ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Форпост. Радиус атаки. Какой фигурой следует занимать передовой пункт на центральных линиях и какой на крайних. Обмен ролями и о чем он свидетельствует.Углубимся в положение на диаграмме 24. Белые владеют здесь центром и открытой линией «d»; черные воздействуют на центр пешкой d6 и открытой линией «е»; во всех других отношениях игра равна. Казалось бы, белым следует что-нибудь предпринять по линии «d»; однако это представляется трудным, так как пешка d6 является укрепленным заграждением. Если бы белые (вопреки пункту 4) задумали начать осаду пешки посредством Rd2 и Rd1, то не только уважаемые читатели, но и, пожалуй, сама пешка d6 язвительно захохочет.
№24
Белые создают форпост на линии d. Если же (в согласии с пунктом 4) попытаться взорвать пункт d6 (после соответствующей подготовки) ходом е4–е5, то тщетность этого вскоре выяснится, ибо в распоряжении черных ладей находится линия «е» (и пункт е5). Ввиду этого нам как будто остается только выяснить, не целесообразнее ли будет отказаться от полного и прямого использования линии «d» и прибегнуть к частичному и косвенному использованию (пункт 5) переводом ладьи; например, Rd4 и затем Rа4. Это, пожалуй, приемлемо, так как в дальнейшем возможно было бы перевести на линию «а» и ладью е1, например, Rе1–е3–а3, но, с другой стороны, ферзевый фланг черных представляет собой компактную массу и отнюдь не слаб. После всех этих рассуждений мы склоняемся уже к поискам других стратегических планов; это, однако, будет неосновательно, ибо в данной позиции необходимо использовать именно линию «d». Ключом к позиции является ход 1. Nd5. Поле d5 здесь передовой пункт; фигуру, занимающую такой пункт, мы будем называть форпостом. Определение: под форпостом мы понимаем собственную фигуру (в неприятельском лагере), находящуюся на открытой линии и защищенную пешкой. Роль форпоста чаще всего выпадает на долю коня. 1) форпост служит базой для новых атак; После 1. Nd5-с6 c7-c6 (можно бы и Rс8, но для того, чтобы допускать пребывание коня в его угрожающей позиции продолжительное время, нужны железные нервы) конь вернется на с3, а затем после Rd2 и Red1 пешке d6 будет уже не до смеха.
№25
В положении на диаграмме №25(у каждой из сторон может быть еще любое количество фигур) передовым пунктом для белых является поле f5 на линии «f», а для черных – поле d4 на линии «d». На той и другой линиях находятся пока пешечные заграждения. Для подрыва этого препятствия белые направят своего коня (через е2 и g3) на поле f5. Отсюда конь угрожает пункту g7, и эта угроза может быть поддержана маневром Rf1–f3–g3. Если же черные прибегнут после Rf3–g3 к естественному g7–g6, то пешка f6 сделается слабой. Этим стратегическая миссия коня может считаться законченной. Еще раз отметим, что форпост Nf5 явился основой (базой) последующих атак (против g7). Очень часто позиция форпоста меняется. Если атакующая сторона играла правильно, то фигура, берущая вновь, полностью заменяет снятую. При этом преимущества нередко видоизменяются, то есть заменяются другими преимуществами. Например, после Ng3–f5 фигура противника берет на f5, и после е4:f5 белые получают вместо форпоста на f5 поле е4 для своей ладьи или для второго коня и, кроме того, возможность посредством g2–g4–g5 открыть линию «g». В последнем случае мишенью для атаки явится пешка f6, а пешка f5 будет способствовать тому, чтобы объект нашей атаки оставался неподвижным (см. диаграмму 26, а также партию № 5).
№26
Открытая коневая линия «g». Форпост – Rg6, но не Rg6.
Нимцович - Любитель
1. Nf4 (развитие является до конца партии руководящим принципом; об этом менее опытные игроки забывают уже в дебюте) 1...Rag8 2. Rh7! (мы просим рассматривать этот ход лишь как занятие форпоста, иначе в нем можно еще усмотреть занятие 7-й горизонтали) 2...Bе8 3. Rdh1 R:h7 4. gh (трансформируя линию в проходную пешку; хорошо было бы также 4. Rxh7, затем 5. Nh5 с жертвой в подходящий момент коня на f6) 4...Rh8 5. Ng6+ Bxg6 6. fg (белые получили защищенную проходную пешку) 6...Kе6 7. Rh5! (это частичное использование линии мешает черным освободить игру при помощи Kе5 или f6–f5 с приближением короля к пешке g6) 7...b6 8. с4 (ход b2–b4 парализовал бы черных еще больше, но белые осуществляют другой план) 8...с5 9. а4 а5 10. b3 с6 11. Kd2 Kd6 12. Kе3 Kе6 13. Kf4 Kd6 14. Kf5! (теперь план прорыва, намеченный белыми, становится понятным; благодаря цугцвангу они придут к ходу е4–е5, взорвут пешку f6, после чего белой ладье откроется доступ к f7) 14...Kе7 15. е5 fe 16. Kxе5 Kd7 17. Rf5. После этого ясно, что ход Rh1–h5 (на 7-м ходу) был в свое время первым этапом в переводе ладьи с линии «h» на линию «f». Маневр Rh5–f5–f7, несмотря на временный в нем перерыв,– новый пример косвенного использования открытой линии. Черные сдались, так как на 17...Nf7 последует 18. Rxg7, и у белых получаются две связанные проходные.
Схема к главе «Открытая линия для ладьи». Центральная линия, Крайняя линия, за
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|