Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проектирование художественно-промышленных изделий




Главной целью композиции в проектировании художественно– промышленных изделий является создание предметного образа. В искусстве дизайна художественный образ предстаёт как образ вещи.

В каждом виде искусства художественный образ имеет свою особую структуру, обусловленную особенностями выражаемого в нём содержания и характером материала, в котором содержание это воплощается.

Совершенная композиция предполагает удобство эксплуатации изделия, рациональность компоновки, высокий эстетический уровень, соответствие материалу, способу производства и назначению. Гармоничное соединение утилитарного, функционального и эстетического позволит создать гармоничную во всех отношениях вещь.

Процесс создания гармоничной композиции – это сложный творческий процесс. Он требует преодоления разнородности и разобщённости всех элементов композиции, достижения цельности и единства восприятия.

 

Схема 1 - Разработка композиционного решения

Под цельностью (целостностью) композиции понимается такая взаимосвязь всех элементов композиции, которая не позволяет изменить что–либо без ущерба для целого. Такую композицию можно сразу охватить взглядом, выделить главную и второстепенную её части, сразу «прочитать» систему построения композиции. Цельность композиции тесно связана с совершенством её структуры. Совершенная структура (от лат. strukturа – строение, расположение, порядок) характеризуется ясностью конструктивного построения, строгой организацией и соподчинением всех частей, гармонией пропорций и цельностью впечатления.

Под структурой также понимается видимое снаружи внутреннее строение материала, которое может быть аморфным, кристаллическим, волокнистым, смешанным, а также невидимым или скрытым специально. Структура материала выступает важнейшим средством достижения в дизайнерской композиции авторского замысла, того или иного эффекта.

Форма изделия определяется целью, т.е. предназначением – для чего делается (утилитарно-бытовая, сувенирная, для праздника т.д.), материалом и, следовательно, способом и последовательностью технологических операций, уровнем технологий, а также средой пребывания предмета (жилой, общественный интерьер и т.д.).

С целью и структурой произведения тесно связана тектоника его формы. Тектоника – это организация целесообразной структуры дизайнерского произведения. Тектоника художественно – промышленной формы заключается в пластическом выражении в форме характера и особенностей материала и конструкции. Тектоникой объема предметная форма может приближаться к скульптурной.

Объем (форма) и тектоника являются главными средствами выразительности в художественном конструировании, объектом которого служит предметно–материальное производство.

Требования современного дизайна обязывают художника–дизайнера создавать целостное по восприятию и выразительное дизайнерское произведение.

В утилитарно–бытовых вещах содержанием предмета выступает его функция – утилитарность, а формой – конструктивное решение, воплощение в материале, пластика. Степень соответствия формы содержанию будет характеризовать уровень выразительности, создание предметного образа в конечном итоге.

В художественно–декоративных вещах содержанием предмета является его эстетическая функция, т.е. главная задача такого произведения – украшать, нести красоту в окружающую среду. Неразрывная связь содержания и объемно–пластической формы даст как результат явление художественного образа, т.е. выразительность переходит на высший уровень – уровень художественного образа.

Выразительность произведения во многом зависит от того, насколько композиция выражает замысел автора и насколько все части и элементы целого «работают на образ».

Несомненно, функциональные качества, целесообразность предмета, т.е. соответствие назначению сопрягаясь с его художественными достоинствами, дает искомый сплав красоты и пользы.

Сектор создания таких произведений лежит посередине между созданием узкопрактических вещей и вещей высокохудожественных.

Выразительность и целостность впечатления – это основополагающие принципы организации дизайнерской композиции.

Согласованность всех частей и элементов композиции, их взаимосвязь и структурное единство, приводящее к цельности восприятия и выразительности произведения, называется гармонией (от греч. harmonia- связь, стройность, соразмерность).

Все элементы должны быть соподчинены, связаны между собой; поэтому, как один из организующих принципов построения композиции, выделяется принцип доминанты (от. лат. dominans – главный, господствующий). Чаще всего за доминанту принимается наиболее развитая, пластически насыщенная изобразительными элементами форма.

Как правило, доминанта концентрирует в себе наиболее содержательные характеристики, функциональные и образно– эмоциональные.

Остальные элементы композиции являются второстепенными, подчинёнными доминанте и помогают выявить главную идею, заложенную в доминантном элементе или форме. В сложной композиции, состоящей из нескольких предметов или элементов, кроме доминанты могут присутствовать и акценты (от лат. accentus – ударение). Акценты необходимы тогда, когда нужно каким–либо образом выделить ту или иную часть общего композиционного целого. Они помогают избежать однообразия и участвуют в ритмической организации дизайнерской композиции, развивают композиционный смысл доминанты.

Как правило, доминанта в композиции является композиционным центром.

Композиционный центр может выступать как часть композиции или средоточие частей, элементов.

Композиционный центр может состоять из одного элемента (предмета), отличающегося размером по сравнению с другими элементами композиции (больше или меньше), или находящегося в контрасте по сравнению с ними (цвет, форма, фактура, развитие в пластическом плане), а также может представлять собой несколько элементов, средоточие элементов или, наоборот, свободное пространство между ними. Кроме того, композиция может иметь несколько центров, один из которых будет доминирующим.

Вокруг композиционного центра существует некое поле притяжения, остальные предметы группируются вокруг него своим ритмическим и пластическим строем, помогая выявить, главную идею (пластическую, цветовую и т.д.), заложенную в центре – доминанте композиции.

В зависимости от характера композиции, стилистических особенностей формируется характер масштаба или масштабный строй. В соответствии с этим произведение может быть крупномасштабным или мелкомасштабным. Из понятия масштаба вытекает такое композиционное свойство как масштабность, связанная со свойствами самого объекта, являющееся качественным понятием. Масштабность определяет такое соотношение размеров, частей и элементов композиции, которое даёт гармоническое сочетание их с размерами человека и окружающей средой.

Крупномасштабная композиция характеризуется более крупными обобщёнными элементами. Она характерна для архитектурно– дизайнерских композиций и используется в дизайне среды, рассчитана на обзор с расстояния и используется для создания объектов городской среды, решения интерьеров и экстерьеров, общественных зданий и т.д. (рис. 27).

 

Рис. 27. Эскиз флюгера. Крупномасштабная композиция

Мелкомасштабная композиция имеет более дробный характер отдельных частей и, в основном, используется в случаях, когда требуется рассмотреть композицию вблизи. К ней относятся произведения ювелирного дизайна, дизайна текстиля (мелкоразмерные вещи) и керамические изделия (рис. 28). Это не означает, однако, что в пределах какого-либо вида прикладного искусства (того же ювелирного дизайна или дизайна керамики) не может быть произведений, основанных на крупномасштабном строе. Могут быть массивные вазы с крупными выразительными элементами, а могут быть изящные вазочки, основанные на мелких членениях.

 

Рис. 28. Эскиз ювелирного гарнитура. Мелкомасштабная композиция

Однако, существует некий барьер, за который нельзя выходить, не рискуя сделать изделие грубым, примитивным, излишне упрощённым – всё это является следствием нарушения масштабности. В этом случае композиционное построение вступает в противоречие с выбранным масштабом.

Таким образом, выбор масштаба зависит от назначения дизайнерского произведения, материала, авторского замысла и образной стороны произведения.

В нахождении масштабности достижение выразительности произведения важнейшую роль играет такое средство композиции как пропорция (от лат. proportion – соразмерность).

В дизайнерской композиции под пропорциями понимают соотношение между целым и его частями, между отдельными частями и их элементами.

Характеристика каждого предмета, определённая соразмерностями его частей и целого, есть пропорция (рис. 29).

 

Рис. 29. Эскиз серебряного изделия.

Удачно «найденные» пропорции способствуют гармонизации произведения.

Гармония – это закон связи частей неделимого целого в целое, которому эти части принадлежат. Гармония даёт понятие о красоте как единстве многообразного. «Нет красоты ни в чём без гармонии», - писал Платон.

Без совершенных пропорций невозможно создание гармоничного, прекрасного произведения – считали в древности. Вместе с тем, сознательное нарушение пропорций (деформация) используется в современном искусстве как приём достижения художественной выразительности.

Среди многообразных композиционных средств и приёмов тождество, нюанс и контраст являются понятиями, наиболее связанными с вопросом о пропорциях и характеризующими разновидности отношений.

Тождество применительно к композиции означает отношение сходных равновеликих элементов композиции.

Нюанс (от фр. nuance – оттенок, переход) характеризует отношение форм или элементов незначительно различающихся по форме и величине.

Контраст (от фр. contraste – противоположность, разность) подразумевает отношение двух или нескольких элементов, значительно различающихся размерами; или сопоставление противоположных по форме частей композиции. Контраст может также достигаться сопоставлением криволинейных и прямолинейных форм или сопоставлением различных форм линий, цвета, тона.

Контраст – это наиболее распространенное средство выделения и повышения выразительности композиционного элемента или всей композиции в целом; прежде всего, это сочетание противоположных характеристик: тёмное и светлое, тяжёлое и лёгкое и т.д. Соединение нескольких противоположных характеристик усиливает контраст (рис. 30).

В одной композиции может наблюдаться сочетание нескольких вариантов контраста, например, высокое и низкое, круглое и прямоугольное, большое и маленькое.

Рис. 30. Использование контраста в эскизе ювелирной композиции

 

Выбор степени контраста определяется на основании художественного дизайнерского опыта, достижения образности, выявлении идейно–смыслового содержания работы. Главное, степень контраста не должна нарушать целостность впечатления от композиции.

Если композиционный замысел требует плавного перехода от одной характеристики элемента композиции в сторону усиления или ослабления, то прибегают к нюансу.

В художественно–промышленных формах в композиции нюанс может быть применён путём использования небольшой разницы в тоне, цвете, при переходе от гладкой поверхности к фактурной, от матовой к блестящей. При незначительной разнице в характере форм или фактуры поверхности сочетаемых элементов, нюанс принимает вид оттенка. Нюансом можно создать игру поверхности или постепенное усиление декоративной темы.

Сопоставление двух одинаковых частей в композиции даёт невыразительное сочетание, при многократном повторении тождественных элементов или чередование их с нюансными может сложиться удачная композиция.

Тождественные и нюансные отношения встречаются чаще в симметричных композициях, а контрастные отношения хорошо «работают» в симметричных и ассиметричных композиционных построениях.

Принцип соразмерности проявляется также через ритмическую закономерность художественного произведения.

Ритм (от греч. ritme – соразмерность, стройность, такт, течение) является одним из средств создания предметного образа в проектировании художественно – промышленных изделий.

 

Рис. 31. Использование ритма и контраста форм в эскизе флюгера

Посредством ритма все элементы композиции организуются в определённую систему их расположения и чередования, образуя ритмический ряд. Ритмическая организация композиции может относиться как к предметному ансамблю в целом, так и к отдельному произведению, к ритмическому строю его элементов.

Ритмический строй произведения влияет на выразительность всей композиции – частый ритм измельчает композицию, редкий обедняет и делает маловыразительной. Ритмический строй произведения может строиться на основе метрического повтора, что относится к типу устойчивой (регулятивной) ритмической закономерности.

Метрический повтор или метр (в греч. – мера) является простейшим видом ритма и обозначает периодичность, повторение одной и той же формы с одинаковыми интервалами.

Метр применяется для передачи равномерного поступательного движения и оказывает успокаивающее действие на зрителя.

Чередование разных по величине форм в равных интервалах даёт понятия сложного метра. Последовательное изменение расстояния между формами направляет движение взгляда зрителя к главной части композиции. Ритм придаёт конструктивному решению композиционное движение, визуальную динамичность. Изменяя размеры форм и промежутки между ними, можно усиливать динамичность композиции, строить нарастающие или убывающие ряды. Такой ритм называется сложным.

Ритм в произведении может выражаться развитием цвета: от яркого к неяркому, в развитии тона, от холодного цвета к тёплому и т. д.

Ритм может носить поступательный характер или развиваться скачкообразно, вызывать чувство беспокойства, возбуждать, в таком случае мы будем иметь дело с переменной ритмической закономерностью.

Дизайнерская композиция может строиться и на сочетании ритма с метром, что даёт богатые возможности построения полнокровного образа.

На основе регулятивной и переменной закономерностей можно создавать композиции представляющие собой модульные структуры. Композиции такого типа строятся на двух главных дополняющих друг друга и взаимопроникающих характеристиках – порядке и ритме.

В качестве модуля в таких композициях выступает элемент вещи или вещь, величина, входящая в состав композиции и составляющая её неотъемлемую часть. Величина модуля определяет масштаб модульной структуры. Крупный модуль участвует в построении крупномасштабной структуры, малый модуль – в построении мелкомасштабной.

Использование цвета, тона, различных фактур и материалов может дать дополнительный эффект.

В определённых случаях модульная структура сама может принимать вид фактуры (от лат. facture – обработка, строение), например, при уменьшении размеров модуля по отношению ко всей поверхности вещи. Это может рельефная поверхность или решётчатая или дырчатая структура поверхности.

Всякая гармонически выстроенная композиция обладает уравновешенностью. В дизайнерской композиции уравновешенность может достигаться путем введения одинаковых правой и левой частей формы по принципу симметрии, или путем уравнивания выразительности различных элементов композиции или форм, расположенных по разные стороны видимой или воображаемой оси, делящей целое на зрительно равновесные части по принципу ассиметрии.

Симметрия (от греч. – соразмерность) может быть центральной (по принципу розетки) или осевой. Зеркальная симметрия получается, если одна половина предмета или композиции зеркально отражает другую (рис. 32).

Существует еще симметрия с осью переноса, она в основном используется в орнаментальных композициях, применяемых в декорировании керамических и фарфоровых форм. В этом случае изображение, двигаясь по оси переноса, отражается относительно плоскости, перпендикулярной плоскости рисунка. Симметрия называется абсолютной, если два сходных элемента располагаются по обе стороны оси изображаемой или воображаемой. Относительная симметрия предполагает равновесие масс частей композиции, а не сопоставление одинаковых элементов композиции. В одной композиции может наблюдаться несколько видов симметрии.

 

Рис. 32. Уравновешенная симметричная композиция. Эскиз подсвечника.

Также композиция может иметь несколько осей симметрии. При нечетном количестве вертикальных осей композиция собирается к центру и становится более цельной; при четном – связь элементов уменьшается и приходится вводить объединяющие элементы.

Композиционная ось может быть воображаемой, т.е. определяться расположением элементов, тяготеющих к такой оси, и присутствовать как в симметричных построениях, так и в ассиметричных.

Выбор композиционного принципа асимметрии или симметрии зависит от задач образной выразительности и от функциональных требований.

Симметричные построения подходят для статичных композиций, передающих состояние покоя и уравновешенности. Симметричные композиции ориентированы либо на выделение центра, либо на композиционную структуру в целом. Используя принцип симметрии, автор может усиливать черты монументальности, статичности целого.

Принцип асимметрии основан на распределении масс композиционного целого таким образом, чтобы в целом композиция производила впечатление уравновешенной. По схемам построения и ритмическому строю ассиметричные композиции передают состояние движения, внутренней взволнованности или беспокойства.

Динамичность асимметричных композиций проявляется в развитии движения, его направленности, подчёркивается контрастами линий, цвета, масс, направлений, фактур, тона.

В асимметричных решениях может быть несколько композиционных центров, цветовой и линейный ритм.

В уравновешенных асимметричных композициях движение может осуществляться внутри самой композиции, не выходя за её пределы, угасая в отдельных частях композиции, упорядоченным образом.

Система гармонизации композиции требует от автора создания единой стилистики и подчинённости идейному замыслу. Дизайнеру–автору приходится считаться с утилитарным назначением предмета, его социальной значимостью. Необходимо найти взаимосвязь между функциональными, конструктивными и художественно–эстетическими свойствами изделия.

Восприятие дизайнерской композиции должно быть целостным, а сама композиция выразительной. Выразительность произведения, в конечном итоге, зависит от того, насколько автору удалось воплотить задуманное, создать образ вещи или образ комплекса вещей. Стилистика произведения, в свою очередь, также зависит от идейного замысла и включает в свою орбиту как форму (формы), так и декор произведения.

Достижение целостности художественного восприятия предполагает единство образное и стилистическое.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных