Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МАНИПУРА (НАБИ) ЧАКРА 6 страница




 

КА`ЛКИ(Н) — последняя, согласно канонич. списку, аватара Вишну (откуда его второе ""имя — Вишнуяшас, Наделенный славой Вишну), относимая обычно к будущему (хотя в свете цикличности юг можно "предполагать повторяемость "нисхождения Кальки на землю) и открыто выражающая мессианскую идею.

 

КА`ЛЬПА – одна из основных космических единиц времени в мифологич, астрономии. 1 кальпа равна 1000 махаюг или 4320 млн. земных лет. Кальпа при­равнивается к 1 дню Брахмы, по длительности равному 1 ночи. 360 дней и ночей Брах­мы составляют "год Брахмы", его жизнь равна 100 таким го­дам (существование одного космич. цикла). Божеств, хро­нология в космич. масштабе повторяет структуру солнеч­ного (земледельческого) года. Другая пураническая система делит кальпу на 14 манвантар, ка­ждая из к-рых содержит 71 махаюгу, что в итоге дает 994 (14 х 71) махаюг. Кальпы бесконечно следуют одна за другой, отражая длительность существо­вания мира.

 

КАЛЬПАВРИ`КША (кальпатару, кальпадрума) – в индийской мифологии дерево, исполняющее все желания, одно из 5 волшебных деревьев в сварге, раю Индры.

КА`МА — 1) Желание, чувственная страсть, наслаждение как одна из "трех целей человека" (триварга), наряду с дхармой и артхой. Ассоциируется с Нанди (Нандином), к-рому приписывалось авторство кама-шастры. 2) Бог, персонифицирующий каму. Сын Брахмы. Изображается как прекрасный юноша, сидящий на попугае и держащий знамя с изображе­нием макары и лук, в котором вместо тетивы — пчелы. Кама стреляет 5 цветочными стрелами и возбуждает в своих жертвах любовную страсть. Каму часто называют Ананга (Лишенный тела), что связано с историей о его попытке соблазнить Шиву. Пребывавший в состоянии медитации Щива огнем лобного глаза испепелил Каму, но затем восстановил его в облике Прадьюмны, сына Кришны и Рукмини. Супруга Камы — Рати, олицетворение страсти.

 

КАМАДХЕ`НУ (букв. Корова желания) — волшебная корова, исполняющая все желания владеющего ею. Принадлежала мудрецу Васиштхе, послужила причиной раздора между ним и мудрецом Вишвамитрой.

 

КАМАДЭВА — в народном представлении бог любви. Как Эрос Гесиода, который деградировал в экзотерическом кодексе, став Купидоном, и еще более деградировал позднее, в смысле, который народные легенды вложили в этот термин, так же и Кама является наиболее таинственным и метафизическим предметом. Одно только раннее ведическое описание Камы уже дает ключ к тому, эмблемой чего он является. Кама — это первое сознательное, всеохватывающее желание вселенского добра, любви, и возникшее ко всему, что живет и чувствует, нуждается в помощи и доброте, первое чувство бесконечно нежного сострадания и милосердия в сознании творящей ЕДИНОЙ СИЛЫ, как только она стала жить и существовать в качестве луча от АБСОЛЮТА. Как говорится в «Риг-Веде»: «Желание вначале возникло в ЭТОМ, которое было первым зачатком ума, и которое, как Мудрецы, ища разумом своим, обнаружили в своем сердце, является связующим Сущность с не-Сущностью», или Манас с чистым Атма-Буддхи. В этой концепции нет идеи сексуальной любви. Кама преиму­щественно является божественным желанием создать счастье и любовь; и только века спустя, когда человечество начало антропоморфизировать свои величайшие идеалы в жестких и ограниченных догмах, тогда Кама стал силой, удовлетворя­ющей желание на животном плане. Это показано в каждой «Веде» и говорится в некоторых «Брахманах». В «Атхарваведе» Кама представлен как Верховное Божество и Творец. В «Тайтарья Брахмана» он — дитя Дхармы, бога Закона и Правосудия, Шраддхи и веры. В еще одном повествовании он возникает из сердца Брахмы. В других он показан рождаю­щимся из воды, т.е. из первобытного хаоса, или «Бездны». Отсюда одно из его многих имен, Ираджа, «Рожденный водой»; и Аджа, «нерожденный»; и Атмабху, или «Само­существующий». Поскольку на его знамени изображен знак Макара (Козерога), его также называют «Макара-Кету».

Аллегория о том, как Шива, «Великий Йог», испепеляет Каму огнем своего центрального (или третьего) Глаза, за то, что Кама внушил Махадеве мысли о его жене в то время, как тот был занят своими религиозными обрядами — наводит на некоторые мысли, поскольку сказано, что этим он сократил Каму до его первичной духовной формы.

 

КАМАЛОКА — полуматериальный план, для нас субъективный и невидимый, где пребывают бестелесные «личности», астральные формы, называемые Камарупа, пока не выцветут из-за полного истощения действия тех умственных импульсов, которые создали эти эйдолоны человеческих и животных страстей и желаний. (См. КАМАРУПА).

 

КАМАРУПА — метафизически это субъективная форма, создаваемая посредством умственных и физических желаний и мыслей, связанных с материальными предметами, всеми разумными существами, форма, переживающая смерть их тел. После этой смерти три из семи «принципов» — или, скажем, планов чувств и сознания, на которых поочередно действуют человеческие инстинкты и идеи — т.е. тело, его астральный прототип и физическая жизненная сила — более не нужные, остаются на земле; три высших принципа, соединенные воедино, входят в состояние Девачан (см.), в котором Высшее Эго останется, пока не придет время для новой инкарнации; а эйдолон бывшей Личности остается один в своем новом обиталище. Здесь эта бледная копия того человека, который существовал, ведет растительное существование в течение некоторого времени, длительность которого зависит от элемента материальности, оставшегося в ней и определяемого прошедшей жизнью умершего. Лишенный, как таковой, своего высшего ума, духа и физических чувств, если он будет оставлен в собственном бесчувственном и бессмысленном состоянии, то постепенно выцветет и распадется. Но если его будут насильно втягивать в земную сферу, посредством ли страстных желаний и призывов еще живущих друзей, или же регулярных некромантических занятий — из которых одним из наиболее опасных является медиумизм — то этот «призрак» может просуществовать в течение времени, значительно большего, чем была продолжительность естественной жизни его тела. Как только Камарупа узнает путь назад к живым человеческим телам, она становится вампиром, питаясь жизненной силой тех, кто так хочет с ним общаться. В Индии эти эйдолоны называются Пишачи, и там их очень боятся, как уже было объяснено в другой статье.

 

КАНДУ — святой мудрец второй коренной расы, йог, которого обольстила Прамлоча, «нимфа», направленная для этого Индрой, и жила с ним несколько веков. Наконец этот Мудрец пришел в себя, отверг и прогнал ее. После этого она родила дочь Маришу. Это аллегорическая легенда из «Пуран».

 

КАНСА – царь, враг Кришны.

 

КАНЬЯКУМА`РИ — 1) "Дев­ственница" — эпитет богини, одно из воплощений Парвати в южноиндийском цикле ми­фов. Богиня побеждает асуру Бану на берегу Южного моря и затем сидит на мысе, ожидая прибытия Шивы, обещавшего жениться на ней, когда насту­пит пралая. По др. версии, она ждет Шиву, совершая на том же месте тапас. Мотив заклю­ченного в девственницах мощ­ного энергетического начала характерен для дравидской мифологии. 2) Мыс (мыс Ко­морин) на юге Индии, ее край­няя точка, связанная с мифами о кумари, богине-девственни­це, к-рой посвящен находя­щийся здесь храм.

 

КАПА`ЛА (букв, "чаша для по­даяний, череп") — название древней шиваитской секты.

 

КАПА`ЛИКА (капалин) — 1)[Носящий] череп — член секты капала. 2) Один из эпитетов Шивы.

 

КАРАНА – причина.

 

КА`РМА (поступок, деяние, ри­туал) — по общеинд. представлениям, отвергаемым лишь в локаяте, закон причинно-сле­дственной зависимости, обус­ловливающий для живых су­ществ приятность или тягость их переживаний, опыта, а так­же значит, долю его содержа­ния их поступками в прошлых жизнях. Т. обр., карма есть закон воспроизводства сансары. Любой намеренный поступок, производя результа­ты во внешнем мире, изменяет и самого деятеля; это измене­ние откладывается в его глу­бинной памяти, становясь склонностью (обычно не осоз­наваемой), т. наз. васана, и пребывает в его лингашарире, хранясь там до поры, покуда внешние. обстоятельства— уже в ином существовании— не окажутся благоприятными для "созревания" К., т. е. проявления последствий. Создание себе благой К. по объему понятия соответствует добродетели, дурной — пороку. Для освобо­ждения же из сансары нужно отказаться от создания всякой кармы и нейтрализовать ("вы­жечь") следы старой — метафизич. интуицией, самадхи и т. п.

 

КА`РМА - МА`РГА (путь [ритуа­льно чистых] деяний) — в древ­ней культуре праведный экзо­терический путь ария, заключа­ющийся в следовании своей дхарме, отправлении ритуалов и жизни в об-ве согласно тра­диционным нормам. Это должно было приводить к бла­гополучию в этой и преуспея­нию в следующих жизнях - рождению на небесах, в вы­сшей касте и т. п. Альтернативным и одновременно выс­шим, доступным для избран­ных путем был "путь сверхрациональной интуиции" — джняна-марга, данный откровением упанишад и ведущий к познанию Брахмана, т. е, к мокше. Значит. позднее, карма-марга стала по­ниматься как бескорыстные де­яния, исполнение долга без привязанности к результатам, т. е. с внутренним отречением, невовлеченностью. Идущий путем деятельно­сти без оглядки на себя как деятеля и на плоды трудов как "своих", т. е. переживающий их как жертву и служение, называ­ется карма-йогом. Известней­ший пример в XX в. — Махат­ма Ганди.

 

КА`РНА — сын Сурьи-Солнца и Кунти, матери главных героев "Махабхараты" - Юдхшитхиры, Арджуны и Бхимасены, рожденный ею до брака с Пан­ду и усыновленный царем Адхиратхой. Оби­да на младших братьев Пандавое приводит его в стан против­ника, так что во время реша­ющей битвы он выступает пол­ководцем Кауравов.

 

КАРТТИКЕ`Я (рожденный от Криттик) — прозвище Сканды, обозначающее его связь с женами шестерых риши.

КА`СТА (португ. саsta — род, вид, порода) — группа людей, осознающая свою общность, заключающая браки только между собою, имеющая круг традиционных занятий, а так­же специфич. обычаи, обряды, мифологию, расселенная чересполосно с др. такими же группами, но ограничиваю­щая с ними общение и вклю­ченная в иерархическую систе­му, т. е. занимающая опреде­ленное положение на шкале социального престижа. Согласно индуиз­му, от того, как человек ис­полняет обязанности (дхарма, одно из значений), предписы­ваемые его карме, зависит, родит­ся ли он в следующий раз в более высокой или в более низкой кармой. Зародыш кармы видят в че­тырех варнах, возникших еще в др.-инд. об-ве. Появлявшие­ся затем в процессе разделе­ния труда более мелкие груп­пы (джати), как правило, ас­социировались с одной из че­тырех варн или же восприни­мались как находящиеся даже ниже шудр ("неприкасаемые").

В наст. вр. в Индии около 3000 каст. Каста включает как бога­тые, так и бедные семьи, но в целом сохраняется соответ­ствие кастового и социаль­но-экономического статуса: чем каста выше, тем ее члены в сумме богаче, грамотнее, об­ладают более высокими по­стами и т. п. Касты можно раз­делить на высшие (брахманс­кие, воинские, 8% населения), средние (торговые, землевла­дельческие, 22%), низшие (земледельческие и ремеслен­ные, 39%), "неприкасаемые" (17%); остальное население не входит в систему К. (мусуль­мане, христиане и пр.). На протяжении истории было много попыток преодолеть кастовое раздробление об-ва. Одной из таких попыток было учение буддизма. Индусские отшельники (санньяси) могли происходить из любых каст и считались вышедшими из кастовой системы. Учение бхакти также исходило из то­го, что любовь к богу может и должна объединять людей всех каст, и т. обр. отнимало у системы каст религ. обоснова­ние. Несмот­ря на все эти усилия, кастовая этика продолжает господство­вать в вопросах брака, в быту, проявлять себя в экономич, и политич. жизни.

 

КАУРА`ВЫ — потомки царя Куру из Лунной династии, об­щее название царского рода куру, или бхаратов. Сто братьев-Кауравов отмечены, как и Пандавы, чудесным рож­дением, но не от богов, а из бесформенного кома мяса, разделенного в соответствую­щем ритуале на 101 часть, одна из которых превратилась в де­вочку, их сестру. Если Панда­вы по «небесной» родословной и в своих действиях ассоции­руются с богами-дэвами, то Кауравы — с демонами-асурами.

 

КАУРАВЬЯ — царь Нагов (Змеев) в Патале, что экзотерически является адом. Однако эзотерически это имеет совсем другое значение. В Верхней Индии есть племя Нагов; в Мексике до сих пор главного шамана зовут Нагал, а на заре истории это было имя главных адептов; и, наконец, Патал означает антипод и является названием Америки. Отсюда получается, что история о том, как Арджуна путешествовал в Патал и женился на Улупи, дочери царя Кауравьи, может быть таким же историческим фактом, как многие другие, которые вначале считались легендами, а потом оказались истинными.

 

КАУСТУБХА – драгоценный камень, полученный из Молочного океана. Его носил на груди Вишну.

 

КАШЬЯ`ПА (букв, черепаха) — в Ведах упоминается как мудрец «саморожденный, произошедший от Времени» или как класс мифич. существ, направляющих путь солнца. В брахманах Кашяпа в образе черепахи творит живые сущест­ва и отождествляется с Праджапати (см. Веды). В послеведийской мифологии Кашьяпа — сын Маричи, внук Брахмы, супруг 13 дочерей Дакши, породивших от него богов, асуров и др. сверхъестественные существа.

 

КЕ`ТУ — демон, олицетворя­ющий мифич. 9-ю планету или точку пересечения орбит, отождествляется с хвостом дракона Раху, обезглавленного Вишну; считается сыном Брихаспати и демоницы Симхики.

 

КИННА`РА — в послеведийской мифологии — класс полу­божественных существ; киннара обитатели гор и лесов, изоб­ражаются как люди с конски­ми головами, сладкозвучные певцы и музыканты.

 

КИ`РТАН, Ки`ртана (восхвале­ние) — форма религ. песнопе­ния. Киртан испо­льзуется наряду с танцами в кач-ве осн. формы ритуаль­ного почитания Кришны (санкиртан). Возникает множество стилей и вариантов киртана, в т. ч. большие композиции, состоя­щие из сольных номеров, хо­ровых рефренов и иногда— драматич. вставок. В Махараштре киртаны представляют собой сложное единство прозаич. и поэтич. частей. Прозаические состоят в рассуждениях на опред. тему. Ею могут быть: конкретная фи­лософская или нравственная категория, добродетельный по­ступок, то или иное деяние мифологич. персонажа или поэ­та-проповедника и т. д. Просветительско-дидактич. вступле­ние сопровождается поэтич. ил­люстрацией-песнопением под аккомпанемент традиц. музы­кальных инструментов. Испол­няются обычно гимны-абханги поэтов традиции бхакти. К. все­гда однозначно отвечают на вопрос: "Как надо себя вести?" и представляют наглядную ма­нифестацию идей бхакти.

 

КЛЕША – любовь к жизни, но буквально, «боль и страдание». Приверженность к существованию, почти тоже сомое, что Кама.

 

КОКИЛА – коил, индийская кукушка.

 

КОНФУЦИЙ - Кун ЦЮ (551—479 гг. до Р.Х.) Древнекитайский философ, основатель конфуцианства. Начав свою деятельность учителем, с 22 лет преподавал мораль, язык, политику и литературу. В 50 лет целиком ушел в политику, став высоким сановником (правительство царства Л у). Уйдя со службы вследствие интриг, 13 лет путешествовал, не находя применения своим идеям. Главным источником сведений о Конфуции является книга «Лунь Юй» ("Беседы и суждения"). Характерной чертой Конфуция является практиче­ское избегание рассмотрения вопросов космогонии, соотношения духа и материи, рассмотрение потусторонних миров. В то же время в центре внимания его учения — умственный и нравственный облик человека, его идеальный образ, рассмотрение воп­росов гуманности, справедливости, сыновней почтительности, уважения к старшим... Конфуций наложил большой отпечаток на последующую историю Китая, став впоследствии объектом покло­нения и религиозного почитания.

 

КОРО`ВА — объект почита­ния в индуизме, животное, по­лучившее статус священного в послеведич. период. Счита­ется, что Брахма создал корову в один день с брахманом. Од­но из небес бога Вишну назва­но "мир коровы" — голока. Ритуальный статус коровы подчер­кивается строгим запретом на употребление говядины; убий­ство коровы является одним из тяг­чайших грехов для индуистов всех сект и каст. Существуют легенды о корове, исполняющей все желания, к-рая появилась при пахтании Молочного оке­ана. Ее называют именами Саурабхи, Камадхену, Нанди-ни и Шабала. Вишнуиты осо­бенно почитают К. в связи с легендами о воспитании Кришны пастушьим племенем. У шиваитов бык считается ез­довым животным их верхов­ного божества (см. Найди).

 

КРАВЬЯДА – пожиратель плоти; плотоядный человек или животное.

 

КРИТА («целый, совершенный») –выигрышный бросок при игре в кости.

 

КРИ`ТА - Ю`ГА — в мифологич. хронологии 1-я из 4 юг. Она длится 4800 (4000 + 400 х 2 "время.сумерек") "божест­венных" лет или 1 728 000 че­ловеческих. Отражает пред­ставление о "золотом веке" в истории человечества, когда не было болезней, несчастий, страха, бедствий и т. п. зла. Люди жили по 4 тыс. лет, не ведая нужды. Господствовал божеств. порядок (дхарма), прочно стоявший на 4 "но­гах", т. е. опирающийся на 4 Добродетели: правдивость, приветливость, почитание и сострадание. Члены каст ис­полняли свои обязанности и получали по желанию лю­бые земные плоды.

КРИ`ТТИКА — созвездие Плеяд, называемое уже в Ве­дах. Имеет важное значение в мифологии индуизма. Пе­рсонифицирует 6 из 7 жен се­ми мифических риши (саптариши), ставших 6 матерями Сканды, или Карттикейи. Седьмая жена, Арундхати, по­читается отдельно.

КРИ`ШНА (Черный) (Др. инд.- буквально – тёмно-синий) — одно из наиб, популярных божеств индуизма, почитаемое в разл. ипостасях: 1) как племенной герой, сын царя вришниев Васудэвы от Дэваки, предводи­тель союза пастушеских племен (ядавов, абхиров и др.), в "Махабхарате " — родствен­ник Пандавов, колесничий ге­роя Арджуны и его советник;

2) как одна из главных "геро­ических" аватар" Вишну со свойственными тому именами и асуроборческими деяниями;

3) как верховное божество кришнаизма.

Упоминание о нем, как о сыне Деваки, берет начало в «Чхандопья — упанишаде» (III, 17, 6), где он выступает в качестве ученика Гхори Ангирасы. В традиционном списке аватар Вишну Кришна занимает восьмое место. Однако, в ряде случаев его считают более чем аватарой — полным проявлением Вишну, а его место в десятке аватар занимает Баларама (например, Гита-Говинда Джаядэви). Другим вариан­том мотива "божественного происхождения" является объ­яснение, темной внешности Кришны в "Махабхарате" и пуранах тем, что он рожден от черного волоса Вишну (тог­да как его старший брат Баларама происходит от белого волоса). Краткая «биография» Кришны передает о том, что в городе Матхура правил неправедный царь Канса. Чтобы избавить от него Землю, Вишну решил родиться в человеческом облике. Канса, узнав из предсказания о том, что он умрет от руки восьмого сына своей двоюродной сестры Деваки, убивает всех родившихся у нее сыновей (от Васудэвы). Спасается лишь седьмой сын Баларама, а восьмого сына Кришну, едва он родился, удается переправить на другой берег Ямуны, где он воспитывается в семье пастуха Нанды и его жены Яшоды. Все детство Кришны проходит, как передают легенды, в подвигах и под знаком целой цепи благих деяний (убийства демонов, погашения пламени лесных пожаров, побе­да над повелителем змей Калией и т.д.). Одна из более популярных тем индийского эпоса — любовь пастушек к Кришне (отроку), которая трактуется индусами как символ человеческих душ, устремлен­ных к слиянию с богом. Однако, Кришна покидает пастушек, чтобы исполнить свой долг — убить Кансу, чем и завершается период юности Кришны. В пору зрелости Кришна — воин и политик, он восстанавливает справедливую власть в Матхуре и защищает город от демонов, мстящих за Кансу, причем он переводит всех жителей в новый город Двараку, который по его приказу строится за одну ночь. Совершая дальнейшие подвиги, Кришна, согласно легенде, обретает сначала восьмерых жен (первая из них Рукмини), а затем еще 16.100 жен. Обладая чудесной способностью пребывать одновре­менно со всеми женами, Кришна производит многочисленное потомство. Битва на Курукшетре завершает круг земных дел Кришны. В "Махабхарате", выступая на стороне Пандавов, он предо­ставляет свое войско их про­тивникам Кауравам.Также известно ("Бхагавад — гита"), что будучи колесничим Арджуны, Кришна перед битвой являет себя как высшее божество Вишну и излагает религиозно-философскую доктрину, получившую большую популярность в Индии и за ее пределами. Погибает Кришна в лесу, убитый случайным охотником, приняв­шим его за оленя, а его столи­цу Двараку вскоре поглощает море.

 

КРОДХА – мать демонов гнева.

 

КУБЕ`РА — бог богатства, владыка Севера (см. локапалы), повелитель якшей и др. горных духов, сводный брат Раваны, к-рый изгнал его с принадлежавшего прежде Кубере острова Ланки. Изображается как уродливый карлик с тремя ногами и одним глазом. Вахана Куберы — человек, и сам Кубера считается человеком, к-рого Брахма сделал богом в награ­ду за великое подвижничество (см. тапас). Местопребывание К. — на горе Кайласа в Гима­лаях, в великолепном дворце, окруженном садами. Кубера тесно связан с Шивой.

 

КУЛА — Большая патриар­хальная семья в Индии. Игра­ла особенно большую роль в социально-экономич. и риту­альной жизни в древности. Глава семьи (кулапати) обладал полной властью над чле­нами семьи, включая жен, де­тей, зависимых, рабов. С пере­ходом преобладания к индивидуальным семьям единство кулы сохраняет нек-рое значение, особенно в среде высших каст.

 

 

КУ`МАРА (юноша, дитя) — одно из имен Сканды, Карттикеи, "юного бога", Его рождение обусловлено необ­ходимостью укрепить небес­ное воинство, к-рое проявляет слабость в противоборстве с демонами-асурами. Кумара-Сканда должен возглавить небесную рать и обеспечить ей победу над демоном Таракой, к-рому предсказана смерть от руки шестидневного младен­ца. Нередко изображается как обладатель шести голов, ше­сти ликов, шести пар рук и ног при одном теле, причем одна из его голов иногда изобража­ется козлообразной. В позд­ней мифологии и иконографии неразрывно связан со своей вахтой — павлином, а на его знамени изображен петух.

 

КУМБХАКАРНА — брат Раваны, царя Ланки, похитившего Ситу, жену Рамы. Как описывается в «Рамаяне», Кумбхакарна, проклятый Брахмой, в течение многих сотен лет спал по шесть месяцев, затем просыпался на один день и засыпал снова. Он был разбужен, чтобы принять участие в войне между Рамой и Раваной, захватил в плен Ханумана, но в конце концов сам был убит.

 

КУМБХАМЕ`ЛА (праздник [букв, ярмарка] сосуда) — пра­зднество, справляемое раз в 12 лет при опред. астрономич. обстоятельствах в нескольких свящ. городах Индии; связано с мифом о пахтании океана, при к-ром из вод явился сосуд (кумбха) с амритой, напитком бессмертия. Сначала сосуд был захвачен асурами, но затем похищен у них сыном Индры Джаянтой, принявшим облик птицы; 12 дней летал он, преследуемый асурами, и опускался отдохнуть поочередно в Праяге, Хардваре, Насике и Удджаини. Эти города, освященные прикосновением к их земле сосуда с амритой, стали тиртхами. К. справля­ется поочередно в каждом из них, но самая торжественная, собирающая по нескольку миллионов паломников, праз­днуется в Праяге.

 

КУНДАЛИ`НИ —символ особого рода созида­тельной латентной энергии, находящейся в основании по­звоночного столба и вообра­жаемой в виде змеи, свернув­шейся в три с половиной коль­ца. Ее требуется разбудить и направить вверх по центра­льному каналу (сушумна), к-рый представляется как на­ходящийся в позвоночнике; проходя по жизненно важным центрам (чакрам), нанизан­ным на сушумну, эта энергия преображает физич, и психич. процессы в теле йога. Методы пробуждения Кундалини включают в себя тщательное выпрямление позвоночника, нек-рые асаны и пранаямы. Ра­бота с Кундалини необходима при же­лании не только освободиться сознанием, но и преобразить тело в нетленное. Когда Кундалини до­стигает высшей чакры Сахасрара, соответствующей голов­ному мозгу, она соединяется с Шивой, чем достигается со­стояние, при к-ром тело выво­дится из процесса старения. Буквальное связывание Кундалини с анатомич. структурами бес­почвенно, этот символ отра­жает процессы лишь в живом и одушевленном теле и соот­ветствий в мертвых останках не имеет.

 

КУ`РМА (Черепаха) — аватара Вишну (в "Шатапатха-брахмане" — Праджапати) в зоо­морфном облике, символизи­рующем, в соответствии с ранними космологич. пред­ставлениями, дуальное строение космоса (верх и низ пан­циря), а также миросозидающую силу.

 

КУ`РУ (бхараты) - древнее индоарийское племя, сыгравшее наряду с панчалами основную роль в становлении цивилизации долины Ганга. Название возводится к имени легендарного царя, приведшего бхаратов из Пенджаба на Курукшетру, общего предка обоих вет­вей правящего рода "Махабхараты".

КУРУКШЕ`ТРА (Поле Куру)— священная земля индуизма, расположенная между реками Сарасвати (совр. Сарсути) и Дришадвати (Читанг) в сев. части совр. штата Харьяна. Название получила в честь ца­ря Куру из Солнечной дина­стии, к-рый, по преданиям, со­вершал здесь жертвоприноше­ния или подвижничал. На не­большой территории Курукшетры сосре­доточено огромное кол-во тиртх (согласно традиции— 360); особенно ими богаты окрестности г. Тханесара. Нек-рые из тиртх связаны с событиями ведийских (напр., битва Индры с Вритрой) и ин­дуистских (напр., аватары Ви­шну) мифов, другие — с де­ятельностью легендарного Парашурамы (5 "прудов Ра­мы", к-рые этот брахман-вои­тель якобы наполнил некогда кровью кшатриев), но боль­шинство тиртх освящено па­мятью о великой битве наро­дов Индии, по преданиям, состоявшейся некогда на Курукшетре и воспетой в "Махабхарате".

КУ`ША (дарбха) — 1) Свящ. трава (Роa cynosoroides Retz). Относится к роду осоковых (типа нашего мятлика), упот­ребляется в религиозных и ритуально-магич. церемониях; из нее делают амулеты и обе­реги, магически охраняющие от всевозможных бед и пре­грешений и ограждающие от разного рода ритуальной не­чистоты. Ее кладут на алтарь, а также на те места, куда в ри­туале приглашаются боги, т. к. она считается "безупреч­ным прибежищем для богов". Считается, что она была пер­вым растением, созданным богами. В народной медицине считается кровоочиститель­ным средством. 2) Название одного из семи континентов в индуистской космографии.

 

КХАНДА-КАЛА – конечное или обусловленное время, в противопоставление бесконечному времени, или вечности.

 

КША`ТРИИ — члены второй по статусу варны в древней Индии. Дхармой кшатриев была ох­рана подданных (по др. источ­никам — война и управление).

 

КШАНТИ – терпение, одна из Парамит совершенства.

 

КШЕТРА – Пракрити, Пространство

 

КШИРАСАМУДРА, КШИРАДХА – океан молока взбитый богами.

 

 

Л

 

ЛАДЖДЖА – «скромность»; полубогиня, дочь Дакши.

 

ЛАЙЯ или ЛАЙЯМ – от корня ли – «растворять, приводить к распаду»; точка равновесия (нулевая точка) в физике и химии. Это точка, в которой субстанция становится однородной и неспособна к действию или дифференциации.

 

ЛА`КШМАНА — в "Рамаяне" младший брат Рамы, сопрово­ждавший его в изгнании, вер­ный соратник в битве с демоном-ракшасой Раваной, похи­тившим супругу героя — Си­ту.

 

ЛА`КШМИ — богиня богатст­ва и процветания, супруга (шакти) бога Вишну, сопро­вождающая его повсюду, в т. ч. в разл. его аватарах (Рукмини как супруга Кришны, Сита как супруга Рамы). Име­ется несколько легенд о ее происхождении: она родилась из Молочного океана во вре­мя его пахтания богами и асу-рами; была дочерью святого мудреца древности Бхригу; явилась как одна из трансцен­дентных форм праматери бы­тия Майи; возникла как тре­тья часть женской сущности, порожденной слиянным теджасом Брахмы, Вишну и Ши­вы. В иконографич. традиции представляется как спутница Вишну, возлежащего на змее Ананте или летящего на Гаруде; изолированно изображается сидящей или стоящей в цветке лотоса; символич. спутниками Лакшми являются также пара слонов. Одним из наиб. магически благоприятных об­разов является Дипалакшми ("Лакшми со светильником"). В шиваитской мифологии Лакшми представляется иногда одним из воплощений Дурги. В праз­днично-обрядовой практике почитанию Лакшми отводятся особые дни во время наваратри и дивали.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных