ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Центр и его демобилизующее влияние. Как бороться с его продвижением. Об удержании и сдаче центра.Как мы уже отмечали раньше, свободный подвижный центр является страшным оружием, ибо грозное продвижение центральных пешек отбрасывает неприятельские фигуры (по большей части коней). Однако во всех этих случаях, когда мы сгоняем неприятельскую фигуру с места, важно установить, удастся ли нам вынудить эту фигуру к бесцельным ходам и тем самым выиграть темпы или же она сумеет утвердиться на безопасном месте и все свои темпы сохранит. Пример: 1. е4 е5 2. d4 ed (теперь пешка "е" свободна и ждет, не покажется ли на f6 черный конь, чтобы немедленно обратить его в бегство) 3. с3 Nf6! Черные, по-видимому, не боятся пешки "е" и хотят посмотреть, что получится при ходе ее на е5. Подобную тактику следует рекомендовать всем начинающим – это наилучший для них способ обогатить свой опыт в области продвижения центральных пешек. Е5. №7 Ход черных. Могут ли они сохранить свои темпы? Куда пойти конем? 4...Nе4! На этом поле конь может утвердиться, ибо на 5. Bd3 последует полноценный, развивающий ход 5...d5 (но только не 5...Nс5?, на что последует 6. cd Nxd3+ 7. Qxd3, и преимущество белых равняется 4 темпам). С другой стороны, после 1. е4 е5 2. d4 ed 3. c3 Nf6! 4. е5 нехорошо было бы для черных пойти конем на d5, так как в этом случае конь не так скоро нашел бы спокойное пристанище, например: 4...Nd5 5. Qxd4 (но не 5. Bс4 из-за 5...Nb6, после чего белому слону приходится, в свою очередь, потерять темп) 5...с6 6. Bс4 Nb6 7. Nf3, и у белых имеется 6 темпов против 2 темпов у черных (у последних даже только полтора темпа, ибо конь на b6 стоит отнюдь не лучше, чем на f6, a ход пешкой на с6 не является полноценным ходом, так как он не влияет на центр – см. пункт 2) Другой пример: 1. е4 е5 2. f4 ef (потеря времени) 3. Nf3 Nf6! 4. е5, и мыснова стоим перед тем же вопросом. №8 Куда отступить конем? Если сыграть 4...Nе4, то это приведет к крайне невыгодному блужданию конем: 5. d3 Nc5? 6. d4 и т.д. В положении на диаграмме у коня имеется, однако, безопасное местечко – это... поле h5 (обычно крайние поля для коней невыгодны; здесь мы имеем дело с исключением). После 4...Nh5 5. d4 d5 или даже 5...d6, чтобы побудить белую пешку "е", сделавшую два хода, к размену на пешку "d", сделавшую только один ход, положение черных отнюдь не плохое. Как правило, конь пытается утвердиться в центре, где район его действий шире, и только в виде исключения – на краю доски. После 1. е4 е5 2. Nf3 Nc6 3. Bс4 Bс5 4. с3 (неприятный для противника ход, имеющий в виду нападение на центр, а следовательно, и нарушение свободного развития) 4...Nf6 5. d4 ed 6. e5 ход конем на е4 явился бы ошибкой из-за 7. Bd5. После 6. e5 конь не может сохранить свои темпы собственными силами, здесь требуется помощь пешки "d" с контрнападением на слона с4. Итак, 6...d5, и если бы последовало, например, 7. Bb3, то тогда 7...Nе4 с утверждением в центре. Это – пример подготовленного утверждения (то есть закрепления за собой известной позиции). В рассмотренном уже нами положении 1. е4 e5 2. d4 ed 3. с3 Nf6 4. e5! Nе4 5. Bd3 d5! может последовать 6. cd. После этого черным не следует думать, что они находятся в полной безопасности. В воздухе висит новое покушение на темпы коня е4 (а именно ход Nb1-с3). Но черные имеют возможность развиваться с одновременной атакой, например посредством 6...Nc6 7. Nf3 Bg4 (создавая угрозу пешке d4) или же при помощи 6...с5. Но им никак не следует играть (без всякой логики) 6...Bb4+?, так как на это последует уже знакомое нам 7. Bd2, и черные вынуждаются к невыгодному, сопровождающемуся потерей темпа размену. Из приведенных примеров видно, что все искусство заключается в том, чтобы парировать удар надвигающейся пешечной лавины, правильно уклонившись от него конем. Если это и удается, то такая игра все же сопряжена со значительными трудностями; кроме того, штурмующим пешкам белых нет необходимости продвигаться вперед немедленно, а в результате в центре создается напряженное положение, являющееся источником постоянных угроз. Поэтому, если это не влечет за собой других невыгод, центр необходимо удерживать (защищать)! Такая игра является, во всяком случае, более осторожной. Например, после ходов 1. е4 е5 2. Nf3 Nc6 3. Bс4 Bе7 (вполне возможный ход; конечно, 3...Bс5 активнее) 4. d4 возникает такое положение.
№9 Ход черных. Что принципиально правильнее: e5xd4 или d7-d6? Как опровергается ход Bе7-f6? Почему f7-f6 является грубой ошибкой? Черным лучше всего сыграть на удержание (защиту) центра посредством 4...d6; после 5. de de белый центр неподвижен. Конечно, нельзя играть 4...f6. Это грубейшая ошибка, ибо действие слона по открытой диагонали с4–g8 окажется непреодолимым: 4...f6? 5. de fe (или 5...Nxе5 6. Nxе5 fe) 6. Qd5, и белые выигрывают. Итак, защищать центр следует пешкой; в роли защитника она чувствует себя превосходно, не то что фигура, для которой это означает нерациональное связывание ее силы. ("Офицеры" вообще не любили защищать какие-либо "пункты" – эту роль они всегда предоставляли "пехтуре".) В частности, в нашем случае ход 4...Bf6 защищает только пешку е5, но отнюдь не центр как отвлеченное понятие. Например: 4...Bf6? 5. de Nxе5 6. Nxе5 Bxе5 (обмен производится белыми в соответствии с установленным уже нами правилом: размен – выигрыш темпа) 7. f4, выигрывая этот темп (или 7. Qh5 Qе7 8. Bxf7+, выигрывая пешку. – Прим. ред.). 6а. Сдача центра. Дальнейший план игры. 1. е4 е5 2. Nf3 Nc6 3. d4 ed. Защищать центр посредством d7–d6 было бы здесь невыгодно, например: 3...d6 4. de de 5. Qxd8+ Kxd8 (иначе проигрывается пешка е5), и черные потеряли право рокировки, а тем самым и удобное соединение ладей. 4. Nxd4. В возникшем положении черные могли бы после некоторого размышления сыграть 4...Nc6, так как возможную (после 5. Nxс6 bc) попытку демобилизации их посредством е4–е5 можно парировать путем 6...Nе4, и если 7. Bd3, то 7...d5. Однако ходом 4...Nf6 черные решили бы только небольшую часть задачи, а именно вопрос о затрудненном развитии коня g8, но никак не проблему центра в целом. Для полного решения задачи необходимо усвоить следующие положения: 1) если противнику удалось получить свободную и подвижную пешку в центре, то против этой пешки должно быть направлено все наше внимание; 2) для того чтобы эту пешку обезвредить, ее нужно либо уничтожить разменом (например, подготовкой хода d7–d5 и d5xе4), либо окончательно стеснить в продвижении, добиваясь того, чтобы она сделалась отсталой. Другими словами, мы относимся к такой пешке как к весьма опасному преступнику, для которого применима либо смертная казнь, либо строгая изоляция. Нередко блокада пешки является лишь подготовкой к последующему размену. Первым препятствием, какое может быть создано, чтобы помешать пешке е4 пойти на е5, является ход 4...d6, а затем мы можем выработать целую систему осады, например: Nf6, Bе7, 0–0, Rе8 и, наконец, Bf8, благодаря чему роль наблюдателя за преступным продвижением пешки е4 принимает на себя ладья е8. Белые, со своей стороны, приложат все усилия к тому, чтобы сделать пешку е4 подвижной; они сыграют примерно f2–f4, Rе1 и т.д. Игра могла бы протекать так: 1. е4 е5 2. Nf3 Nc6 3. d4 ed 4. Nxd4 d6 5. Be2 Nf6 6. Nс3 Bе7 7. 0-0 0-0 8. f4 Rе8 (но не 8...d5 из-за 9. е5) 9. Bе3 Bf8 10. Bf3 Bd7. Обоюдное развитие закончено. Белые пытаются провести ход е4–е5, черные противодействуют этому. Из таких взаимных построений возникают наиболее интересные схватки. На эту тему мы приведем ниже поучительный пример, пока же порекомендуем читателю уже сейчас поупражняться в подобной борьбе, исходя из положения на диаграмме. №10 "За" и "против" е4 Если вести здесь попеременно то партию белых, то партию черных – один раз "за" центр, другой раз "против" него,– это будет способствовать развитию позиционного чутья изучающего. Ведение осады подвижной пешки противника – трудное дело; легче уж играть на уничтожение этой пешки, то есть на ее размен. Подобная возможность, однако, имеется не часто. Приведем несколько примеров. Шотландская партия: 1. е4 e5 2. Nf3 Nc6 3. d4 ed 4. Nxd4 Nf6 5. Nc3 Bb4 6. Nxс6 (чтобы иметь возможность сыграть на защиту центра – 7. Bd3) 6...bc! 7. Bd3. В этом положении черным нет надобности приступать к правильной осаде посредством d7–d6 с последующим 0–0 и Rе8, так как они могут сыграть немедленно 7...d5. После 8. ed cd нарушительницы спокойствия – пешки е4 – больше не существует. Сходная участь постигла центральную пешку в партии Ли – Нимцович (Остенде 1907): 1. d4 Nf6 2. Nf3 d6 3. Nbd2 Nbd7 4. e4 е5 5. с3 Bе7 6. Bс4 0-0 7. 0-0. №11 После e5xd4 c3xd4 черные уничтожили центральную пешку e4 без всякой предварительной осады. Каким образом? <P 7...ed 8. cd d5!, и гордость белых – свободная и подвижная пешка e4 – немедленно разменивается. После 9. Bd3 (если 9. ed, то Nb6 и Nxd5) 9...de 10. Nxe4 Nxe4 11. Bxe4 Nf6 (размен с выигрышем темпа!) 12. Bd3 Nd5 13. а3 Bf6 положение черных лучше вследствие слабости белой пешки d4. Подобных примеров можно было бы привести очень много, но за недостатком места ограничимся еще одним. Партия Ейтс – Нимцович (Баден-Баден 1925): 1. e4 Nе6 2. Nf3 Nf6 3. Nс3 (в случае 3. е5 Nd5 4. с4 Nb6 5. d4 d6 черные угрожают отыграть потерянные темпы, хотя им нужно считаться с возможным продолжением 6. е6 fe с шансами на атаку у белых) 3...d5 4. ed Nxd5 5. d4, создавая центральную пешку. Последовало: 5...Bf5 6. а3 g6 (здесь был выбор: сыграть е7–е6 с последующим занятием ладьей линии "d" и наблюдением за пешкой d4) 7. Bс4 Nb6 8. Bа2 Bg7 9. Bе3 е5! (итак, черные играли не на осаду пешки d4, а на ее размен) 10. Qе2 0-0 11. de Bg4, и черные отыграли пешку с несколько лучшей игрой. 7. О "пешкоедстве" в дебюте. Для "пешкоедства" нет времени. Особое отношение к центральным пешкам и в чем оно выражается. Наиболее важным делом в дебюте является быстрое развитие сил. Всякому, кто это знает, поэтому забавно наблюдать, с каким усердием менее опытные игроки занимаются в этой части партии всякими посторонними и абсолютно ненужными делами. Имеется в виду игра на выигрыш пешки в ущерб развитию, называемая шутливо "пешкоедством". Проявляемое в этом отношении усердие психологически понятно. "Молодой" игрок хочет дать какой-нибудь выход дремлющей в нем энергии (и для этой цели прибегает к "скальпированию" ни в чем не повинных и совершенно безвредных пешек), ну а "старый" игрок... этот хочет показать, насколько он еще в сущности... молод. А в результате оба они терпят постыдное поражение. Неразвитая партия во многом сравнима с не сложившимся еще детским организмом; единственное, что требуется от обоих,– это спокойное и здоровое развитие, без увлечения "побочными" делами. Переводя это на шахматный язык, сделаем вывод: при незаконченном развитии не следует играть на выигрыш пешки. Это правило имеет только одно исключение, о котором мы поговорим отдельно ниже. Для начала укажем наилучший способ отклонения добровольно предложенной противником пешки (в гамбитах, например). Об этом – кратко, так как аналогичные примеры рассматривались нами раньше. №12 Ход черных После 1. е4 е5 2. d4 ed 3. с3 черные могут сыграть 3...Nf6, что мы особенно рекомендовали бы начинающему, равно как и сделать всякий другой развивающий ход (за исключением, конечно, 3...Bс5??). Итак, 3...Nс6 4. cd d5, или 3...d5, или даже 3...с6 4. cd d5 (это оправдывает ход 3...с6, связывая его логически с центром). При 3...с6 4. Qxd4 следует (как и раньше) 4...d5 5. ed cd с последующим Nс6. В гамбите Эванса: 1. е4 е5 2. Nf3 Nс6 3. Bс4 Bс5 4. b4 мы отклоним жертву пешки путем 4...Bb6 (отказанный гамбит Эванса), чтобы не пришлось при взятии на b4 потерять темп после с2–с3. Отступление же на b6 отнюдь не является потерей темпа, так как и ход 4. b4 в смысле развития бесполезен, как и всякий ход пешкой, не влияющий на центр. Если в дальнейшем 5. b5, чтобы необоснованному движению пешки придать вид демобилизующего маневра, то 5...Nd4!, и в случае 6. Nxе5 ходом 6...Qg5 начинается сильная атака. Королевский гамбит начинающему лучше всего отказывать ходом 2...Bс5 (1. е4 е5 2. f4) или более простым – 2...d6. Этот ход лучше, чем принято думать, например: 1. е4 е5 2. f4 d6 3. Nf3 Nс6 4. Bс4 Bе6! После 5. Bxе6 fe 6. fe de у черных при хорошем развитии две открытые линии для ладей ("d" и "f"), и, несмотря на сдвоенную пешку, их позиция несколько лучше. (Если бы в ответ на 4...Bе6 белые сыграли 5. Bb5, то черные могут ответить хотя бы Bd7, ибо если белые потеряли ход, то для черных возвращение слоном уже не потеря темпа.) Внимательно следует отнестись изучающему после ходов 1. е4 е5 2. f4 d6 3. Nf3 Nс6 4. Nс3 Nf6 5. Bе2 к возможности 5...ef, чтобы в случае 6. d3 сыграть 6...d5. Здесь мы видим случай временной сдачи центра с целью немедленного повторного завладения им. Конечно, допустимо также и принятие гамбитной жертвы, например: 1. е4 е5 2. f4 ef 3. Nf3 Nf6! Однако такая игра ведется не с целью удержания временно выигранной пешки, а либо для того, чтобы подвергнуть суровому испытанию силу неприятельского центра (4. е5 Nh5), либо с целью освобождения игры встречным ударом d7–d5 (4. Nс3 d5). 7а. Бери всякую центральную пешку, хотя бы это было связано с некоторыми (понятно – не чрезмерными) опасностями. Пример: 1. е4 е5 2. Nf3 Nс6 3. Bс4 Nf6 4. с3 Nxе4!, ибо потеря одного темпа – цена не слишком высокая за достижение идеальной цели, каковой является овладение центром. Менее важно пытаться эту лишнюю пешку сохранить: дело заключается в идеальном, а не в материальном выигрыше. Другими словами, выигрыш пешки где-нибудь на краю доски не дает ничего особенного; но выигрыш центральной пешки предоставляет возможность расширения операционной базы там, где в дебюте преимущественно идет борьба, то есть в центре. №13 Белые играют 4.Nxе5 и после 4....Nxе5 отвечают 5. d4. Маневр соответствует правилу 7а Этим мы закончим первую главу, причем обращаем внимание читателей еще на партии № 7 и 8. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|