Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Претензии и иски к перевозчику из договора перевозки груза




Всоответствии со ст. 797 ГК до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из нарушения им перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответству­ющим транспортным уставом или кодексом. Лишь в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в 30-дневный срок к нему может быть предъявлен иск грузоотправителем или грузополучателем.

ГК не устанавливает каких-либо сроков на предъявление претензий и не предоставляет такой возможности транспортным уставам и кодексам, что означает применение здесь годичного срока исковой давности (а не пресекательных сроков, как было ранее), часть которого поглощается пе­риодом, необходимым для предъявления и рассмотрения перевозчиком

См. п. 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. № 30.


Раздел XIII


Обязательства по оказанию фактических и юридических услуг


Транспортные и экспедиционные обязательства


Глава 55 § 6 (9)


 


соответствующих требований в претензионном порядке1. Хотя некото­рые нормы транспортных уставов и кодексов о сроках на предъявление претензий перевозчику традиционно претендуют на пресекательный характер, однако судебно-арбитражная практика последовательно зани­мает иную позицию, соответствующую общим правилам ГК.

Претензия должна быть предъявлена той транспортной органи­зации, которая в соответствии с законодательством уполномочена ее рассматривать; она должна содержать все необходимые сведения и расчет суммы требований, позволяющие рассмотреть ее по су­ществу; к претензии должны быть приложены документы, которые в соответствии с транспортным законодательством могут служить доказательством предъявленных требований.

Правом на предъявление претензии к железнодорожному перевоз­чику наделены:

• в случае утраты груза — грузополучатель или грузоотправитель при ус­ловии представления грузовой квитанции в приеме груза к перевозке с отметкой станции назначения о неприбытии груза (либо документа об оплате его стоимости и справки железной дороги о его отправке с отметкой станции назначения о неприбытии данного груза);

• в случае недостачи, повреждения (порчи) груза — грузополучатель или грузоотправитель при условии представления транспортной наклад­ной и коммерческого акта (либо документов об обжаловании отказа железной дороги в составлении коммерческого акта);

• в случае просрочки доставки груза — грузополучатель или грузоотпра­витель при условии представления транспортной накладной;

• в случае задержки выдачи груза — грузополучатель или грузоотпра­витель при условии представления накладной и акта общей формы (ст. 120 УЖТ).

При перевозках грузов внутренним водным транспортом таким правом наделены:

• в случае полной утраты груза — грузоотправитель или грузополучатель при условии представления квитанции в приеме груза к перевозке, с отметкой перевозчика о неприбытии груза;


 

• в случае недостачи или повреждения (порчи) груза — грузополучатель при условии представления транспортной накладной и коммерческого акта (при отсутствии последнего — документа об обжаловании отказа в его составлении);

• в случае взыскания излишне уплаченных провозной платы и иных пла­тежей — грузоотправитель или грузополучатель при условии представ­ления транспортной накладной;

• в случае просрочки доставки груза — грузополучатель при условии пред­ставления транспортной накладной (ст. 126 КВВТ).

На воздушном транспорте право на предъявление вытекающих из перевозок грузов претензий и исков имеют:

• в случае утраты груза — грузополучатель при предъявлении грузовой накладной с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (не­прибытии) груза (либо документа об оплате стоимости груза и справки перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта пункта назначе­ния о прибытии (неприбытии груза);

• в случае недостачи (порчи) груза — грузополучатель при предъявлении грузовой накладной или коммерческого акта;

• в случае просрочки доставки груза — грузополучатель при предъявле­нии грузовой накладной (ст. 125 ВК).

Названные транспортные уставы и кодексы не предусматривают возможности передачи грузоотправителем или грузополучателем кому-либо своего права на предъявление претензии и иска перевозчику.

В морской перевозке грузов предварительное предъявление пере­возчику претензии обязательно лишь при перевозке грузов в каботаже. Для других видов морской перевозки обязательный претензионный порядок урегулирования споров может быть предусмотрен договором (п. 1 ст. 403 КТМ). Лица, пользующиеся правом на предъявление претензий и исков к перевозчику (отправитель или грузополучатель), должны определяться по смыслу конкретных норм КТМ1. Передача права на предъявление претензий и исков допускается только в случае его передачи отправителем получателю или наоборот, а также от­правителем или получателем экспедитору либо страховщику (ст. 404 КТМ)2. Она удостоверяется переуступочной надписью на коносаменте или ином перевозочном документе.


 


1 См.: Витрянский В.В. Перевозка (гл. 40) / Гражданский кодекс России. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Ко­зырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М., 1996. С. 412—413; Коммерческое право: Учеб­ник/Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. СПб., 1997. С. 315 (автор главы — Н.С. Ковалевская).


1 См.: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федера­ции. С. 690.

! В последнем случае такую передачу прав не следует смешивать с суброгацией

по договору имущественного страхования (п. 1 и 2 ст. 965 ГК).


 


Раздел XIII


Обязательства по оказанию фактических и юридических услуг


Транспортные и экспедиционные обязательства


Глава 55 § б (10)


 


 
 

 

На основании ст. 797 ГК претензии к перевозчику могут предъ­являться в любой момент в пределах срока исковой давности, но с таким расчетом, чтобы у перевозчика имелось не менее 30 дней (до истечения срока исковой давности) для рассмотрения предъявленной претензии (ст. 406 КТМ, п. 4 ст. 125 КВВТ).

Для воздушных и железнодорожных перевозок установлены спе­циальные претензионные сроки (ст. 126 ВК и ст. 123 УЖТ), причем сформулированные как пресекательные (поскольку перевозчик вправе, но не обязан принять для рассмотрения претензию по истечении уста­новленных сроков, если признает причину пропуска уважительной). Однако в силу противоречия этих норм ГК предъявление грузоотп­равителем (грузополучателем) претензии к перевозчику за пределами установленных претензионных сроков при соблюдении общего порядка предъявления претензии ни при каких условиях не может быть признано препятствием для судебной защиты нарушенных прав1.

Вместе с тем несоблюдение порядка предъявления претензии может привести к тому, что претензия будет считаться непредъявленной, что, в свою очередь, может быть расценено судом как основание к возвра­щению искового заявления без рассмотрения.

Согласно ст. 125 УЖТ иски к перевозчику предъявляются в те­чение одного года со дня наступления событий, послуживших осно­ваниями для предъявления претензий (а не со дня получения ответа на претензию или истечения срока для такого ответа). Аналогичным образом начальный момент срока исковой давности исчисляется в ст. 408 КТМ и в п. 2 ст. 128 КВВТ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных