Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Договор буксировки на водном транспорте




Одним из широко используемых договоров возмездного оказа­ния транспортных услуг является договор буксировки. Буксировка как способ транспортировки (перемещения) объекта на морском и внутреннем водном транспорте может использоваться для его доставки получателю путем передачи буксируемого объекта транс­портной организации. Тогда она оформляется договором перевозки груза, ибо юридически безразлично, будет ли, например, погружена принятая для доставки древесина на палубу грузового судна, в его трюм или на несамоходную баржу либо сплочена в плоты. Условие о перевозке груза «буксиром» в этом случае составляет лишь кон­кретизацию способа исполнения перевозчиком своей обязанности по перевозке груза.

Иное дело — осуществление буксировки груза (объекта) по воде с непременным участием назначенного отправителем экипажа, сопро­вождающего буксируемый объект, причем последний не передается буксировщику, оставаясь во владении отправителя. Такие отношения оформляются не договором перевозки груза, а специальным договором буксировки, являющимся самостоятельным транспортным договором, выделившимся из договора перевозки2. При этом договор буксировки используется только на водных видах транспорта, ибо на других видах

1 Подробнее об отдельных видах договоров возмездного оказания услуг транс­
портными организациями см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право.
Книга четвертая. С. 740.

2 См.: Алексеев И.В. Юридическая природа договора буксировки в советском
морском и внутренневодном праве // Ученые записки Пермского университета. Т. 19. Вып. 4. 1961. С. 38.


Раздел XIII


Обязательства по оказанию фактических и юридических услуг


Транспортные и экспедиционные обязательства


 


Глава 55 § 9 (3)


 


транспорта он укладывается в рамки договора перевозки грузов (чем и объясняется отсутствие норм об этом договоре в УЖТ, ВК и УАТ).

По договору буксировки одна сторона (буксировщик) обязуется свое­временно и в сохранности отбуксировать судно, плот или иной плавучий объект (буксируемый объект) в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, а другая сторона (отправитель) обязуется предъявить буксируемый объект для буксировки и оплатить ее (п. 1 ст. 88 КВВТ).

По юридической природе этот договор — двусторонний, консенсуальный, возмездный. Консенсуальный характер также отличает его от реального договора перевозки грузов1. Договор буксировки оформляется транспортной накладной и составленными на ее основе дорожной ведомостью и квитанцией о приеме буксируемого объекта для буксировки.

Сторонами рассматриваемого договора являются отправитель и буксировщик, который должен обладать лицензией. Отправитель и получатель буксируемого объекта могут не совпадать в одном лице. В таком случае получатель становится третьим лицом (подобно грузо­получателю в договоре перевозки грузов), а договор буксировки также приобретает признаки договора в пользу третьего лица.

Обязанности отправителя в данном договоре составляют предъяв­ление буксируемого объекта для буксировки в состоянии, пригодном для безопасного плавания, а также оплата услуг буксировщика. Пос­ледняя по общему правилу производится авансом, до момента начала буксировки, иначе буксировщик вправе задержать буксировку (ст. 75 и п. 6 ст. 88 КВВТ).

Буксировщик обязан до приема буксируемого объекта провести его осмотр на предмет соответствия правилам плавания. При выявлении дефектов и недостатков, препятствующих буксировке, он составляет акт с указанием их перечня и сроков устранения. При отсутствии или устранении таких дефектов и недостатков им составляется акт о готовности объекта к буксировке, на основании которого затем

1 Высказывавшиеся ранее мнения о возможности признания некоторых дого­воров буксировки реальными теперь не соответствуют действующему транспортному законодательству (подробнее см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. С. 226, 563—565).


составляется транспортная накладная (п. 2 ст. 91 КВВТ). Далее бук­сировщик обязан осуществить буксировку и сдать буксируемый объект

указанному в накладной получателю, предварительно известив его о своем прибытии.

Правила об имущественной ответственности за нарушение сторо­нами условий данного договора (неподачу транспортных средств или непредъявление объекта для буксировки, просрочку в доставке объек­та, его утрату или повреждение и т.д.), включая ее условия, содержание и ограничения, в основном унифицированы с аналогичными прави­лами, касающимися сторон договора перевозки грузов (ст. 115—118 КВВТ)1. Это касается также претензионного порядка предъявления требований к буксировщику (ст. 161 КВВТ).

При необходимости осуществления систематических буксиро­вок на основании п. 5 ст. 88 КВВТ возможно заключение договора об организации буксировок, предусматривающего их объем и сроки, условия предъявления объектов для буксировок и осуществления их буксировок, условия оплаты буксировок и расчетов за них, а также иные условия организации буксировок. Такой договор по юридической природе аналогичен договорам об организации перевозок грузов и подобно им должен быть отнесен к организационным договорам, а не к договорам о возмездном оказании транспортных услуг.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных