ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Обязательства из договора транспортной экспедицииПонятие договора транспортной экспедиции В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экс педиции услуг, связанных с перевозкой груза: • организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным • заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) • обеспечить отправку или получение груза; • выполнить другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено также: • получение требующихся для экспорта или импорта документов; • выполнение таможенных и иных формальностей; • проверка количества и состояния груза; • осуществление его погрузки и выгрузки; • уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; Раздел XIII Обязательства по оказанию фактических и юридических услуг Транспортные и экспедиционные обязательства Глава 55 §8(1)
ф хранение груза; • его получение в пункте назначения; • выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. по данному договору, позволяет квалифицировать в качестве такового всякое соглашение, заключаемое грузоотправителем или грузополучателем с организацией, которая может быть признана экспедитором, и предусматривающее выполнение для грузоотправителя или грузополучателя любых операций и услуг, связанных с перевозкой груза. По своей юридической природе договор транспортной экспедиции является консенсуальным1, двусторонним и возмездным договором. Согласно п. 1 ст. 802 ГК он подлежит заключению в письменной форме. В соответствии с п. 3 ст. 801 ГК принят специальный Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон о транспортно-экспедиционной деятельности)2, нормы которого имеют приоритет перед соглашением сторон. Данный закон не содержит правил, определяющих условия договора транспортной экспедиции, но предусматривает издание Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утверждаемых Правительством РФ. В конкретных договорах транспортной экспедиции по соглашению сторон могут определяться лишь те условия, которые не предусмотрены названным законом, а также другими законами или иными нормативными актами. Договор транспортной экспедиции относится к категории гражданско-правовых договоров об оказании услуг3, будучи вместе с тем их вполне самостоятельным видом. Сочетание в нем элементов иных обязательств (перевозки, хранения, поручения, комиссии и т.д.) дает новое качество, в результате чего обязательство транспортной экспе- 1 Данный договор не становится реальным и в том случае, когда экспедитор выполняет экспедиционные услуги «с вверенным ему грузом», выступая в роли перевозчика (Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. С. 479 (авторы 2 СЗ РФ. 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2701. См.: Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 544. диции приобретает самостоятельный характер1, который не укладывается в рамки известных договоров, например поручения, комиссии или агентского договора (что исключает применение к нему правил об этих договорах)2. Неразрывная связь экспедиционных услуг с перевозкой грузов, направленность договора транспортной экспедиции исключительно на организацию или обеспечение процесса перевозки грузов позволяют отличать услуги, оказываемые клиенту экспедитором, от иных операций и услуг, оказываемых организациями, обслуживающими участников транспортного процесса. Например, лоцманские, навигационные и иные подобные услуги на морском транспорте или осуществляемое за плату метеорологическое, радио-, электро- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное и другое обеспечение полетов воздушных судов (ст. 69 ВК) характеризуются направленностью на обеспечение безопасности движения и сохранности самих транспортных средств и потому не могут составлять предмет договора транспортной экспедиции. Сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент. В качестве экспедитора выступают либо коммерческая организация, либо индивидуальный предприниматель, располагающие лицензией на занятие транспортно-экспедиционной деятельностью. Клиентами по этому договору являются любые правосубъектные лица, заинтересованные в транспортно-экспедиционном обслуживании и являющиеся грузоотправителями или грузополучателями в отношении экспедируемого груза. В частности, в этом качестве могут выступать граждане-потребители, на которых в этом случае распространяется действие законодательства о защите прав потребителей (п. 3 ст. 4 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). Обязательства по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей могут осуществляться и перевозчиком груза на основании договора перевозки (п. 2 ст. 801 ГК). На 1 См.: Иоффе О.С. Указ. соч. С. 544—545; Ходунов М.Е. Правовое регулирование деятельности транспорта. М., 1965. С. 156—157; Шварц ХМ. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. М., 1966. С: 151—152. 2 Подробнее об отличиях договора транспортной экспедиции от договоров поручения, комиссии, агентирования, хранения и перевозки см.: Брагинский М.И., Вит- Раздел XIII Обязательства по оказанию фактических и юридических услуг Транспортные и экспедиционные обязательства Глава 55 § 8 (2)
автомобильном транспорте такая возможность прямо предусмотрена ст. 124 и 125 УАТ. Другие транспортные уставы и кодексы не содержат на этот счет каких-либо положений, что дает основания для регулирования соответствующих отношений соглашениями сторон (п. 2 ст. 784 ГК)1. В этом случае договор перевозки содержит в себе элементы договора транспортной экспедиции, т.е. приобретает черты смешанного договора2. Содержание договора транспортной экспедиции Содержание обязательств из договора транспортной экспедиции составляют взаимные обязанности его сторон. Прежде всего это обязанности экспедитора по предоставлению клиенту услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе по организации их предоставления, конкретное содержание которых по-разному определяется в отдельных разновидностях данного договора. Оказываемые экспедитором услуги, связанные с перевозкой груза, нередко не вполне удачно разделяют на основные (по организации перевозок) и дополнительные, которые могут охватывать любые вопросы, касающиеся транспортировки груза3. Но такое деление относится лишь к закрепленной в ГК общей модели данного договора и не учитывает его конкретных разновидностей, в которых и «основные», и «дополнительные» услуги, по-разному сочетаясь, могут как наличествовать, так и отсутствовать. Выделение законом дополнительных 1 Наиболее удобной формой согласованного возложения на перевозчика гру 2 Поэтому при нарушении перевозчиком обязательств по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузоотправителя (грузополучателя) он несет полную (а 3 См.: Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. С. 482 (авторы главы — Д.А. Медведев и В. Т. Смирнов); Егиазаров В.А. Указ. соч. С. 173. услуг связано с тем, что при их оказании экспедитор всегда действует от своего имени, тогда как «основные услуги» он по условиям конкретного договора может оказывать как от своего имени, так и от имени клиента (по его доверенности). Обязанности клиента в договоре транспортной экспедиции заключаются в предоставлении экспедитору необходимых документов и информации, а также в возмещении понесенных экспедитором расходов и в уплате вознаграждения за оказанные услуги. Договоры транспортной экспедиции, предусматривающие обязанность экспедитора заключать договоры перевозки и совершать иные юридические действия от имени клиента, должны включать также обязанность клиента по выдаче экспедитору доверенности, необходимой ему для совершения соответствующих юридических действий. В конкретном договоре транспортной экспедиции по усмотрению сторон могут быть предусмотрены и иные обязанности, возлагаемые на клиента. Особенность содержания договора транспортной экспедиции составляет также закрепленное законом право его сторон на односторонний отказ от его исполнения. Согласно ст. 806 ГК любая из сторон договора транспортной экспедиции вправе отказаться от его исполнения, предупредив об этом другую сторону в разумный срок и возместив ей убытки, вызванные расторжением договора. Правда, такое правило представляется обоснованным и объяснимым лишь для тех ситуаций, когда в соответствии с условиями договора экспедитор заключает сделки и совершает иные юридические действия от имени клиента (по его доверенности)1. В этом случае договор транспортной экспедиции приближается к «договорам о представительстве» (поручения и агентирования), которым известна такая возможность. Впрочем, обязанность по возмещению контрагенту убытков, вызванных односторонним отказом от договора, служит стимулом для воздержания от реализации этого права. Кроме того, п. 5 ст. 6 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности предусматривает для этой ситуации помимо возмещения всех убытков еще и уплату штрафа (законной штрафной неустойки) в размере 10% от суммы понесенных контрагентом затрат. См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. С. 733.
Обязательства по оказанию фактических и юридических услуг Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|