Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СВАДХИСТАНА (СВАДИШТАНА) ЧАКРА




Число лепестков Шесть

Божества Шри Сарасвати Брахмадева (центр и правая), Шри Фатима Хазрат Али

(правая), Шри Ганеша и Шри Нирмала Видья (левая)

Местонахождение В позвоночнике, на уровне верхней границы лобковой кости

Проекции на теле Большие пальцы рук и средние пальцы ног, правая и левая стороны затылка

(наперекрест)

Символ Звезда Давида

Элемен т Огонь

Цвет Желтый

День Среда

Планета Меркурий

Камень Аметист

Физические аспекты Нижние части печени, почек, селезенки, поджелудочная железа, желчный

пузырь, кишечник, бедра, плечи, сплетение аорты

Качества Творчество, чистое знание, чистый источник мышления, который является

вдохновением, эстетикой; изгиб и выпрямление; начало правого канала

Враги Духа Раздражение, нетерпимость, гнев

Причины блокировок Отсутствие знания чистой Истины, того, как работает Божественность,

галюциногенные лекарства и наркотики, магии, спиритизм и контакты с мертвыми духами, оккультизм, парапсихология, экстрасенсорика, магнетизм, одержимость мертвым духом (левая);

сильное истощение творческих ресурсов (центр);

чрезмерно напряженное мышление, планирование и организация, приво­дящие к потере спонтанности, чрезмерное беспокойство о будущем, чрез­мерное изучение книг и пособий, тяжелое пьянство (правая)

Проблемы Диабет, бездетность

 

Второй центр называется Свадиштана. Он имеет шесть лепестков и обеспечивает на физи­ческом уровне функции сплетения аорты, яв­ляется чакрой, которая снабжает нас энергией творчества, мышления, направленности в будущее. Она снабжает мозг клетками, превращая жировые клетки в клетки мозга.

 

СВА`МИН (СВАМИ, САМИ) — хозяин, повелитель — на­звание бога или индуистского святого, подвижника, монаха. См. Госвамин.

 

СВАРБХАНУ – привратник Куберы.

 

СВАРГА — небо, высший из трех миров индуистской кос­мографии, обитель света, куда уходят после смерти души до­бродетельных людей, прежде чем вернуться к земному су­ществованию по закону кар­мы; рай, царство Индры; ино­гда сваргу помещают на вершине горы Меру.

 

СВА`СТИКА ("су" — благой и "асти" — быть) — знак благопожелания и благоденствия. Представляет собой крест с концами, загнутыми против или по часовой стрелке (лево и правосторонняя свастика). Право­сторонняя свастика расценивается как благопожелательная, ле­восторснняя — злонамеренная. Изо­бражение свастики встречает­ся на протоиндийских объек­тах и др. предметах с глубо­кой древности как знак солнца и света, а значит — жизни и благоденствия. Свастика - один из наиболее архаичных символов встречающихся в орнаментах многих народов мира. В древнеиндийском мифологическом эпосе свастика олицет­воряет крест Джайна или «четвероногий крест». Свастика также обнаружена археологами в изображениях верхнего палеолита. Символ свастика был запечатлен на сердце Будды, что дало название «Печать Сердца». Его кладут на грудь Посвященных после их смерти. Он высекается на скалах и храмах, а также всюду, где буддисты оставили свои вехи. Свастика засвидетельствована в символике Китая, Древнего Египта, Тибета, Индии, как Молот Тора в древне-германской куль­туре и т.д. Использование свастики в нашем веке немецкими фашистами в качестве эмблемы «арийского» начала придало ей в глазах населения одиозный и во многом негативный характер, что делает восприятие указанной символики не всегда адекватной ее истинно­му значению.

 

СВАХА – восклицание, означающее «Да будет увековечено!» или «Да будет так!». Употреблялось при жертвоприношении предкам (брахманов) в значении «Да будет увековечена Раса!».

 

СВАЯМБХУ ` (букв. Самосу­щий) — 1) Эпитет Брахмы как первозданного (несозданного) существа. 2) Образ бога, возникающий по его воле или стихийно в природных объект­ах. Так, cваямбху являются камни, наросты на деревьях или отдельные предметы, хотя бы отдаленно напоминающие иконографический облик бога или его символа и становящи­еся местами поклонения.

 

СЕНА – женский аспект или Шакти Карттикеи.

 

СИ`ДДХА — обладатель сиддхи. См. Махасидхи.

 

СИ`ДДХИ (осуществленность, реализованность) — также вибхути, риддхи — паранор­мальные телесные или психич. способности, обретаемые бла­годаря практике йоги. Физи­ческие сиддхи обретаются через ос­воение и просветление первостихий, имеющихся в теле, от­куда появляется власть над первостихиями во внешнем мире. Так, господство над первостихией огня дает йогу возможность не гореть в огне, переварить все что угодно и пр.; господство над стихией ветра — летать по воздуху. Психические сиддхи означают пря­мое видение состояния созна­ния др. людей, связь с иными мирами (адским, небесным и пр.), знание своих и чужих прошлых и будущих жизней, управление процессом перево­площения и т. д. Во всех тра­дициях, описывающих методы получения сиддхи, подчеркивается, что не следует увлекаться ими, иначе они станут соблазном. Сиддхи являются лишь симптомом духовного прогресса, причем не непременным, а если они становятся чисто техническим умением, то сродни высшему цирковому искусству и духов­но опасны. Обычными средст­вами достижения сиддхи считают­ся методы йоги, в т. ч. хатха-йоги, и тантры.

 

СИКХИЗМ - религия сикхов, является типичным примером синкретизма, т. е. возникновения новой религии на основе соединения двух или большего числа идей различных религиозных систем. И хотя сикхизм остался самостоятельным религиозным течением и не лег в основу ни одного современного культа, потому что сам представляет собой синтез положений других религий, необходимо иметь о нем хотя бы общее представление, чтобы лучше понять источники возникновения и особенности функционирования некоторых распространенных синкретических культов, например, современного бехаизма. Сикхизм сочетает в себе идеи индуизма и ислама. Чтобы достичь такого синтеза, некоторые постулаты обеих религий были модифицированы с целью устранения противоречий, другие — были отвергнуты как неподходящие. В зависимости от подхода к индуизму, его приверженцы могут придерживаться как политеистического, так и монотеистических воззрений. Под влиянием ислама в сикхизском толковании индуизма преобладает монотеистический подход с пантеистическим уклоном.

Почти все 18 миллионов последователей сикхизма живут в Индии. Эта религия не оказала влияния на религиозное мировоззрение людей других стран, включая традиционно христианские. Сикхизм — сравнительно новая религия. Она сложилась в XV в. в бывшей провинции Индии Пенджабе. Теперь эта территория принадлежит Пакистану.

Сикхизм основал Нанак (1469—1539) — индус из торговой касты кшатриев, который родился недалеко от города Лахор в нынешнем Пакистане. Хотя он был индусом, Нанак близко соприкасался с мусульманами и хорошо знал исламское учение. К VIII в. распространение ислама достигло районов Северной Индии, и к XV в. он стал там доминирующей религией. До основания сикхизма Нанаком, а также одновременно с его появлением в Северной Индии уже были предприняты попытки реформировать индуизм, чтобы примирить его идеи с исламом, ликвидировать религиозную раздробленность. Так, уже в XII в. реформатор-поэт Джайдев учил, что выполнение индуистских церемоний и аскетизм не приносят особой пользы людям. Он говорил, что самым важным делом является набожное и частое повторение Божиего имени.

Следующий реформатор, Рамананда, живший в XIV в., пробовал устранить кастовые преграды в социальной жизни индусов и протестовал против запрета есть мясо животных. Его ученик Кабир (1440—1518), современник Нанака, основал существующую и по сей день секту Кабир-Пантхи. Он не придавал особого значения ритуальной стороне религии, строгому выполнению сложных обрядов: всевозможным церемониям, паломничеству, омовению в реке Ганг и даже аскетизму, считая это внешним проявлением веры, особенно если оно не сопровождалось внутренней искренностью и высоконрав­ственной жизнью. Что же касается культового учения Кабира, то, с одной стороны, он не отвергал учения о карме и о перевоплощении, а с другой — считал, что Божия любовь может прекратить процесс воплощений и позволить верующему человеку слиться с абсолютом. Кабир был убежденным монотеистом.

Родители Нанака, основателя сикхизма, были искренними последователями индуизма. И сам он был также расположен к религиозным размышлениям. Но глубокое впечатление производили на него и ревностные последователи ислама — религии, которую проповедовали иноземцы-мусульмане. С одной стороны, он видел глубокую преданность своей вере у членов индуистской секты Бхакти, а с другой — искреннее следование своему учению мусульман суфистского направления. В то время правителем близлежащего города Талванди был обращенный в мусульманство индус, который поддерживал идею примирения обеих религий. Нанак вначале был пастухом, потом продавцом, а затем стал государственным служащим в городе Султанпур. Там он женился, у него родилось двое детей. Но ни работа, ни семейные обязанности не отвлекли его от религиозных поисков, направленных на создание нового учения. В Султанпуре Нанак познакомился и подружился с певцом-мусульманином по имени Мардана, который прибыл туда из города Талванди. Вместе они основали группу духовных искателей.

Происхождение сикхизма, по свидетельству Нанака, связано с его неожиданным, необычайным, божественным видением. Однажды, омыв свое тело в реке, Нанак исчез в лесу, где ему было дано видение: Нанак был введен в присутствие Бога. Ему была предложена чаша с нектаром, которую он принял с благодарностью. Бог сказал ему: «Я с тобой. Я сделал тебя счастливым и также тех, кто примет твое имя. Иди и повторяй Мое Имя и учи других делать то же самое. Оставайся не оскверненным от мира. Повторяй Мое Имя, занимайся благотворением, омовением водой, богопоклонением и медитацией. Я дал тебе эту чашу с нектаром как залог Моего расположения». Сикхи считают, что чаша с нектаром являет собой откровение Бога — Сам Нам, т. е. истинное имя. Слова Бога, обращенные к Нанаку, являются призывом к пророческому служению. Через три дня после видения Нанак вышел из леса, а еще через день провозгласил: «Нет ни мусульманина, ни индуса». И стал проповедовать новую религию. Его сопровождал друг Мардан. В духе религиозного примирения Нанак начал носить на голове мусульманскую чалму и костяные четки на шее, а лоб свой пометил красным пятном, как это принято в индуизме. Самый большой успех проповедь Нанака имела в провинции Пенджаб, где он вместе с Марданом смог организовать первые группы сикхов (в буквальном переводе — учеников). Сикхская традиция утверждает, что Нанак также совершил 4 длительных путешествия: на восток, в Ассам; на юг, через землю тамилов, на Шри-Ланку; на север, в Ладакх и Тибет; и на Запад, в Мекку, Медину и Багдад. Путешествуя, Нанак посетил духовные центры индусов, мусульман, буддистов, джайнов, суфиев, йогов и сиддхов. Он встречал людей различных религий, племен, культур и рас. Он путешествовал пешком, вместе со своим другом по имени Мардан, поэтом. Его путешествия называют удаси. Последние годы своей жизни Нанак провел Картарпуре, где возвел первый храм сикхов. Он назначил первого своего ученика Ангада своим преемником.

Нанак умер в 1539 г. Легенда рассказывает, что за день до смерти Нанака между его учениками произошло разногласие о том, кто будет хоронить тело учителя. Индусы считали, что эта привилегия принадлежит им, мусульмане же настаивали на противоположном. Нанак предложил решить спор следующим способом: пока он еще жив, пусть с правой его стороны положат цветы индусы, а с левой — мусульмане. Чьи цветы окажутся утром свежими, те пусть и хоронят. Цветы были положены, и Нанак, накрыв себя полотном, затих. Утром, когда ученики сняли покров, тела под ним не оказалось, а цветы с обеих сторон были свежими и благоухали. Таким образом, даже своей смертью Нанак возвестил примирение между исламом и индуизмом.

Как мы уже сказали, учение Нанака представляет собой сочетание идей обеих религий. Он предлагал людям веру в единого вечного и вездесущего Бога, который одновременно является и Творцом, и Разрушителем. Бог превыше Вселенной, но в то же время пребывает в ней. Он пребывает и в сердце человека. Бог не имел и не будет иметь воплощений. Эти постулаты сикхизма отражают принятое в исламе (особенно в его суфистском течении) представление о Боге.

Однако Нанак также учил, что Бог Сам Нам являл себя людям разными способами и в разных местах земли. Разные люди называют его разными именами. Если бы нужно назвать Его по имени, то лучше назвать Хари (толкуется как избавитель) — так именуется в индуизме бог Вишну. Хотя Бог един, это не значит, что Он обязательно является личностью. Правильнее всего считать Его равным истине или действительной реальности. Итак, мы видим, что учение Нанака о боге сформировалось под сильным влиянием индуизма. Нанак считал, что материальный мир создан Богом и реален в том смысле, что оказывает непосредственное воздействие на человека. Однако на самом деле действительный мир не что иное, как «стена обмана», т. к. скрывает от людей истинную суть вещей. И только глубоко верующим, духовным людям дано проникнуть за эту стену. Нанак соглашался с реальностью кармы и верил в перевоплощение душ. Однако путь к спасению видел в познании Бога или даже в растворении в Нем — положение, взятое из учения индуизма, изложенного в Упанишадах. Милость Божия нужна для спасения, но необходимы также и добрые дела, совершаемые самим человеком. Именно деяниям человека в учении сикхизма отдается приоритет, потому что якобы ими человек заслуживает милость. Таким образом, мы видим, что учение Нанака о спасении представляет собой синтез идей обеих религий: индуизма и ислама.

Выступая против мелочного ритуализма, Нанак отвергал церемониальную сторону обеих религий. Он считал, что ритуалы лишь препятствуют людям находить общение с Богом. Омовение в водах священных рек и точное соблюдение заповедей аскетизма — ничто по сравнению с постоянным повторением истинного имени Бога — Сам Нам. Самое важное место в религиозном служении Нанак отводил благотворительным делам и помощи людям, настаивал на облегчении страданий людей всех каст и социальных слоев, учил состраданию больным и несчастным (в отличие от индуизма Нанак не унижал тела человеческого, потому что считал его созданием Божиим). В его морально-этическое учение включены такие требования, как чистота побуждений, справедливость во взаимоотншениях, благородство в поступках, равное отношение к людям разных каст, супружеская верность, воздержание от ссор, отказ от компании плохих людей и необходимость общения с добрыми, соблюдение прав других и отказ от самомнения. Иначе говоря, от своих последователей Нанак требовал чистоты помыслов и благородства поведения Как основателя сикхизма, последователи считают Нанака первым гуру, т. е. учителем, главным авторитетом. Вначале сикхи были пацифистами. Однако в силу синкретичной специфики их религии они постоянно находились в опасности как со стороны мусульман, так и индусов. По этой причине история сикхов — это история их постоянной борьбы за свою веру, сопряженная с войнами, преимущественно против мусульман.

После Нанака было еще девять гуру. Пятый из них, гуру Арджун (1581—1606), сыграл важную роль в укреплении позиции этой религии. Он издал священную книгу сикхов, называемую «Адигрантх», т. е. Книга Господня, которую составляет духовное наследие Нанака, самого Арджуна, двух других гуру и предшественников сикхизма: Джайдева, Кабира и Намдева. Однако личный авторитет гуру Арджуна при его жизни превышал авторитет «Адигрантха»: Арджун организовал сикхов для защиты от угрозы со стороны мусульман и, кроме того, построил замечательный храм Хар Мандир (Храм Божий) в Амритсаре на острове, находящемся в середине искусственного озера.

Главная причина эволюции сикхов от пацифистов в воинствующую теократию заключалась в деятельности Арджуна и пяти следующих за ним гуру. Последний гуру Говинд Сингх (1675—1708) организовал среди сикхов военную организацию Хальсе (чистые), члены которой называли себя сингхами (львами). Говинд Сингх погиб в 1708 г. от ножа мусульманина. Видя тяжелое положение сингхов, окруженных силами противников, он завещал, чтобы священное писание сикхов «Адигрантх» стало авторитетом для всех сикхов после его смерти. Таким оно осталось и до наших дней.

Сикхизм демонстрирует удивительную особенность мышления людей, склонных к синкретизму: уж если они зададутся целью соединить противоположные идеи, то сделают это, даже если для здравомыслящего человека это покажется невозможным. Как бы то ни было, сикхизм делает упор на монотеизм, нравственность и добро. В сущности, проникновение ислама в Индию привело к возникновению в 15-16 вв. своеобразной индо-мусульманской культуры. Индо - мусульманский синтез затронул религию, философию, поэзию и литературу, музыку и живопись. Сикхизм, в свою очередь, явился определенным синтезом воззрений движения бхакти (индийских вайшнавов) и суфиев (мистического направления в исламе).

 

СИТА – дочь богини земли, супруга Рамы.

 

СИТА`ЛА (бенг. — Шитола) — одно из имен богини оспы (нередко к нему добавляется слово "мать"). Существуют храмы, посвященные Ситале. В наст, время ежегодно то­ржественно почитают Ситалу в ме­сяц чайтра (март-апрель); так­же совершаются специальные жертвоприношения в случае начала эпидемии. В обрядах в честь Ситалы принимают участие гл. обр. женщины.

 

СКА`МБХА (Опора) — в Ве­дах означает космический столп, поддерживающий небо и землю, ось вселенной, воп­лощает также сущность жизни, Атман. В послеведийский период с осью вселенной ото­ждествляется преимуществен­но как мировое дерево свящ. смоковница, ашваттха. По­нятие "столпа" (теперь имену­емого стамбха) продолжает играть существенную роль в ритуале и религ. архитекту­ре. Воздвигаются вотивные колонны, посвященные Виш­ну, Шиве, Раме и т. д., а также в честь победы и т. п.; один из столбов дома может посвя­щаться Лакшми и т. п.; столб может сочетаться с изображе­нием лингама.

 

СКА`НДА (отпрыск, излитый) — бог войны, юный предводи­тель войска богов (сенапати) в их битве с асурами. По од­ной из мифологических версий Сканда — сын Агни, к-рый сочета­ется с дочерью ведийского бо­га Дакши Свахой, принимаю­щей облики шести жен из се­мерых риши (саптариши), кроме Арундхати. Из сосуда, в к-рый Сваха шесть раз поме­щала семя Агни, рождается шестиголовый младенец. Бо­лее известна версия о рожде­нии Сканды от Шивы, излившего свое семя в огонь. Огонь, т. е. бог Агни, не смог удержать его и бросил в Гангу, на бере­гу к-рой и родился Сканда. Там его и нашли шесть жен риши и усыновили его. Потом они взошли на небо и преврати­лись в созвездие Криттика (Плеяды), отчего Сканда получил прозвище Карттикея. Шести дней от роду Сканда, приняв облик могучего юноши, вступил в борьбу с асурами, разбил их войско и обезглавил основно­го врага богов — Тараку. Одна жена Сканды — дочь Ин­дры — Дэвасена, другая, та­мильская, — Валли. Сканду назы­вают также Кумара, Субрахманья, Шанмукха. Изобража­ется шестиликим, двенадцатируким юношей, сидящим на павлине (иногда на слоне). Ат­рибуты Сканды — копьё с алым наконечником, цветочная гир­лянда, флаг с изображением петуха.

 

СМА`РТА (приверженность смрити) — вообще человек, придерживающийся наставле­ний смрити, ортодоксальный брахман.

 

СМРИ`ТИ (букв. память) — свящ. Предание, противо­полагаемое Откровению — шрути. Основой смрити счита­лась традиция, мнение др. мудрецов, дававших свое истол­кование буквы и духа свящ. Знания — Веды. Соответствен­но смрити обладало меньшим ав­торитетом, чем сама Веда — шрути. В широком смысле к смрити причислялись практичес­ки любые сакрально значимые тексты (за исключением шрути) — не только ведийской, но и зпико-пуранической тради­ции: (напр., "Махабхарата").

 

СО`МА — ритуальный напи­ток, изготовлявшийся в эпоху Вед из сока одноименного рас­тения (предположительно эфедры, точная идентификация теперь невозможна) и прино­сившийся в жертву богам. Культ сомы, восходящий к индо­иранской эпохе (ср. культ хаомы в древнем Иране), вместе с культом огня занимал центр, место в ритуале и религии др. ариев. Растение сома также обожествляется в ги­мнах, воспевается небесный сома. "Ригведа" упоминает миф об орле, похитившем сому с небес и принесшем его на землю, где Ману совершил первое жертвоприношение Индре. Но уже в Ведах сома начинает отождествляться с луной и возникает представ­ление о том, что луна состоит из сомы; она убывает по мере того, как боги и предки погло­щают из нее сому, и прибывает, вновь наполняемая солнцем. В послеведийской мифологии Сома почитается как бог луны, сын Атри, внук Брахмы, суп­руг 27 дочерей Дакши, олицетворяющих накшатры, созвез­дия лунного зодиака.

 

СУБРАХМА`НЬЯ (Располо­женный к брахманам) — одно из имен Сканды, подчеркива­ющее его связь с Агни, име­ющего ипостась ведического жертвенного огня, и с ведичес­кими риши (через их жен), и его роль (в ср.-век. индуиз­ме) знатока и учителя свящ. текстов, защитника брахманов. Имя особенно распрост­ранено на юге Индии.

 

СУГРИ`ВА — в "Рамаяне" — сын Солнца, обезьяний царь, верный соратник Рамы в борьбе с Раваной за возвра­щение Ситы.

 

СУДА`РШАНА — название диска-чакры, оружия Кришны, полученного им, согласно "Махабхарате", от Агни за содействие ему в противостоя­нии Индре при сожжении леса Кхандавы.

 

СУДЬЮМНА – «хорошо светящая», эпитет, применяемый к Иле (или Иде), прекрасной дочери Вайвасата Ману, которая появилась во время жертвоприношения по поводу его спасения после потопа. Она была андрогинным существом: месяц – женщиной, месяц – мужчиной.

 

СУНИТХА – мать царя Вены, дочь Смерти.

СУПАРНЫ – гиганские солнечные птицы.

 

СУРА – богиня вина и хмеля.

 

СУРА – греховный хмельной напиток.

 

СУРА`БХИ — мифическая ко­рова изобилия, праматерь ко­ров. Является одной из четырнадцати драгоценных вещей, появившихся на свет во время пахтания океана богами и асурами. «Корова» выполняющая любое желание своего хозяина. Дочь Дакши, одна из жен Кашъяпы; в эпосе име­нуется также Матерью рудр.

 

СУРАСА – одна из жён Кашьяпы, прародительница исполинских драконов.

 

СУ`РЬЯ (Солнце) — бог солн­ца. Включается в группу 8 локапалов. Статуи Сурьи изображали его в скифском платье, с ногами в сапогах или скрытыми пе­редком колесницы, с серьга­ми и диадемой на голове и лотосами в руках. По пове­рью, также пришедшему из Ирана, почитание бога солн­ца даровало исцеление от проказы. Земными сыновьями Сурьи считаются Карна в "Маха­бхарате" и царь обезьян Сугрива в "Рамаяне".

 

СУРЫ –наименование богов (в противопоставление демонам-асурам).

 

 

СУРЬЯВАМША – солнечная раса. Династия, возглавляемая Икшваку. Рама принадлежал к династии Айодхья расы Сурьявамши, Кришна – к линии Яду лунной расы или Чандравамша, как и Гаутама Будда.

 

СУТА – певец, сказитель (ими нарицательное).

 

СУ`ТРА (букв, нить) — мак­симально лаконичная фраза и целый текст, составленный из подобных фраз. Сутры склады­вались в рамках школьной традиции, рассчитанной на устный характер обучения. Известное изречение гласило, что составитель сутры, найдя воз­можность сократить один лишь слог, радуется не мень­ше, чем при рождении сына. Сутры предназначались для заучи­вания наизусть. Гуру сопрово­ждал чтение сутр своим коммен­тарием, к-рый ученик мог воспроизводить в свободном пе­ресказе, держась сутры как путе­водной нити.

 

СУШУМНА - центральный энергетический канал вдоль позвоночного столба, проводник праны, вдоль которого расположены чакры - центры психической энергии.

СУШРУТА – врач, 6 век до нашей эры. Труд: «Сушрута Самхита». Сушрута изобрёл «кесарево сечение» избавлял людей от камней в почках, лечил сложные переломы, проводил операции на глазе, удаляя катаракту, применял вино для обезболивания во время операций. Разработал 101 тип хирургических инструментов. Его пластические операции по восстановлению носа Джозеф К. Карню повторил в1814 г.

 

Т

 

 

ТАГОРЫ (Тхакур) — бенгаль­ский аристократии, род, давший Индии ряд выдающихся деяте­лей культуры и мыслителей.

Рабиндранат (Робиндронатх) Т. (1861—1941) — брат Двиджендролала Т., великий инд. писатель, поэт, философ и обществ, деятель, чье творчество имело особенное значение для интеграции духовного наследия Ин­дии в мировую культуру в Но­вое время, в сближении культур и создании философской и эстетич. основы для диалога Восто­ка и Запада. В ранней драме "Возмездие природы" ("Пракритир протишодх") Р. Т. осуж­дает аскетизм; в поэтич. сборни­ках 90-х гг. XIX в. находит отражение выработанная им концепция "божества жизни" ("джибон дебота"), восходящая к учению упанишад о единстве человека и природы и к гуманистич. идеалам ср.-век. вишнуитской поэзии бхакти. Религ.-философскими мотивами отмечен сборник "Дары" (1901); образы и идеи традиционной вишнуитской поэзии используются и пере­осмысляются в самой знамени­той книге философской лирики Р. Т. "Жертвенные песни" ("Гитанджали", 1913), получившей всемирное признание. В фило­софском труде "Садхана. По­стижение жизни" (1913) Р. Т. использует др. индуистский миф о божественной чете для пропо­веди любви как высшего начала, в к-ром снимаются противоре­чие единства и двойственности и все противоречия жизни. В основе философских концепций Р. Т. лежит идея гармонического примирения противоположностей, в разработке к-рой он испо­льзует как традиц. учения инду­изма, так и достижения европ. философской мысли.

 

ТА`МАС — одна из трех гун санкхьи, проявляющаяся в ко­сности, пассивности, тупости, неведении, тяжести, глупости, отсутствии реакции, темном покое и пр. При эволюции первоматерии господством тамаса обусловлено порождение не­одушевленного мира.

 

ТА`НДАВА (от тамильск. "тан-ду" — прыгать, танцевать) — танец Шивы, проявляющий его божественную сущность. Известно 7 (иногда называют 9) разновидностей тандавы, из к-рых наиб, знаменита ананда-тандава, — "танец радости", экстатичес­кий танец, символизирующий 5 функций Шивы в их единстве: создание (мира), его охране­ние, разрушение, сокрытие (тайны), милосердие. В иконог­рафии ананда-тандава Шива пред­ставлен с 4 руками, с поднятой до половины тела левой ногой. Полусогнутая правая попирает карлика — демона невежества Муялаку (Апасмару). В руках Шивы — барабанчик-дамару и огонь. На голове — павлиньи перья, полумесяц, череп, в во­лосах течет Ганга. Иногда фигуру окружает полукольцо из языков пламени.

 

ТА`НТРА (прядка, ткань) — один из типов текстов (наря­ду с Ведами, смрити и пуранами), на к-рых основывается ин­дуистская традиция. Появи­лись тантры позже всех прочих и, вероятно, под влиянием тек­стов буддийских тантр, принад­лежащих ваджраяне. Относят­ся к шиваитскому или шактистскому вариантам индуизма. Изложение в тантры строится обыч­но как беседа богов (напр., Ши­вы с супругой). Содержание многообразно, включает в себя ритуалы, техники йоги, теоло­гические спекуляции, сакрализованные медицинские предпи­сания и пр. Современный инду­истский ритуал в основном яв­ляется тантрическим, а не веди­ческим. Для тантры характерно представление о божеств, энер­гии (шакти), символизируе­мой в женском облике и пробу­ждаемой особыми практиками йоги, в т. ч. кундалини-йоги. Социальный исток многих тантр, вероятно, низкокастовая среда; в тантре был в свое время элемент протеста против застывших форм жреческой религии; воз­можно, отсюда нередкие упре­ки против тантристов в безнра­вственности, потворстве похо­ти и др., что подтверждается в крайних и вырождающихся формах традиции.

 

ТАНТРИЗМ (от "тантра" — система, пряжа, прялка, тра­диция, текст и пр.) — форма существования и текстового представления индуизма и буд­дизма (в последнем чаще назы­вается ваджраяна). Индуистс­кий тантризм по традиционным представлениям и классифика­ции является формой шактизма, т. е. варианта религии с при­знанием верховным божеством женского начала, "потенции" (шакти) мира и прочих богов, источника всякой энергии.

Тантризм — закономер­ный итог иеторич. развития "де­ятельной" части Вед, т. е. трак­тующей обряды и культ и осво­бождение посредством их. Весь­ма многочисл. тантры, нек-рые достаточно древние (восходят к первым вв. н. э.), строятся в виде диалога божеств, четы Шивы и Парвати (Умы). Если вопрошает богиня и наставляет супруг, тантра называется ага­ма, если наоборот — нигама. Об­стоятельный текст по тантризму обычно дает классификацию индивиду­умов (вполне способен к прак­тике тантры лишь человек вы­сшего типа), правила взаимоот­ношений гуру и ученика, описа­ние инициации (дикша) и различных посвящений (абхишека), правила употребления мантр, диаграмм для созерца­ния, символических жестов (мудр), совершения внешних ритуалов и подношений боже­ствам, обязательных обрядов (санскар) и др. Характерно де­тальное отождествление элеме­нтов микрокосмоса и макрокос­моса, т. е. усмотрение всего мироздания в самом теле прак­тикующего тантриста. Описы­ваются чакры с приписыванием каждой из них набора фонем; каналы (нади), соединяющие чакры и также пронизывающие все тело. Даются наставления по поэтапному созерцанию, т. е. схематизирован процесс садханы с изложением необходимых асан, пранаям и др. техник йоги. Существенно обоготворение женщины, и женоненавистники неспособны к тантре. Для осо­бо зрелых духом тантризм предлагает ритуальное снятие обычных со­циальных и религиозных запре­тов во имя достижения высших целей. Это включает дозволе­ние пить спиртное, есть мясо, иметь внебрачные половые свя­зи (не для удовольствия, но для энергетической практики). По­следние аспекты вызывают особый интерес у европейцев, что необоснованно, т. к. уровень потребной для разрешения на

такую практику подготовленно­сти находится за их личност­ным горизонтом. Тантризм отсутству­ет в вишнуистской форме инду­изма, склонной к благоговейно­му почитанию божества.

 

ТА`ПАС (тепло, -жар, пыл) — си­стема аскезы в индуизме. Про­исхождение термина, по-видимому, связано, во-первых, с распространенной практикой нагревания, "иссушения" тела (напр., в форме "стояния между пяти огней", т.е. между четырех костров, под находящимся в зените солнцем) и, во-вторых, с представлением о накапливае­мом в подвижничестве особом внутреннем жаре или пыле с помощью к-рого аскет спосо­бен магич. воздействовать на окружающее. "Махабхарата" со­держит многочисл. описания подвигов тапаса, совершаемых странствующими аскетами, могущества к-рых страшатся окружающие; высшей целью подвижников является дости­жение посмертного блаженства в одном из небесных миров. Но с т. зр. нарождающихся сотериологических религий этот идеал, как не дающий спа­сения, выхода из круга переро­ждений, оказывается явно недостаточным. Известно, что Буд­да в начале своего духовного пути практиковал вместе со своими первыми пятью учени­ками жестокое самоистязание, однако затем отверг его, выработав свой "срединный путь", чуждый крайностей и ведущий к спасению — нирване. В "Бхагавадгите"разли­чаются три вида благой ("саттвичной") аскезы: тапас тела (чи­стота, целомудрие, почитание богов, брахманов, старцев, гуру и т. д.), тапас речи (рецитация Вед, правдивость и т. д.), тапас сердца (дружелюбие ко всему живому, умиротворенность сознания и т. д.). Но если тапас совершается ради славы или др. корысти— он проникнут уже не саттвой, а гуной "страстности" — раджасом; если же аскеза превращается в самоистязание или практикуется во вред др. людям, то она проникнута гу­ной тамас и безоговорочно осуждается.

 

ТАРАКА – вождь и полководец асур.

 

ТА`РПАНА (от каузативной формы глагола "тарп" — на­сыщаться, удовлетворяться) — "насыщение" богов, святых мудрецов (риши) и предков (питри), осуществляемое в ритуале посредством возли­яний воды. Возлияния входят как обязательный элемент в каждодневную ритуальную практику индуистов, но считаются особенно действенными, если совершаются во время паломничества, в той или иной тиртхе. Паломник дол­жен выполнять тарпану три раза в день. При возлиянии богам воду выливают из сложенных ладоней так, что она стекает по кончикам пальцев; при воз­лиянии риши вода стекает по запястьям; при возлиянии предкам сливают воду с ладо­ни правой руки, пропуская между большим и указатель­ным пальцами.

 

ТАТПУРУША ("высший дух") - одна из основных инкарнаций ШИВЫ, а также аспект САДАШИВЫ и его голова, направленная на восток.

 

ТАТ ТВАМ А`СИ (ты еси то) — одно из "великих речений" упанишад. Его произнес, обучая своего сына Шветакету, учитель Уддалака Арунея. Им намекается на тождество сокровенной сути человека с последним ос­нованием внешнего мира, Атманом и Брахманом. В поздней­шей веданте были разработаны методы постижения экзистенци­ального смысла этого речения, т. е. освоения истинности его в собственном духовном опыте. При этом возникают и должны преодолеваться семантические парадоксы.

ТА`ТТВА (от основы указа­тельного местоимения "то" + суффикс абстракции) — род сущего, признаваемый в тойили иной онтологии (учении о бытии). Особенно употребителен термин в джайнской философии и в санкхье, где в канонической версии признаётся 25 таттв.

 

ТВА`ШТАР — древнее божест­во ведийского пантеона, при­надлежащее к старшему поко­лению (асурам). Не связан яв­но с к.-л. природным явлени­ем, но имеет прямое отноше­ние к культу огня и (особенно) сомы, изначальным храните­лем к-рого Тваштар является. По-ви­димому, Тваштар оттесняется Индрой с господствующей позиции в эпоху "Ригведы", в пантеоне к-рой он занимает подчинен­ное положение божественного мастера, создателя оружия для Индры (ваджры) и др. чудес­ных вещей (в этой функции в послеведийском пантеоне его сменяет Вишвакарман) — куб­ка для амриты, боевого топо­ра Брихаспати и т. п. Сыном Твштара именуется в Ведах трехгла­вый дракон Вишварупа, обез­главленный Индрой; в нек-рых версиях Тваштар создает Вритру ра­ди мести (см. Индра).

 

ТЕ`ДЖАС (пламень, жар) — благая тонкая психическая (но не непременно духовная!) энергия, разжигаемая в тонком теле (см. Лингашарира) и проявляющаяся блеском зри­мого облика, энергичностью и общим экзистенциальным ве­личием. Как правило, теджас есть результат упражнений йоги. Ча­сто приписывается риши в Махабхарате, героям, подвижни­кам и пр. См. Тапас.

 

ТИ`ЛАК / ТИ`КА — знак, нано­симый на тело, чаще всего на­лобный, свидетельствующий об определенном статусе индивида. Выполняется с помо­щью краски, лака, различных паст (в т. ч. сандаловой), пеп­лом от сожжения коровьего на­воза. Прежде по Т. можно было узнать принадлежность к се­кте, касте, семейное положение индивида. Теперь Т. преимуще­ственно сохраняется в сфере сугубо магико-ритуальной: ис­пользуется жрецами, аскетами; простыми верующими — во время праздников и особых об­рядов (напр., свадебного, ракша-бандхан и т. п.), а также повседневно — замужними же­нщинами (в виде красного пят­нышка на лбу между бровями; оно называется также бинду, потту и т. д.), для к-рых появле­ние на людях с Т. и окрашен­ным в красный цвет пробором в волосах считается обязатель­ным. Новацией является испо­льзование Т. в женском уборе (в т. ч. даже девичьем) как укра­шения — под цвет сари; такие Т. теперь иногда изготовляют­ся из бумаги, картона, мишуры и наклеиваются на лоб.

 

ТИЛОТТАМА – прекрасная дева, созданная по велению Брахмы Вишвакарманом.

 

ТИ`РТХА — термин, обозна­чающий объект паломничест­ва, святое место, обычно рас­положенное у реки или на морском берегу, где на мелко­водье удобно совершать ритуальные возлияния и омовения. Буквально тиртха означает "пере­права", "брод", но необходимо учитывать, что глагол "три", от к-рого образован термин, имеет, помимо значения "пере­правляться", еще и значение "спасаться" (в религ, смысле).

 

ТИ`ТХИ — лунные сутки, осн. временная единица для дати­ровок ритуалов, празднеств, паломничеств и др. релит, со­бытий. В лунном месяце соде­ржится прибл. 30 титх (4 фазы луны). Лунные сутки не совпадают с солнечными. Их нача­ло может приходиться на лю­бое время солнечных суток. Месяц (синодический) делился на две половины — светлую и темную (шукла-пакша и кришна-пакша), по 15 титх в каж­дой. Светлая половина начи­нается с новолуния, темная— с полнолуния. В Сев. Индии месяц начинается и заканчива­ется полнолунием, в нек-рых областях Юж. Индии — ново­лунием.

 

ТРЕ`ТА - Ю`ГА — в мифологии, хронологии 2-я из 4 юг. Она длится 3600 (3000 + 300 х 2 — "время сумерек") "боже­ственных лет" или 1 296 000 человеческих. Добродетель людей при этом уменьшается на 1/4 по сравнению с предыду­щим периодом (крита-юга): дхарма "стоит на трех ногах", люди начинают приносить же­ртвы и обращаться к богам для удовлетворения мирских желаний.

 

ТРИВА`РГА (три разряда) — 1) Три жизненных цели индуи-ста: дхарма, артха, кама: 2) Объединенное обозначение трех высших варн: брахманов, кшат­риев, вайшьев.

 

ТРИВИКРА`МА (Трижды ша­гнувший) — наименование Ви­шну в "Ригведе" согласно его деянию — трем космическим шагам, интерпретируемым, исходя из солярной природы образа Вишну, как три фазы солнца (восход, зенит, закат) либо же в космогонич. плане — как установление трех сфер мироздания (земля, атмосфе­ра, небо). Заслуживает внима­ния т. зр., по к-рой первый шаг Вишну соответствует нижнему миру (включая землю), второй— верхнему, а третий, наиб, существенный, представляет собой синтез первых двух и си­мволизирует целокупность вселенной. Этим определяется и мифологич. роль самого Вишну, скрепляющего, поддер­живающего и т. обр. охраня­ющего мир. Эпизод трех ша­гов Вишну трансформировал­ся в миф об одной из его аватар — Вамане.

 

ТРИЛО`КА (букв, три мира) — три сферы мироздания в индуистской космологии: небо, земля и пространство меж­ду ними, отражавшие предста­вления др. индийцев об упоря­доченном мире (в противоположность хаосу). Наиб. важ­ной считалась промежуточная сфера, соединявшая небо и зе­млю: с ней связывалась слож­ная символика центра. Космо­гонич. акт сводился к отде­лению неба от земли и к установлению посредника, их соединяющего. Каждая из трех сфер могла и далее де­литься на три. См. Лока.

 

ТРИМУ`РТИ ([имеющий] три образа) — божественная три­ада Брахма, Вишну и Шива, выполняющая в мифологии функции сотворения, сохра­нения и разрушения вселен­ной и мыслимая как единое целое. Воплощает в себе др. идею троичности и триедин­ства божеств, сил. Разл. сек­ты и учения толкуют тримурти по-разному, исходя из своих осн. постулатов. В иконог­рафии изображается в виде трех божеств или стоящих рядом, или словно выраста­ющих один из другого.

 

ТРИПУРА — Троеградье или тройная крепость, тройное ог­раждение. В брахманах встре­чаются упоминания о "трой­ном городе", к-рым боги ог­радили место жертвоприно­шения от козней асуров; в ри­туале этому мифологич. моти­ву соответствовал троекрат­ный обход места жертвопри­ношения участниками обряда с огнем в руках по кругу прадакшины. В индуистском мифе ("Махабхарата", пураны) трипура — три неприступных города, дарованных Брахмой асурам за их подвижничество: желез­ный — на земле, серебряный— в воздушном пространстве, золотой — на небесах. Разру­шить их мог бы только Шива, если бы ему удалось поразить их все вместе одной стрелой. Видя в этом гарантию своей безнаказанности, асуры развя­зали жестокую борьбу с бога­ми за власть над миром. Ре­шил дело в пользу богов толь­ко Шива, выступивший про­тив асуров на чудесной колес­нице с Брахмой в роли возни­чего. При уникальных астрономич. обстоятельствах все три города (до этого двигав­шиеся, по-видимому, как пла­неты — по разным орбитам) сблизились, оказавшись на од­ной линии; тут и поразил их Шива своей стрелой. В камен­ной и бронзовой скульптуре существует несколько вариан­тов иконографии Шивы-Трипурантаки (Разрушителя ртипуры)

 

ТРИТА – бог, отпускающий грехи богам и смертным, покровитель праведных.

 

ТРИШИРАС («Трёхголовый»), или Вишварупа («Принимающий все образы») дракон, убитый Тритой.

 

ТРИШУ`ЛА (трезубец) — эмб­лема и атрибут Шивы, означа­ющие в шиваизме его тройст­венную функцию бога, сотворяющего, сохраняющего и разрушающего вселенную. В ранних скульптурных изоб­ражениях, а также в нумизма­тике тришула ассоциируется не толь­ко с Шивой, но и с Вишну, а также является свящ. симво­лом шакти Шивы - Дурги. Бо­жеств. оружие богов служит объектом культового почита­ния: в его честь совершаются специальные ритуалы. Неред­ко трезубец помещается на ве­рхушках шиваитских святи­лищ. В разных школах и уче­ниях символика трезубца тол­куется по-разному. Так, согла­сно одной из йогических ингерпретаций три зубца связы­ваются с тремя тонкими каналами: ида, питала и сушумна,к-рые проходят вдоль позво­ночника от его основания до верхней чакры на макушке го­ловы.

 

ТУ`ЛАСИ / ТУ`ЛСИ — базилик священный (Ocium sanctum), кустарник, имеющий большое ритуальномагич. значение в вишнуитском культе. Специ­ально выращивается верую­щими в садах, дворах, горш­ках. туласи является символом Вишну и самостоятельным объектом поклонения. По ми­фу, туласи первоначально — зако­лдованная Вишну жена демона-асура Джаландхара; позже начинает считаться любимой женой самого бога. В кришнаитских легендах листок туласи вы­ступает выкупом за Кришну от имени Рукмини у риши Нарады. В ритуале туласи почитается преимущественно женщина­ми, особенно в месяце карттик (окт.—нояб.). См. Туласи-виваха. Из веток туласи вытачивают бусы (туласи-мала), свящ. ат­рибут вишнуитов и кришнаитов.

 

ТЬЯ`ГА (покидание, оставле­ние, отказ, самопожертвова­ние) — обозначение духовной практики, связанной с само­отречением, аскезой.

 

ТЬЯГАРА`ДЖА (царь тъяги) — 1) Эпитет Шивы в образе аскета, подвижника. Крупнейший храм Тьягараджа находится в Тируваруре (Тамилнад). 2) Вели­кий музыкант, принадлежав­ший к карнатакской традиции. Родился в Тируваруре (Тамил­над) в 1757. Был глубоко ду­ховным человеком, бхактом Рамы, выдающимся йогом. В Индии почитается как свя­той.

 

 

У

 

 

УДУМБАЛА – один из двух чудовищных псов, охраняющих вход в мир предков.

УДУМБА`РА — один из инд. видов фигового дерева, смо­ковницы (в европ. классифика­циях — Ficus glomerata или Ficus racemosa). Отличается плодоносностью; согласно "Айтарея-бахмане" плодоносит три раза в год. Уже с ведийского периода — одно из наиб. почитаемых свящ. де­ревьев. Особое значение удумбара имела в кшатрийской обрядно­сти; напр., в обряде царского посвящения использовались трон и чаша, изготовленные из удумбары, производились разл. мани­пуляции с ветвью удумбары, выступа­вшей как символ плодородия и изобилия. В брахманских ри­туалах также употреблялись разл. изготовленные из удумбары предметы: жертвенные ложки, чаши, мутовки, всевозможные амулеты и т. п.

 

У`МА (букв, свет, сияние, вели­чие) — богиня, впервые в др.-инд. лит-ре появляющаяся в "Кена-упанишаде" как Ума-Хаймавати -— "дочь Химавата" (т. е. бога Гималаев); здесь она выступает в связи с идеей царской власти (см. Шри) и ми­фология, ассоциируется с богом Индрой, В индуизме Ума — др. имя Парвати — юной богини, подвижничеством добившейся осуществления своего заветного желания и ставшей супругой Шивы.

 

УНА – меньшее, недостающее; подчинённое; также вторичное и материал.

 

УПАДАНА – материальная Причина; как кудель является причиной льняного полотна.

 

УПАДХИ – основа; колесница, носитель или переносчик чего-то, что менее материально, чем оно само; как человеческое тело является упадхи его духа и т.п.; форма (подобно форме для отливки); определяющая или ограничивающая субстанция.

 

УПАНА`ЯНА — посвящение в ученичество, инициация, один из осн. обрядов жизненного ци­кла (санскара). Название — от глагола "упани" (приводить), ибо отец приводил мальчика в дом учителя — гуру. Упанаяна рас­сматривалась как "второе рож­дение" и была доступна лишь для семей, принадлежавших к одной из трех высших варн, т. е. к "дваждырожденнъш", или ариям. Отдельные детали цере­монии указывают на символич. смерть, далекое путешествие и возрождение, на причаст­ность ведийскому культу и осо­бый характер тех отношений, к-рые устанавливаются с учите­лем. Основными элементами упанаяны являлись повязывание маль­чику "жертвенного шнура" (яджнопавита) через левое плечо, вручение ему страннического посоха, сделанного из дерева, пригодного для жертвоприно­шений (удумбара, палаша и др.), повторение мантры Гаятри (или Савитри). При этом нек-рые действия и формулы сходны со свадебным ритуалом. После упанаяны учитель нек-рое время должен был воздерживаться от супружеской жизни, как "забе­ременевший учеником". Упанаяна сове­ршалось обычно над мальчи­ком 8—12 лет. С упанаяны начиналась ашрама брахмачарина (жизнь в доме гуру, приобщение к ве­дийским обрядам и текстам, соблюдение особых обетов, со­бирание милостыни для учите­ля, поддержание свящ. огня и т. д.). Прохождение упанаяны и по­стоянное ношение "жертвенно­го шнура" являлись необходи­мыми условиями принадлежно­сти к "дваждырожденным", да­вая право участвовать в ведий­ских ритуалах. Не прошедшие своевременно упанаяну считались вратъями, "отпавшими от Савит­ри". Они могли быть приняты в среду ариев лишь после опре­деленных покаяний и соверше­ния упанаяны. Окончание ученичества знаменовалось церемонией самавартана.

 

УПАНИША`ДЫ — произведе­ния, составляющие завершаю­щий цикл канонич. свода Вед, сложившийся в осн. в VII—VI вв. до н. э.; объединяется с аранъяками названием Веданта. Слово "унанишад" означает "сокровенное учение" (букв, подсаживание [ученика к учите­лю]), доступное лишь избран­ным.

. Формально упанишады продолжают традицию Вед, но содержание их не ограничи­вается ритуальными, мифологич. и космогонич. темами предшествующей лит-ры. Не отрицая традиционные риту­альные толкования брахман и развивая их, они проповеду­ют новые идеи и учения, основывающиеся на положении о предпочтении' "внешнему" ритуалу "внутреннего", отвеча­ющего "должному почитанию" (упасана) божества. Внимание сосредоточивается на символи­ке обряда, и упанишады посвящены уже не столько толкованию правил ритуальных действий, сколько отвлеченным от него и более глубоким проблемам мирозда­ния и человеч. бытия. Центральными в учени­ях упанишад становятся разрабатывае­мые в них понятия Брахмана и Атмана. Первое эволюциони­рует от ранних текстов Вед, где оно означает "свящ. слово", до отвлеченного понятия "божест­венной сущности мироздания", первопричины бытия, в упанишадах при­обретая значение, близкое фи­лософскому понятию Абсолю­та. В "Брихадараньяке" Брах­ман определяется как высшая реальность, неописуемая в по­зитивных выражениях, единст­венное действительное, сущест­вующее за внешними явления­ми мира, в к-рых оно выража­ется. С ним сопоставляется в упанишадах Атман ("душа", в санскрите также возвратное местоимение, означающее "себя", собствен­ное существо в противопостав­лении внешнему миру); это — сокровенная сущность чело­века, к-рая остается, если от­влечься от всего внешнего, включая органы чувств. Она бессмертна и остается, когда после смерти тела чувства и мысль и органы их исчезают, растворяясь в стихиях. В основе учения упанишад — идея тождества Брахмана с Атманом; в "Чхан­догье" она выражена сжато в изречении мудреца Уддалаки Аруни: "ты еси то" (тат твам аси), т. е. все, что тебя окружа­ет, едино с тобою. С этим поло­жением тесно связано в упанишадах уче­ние о карме, к-рое составляет впоследствии самую характер­ную черту инд. религий. Карма (букв, деяние) — то, что остает­ся от человека после смерти и физического исчезновения.

В упанишадах развивается восходящее к "Ригведе" представление о двух путях после смерти. Зна­ние истины (постижение тожде­ства Брахмана и Атмана) ведет после смерти "путем богов" (дэваяна) в мир вечного блаже­нства (мир Брахмана, Брахмалока), откуда нет возврата. Ог­раничивающиеся предписанной обрядностью идут "путем предков" (питрияна) и после ряда превращений возвраща­ются в круговорот бытия (мир сансары), чтобы прожить но­вую жизнь, вновь умереть и вновь родиться, если остается необретенной высшая истина. Новое рождение на более высо­кой или более низкой ступени в иерархии мирского существо­вания (в нее кроме людей вклю­чаются и небожители и живо­тные) зависит от кармы — ито­га добрых и дурных деяний в предшествующей жизни.

 

УЧЧАЙХШРАВАС – конь Индры, возникший при пахтании Молочного океана.

 

УШАНАС – божественный мудрец, наставник асур.

 

У`ШАС — богиня утренней за­ри, самое значит, из женских божеств ведийского пантеона. На глубокую древность образа Ушас указывают индоевропей­ские параллели ее имени (греч. Эос, лат. Аврора, рус. утро и др.), В гимнах Ригведы Ушас воспевается как прекрасная дева, появляющаяся в небе на блистающей колеснице, запряженной багряными конями или коровами, рассеивающая тьму и пробуждающая живые существа; особенно прослав­ляется за неукоснительное сле­дование закону риты. Ушас тесно связана с др. божествами све­та — Сурьей, Ашвинами (ино­гда именуется их матерью), а также со своей сестрой Ратри (Ночью). Отмеряющая дни смертных, Ушас связана также с культом предков. В ритуале Ушас посвящалось новогоднее весеннее жертвоприношение сомы, знаменовавшее возвра­щение света после темного времени, посвященного пред­кам. В послеведийский период Ушас исчезает из пантеона, ее сме­няет мужское божество зари Аруна.

 

УШИНАРА – благочестивый царь, отдавший свою плоть ради спасения одного голубя.

 

 

Х

 

ХА`ВИС — приношение или возлияние на жертвенный огонь, жертвенная пища, обы­чно — молоко, топленое мас­ло, лепешки, зерна и т. п.; ино­гда под хавис подразумевается и сома.

 

ХА`МСА (Гусь) — 1) в Ведах — зооморфное божество плодо­родия, ассоциирующееся с Солнцем, в упанишадах иногда выступает как символ Атмана, позднее также знания, космичес­кого дыхания (прана), устре­мления духа верующего к Брах­ману. 2)Чакра в межбровье. Так, как гусь, в эпосе, птица умеющая разделять молоко и воду, Хамса - чакра различения добра и зла. Гусь — вахана Брахмы. См. Парамахамса.

 

ХАНУМА`Н — обезьяний царь, способный изменять об­лик по желанию; сын Ваю; приходится братом одному из героев "Махабхараты "— Бхимасене, согласно его "небесной" родословной. В "Рамаяне" это соратник Ра­мы в борьбе с демоном Раваной за возвращение похищен­ной тем супруги героя Ситы. Мудрость и чудесные подвиги Xанумана (его прыжок через океан, поджог столицы ракшасов Ланки и т. д.) — излюбленные темы инд. культуры.

ХА`РА (несущий, приносящий, захватчик, разрушитель)— эпитет Шивы. См. Харихара.

 

ХА`РИ (возможно, от "хри"— уносить, освобождать)— эпитет Вишну-Кришны. См. Харихара.

 

 

ХА`ТХА-ЙО`ГА (этимологи­чески "йога с натугой", а сим­волически "йога [гармониза­ции] Солнца и Луны [как то­ков праны и типов энергии]") — методы йоги, связанные с преобразованием праны в теле, очищением ее потоков. Принадлежат шиваитской традиции; предназначены для последующего совершенство­вания и интеграции духа в уже подготовленном и очищенном теле (в т. ч. тонком), т. е. счи­таются подготовительным этапом раджа-йоги. Методы Хатха-йоги включают в себя: диетич, предписания, процедуры физич. очищения органов дыха­ния, пищеварения, глаз, кожи и др.; техники запирания пото­ков праны (бандхи), многочисл. сложные асаны, пранаямы, мудры для пробуждения кундалини. Для успеха требует­ся интенсивная практика (по нескольку раз в сутки) в течение продолжительного времени. Происходящие попутно физиологич. изменения ставят науч­ную медицину в тупик, но впол­не засвидетельствованы. В совр. культуре Хатха-йога нередко профанируется и используется для достижения долголетия, здоровья, силы, что с традици­онной т. зр. само по себе без­различно. Такая мирская Хатха-йога может давать мирские резуль­таты, но считать ее духовной традицией уже нельзя. Гл. тек­сты по Хаха-йоге: "Гхеранда-самхита", "Шива-самхита", "Хатхайога-прадипика".

 

ХАЯГРИ`ВА (букв, с лошади­ной шеей) — один из дайтъев, противников богов, укравший Веды при гибели мира в конце одной из прошлых кальп. Что­бы отыскать их, Вишну принял аватару Рыбы (матсья) и одолел Xаягриву. В то же время иногда именем Xаягрива называется и одна из манифестаций само­го Вишну: в этом облике он сражался с дайтьями Мадху и Кайтабха, чтобы вернуть похищенную ими Веду.

 

ХЕТИ – прародитель ракшасов.

 

ХИРАНЬЯГА`РБХА — Золо­той зародыш; согласно ведий­ским текстам, рождается си­лой тепла в первозданных водах и из него происходит все­ленная (см. Веды); отождеств­ляется с богом-творцом Праджапати, позднее — с Брахмой (Брахма рождается в перво­зданном Золотом яйце). Xираньягапбха становится одним из имен бо­га-творца. См. также Брахманда.

 

ХЛАДА – отец царя асур Илвалы.

 

ХО`ЛИ — инд. новогодний праздник, справляемый в полнолуние месяца пхальгуна (февраль—март), но изначаль­но, по-видимому, связанный с весенним равноденствием. Древ­нейшая из известных индуист­ская интерпретация трактует холи в связи с мифом о сожжении Камы взглядом Шивы. На сев. Индии обряд нередко свя­зан с легендами о Кришне и его играх с гопи, но чаще всего — с мифом и именем демоницы Холики, противни­цы Вишну, к имени к-рой и восходит совр. название праздника; чучело ее сжигает­ся в праздничном костре.

 

ХО`МА — один из видов ве­дийского жертвоприношения богам, обряд возлияния очи­щенного масла на огонь.

Ч

 

 

ЧАЙТАНЬЯ - (рух, пневма, дуновение) божественные вибрации, жизненная сила.

 

ЧА`КРА — 1) Колесо, диск, символ солнца, силы и побе­ды. В гимнах Ригведы связано с временем и годом, в том же значении употребляется в про­тоиндийских текстах. Чакра ассоци­ируется также с космич. поряд­ком, гармонией и равновесием. 2) Боевой диск — атрибут Виш­ну и его оружие, воплощает и себе охранительную функцию божества. Его чакра имеет 6 спиц, реже — 8, отражая древнюю символику пространственно-временных отношений. Чакра явля­ется также одним из видов ору­жия Дурги. Ее призывают в ритуале богопочитания и ей по­клоняются как вместилищу бо­жественной силы. Чакра, как и др. оружие богов, иногда персони­фицируется. В этом случае она иконографич. изображается к виде богато украшенной муж­ской фигуры с большим живо­том и круглыми глазами. Пер­сонифицированная чакра чаще все­го соотносится с Вишну и име­нуется в этом случае Сударшана. 3) Знак чакравартина. 4)Невидимый энергетический центр. Челове­ческое тело, по индуистским воззрениям, содержит семь Чакр: муладхара, свадхиштхана, манипура (наби), анахата, вишуддха, аджна (агия) и сахасрара. Кундалини, дремлю­щая в крестце, чуть выше нижней чакры — муладхары, при соответствующей психотех­нической тренировке поднима­ется вверх и достигает верхней чакры. 5) В астрономии — соедине­ние накшатр и планет.

 

ЧАКРАВА`РТИН (букв, вра­щатель колеса) — термин, обо­значавший в индийской тради­ций, начиная с архаики, миро­вого правителя, царя-миродержца.

 

ЧАНДА`ЛА — 1) По древнеин­дийским источникам, члены низшей касты, происходящей от браков шудр с брахманками. 2) В наст. вр. — одно из употребительных, обобщаю­щих названий для неприкаса­емых. 3) Название одной из каст неприкасаемых в Бенгалии.

 

ЧА`НДИ (букв, гневливая) — один из эпитетов Дурги, грозной ипостаси супруги бога Шивы, к-рого иногда имену­ют Чандипати (супруг Ч.).

 

ЧА`НДРА (первонач. значение сияющий, сверкающий) — на­звание Луны и имя соответст­вующего персонифицирован­ного божества в индуистской мифологии, мужского рода. Др. его имя — Сома. В иконо­графии имеет антропоморф­ный облик, прекрасен лицом; ездовым животным Чандры являет­ся антилопа. В соответствии с разными легендами он счи­тается рожденным из Молоч­ного океана, называется также сыном Сурьи (Солнца) или сы­ном Атри, одного из прародителей человечества. Чандра (Сома) является вместилищем напит­ка бессмертия (сомы, или амриты). Иногда Чандра величается Повелителем планет. Чандра имеет важнейшее значение в форми­ровании индуистского календаря: лунный зодиак из 28 лунных "домов" и все фазы Луны учитываются практичес­ки и символически. В соответ­ствии с ними идет счет на лун­ные месяцы (их больше, чем в солнечном календаре), каж­дый из к-рых делится на свет­лую и темную половины, и ка­ждому дню лунного месяца приписывается определенный магич. смысл, к ним приурочиваются определенные праздники. Среди дней недели с Луной соотносится поне­дельник (название его, однако, связано с именем Сомы, а не Чандры). Родиться в день полнолу­ния считается счастливым предзнаменованием; это сулит богатство и процветание. По­недельник посвящается также Шиве, т. к. Луна (точнее: полу­месяц) является одним из ат­рибутов этого бога. Чандра не име­ет приверженности к опред. цвету, и в понедельник можно носить разноцветные и пест­рые одеяния. Луне посвящено растение паласа (Вutea fondosa).

 

ЧАРАКА - 20-й век до нашей эры – автор трудов по медицине живший во времена Вед. Он считается воплощением (аватарой) Змея Шеши, т.е. воплощением Мудрости. Чарака в совершенстве знал анатомию человека и внутренних органов. Разработал комплексную концепцию коровообращения, пищеварения, метаболизма и иммунитета. В области наследственных нарушений и заболеваний вплотную подошёл к современной европейской генетической теории. Для сравнения – Уильям Гарвей открыл теорию кровообращения в XVII веке.

 

ЧАТУРВА`РГА — четыре жизненных принципа, к-рые в со­вокупности называются четы­рьмя благами: дхарма (закон, нравственный долг) — исполнение семейных обязанностей, релит, обрядов и т. п., артха (суть, польза) — приобретение материальных благ, их испо­льзование, а также соблюдение предписанных норм пове­дения, кама (любовь, чувст­венное наслаждение) — чувст­венная, физическая любовь, мокша (освобождение) — из­бавление от уз бытия, дости­жение духовного совершенст­ва. Соблюдение четырех жиз­ненных принципов предписы­валось всем "дваждырожденным" (двиджа). См. Триварга.

 

ЧАТУРМА`СЬЯ — сезон года, состоящий из четырех меся­цев; календарная единица, принятая в древней Индии. Три чатурмасья делили год на зимний, весенний и дождливый сезоны. Границы сезонов отмечались особыми праздниками: между зимой и весной поклонялись всем богам сразу; с приходом периода дождей почитали Варуну; начало зимы отмечалось как праздник урожая.

 

ЧАТУРМУ`КХА (Четырехликий) — эпитет Брахмы, отра­жающий особенность его ико­нографии. Четыре лика или головы Брахмы символизиру­ют четыре стороны света и че­тыре Веды. Четырехликим иногда изображают Вишну, Ананту, нек-рых др. мифологич. персонажей.

 

ЧИТРАСЕНА – гандхарв. Обучал Арджуну, сына Панду, игре на лютне.

 

ЧИТРАШИНКАРДИН – созвездие Б. Медведицы, обиталище семи Риши. Буквально: «ярко увенчанное».

 

ЧИТТА — в йога-даршане то же, что буддхи в санкхъе — ма­териальный (продукт пракрити) орган индивидуального духа (Пуруши), активность к-рого выражается в порожде­нии содержаний, верных или нет, связанных с настоящим моментом или нет. Цель йоги— прекратить активность читты. В веданте читта — внутренний, т. е. психический, орган инди­видуального сознания в аспек­те припоминания или сосредо­точения. В буддизме — созна­ние.

 

ЧХАЯ – «тень». Имя существа, произведённого Сандхья, женой Сурьи, из себя самой. Не в силах выносить пыл своего мужа, Сандхья оставила вместо себя, как его жену, Чхая, а сама удалилась, чтобы предаться воздержанию.

 

ЧЬЯВАНА – сын Бхригу, великий мудрец, которому Ашвины вернули молодость.

 

 

Ш

 

ШАБАЛА – корова Васиштхи, исполнительница желаний.

 

ША`БДА — 1) Звук вообще, т. е. объект органа слуха. 2) Членораздельный звук челове­ческой речи. Так, в слове "кот" шабда есть последователь­ность, "к" — "о" — "т". В лю­бом случае шабда есть кач-во первостихии акаши.


ШАЙЛАПУТРИ, Шайласута, Шайлавасини– «Дочь гор», первая из девяти Дург и одна из 22-х Махавидий. Тождественна Виндхьявасини, Виндхьешвари.

 

ШАКИ – древнеиндийское название иранского племени скифов.

 

ША`КТИ — божественная сила или энергия, женская манифе­стация божества, гл. обр. в шиваитской мифологии. Шива, бог-абсолют, постигается через его энергетич. проявление, во­площенное в универсальном женском начале. Он пассивен и трансцендентен, а Шакти — его имманентная активная ипостась. Шакти может принимать разл. формы — от локальных божеств (семейных, родовых, племенных и т. п.) до великой богини-матери, воплощенной в образах супруги Шивы (Дурги.Кали, Умы, Парвати). Ико­нографически богиня изобража­ется в двух гл. аспектах: благо­стном, в виде молодой красивой женщины, и гневном, в виде многорукой вооруженной демоницы с оскаленными клыками, красным языком и ожерельем из черепов. Символ единения бога со своей Шакти — Ардханари.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных