Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава I. БУДДА ШАКЬЯМУНИ




Жизнь Будды

1. На берегу реки Рохини, протекающей у южного подножья Гималаев, в городе Капилавасту, столице государства рода Шакья, жил в замке царь Суддходана Гаутама. Он правил мудро и справедливо, народ его любил и во всем повиновался.

Царицу звали Майя. Она была дочерью дяди царя, тоже царствовавшего в одном из соседних государств, основанных тем же родом Шакья. Приходилась она царю двоюродной сестрой.

Больше двадцати лет у царя с царицей не было детей. Но однажды ночью царица увидела странный сон, будто белый слон вошел в ее чрево через правый бок, и она зачала. Царь, придворные и весь народ с нетерпением ожидали рождения ребенка, считая оставшиеся дни по пальцам. Когда приблизились роды, царица, по обычаю своего народа, поехала рожать в свой родной дом. В пути она присела отдохнуть в саду Люмбини.

Был погожий весенний день, кругом красиво цвели цветы ашоки. Царица протянула правую руку, чтобы сорвать цветущую ветку, и в этот момент родила сына. Все вокруг запело, благословляя царицу и ее сына. Было это 8 апреля.

Обрадованный царь назвал своего сына Сиддхартха, что означает "исполнение всех желаний".

2. Но после радости ждало царя горе. Вскоре царица Майя умерла. Царевича стала растить ее младшая сестра Махапраджапати.

Недалеко в горах жил мудрец-отшельник по имени Асита. Увидев сияние вокруг дворца, он пришел во дворец, и, когда ему показали новорожденного царевича, он предсказал: "Когда он вырастет, он станет великим царем, если останется во дворце, и объединит весь мир. Но если он покинет дворец и постигнет истину, став отшельником, он станет Буддой, которому суждено спасти мир".

Сначала царь обрадовался такому предсказанию мудреца-отшельника, но со временем его стала беспокоить мысль о том, что сын может покинуть дворец и стать отшельником.

С семи лет царевич стал обучаться грамоте и воинским искусствам. Однажды весной он вместе с царем поехал в деревню. Наблюдая, как крестьянин пашет, он увидел, что птичка съела червя, выкопанного из земли сохой. "Ужас! Живые существа пожирают друг друга!" - воскликнул он, пораженный увиденным, и, сев в тени дерева, глубоко задумался.

Рано лишившись матери и теперь увидев, как живые существа пожирают друг друга, молодой царевич рано познал трагедию жизни, что глубоко ранило его впечатлительную душу. Рана, как надрез на молодом дереве, разрастаясь со временем, все больше наводила молодого царевича на мрачные мысли.

Такие перемены в сыне напомнили царю предсказание мудреца-отшельника, и он забеспокоился. Он начал делать все возможное, чтобы развеселить царевича. И когда ему исполнилось 19 лет, царь выбрал ему в жены двоюродную сестру Яшодхару, дочь царя Супрабуддха, старшего брата матери царевича, жившего в замке Девадаха.

3. Десять лет царевич жил во дворцах Весны, Осени и Дождей, где его жизнь проходила в пирах и празднествах. Но он постоянно задумывался, стремясь постичь истину жизни.

"Что значит для меня эта роскошь во дворце, мое здоровое тело, молодость, радующая людей? Люди болеют и, в конце концов, умирают. Никто не может избежать смерти. В чем же заключается смысл молодости, здоровья и жизни?

Человек живет. Значит, он чего-то ищет. Но одни ищут неправильное, а другие — правильное. Те, кто ищет неправильное, ищут вечной молодости и бессмертия, хотя их удел стареть, болеть и умереть.

Те, кто ищет правильное, понимают, что это заблуждение, и ищут то, что выше старости, болезней и смерти, а также других невзгод жизни. Сейчас я ищу неправильное".

Так шли года тяжелых размышлений и душевной борьбы. В 29 лет у него родился единственный ребенок Рахула, и он решил покинуть дворец. Взяв с собой кучера Чандака и сев на любимую лошадь Кантхпка, он оставил дворец, и, порвав с этим миром, начал жить отшельником.

Тут его начал соблазнять дьявол: "Тебе лучше вернуться во дворец и подождать. Скоро весь мир будет твоим". Царевич закричал: "Прочь дьявол! Мне ничего не нужно на этом свете". Отогнав дьявола, царевич постригся в монахи и, нищенствуя, направился на юг.

Царевич сначала посетил мудреца-отшельника Бхагаву и ознакомился с его аскетической практикой. Затем он посетил Араду Каламу и Удраку Рамапутру, посмотрел, какую они ведут аскетическую жизнь, и сам попробовал жить так же, как они. Но вскоре он понял, что такая жизнь не ведет к просветлению. Он пошел в государство Магадха. Там в лесу, на берегу реки Найранджана, протекающей мимо города Гайи, он стал подвергать себя жестоким физическим истязаниям.

5. Это были поистине жестокие физические самоистязания. Как впоследствии он сам признавался, это были небывалые самоистязания. По его словам, "в прошлом ни один аскет не подвергал себя таким истязаниям, в настоящем ни один самоистязатель не подвергает и в будущем ни один покинувший мирскую жизнь не будет подвергать себя более жестоким самоистязаниям".

Но и эти самоистязания не дали царевичу того, что он искал. Он без сожаления прекратил эти физические испытания, продолжавшиеся 6 лет, вошел в реку, сделал омовение и, приняв молочную кашу из рук молодой девушки Суджата, начал поправлять свое пошатнувшееся здоровье.

Пятеро других отшельников, которые вместе с царевичем подвергали себя физическим испытаниям в лесу, решили, что царевич не выдержал, бросили его и ушли в другое место.

Царевич остался один. Он сел в тени дерева и, готовый к смерти, погрузился в медитацию. Он решил про себя: "Пусть высохнет моя кровь. Пусть сгниет мое мясо. Пусть истлеют мои кости, но я не сдвинусь с этого места".

В его душе началась тяжелая и напряженная борьба. Душу раздирали беспокойные и тревожные мысли, метались темные тени, одно безобразное видение сменяло другое. Все это были проделки дьявола. Борясь с ними, он всюду настигал их и разбивал в пух и прах. Борьба эта была не на живот, а на смерть: лилась кровь, раздиралось живое мясо, трещали кости.

Однако, когда эта борьба кончилась и на небо взошла утренняя звезда, возвещающая наступление нового дня, душа царевича заблистала, он просветлел и стал Буддой. Это произошло утром 8 декабря, когда царевичу исполнилось 35 лет.

6. С этих пор царевич стал называться Буддой, Просветленным,
Так ушедшим, Шакьямуни или Мудрецом из племени Шакья, Благословенным и другими именами.

Шакьямуни прежде всего отправился в Мригадаву в Варанаси, где жили пять отшельников, вместе с ним проходившие физические испытания в течение 6 лет, и обратил их в свою веру. Они сначала избегали его, но, слушая его проповеди, прониклись к нему доверием и стали его первыми учениками. В Раджагрихе он обратил в свою веру царя Бимбисару. Шакьямуни обосновался в его дворце и начал проповедовать свое учение по всей стране.

Люди шли к нему, как жаждущие тянутся к воде и как голодные тянутся к пище. Здесь его учениками стали более двух тысяч человек, включая двух его главных учеников Шарипутру и Маудгальяяну.

Царь Суддходана, не желавший, чтобы его сын оставил мирскую жизнь, и глубоко опечаленный его уходом из дворца, Махапраджапати, вскормившая царевича царевна Яшодхара и другие из племени Шакья тоже последовали ему и стали его учениками. И много других стали последователями Шакьямуни.

7. Проповедуя 45 лет свое учение Шакьямуни достиг возраста 80 лет. В Вайсале, по пути из Раджагриха в Шравасти, он заболел и предсказал, что через три месяца войдет в Нирвану. Продолжая свое проповедническое путешествие, Шакьямуни достиг Павы, где он почувствовал себя хуже, отведав пищу, преподнесенную ему кузнецом Чундой. Но несмотря на боли и слабость во всем теле, он пошел дальше в Кусинагару.

На окраине города Кусинагара он вошел в лес сала и лег на землю между двумя высокими деревьями. Лежа на земле, он продолжал учить своих учеников, и, завершив свою миссию великого проповедника Будды, он тихо вошел в Нирвану.

Когда Шакьямуни ушел в Нирвану, жители города Кусинагара глубоко опечалились. По распоряжению Ананды, любимого ученика Будды, они предали огню тело своего учителя.

Царь Аджатасатру и другие 7 индийских царей попросили, чтобы им дали мощи Шакьямуни, но жители Кусинагары отказались и началась война. Однако по совету мудреца Дроны мощи были разделены между восьмью государствами. Прах и урны с мощами Шакьямуни получили и другие государства и люди. Они стали бережно хранить у себя святые мощи. Для их хранения было построено 10 буддийских пагод.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных