, которые разыгрывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с театральной куклой помогает ребятам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Занимаясь с детьми, нужно стремиться вызвать у них положительные эмоции по отношению к театрально-игровой деятельности, побуждать их общаться с куклой, внимательно ее рассматривать, не препятствовать стремлению поиграть с «ак­терами», участвующими в спектакле. Так, незаметно для себя, малыши включаются в театрализованную деятельность.

Начиная со второй младшей группы («Почемучки», 4-й год жизни) и до выпуска, нужно последовательно знакомить детей с различными видами кукольных театров, театрализованных представлений. Для этого используются этюды, обучающие способам управления куклами различных систем, специальные упражнения по развитию умений с помощью мимики и панто­мимики передавать эмоции человека. В работе с детьми могут быть использованы разнообразные театральные постановки: инсце­нировки, детские оперы, оперетты, шоу-представления, куколь­ные спектакли и др.

Можно использовать следующие элементы при подготовке детей к постановке театрального спектакля:

1. Прослушивание сказки в одном из вариантов:

— слушание сказки, которую рассказывает педагог; свой рассказ он сопровождает театрализацией (с использованием настольного, напольного театра кукол бибабо);

— прослушивание аудиозаписи сказки, пластинки с записью
сказки;

— просмотр видеофильма с записью сказки.

2. Этюды, специальные упражнения, способствующие развитию
умений произвольно управлять своими действиями, эмоциями.

3. Игры и упражнения, творческие задания на развитие
интонационной выразительности.

4. Упражнения на распознавание эмоций, отображенных в ри­
сунке: рассматривание картин и специальных схематических
рисунков, пиктограмм, изображающих ярко выраженные эмоцио­
нальные состояния.

Не следует назначать на ведущие роли одних и тех же детей. Учитывая, что каждый ребенок талантлив от природы, каждому нужно помочь раскрыть свои способности.

Занимаясь с детьми театром, мы ставили перед собой цель -сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной,


наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радо­стью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, получен­ные в театрализованных играх, дети смогли использовать в пов­седневной жизни.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных