Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






I. Вписать в квадрат 15*15 см. образ животного, птицы, используя линию, фактуру, силуэт (2 шт. в цвете).




КОМПОЗИЦИЯ

 

Методические указания

к выполнению тестовых заданий

по изучению дисциплины «Композиция»

для студентов-бакалавров 2-го курса 3 семестра очного и заочного обучения специальности 261400.62 по направлению подготовки

«Технология художественной обработки материалов»

 

 

Составитель:

доцент А. Н. Писарева

 

Санкт-Петербург

 

УТВЕРЖДЕНО

 

на заседании кафедры

12.10.2011 г.

(протокол № 3)

 

Рецензент

А. В. Григорьев

 

 

Оригинал подготовлен автором

 

Подписано в печать Формат

Печать трафаретная. Усл. печ. л. 1.3. Заказ

Тираж 200 экз.

Отпечатано в типографии СПГУТД

191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, 26

I. Вписать в квадрат 15*15 см. образ животного, птицы, используя линию, фактуру, силуэт (2 шт. в цвете).

Изображение зооморфных форм должно носить условный характер. Условность изобразительного языка, его абстрагированный характер являются основными принципами создания декоративного рисунка.

Добиваясь условности изобразительного языка необходимо прибегать к обобщению и абстрагированию формы результатом чего должна стать стилизованная, т. е. преображенная форма. Характер стилизации может приближаться к реальной форме (рис. 1), но не в коем случае не копировать ее, крайней формой стилизации будет знаковое изображение, создание символа.

Рис. 1. Характер стилизации приближается к реальной форме

Символ (греч. Symbolon – опознавательная примета) – это образ в аспекте знаковости и знак, наделенный неисчерпаемой многозначностью образа. Это образ, в котором всегда присутствует определенный смысл, слитый с образом, но не сводимый к нему. Символ соединяет предмет и смысл. Последовательное обобщение и абстрагирование изобразительной формы – путь создания символа.

Стилизация может идти путем геометризации формы (рис. 2), вычленяя в ней и выделяя геометрические формы, может носить орнаментальный характер (рис. 3), может сочетать геометризованные и орнаментальные формы, использовать пластические формы (рис. 4).

Рис. 2. Геометризация формы

Рис. 3. Орнаментальный характер изображения зооморфного мотива

Рис. 4. Пластические формы в стилизации зооморфного мотива

 

Полезно изучать с этой точки зрения народное искусство, как народные мастера трактовали животные формы, стилизовали зооморфные мотивы (рис. 5).

Рис. 5. Стилизация зооморфных мотивов в Пермогорской росписи

 

Декоративное изображение зооморфных мотивов в квадрате должно следовать следующим принципам:

1. Плоскостность изображения, достигаемая путем трансформации объемных реальных форм в условные двухмерные формы

2. Отсутствие перспективного изображения

3. Использование локальных цветов

4. Поиск соотношения рисуночных форм и фоновых, внимательное отношение к контуру (игра фигуры и фона)

5. Соблюдение правила композиционного равновесия «черного и белого» в случае черно-белого решения, или композиции различных цветовых тонов, входящих в композицию

6. Четкое следование принципам симметрии или ассиметрии в композиции

7. Правильный выбор масштаба изображения и цветовой нагрузки.

Рис. 6. Линейно-плоскостное решение

 

В построении декоративного изображения следует также опираться на определенные композиционные приемы или правила:

1. Композиция строится на силуэтном решении – от пятна (рис. 4);

2. Линейно-плоскостное решение (рис. 6);

3. Линейное (рис. 7).

Рис. 7. Линейное решение

Цветовое решение может строиться на сопоставлении контрастных взаимодополнительных по цветовому кругу цветов, или использование определенной цветовой гаммы (холодной, теплой и т.д.); тональное решение может быть светлым, контрастным, сильным по тону (на выбор студента), здесь важно правильно выбрать масштаб цвета и тона, чтобы не получилось с одной стороны «вялой» композиции, с другой – «кричащей». Гармонично подобранные чистые цветовые тона лучше всего подходят для решения данной задачи.

Фактурой может выступать в данном случае штрих различных видов, точки, мелко масштабные детали (рис. 8).

Рис. 8. Использование фактуры в стилизации зооморфного мотива

 

II. Построить орнаментальный ряд в прямоугольнике, цветной вариант, масштаб и техника свободные.

Это задание предполагает построение полосовой (линейной) композиции, иначе говоря орнамента.

Орнамент (лат. ornamentum —украшение) является одним из художест­венных композиционных средств, используемых для украшения предмета.

С древнейших времен орнамент определял достоинство предметов, сим­волично выражающих функцию и предназначение. В архитектурных сооружениях орнамент использовался в качестве элемен­та композиции и средства художественной выразительности, помогая выде­лению отдельных частей строения или оптически подчеркивая их структуру.

Каждая эпоха, каждый стиль в искусстве, национальная культура выраба­тывали свою систему орнамента.

Орнамент условно подразделяют:

а) на геометрический (рис. 10, 11),

б) растительный (рис. 9, 11),

в) животный (рис. 11).

Цель декорирования предметов порождала всевозможные способы деко­рирования, различные по своему характеру и назначению, поэтому орнамент стали подразделять еще и по признакам техники и материала выполнения:

а) на резной,

б) чеканный,

в) лепной,

г) мозаичный,

д) инкрустированный,

а по способу изготовления — на плоский, рельефный, объемный, заглублен­ный и т. д.

Однако существует еще более точная классификация орнаментальных узоров, исходящая из их композиций.

Рис. 9. Растительный орнамент

Рис. 10. Использование геометризации в создании орнаментальной композиции

Рис. 11. Геометрическая, растительная и анималистическая орнаментальные композиции

Орнаментальные узоры в большинстве своем строятся по принципу ритми­ческой повторяемости либо одного, либо нескольких элементов.

Существует несколько принципов построения орнамента.

Повторение придает ценность малозначительному элементу, может создать ощущение спокойной и уверенной силы своей регулярностью (на­пример, бордюры, ленты, фризы).

Инверсия — обратное расположение узора, один и тот же мотив ис­пользуется попеременно в противоположных направлениях. Помогает избе­жать однообразия.

Чередование выполняет туже роль, что и инверсия.

Мотив орнамента располагается то в вертикальном, то в горизонтальном направлениях. Можно чередовать плоские и рельефные элементы, прямые и изогнутые, чередовать цвет и тон и т. д.

Симметрия — зеркально-симметричное повторение одного и того же мотива. Мотивы располагаются по обе стороны от оси изображаемой или во­ображаемой (абсолютная симметрия).

При относительной симметрии орнамент строится не на сопоставлении сходных форм, а на равновесии масс.

Кроме осей симметрии в орнаменте может встречаться ось (вертикальная или горизонтальная), вдоль которой развивается повторяющийся узор. Создавая орнамент, прежде всего продумывают его общую геометрическую основу, которая явится затем структурой орнамента (рис. 12).

Рис. 12. Структура орнамента

Структура (лат. structura) — строение, расположение, порядок. Понятие совершенства структуры орнаментального ряда характеризуется впечатлени­ем естественной слитности всех частей в одно целое, гармонией пропорций и естественностью расположения элементов орнамента.

Одна из отличительных черт орнамента — его условность. Когда орна­мент теряет условность и становится иллюзорным, он отрывается от орнаменти­руемого объекта и приобретает самостоятельность как отдельное изображение.

В орнаменте существует понятие раппорта, означающее ритмичное или симметричное чередование одинаковых изображений. Поле, которое зани­мает раппорт, определено размерами орнаментируемого объекта и гармонич­ным соотношением этого поля и оставшейся фоновой части (рис. 13).

Рис.13 . Раппорт

Мотив — основной атрибут орнамента, определяющий его содержание и влияющий на конструктивную основу. В структуре орнаментов можно про­следить форму (рисунок) и поле орнамента.

Для создания гармоничных сочетаний мотивов надо обращать внимание на равновесие отдельных частей, использование зеркальной, осевой и винто­вой (угловой) Симметрии, т. е. продумать конструкцию орнамента.

Орнаментальные мотивы делятся на следующие виды:

— прямой ленточный (полосовой),

— центрический замкнутый,

— прямой сетчатый: геометрический, растительный, анималистический, геральдический (рис. 14).

Повторяемость элементов в полосном орнаменте осуществляется в виде зеркального отражения, переноса или вращения. Рис. 15 демонстрирует семь схем ритмизации (таблица Б. И. Михлина).

 

 

1 2 3

Геометрический Растительный Анималистический Геральдический

Рис. 14. Виды мотивов: 1 — прямой ленточный; 2 — центрический замкнутый; 3 — прямой сетчатый

 

При работе над композицией орнамента необходимо ясно представлять цели и задачи орнаментальной композиции и назначение орнаментируемого объекта.

Орнаментальные композиции могут сочетать полосовые, плоскостные и розетковидные элементы, (орнаменты, основанные на центрально-лучевой симметрии, относятся к типу розетковидных), а также линейно-сетчатые орнаменты.

При построении орнамента часто используют такое композиционное средство, как контраст. Контраст усиливает выразительность композиции. Достигается контраст выбором разного цвета, тона, сопоставлением частей различной конфигурации и размера, различными формами линий.

Чтобы повысить выразительность композиции, часто используют при­нцип подобия, при котором фигурки меньшего размера располагают вок­руг большой фигуры.

При создании орнаментальной композиции нередко используется сразу несколько композиционных приемов. Подобие создает момент узнавания, параллельность, благодаря повтору, — метричность, а симметрия (зеркальная или центральная) подчеркивает прямую связь или тождество форм (рис. 16).

Рис. 15. Схемы ритмизации Рис. 16. Композиционные приемы в орнаментальной композиции: подо­бие; метричность; тождество

Одним из основных свойств композиции является цельность орнаментального построения. Цельность композиции дает возможность сразу охватить ее взглядом, выделить главные части и второстепенные. Приданию цельности композиции помогает наличие единой стилистики изображения форм орнамента, упорядоченный масштаб частей орнамента, единая конфигурация повторяющихся элементов, соразмерность деталей, продуманность конструктивной схемы, выраженность статики или динамики.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных