ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Акцентированность текстаЭто свойство проявляется в научно-техническом издании своеобразно. Акцентировка текста графико-композиционными средствами во многом подчинена авторским и издательским установкам. Задача оформителя - дать ей адекватное и достаточное по силе и составу средств визуальное выражение. Производственные издания по сравнению с научными дают больше «простора» для творческого участия оформителя в акцентировке текста. Акцентировка словесного текста научно-технического издания отмечена противоречием. С одной стороны, строгий, научный характер изложения требует, чтобы графико-композиционная картина текста была максимально простой и «спокойной». С другой стороны, многим научно-техническим изданиям (в первую очередь научным изданиям) свойственно активное авторское начало, делающее текст самоценным. Авторские пожелания по поводу акцентов, служащих для лучшей передачи сложных и оригинальных мыслей, отражающих полемическую и критическую интонацию изложения, должны быть осмыслены и реализованы оформителем в соответствующей типографике. Кроме того, в научно-техническом издании часто встречаются имена собственные, термины, иностранные слова, предрасположенные к выделению. Особое положение в отношении обилия и сложности выделений занимает литература по лингвистической тематике. Отдельные научные и производственные издания, типологически близкие к учебным, могут потребовать акцентировки некоторых положений, выводов и правил в дидактических целях. Совместное действие указанных противоречивых факторов диктует сдержанность и ограниченность в применении средств акцентировки. В общем случае не следует стремиться к присвоению каждой группе акцентируемых элементов (например, терминам, именам собственным, важным по смыслу словам и оборотам) своего собственного штрифтового графического признака. Лучше ограничиться одним шрифтовым средством, распространив его на все акцентированные элементы. Смысл выделения легко и однозначно выявляется из контекста. Разумеется, существенные коррективы в систему средств акцентировки могут внести общее количество и частота выделений, их взаимные графико-композиционные и смысловые отношения, а также общий фон, на котором они происходят. С учетом опыта читателей научно-технических изданий оптимальным шрифтовым средством для выделения небольших фрагментов текста (отдельных слов и фраз в одну-две строки) является курсив. Из графических нешрифтовых и композиционных средств для небольших фрагментов рекомендуется подчеркивание (если позволяет интерлиньяж), для более крупных (в две строки и более) - отчеркивающая линейка слева (на поле или в пределах полосы набора), отбивка пробелами или горизонтальными линейками, втяжка. Для целей интонационного усиления подчеркивание и отчеркивание на полях - особенно удачный прием в силу своей естественности, идущей от рукописи и машинописи. Здесь подчеркивание интонационного акцента становится буквальным и, следовательно, наиболее ощутимым визуально. В целом все графические нешрифтовые и композиционные средства акцентирования выгоднее шрифтовых по соображениям сохранения визуальной цельности авторского текста и равноценности всех его составляющих. Разрядка не рекомендуется не только для крупных фрагментов текста, но и для отдельных слов. Она неэкономична, деструктивна, визуально аморфна и нецелесообразна ввиду многообразия. Полужирный шрифт - слишком сильное средство, нарушающее ритм связного последовательного чтения и потому нежелательное для акцентировок. Однако обоснования для его-применения появляются тогда, когда акценты, приобретая свойства внутренних скрытых рубрик, помогают соотнесению основного текста с иллюстрациями или таблицами и ориентации в издании, которому свойственна справочная функция (характерно для производственных изданий). Конечно, такие акценты должны в совокупности представлять стройный смысловой ряд (например, ряд названий рассматриваемых моделей машин). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|