ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МАНИПУРА (НАБИ) ЧАКРА 8 страница
МО`КША (избавление, освобождение) — предельная, окончат, цель стремлений иддивидуума, мыслимая как избавление от всякой изменчивости, от перерождений, страданий и превратного бытия в сансаре.
МО`ХИНИ — прекрасная обольстительная женщина, героиня нескольких мифов, легенд и преданий. Согласно одному из них, Вишну принял облик Мохини, когда во время пахтания океана появился напиток бессмертия, и унес его. По другой версии, изложенной в "Махабхарате", асуры были так пленены красотой и очарованием Мохини, что сами отдали ей амриту.
МРИГАШИРША – созвездие из трёх звёзд, частично соответствующее Ориону.
МРИ`ТЬЮ (Смерть) — олицетворение смерти, иногда отождествляется с Ямой, иногда выступает как самостоятельное божество, подчиненное Яме. МУ`ДРА (печать, знак) — 1) Определенная позиция пальцев руки или обеих рук, имеющая магич. смысл, во время ритуалов (в первую очередь тантристских). 2) Составленные из пальцев фигура, жест, имеющие символич. и эстетич. значение в классических школах индийского танца.
МУЗЫКА В ИНДУИЗМЕ. Музыкальный звук в Индии издревле был связан с представлениями, придающими ему характер силы, творящей и поддерживающей мир. Музыка понималась как проявление божественного начала, и через нее становилось возможным достижение осн. целей жизни, открывался путь к единению индивидуальной души с Брахманом. В древних трактатах философско-мистич. толкование природы музыкальных звуков подразумевало слияние физич. и духовного, воспроизведение посредством определенных гортанных колебаний осознанной высотно-смысловой вибрации,— не просто звука, но нада-Брахма, т. е. звука, наделенного духом Брахмы, музыкального зародыша всего сущего. Позже музыкальный звук, тон, голос обозначались термином "свара" (от "свар"— небо, свет), сохранявшим связь с глубокими религиозно-философскими идеями. Не случайно традиция понимает его как соединение корней "свар" и "ра" (давать, дарить), что определяет его значение "небесного дара". Подобным же образом интерпретируется и термин "тала", где первый слог "та" исходит от "тандава" (неистового кос-мич. танца Шивы) и "ла" — от "ласья" (его женской противоположности — пленительного танца богини Парвати). Священный "утверждающий" слог "Ом", протяжно произносимый главным жрецом (брахманом) в начале, в течение и в заключение рецитации ведич. гимнов, явился символическим ключевым элементом на пути развития индийской музыки. Он стал как бы прообразом "постоянно звучащего" осн. определяющего тона (своеобразного звукового "эпицентра" лада), уровень взаимосвязи и притяженности к к-рому других тонов, сопоставимость специфичности и звуковысотной окраски и т. д. определили суть монодической (одноголосной) природы индийской музыки. В ходе ее развития формировался особый (отличный от западной многоголосной гармонич. системы) тип музыкального мышления и мироощущения, основанный на интонационной образности и эмоционально-звуковой зависимости, что во многом определялось религ, концепциями. Музыкальному звуку, как "божественному дару", предписывалась, способность сильного воздействия как возвышающего, созидательного характера, так и разрушительного. В этом смысле отмечалось проявление постоянной взаимосвязи между природой, музыкой и человеком на самых разных уровнях. Напр., соответствие семицветия радуги семитоновому звукоряду (с присущей обоим богатой палитрой красочно-звуковых переходных оттенков) и чувственному восприятию человеком цветовой гаммы звуков и звуковой окраски цвета. Далее, соответствие времен года, как и внутрисуточной цикличности, определенным звукам, интонациям и эмоциональным состояниям человека. Так, особенная обостренность чувств ощутима в переходные часы суток — от дня к ночи, из ночи в день; и это сумеречное время — "сандхи", отмеченное слиянием фаз сознательного и подсознательного восприятия, отводилось для медитации и молитв ("сандхья-вандана"), в интонациях к-рых доминировали неустойчивые пониженные или повышенные звуки, находящие "успокоение" в устойчивом тоне. Выявление и канонизирование соответствующей интонационно-временной зависимости, проявившееся в известной мере еще в древних обрядах "чатурмасъя" порождало и известные запреты, в части, в отношении особо выделяемых молитвенных песнопений, исполнение к-рых в неурочный час могло обернуться "разрушительной силой". Наиб, древним высокоразвитым религ. жанром, родившимся в Сев. Индии, является стотра (или стути). Этот жанр хвалебных песен, обращенных к богам, ведет начало от ведич. гимнов (ведик-мантра или ведик-рича). Основу ведич. музыки составляла самагана, песнопение, развившееся на основе гимнов "Ригведы", преобразовавшихся в саманы, составившие "Самаведу". Звуковой арсенал самаганы, преодолев длительный путь развития, возрос от трехвысотного звукового уровня до семиступенного. Параллельно идущий процесс выявления закономерностей на основе эмоционально-звуковой зависимости (теория расы) привел к образованию множества звукорядов с характерными или доминирующими в них звуками и интонациями. Все эти преобразования находили непосредственное выражение в стотре, постепенно усложняющей свою композиционную структуру и мелодия, язык (вплоть до употребления сформировавшейся позже раги), но по-прежнему сохраняющей издревле присущий ей стиль и характер строго гимнического песнопения. Живя активной жизнью почти до XV в. (когда она стала оттесняться на второй план другими, более сложными жанрами), стотра явилась той "живой нитью", к-рая протянулась от "Самаведы" — гл. музыкального материала ведич. эпохи, к рагсангит — ныне процветающей классич. индийской музыке. Народное песнетворчество, всегда сосуществующее с высокопрофессиональным искусством (постоянное взаимовлияние к-рых неоспоримо), также порождало свои формы и стили, многие из к-рых пережили века и тысячелетия. Это и простые киртигана — песни во славу Кришны, известные еще современ "Бхагавадгиты ", и более сложные народно-профессиональные кришна-киртана, панчали, сопана-сангитам, вирашайва-вачана, а также более поздние — бходжан, абханг, дэвара-нама, бауль, киртан и др. Это многообразие религиозных жанров отражало очевидную потребность верующих людей художеств. средствами выражать свою устремленность к высшим силам, безграничную любовь к богу. Эти песнопения исполнялись либо одиночными певцами, либо группой. Особенной демократичностью и широкой распространенностью отличался бхаджан, т. к. его можно было посвящать любому божеству, исполнять в любом месте (как в храме, так и дома) и при самых разных обстоятельствах (по случаю больших релит, празднеств, семейных торжеств, в небольшом кругу верующих или наедине). Сохранились самые различные типы бхаджанов, от простейших по мелодике и содержанию нама-бхаджанов (где практич. нет текста, а произносится лишь имя бога с восклицаниями "хари", "джай" и др.), до высоких музыкально-поэтич. образцов, созданных Тулсидасом, Сурдасом, Кабиром и др. И в наши дни бхаджан равно популярен как в кач-ве молитвенного песнопения, так и песенного жанра классич. музыки, исполняющегося выдающимися певцами современности. Поэтическую основу бенгальского киртана составляли истории любви пастушки Радхи и Кришны. Рождение киртана как самостоятельного народно профессионального жанра относится к XV в. и связывается с именем Чайтаньи. Опираясь на народные молитвенные песнопения, рожденные под влиянием раннего бхакти, нек-рые классич. песенные жанры (вершиной к-рых явилась "Гитаговинда" Джаядэвы), Чайтанья, используя те же образы Кришны и Радхи, объединил постулат преданности человека богу с идеей возможности единения с ним для людей независимо от их кастовых и религ, различий. Притягательная сила киртана вдохновляла последователей Чайтаньи на творчество в этом жанре; кроме того, ощутимое влияние оказывал на него и расцветший к тому времени классич. дхрупад. В результате, на кон. XVI в. приходится очередной взлет киртана, получившего наименование лила- или раса-киртан. Именно это направление, основанное на передаче разл. эмоциональных состояний (до 64), стало преобладающим на протяжении последующих веков и обеспечило жанру необычайную жизнестойкость и дальнейшее развитие. Практич. в тот же период времени на юге Индии происходит становление и развитие глубоко ре-лиг, жанра классич. музыки — крити. Полагают, что основы его (в виде трехчастной музыкальной формы и поэтики религ.-философского содержания) были заложены еще в XV в. прославленным Т. Аннамачарьей, к-рым было создано около 14 тыс. крити (на языке телугу), посвященных в основном Венкатешваре, к-рому он поклонялся. К XVIII в. относится расцвет этого жанра благодаря творчеству талантливых сочинителей и исполнителей Ш. Шастри, Тъягараджи и М. Дикшитара. Их музыкально-поэтич. творения, проникнутые пафосом "йогического прозрения", доходили до сердец даже тех, кто не знал телугу. Особенной мелодич. проникновенностью отличались сочинения Тьягараджи (нашедшие распространение практич. по всей Индии), слагавшего кроме крити еще и песнопения для религ. празднеств, песни во славу имени бога и даже мистич. музыкальные драмы. Как предшественники этой "троицы" (особенно в лице Пурандарадасы, считающегося отцом традиции "карнатак"), так и их современники и последователи (знаменитый Свати Тирунал или известный музыкант и поэт-мистик Кшетраджня и др.) творили в духе и традициях предшествующей многовековой индийской культуры, где возвышенный религ, экстаз и творч. вдохновение сливались воедино. Высокая духовность, религ. экстатичность южноиндийской музыки, называемой "карна-такской", сыграли существ, роль в ее дальнейшем развитии как самостоят, традиции, отделившейся от северной (названной впоследствии "хиндустани") в результате вторжения мусульманства. Что касается музыки хиндустани, то она переживала процесс весьма сложного своеобр. синтеза индийских и мусульманских музыкальных традиций. Суть его состояла не в революционной замене старого новым, так же, как и не в равномерном сплаве двух равноценных величин, а в чрезвычайно тонком восприятии, переосмыслении и своеобр. творческом преломлении определенных черт иноземной культуры на основе глубоких исконных традиций. Более того, активному процессу собственно синтеза предшествовал значительный по длительности и по сути период (прибл. XIV—XVII вв.), в к-ром в кач-ве основного лейтмотива выделяется ориентация на сохранение традиционной индийской музыки. Интегрирующие же тенденции в музыкальном материале долгое время носили огра-нич. характер и наиб, ощутимо начали проявляться только на этапе распада Могольской империи (т. е. в течение уже XVIII в.). Отмеченный феномен убедительно ярко проявился в одном из высочайших жанров классич. индийского музыкального наследия—дхрупаде. Как оригинальный вокально-поэтич. жанр, он формировался на основе древней традиции песнопений и развивал индуистские традиции бхакти. Заявив о себе уже в кон. XIII в., дхрупад не мог беспрепятственно развиваться, поскольку подвергался активному гонению со стороны мусульманских правителей, подавлявших любое инакомыслие. Однако с течением времени благодаря исполнительству музыкантов-профессионалов, в осн. саннъяси, поддержке в народной среде и покровительству отдельных независимых раджей, происходит становление этого жанра и закрепление тех структурных принципов, к-рые сохранились и до наст. вр. Расцвет дхрупада приходится на XVI в. и совпадает с годами правления Акбара (1542—1605), поощрявшего исполнение классич. индийской музыки. Именно при его дворе творил великий дхрупадия Тансен, ученик прославленного отшельника-йога Свами Харидаса. Дхрупад как бы сфокусировал в себе и развил все лучшие традиции прошлого. В его структуре в удивительном балансе сосуществуют "закрытые" (нибаддха) и "открытые" (анибаддха), т. е. импровизационные, формы, строгая последовательность чередования к-рых ассоциируется с мистич. толкованием преобразовательных процессов вселенной. Свойственные исполнительскому стилю дхрупада внутренняя сосредоточенность, углубленность, одухотворенная возвышенность как нельзя лучше сочетаются с кругом разрабатываемых в нем тем, имеющих, в силу вековых традиций, ярко выраженный религ. характер. Воспеваются индуистские боги и явления природы, воспринимаемые как божеств, проявления; воспроизводятся мифоло-гич. сюжеты; прославляются достойные земные властители и герои. В развившемся параллельно с дхрупадом и родственном ему хори-дхамаре, отличающемся большей подвижностью и легкостью, фигурируют только образы Радхи и Кришны и связанные с ними сюжеты о весеннем празднике Холи. Дхрупад, как и дхамар, создается на основе одной (избранной по желанию исполнителя) раги. Собственно, с появлением "развернутой" формы дхрупада вся сложная и тонкая ладо-интонационная сфера раги обрела, наконец, благодатную почву для своего раскрытия и выражения. В значит, разработанности (к XIII в.) индийской системы раги, развивающейся по своим внутренним законам и не меняющей своей сути ни при каких привходящих обстоятельствах, заключалась еще одна из важных причин того, что музыка Индии периода мусульманского господства не потеряла своего глубоко национального характера.
МУКТИ – освободжение от чувственной жизни; тот, кто достиг блаженства или освободился; готовый достичь состояния Мокша, свободы от плоти и материи, или жизни на этой земле.
МУЛАДХАРА ЧАКРА Число лепестков Четыре Божества Шри Ганеша (центр и левая), Шри Нирмал Ганеша (левая), Шри Картикея (правая) Местонахождение Ниже основания позвоночника, в промежности Проекции на теле Основания ладоней, пятки, затылок Символ Свастика Элемент Земля Цвет Коралловый красный День Вторник Планета Марс Камень Коралл Растение Гибиск Плод Кокосовый орех, гранат Физические аспекты Функции и органы выделения, органы воспроизведения, предстательная железа, тазовое сплетение, тазобедренные суставы, плечевые суставы Качества Невинность, мудрость, вечное детство, чистота, святость (благоприятность), преданность Божественному принципу, интуиция, память, чувство направления, доблесть, знание, способность к учебе; начало левого канала. Враг Духа Похоть Причины блокировок Чрезмерное увлечение сексом, разврат, половые извращения, беспорядочные половые связи, мысли о сексе и сексуальные фантазии, порнография, тан тризм, оккультная практика (левая); попытка подъема Кундалини не имеющим на то права человеком, чрезмерная активность симпатетики, грех против Матери, Ее святости, Ее невинноcти и чистоты (центр); чрезмерное половое воздержание и пуританизм (правая) Проблемы Понос (левая сторона), запор (правая сторона), импотенция
Первый центр называется Муладхара чакра. Мула означает «корень», Материнскую Энергию внутри нас, а дхара означает «поддержку». Таким образом, Муладхара чакра обеспечивает поддержку и защиту корней, Кундалини и всей нашей тонкой системы. Она имеет четыре лепестка (суб-сплетения), помещается ниже треугольной косточки и отвечает на физическом уровне за проявления тазового сплетения (рelvic plexus), которое следит за всеми нашими выделениями, включая половую деятельность. Когда Кундалини поднимается, тогда эта чакра становится пассивной в отношении функций выделения, но активной в поддержке подъема Кундалнни. В то время как Кундалини должна подняться и пройти через шесть центров, первый центр, Муладхара, защищает чистоту целомудрия Кундалини в момент Ее пробуждения. Центр Муладхара существует для нашей невинности, и нужно знать, что невинность никогда не может быть разрушена. Она является неразрушимой, хотя и может быть покрыта множеством туч вследствие извращенного сексуального поведения людей. Думая или связывая все с сексом, мы становимся ориентированными на секс, низведенными до уровня секса, и наше поведение не является более человеческим, но становится даже хуже, чем у животных — флирт, проституция, гомосексуализм, лесбиянство, растление детей, кровосмесительство и т.п. Несмотря на капризный отказ от природных законов, невинность, энергия Муладхары, остается, хотя и в спящем или болезненном состоянии, которое может быть излечено и нормализовано посредством пробуждения Кундалини. Невинность является силой, которая действительно поддерживает Кундалини, когда Она поднимается и восстанавливает все тонкие центры. При пробуждении Кундалини этот центр прекращает все другие свои функции (физические функции, за которые отвечает тазовое сплетение, функции выделения). Таким образом, в это время искатель становится невинным, как ребенок.
МУНДЖАВАТ – гора в Гималаях, на которой совершал подвижничество Шива.
МУ`НИ (святой мудрец) — определение, к-рое часто применяется к создателям сутр. В отличие от многочисл. синонимов, слово несет коннотацию "тот, кто даром, впустую не проронит ни звука"; "тот, чье каждое слово веско и глубоко".
МУ`РТИ (букв, фигура, облик, воплощение) — в обрядовом контексте индуизма, прежде всего изображение божества (обычно скульптурное), в к-рое, как считают, божество вселяется после совершения над ним определенных ритуальных действий. Тогда уже с мурти обращаются как с воплощенным богом и отправляют обряд его почитания.
МУРТИМАТ – что-то, присущее чему-то или воплощённое в нём, и неотделимое от него; как влажность воды, качество, всегда ей присущее и неотъемлемое. Употребляется с некоторыми атрибутами Брахмы и других богов.
МУСУЛЬМАНИН – от слова «муслим» - «отдавший себя богу»
Н
НАБХИ – отец Бхараты, который дал своё имя Бхарата Варша – Земле Бхараты или Индии.
НАВАГРА`ХА (букв, девять планет) — устойчивый комплекс небесных объектов, включающий Солнце, Луну, 5 реальных планет: Юпитер, Марс, Сатурн, Венеру и Меркурий, а также 2 мифические — Раху и Кету. Наваграха имеет важное значение в индийской науке джъотиша. Сочетание наваграха с накшатрами (зодиакальными созвездиями) является осн. предметом наблюдения астрологов и основанием для их прогнозов. Групповое скульптурное изображение 9 планет — обязательный атрибут индуистского храма. НАВАРА`ТНА (букв. девять сокровищ) —- набор драгоценных камней, включающий жемчуг, изумруд, рубин, алмаз, коралл, сапфир, топаз, ляпис-лазурь и кошачий глаз. Наваратна также — ожерелье из 9 драгоц. камней. И то и другое — особые магич. средства. НАВАРА`ТРИ/НАВАРА`ТРА (букв, девять ночей), иначе Дурготсава (праздник Дурги) — один из крупнейших праздников индуистов, прежде всего шиваитов. Отмечается дважды в год: в светлую половину весеннего месяца чайтра (апрель—май) и осеннего месяца ашвина (сентябрь—октябрь)— к последнему приурочиваются наиболее пышные празднества. Наваратри ашвина можно рассматривать и как предварительную часть праздника дасера, или дасаин, который называется также виджаядасами (победный десятый день), празднуется на десятый день светлой половины ашвина и посвящен победе Рамы над Раваной; существуют легенды о том, что сам Рама и основал празднование осеннего наваратри. Посвящен наваратри преимущественно Дурге, называемой разными именами (Дурга, Кали, Чанди, Чандика, Махишасурамардини и др.). С наваратри увязывается легенда о победе Дурги над демоном Махишей. Нередко первые три дня наваратри посвящают Лакшми, следующие три — самой Дурге (Шакти), а последние — Сарасвати. В дни наваратри проходят большие храмовые праздники.
НА`ГА (жен. р. — нагини) — змея; мифич. существо, получеловек-полузмея, божество низшего разряда, к-рое может быть и милостивым, и грозным по отношению к человеку; наги - противники и богов, и демонов. Наги — осн. объект почитания в культе змей.
НАГАЛО`КА (мир змей) — один из подземных миров. где обитают мифич. существа нага; ад, преисподняя.
НАДИ – энергитические каналы в теле человека, прводники праны.
НАЙВЕ`ДЬЯ — ритуальное подношение пищи богам, один из 16 обязат. элементов богослужения (пуджи). Подношение, обычно включает 5 типов пищи — для проглатывания, разжевывания, слизывания, сосания и питья. Найведья предварительно показывается божеств. изваянию, затем устанавливается по правую руку божества и совершающий богослужение поочередно подносит ко рту изваяния то или иное кушанье. Найведья, предлагаемую Вишну, обычно съедают те, кто ее предлагает; найведья других богов отдается брахманам; найведья Шивы, как правило, выбрасывается. По особым — сезонным — календарным датам или в связи с семейными событиями богов угощают маханайведьей — праздничной едой. У некрых богов есть личные пристрастия в отношении тех или иных видов кушаний.
НАКША`ТРА (букв, звезда, планета, созвездие) — в индийской науке джъотиша "дом", или знак зодиака. В солнечном календаре насчитывается 12 накшатр: Меша, Вришабха, Митхуна, Кирк, Синха, Канья, Тула, Вришика, Дхану, Макара, Кумбха, Мина (т. е. от Овна до Рыб соответственно), а в лунном — 27 или 28. НА`МА - КИ`РТАНА — песнопение, в к-ром восхваляются имена бога. См. Киртана. НАМАСКАР -жест, когда вы складываете друг с другом ладони у груди, возле области сердца, сопровождающий устное приветствие - «намасте».
НАМАСТЕ – устное индийское приветствие.
НА`МАСМА`РАНА — рецитация имени бога в традиции индуизма. Божье имя считается наделенным не меньшим могуществом, чем его обладатель, и соотносится с Брахманом — мировой душой, к слиянию с к-рой стремится индивидуальная душа — Атман. Рецитация имени непосредственно связана с медитацией и может быть выраженной или мысленной.
НАМАХ — на языке пали — Намо. У буддистов это первое слово ежедневно произносимой формулы, означающее «Я смиренно верю, или обожаю, или преклоняюсь» Господу; как: «Намо тассо Бхагавато Арахато» и т.п., адресованное Господу Будде. «Мастерами Намаха» называют священнослужителей, как буддистских, так и таоистских, поскольку это слово используется и в священнослужении, и в молитвах, в призывах к Триратне и, с небольшим изменением, в оккультных заклинаниях, обращенных к Боддхисаттвам и Нирманакайям.
НАНА`К, гуру (15 апр. 1469 — 7 сент. 1539) — основатель сикхизма, первый сикхский гуру. Нанак был по происхождению индуистом кхатрийской касты беди (Кхатрии –влиятельная торговая каста в сикхской общине претендующая на кшатрийское происхождение). Нанак создал свое учение на основе идей бхактов и суфизма, с к-рым был знаком через бхактов и натхов в том виде, в каком он бытовал в Пенджабе. Нанак провозгласил равенство всех людей независимо от религии, касты, пола, как созданий единого бога, как бы его ни именовали в разных религиях. Нанак отрицал аскетическое служение богу, проповедуя благочестивую мирскую жизнь. При Нанаке в Картарпуре сложилась община его учеников — сикхов. Сочинения Нанака и его живая мысль дошли до нашего времени в книге "Ади Грантх", свящ. для сикхов, где представлено 976 его гимнов. Учение Нанака было дополнено и развито его преемниками. Но неоспорим тот факт, что идея всеобщего равенства людей, строгий монотеизм, настрой на благочестивую деятельную жизнь и взаимопомощь в об-ве единомышленников, отрицание идолопоклонничества были провозглашены в сикхизме именно Нанаком. Учение Нанака нашло горячий отклик в сердцах и душах индийцев, воспитанных в жесткой, часто бесчеловечной иерархичности кастовой системы, с одной стороны, и противопоставления индуистов и мусульман — с другой. Сикхская община существует уже полтысячелетия
НА`НДА — предводитель племени пастухов в Гокуле, приемный отец Кришны и Баларамы.
НА`НДИ — священный бык, вахана и один из символов Шивы; выступает также как индивидуальный объект почитания в индуизме, как воплощение сексуальной мощи, идеи плодородия и чадородия. В шиваитских храмах скульптурное изображение нанди ставится перед входом, головой к алтарю. В этом случае бык воплощает преданного адепта бога, бхакта.
НА`РАДА -— божественный мудрец, риши. Он считается сыном Брахмы, хотя существуют иные версии его происхождения (порождение Ману, аватара Вишну и т. д.). Нарада— посланец и советчик богов, хотя его советы и сообщения нередко приводят к негативным последствиям (именно он, напр., предупредил Кансу о рождении Кришны, и тот стал уничтожать детей Васудэвы), размолвкам и ссорам. В "Махабхарате" Нарада выступает как учитель дхармы. Он — любимый сын Сарасвати и, как и она, связан с искусством — хорошо играет на вине, с к-рой, как правило, и изображается.
НА`РАКА — 1) Ад или совокупность адов в индуистской мифологии. Они находятся под подземным миром, ниже столицы царства бога смерти Ямы. В разных версиях мифов называется 6, 7, 21, 28 или 50 кругов ада, расположенных друг под другом. Каждый круг имеет свое название, несколько подразделений и "специализацию" по типам грешников: первый предназначен для бездетных, следующий — для ожидающих очередного воплощения и т. д. Чем глубже круг ада, тем тяжелее и страшнее наказания. В последнем, погруженном в вечную тьму, горят и не могут сгореть в пылающей яме преступники, а демоны усугубляют их муки, раздирая их на части, варя в раскаленном масле, бросая на острые колья и т. п. Чувства пребывающих в аду предельно обострены, и потому мученья их особенно невыносимы. Обитатели верхних кругов, отбыв положенный срок, вновь попадают в круг бытия — сансару; обитатели же нижних обречены на муки до конца кальпы. 2) Имя демона, сына Вишну и богини земли Бхуми. НАРАСИ`МХА — Человек-лев, полуантропоморфная аватара Вишну, отражающая демоноборческие мотивы его образа: появившись из колонны, Вишну карает смертью отца своего почитателя Прахлады — демона Хираньякашипу, не уверовавшего в вездесущность бога.
НАРА`ЯНА — возможно, аборигенное по происхождению божество, в ведизме отождествляемое с богом-творцом, Брахмой-Праджапати. Владыка аскетов и учитель йоги, издревле именуется Бхагаваном — "Владыкой", "Подателем благ". Связь Нараяны с водной стихией отражена в космогонич. мифе "Махабхараты": Перед творением он пребывает в мировых водах (отсюда одна из интерпретаций его имени как "Тот, чье обиталище — воды"), погруженный в сон, пока все живое гибнет во вселенской катастрофе. В эпосе Нараяна отождествляется с Кришной как Все-богом и одновременно с Вишну как верховным божеством. То же имя в "Махабхарате" носит древний мудрец, к-рый в паре с другим риши — Нарой прославлен демоноборчеством; в новом рождении Нараяна является как Васудэва-Кришна, тогда как Нара — как эпический герой Арджуна.
НА`РМАДА (Рева) — свящ. Река, а также имя богини, ее персонифицирующей. С ней связано не так много легенд, как, напр., с Гангой. Согласно одной из известных легенд, бог Сурья некогда благословил ее, повелел течь на запад и называться Нармада. Быстрое течение реки обкатывает гальку, придавая ей форму линги, что усиливает репутацию реки как священной. Добродетельной акцией почитается паломничество от устья Нармады до ее истоков по одному берегу и возвращение обратно по другому (в общей сложности это занимает около двух лет). Считается, что одно лишь созерцание вод Нармады избавляет от всех прегрешений. Индуисты верят, что в каждой белой гальке, найденной на берегу Нармады, обитает Шива, и почитают его специальными ритуалами. НА`СИК (Нашик) — один из священных для индуистов городов. Расположен в верховьях р. Годавари в сев. Махараштре. Один из 4 городов (наряду с Праягом, Хардваром и Удджаини), в котором проводится праздник Кумбхамела. Существует предание, согласно к-рому после пахтания Молочного океана боги и асуры устроили бой за обладание напитком бессмертия (амрита) и другими драгоценностями, добытыми со дна океана. Сосудом с амритой сначала овладели асуры, но затем Джаянта, сын бога Индры, превратившись в огромную птицу, схватил сосуд и полетел на небо. Полет длился 12 дней богов, т. е. 12 человеч. лет. За это время уставший Джаянта 4 раза останавливался отдохнуть, ставил на землю сосуд и нечаянно проливал в каждом месте по капле амриты. В этих местах теперь и находятся города Насик, Праяг, Хардвар и Удджаини. Раз в 12 лет в каждом из них происходит Кумбхамела. Причем порядок проведения этих празднеств таков, что они следуют порядку остановок Джаянты, и раз в три года можно застать Кумбхамелу в одном из упомянутых городов. Паломников привлекают прежде всего гхаты священной реки Годавари и пещера, известная как Пещера Ситы. По преданию, в районе Насика находился в изгнании Рама со своей женой Ситой и братом. Здесь Ситу похитил могущественный правитель ракшасов Равана. Здесь же Лакшмана отрубил нос ракшаси Шурпанакхе (отсюда название места, происходящее от слова "нос"). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|