Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Центр и его демобилизующее влияние. Как бороться с его продвижением. Об удержании и сдаче центра.




Как мы уже отмечали раньше, свободный подвижный центр является страшным оружием, ибо грозное продвижение цент­ральных пешек отбрасывает не­приятельские фигуры (по боль­шей части коней). Однако во всех этих случаях, когда мы сгоняем неприятельскую фигуру с места, важно установить, удастся ли нам вынудить эту фигуру к бес­цельным ходам и тем самым выиграть темпы или же она сумеет утвердиться на безопас­ном месте и все свои темпы сох­ранит. Пример: 1. е4 е5 2. d4 ed (теперь пешка "е" свободна и ждет, не покажется ли на f6 черный конь, чтобы немедленно обратить его в бегство) 3. с3 Nf6!

Черные, по-видимому, не боятся пешки "е" и хотят посмот­реть, что получится при ходе ее на е5. Подобную тактику следует рекомендовать всем на­чинающим – это наилучший для них способ обогатить свой опыт в области продвижения центральных пешек.

Е5.

№7

Ход черных. Могут ли они сохранить свои темпы? Куда пойти конем?

4...Nе4! На этом поле конь может утвердиться, ибо на 5. Bd3 последует полноценный, развива­ющий ход 5...d5 (но только не 5...Nс5?, на что последует 6. cd Nxd3+ 7. Qxd3, и преиму­щество белых равняется 4 темпам). С другой стороны, после 1. е4 е5 2. d4 ed 3. c3 Nf6! 4. е5 нехорошо было бы для черных пойти конем на d5, так как в этом случае конь не так скоро нашел бы спокойное пристани­ще, на­пример: 4...Nd5 5. Qxd4 (но не 5. Bс4 из-за 5...Nb6, после чего белому слону при­ходится, в свою очередь, поте­рять темп) 5...с6 6. Bс4 Nb6 7. Nf3, и у белых имеется 6 тем­пов против 2 темпов у черных (у последних даже только пол­тора темпа, ибо конь на b6 стоит отнюдь не лучше, чем на f6, a ход пешкой на с6 не является полноценным ходом, так как он не влияет на центр – см. пункт 2)
(Эта оценка сомнительна ввиду 7...Nxс4 8. Qxс4 d5. Сильнее 7. Bb3. – Прим. ред.)

Другой пример: 1. е4 е5 2. f4 ef (потеря времени) 3. Nf3 Nf6! 4. е5, и мыснова стоим перед тем же вопросом.

№8

Куда отступить конем?

Если сыграть 4...Nе4, то это приведет к крайне невыгодному блужданию конем: 5. d3 Nc5? 6. d4 и т.д. В положении на диаграмме у коня имеется, однако, безопасное местечко – это... поле h5 (обычно крайние поля для коней невыгодны; здесь мы имеем дело с исключением). После 4...Nh5 5. d4 d5 или да­же 5...d6, чтобы побудить белую пешку "е", сделавшую два хода, к размену на пешку "d", сделавшую только один ход, положение черных отнюдь не плохое.

Как правило, конь пытается утвердиться в центре, где район его действий шире, и только в виде исключения – на краю доски.

После 1. е4 е5 2. Nf3 Nc6 3. Bс4 Bс5 4. с3 (неприятный для противника ход, имеющий в ви­ду нападение на центр, а следо­вательно, и нарушение свобод­ного развития) 4...Nf6 5. d4 ed 6. e5 ход конем на е4 явился бы ошибкой из-за 7. Bd5. После 6. e5 конь не может сохранить свои темпы собственными силами, здесь требуется помощь пешки "d" с контрнападением на слона с4. Итак, 6...d5, и если бы последовало, например, 7. Bb3, то тогда 7...Nе4 с утвержде­нием в центре. Это – пример подго­тов­ленного утверждения (то есть зак­репления за собой известной позиции).

В рассмотренном уже нами положении 1. е4 e5 2. d4 ed 3. с3 Nf6 4. e5! Nе4 5. Bd3 d5! может последовать 6. cd. После этого черным не следует думать, что они находятся в полной без­опасности. В воздухе висит но­вое покушение на темпы коня е4 (а именно ход Nb1-с3). Но черные имеют возможность раз­виваться с одновременной ата­кой, например посредством 6...Nc6 7. Nf3 Bg4 (создавая угрозу пешке d4) или же при помощи 6...с5. Но им никак не следует играть (без всякой логики) 6...Bb4+?, так как на это последует уже знакомое нам 7. Bd2, и чер­ные вынуждаются к невыгодному, сопровождающемуся по­терей темпа размену.

Из приведенных примеров видно, что все искусство заклю­чается в том, чтобы парировать удар надвигающейся пешечной лавины, правильно уклонив­шись от него конем. Если это и удается, то такая игра все же сопряжена со значительными трудностями; кроме того, штур­мующим пешкам белых нет необ­ходимости продвигаться вперед немедленно, а в результате в центре создается напряженное положение, являющееся источ­ником постоянных угроз. По­этому, если это не влечет за со­бой других невыгод, центр не­обходимо удерживать (защи­щать)! Такая игра является, во всяком случае, более осторож­ной.

Например, после ходов 1. е4 е5 2. Nf3 Nc6 3. Bс4 Bе7 (впол­не возможный ход; конечно, 3...Bс5 активнее) 4. d4 возникает такое положение.

 

№9

Ход черных. Что принципиально правильнее: e5xd4 или d7-d6? Как опровергается ход Bе7-f6? Почему f7-f6 является грубой ошибкой?

Черным лучше всего сыграть на удержание (защиту) центра посредством 4...d6; после 5. de de белый центр неподвижен. Ко­нечно, нельзя играть 4...f6. Это грубейшая ошибка, ибо дей­ствие слона по открытой диагонали с4–g8 окажется непрео­долимым: 4...f6? 5. de fe (или 5...Nxе5 6. Nxе5 fe) 6. Qd5, и белые выигрывают.

Итак, защищать центр сле­дует пешкой; в роли защитника она чувствует себя превосходно, не то что фигура, для которой это означает нерациональное связывание ее силы. ("Офицеры" вообще не любили защищать ка­кие-либо "пункты" – эту роль они всегда предоставляли "пехтуре".)

В частности, в нашем случае ход 4...Bf6 защищает только пешку е5, но отнюдь не центр как отвлеченное понятие. На­пример: 4...Bf6? 5. de Nxе5 6. Nxе5 Bxе5 (обмен произво­дится белыми в соответствии с установленным уже нами пра­вилом: размен – выигрыш тем­па) 7. f4, выигрывая этот темп (или 7. Qh5 Qе7 8. Bxf7+, вы­игрывая пешку. – Прим. ред.).

6а. Сдача центра. Дальней­ший план игры.

1. е4 е5 2. Nf3 Nc6 3. d4 ed. Защищать центр посредством d7–d6 было бы здесь невы­годно, например: 3...d6 4. de de 5. Qxd8+ Kxd8 (иначе проигрывается пешка е5), и черные потеряли право рокиров­ки, а тем самым и удобное соеди­нение ладей.

4. Nxd4. В возникшем положении черные могли бы пос­ле некоторого размышления сыг­рать 4...Nc6, так как возмож­ную (после 5. Nxс6 bc) попытку демобилизации их посредством е4–е5 можно парировать путем 6...Nе4, и если 7. Bd3, то 7...d5. Однако ходом 4...Nf6 черные решили бы только небольшую часть задачи, а именно вопрос о затрудненном разви­тии коня g8, но никак не проб­лему центра в целом. Для пол­ного решения задачи необходи­мо усвоить следующие положе­ния:

1) если противнику удалось получить свободную и подвиж­ную пешку в центре, то против этой пешки должно быть нап­равлено все наше внимание;

2) для того чтобы эту пешку обезвредить, ее нужно либо уничтожить разменом (напри­мер, подготовкой хода d7–d5 и d5xе4), либо окончательно стеснить в продвижении, доби­ваясь того, чтобы она сделалась отсталой.

Другими словами, мы отно­симся к такой пешке как к весьма опасному преступнику, для которого применима либо смертная казнь, либо строгая изоляция. Нередко блокада пешки является лишь подготов­кой к последующему размену. Первым препятствием, какое мо­жет быть создано, чтобы поме­шать пешке е4 пойти на е5, яв­ляется ход 4...d6, а затем мы можем выработать целую си­стему осады, например: Nf6, Bе7, 0–0, Rе8 и, наконец, Bf8, благодаря чему роль наблюда­теля за преступным продвиже­нием пешки е4 принимает на себя ладья е8. Белые, со своей сто­роны, приложат все усилия к то­му, чтобы сделать пешку е4 подвижной; они сыграют при­мерно f2–f4, Rе1 и т.д.

Игра могла бы протекать так: 1. е4 е5 2. Nf3 Nc6 3. d4 ed 4. Nxd4 d6 5. Be2 Nf6 6. Nс3 Bе7 7. 0-0 0-0 8. f4 Rе8 (но не 8...d5 из-за 9. е5) 9. Bе3 Bf8 10. Bf3 Bd7. Обоюдное развитие закончено. Белые пытаются провести ход е4–е5, черные противодей­ствуют этому.

Из таких взаимных построе­ний возникают наиболее инте­ресные схватки. На эту тему мы приведем ниже поучительный пример, пока же порекомен­дуем читателю уже сейчас поупражняться в подобной борьбе, исходя из положения на диаг­рамме.

№10

"За" и "против" е4

Если вести здесь попеременно то партию белых, то партию чер­ных – один раз "за" центр, дру­гой раз "против" него,– это будет способствовать развитию позиционного чутья изучающего.

Ведение осады подвижной пешки противника – трудное дело; легче уж играть на унич­тожение этой пешки, то есть на ее размен. Подобная возмож­ность, однако, имеется не часто.

Приведем несколько приме­ров. Шотландская партия: 1. е4 e5 2. Nf3 Nc6 3. d4 ed 4. Nxd4 Nf6 5. Nc3 Bb4 6. Nxс6 (чтобы иметь возможность сыграть на защиту центра – 7. Bd3) 6...bc! 7. Bd3. В этом положении черным нет надобности присту­пать к правильной осаде по­средством d7–d6 с последующим 0–0 и Rе8, так как они могут сыграть немедленно 7...d5. После 8. ed cd нарушительницы спокойствия – пешки е4 – больше не существует.

Сходная участь постигла цен­тральную пешку в партии Ли – Нимцович (Остенде 1907): 1. d4 Nf6 2. Nf3 d6 3. Nbd2 Nbd7 4. e4 е5 5. с3 Bе7 6. Bс4 0-0 7. 0-0.

№11

После e5xd4 c3xd4 черные уничтожили центральную пешку e4 без всякой предварительной осады. Каким образом?

<P 7...ed 8. cd d5!, и гордость белых – свободная и подвиж­ная пешка e4 – немедленно раз­менивается. После 9. Bd3 (если 9. ed, то Nb6 и Nxd5) 9...de 10. Nxe4 Nxe4 11. Bxe4 Nf6 (размен с выигрышем темпа!) 12. Bd3 Nd5 13. а3 Bf6 положение черных лучше вследствие сла­бости белой пешки d4. Подоб­ных примеров можно было бы привести очень много, но за недостатком места ограничимся еще одним.

Партия Ейтс – Нимцович (Баден-Баден 1925): 1. e4 Nе6 2. Nf3 Nf6 3. Nс3 (в случае 3. е5 Nd5 4. с4 Nb6 5. d4 d6 черные угрожают отыграть потерянные темпы, хотя им нужно считаться с возможным продолжением 6. е6 fe с шансами на атаку у бе­лых) 3...d5 4. ed Nxd5 5. d4, создавая центральную пешку. Последовало: 5...Bf5 6. а3 g6 (здесь был выбор: сыграть е7–е6 с последующим занятием ладьей линии "d" и наблюдением за пешкой d4) 7. Bс4 Nb6 8. Bа2 Bg7 9. Bе3 е5! (итак, черные иг­рали не на осаду пешки d4, а на ее размен) 10. Qе2 0-0 11. de Bg4, и черные отыграли пешку с несколько лучшей игрой.

7. О "пешкоедстве" в де­бюте. Для "пешкоедства" нет времени. Особое отношение к центральным пешкам и в чем оно выражается.

Наиболее важным делом в де­бюте является быстрое развитие сил. Всякому, кто это знает, поэтому забавно наблюдать, с каким усердием менее опытные игроки занимаются в этой части партии всякими посторонними и абсолютно ненужными делами. Имеется в виду игра на выиг­рыш пешки в ущерб развитию, называемая шутливо "пешкоедством". Проявляемое в этом от­ношении усердие психологичес­ки понятно. "Молодой" игрок хочет дать какой-нибудь выход дремлющей в нем энергии (и для этой цели прибегает к "скаль­пированию" ни в чем не повин­ных и совершенно безвредных пешек), ну а "старый" игрок... этот хочет показать, насколько он еще в сущности... молод. А в результате оба они терпят по­стыдное поражение.

Неразвитая партия во многом сравнима с не сложившимся еще детским организмом; единствен­ное, что требуется от обоих,– это спокойное и здоровое разви­тие, без увлечения "побочными" делами. Переводя это на шах­матный язык, сделаем вывод: при незаконченном развитии не следует играть на выигрыш пешки.

Это правило имеет только одно исключение, о котором мы поговорим отдельно ниже.

Для начала укажем наилучший способ отклонения добровольно предложенной противни­ком пешки (в гамбитах, напри­мер). Об этом – кратко, так как аналогичные примеры рассмат­ривались нами раньше.

№12

Ход черных

После 1. е4 е5 2. d4 ed 3. с3 черные могут сыграть 3...Nf6, что мы особенно рекомендовали бы начинающему, равно как и сделать всякий другой разви­вающий ход (за исключением, конечно, 3...Bс5??). Итак, 3...Nс6 4. cd d5, или 3...d5, или даже 3...с6 4. cd d5 (это оп­равдывает ход 3...с6, связывая его логически с центром). При 3...с6 4. Qxd4 следует (как и раньше) 4...d5 5. ed cd с последующим Nс6.

В гамбите Эванса: 1. е4 е5 2. Nf3 Nс6 3. Bс4 Bс5 4. b4 мы отклоним жертву пешки путем 4...Bb6 (отказан­ный гамбит Эванса), чтобы не пришлось при взятии на b4 потерять темп после с2–с3. Отступление же на b6 от­нюдь не является потерей тем­па, так как и ход 4. b4 в смысле развития бесполезен, как и всякий ход пешкой, не влияю­щий на центр. Если в дальней­шем 5. b5, чтобы необоснованному движению пешки придать вид демобилизующего маневра, то 5...Nd4!, и в случае 6. Nxе5 ходом 6...Qg5 начинается силь­ная атака.

Королевский гам­бит начинающему лучше всего отказывать ходом 2...Bс5 (1. е4 е5 2. f4) или более простым – 2...d6. Этот ход лучше, чем принято думать, например: 1. е4 е5 2. f4 d6 3. Nf3 Nс6 4. Bс4 Bе6! После 5. Bxе6 fe 6. fe de у чер­ных при хорошем развитии две открытые линии для ладей ("d" и "f"), и, несмотря на сдвоенную пешку, их позиция несколько лучше. (Если бы в от­вет на 4...Bе6 белые сыграли 5. Bb5, то черные могут ответить хотя бы Bd7, ибо если белые потеряли ход, то для черных возвращение слоном уже не по­теря темпа.) Внимательно сле­дует отнестись изучающему пос­ле ходов 1. е4 е5 2. f4 d6 3. Nf3 Nс6 4. Nс3 Nf6 5. Bе2 к возмож­ности 5...ef, чтобы в случае 6. d3 сыграть 6...d5. Здесь мы видим случай временной сдачи центра с целью немедлен­ного повторного завладения им.

Конечно, допустимо также и принятие гамбитной жертвы, на­пример: 1. е4 е5 2. f4 ef 3. Nf3 Nf6! Однако такая игра ведется не с целью удержания временно выигранной пешки, а либо для того, чтобы подвергнуть суро­вому испытанию силу неприя­тельского центра (4. е5 Nh5), либо с целью освобождения игры встречным ударом d7–d5 (4. Nс3 d5).

7а. Бери всякую центральную пешку, хотя бы это было свя­зано с некоторыми (понятно – не чрезмерными) опасностями.

Пример: 1. е4 е5 2. Nf3 Nс6 3. Bс4 Nf6 4. с3 Nxе4!, ибо потеря одного темпа – цена не слишком высокая за достижение идеальной цели, каковой яв­ляется овладение центром. Ме­нее важно пытаться эту лишнюю пешку сохранить: дело заклю­чается в идеальном, а не в ма­териальном выигрыше. Другими словами, выигрыш пешки где-нибудь на краю доски не дает ничего особенного; но выигрыш центральной пешки предостав­ляет возможность расширения операционной базы там, где в дебюте преимущественно идет борьба, то есть в центре.

№13

Белые играют 4.Nxе5 и после 4....Nxе5 отвечают 5. d4. Маневр соответствует правилу 7а

Этим мы закончим первую главу, причем обращаем внима­ние читателей еще на партии № 7 и 8.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных