Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МАНИПУРА (НАБИ) ЧАКРА 7 страница




 

ЛА`КШМИ - АЛА`КШМИ — парное противопоставление, где Лакшми означает счастье, удачу, успех, процветание, богатство, счастливую судьбу, а Алакшми — не­счастье, неудачу, бедность, злой рок. Лакшми является также именем богини богатства, супруги Виш­ну.

ЛАО-ЦЗЫ — (Кит.) Букв. «Древний учитель». Великий мудрец, святой и философ, легендарный основатель даосизма. По преданию, родился в 604 г. до Р. Хр. Автор «Дао дэ цзина». В своих воззрениях разрабатывал три основные концепции — дао, дэ и у-вэй. «Дао» — естественный путь возникновения, развития и исчезновения всех вещей, и, одновременно, материальная первооснова их существования. «Дэ» — этическая норма, мораль, нравственные качества, через которые обнаруживает себя незримое и неслышимое «Дао», проявляясь таким образом в мире вещей. «У-вэй» — букв, «недеяние». Концепция, означающая подчинение естественному процессу, включая гармонию с «Дао», отсутствие всякого действия, идущего вразрез с ним. Лао-Цзы, как передают легенды, прожил более 160 лет, являясь историоографом-архивариусом, был сановником при Чжоуском дворе. Явился предшественником Кон­фуция, с которым он встретился, будучи уже глубоким старцем. Есть легенда что Конфуций, после встречи с Лао-Цзы, записал: «Я знаю, что птицы умеют летать, рыбы умеют плавать в воде и животные умеют бегать. Также знаю, что бегущих можно остановить тенетами, плавающих – сетями, летающих – силками. Но что касается дракона, я не знаю ничего. Он несётся в облаках и поднимается в небо. Сегодня я видел Лао-Цзы. Не дракон ли он?».

 

ЛАУКИКА – мирской, земной.

 

ЛИ`ЛА (игра, представление, развлечение, притворство) — 1) Термин, означающий де­яния бога, производимые им по собственной воле, легко, "играючи". Чаще всего речь идет о таких играх на земле— с людьми и для людей: про­казы Кришны, подвиги Рамы. 2) Мистериальная народная драма Сев. Индии, возникшая в XVI в. в связи с релит, движением бхакти. Существует в 2 формах: рамаитской (рамлила) и кришнаитской (кришналила, или раслила).

 

ЛИ`НГАМ (знак) — фалличес­кий символ, цилиндрический столб с закруглённой вершиной, относящийся к разряду шиваитских. Кроме того что символизирует Шиву, лингам является и самостоят. объ­ектом культа, в особенности в секте лингаятов. Ритуальная значимость Л. подчеркивается легендами о преданном почи­тании этого символа: таким почитанием Парвати заслужи­ла статус супруги Шивы, а ве­ликий мудрец Маркандея— удлинение срока жизни. В иконографии Л. изобража­ется изолированно, а также вместе с изображениями Ши­вы, Парвати, Нанди. В "Линга-пуране" рассказывается о том, как Ши­ва разрешил спор между Брах­мой и Вишну о превосходстве. Он явился перед ними в виде гигантского огненного стол­ба-лингама. Чтобы достичь его границ, Брахма превратился в гуся и летел вверх тысячу лет, а Вишну в виде вепря тысячу лет рыл землю вглубь. Но ни тот ни другой не добрались до границ лингама и признали превосхо­дство Шивы над всеми др. богами. В этом мифе огненный лингам функционально соответствует мировой оси и символизирует не только бесконечную творч. мощь Шивы, но и его непрев­зойденность и непознавае­мость.

 

ЛИНГАРА`ДЖА (Царь линга­ма) — эпитет Шивы, отража­ющий его могучую творч. энер­гию. См. Лингам.

 

ЛОБХА – стяжательство и жадность – сын, возникший у Брамы в плохой час.

 

ЛО`КА — "мир" как часть др.-инд. вселенной. Наиболее ранние универсальные предста­вления о 2 мирах на космич. вертикали — земном и небес­ном, зафиксированные в "Ригведе", постепенно сменяются понятием "трилока ", означаю­щим троемирие — земля, где обитают люди, небо как место­пребывание богов и подземный мир, принадлежащий демонам. В индуизме по мере усложне­ния космографии наряду с трилокой укореняется идея "многоярусности" высшего и низше­го миров, состоящих соответ­ственно из 7 надземных и 7 под­земных сфер.

 

ЛОКАПА`ЛЫ (хранители ми­ра) — 4-членный, а позднее — 8-членный разряд божеств, распределенных по основным и промежуточным сторонам света как их покровители. На­иболее принятый список: Индра — восток, Варуна — запад, Яма — юг, Кубера — север; Сурья-Солнце — юго-запад, Сома-Луна — северо-восток, Агни-Огонь — юго-восток, Ваю-Ветер — северозапад. У каждого из локапал свой слон-дигнага, также "хранитель мира", поддерживающий землю.

 

ЛУННЫЙ РОД (династия) – царская династия, потомки Пурураваса.

 

 

М

 

 

МАДА («Опьянение») – мифическое чудовище.

 

МА`ЙЯ (колдовские чары; нава­ждение) — в адвайта-веданте понятие, объясняющее (точнее, называющее, ибо майя совершен­но необъяснима) мир как только-кажимость, только-явление. Мир нереален, реален лишь Брахман. То, "почему" мир ка­жется миром, а не Брахманом, и есть майя.

Майя— иллюзия; космическая сила, которая делает возможным проявленное существование и его восприятие. В индуистской философии только то, что неизменно и вечно, называют реальностью, все, что подвержено изменению при разложении и разделении, и что имеет поэтому начало и конец, рассматривается как майя — иллюзия.

 

МАЙЯ – зодчий асур.

 

МА`КАРА —мифич. морское животное, отождествляемое с дельфином, крокодилом или акулой; эмблема Камы. То же самое, что в Европе Козерг, десятый знак Зодиака. Ездовое животное (вахана) Варуны – бога воды.

МА`ЛА (букв, гирлянда, венок,, ожерелье) — важный атрибут в ритуально-праздничном обиходе индуистов, гирлянда из цветочных лепестков, к-рую надевают на мурти богов, а также и на шею участникам обрядов (обычно централь­ным субъектам действа), та­ких, как свадьба, торжествен­ный прием гостя и т. п. Терми­ном "мала" нередко называются и четки.

 

МА`НАС (ум, рассудок)— в нъяя-вайшешике это вечная атомарная вещь (дравья), орган (индрия) Атмана. Су­ществованием его объясняется наличие в каждый момент лишь одного содержания со­знания. Манас у каждого индиви­дуального духа один; гл. его функция — связывать внеш­ние индрии (зрение, слух и пр.) с Атманом; это, т. обр., также и внимание. В санкхъе манас — одна из таттв; это внут­ренняя индрия, порождаемая из эго при доминировании гуны саттва. В веданте манас— "Внутренний орган" созна­ния в аспекте его функции вни­мания. Манас тесно связан с ак­тивностью сознания, т. е. с кармой, и при уничтожении кармы в ходе духовного осво­бождения он тоже уничтожа­ется (что не означает исчезно­вения интеллекта у освободив­шегося!).

 

МАНА`СА — гора неподалеку от Кайласы в Гималаях Запад­ного Тибета, а также озеро се­вернее одноименной горы. В "Ваю-пуране" — одно из 4 свящ. озер (южное) близ го­ры Меру, центра мира; эти озера образовались после того, как ушла вода 4 потоков, на к-рые, в соответствии с осн. сторонами света, разделилась при нисхождении с небес на землю река Ганга.

 

МАНАСОДЖА («Духорождённый») – Маричи, старший сын Брахмы, роджённый из его души.

 

МАНВАНТА`РА — период жизни Ману в мифологич. хронологии. В каждой кальпе насчитывается 14 М, по 306 720 тыс. лет в каждой, они разделены большими интерва­лами. В течение каждой манвантары мир создается заново. Каждая манвантара имеет своего Ману, Индру и др. богов. В манвантаре содержится 71 махаюга.

 

МА`НДАЛА — 1) Круг, диск;.орбита небесного тела; терри­тория; участок неба с опреде­ленными созвездиями. 2) Геометрич. фигура, диаграмма, символизирующая присут­ствие бога или риши, постро­енная по определенным прави­лам и закономерностям с це­лью их почитания. Боги мыс­лились как "сидящие" в мандале. С ее создания начина­лось строительство индуистс­кого храма, ведического алта­ря, дома. 3) Часть "Ригведы", цикл гимнов.

 

МА`НДАРА — гора, помеща­емая в Гималаях восточнее Гандхамаданы, обиталище Индры и Куберы; в мифе о пахтании Молочного океана бо­гами и демонами-асурами — гигантская мутовка.

МАНДИ`РА, хинди МАНДИР (местопребывание, обитель, храм) — одно из названий индуистского храма.

 

МАНИПУРА (НАБИ) ЧАКРА

Число лепестков Десять

Божества Шри Лакшми Вишну (центр), Шри Груха Лакшми (левая), Шри Раджа

Лакшми (правая)

Местонахождение В позвоночнике, на уровне немного выше пупка

Проекции на теле Средние пальцы рук и большие пальцы ног, локти и колени, макушка

головы (левая), на темени ниже Сахасрары чакры (правая)

Символ Инь-Ян

Элемент Вода

Цвет Зеленый

День Четверг

Планета Юпитер

Камень Изумруд

Физические аспекты Желудок, желчный пузырь; верхние части печени, почек, селезенки; локтевые и коленные суставы; солнечное сплетение

Враг Духа Жадность

Причины блокировок Беспокойство о деньгах, работе, материальные интересы, слишком большой интерес к деньгам и еде, переедание, нездоровое питание; пренебрежение ду­ховными потребностями; недостойное поведение, фанатизм, излишние посты во имя Бога; торопливый, «неистовый» характер, постоянная неудовлетво­ренность во всем, неуравновешенность и раздражительность; отсутствие соб­ственного достоинства; проблемы в семье и доме, подавление мужа или жены; пьянство, наркотики, много лекарств; чрезмерно напряженное мышление

Качества Полная удовлетворенность, щедрость; чувство собственного достоинства, мир; эволюция, мораль, дхарма, духовное восхождение, праведность, честность, этика; десять Заповедей, искание Бога; благополучие в доме и семье, мате­риальный достаток, питание; владение на материальном уровне

Проблемы Гастрит, язва желудка, болезни печени, аллергии

 

Третий центр называется Наби чакра и имеет десять лепестков. Наби чакра находится на уров­не пупка в нашем теле (солнечное сплетение). Она регулирует направление и скорость челове­ческой эволюции. Она является центром нашей поддержки, питания, семейной жизни и семейных отношений, а также материального и физического благополучия. Левая Наби, Принцип Груха Лакшми, пред­ставляет собой деятельность жены в доме. В ат­мосфере уважения, любви и взаимной поддержки она одаривает щедро и безоговорочно всех чле­нов семьи и вселяет в них мир. Деятельность, связанная с деньгами, работой, карьерой, социальными отношениями, регули­руется правой Наби. Удовлетворенность во всем и щедрость спо­собствуют материальному благополучию. Чем больше мы даем, тем больше получаем. Справед­ливость этой парадоксальной истины трудно при­знать на ментальном (умственном) уровне, но очень легко убедиться в этом на практике. В Наби заложен принцип нашей дхармы — чувство чистоты и праведности. Десять Заповедей, находящиеся здесь, определяют характер нашего образа действий и социального поведения. Этот принцип ведет нас в течение многих жизней по пути эволюции от амебы до конечного ее этапа — достигшего самореализации сахаджа йога, и ру­ководит нашим духовным восхождением.

 

МА`НТРА (от корня "ман" — мнить, полагать + орудий­ный суффикс — тра, т. е. "ору­дие осуществления психичес­кого акта") — сугубо необы­денный текст, произнесение к-рого, а нередко и твержение вполголоса или почти беззвуч­ное бормотание многие тыся­чи раз считается производящим особые результаты, магические или духовные. Так, важнейшая из ведических мантр т. наз. гаятри, ежедневно воспеваёмая праведными индуистами на заре, содержит самопризыв к преуспеянию прсредством благой силы солнца. Существует два глав­ных класса мантр. Первый класс включает в себя мантры, требую­щие передачи-посвящения от лица, осуществившего в своей практике силу мантры и испытав­шего ее результаты. Без этого твержение мантры бесполезно. Второй, как считается, произ­водит результаты вне зависи­мости от такой передачи.

В этом случае важно тщатель­но воспроизводить звучание. Важнейшая краткая индуистс­кая мантра — Ом. Гл. шиваитская. мантра — "Ом намах шивая", вишнуитская — "Ом намо нараяная". Мантра есть модулятор энергии (праны), как внутрен­ней, так и внешней. С инду­истской точки зрения мантрами явля­ются и нек-рые христианские молитвы, напр, католическая "Аве Мария" или "Отче наш". Если мантра содержит в себе об­ращение к некоему божеств. персонажу, то предельная ее цель — причащение к нему или слияние с ним.

МА`НУ — имя нескольких пе­рсонажей индийской мифоло­гии. Ману предстает как общий предок людей (именуемых манушья или манава), как един­ственный человек, спасенный богом Вишну от потопа. Ману, сын Солнца (Вайвасвата), счи­тался первым царем, родоначальником Солнечной и Лун­ной династий, прекратившим хаос и установившим на Земле законность (дхарму) и поря­док налогообложения (в 1/6 до­лю доходов). Ману, сын Самосу­щего Брахмы (Сваямбхува), продиктовал мудрым риши дхарма-шастру "Ману-смрити".

 

МАРА – бог Искушения, Соблазнитель, который пытался совратить Будду с его ПУТИ. Его называют «Разрушителем» и «Смертью» (Души). Одно из имён Камы, Бога любви.

 

МАРИ`ЧИ (Луч) — старший сын Брахмы, отец Кашъяпы, образ, связанный, по-видимому, с солярной мифологией.

 

МАРКАНДЕЯ – мудрец из рода Ангирасов.

 

МАРУ`ТЫ — братья-близне­цы, боги бури ведийского пан­теона; числом 21 (или боль­ше). Дети Рудры и пятнистой коровы Пришни (олицетворе­ния тучи), ассоциируются бо­льше с Индрой, сопровождая его в боях с демонами; мчатся по небу на быстрых колесницах, проливают дожди. Их ме­стопребыванием считается ашваттха, свящ. смоковница. Иногда отождествляются с рудрами.

 

МАРЬЯДА – тонкие правила надлежащего поведения человека.

 

МАТАРИШВАН – бог ветра, принес людям огонь с неба.

 

МА`ТСЬЯ (Рыба) — одна из первых аватар Вишну в зоо­морфном облике. Сюжет о рыбе, спасающей от потопа прародителя Ману, впервые появляется в "Шатапатха-брахмане" вне связи с концеп­цией аватар.

МА`ТХА, матх (хижина, место для уединения, храм) — инду­истский монастырь, центр региональной системы храмов, возглавляемый авторитетным духовным лидером.

 

"МАХАБХА`РАТА" ("Великое [сказание о битве] потомков Бхараты") — др.-инд. эпичес­кая поэма на санскрите, на­считывает в разных рецензиях от 82 до 95 тыс. двустиший (шлок), разделенных на 18 различного объема книг. Осн. сказание пове­ствует о лишении сыновей ца­ря Панду (Пандавов) царства их двоюродными братьями Кауравами, о жизни Пандавов в изгнании и о возвращении ими царства после великой би­твы на Курукшетре.

Затем в состав "Махабхараты" вошли религ.-философские (напр., "Бхагавадгита") и др. дидактич. тексты, концентри­рующиеся гл. обр. в огромных по объему XII и XIII книгах. Поэтому в индийской тради­ции "Махабхарата" рассматривается не только как эпос (итихаса), но и как законоучительный трак­тат (дхарма-шастра).

 

МАХАВИ`ДЬЯ (великое веде­ние) — знание о тождестве своего "я" с абсолютным, по­лученное в личном пережива­нии (в веданте). Вообще — метафизич. знание как свойство личности, в отличие от многих частных (не "великих") уме­ний и навыков.

 

МАХАВИ`РА — 24-й тиртханкар [Тиртханкар – переправу создающий – по джайнским верованиям человек достигший освобождения (мокша), т.е. сиддха, который начал проповедывать и обновил учение] джайнизма, родившийся, согласно традиции, 30 марта 599 г. до н. э. в семье правителя государства Вадджи. Отца его звали Сиддхартха (также Шреямса, Яшашви), мать - Тришала (также Видехадатта или Приякарни). Сам Махавира на 12-й день после рождения получил имя Вардхамана, букв. "процветающий", "растущий", ибо ко дню его рождения процветание гос-ва достигло апогея. Из др. его имен, полученных впоследствии, наиб, популярны Джина, Махавира, Вира, Ативира, Санмати, Гьятапутра, Натапутта. По достижении совершеннолетия Вардхамана женился на Яшоде, дочери могуществ. царя Калинги (дигамбарская традиция отрицает женитьбу Вардхаманы). В 30 лет, после смерти родителей, Вардхамана стал странствующим аскетом и начал суровое подвижничество. В период подвигов, как утверждает традиция, он неоднократно совершал голодовки длительностью по нескольку месяцев и почти постоянно пребывал в медитации, пока, наконец, в 557 г. до н. э. на десятый день луны месяца вайсакх (май—июнь) в местечке Амбхигриям, что на сев. берегу р. Риджупалика, Махавира не достиг просветления и стал Джиной. Вскоре после этого он начал проповедовать, создал общи­ну последователей и до конца жизни распространял учение. Кончина Махавиры последовала на 72-м году жизни в маленьком городке Пава, недалеко от Раджагрихи в 527 г. до н. э. Относительно дат рождения и нир­ваны Махавиры в джайнской общине имеются разногласия. День рождения Махавиры и ныне ос­тается всенародным праздни­ком в Индии. Во время празд­ника, как и во время дня рож­дения Ганди, в стране закрыты все бойни.

МАХАДЭ`ВА (Великий Бог)— один из гл. эпитетов Шивы.

 

МАХАКА`ЛА (букв. Великое Время) — одна из двух ипо­стасей Шивы, выражающих диалектику времени и вечно­сти. Особой энергией или фор­мой Шивы признается Время (Кала), которым (или в котором) создается вселенная и которое, обратившись в грозное пламя, уничтожает ее в ходе свето­преставления. Но когда "огонь светопреставления" (югант-кала), "огонь Време­ни" (кала-агни) затухает, Вре­мя "пожирает само себя" и превращается в Махакала — транс­цендентное, абсолютное "Вре­мя над Временем", Вечность. Это совпадает с началом пери­ода небытия вселенной (пралая).

 

МАХАМАЙЯ – великая иллюзия или проявление. Эта вселенная, и всё, что в ней, вместе со всеми взаимоотношениями, называется великой иллюзией или Махамайей. Это также титул «Матери Мира» или «Великой Тайны», как её называют.

 

МАХАРИ`ШИ (Великий про­видец) — эпитет легендарных мудрецов древности. Иногда определяется их число 7 (саптариши) или больше и под махариши подразумеваются сыновья Брахмы. Называют также 34 махариши, сотворенных Ману.

 

МАХАСИ`ДДХИ (мн. ч. — великие осуществившиеся [мето­дами йоги и тантры личнос­ти]) — великие йоги VI—XII вв.; обычно называют 84 махасиддхи (сакраментальное число). От­крыли новую эру необычайно эффективных (но и опасных) методов реализации освобож­дения не только сознания, как в йоге Патанджали, но и пре­ображения земного тела в не­тленное божественное. Сами махасиддхи полу­чали методы от сверхчелове­ческих персонажей. Махасддхам припи­сываются получение от Шивы методов хатха-йоги, создание нек-рых конкретных асан, многие тантры и пр. Важным аспектом их методов было со­вмещение прозаической мирской (профессиональной) дея­тельности на символическом уровне с духовной практикой.

 

МАХА`ТМА (великий- Атман[ом]) — эпитет, к-рым вели­чают высокодуховных, сверх­мирских личностей — риши в эпосе, Шри-Кришну в "Бхагавадгите", нек-рых божеств и пр. В новейшее время стал иногда употребляться приме­нительно к признанным свя­тым, сблизившись по значе­нию с термином парамахамса. Особенно известен как эпитет Ганди.

МАХА`ТМЬЯ (величие, досто­инство, величание) — назва­ние текстов, посвященных восхвалению богов или святых мест. Как правило, каждая махатмья посвящена одному богу (напр., "Дэви-махатмья" — "Величание богини") или од­ному месту ("Чидамбара-махатмья"). Махатмья о богах включа­ют перечисление имен бога, описание его качеств, гимны-стути, мифологич. леген­ды, в к-рых повествуется о его деяниях и подвигах, о взаимо­отношениях с др. богами.

МАХАЮ`ГА — великая юга, большой цикл в мифологич. хронологии; подразделяется на более мелкие единицы — юги. 1 махаюга равна 4 югам или 12 тыс. божествен­ных лет, что соответствует 4 320 000 человеческих лет.

 

МАХЕША. Три Божества - Брахма, Вишну и Махеша - порождены Шивой. Среди них Махеша, когда Он обладает всем основанием элементов, - Сам Шива, как отличный от Махеши.

МАХИ`ША (Буйвол) — демон в облике буйвола; сын Дити, во главе войска асуров победи­вший Индру и ставший деспо­тичным царем вселенной. Что­бы одолеть его, боги создали из пламени своего гнева и сво­ей энергии грозную богиню Кали (Дургу), вступившую в бой с асурами. В кульмина­ционный момент битвы боги­ня сразила демона-буйвола.

 

МЕДИНИ — Земля; это ее название происходит от слова «медас» — костный мозг двух демонов. Эти чудовища возникли из уха спящего Вишну и собирались убить Брахму, возлежащего на лотосе, который растет из пупка спящего Вишну, — тогда этот бог-Охранитель проснулся и убил их. Из их тел, брошенных в океан, получилось столько жира и костного мозга, что Нарайяна сделал из них землю.

 

МЕНА, или МЕНАКА - супруга повелителя Гималаев Химавана, мать ГАНГИ, ПАРВАТИ и Майнаки, также - одна из АПСАР.

 

МЕ`РУ или СУМЕ`РУ — мифич. гора, обитель богов, рас­положенная в центре середин­ного материка Джамбудвипа; иногда уподобляется чашечке лотоса, лепестки к-рого сос­тавляют материки земли (двипы). Меру слагается из золота и драгоценных камней, вокруг вершины (местопребывания Брахмы, принимающего здесь великих мудрецов и небожите­лей) вращаются светила; на нее ниспадает с неба река Ган­га, обтекающая затем Меру, раз­бившись на 4 потока; с 4 сто­рон света Меру охраняют локапалы.

 

МИМА`НСА — Пурва-миманса (прежнее, раннее иссле­дование) — одна из ортодок­сальных даршан. Изначальное предметное поле ее — иссле­дование и обоснование риту­ала, основанного на ведичес­кой традиции.

 

МИ`ТРА — бог, в пантеоне "Ригведы" тесно связанный с образом Варуны, в противо­положность грозному аспекту к-рого представляет благую сторону владычества, ассоци­ируясь с днем и белым цве­том. Прославляется как бог, устанавливающий мир и со­гласие среди людей; изначаль­но связан с понятием догово­р.

МИТЬЯ – нереальное.

 

МИФОЛОГИЯ ИНДУИЗМА — комплекс мифологич. пред­ставлений, образов и сюжетов различного происхождения, объединенных в религиозной системе, сменившей к кон. I тыс. до н. э. в Индии древ­нюю религию ведийского бра­хманизма. Оттесненная в предшествующую эпоху с господствующих позиций ре­форматорскими движениями буддизма и джайнизма, брахманистская религия возрожда­ется в новых исторических ус­ловиях в форме индуизма, вбирая в себя и ассимилируя мн. народные верованияи культы, ранее остававшиеся за пределами ортодоксальной ритуально-мифологич. систе­мы. Ранний этап становления мифологии индуизма отражен в эпосах "Махабхарата" и "Рамаяна" (т. н. "эпическая мифология"), раз­витая Миф. инд. — в пуранах, религиозно-космогонич. поэмах нач. I — сер. II тыс. н. э., а также в санскритской классич. лит-ре и средневековых лит-рах на новоиндийских языках. Уже в поздневедийской литре образы богов, за­нимавших главенствующее положение в пантеоне древ­них ариев, отступают, на вто­рой план. В роли верховного божества в поздневедийский период все чаще выступает Праджапати, бог-творец и бог-отец; к началу эпического периода его сменяет Брахма, в известной мере, как полага­ют, под влиянием философ­ской прозы упанишад (VII—VI вв. до н. э.), где Брахма высту­пает как персонификация выс­шего объективного начала — Брахмана. В эпосе отожде­ствление Брахмы с Брахма­ном не играет гл. роли в его характеристике; образ Брах­мы связывается прежде всего с космогоническим мифом, различные версии к-рого отра­жают как чрезвычайно архаические представления, так и относит, поздние философс­кие спекуляции. Одной из на­иб, распространенных остает­ся восходящая к Ведам версия происхождения мира из Кос­мического яйца, порожденно­го силой тепла в первоздан­ных водах. В нем рождается демиург Брахма, к-рый тво­рит вселенную из материалов этого яйца. В эпосе вселенная постоянно обозначается как трилока (три мира) — небо, земля и подземный мир. Позднее представление о строении вселенной — "яйца Брахмы" (брахманда) — зна­чительно усложняется. Сотво­рив вселенную, Брахма утвер­ждает землю среди вод и звез­ды на небе, определяет тече­ние времени, создает смерть для спасения земли от перена­селения и т. д. Богам, своим потомкам, он отдает во владе­ние отдельные сферы миро­здания, учреждает осн. социа­льные и политические инсти­туты, устанавливает на земле дхарму, релит, обряды и обы­чаи, сословное деление об-ва, права и обязанности четырех варн, институт брака и т. д. Особенно подчеркивается в эпосе роль Брахмы в утвер­ждении царской власти на не­бесах (где он ставит Индру царем над богами) и на земле. Но и Брахма, первонач. вы­ступающий как "самосущий" (сваямбху), впоследствии ут­рачивает свое превосходство и вневременную позицию.В эпосе во главе пантеона на­ряду с Брахмой становятся Вишну и Шива. Боги же, зани­мавшие гл. места в ведийском пантеоне, переходят на более низкую ступень иерархии, где составляют группу локапалов, хранителей мира, каждый из к-рых владеет одной из сторон света: Индра, Агни (позднее его место занимает Кубера), Варуна, Яма. Сохраняется древняя функция Индры

— громовержца и подателя дождя, и в еще большей мере его военная функция: он пред­водительствует богам в небес­ных битвах, он же — покрови­тель кшатриев на земле. Ве­дийский Варуна превращается во второстепенное божество вод. Напротив, большее зна­чение приобретает Яма— властитель "предков" (питаров). Позднее развивается представление о расположен­ных глубоко под землей многочисл. адах (нарака), к-рыми владеет Яма. Новое божество в пантеоне — Кубера, бог бо­гатства и повелитель якшей, стерегущих сокровища. Кубера традиционно рассматрива­ется как человек, возведенный в ранг божества. Позднее в группу локапалов включа­ются еще Сурья, Сома и Ваю. Не входят в группу локапалов, но остаются в пантеоне Ашвины, Сарасвати, Тваштар, более известный в эпосе под именем Вишвакарман. Общее число богов и границы, отде­ляющие их от др. мифологи­ческих классов, в эпической мифологии так же неопреде­ленны и зыбки, как и в ведийс­кой. Сохраняется традицион­ное их число — 33 и деление на группы: Адитьи (12), васу (8), рудры (11) и Ашвины (2), но в действительности число бо­гов, включенных в систему Миф. инд. (на подчиненном положе­нии), гораздо больше. Ниж­нюю ступень в иерархии пан­теона занимают лесные и до­машние духи, боги — покро­вители городов, гор, рек, дере­вень, домов и т. п. Боги послеведийского пантеона более ан­тропоморфны. Они прекрас­ны, не касаются земли нога­ми, не отбрасывают тени и т. д. Они мудры, как и демо­ны, способны к оборотничеству. В Миф. ид. богам противосто­ят демоны — асуры, к-рые разделяются на дайтъев и данавов. В связи с борьбой богов и асуров излагается миф о пахтанье океана. Боги и асуры совместно пахтают океан, чтобы добыть из него амриту, напиток бессмертия (заменяю­щий ведийскую сому в Миф. инд.). Они используют мифич. гору Мандару как мутовку, устано­вив ее на спине гигантской че­репахи, опустившейся на дно океана, и обмотав, как верев­кой, космическим змеем Шешей (Васуки). Из океана, кро­ме амриты, появляются раз­личные сокровища, в т. ч. Лакшми, богиня красоты и счас­тья, райское дерево Париджата, солнечный конь Уччайхшравас и др. Как побочный про­дукт пахтанья возникает страшный яд калакута (или халахала), грозящий уничто­жить вселенную. Ради ее спа­сения яд выпивает Шива. С помощью Вишну боги об­маном отнимают у асуров ам­риту. В эпической мифологии заметно увеличивается число классов демонов: асуры, ракшасы и пишачи, упоминающи­еся еще в Ведах, противопо­ставляются 3 классам поло­жит, существ (соответственно богам, людям и питарам), но появляется множество новых мелких разновидностей (преты, праматхи, мандехи, кабандхи и т. д.). Расширяется мир низшей мифологии. Из Вед пе­реходят в эпос образы гандхарвов и апсар, которые антропоморфизируются. Наряду с якшами, изображавшимися в ви­де прекрасных юношей и дев, в свиту Куберы включаются гухьяки, полукони-полуптицы, и человекоподобные нары; гандхарвов в роли небесных му­зыкантов дублируют киннары, имеющие облик людей с конс­кими головами, сиддхи, ангелоподобные обитатели небес­ной сферы и др. Позднее появ­ляются видъядхары, духи гор­ных лесов, сходные с эльфами европ. фольклора. Важную роль в Миф. инд. играют наги, по­лудемонические существа зме­иной природы. В мифологии эпоса наги-змеи связаны про­исхождением со своими анти­подами — птицами супарнами. Гаруда, вождь солнечных птиц супарнов, особенно тесно ассоциируется в эпосе с мифо­логией Вишну. В мифологии животных в индуизме, как и в ведийский период, важную роль продолжает играть коро­ва. Появляется образ волшеб­ной коровы Сурабхи, исполня­ющей все желания своего вла­дельца. Широкое распростра­нение получает культ обезьян; особым почитанием среди простого народа пользуется образ Ханумана, министра обезьяньего царства. Мн. жи­вотные включаются в культы гл. божеств пантеона как их зооморфные атрибуты. Появ­ляется в Миф. инд. образ ваханы— животного (иногда расте­ния) — "носителя" опред. бо­жества. Развивается древний, имеющий доарийские корни культ растений и деревьев. В индуистской космографии (в пуранах) земля описывается как плоский диск, в центре к-рого возвышается мифологич. гора Меру. Вокруг нее, отделенные океанами, распо­ложены материки (двипа). Во­круг вершины Меру обраща­ются солнце, луна, звезды. Со­гласно представлению о все­ленной как о "яйце Брахмы", над землей поднимаются яру­сами 6 небес, чем выше, тем прекрасней; выше всех — "мир Брахмы" (брахмалока). На небесах обитают боги, святые мудрецы и другие су­щества полубожеств, приро­ды. Ниже земли расположены 7 ярусов подземного мира (патала), где обитают наги и др. мифич. существа. Еще ниже — 7 зон адов — нарака. Под адами обитает змей Шеша. "Яйцо Брахмы" окружено скорлупой, отделяющей его от пространства, где расположено бесчисл. множество таких же миров. Это уже поздние представления, появляющиеся в развитом индуизме, призна­ющем множественность ми­ров, без конца исчезающих и возникающих снова. Один из ведущих мотивов Миф. инд., во­сходящий еще к поздневедийской лит-ре, — магическая си­ла, даруемая аскезой. Тапас — умерщвление плоти — по­зволяет добиться исполнения любых желаний, соединяет в себе разрушительную и творческую силу, и подвиж­ник обретает сверхъестеств. способность плодотворения. Характерной чертой Миф. инд. яв­ляется сочетание в едином комплексе аскетич. и эротич. начала. Во мн. эпических и пуранических сказаниях Индра, страшась за свою власть, под­сылает к подвижнику прекрас­ную апсару соблазнить его. Но и поддавшись соблазну, аскет не утрачивает окончат, плодов своего подвижничест­ва. Другой характерный мо­тив древних сказаний — про­клятие отшельника, к-рое слу­жит причиной несчастий или гибели мн. эпических героев. Иногда проклятие превращает провинившегося на нек-рый срок в животное или чудови­ще; иногда умилостивленные аскеты смягчают проклятие или определяют условия, при к-рых оно может быть снято; но отменить его не в состоя­нии даже они. Превосходство мудрецов-аскетов перед бога­ми, к-рых они подавляют сво­им могуществом, отчетливо выражено в эпосе; оно нахо­дит отражение в мифич. гене­алогии, излагаемой в космогонич. частях эпоса и в пуранах. Согласно этой генеалогии, в начале творения прароди­тель Брахма порождает 6 "сы­новей духа", от к-рых проис­ходят впоследствии все живые существа во вселенной. Это великие мудрецы-подвижники, образы к-рых восходят боль­шей частью к ведийским риши. В других версиях космогонич. мифа число сыновей Брахмы (все они получают эпитет Праджапати) увеличивается до 10 или 17, и все они появля­ются чудесным образом из различных частей его тела. Согласно одной из наиб, рас­пространенных версий мифа, старший сын Брахмы — Маричи порождает Кашъяпу (оба образа связаны с солярной мифологией). Сыновьями Атри, второго сына Брахмы, счи­таются Сома и Дхарма. Тре­тий сын Брахмы — Ангирас — отец великого мудреца Брихаспати, а также, согласно нек-рым версиям, Агни, бога огня. Брихаспати в индуист­ской мифологии — наставник и верховный жрец богов, персонификация планеты Юпи­тер; он ведет постоянную борьбу со своим соперником Шукрой, наставником асуров, персонифицирующим планету Венера. От четвертого сына Врахмы — Пуластьи происхо­дят Кубера и повелитель ракшасов Равана, от других сыно­вей Брахмы — различные ми­фич. существа и животные. Седьмой сын — Дакша, поя­вившийся из большого пальца на правой ноге Брахмы, по­рождает 50 дочерей, из к-рых 13 он выдает замуж за Кашьяпу, 27 (олицетворяющих со­звездия лунного зодиака) — за Сому и 10 — за Дхарму. Со­гласно др. версиям, все сыно­вья Брахмы также получают в жены дочерей Дакши. Стар­шие дочери Дакши —- Дити, Дану, Адити — порождают от Кашьяпы соответственно де­монов дайтьев, данавов и бо­гов адитьев, от др. жен Ка­шьяпы происходят различные классы мифических существ: гандхарвы, супарны, наги и т. д. Число богов группы ади­тьев увеличивается до 12; она приобретает отчетливо выраженный солярный характер; 12 адитьев олицетворяют солнце в каждый из 12 месяцев года. Особо выделяется из членов группы Вивасват, представляющий собственно божество солнца. Детьми Вивасвата считаются Яма, Ашвины, а также Ману, прароди­тель человечества, герой мифа о потопе. Непосредственно к Ману возводит свое проис­хождение легендарная Сол­нечная династия царей, к к-рой принадлежит герой древнего эпоса Рама. С др. стороны, сын Сомы Будха (пе­рсонификация планеты Мер­курий) и Ила (Ида), дочь Ма­ну, считаются родителями Пурураваса, родоначальника Лунной династии, к к-рой от­носятся Бхарата (давший имя стране) и его потомки, герои "Махабхараты". В космого­нии получает развитие идея о цикличности вселенной, ее периодическом разрушении и воссоздании. Существование и небытие вселенной опреде­ляются как "день" и "ночь" Брахмы; мир гибнет, когда Брахма засыпает, и с пробуж­дением его воссоздается сно­ва. В разных текстах продол­жительность "дня Брахмы" определяется различно (см. калъпа и юга). По истечении"дня Брахмы" космич. огонь, таящийся в глубинах океана в облике "кобыльей пасти" (Вадавамукха), вырывается наружу и пожирает миры; на­ступает пралая, растворение вселенной в небытии. В сло­жившейся Миф. инд. Брахма пере­ходит на подчиненное положе­ние по отношению к Вишну и Шиве. Он сохраняет место в верховной триаде богов, представляя в ней функции творения (Вишну и Шиве при­писываются соответственно функции хранителя и разру­шителя вселенной), но в поздней индуистской лит-ре Брах­ма — вторичный демиург, творящий мир по поручению Вишну или Шивы. В эпосе и пуранах параллельно сосу­ществуют два главных мифологических цикла — вишнуитский и шиваитский. В вишнуитскую мифологию были включены нек-рые из ранее са­мостоятельных местных веро­ваний и культов посредством сложившегося в индуизме уче­ния об аватарах Вишну. Из этих 10 канонич. аватар (к ним добавляются иногда нек-рые другие — Баларама, Джаганнатха, Чайтанъя и т. д.) наиб, значительной является аватара Кришны, в образе к-рого слились элементы мифологич. представлений и верований различного происхождения (в т. ч. культы Васудэвы, божест­ва, почитавшегося в Зап. Индии и отождествленного впосле­дствии с Кришной; Нараяны, божества неясного происхож­дения, в к-ром персонифициру­ются первозданные воды; дра­видского божества Маля). По­читание Вишну в образе Криш­ны — кришнаизм — наиболее мощное ответвление вишнуитской мифологии и культа в ре-лиг, системе индуизма. Мифо­логия Шивы еще более насыще­на пережитками и элементами доарийского происхождения. Обособленная позиция Шивы-Рудры (см. Рудра) по отно­шению к богам арийского пан­теона выражена в мифе о жертвоприношении Дакши, к-рый в новой версии переходит из Вед в индуистскую лит-ру. В индуистском пантеоне Шива сохраняет свой отчужденный характер. Он обитает на севере (ассоциируясь с не менее архаич. Куберой), вдали от населен­ных мест, на горе Кайласа в Гималаях, где пребывает как бо­жеств, подвижник, погружен­ный в медитацию, отрешенный от мира. В образе Шивы, "сове­ршенного йогина", получает наиболее яркое воплощение мотив могущества аскетизма, и в нем же запечатлено харак­терное для Миф. инд. единство аскетич. и эротич. начал. Не менее свойственны образу Шивы чер­ты, восходящие к культу плодо­родия, и древний фаллич. сим­вол плодородия — линга (лин­гам) становится гл. объектом почитания этого бога в индуиз­ме. В индуистской триаде Шива представляет функцию разру­шения, но в шиваитской мифологич. системе эта функция не­разрывно связана с творч. ас­пектом; в мире непрерывных изменений разрушение непо­средственно предшествует тво­рению и его обусловливает. Космогонич. функция воплоще­на в образе Шивы-Натараджи, возрождающем первобытные представления о магич. роли танца, символизирующем про­явление творч. и разрушитель­ной вселенской энергии бога. В сложившейся религиозно-мифологич. системе шиваизма об­раз Шивы неразрывно связан с образом его жены Дэви, почи­таемой под многими именами. Шива и Дэви символизируют в этой системе антагонистичес­кие и одновременно сотрудни­чающие творч. силы; соответст­венно лингам Шивы постоянно сочетается с символом женской творч. энергии — йони (образу­ющим основание, из к-рого поднимается лингам). Изначальная чета рассматривается как отец и мать вселенной. Складывается концепция шакти, действенной энергии бога, воплощающейся в богине, его супруге. Эта концепция распространяется на все божеств, па­ры индуистского пантеона, но отчетливое выражение получает именно в образах Шивы и Дэви. Шактизм — почитание творч. энергии Шивы, вопло­щенной в образе Дэви, стано­вится наиб, значит, ответвлени­ем в средневековом шиваизме. В мифологии шактизма возро­ждаются чрезвычайно архаич. представления, восходящие к первобытным культам боги­ни-матери. В образе Дэви еще ярче выступает характерное для шиваитской мифологии со­четание противоположных ас­пектов — творч. и разруши­тельного. Благостная ипостась богини — милосердная Парвати, дочь гор (она же Ума, Гаури). В грозной своей ипостаси она носит имена Кали, Дурга, Чандика, Дэви и др. и изобра­жается как кровожадная и сви­репая воительница верхом на льве, истребляющая мечом сво­их врагов. С мифологией Кали (Дурги) в средние века ассоциируются архаич. культы нек-рых местных богинь: бен­гальских Сигналы, богини ос­пы, Манасы, богини-змеи, та­мильской Марияммы, богини дождя и оспы, керальской Бхагавати и др., но полнос­тью они с ней не отождествля­ются. Благостная ипостась жены Шивы Парвати ассоци­ируется с образом ее сестры, богини Ганги, персонифика­ции свящ. реки индуизма. С мифологией Шивы тесно связан также образ его сына Сканды (он же — Карттикея, Кумара), нового бога в инду­истском пантеоне, сохраняю­щего, однако, архаич. черты, восходящие, возможно, к про­тоиндийской мифологии. От­носит, поздно включается в пантеон другой сын Шивы, слоноголовый Ганеша, бог мудрости, покровитель наук и искусств, весьма популяр­ный и в наст. вр. Примирение существующих параллельно внутри индуизма 2 гл. течений— вишнуизма и шиваизма— выражено в поздней кон­цепции тримурти, единого бога в 3 ипостасях (Брахмы, Вишну, Шивы, с указанным ранее распределением функ­ций). Другая попытка компро­мисса — средневековый культ Харихары, божества, объеди­нившего в себе черты Вишну (Хари) и Шивы (Хары). Па­раллельно с индуистской ми­фологией Сев. Индии развива­ется богатая и своеобразная мифология дравидского юга, оказавшая на индуизм значит, влияние. Ряд дравидских бо­жеств включается в индуистс­кий пантеон, отождествляясь с его центральными образами (тамильская богиня Коттравей — с Дургой, бог войны и охоты Муруган — со Скандой, и т. д.). Миф. инд. оказала большое влияние на религиозно-мифологич. системы буд­дизма и джайнизма в самой Индии (в свою очередь, испы­тав их воздействие), ее образы и сюжеты вошли в лит-ру и искусство стран Юго-Вос­точной Азии и др.; на протя­жении столетий и до наших дней она питает многоязыч­ные лит-ру и искусство Индии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных