ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Размен с последующим выигрышем темпа.Предыдущая игра при всей ее краткости содержит в себе маневр, слагающийся из двух отдельных моментов. Для чего, например, было сыграно 2. ed? №4 Ход белых. Они разменивают пешку, чтобы завлечь фигуру противника на "скомпрометированное" поле Ответ гласит: для того, чтобы завлечь неприятельскую фигуру на подверженное атакам ("скомпрометированное") поле. Это – первая часть маневра. Вторая часть (3. NсЗ) заключалась в использовании скомпрометированного положения этой фигуры. Разобранный двухходовый маневр для начинающего очень поучителен. Рассмотрим еще примеры. 1. d4 d5 2. c4 Nf6 3. cd! Здесь возникают два варианта (две возможности): если 3...Qxd5, то 4. Nс3; если же 3...Nxd5, то 4. е4. В обоих случаях белые делают на 4-м ходу полноценный, развивающий ход, на который черные отвечают "бегом на месте". У начинающего может возникнуть мысль: для чего же в таком случае черные берут пешку? (Нам даже приходилось наблюдать, как иные пронырливые "дельцы" обнаруживали в шахматах совершенно несвойственное им благородство мысли и поступков – они "отдавали", ничего не беря взамен.) Опытный шахматист знает, что при нормальных условиях он вынужден отобрать свою пешку, иначе будет нарушено материальное равновесие. При наличии такой вынужденности ясно, что обратное взятие заставляет противника потерять ход (темп); он в этот момент ничего не делает для развития, за исключением, конечно, того случая, когда взятие достигается одновременным развитием фигуры. Возьмем другой пример: 1. е4 е5 2. f4 Nf6 3. fe Nxе4 (это вынужденно, так как иначе черные потеряют пешку без всякой компенсации, то есть не получая ничего взамен) 4. Nf3 (чтобы помешать ходу 4...Qh4+) 4...Nс6 5. d3 (логическое использование размена f4xе5) 5...Nс5 6. d4 Ne4 7. d5, и белые имеют возможность (после 7...Nb8) выиграть новый ряд темпов посредством Bf1-d3 или Nb1-d2. На последнюю возможность следует обратить особое внимание: размен коня е4 (этого "пожирателя темпов") на "новорожденного" коня d2 означает для черных ряд потерь во времени, так как с исчезновением коня е4 с доски исчезают и все "проглоченные" им темпы – на доске их больше не видно. Иногда в маневре размен и выигрыш темпа случается временный перерыв. Например: 1. е4 е5 2. f4 d5 3. ed Qxd5 4. Nс3! Qе6. Здесь, казалось бы, белым выгодно сыграть 5. fe, так как благодаря этому черный ферзь после 5...Qxе5 попадает на "скомпрометированное" поле е5. Однако следует 5...Qxе5 с шахом, и белые как будто бы не в состоянии использовать положение ферзя. Этим смущаться не надо, так как шах создает лишь временный перерыв в маневре. В самом деле, после 5...Qxе5+ белые сыграют просто 6. Bе2 (в частности, еще лучше 6. Qе2) и все-таки выиграют темпы за счет неудачного положения ферзя посредством Ng1-f3 или d2-d4. Например: 6...Bg4 7. d4 (но не 7. Nf3 Bxf3, и ферзю черных нет надобности двигаться) 7...Bxе2! 8. Ngxe2 Qе6 9. 0-0, и у белых 5 лишних темпов (оба коня и ладья развиты, пешка находится в центре, да и король в безопасности, что тоже стоит темпа), в то время как у черных только один, в сущности, темп – ферзь на е6. Но и этот темп будет потерян, так как ферзь должен будет двигаться снова (его сгонит ход Nf4); итак, преимущество белых в развитии равно по меньшей мере 5 темпам. Этого преимущества белые добились методичным применением маневра "размен с выигрышем темпа", в котором шах создал только временный перерыв. 5. Ликвидация напряжения (упрощение) с последующим развитием или последующим освобождением игры. Если свободное развитие нашей игры, наталкиваясь на мешающие контрманевры противника, начинает становиться затруднительным, то с таким положением необходимо быстро и решительно покончить. Полумеры здесь не годятся. Поясним сказанное на следующем примере: 1. е4 е5 2. Nf3 Nc6 3. d4 d5. Последний ход черных рискован; на активный ход 3. d4 черным не следовало бы стремиться немедленно ответить таким же ходом. В этом источник некоторых последующих затруднений: 4. ed Qxd5 5. Nc3 Bb4. Черные временно избавились от необходимости пойти в дебюте ферзем вторично. Однако после 6. Bd2 обнаруживаются некоторые неудобства, так как уйти ферзем – значит потерять темп. №5 Черные упрощают положение. Правильно будет разменяться – 6...Bxс3 (энергичная ликвидация) и после 7. Bxс3 продолжать дальше в том же стиле: 7...ed (но только не бегство от возникшей задачи посредством е5-е4 или защитительный ход вроде Bс8-g4 – для этого в дебюте нет времени!), и после 8. Nxd4 черные продолжают развитие путем 8...Nf6. Мы видим, что черные ликвидировали напряжение в центре (наряду с разменом это является главным признаком законченной ликвидации) и при этом нисколько не отстали в развитии. Вернемся к разобранным ходам: 1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. d4 d5 – и посмотрим, не могут ли белые создать большие затруднения для черных посредством 4. Bb5! После этого хода угрожает 5. Nxе5. Что черным делать? Защитительный ход 4...Bd7 в данном случае так же недостаточен, как и связывающий коня f3 ход 4...Bg4. Обоим ходам присуща та ошибка, что они совершенно не стремятся ликвидировать напряжение в центре. При ходе 4...Bd7 проигрывается (после 5. ed Nxd4 6. Bxd7+ Qxd7 7. Nxd4 ed 8. Qxd4) важная центральная пешка, а на 4...Bg4 могло бы последовать: 5. h3 (здесь это – вынуждающий ход) 5...Bxf3 (самое лучшее; если 5...Bh5?, то 6. g4 и Nxе5) 6. Qxf3 (отсюда ферзь оказывает сильное воздействие на центр) 6...Nf6 7. ed e4 (иначе теряется пешка) 8. Qe3! Qxd5 9. c4, и у белых значительное преимущество. №6 Ход черных. Им необходимо ликвидировать напряжение в центре, чтобы получить потом возможность свободного развития. Как это сделать? Относительно лучшее для черных – немедленный ход 4...de. Черные ликвидируют этим напряжение в центре, которое опасно затягивать. Могло бы последовать 5. Nxe5 Bd7 (этим черные угрожают выиграть фигуру посредством 6...Nxе5) 6. Bxc6 Bxc6 7. 0-0 Bd6 8. Nxc6 bc 9. Nc3 f5, и черные стоят недурно, имея при том удовлетворительное развитие; или 6. Bxc6 Bxc6 7. Nc3 Bb4 8. 0-0 Bxc3 9. bc, и черные играют хотя бы 9...Ne7. После 10. Qg4 0-0 11.Nxc6 Nxc6 12. Qxe4 белые, правда, выигрывают пешку, но зато черные занимают линию "е" посредством 12...Re8 и после 13. Qf3 Na5! (развитие окончено – начинается маневрирование) играют при случае с7-с6 и занимают слабые для белых поля с4 и d5 при помощи Nс4 и Qd5; их положение даже несколько лучше. Итак, проведенная вовремя ликвидация напряжения снова вывела на правильную дорогу начинавшее уже возбуждать сомнения развитие черных (возможно и 4...ed 5. Qxd4 de. – (Прим. ред.). Другим примером может послужить известный вариант итальянской партии: 1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. Bc4 Bc5 4. c3 Nf6 5. d4 ed (вынужденная сдача центра) 6. cd Bb4 + 7. Bd2. Теперь возникла маленькая угроза пункту b4, а именно: при случае Bxf7+ с последующим Qb3+ и т.д. С другой стороны, центральные пешки белых очень сильны, и разрыв их с помощью d7–d5 представляется абсолютно необходимым. Однако если сразу 7...d5 8.ed Nxd5, то последует 9. Bxb4 Ncxb4 (или Ndxb4) 10. Qb3, и положение белых несколько лучше. Правильно 7...Bxd2 + (ликвидируя угрозы на b4) 8. Nbxd2, и теперь черные освобождают свою игру посредством 8...d5. После 9. ed Nxd5 10. Qb3 они стратегическим отступлением 10...Nce7 обеспечивают себе равную игру. Итак, как мы видели, правильно и своевременно примененный размен является превосходным тактическим приемом и основой двух рассмотренных нами типичных маневров: 1) размен с последующим выигрышем темпа, 2) ликвидация напряжения с последующим развитием или освобождением игры. Нужно, однако, настойчиво предостеречь изучающего от разменов "на авось" – вслепую: сделать несколько ходов фигурой для того, чтобы ее потом обменять на недвигавшуюся фигуру противника, и есть как раз типичная для начинающего ошибка. Меняться следует лишь в указанных двух случаях. Приведем еще один пример неудачного (необоснованного) размена: 1. e4 e5 2. d4 ed 3. c3 (белые жертвуют пешку – играют гамбит) 3...Bc5? Примечательно, что первой мыслью начинающего является обычно соображение, что ход 3...dc нехорош; возможно, что он вычитал где-нибудь, что "в дебюте не следует играть на выигрыш пешки". Поэтому он избирает ход 3...Bc5, а печальные его последствия таковы: 4. cd Bb4 +(повторный ход фигурой в дебюте!) 5. Bd2! Bxd2 + (это уже, к сожалению, вынужденно) 6. Nbxd2, и преимущество белых равняется 3 темпам. Ошибка черных заключалась уже в ходе 3...Bc5, а после 4. cd лучше было сыграть 4...Bb6, а не 4...Bb4+, что привело к невыгодному размену. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|