Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дезинфекция инструментов и приспособлений




Все парикмахерские инструменты и приспособления необхо­димо систематически дезинфицировать для уничтожения болез­нетворных микробов и во избежание их возможного переноса от одного клиента к другому.

При случайных порезах или любых других повреждениях кожи применяются кровоостанавливающие средства, способствующие быстрому свертыванию крови. Чтобы предотвратить проникнове­ние в организм человека болезнетворных микробов через повреж­денные участки кожи, также применяются дезинфицирующие средства. Существуют химические и физические средства дезин­фекции.

К химическим средствам дезинфекции относятся: этиловый спирт, пероксид водорода, настойка йода, формалин, хлорамин; хлорная известь, карболовая кислота, квасцы, некоторые виды крема и туалетной воды, в состав которых входят дезинфицирующие и кровоостанавливающие вещества, и другие препараты.

Физические средства дезинфекции — это кипячение в воде и прожигание на открытом пламени горелки металлических инструментов и приспособлений, проглаживание парикмахерского белья горячим утюгом.

Для дезинфекции инструментов используют этиловый спирт] концентрации не ниже 70 %. Бритвы, ножницы и инструмента для маникюра можно для дезинфекции опустить в сосуд со спир­том. Заменяют спирт в сосуде систематически через 2 — 3 дня.

Металлические расчески и рабочие части машинок для стриж­ки волос также дезинфицируют, опуская их в сосуд со спиртом. Однако, учитывая, что между зубцами машинок и расчесок наря­ду с пылью могут скапливаться болезнетворные микробы, реко­мендуется обжигать их в пламени спиртовой горелки.

Также для дезинфекции инструментов используют 0,5%-ный раствор хлорамина.

Щетки, расчески и другие инструменты, изготовленные пластических масс, опускают в сосуд с раствором хлорамина. Ем­кость сосуда должна быть достаточной для того, чтобы рабочие части обрабатываемых инструментов полностью погружались в ра­створ. Раствор хлорамина заменяют новым не реже чем через 5 дней. Пластмассовый корпус электрической машинки для стрижки волос регулярно тщательно дезинфицируют, протирая его ват­ным или марлевым тампоном, смоченным в 0,5%-ном растворе хлорамина,

Сегодня существуют новейшие средства обработки инструмента, оборудования. Они подходят как для пластмассовых, так и для металлических предметов.

Для безопасного оказания услуг (маникюрных, педикюрных) каждый мастер обязан иметь НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ КОМПЛЕКТОВ ИНСТРУМЕНТОВ и инвентаря для обеспечения последовательной обработки инструментария.

Основной (рабочий) набор инструментов после стерилизации выкладывается на рабочем столе на стерильной салфетке или стерильном лотке, или емкости.

Запасной набор стерильного инструментария хранится в ультрафиолетовых облучателях (фирмы «Астра», «Тау-стериль» и др.) или в простерилизованных пеналах или емкостях с крышками в течение рабочего дня.

ЭТАПЫ ОБРАБОТКИ ИНСТРУМЕНТАРИЯ

  • Дезинфекция.
  • Предстерилизационная очистка.
  • Стерилизация.

Первый этап – дезинфекция – т.е. уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний на инструментах.

Второй этап – предстерилизационная очистка – т.е. очистка инструментария с целью удаления белковых, жировых и механических загрязнений.

Ополаскивание инструментария проточной водой.

Замачивание инструментария в моющем растворе при подогревании его до 50 градусов С в течение 15 минут (температура моющего раствора в процессе замачивания не поддерживается).

Мойка каждого изделия в моющем растворе при помощи ерша или ватно-марлевого тампона.

Ополаскивание инструментария проточной водой 5-10 мин.

Ополаскивание инструментария дистиллированной водой в емкости – 3 мин.

Сушка инструментария на чистом полотенце (салфетке до полного исчезновения влаги).

Может проводиться одновременно дезинфекция инструментария, совмещенная с предстерилизационной очисткой.

Третий этап – стерилизация – т.е. уничтожение микроорганизмов всех видов, в том числе споровых форм.

ПРИМЕЧАНИЕ: К стерилизации допускаются все новые отечественные и импортные дезинфицирующие средства и оборудование, размещенные для применения МЗ России и Департаментом госсанэпиднадзор в соответствии утвержденных методических указаний.

 

 

Правила обслуживания посетителей.

Этапы работы парикмахера.

Подготовительными и заключительными работами по обслу­живанию посетителей в парикмахерских называются такие рабо­ты, которые выполняются до и после основного технологическо­го процесса.

Подготовительные работы включают в себя подготовку рабо­чего места, инструментов, аппаратуры, белья, принадлежностей и материалов, необходимых для выполнения предстоящей опера­ции; мытье рук; дезинфекцию инструментов и др.

Парикмахер должен быть на рабочем месте за 15 мин до начала работы, чтобы подготовиться к приему клиентов: разложить ин­струменты и приспособления, проверить исправность аппарату­ры, получить чистое белье и материалы и разместить их на туалет­ном столе или тележке. При первом контакте с клиентом необхо­димо предложить ему сесть в кресло. Для этого кресло вначале следует развернуть так, чтобы клиенту было удобно садиться, за­тем — так, чтобы клиент оказался лицом к зеркалу. Беседуя с клиентом, мастер выясняет, какие услуги он хочет получить. Пред­лагая клиенту дополнительные услуги, мастер должен заранее ого­ворить их стоимость. Приступая к работе, мастер моет руки и де­зинфицирует инструменты так, чтобы это видел клиент.

Чтобы провести диагностику волос и проверить, нет ли у кли­ента заболеваний кожи и волос, мастер тщательно расчесывает его волосы, определяя тип и качество волос, их состояние, на­правление роста. При обнаружении какого-либо заразного заболе­вания кожи или волос мастер в корректной форме отказывает клиенту в обслуживании.

В случае удовлетворительного результата осмотра мастер укры­вает клиента бельем в соответствии с видом работы. Чаще всего подготовительные работы заканчиваются выполнением гигиени­ческого мытья волос, но в зависимости от основной работы могут включать в себя также проведение теста на чувствительность кожи к химическим препаратам; разведение красителей; приготовле­ние лечебных препаратов и т.д.

К заключительным работам при обслуживании клиента отно­сятся вычесывание мелких остриженных волос; снятие парик­махерского белья с клиента; смахивание волос с его лица и шеи; оформление карточки клиента; наведение порядка на туалетном столе после обслуживания каждого посетителя и т.д.

Заключительные работы производятся после основной проце­дуры. Они начинаются с диалога мастера и клиента: мастер выяс­няет, всем ли тот доволен. Если у клиента есть замечания, мастер должен исправить недостатки. При согласии клиента на дополни­тельные виды работ (сушка волос, укладка, фиксация лаком и т.д.) мастер выполняет их, после чего снимает с клиента парикмахер­ское белье и получает плату за выполненные работы.

 

.


Итак, требования, предъявляемые к современному парикмахеру, многообразны. Прежде всего это глубокие теоретические знания, знакомство с соответствующими средствами и методами работы, умение применять их на деле. Не менее важным в профессиональ­ной подготовке парикмахеров являются умение устанавливать лич­ный контакт с клиентами, готовность приспосабливаться к раз­личным условиям работы, выдержка, уравновешенность, терпе­ние.

Сфера деятельности парикмахера включает в себя следующие умения и навыки:

• правильное выполнение парикмахерских процедур, умелое применение материалов и средств;

• знание устройства парикмахерского оборудования и принци­пов действия аппаратуры и электроприборов, применяемых в па­рикмахерской;

умение пользоваться журналами мод и специальными профессиональными схемами, воспроизводить прически с фотогра­фий или рисунков, соотносить их с типом внешности клиента;

общие знания из области анатомии, физиологии и гигиены
человека;

профилактика профессиональных заболеваний;

знание санитарных правил, установленных для парикмахерских.

Парикмахер должен постоянно совершенствовать свои профес­сиональные навыки. Стремительные перемены в современной моде, быстрое развитие производства приборов и инструментов, хими­ческих средств и препаратов вызывают необходимость в периоди­ческой профессиональной переподготовке парикмахеров. Широ­кие возможности для профессионального роста предоставляют: стажировки в специализированных центрах; участие в показах новых моделей, в конкурсах парикмахеров — как в качестве кон­курсантов, так и зрителей; обмен профессиональным опытом; Изучение специальной литературы и журналов.

Парикмахерское дело — искусство, требующее постоянного совершенствования.


Занятие 5

Контрольные вопросы и задания

  1. Как бы вы могли определить функции волос?
  2. Что представляет собой корневая часть волоса?
  3. Из чего состоит стержень волоса? Что такое меланин? Где он находится? Какие виды волос вы знаете?
  4. Назовите типы волос в зависимости от расы человека.
  5. Назовите основные направления роста волос на голове.
  6. Какие фазы роста волос вы знаете? Какие гормоны оказывают влияние на возможность алопеции? Какие гормоны удлиняют фазу роста?
  7. Какие виды связей кератиновых волокон вы знаете? Назовите самую устойчивую и неустойчивую связи.
  8. Назовите два вида пигмента. От какого из них зависит цвет натуральных волос? От какого — оттенок?
  9. Укажите признаки здоровых и поврежденных волос. Какие виды повреждений волос вы знаете?
  10. Расскажите о физических свойствах волос.
  11. Перечислите виды и типы парикмахерских.
  12. На какие группы подразделяются помещения парикмахерских?
  13. Что включает в себя первая группа помещений?
  14. Назовите санитарно-гигиенические требования к оборудованию и
    оснащению помещений парикмахерских.
  15. Какова основная цель освещения?
  16. Чем оборудуется рабочее место парикмахера?
  17. Каким требованиям должно соответствовать рабочее место парик­махера?
  18. Что такое «подготовительные работы»?
  19. Что такое «заключительные работы»?
  20. Перечислите основные виды аппаратуры, используемой в парикмахерской.
  21. Для чего предназначен климазон?
  22. Перечислите правила техники безопасности при работе с электро­аппаратурой.
  23. Как проверить качество заточки ножниц?
  24. Какие виды парикмахерского белья вы знаете?
  25. Для чего используются пеньюары? Какие они бывают?

 


ПРИЛОЖЕНИЕ (РАСПЕЧАТАТЬ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ**):

** Общие положения

Требования к устройству и оборудованию помещений

1. Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений определяются перечнем парикмахерских услуг и их мощностью. Набор и площади помещений должны соответствовать действующим нормативам (приложение 1).
2. Высота рабочих помещений парикмахерских должна быть не менее 3,0 м, бытовых помещений - не менее 2,7 м. Допускается размещение парикмахерских при высоте помещений не менее 2,7 м вместимостью до трех рабочих мест.
3. Глубина помещений при одностороннем естественном освещении не должна превышать 6 м.
4. Кабинеты: косметический, маникюра и педикюра должны размещаться в отдельных изолированных помещениях.
В парикмахерских залах до 3 рабочих мест допускается размещение одного рабочего места для маникюра при наличии дополнительной площади не менее 6 м2.
В косметических кабинетах допускается организация до 3 рабочих мест при условии их изоляции перегородками высотой 1,8 - 2,0 м.
В педикюрных кабинетах должно быть не менее 2 ванн для ног с подводкой горячей и холодной воды.
5. Рабочие места оборудуются мебелью, допускающей обработку моющими и дезинфицирующими средствами и расположенной так, чтобы обеспечить возможность уборки, не загораживать источник света, не загромождать проходы.
6. Не допускается размещение в парикмахерских залах и кабинетах оборудования и предметов, не имеющих отношения к выполняемым работам на конкретном участке.
7. Расстояние между рабочими местами (креслами туалетного стола) должно быть 1,8 м, от крайнего кресла до стены - 0,7 м.
При двухрядном и более расположении кресел расстояние между рядами должно быть не менее 5 м.
8. Рабочие места парикмахеров оборудуются креслами, туалетными столами с раковинами для мытья волос.
При наличии отдельного помещения или специального места для мытья волос допускается установка туалетных столиков без раковин.
В мужском и женском парикмахерских залах должна быть оборудована раковина для мытья рук парикмахеров.
В парикмахерской не более 3 рабочих мест допускается иметь в зале одну раковину для мытья волос и один сушуар.
9. Парикмахерские должны иметь подсобные, вспомогательные и бытовые помещения (гардеробные, комнаты отдыха и приема пищи с необходимым оборудованием, туалеты, кладовые, помещения для хранения инвентаря, мусора, остриженных волос).
10. В парикмахерских до 5 рабочих мест допускается совмещение комнаты приема пищи с гардеробной для персонала, а также вестибюля с гардеробом для посетителей и залом ожидания при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований.
Туалеты для персонала и посетителей в парикмахерских свыше 5 рабочих мест должны быть раздельными.
11. Рабочая и домашняя одежда персонала должна храниться в индивидуальных шкафах.
12. Кладовые для хранения чистого и использованного белья, парфюмерно-косметических, а также моющих, дезинфицирующих и педикулицидных средств должны быть раздельными.
Помещения для хранения чистого белья и парфюмерно-косметических средств оборудуются стеллажами или шкафами; для грязного белья - ларями.
В парикмахерских до 5 рабочих мест допускается хранение чистого белья, парфюмерно-косметической продукции, моющих, дезинфицирующих, педикулицидных средств в раздельных шкафах в подсобном помещении.
13. Стирка использованного белья и рабочей одежды должна проводится в прачечных.
Допускается организация стирки использованного белья непосредственно в парикмахерской при наличии специально выделенного помещения с подводкой горячей и холодной воды и специального оборудования - "мини-прачечная" (приложение 7).
Стирку использованного белья и рабочей одежды необходимо проводить по режимам стирки, обеспечивающим обеззараживание.
14. Постижерные работы должны проводится в изолированном помещении, площадь которого и набор оборудования принимаются с учетом объема и характера проводимых работ (по изготовлению париков, накладных усов и бород, работ из натурального и искусственного материала) и должна быть не менее 8 м2 на одно рабочее место.
15. В подсобном помещении парикмахерских необходимо иметь специальное место (кабину) для вытряхивания волос.
Хранение волос должно осуществляться в специальной емкости с плотно закрывающейся крышкой.
16. Парикмахерские залы, косметические, маникюрные и педикюрные кабинеты должны быть оборудованы бактерицидными ультрафиолетовыми облучателями закрытого типа (рециркуляторами) с безозоновыми бактерицидными лампами для обеззараживания воздуха в помещениях в присутствии людей. Установка и эксплуатация бактерицидных облучателей проводятся в соответствии с руководством по использованию ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещении.
17. Учет работы регистрируется в специальном журнале по каждому бактерицидному облучателю (приложение 4).
18. К эксплуатации бактерицидных облучателей допускается обученный персонал.
19. Замеры ультрафиолетового излучения от бактерицидных облучателей должны проводиться после каждой замены ламп.
20. Не допускается применение оборудования, являющегося источником шума, вибрации, ультрафиолетового, инфракрасного, электромагнитного излучений, не прошедшего гигиенической оценки.

Требования к внутренней отделке помещений

1. В качестве отделочных материалов рекомендуется использовать водостойкие краски, эмали, кафельные и глазурованные плитки (для стен светлых тонов), линолеум или релин с обязательной сваркой швов. Использование ковролина для отделки полов допускается только в холлах, коридорах, залах ожидания.
2. Поверхности стен, потолков и полов, наружная и внутренняя поверхность мебели должны быть гладкими, легко доступными для влажной уборки и устойчивыми к обработке дезинфицирующими средствами.
3. Отделочные материалы должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, допускающее их использование в жилых и общественных зданиях.

Требования к водоснабжению и канализации

1. Парикмахерские должны быть оборудованы системами внутреннего водопровода, горячего водоснабжения и канализации.
2. Качество воды, используемой в парикмахерских, должно соответствовать СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (Зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 октября 2001 г. Регистрационный N 3011).
3. При наличии в населенном пункте централизованного питьевого водоснабжения, водоснабжение парикмахерских осуществляется путем присоединения к нему, а при его отсутствии - оборудуется внутренний водопровод с забором воды из местного водоисточника.
4. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения допускается установка проточных водонагревательных устройств с подключением к системе водопровода.
Использование непроточных нагревателей, газовых и электрических плит возможно только в качестве резервного источника водоснабжения.
5. Производственные и санитарно-бытовые помещения оборудуются стационарными санитарно-техническими приборами. Горячая и холодная вода подводится ко всем раковинам, ваннам для ног и другому санитарно-техническому оборудованию.
6. При отсутствии централизованной системы канализации условия сброса сточных вод должны отвечать требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод" (не нуждаются в государственной регистрации. Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 01.11.00 N 9295-ЮД) и СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения" (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 августа 2001 г. Регистрационный N 2886).
7. Размещение парикмахерских в зданиях без устройства внутреннего водопровода и канализации не разрешается.

Требования к отоплению, вентиляции и обеспечению воздухообмена

1. Системы отопления и вентиляции должны обеспечивать нормативные параметры микроклимата (приложение 2).
Разница температуры воздуха по горизонтали (от наружных стен до любой точки внутри помещения) и вертикали (между полом и высотой 1,5 м) не должна превышать 2 С.
2. Содержание вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать гигиенических нормативов.
3. Системы вентиляции должны быть размещены в специальных помещениях и изолированы от вентиляционных систем жилых и общественных зданий.

Требования к искусственному и естественному освещению

1. Помещения с постоянньми рабочими местами (парикмахерские залы, кабинеты маникюра и педикюра, косметические кабинеты) должны иметь естественное освещение за счет оконных проемов.
2. Коэффициент естественного освещения (КЕО) для помещений с проведением особо точных работ (педикюр, маникюр, косметические процедуры) должен быть не менее 1,5%, в парикмахерских залах - не ниже 1%.
3. При недостаточном естественном освещении в производственных помещениях или в отдельных зонах (КЕО меньше значений, указанных в п. 8.3. санитарных правил) уровни искусственной освещенности должны быть повышены на ступень в местах, где работают подростки и люди старше 40 лет.
4. Освещенность на рабочих местах должна соответствовать установленньм гигиеническим нормативам (приложение 3).

Требования по содержанию помещений и организации профилактических мероприятий и дезинфекции

1. Все помещения и оборудование должны содержаться в чистоте. Профилактическая дезинфекция в парикмахерских должна обеспечивать снижение микробной контаминации поверхностей, мебели, оборудования, воздуха, обеззараживание инструментов, белья, спецодежды и других предметов, используемых в работе. Для профилактической дезинфекции применяются дезинфекционные средства, разрешенные для применения в соответствии с их назначением Минздравом России в установленном порядке.
2. Влажная уборка помещений должна проводиться не реже двух раз в день с применением моющего средства и по окончании работы - дезинфицирующего средства. Для дезинфекции рекомендуется использовать средства, обладающие как дезинфицирующим, так и моющим действием.
3. Не реже одного раза в неделю во всех помещениях парикмахерских должна быть проведена генеральная уборка в соответствии с графиком, утвержденным администрацией. Во время генеральной уборки моют и обрабатывают дезинфицирующими растворами стены, пол, плинтуса, двери, мебель и оборудование.
4. Для уборки основных и вспомогательных помещений, а также туалетов должен быть выделен отдельный инвентарь, который маркируют и хранят в специально отведенных местах, раздельно.
По окончании уборки инвентарь обрабатывается моющими и дезинфицирующими средствами и просушивается.
5. Для обслуживания клиентов должно использоваться только чистое белье. Запас чистого белья (полотенца, салфетки, простыни) должен быть в количестве, обеспечивающем его индивидуальное применение для каждого посетителя.
Рекомендуется использование одноразовых шапочек, накидок, простыней, салфеток.
6. После каждого применения использованное белье подлежит стирке и дезинфекции в соответствии с требованиями санитарных правил.
7. Удаление остриженных волос с шеи и лица клиента должно проводиться чистой индивидуальной салфеткой или ватой.
8. Остриженные волосы собирают в закрывающийся совок непосредственно у кресла и складывают в герметические емкости (в одноразовые полиэтиленовые пакеты для мусора или мешки из крафт-бумаги), а затем мешок или пакет закрывают, перевязывают, хранят в подсобном помещении и вывозят (либо утилизируют) в установленном порядке.
9. При обнаружении вшей у клиента в процессе обслуживания волосы собирают и сжигают в оцинкованном ведре.
10. Не допускается повторное использование пакетов и мешков для мусора и их вытряхивание в контейнер для бытовых отходов.
11. При выполнении химической завивки смачивание волос раствором проводится тампоном, сменяемым после каждого посетителя.
12. Подушка, подкладываемая под ногу при проведении педикюра, должна иметь клеенчатый чехол, который после каждого применения протирается ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором.
13. Ванны для ног после каждого клиента должны обрабатываться ветошью или щеткой с использованием моющих и дезинфицирующих средств в соответствии с методическими указаниями по применению используемого средства.
14. При выполнении маникюра должна использоваться одноразовая салфетка для каждого посетителя.
15. Для парикмахерских залов, маникюрных, педикюрных и косметических кабинетов должен быть определен минимальный набор типовых инструментов для обслуживания одного клиента. На одно рабочее место следует иметь не менее трех наборов.
16. Для хранения подготовленных к работе инструментов на рабочем месте допускается использование бактерицидных ультрафиолетовых облучателей.
Чистые косметические инструменты и изделия должны храниться в чистых закрытых емкостях, стерильные инструменты и изделия (марлевые салфетки, ватные шарики) должны храниться в той же упаковке, в которой проводилась их стерилизация.
Стерильные инструменты для маникюра и педикюра должны храниться в металлических лотках.
17. Для предупреждения распространения парентеральных гепатитов, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, а также других инфекционных и паразитарных заболеваний проводится дезинфекция рабочих инструментов по режимам, эффективным в отношении возбудителей этих инфекций.
17.1. Зажимы, бигуди, колпаки и сетки для химической завивки волос, шапочки для мелирования моют под проточной водой с моющими средствами.
17.2. Расчески, щетки, ножницы для стрижки волос моют под проточной водой, дезинфицируют в бактерицидных излучателях, зарегистрированных в установленном порядке и имеющих инструкцию по применению, или в растворах дезинфицирующих средств.
17.3. Съемные ножи электрических бритв протирают дважды (с интервалом 15 минут) тампоном, смоченным 70 этиловым спиртом.
17.4. Косметические инструменты без предварительного мытья после использовния помещают в емкости с дезинфицирующим раствором.
17.5. Электроды к физиотерапевтическому оборудованию и приборам протирают дважды тампоном (с интервалом 15 минут), смоченным 70 этиловым спиртом.
17.6. Инструменты, используемые для манипуляций, при которых возможно повреждение кожных покровов (маникюр, педикюр, чистка лица и другие косметические услуги) подвергаются дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации после каждого клиента.
17.7. Выбор метода стерилизации инструментов зависит от особенностей обрабатываемых изделий. Стерилизация проводится в соответствии с методическими указаниями по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения.
Рекомендуется использовать одноразовые инструменты.
18. Дезинфекцию и предстерилизационную очистку инструментов и деталей косметологического комбайна должен осуществлять обученный персонал.
19. Для обеспечения дезинфекционных мероприятий должен быть необходимый запас дезинфицирующих средств.
Емкости с растворами дезинфицирующих средств должны быть снабжены крышками, иметь маркировку с названием, концентрацией и датой приготовления.
20. Мероприятия по дезинсекции и дератизации выполняются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на занятие данным видом деятельности. Даты проведения профилактических мероприятий по дезинсекции и дератизации, название и количество применяемых средств регистрируются в учетной документации.

Требования к условиям труда и личной гигиене персонала

1. Работники парикмахерских должны проходить предварительные при поступлении на работу и в последующем периодические профилактические медицинские осмотры (приложение 5).
2. На каждого работника должна быть заведена личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований, лабораторных исследований и гигиенической аттестации.
3. Лица, поступающие на работу, должны проходить профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.
4. Администрация парикмахерской должна контролировать прохождение сотрудниками медицинских осмотров.
5. При проведении периодических медицинских осмотров вопрос допуска к работе должен решаться индивидуально для каждого сотрудника с учетом условий труда, возраста, стажа работы, функционального состояния организма.
6. Работники парикмахерских, у которых при специальных лабораторных исследованиях выявлена поливалентная сенсибилизация к косметическим средствам, подлежат диспансерному наблюдению у аллерголога.
7. Администрация парикмахерских должна обеспечить необходимые условия по предупреждению неблагоприятного влияния производственных факторов на работников.
7.1. Организация рабочих мест в парикмахерских должна предусматривать рациональную планировку, оснащение, соблюдение эргономических, эстетических и санитарно-эпидемиологических требований:
- к естественному и искусственному освещению;
- к микроклимату;
- к водоснабжению и канализованию;
- по соблюдению профилактической дезинфекции в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил.
7.2. Работники парикмахерской должны быть своевременно обеспечены единой спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.
7.3. Уровни локальной вибрации от парикмахерского оборудования (электромашинок, электрофенов) и уровни шума на рабочих местах не должны превышать установленные гигиенические нормативы.
7.4. Со дня установления беременности женщинам не рекомендуется выполнение работ по химической завивке и окраске волос.
7.5. Беременные и кормящие женщины и лица, моложе 18 лет, к работе с дезинфицирующими средствами не допускаются.
7.6. Для работников парикмахерских устанавливается перерыв на обед в соответствии с трудовым законодательством, а также рекомендуются 10-минутные перерывы в середине 1-й и 2-й смен для профилактики сосудистых заболеваний нижних конечностей.
7.7. Для предупреждения профзаболеваемости персонала парикмахерских, контактирующих с дезсредствами, рекомендуются для использования только умеренные и малоопасные дезсредства (3-го и 4-го классов опасности), нелетучих и непылящих, в гигиенических и готовых к применению препаративных формах.
7.8. В целях профилактики профессиональных заболеваний кожи, глаз и верхних дыхательных путей у работников необходимо:
- централизованное приготовление рабочих дезинфицирующих растворов проводить в специальных помещениях с искусственной или естественной приточно-вытяжной вентиляцией;
- сухие дезинфицирующие средства насыпать в специальные емкости с постепенным добавлением воды;
- максимально использовать исходные дезинфицирующие препараты в мелкой расфасовке;
- емкости с рабочими дезинфицирующими растворами плотно закрывать крышками. Все работы с ними выполнять в резиновых перчатках;
- неукоснительно соблюдать мероприятия по охране труда, в соответствии с инструкцией на применяемое дезинфицирующее средство, с использованием средств индивидуальной защиты (респираторы РУ-60 М или РПГ-68, маски и др.).
8. С целью профилактики заражения парентеральными гепатитами и ВИЧ-инфекцией все манипуляции, при которых может произойти загрязнение рук кровью, следует проводить в резиновых перчатках. Во время работы все повреждения кожных покровов должны быть изолированы напальчниками, лейкопластырем.
В целях личной профилактики работники парикмахерских должны быть обеспечены аптечкой анти-ВИЧ, в состав которой должны входить:
1. 70 спирт.
2. 5% спиртовой раствор йода.
3. Лейкопластырь, перевязочный материал.
При попадании крови на кожу ее тщательно моют с мылом; при повреждении кожи (порез, укол) из поврежденной поверхности выдавливают кровь, кожу обрабатывают 70 спиртом, затем йодом.
Для остановки кровотечений при порезах или ссадинах применяют растворы перекиси водорода или йода. Для антисептической обработки мест пореза используют 5% спиртовой раствор йода.
9. Работники парикмахерских должны соблюдать следующие правила личной гигиены:
- оставлять верхнюю одежду, обувь, головные уборы, личные вещи в гардеробной; использовать для работы чистую спецодежду;
- перед началом и после окончания обслуживания клиента тщательно мыть руки мылом;
- в лечебно-косметологических кабинетах для обработки рук применять кожные антисептики, разрешенные в установленном порядке;
- осуществлять уход за кожей рук, используя защитные и смягчающие крема, лосьоны;
- осуществлять окраску волос в резиновых перчатках;
- не курить и не принимать пищу на рабочем месте.

Осуществление производственного контроля

1. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением требований настоящих санитарных правил и выполнением санитарно-профилактических мероприятий в парикмахерских входит в обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях обеспечения безопасности и безвредности для посетителей и персонала работ и услуг в соответствии с СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 октября 2001 г. Регистрационный N 3000).
2. Производственный контроль включает:
- наличие у администрации официально изданных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, методик контроля и методических указаний, требования которых подлежат выполнению;
- перечень должностных лиц, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;
- организацию медицинских осмотров и перечень сотрудников, подлежащих медицинским осмотрам;
- организацию профессиональной гигиенической подготовки и аттестации персонала парикмахерских;
- организацию лабораторных исследований;
- контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек и иных документов, подтверждающих безопасность используемых средств, рабочих инструментов и оборудования, а также проводимых услуг;
- визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработкой и реализацией мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
3. Для реализации задач должна быть разработана программа производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима в парикмахерских, которая должна включать план лабораторных исследований с указанием точек отбора проб и его периодичности, а также контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, изложенных в данных санитарных правилах. Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики объекта, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и результатов лабораторных исследований, выполняемых центрами госсанэпиднадзора в рамках осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
4. При подготовке программы производственного контроля необходимо уделить особое внимание определению критической контрольной точки, т.е. выявлению потенциально опасного фактора, который может оказать наиболее неблагоприятное влияние на здоровье посетителей парикмахерской. Критической контрольной точкой является качество обработки рабочих инструментов в парикмахерских залах, маникюрных, педикюрных, косметологических и косметических кабинетах, от которого зависит возможность передачи возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний (в том числе СПИДа и парентерального гепатита).
5. Лабораторные исследования проводятся лабораториями, аккредитованными в установленном порядке.
Производственный лабораторный контроль устанавливается за:
- качеством обработки рабочего инструментария (дезинфекция, предстерилизационная очистка, стерилизация);
- микроклиматом (температура, влажность, скорость движения воздуха);
- обеспечением нормативных параметров искусственной освещенности;
- одержанием вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны;
- бактериальной обсемененностью воздуха;
- уровнями техногенного шума.
6. Периодичность проведения производственного контроля указана в приложении N 6 настоящих санитарных правил.
Программа (план) производственного контроля составляется администрацией до начала ввода в эксплуатацию парикмахерских, а для действующих - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил.
7. Программа (план) производственного контроля должна быть согласована главным врачом (заместителем главного врача) центра госсанэпиднадзора в соответствующей административной территории и утверждается администрацией парикмахерской.
8. Администрации парикмахерской необходимо иметь:
- Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ;
- санитарные правила 2.1.2.1199-03 "Парикмахерские, санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию";
- журнал регистрации результатов производственного лабораторного контроля.
9. Администрация парикмахерской является ответственной за своевременность, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля и обязана представлять информацию о его результатах центрам госсанэпиднадзора по их запросам.
При соответствующем обосновании проводятся дополнительные (внеплановые) исследования.
10. Администрация парикмахерских информирует территориальный центр госсанэпиднадзора о мерах, принятых по устранению выявленных нарушений санитарных правил, в том числе о временном прекращении работы парикмахерской.
Открытие парикмахерской осуществляется при получении санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям настоящих санитарных правил.


Приложение N 1

Состав и площади помещений парикмахерских, косметических, маникюрных, педикюрных и массажных кабинетов

N п/п Наименование помещений Площадь на 1 рабочее место, м2 Примечание
1. Помещения для посетителей: 3,0 до 10 рабочих мест; Площадь зала ожидания и гардероба не менее 6,0 м2
- зал ожидания 1,5 - на каждое последующее;
- гардероб для посетителей 0,3
2. Залы парикмахерского обслуживания: универсальное рабочее место мастера-парикмахера 6,0-8,0 Парикмахерская на 1 рабочее место не менее 15,0 м2 независимо от профиля
3. Помещения для мытья и окраски волос, химической завивки волос 8,0 Предусматривать в парикмахерских от 10 рабочих мест
4. Косметический кабинет 12,0-16,0  
5. Кабинет маникюра 6,0 При установке маникюрного столика в женском зале - дополнительно 6,0 м2
6. Кабинет педикюра 8,0  
7. Массажный кабинет 9,0  
8. Помещение для проведения постижерных работ 8,0 4,0 м2 на каждое дополни- тельное рабочее место
9. Прачечная От 9,0 (с учетом типа стиральной машины) Не предусматривать при централизованной стирке белья
10. Помещение для отдыха и приема пищи 12,0  
11. Подсобные помещения, кладовые (кладовые для белья, для уборочного инвентаря) Не менее 1,5 до 10 рабочих мест; 1,0 на каждое последующее  
12. Помещения для хранения дезинфицирующих, моющих, педикулицидных средств Не менее 1,5 до 10 рабочих мест; 1,0 на каждое последующее  
Гардеробные 0,3 м2 на 1 рабочее место  

****

ЭТАПЫ ОБРАБОТКИ ИНСТРУМЕНТАРИЯ

Дезинфекция.

Предстерилизационная очистка.

Стерилизация.

Первый этап – дезинфекция – т.е. уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний на инструментах.

Проводится одним из предложенных методов:

 

Метод дезинфекции Дезинфицирующий агент Температура Концентрация % Время выдержки (мин.) Условия проведения Оборудование
Кипячение Дистиллированная вода 98-100 - Полное погружение Кипятильник электроплитка
Кипячение Дистиллированная вода с питьевой содой (20г на 1л. воды) 98-100 Полное погружение -------------------
Воздушный Сухой горячий воздух - Без упаковки, в лотках Воздушный стерилизатор
  Спирт Полное погружение Закрытые емкости стекла, пластмасса и др.
  Хлорамин -------------- -----------------
  Перекись водорода -------------- -----------------
  Перекись водорода -------------- -----------------
  Гигасепт ФФ -------------- -----------------
Химический Лизетол АФ -------------- -----------------
  Лизетол АФ -------------- -----------------
  Лизоформин 3000 1,5 -------------- -----------------
  Лизоформин 3000 -------------- -----------------
  Дюльбак ДТБЛ -------------- -----------------
  Деохлор таблетки 0,1 (7 таб. На 10 л. воды) -------------- -----------------

ПРИМЕЧАНИЕ: К использованию допускаются все новые отечественные и импортные дезинфицирующие средства, разрешенные для применения Департаментом госсанэпиднадзора в соответствии утвержденных методических указаний.

Второй этап – предстерилизационная очистка – т.е. очистка инструментария с целью удаления белковых, жировых и механических загрязнений.

Ополаскивание инструментария проточной водой.

Замачивание инструментария в моющем растворе при подогревании его до 50 градусов С в течение 15 минут (температура моющего раствора в процессе замачивания не поддерживается).

Мойка каждого изделия в моющем растворе при помощи ерша или ватно-марлевого тампона.

Ополаскивание инструментария проточной водой 5-10 мин.

Ополаскивание инструментария дистиллированной водой в емкости – 3 мин.

Сушка инструментария на чистом полотенце (салфетке до полного исчезновения влаги).

ПРИГОТАВЛЕНИЕ МОЮЩЕГО РАСТВОРА

Варианты

Раствор пергидроля (перекиси водорода) + 5 гр. Стирального порошка + вода до 1 литра:

27,5% пергидроля – 17мл + 5 гр. стирального порошка + вода до 1 литра

30,0 % пергидроля – 16 мл + 5 гр. стирального порошка + вода до 1 литра

33,0 % пергидроля – 15 мл + 5 гр. стирального порошка + вода до 1 литра

3% перекиси водорода – 160 мл + 5 гр. стирального порошка + вода до 1 литра.

СТИРАЛЬНЫЕ ПОРОШКИ: разрешенные для предстерилизационной очистки инструментария: «Прогресс», «Астра», «Лотос», «Луч», «Зифа».

ПРИМЕЧАНИЕ:

Моющий раствор допускается применять до загрязнения (до появления розовой окраски).

Моющий раствор можно использовать в течение суток с момента приготовления и можно подогреть его до 6 раз.

Для измерения температуры моющего средства используется водяной термометр.

Может проводиться одновременно дезинфекция инструментария, совмещенная с предстерилизационной очисткой следующими дезпрепаратами, растворами:

Наименование дезпрепарата Концентрация раствора в % Режим предстерилизационной очистки (мин.)
Замачивание в растворе (дезинфекция) Промывание в растворе Ополаскивание проточной водой Ополаскивание дистиллированной водой Срок использования раствора
Дюльбак ДТБЛ фирма П.В.Х. «Петтенс Химия» 0,5 7 суток до появления хлопьев, мути
Дюльбак ДТБЛ фирма ПФХ СНС 0,5 0,5 10 суток до появления хлопьев, мути
Лизетол АФ 0,5 0,5 0,5 0,5 7 суток до появления хлопьев, мути
Кипячение в 2% растворе питьевой соды 0,5 0,5 Раствор применяется однократно

Качество предстерилизационной обработки инструментария, а также инструмента после совмещенной дезинфекции предстерилизационной обработки проверяется:

- на наличие крови – амидопириновая или азопирамовая пробы. При положительной пробе появляется сине-зеленое окрашивание. При наличии положительных проб вся партия обработанного инструментария подвергается повторной предстерилизационной очистке.

- на остаток моющих средств – фенолфталеиновая проба. При положительной пробе появляется розовое окрашивание. При наличии положительных проб вся партия обработанного инструментария повторно промывается проточной водой (10 минут), а затем дистиллированной водой – 30 минут.

ПРИМЕЧАНИЕ: Контролю подлежит 1% каждого из видов инструментария обрабатываемого за рабочую смену, но не менее 3 единиц каждого вида инструментария.

Третий этап – стерилизация – т.е. уничтожение микроорганизмов всех видов, в том числе споровых форм.

 

Метод стерилизации Стерилизующий агент Температура, давление Концентрация % Время выдержки (мин.) Условия проведения Оборудование
Паровый Водяной пар   1. В биксах. 2. В двойной бизевой упаковке. Паровой стерилизатор
Воздушный Сухой горячий воздух   В открытом виде на решетках, в лотках в бумажной упаковке Воздушная стерилизация разных типов
Химический Перекись водорода При полном погружении инструментария в раствор с последующим промыванием стерильной водой (стерильной физрастворе) Закрытая емкость из стекла, пластмассы и др.
  Лизоформин 3000 -------------------- ------------
  Гигасепт ФФ -------------------- ------------
  Сайдекс -------------------- ------------

 

ПРИМЕЧАНИЕ: К стерилизации допускаются все новые отечественные и импортные дезинфицирующие средства и оборудование, размещенные для применения МЗ России и Департаментом госсанэпиднадзор в соответствии утвержденных методических указаний.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СТЕРИЛИЗАЦИИ

Для безопасного оказания услуг (маникюрных, педикюрных) каждый мастер обязан иметь НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ КОМПЛЕКТОВ ИНСТРУМЕНТОВ и инвентаря для обеспечения последовательной обработки инструментария.

Основной (рабочий) набор инструментов после стерилизации выкладывается на рабочем столе на стерильной салфетке или стерильном лотке, или емкости.

Запасной набор стерильного инструментария хранится в ультрафиолетовых облучателях (фирмы «Астра», «Тау-стериль» и др.) или в простерилизованных пеналах или емкостях с крышками в течение рабочего дня.

Режимы стерилизации инструментария фиксируются в журнале по установленной форме

Для контроля стерилизации в автоклавах и воздушных стерилизаторах используются термовременные индикаторные ленты фирмы «Винар».

- Для воздушных стерилизаторов – ИС – 180

- Для автоклавов ИС – 120, ИС – 132.

Бактериологический контроль стерильности инструментария проводится 1 раз в месяц в баклабораториях ЦГСЭН или лечпрофучреждениях (по договоренности).

В настоящих правилах использованы ссылки на следующие нормативные документы:

- Закон РФ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- ОСТ – 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения»;

Методические указания по применению дезинфекционных средств, утвержденных Департаментом Госсанэпиднадзора МЗ России;

- Санитарно-эпидемические правила СП 3.1. 958-99

3.1 Профилактика вирусных гепатитов.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных