ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
IV. Разработать эскиз эмблемы любого направления, используя художественные приемы композиций типа «клеймо».В традиции человеческих представлений широко используется язык символов. Символ – это образ в аспекте знаковости и знак, наделенный неисчерпаемой многозначностью образа. Знаковость в искусстве существует со времен древнейших цивилизаций. Во времена палеолита, с появлением первых форм религии: анимизма, фетишизма и тотемизма, возникает подражание живой природе в художественных образах и стремление подчинить ее себе с помощью магии, колдовства над рисунками зверей, что в свою очередь порождает магическую семантику (греч. semantikos — обозначающий). Схематизация реалистического изображения символов благополучия и плодородия постепенно приводит к абстрактным геометрическим изображениям этих символов, которые по своему значению восходят к семантике натуралистических изображений. Так, в росписи ранней керамики встречаются лишь абстрактные мотивы: точки, зигзаги, спирали, волнистые линии, треугольники, кресты, круги, овалы. Орнамент, состоящий из таких элементов, подчеркивал структуру сосуда, на который он был нанесен, но также содержал и определенную информацию о хозяине сосуда или каком-либо событии. Произведение искусства несет в себе семантическую и прагматическую информацию (т, е. результаты познавательной и оценочной деятельности) и рассчитано на передачу этой информации. Языку искусства присуща специфическая знаковость. Произведение искусства представляет не только самое себя, но отсылает к иным предметам и явлениям, существующим помимо материализованного плана. Знаковый аспект произведений искусства предполагает понимание, коммуникабельность между художественным произведением и воспринимающим его зрителем. Во всех видах искусства материально-изобразительная сторона, знаковая сфера обозначают ту или иную предметно-духовную содержательность. Знаковостью в искусстве, закономерностями знаковых систем и особыми связями между художественными произведениями и их значениями занимается наука семиотика (от греч. semeion — знак, признак). В теории композиции существует понятие композиции типа«клеймо». Это специальный композиционный прием, основанный на широком использовании художественной знаковое™ при создании художественного произведения. Этому композиционному принципу принадлежат особые формы декоративно-графического изображения: эмблема, экслибрис, фирменный знак и т. д. С изобразительной точки зрения эти формы строятся на переводе объемно-пространственного изображения в декоративно-плоскостное (контурное и силуэтное) и на декоративном использовании цвета, шрифта, и органическом соединении их с изображением и орнаментом (рис. 24).
а б Рис. 24. Композиции типа «клеймо» а – пример эмблемы парусного клуба, б – пример эмблемы музыкального учреждения Эмблема — художественная форма, основывающаяся на изображении конкретного чувственно воспринимаемого предмета (предметов), обозначающего другой предмет или явление с более развернутой точкой зрения с целью передачи через это конкретное значительной идеи при помощи использования символики, понятной современникам и принятой в это время и в определенном обществе, с определенными культурными традициями и эстетическими ценностями. В своем создании эта форма может опираться на самое общее отвлеченное понятие и значение, «аккумулируя» в материале художественные образы под влиянием истории культуры и искусства, но может и конкретизировать это значение и направление по прикладному признаку, представляя собой как бы авторскую принадлежность. Например, эмблемы первых книгопечатников эпохи немецкого ренессанса. Это были миниатюрные гравюры в узорных рамках с многословными сюжетными композициями, содержание которых чаше всего связывалось с мифологической символикой. Зачастую их авторами становились крупнейшие художники того времени, такие как Дюрер и Гольбейн. Книжные знаки Италии XV в., наоборот, отличаются лаконичной строгостью монограмм и условных. Эмблема по своей композиции не должна быть громоздкой, сложной по конфигурации, большой по размерам, она должна обладать единством текстовой части и изобразительной, смысловое значение ее должно читаться с первого взгляда; единство стиля и соответствие уровня видовых формально-технических возможностей конкретному замыслу художника также являются неотъемлемым специфическим признаком этого вида композиции (рис. 24). В построении художественного образа эмблемы используется такой способ достижения художественной выразительности, который называется ассоциация (от лат. associo – связываю). Ассоциативное мышление основывается на выявлении связи чувственных образов, возникающих в процессе непосредственного отражения действительности, с представлениями, хранящимися в памяти или закрепленными в культурно-историческом опыте человеческой жизнедеятельности. Понятие «ассоциация» сложилось в философии античности. Аристотель выдвинул идею о возможном формировании образов на основе ассоциаций. Он выделил основные виды ассоциаций: по смежности, временной последовательности, сходству и контрасту. Художественное преобразование действительности в процессе художественной деятельности обусловливается способностью ассоциативно соотносить предметы и явления окружающего мира, конструировать посредством воображения их новые оригинальные связи. Развитая ассоциативность является важнейшим компонентом художественного мышления и формирования художественных образов. Ассоциация — понятие многозначное. В форме облаков один наблюдатель увидит лицо, другой — птицу, третий — литературный персонаж. В практике восприятия существенную роль играет индивидуальный опыт, культурно-эстетическое развитие воспринимающего. Таким образом, использование ассоциаций в искусстве закономерно связано с созданием и восприятием художественного произведения (рис. 25). В практике создания художественного произведения широко распространен иносказательный принцип аллегории. Аллегория (греч. allegoria — иносказание) — принцип художественного осмысления действительности и организации материала в искусстве, при котором отвлеченные понятия, идеи, мысли выражаются в конкретных наглядных образах, часто имеющих традиционно оформившееся и закрепившееся за ними содержание в мифологии, классическом искусстве, фольклоре, религии.
Рис. 25. Ассоциация: шелковый платок Аллегория также служит приемом создания художественной формы эмблемы. Аллегория — это олицетворение мыслительных форм в образах живых существ или метафорических атрибутах (рис. 26). Например, победа изображается в образе древнегреческой богини Ники — крылатой девы в лавровом венце и на колеснице; в облике льва, медведя и орла геральдически изображаются сила, доблесть, прозорливость и т. д. В содержании аллегории сосуществуют два смысловых пласта — глубинный и поверхностный. Собственно аллегорический смысл художественного образа формируется на основе традиционно закрепившегося смысла, но выходит за его пределы, обнаруживая новое, актуальное содержание.
Рис. 26. Аллегория В различные эпохи, в различных видах искусства аллегория находила широкое применение как форма выражения высоких моральных ценностей, а в художественной практике классицизма она становится принципом художественного осмысления действительности. Античные сюжеты и характеры служат художественным каноном для выражения возвышенных идей и общественного идеала. По высказыванию теоретика искусства Винкельмана, иносказательные возможности аллегории позволяют ей в единичном образе передать всеобщее содержание. В современном искусстве аллегория существует как прием и принцип организации художественного материала в традиционных жанрах и получает новые формы проявления: в монументальной скульптуре, в декоративно-прикладном искусстве, в графическом дизайне.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|