ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МАНИПУРА (НАБИ) ЧАКРА 7 страница
ЛА`КШМИ - АЛА`КШМИ — парное противопоставление, где Лакшми означает счастье, удачу, успех, процветание, богатство, счастливую судьбу, а Алакшми — несчастье, неудачу, бедность, злой рок. Лакшми является также именем богини богатства, супруги Вишну. ЛАО-ЦЗЫ — (Кит.) Букв. «Древний учитель». Великий мудрец, святой и философ, легендарный основатель даосизма. По преданию, родился в 604 г. до Р. Хр. Автор «Дао дэ цзина». В своих воззрениях разрабатывал три основные концепции — дао, дэ и у-вэй. «Дао» — естественный путь возникновения, развития и исчезновения всех вещей, и, одновременно, материальная первооснова их существования. «Дэ» — этическая норма, мораль, нравственные качества, через которые обнаруживает себя незримое и неслышимое «Дао», проявляясь таким образом в мире вещей. «У-вэй» — букв, «недеяние». Концепция, означающая подчинение естественному процессу, включая гармонию с «Дао», отсутствие всякого действия, идущего вразрез с ним. Лао-Цзы, как передают легенды, прожил более 160 лет, являясь историоографом-архивариусом, был сановником при Чжоуском дворе. Явился предшественником Конфуция, с которым он встретился, будучи уже глубоким старцем. Есть легенда что Конфуций, после встречи с Лао-Цзы, записал: «Я знаю, что птицы умеют летать, рыбы умеют плавать в воде и животные умеют бегать. Также знаю, что бегущих можно остановить тенетами, плавающих – сетями, летающих – силками. Но что касается дракона, я не знаю ничего. Он несётся в облаках и поднимается в небо. Сегодня я видел Лао-Цзы. Не дракон ли он?».
ЛАУКИКА – мирской, земной.
ЛИ`ЛА (игра, представление, развлечение, притворство) — 1) Термин, означающий деяния бога, производимые им по собственной воле, легко, "играючи". Чаще всего речь идет о таких играх на земле— с людьми и для людей: проказы Кришны, подвиги Рамы. 2) Мистериальная народная драма Сев. Индии, возникшая в XVI в. в связи с релит, движением бхакти. Существует в 2 формах: рамаитской (рамлила) и кришнаитской (кришналила, или раслила).
ЛИ`НГАМ (знак) — фаллический символ, цилиндрический столб с закруглённой вершиной, относящийся к разряду шиваитских. Кроме того что символизирует Шиву, лингам является и самостоят. объектом культа, в особенности в секте лингаятов. Ритуальная значимость Л. подчеркивается легендами о преданном почитании этого символа: таким почитанием Парвати заслужила статус супруги Шивы, а великий мудрец Маркандея— удлинение срока жизни. В иконографии Л. изображается изолированно, а также вместе с изображениями Шивы, Парвати, Нанди. В "Линга-пуране" рассказывается о том, как Шива разрешил спор между Брахмой и Вишну о превосходстве. Он явился перед ними в виде гигантского огненного столба-лингама. Чтобы достичь его границ, Брахма превратился в гуся и летел вверх тысячу лет, а Вишну в виде вепря тысячу лет рыл землю вглубь. Но ни тот ни другой не добрались до границ лингама и признали превосходство Шивы над всеми др. богами. В этом мифе огненный лингам функционально соответствует мировой оси и символизирует не только бесконечную творч. мощь Шивы, но и его непревзойденность и непознаваемость.
ЛИНГАРА`ДЖА (Царь лингама) — эпитет Шивы, отражающий его могучую творч. энергию. См. Лингам.
ЛОБХА – стяжательство и жадность – сын, возникший у Брамы в плохой час.
ЛО`КА — "мир" как часть др.-инд. вселенной. Наиболее ранние универсальные представления о 2 мирах на космич. вертикали — земном и небесном, зафиксированные в "Ригведе", постепенно сменяются понятием "трилока ", означающим троемирие — земля, где обитают люди, небо как местопребывание богов и подземный мир, принадлежащий демонам. В индуизме по мере усложнения космографии наряду с трилокой укореняется идея "многоярусности" высшего и низшего миров, состоящих соответственно из 7 надземных и 7 подземных сфер.
ЛОКАПА`ЛЫ (хранители мира) — 4-членный, а позднее — 8-членный разряд божеств, распределенных по основным и промежуточным сторонам света как их покровители. Наиболее принятый список: Индра — восток, Варуна — запад, Яма — юг, Кубера — север; Сурья-Солнце — юго-запад, Сома-Луна — северо-восток, Агни-Огонь — юго-восток, Ваю-Ветер — северозапад. У каждого из локапал свой слон-дигнага, также "хранитель мира", поддерживающий землю.
ЛУННЫЙ РОД (династия) – царская династия, потомки Пурураваса.
М
МАДА («Опьянение») – мифическое чудовище.
МА`ЙЯ (колдовские чары; наваждение) — в адвайта-веданте понятие, объясняющее (точнее, называющее, ибо майя совершенно необъяснима) мир как только-кажимость, только-явление. Мир нереален, реален лишь Брахман. То, "почему" мир кажется миром, а не Брахманом, и есть майя. Майя— иллюзия; космическая сила, которая делает возможным проявленное существование и его восприятие. В индуистской философии только то, что неизменно и вечно, называют реальностью, все, что подвержено изменению при разложении и разделении, и что имеет поэтому начало и конец, рассматривается как майя — иллюзия.
МАЙЯ – зодчий асур.
МА`КАРА —мифич. морское животное, отождествляемое с дельфином, крокодилом или акулой; эмблема Камы. То же самое, что в Европе Козерг, десятый знак Зодиака. Ездовое животное (вахана) Варуны – бога воды. МА`ЛА (букв, гирлянда, венок,, ожерелье) — важный атрибут в ритуально-праздничном обиходе индуистов, гирлянда из цветочных лепестков, к-рую надевают на мурти богов, а также и на шею участникам обрядов (обычно центральным субъектам действа), таких, как свадьба, торжественный прием гостя и т. п. Термином "мала" нередко называются и четки.
МА`НАС (ум, рассудок)— в нъяя-вайшешике это вечная атомарная вещь (дравья), орган (индрия) Атмана. Существованием его объясняется наличие в каждый момент лишь одного содержания сознания. Манас у каждого индивидуального духа один; гл. его функция — связывать внешние индрии (зрение, слух и пр.) с Атманом; это, т. обр., также и внимание. В санкхъе манас — одна из таттв; это внутренняя индрия, порождаемая из эго при доминировании гуны саттва. В веданте манас— "Внутренний орган" сознания в аспекте его функции внимания. Манас тесно связан с активностью сознания, т. е. с кармой, и при уничтожении кармы в ходе духовного освобождения он тоже уничтожается (что не означает исчезновения интеллекта у освободившегося!).
МАНА`СА — гора неподалеку от Кайласы в Гималаях Западного Тибета, а также озеро севернее одноименной горы. В "Ваю-пуране" — одно из 4 свящ. озер (южное) близ горы Меру, центра мира; эти озера образовались после того, как ушла вода 4 потоков, на к-рые, в соответствии с осн. сторонами света, разделилась при нисхождении с небес на землю река Ганга.
МАНАСОДЖА («Духорождённый») – Маричи, старший сын Брахмы, роджённый из его души.
МАНВАНТА`РА — период жизни Ману в мифологич. хронологии. В каждой кальпе насчитывается 14 М, по 306 720 тыс. лет в каждой, они разделены большими интервалами. В течение каждой манвантары мир создается заново. Каждая манвантара имеет своего Ману, Индру и др. богов. В манвантаре содержится 71 махаюга.
МА`НДАЛА — 1) Круг, диск;.орбита небесного тела; территория; участок неба с определенными созвездиями. 2) Геометрич. фигура, диаграмма, символизирующая присутствие бога или риши, построенная по определенным правилам и закономерностям с целью их почитания. Боги мыслились как "сидящие" в мандале. С ее создания начиналось строительство индуистского храма, ведического алтаря, дома. 3) Часть "Ригведы", цикл гимнов.
МА`НДАРА — гора, помещаемая в Гималаях восточнее Гандхамаданы, обиталище Индры и Куберы; в мифе о пахтании Молочного океана богами и демонами-асурами — гигантская мутовка. МАНДИ`РА, хинди МАНДИР (местопребывание, обитель, храм) — одно из названий индуистского храма.
МАНИПУРА (НАБИ) ЧАКРА Число лепестков Десять Божества Шри Лакшми Вишну (центр), Шри Груха Лакшми (левая), Шри Раджа Лакшми (правая) Местонахождение В позвоночнике, на уровне немного выше пупка Проекции на теле Средние пальцы рук и большие пальцы ног, локти и колени, макушка головы (левая), на темени ниже Сахасрары чакры (правая) Символ Инь-Ян Элемент Вода Цвет Зеленый День Четверг Планета Юпитер Камень Изумруд Физические аспекты Желудок, желчный пузырь; верхние части печени, почек, селезенки; локтевые и коленные суставы; солнечное сплетение Враг Духа Жадность Причины блокировок Беспокойство о деньгах, работе, материальные интересы, слишком большой интерес к деньгам и еде, переедание, нездоровое питание; пренебрежение духовными потребностями; недостойное поведение, фанатизм, излишние посты во имя Бога; торопливый, «неистовый» характер, постоянная неудовлетворенность во всем, неуравновешенность и раздражительность; отсутствие собственного достоинства; проблемы в семье и доме, подавление мужа или жены; пьянство, наркотики, много лекарств; чрезмерно напряженное мышление Качества Полная удовлетворенность, щедрость; чувство собственного достоинства, мир; эволюция, мораль, дхарма, духовное восхождение, праведность, честность, этика; десять Заповедей, искание Бога; благополучие в доме и семье, материальный достаток, питание; владение на материальном уровне Проблемы Гастрит, язва желудка, болезни печени, аллергии
Третий центр называется Наби чакра и имеет десять лепестков. Наби чакра находится на уровне пупка в нашем теле (солнечное сплетение). Она регулирует направление и скорость человеческой эволюции. Она является центром нашей поддержки, питания, семейной жизни и семейных отношений, а также материального и физического благополучия. Левая Наби, Принцип Груха Лакшми, представляет собой деятельность жены в доме. В атмосфере уважения, любви и взаимной поддержки она одаривает щедро и безоговорочно всех членов семьи и вселяет в них мир. Деятельность, связанная с деньгами, работой, карьерой, социальными отношениями, регулируется правой Наби. Удовлетворенность во всем и щедрость способствуют материальному благополучию. Чем больше мы даем, тем больше получаем. Справедливость этой парадоксальной истины трудно признать на ментальном (умственном) уровне, но очень легко убедиться в этом на практике. В Наби заложен принцип нашей дхармы — чувство чистоты и праведности. Десять Заповедей, находящиеся здесь, определяют характер нашего образа действий и социального поведения. Этот принцип ведет нас в течение многих жизней по пути эволюции от амебы до конечного ее этапа — достигшего самореализации сахаджа йога, и руководит нашим духовным восхождением.
МА`НТРА (от корня "ман" — мнить, полагать + орудийный суффикс — тра, т. е. "орудие осуществления психического акта") — сугубо необыденный текст, произнесение к-рого, а нередко и твержение вполголоса или почти беззвучное бормотание многие тысячи раз считается производящим особые результаты, магические или духовные. Так, важнейшая из ведических мантр т. наз. гаятри, ежедневно воспеваёмая праведными индуистами на заре, содержит самопризыв к преуспеянию прсредством благой силы солнца. Существует два главных класса мантр. Первый класс включает в себя мантры, требующие передачи-посвящения от лица, осуществившего в своей практике силу мантры и испытавшего ее результаты. Без этого твержение мантры бесполезно. Второй, как считается, производит результаты вне зависимости от такой передачи. В этом случае важно тщательно воспроизводить звучание. Важнейшая краткая индуистская мантра — Ом. Гл. шиваитская. мантра — "Ом намах шивая", вишнуитская — "Ом намо нараяная". Мантра есть модулятор энергии (праны), как внутренней, так и внешней. С индуистской точки зрения мантрами являются и нек-рые христианские молитвы, напр, католическая "Аве Мария" или "Отче наш". Если мантра содержит в себе обращение к некоему божеств. персонажу, то предельная ее цель — причащение к нему или слияние с ним. МА`НУ — имя нескольких персонажей индийской мифологии. Ману предстает как общий предок людей (именуемых манушья или манава), как единственный человек, спасенный богом Вишну от потопа. Ману, сын Солнца (Вайвасвата), считался первым царем, родоначальником Солнечной и Лунной династий, прекратившим хаос и установившим на Земле законность (дхарму) и порядок налогообложения (в 1/6 долю доходов). Ману, сын Самосущего Брахмы (Сваямбхува), продиктовал мудрым риши дхарма-шастру "Ману-смрити".
МАРА – бог Искушения, Соблазнитель, который пытался совратить Будду с его ПУТИ. Его называют «Разрушителем» и «Смертью» (Души). Одно из имён Камы, Бога любви.
МАРИ`ЧИ (Луч) — старший сын Брахмы, отец Кашъяпы, образ, связанный, по-видимому, с солярной мифологией.
МАРКАНДЕЯ – мудрец из рода Ангирасов.
МАРУ`ТЫ — братья-близнецы, боги бури ведийского пантеона; числом 21 (или больше). Дети Рудры и пятнистой коровы Пришни (олицетворения тучи), ассоциируются больше с Индрой, сопровождая его в боях с демонами; мчатся по небу на быстрых колесницах, проливают дожди. Их местопребыванием считается ашваттха, свящ. смоковница. Иногда отождествляются с рудрами.
МАРЬЯДА – тонкие правила надлежащего поведения человека.
МАТАРИШВАН – бог ветра, принес людям огонь с неба.
МА`ТСЬЯ (Рыба) — одна из первых аватар Вишну в зооморфном облике. Сюжет о рыбе, спасающей от потопа прародителя Ману, впервые появляется в "Шатапатха-брахмане" вне связи с концепцией аватар. МА`ТХА, матх (хижина, место для уединения, храм) — индуистский монастырь, центр региональной системы храмов, возглавляемый авторитетным духовным лидером.
"МАХАБХА`РАТА" ("Великое [сказание о битве] потомков Бхараты") — др.-инд. эпическая поэма на санскрите, насчитывает в разных рецензиях от 82 до 95 тыс. двустиший (шлок), разделенных на 18 различного объема книг. Осн. сказание повествует о лишении сыновей царя Панду (Пандавов) царства их двоюродными братьями Кауравами, о жизни Пандавов в изгнании и о возвращении ими царства после великой битвы на Курукшетре. Затем в состав "Махабхараты" вошли религ.-философские (напр., "Бхагавадгита") и др. дидактич. тексты, концентрирующиеся гл. обр. в огромных по объему XII и XIII книгах. Поэтому в индийской традиции "Махабхарата" рассматривается не только как эпос (итихаса), но и как законоучительный трактат (дхарма-шастра).
МАХАВИ`ДЬЯ (великое ведение) — знание о тождестве своего "я" с абсолютным, полученное в личном переживании (в веданте). Вообще — метафизич. знание как свойство личности, в отличие от многих частных (не "великих") умений и навыков.
МАХАВИ`РА — 24-й тиртханкар [Тиртханкар – переправу создающий – по джайнским верованиям человек достигший освобождения (мокша), т.е. сиддха, который начал проповедывать и обновил учение] джайнизма, родившийся, согласно традиции, 30 марта 599 г. до н. э. в семье правителя государства Вадджи. Отца его звали Сиддхартха (также Шреямса, Яшашви), мать - Тришала (также Видехадатта или Приякарни). Сам Махавира на 12-й день после рождения получил имя Вардхамана, букв. "процветающий", "растущий", ибо ко дню его рождения процветание гос-ва достигло апогея. Из др. его имен, полученных впоследствии, наиб, популярны Джина, Махавира, Вира, Ативира, Санмати, Гьятапутра, Натапутта. По достижении совершеннолетия Вардхамана женился на Яшоде, дочери могуществ. царя Калинги (дигамбарская традиция отрицает женитьбу Вардхаманы). В 30 лет, после смерти родителей, Вардхамана стал странствующим аскетом и начал суровое подвижничество. В период подвигов, как утверждает традиция, он неоднократно совершал голодовки длительностью по нескольку месяцев и почти постоянно пребывал в медитации, пока, наконец, в 557 г. до н. э. на десятый день луны месяца вайсакх (май—июнь) в местечке Амбхигриям, что на сев. берегу р. Риджупалика, Махавира не достиг просветления и стал Джиной. Вскоре после этого он начал проповедовать, создал общину последователей и до конца жизни распространял учение. Кончина Махавиры последовала на 72-м году жизни в маленьком городке Пава, недалеко от Раджагрихи в 527 г. до н. э. Относительно дат рождения и нирваны Махавиры в джайнской общине имеются разногласия. День рождения Махавиры и ныне остается всенародным праздником в Индии. Во время праздника, как и во время дня рождения Ганди, в стране закрыты все бойни. МАХАДЭ`ВА (Великий Бог)— один из гл. эпитетов Шивы.
МАХАКА`ЛА (букв. Великое Время) — одна из двух ипостасей Шивы, выражающих диалектику времени и вечности. Особой энергией или формой Шивы признается Время (Кала), которым (или в котором) создается вселенная и которое, обратившись в грозное пламя, уничтожает ее в ходе светопреставления. Но когда "огонь светопреставления" (югант-кала), "огонь Времени" (кала-агни) затухает, Время "пожирает само себя" и превращается в Махакала — трансцендентное, абсолютное "Время над Временем", Вечность. Это совпадает с началом периода небытия вселенной (пралая).
МАХАМАЙЯ – великая иллюзия или проявление. Эта вселенная, и всё, что в ней, вместе со всеми взаимоотношениями, называется великой иллюзией или Махамайей. Это также титул «Матери Мира» или «Великой Тайны», как её называют.
МАХАРИ`ШИ (Великий провидец) — эпитет легендарных мудрецов древности. Иногда определяется их число 7 (саптариши) или больше и под махариши подразумеваются сыновья Брахмы. Называют также 34 махариши, сотворенных Ману.
МАХАСИ`ДДХИ (мн. ч. — великие осуществившиеся [методами йоги и тантры личности]) — великие йоги VI—XII вв.; обычно называют 84 махасиддхи (сакраментальное число). Открыли новую эру необычайно эффективных (но и опасных) методов реализации освобождения не только сознания, как в йоге Патанджали, но и преображения земного тела в нетленное божественное. Сами махасиддхи получали методы от сверхчеловеческих персонажей. Махасддхам приписываются получение от Шивы методов хатха-йоги, создание нек-рых конкретных асан, многие тантры и пр. Важным аспектом их методов было совмещение прозаической мирской (профессиональной) деятельности на символическом уровне с духовной практикой.
МАХА`ТМА (великий- Атман[ом]) — эпитет, к-рым величают высокодуховных, сверхмирских личностей — риши в эпосе, Шри-Кришну в "Бхагавадгите", нек-рых божеств и пр. В новейшее время стал иногда употребляться применительно к признанным святым, сблизившись по значению с термином парамахамса. Особенно известен как эпитет Ганди. МАХА`ТМЬЯ (величие, достоинство, величание) — название текстов, посвященных восхвалению богов или святых мест. Как правило, каждая махатмья посвящена одному богу (напр., "Дэви-махатмья" — "Величание богини") или одному месту ("Чидамбара-махатмья"). Махатмья о богах включают перечисление имен бога, описание его качеств, гимны-стути, мифологич. легенды, в к-рых повествуется о его деяниях и подвигах, о взаимоотношениях с др. богами. МАХАЮ`ГА — великая юга, большой цикл в мифологич. хронологии; подразделяется на более мелкие единицы — юги. 1 махаюга равна 4 югам или 12 тыс. божественных лет, что соответствует 4 320 000 человеческих лет.
МАХЕША. Три Божества - Брахма, Вишну и Махеша - порождены Шивой. Среди них Махеша, когда Он обладает всем основанием элементов, - Сам Шива, как отличный от Махеши. МАХИ`ША (Буйвол) — демон в облике буйвола; сын Дити, во главе войска асуров победивший Индру и ставший деспотичным царем вселенной. Чтобы одолеть его, боги создали из пламени своего гнева и своей энергии грозную богиню Кали (Дургу), вступившую в бой с асурами. В кульминационный момент битвы богиня сразила демона-буйвола.
МЕДИНИ — Земля; это ее название происходит от слова «медас» — костный мозг двух демонов. Эти чудовища возникли из уха спящего Вишну и собирались убить Брахму, возлежащего на лотосе, который растет из пупка спящего Вишну, — тогда этот бог-Охранитель проснулся и убил их. Из их тел, брошенных в океан, получилось столько жира и костного мозга, что Нарайяна сделал из них землю.
МЕНА, или МЕНАКА - супруга повелителя Гималаев Химавана, мать ГАНГИ, ПАРВАТИ и Майнаки, также - одна из АПСАР.
МЕ`РУ или СУМЕ`РУ — мифич. гора, обитель богов, расположенная в центре серединного материка Джамбудвипа; иногда уподобляется чашечке лотоса, лепестки к-рого составляют материки земли (двипы). Меру слагается из золота и драгоценных камней, вокруг вершины (местопребывания Брахмы, принимающего здесь великих мудрецов и небожителей) вращаются светила; на нее ниспадает с неба река Ганга, обтекающая затем Меру, разбившись на 4 потока; с 4 сторон света Меру охраняют локапалы.
МИМА`НСА — Пурва-миманса (прежнее, раннее исследование) — одна из ортодоксальных даршан. Изначальное предметное поле ее — исследование и обоснование ритуала, основанного на ведической традиции.
МИ`ТРА — бог, в пантеоне "Ригведы" тесно связанный с образом Варуны, в противоположность грозному аспекту к-рого представляет благую сторону владычества, ассоциируясь с днем и белым цветом. Прославляется как бог, устанавливающий мир и согласие среди людей; изначально связан с понятием договор. МИТЬЯ – нереальное.
МИФОЛОГИЯ ИНДУИЗМА — комплекс мифологич. представлений, образов и сюжетов различного происхождения, объединенных в религиозной системе, сменившей к кон. I тыс. до н. э. в Индии древнюю религию ведийского брахманизма. Оттесненная в предшествующую эпоху с господствующих позиций реформаторскими движениями буддизма и джайнизма, брахманистская религия возрождается в новых исторических условиях в форме индуизма, вбирая в себя и ассимилируя мн. народные верованияи культы, ранее остававшиеся за пределами ортодоксальной ритуально-мифологич. системы. Ранний этап становления мифологии индуизма отражен в эпосах "Махабхарата" и "Рамаяна" (т. н. "эпическая мифология"), развитая Миф. инд. — в пуранах, религиозно-космогонич. поэмах нач. I — сер. II тыс. н. э., а также в санскритской классич. лит-ре и средневековых лит-рах на новоиндийских языках. Уже в поздневедийской литре образы богов, занимавших главенствующее положение в пантеоне древних ариев, отступают, на второй план. В роли верховного божества в поздневедийский период все чаще выступает Праджапати, бог-творец и бог-отец; к началу эпического периода его сменяет Брахма, в известной мере, как полагают, под влиянием философской прозы упанишад (VII—VI вв. до н. э.), где Брахма выступает как персонификация высшего объективного начала — Брахмана. В эпосе отождествление Брахмы с Брахманом не играет гл. роли в его характеристике; образ Брахмы связывается прежде всего с космогоническим мифом, различные версии к-рого отражают как чрезвычайно архаические представления, так и относит, поздние философские спекуляции. Одной из наиб, распространенных остается восходящая к Ведам версия происхождения мира из Космического яйца, порожденного силой тепла в первозданных водах. В нем рождается демиург Брахма, к-рый творит вселенную из материалов этого яйца. В эпосе вселенная постоянно обозначается как трилока (три мира) — небо, земля и подземный мир. Позднее представление о строении вселенной — "яйца Брахмы" (брахманда) — значительно усложняется. Сотворив вселенную, Брахма утверждает землю среди вод и звезды на небе, определяет течение времени, создает смерть для спасения земли от перенаселения и т. д. Богам, своим потомкам, он отдает во владение отдельные сферы мироздания, учреждает осн. социальные и политические институты, устанавливает на земле дхарму, релит, обряды и обычаи, сословное деление об-ва, права и обязанности четырех варн, институт брака и т. д. Особенно подчеркивается в эпосе роль Брахмы в утверждении царской власти на небесах (где он ставит Индру царем над богами) и на земле. Но и Брахма, первонач. выступающий как "самосущий" (сваямбху), впоследствии утрачивает свое превосходство и вневременную позицию.В эпосе во главе пантеона наряду с Брахмой становятся Вишну и Шива. Боги же, занимавшие гл. места в ведийском пантеоне, переходят на более низкую ступень иерархии, где составляют группу локапалов, хранителей мира, каждый из к-рых владеет одной из сторон света: Индра, Агни (позднее его место занимает Кубера), Варуна, Яма. Сохраняется древняя функция Индры — громовержца и подателя дождя, и в еще большей мере его военная функция: он предводительствует богам в небесных битвах, он же — покровитель кшатриев на земле. Ведийский Варуна превращается во второстепенное божество вод. Напротив, большее значение приобретает Яма— властитель "предков" (питаров). Позднее развивается представление о расположенных глубоко под землей многочисл. адах (нарака), к-рыми владеет Яма. Новое божество в пантеоне — Кубера, бог богатства и повелитель якшей, стерегущих сокровища. Кубера традиционно рассматривается как человек, возведенный в ранг божества. Позднее в группу локапалов включаются еще Сурья, Сома и Ваю. Не входят в группу локапалов, но остаются в пантеоне Ашвины, Сарасвати, Тваштар, более известный в эпосе под именем Вишвакарман. Общее число богов и границы, отделяющие их от др. мифологических классов, в эпической мифологии так же неопределенны и зыбки, как и в ведийской. Сохраняется традиционное их число — 33 и деление на группы: Адитьи (12), васу (8), рудры (11) и Ашвины (2), но в действительности число богов, включенных в систему Миф. инд. (на подчиненном положении), гораздо больше. Нижнюю ступень в иерархии пантеона занимают лесные и домашние духи, боги — покровители городов, гор, рек, деревень, домов и т. п. Боги послеведийского пантеона более антропоморфны. Они прекрасны, не касаются земли ногами, не отбрасывают тени и т. д. Они мудры, как и демоны, способны к оборотничеству. В Миф. ид. богам противостоят демоны — асуры, к-рые разделяются на дайтъев и данавов. В связи с борьбой богов и асуров излагается миф о пахтанье океана. Боги и асуры совместно пахтают океан, чтобы добыть из него амриту, напиток бессмертия (заменяющий ведийскую сому в Миф. инд.). Они используют мифич. гору Мандару как мутовку, установив ее на спине гигантской черепахи, опустившейся на дно океана, и обмотав, как веревкой, космическим змеем Шешей (Васуки). Из океана, кроме амриты, появляются различные сокровища, в т. ч. Лакшми, богиня красоты и счастья, райское дерево Париджата, солнечный конь Уччайхшравас и др. Как побочный продукт пахтанья возникает страшный яд калакута (или халахала), грозящий уничтожить вселенную. Ради ее спасения яд выпивает Шива. С помощью Вишну боги обманом отнимают у асуров амриту. В эпической мифологии заметно увеличивается число классов демонов: асуры, ракшасы и пишачи, упоминающиеся еще в Ведах, противопоставляются 3 классам положит, существ (соответственно богам, людям и питарам), но появляется множество новых мелких разновидностей (преты, праматхи, мандехи, кабандхи и т. д.). Расширяется мир низшей мифологии. Из Вед переходят в эпос образы гандхарвов и апсар, которые антропоморфизируются. Наряду с якшами, изображавшимися в виде прекрасных юношей и дев, в свиту Куберы включаются гухьяки, полукони-полуптицы, и человекоподобные нары; гандхарвов в роли небесных музыкантов дублируют киннары, имеющие облик людей с конскими головами, сиддхи, ангелоподобные обитатели небесной сферы и др. Позднее появляются видъядхары, духи горных лесов, сходные с эльфами европ. фольклора. Важную роль в Миф. инд. играют наги, полудемонические существа змеиной природы. В мифологии эпоса наги-змеи связаны происхождением со своими антиподами — птицами супарнами. Гаруда, вождь солнечных птиц супарнов, особенно тесно ассоциируется в эпосе с мифологией Вишну. В мифологии животных в индуизме, как и в ведийский период, важную роль продолжает играть корова. Появляется образ волшебной коровы Сурабхи, исполняющей все желания своего владельца. Широкое распространение получает культ обезьян; особым почитанием среди простого народа пользуется образ Ханумана, министра обезьяньего царства. Мн. животные включаются в культы гл. божеств пантеона как их зооморфные атрибуты. Появляется в Миф. инд. образ ваханы— животного (иногда растения) — "носителя" опред. божества. Развивается древний, имеющий доарийские корни культ растений и деревьев. В индуистской космографии (в пуранах) земля описывается как плоский диск, в центре к-рого возвышается мифологич. гора Меру. Вокруг нее, отделенные океанами, расположены материки (двипа). Вокруг вершины Меру обращаются солнце, луна, звезды. Согласно представлению о вселенной как о "яйце Брахмы", над землей поднимаются ярусами 6 небес, чем выше, тем прекрасней; выше всех — "мир Брахмы" (брахмалока). На небесах обитают боги, святые мудрецы и другие существа полубожеств, природы. Ниже земли расположены 7 ярусов подземного мира (патала), где обитают наги и др. мифич. существа. Еще ниже — 7 зон адов — нарака. Под адами обитает змей Шеша. "Яйцо Брахмы" окружено скорлупой, отделяющей его от пространства, где расположено бесчисл. множество таких же миров. Это уже поздние представления, появляющиеся в развитом индуизме, признающем множественность миров, без конца исчезающих и возникающих снова. Один из ведущих мотивов Миф. инд., восходящий еще к поздневедийской лит-ре, — магическая сила, даруемая аскезой. Тапас — умерщвление плоти — позволяет добиться исполнения любых желаний, соединяет в себе разрушительную и творческую силу, и подвижник обретает сверхъестеств. способность плодотворения. Характерной чертой Миф. инд. является сочетание в едином комплексе аскетич. и эротич. начала. Во мн. эпических и пуранических сказаниях Индра, страшась за свою власть, подсылает к подвижнику прекрасную апсару соблазнить его. Но и поддавшись соблазну, аскет не утрачивает окончат, плодов своего подвижничества. Другой характерный мотив древних сказаний — проклятие отшельника, к-рое служит причиной несчастий или гибели мн. эпических героев. Иногда проклятие превращает провинившегося на нек-рый срок в животное или чудовище; иногда умилостивленные аскеты смягчают проклятие или определяют условия, при к-рых оно может быть снято; но отменить его не в состоянии даже они. Превосходство мудрецов-аскетов перед богами, к-рых они подавляют своим могуществом, отчетливо выражено в эпосе; оно находит отражение в мифич. генеалогии, излагаемой в космогонич. частях эпоса и в пуранах. Согласно этой генеалогии, в начале творения прародитель Брахма порождает 6 "сыновей духа", от к-рых происходят впоследствии все живые существа во вселенной. Это великие мудрецы-подвижники, образы к-рых восходят большей частью к ведийским риши. В других версиях космогонич. мифа число сыновей Брахмы (все они получают эпитет Праджапати) увеличивается до 10 или 17, и все они появляются чудесным образом из различных частей его тела. Согласно одной из наиб, распространенных версий мифа, старший сын Брахмы — Маричи порождает Кашъяпу (оба образа связаны с солярной мифологией). Сыновьями Атри, второго сына Брахмы, считаются Сома и Дхарма. Третий сын Брахмы — Ангирас — отец великого мудреца Брихаспати, а также, согласно нек-рым версиям, Агни, бога огня. Брихаспати в индуистской мифологии — наставник и верховный жрец богов, персонификация планеты Юпитер; он ведет постоянную борьбу со своим соперником Шукрой, наставником асуров, персонифицирующим планету Венера. От четвертого сына Врахмы — Пуластьи происходят Кубера и повелитель ракшасов Равана, от других сыновей Брахмы — различные мифич. существа и животные. Седьмой сын — Дакша, появившийся из большого пальца на правой ноге Брахмы, порождает 50 дочерей, из к-рых 13 он выдает замуж за Кашьяпу, 27 (олицетворяющих созвездия лунного зодиака) — за Сому и 10 — за Дхарму. Согласно др. версиям, все сыновья Брахмы также получают в жены дочерей Дакши. Старшие дочери Дакши —- Дити, Дану, Адити — порождают от Кашьяпы соответственно демонов дайтьев, данавов и богов адитьев, от др. жен Кашьяпы происходят различные классы мифических существ: гандхарвы, супарны, наги и т. д. Число богов группы адитьев увеличивается до 12; она приобретает отчетливо выраженный солярный характер; 12 адитьев олицетворяют солнце в каждый из 12 месяцев года. Особо выделяется из членов группы Вивасват, представляющий собственно божество солнца. Детьми Вивасвата считаются Яма, Ашвины, а также Ману, прародитель человечества, герой мифа о потопе. Непосредственно к Ману возводит свое происхождение легендарная Солнечная династия царей, к к-рой принадлежит герой древнего эпоса Рама. С др. стороны, сын Сомы Будха (персонификация планеты Меркурий) и Ила (Ида), дочь Ману, считаются родителями Пурураваса, родоначальника Лунной династии, к к-рой относятся Бхарата (давший имя стране) и его потомки, герои "Махабхараты". В космогонии получает развитие идея о цикличности вселенной, ее периодическом разрушении и воссоздании. Существование и небытие вселенной определяются как "день" и "ночь" Брахмы; мир гибнет, когда Брахма засыпает, и с пробуждением его воссоздается снова. В разных текстах продолжительность "дня Брахмы" определяется различно (см. калъпа и юга). По истечении"дня Брахмы" космич. огонь, таящийся в глубинах океана в облике "кобыльей пасти" (Вадавамукха), вырывается наружу и пожирает миры; наступает пралая, растворение вселенной в небытии. В сложившейся Миф. инд. Брахма переходит на подчиненное положение по отношению к Вишну и Шиве. Он сохраняет место в верховной триаде богов, представляя в ней функции творения (Вишну и Шиве приписываются соответственно функции хранителя и разрушителя вселенной), но в поздней индуистской лит-ре Брахма — вторичный демиург, творящий мир по поручению Вишну или Шивы. В эпосе и пуранах параллельно сосуществуют два главных мифологических цикла — вишнуитский и шиваитский. В вишнуитскую мифологию были включены нек-рые из ранее самостоятельных местных верований и культов посредством сложившегося в индуизме учения об аватарах Вишну. Из этих 10 канонич. аватар (к ним добавляются иногда нек-рые другие — Баларама, Джаганнатха, Чайтанъя и т. д.) наиб, значительной является аватара Кришны, в образе к-рого слились элементы мифологич. представлений и верований различного происхождения (в т. ч. культы Васудэвы, божества, почитавшегося в Зап. Индии и отождествленного впоследствии с Кришной; Нараяны, божества неясного происхождения, в к-ром персонифицируются первозданные воды; дравидского божества Маля). Почитание Вишну в образе Кришны — кришнаизм — наиболее мощное ответвление вишнуитской мифологии и культа в ре-лиг, системе индуизма. Мифология Шивы еще более насыщена пережитками и элементами доарийского происхождения. Обособленная позиция Шивы-Рудры (см. Рудра) по отношению к богам арийского пантеона выражена в мифе о жертвоприношении Дакши, к-рый в новой версии переходит из Вед в индуистскую лит-ру. В индуистском пантеоне Шива сохраняет свой отчужденный характер. Он обитает на севере (ассоциируясь с не менее архаич. Куберой), вдали от населенных мест, на горе Кайласа в Гималаях, где пребывает как божеств, подвижник, погруженный в медитацию, отрешенный от мира. В образе Шивы, "совершенного йогина", получает наиболее яркое воплощение мотив могущества аскетизма, и в нем же запечатлено характерное для Миф. инд. единство аскетич. и эротич. начал. Не менее свойственны образу Шивы черты, восходящие к культу плодородия, и древний фаллич. символ плодородия — линга (лингам) становится гл. объектом почитания этого бога в индуизме. В индуистской триаде Шива представляет функцию разрушения, но в шиваитской мифологич. системе эта функция неразрывно связана с творч. аспектом; в мире непрерывных изменений разрушение непосредственно предшествует творению и его обусловливает. Космогонич. функция воплощена в образе Шивы-Натараджи, возрождающем первобытные представления о магич. роли танца, символизирующем проявление творч. и разрушительной вселенской энергии бога. В сложившейся религиозно-мифологич. системе шиваизма образ Шивы неразрывно связан с образом его жены Дэви, почитаемой под многими именами. Шива и Дэви символизируют в этой системе антагонистические и одновременно сотрудничающие творч. силы; соответственно лингам Шивы постоянно сочетается с символом женской творч. энергии — йони (образующим основание, из к-рого поднимается лингам). Изначальная чета рассматривается как отец и мать вселенной. Складывается концепция шакти, действенной энергии бога, воплощающейся в богине, его супруге. Эта концепция распространяется на все божеств, пары индуистского пантеона, но отчетливое выражение получает именно в образах Шивы и Дэви. Шактизм — почитание творч. энергии Шивы, воплощенной в образе Дэви, становится наиб, значит, ответвлением в средневековом шиваизме. В мифологии шактизма возрождаются чрезвычайно архаич. представления, восходящие к первобытным культам богини-матери. В образе Дэви еще ярче выступает характерное для шиваитской мифологии сочетание противоположных аспектов — творч. и разрушительного. Благостная ипостась богини — милосердная Парвати, дочь гор (она же Ума, Гаури). В грозной своей ипостаси она носит имена Кали, Дурга, Чандика, Дэви и др. и изображается как кровожадная и свирепая воительница верхом на льве, истребляющая мечом своих врагов. С мифологией Кали (Дурги) в средние века ассоциируются архаич. культы нек-рых местных богинь: бенгальских Сигналы, богини оспы, Манасы, богини-змеи, тамильской Марияммы, богини дождя и оспы, керальской Бхагавати и др., но полностью они с ней не отождествляются. Благостная ипостась жены Шивы Парвати ассоциируется с образом ее сестры, богини Ганги, персонификации свящ. реки индуизма. С мифологией Шивы тесно связан также образ его сына Сканды (он же — Карттикея, Кумара), нового бога в индуистском пантеоне, сохраняющего, однако, архаич. черты, восходящие, возможно, к протоиндийской мифологии. Относит, поздно включается в пантеон другой сын Шивы, слоноголовый Ганеша, бог мудрости, покровитель наук и искусств, весьма популярный и в наст. вр. Примирение существующих параллельно внутри индуизма 2 гл. течений— вишнуизма и шиваизма— выражено в поздней концепции тримурти, единого бога в 3 ипостасях (Брахмы, Вишну, Шивы, с указанным ранее распределением функций). Другая попытка компромисса — средневековый культ Харихары, божества, объединившего в себе черты Вишну (Хари) и Шивы (Хары). Параллельно с индуистской мифологией Сев. Индии развивается богатая и своеобразная мифология дравидского юга, оказавшая на индуизм значит, влияние. Ряд дравидских божеств включается в индуистский пантеон, отождествляясь с его центральными образами (тамильская богиня Коттравей — с Дургой, бог войны и охоты Муруган — со Скандой, и т. д.). Миф. инд. оказала большое влияние на религиозно-мифологич. системы буддизма и джайнизма в самой Индии (в свою очередь, испытав их воздействие), ее образы и сюжеты вошли в лит-ру и искусство стран Юго-Восточной Азии и др.; на протяжении столетий и до наших дней она питает многоязычные лит-ру и искусство Индии. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|