Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Высшая и низшая природы




 

Минимальное проявление человеческих потенций состоит в выполнении человеком его космического долга: быть носителем порядка и урегулирования в области экзистенции, вверенной его заботе. Это соответствует Демиургическому Интеллекту (глава 35). Низшая природа Эссенциального Человека представляет собой инструмент адаптации к обстоятельствам земной жизни и выражается в различных психических функциях и их силах. Когда человек развит полностью, этими силами владеют низшие Самости и тогда они не мешают более высоким целям, преследуемым Индивидуальностью (см. след. главу).

Разделенная Самость может рассматриваться как экзистенциальная диада в человеке и как проекция на план Существования фундаментальной космической диады, дающей человеку беспредельные возможности, но лишь ограниченные способности и силы для их реализации. Поэтому мы можем принять Разделенную Самость как местонахождение верхнего и нижнего пределов значения Экзистенциального Человека. У него есть потенциал для трансформации благодаря обретенной им человеческой форме однако он еще не истинный человек, хотя у него есть возможность стать таковым. Это - решающая возможность, являющаяся основанием экзистенциального значения человека. Пока он не достиг Истинной Самости, эта возможность представляет собой верхнюю границу его внутреннего значения. Мы можем приравнять это к высшим функциональным центрам. На другом экстремуме мы имеем движущую силу, заставляющую человека искать удовлетворения естественных потребностей. Это можно назвать желанием: это либидо. скрытые мотивы, требования подсознательного и животные страсти, находящиеся в корне животной природы человека. Эти мотивы и отрасти обладают своим собственным паттерном, который соответствует характеру [69].

Рассмотрим теперь более высокие внешние пределы эссенциального и экзистенциального человека, и после этого мы вернемся к понятию фокуса внутреннего значения.

 

Мастер

 

Эссенциальный Человек стремится к Индивидуальности, которая репрезентирует для него Реальность, являющуюся для него окончательной целью. Как мы видели в главе 35, Космическая Индивидуальность является истинным Учителем человека.[70]

Единение с Космической Индивидуальностью - предел духовного достижения для человека и исполнение его предназначения.

Термин "Космическая Индивидуальность" используется здесь, чтобы избежать теологических вопросов, хотя при этом подразумевается, что высочайший предел значения Человека невозможно описать в терминах Существования. По определению, Космическая Индивидуальность является Сверхъестественной, поскольку Законы Природы действуют до Мира, 6, в то время как мы ассоциируем Космическую Индивидуальность с чистой Триадой Мира 3, где на Космические Импульсы не накладывается ограничений. Мы пытаемся подойти к нашим заключениям без предубеждений или ссылок на традиционное знание или Религию Откровения, но путем последовательного применения метода Систематики. Это поставило нас перед выводом, что более высокие значения Человека в свете его эссенциального бытия лежат не только за пределами человеческой природы, но и за пределами всей Природы. Это имплицируется человеческой амбивалентностью с ее противоречием конечного и бесконечного в пределах единственной структуры - Человека.

Мы можем здесь повторить, как в главе 35, что высочайшим предназначением и истинным значением Человека является то, что он может быть "пищей для Космической Индивидуальности".

Теперь нам следует вернуться к Экзистенциальному Человеку, чей центр гравитации лежит в Семействе Самостей. Без индивидуального он не может стать независимым существом в Космосе. Отсюда тенденция экзистенциального человека к поиску полноты в пределах Существования. Его внутренний предел значения находится в завершенности Семейства Самостей. Поскольку он не имеет расположения за границами Семейства Самостей. Поскольку он не имеет расположения в сторону Индивидуальности -что требует от Семейства Самостей подчинения - он должен искать свое значение некоторым другим путем. В нашем изучении Эссенциальных Классов (гл.35, раздел 13.35.13) мы поместили Демиургическую Сущность между Человеком и Космической Индивидуальностью. Понятие Существ, ограниченных в своих силах, но тем не менее относящихся к более высокому порядку, чем Человек, совершенно неприемлемо для современного способа мышления поэтому для читателя может оказаться менее чуждым понятие Над-природной или Сверхъестественной Индивидуальности. Однако, как выясняется, уже накопилось достаточно свидетельств в пользу такой концепции Мирового Порядка. Сегодня, когда мы знаем о громадной протяженности Вселенной и мизерном масштабе человеческого существования в сравнении, скажем, с Галактикой с ее сотнями миллионов звезд, невозможно более отвергать, как абсурдную, идею о том, что могут существовать интеллекты значительно выше наших, но которые тем не менее конечны и поэтому не застрахованы от ошибок.

Простой, но не поддающийся проверке способ определения высшей цели - или Господина - для Экзистенциального Человека -это сказать, что человек существует для пользы Демиургических Сил. Форму языка можно изменить, и мы скажем о том же самом, если примем, что Человек, ограниченный Существованием, может быть значимым лишь для Природы - и именно для той части Природы, которая соизмерима с его собственным масштабом значимости. Весьма ограниченной была бы версия, что Человек "есть прах и вернется в прах", то есть что он является физико-химическим комплексом и его значение ограничено преобразованиями, которым может подвергнуться этот комплекс.

Нам следует также принимать в расчет человеческий опыт. Это равносильно утверждение, что человек состоит по крайней мере из тела, то есть физического механизма, и ума. то есть чувствительного комплекса, в котором локализован его опыт. Человек, который есть не более чем это, может быть значим только в окружении подобных же составляющих. Но будет ли это, в любом реальном смысле, значимым? Если же принять, что слово "значение" должно относиться к некоторому аспекту или составляющей "реальности", тогда мы должны пойти дальше и заявить, что Экзистенциальный Человек должен быть значимым для Целей Природы - по крайней мере в том смысле, который мы использовали бы в обыденной речи.

Этот окольный подход может дать понятие о том, что должна быть некоторая полезная цель, которой служат жизни людей, даже если они и не находятся на пути к Индивидуальности. Это на самом деле весьма важное понятие, являющееся частью более общего утверждения: все, что существует, служит некоторой цели. А это очень близко к Гурджиевской доктрине Универсальной Взаимной Поддержке.

 

Персона

 

Два предназначения человека различны по самой своей сущности, как будет ясно из нашего последующего исследования, когда оно подведет нас к фокусу внутреннего значения.

Мы начинаем с допущения, что каждое существо имеет центр или ядро, в котором сконцентрированы его доминирующее мотивы и интересы. Будем называть это "персоной" (Ipseity), чтобы соединить в одном выражении Семейство Самостей и Индивидуальность. Мы не можем проверить это у животных и растений, хотя можем предположить, что все существо тигра концентрировано на том, чтобы быть хорошим тигром, а розы - чтобы быть хорошей розой. По крайней мере, мы не можем вообразить, чтобы тигр или роза имели стремление стать не тем, что они есть. Однако, говорят - и, вероятно, справедливо, - что животные, очень близкие к человеку, как собаки и лошади, тянутся к человеку, чувствуя, что им недостает чего-то существенного[71]. Если это так, то можно понимать такое стремление к общению как надежду на завершенность, которую они чувствуют в человеке.

У людей, тоже есть "центральное стремление", но его нелегко распознать, потому что оно лежит в тех частях Семейства Самостей, которые редко нами осознаются. Мы смутно сознаем, что есть в нас что-то более драгоценное, чем все остальное, и чтобы защитить эту ценность, мы готовы пожертвовать всем. Когда существует угроза Персоне, на ее защиту, мобилизуются все наши силы. Это не инстинкт телесного самосохранения, принадлежащий не Самости, а организму: инстинкт работает благодаря автоматизму и может быть отключен, когда есть сильный приток чувствительной энергии - например, в случае, когда интенсивное возбуждение отключает у человека страх за свою собственную жизнь.

В самой сердцевине экзистенции существует глубоко укоренившаяся потребность - потребность иметь и удерживать свое место, в схеме вещей. Это загадка материи, Семейство Самостей укоренено в Существовании, и если оно теряет его поддержку -а это нечто большее, чем сама жизнь, - оно разрушается. Мы не можем поэтому применить морального отношения неодобрения по отношению к экзистенциальному самолюбию. Лишь с пробуждением Истинной Самости может начаться постепенное осознание Реальности, существующей за пределами Существования, и в этой Реальности нет нужды "занимать место".

Именно поэтому иллюзия или неведение (авидья) рассматривается в Буддизме как источник всяческого человеческого страдания. В этом кроется важная истина. Человек, живущий в состоянии, описываемом тетрадой, где сознание и чувствительность слиты так, что объективное самосознание невозможно, не может стоять позади самого себя и видеть, что в нем самом есть более высокая природа, которая не зависит от экзистенциальной поддержки. И до тех пор, пока человек не узнает о существовании другой Реальности, к которой он может стремиться, он будет зависеть от всего, что он получает извне самого себя. Но даже такое знание не может просто перевесить жажду существования (желание), укоренившуюся в Семействе Самоотей. Пока не произойдет глубокого внутреннего изменения - разрушения барьера между высшими и низшими частями Самости, - большее, что может быть достигнуто, - это "правильная жизнь".

Итак, самость, или "эго", может жить совершенно по-разному. Поведение Самости может соответствовать, и весьма близко, тому, что приходит от Космической Индивидуальности - если принимать в расчет Ее бытие; но Самость может также дегенерировать до такой степени, что деструктивный эгоизм прочно установится в фокальной точке внутреннего значения.

Теперь мы можем сформулировать два главных условия.

Персона, или центральное значение, Эссенциального Человека есть Индивидуальность, то есть чистая Воля: это Человек как Завершенный Индивидуум. Персональная Индивидуальность[72] никогда не может удовлетвориться одним лишь Существованием.

Ее стремление направлено к интеграции с Универсальной Индивидуальностью и окончательному союзу с Космической Индивидуальностью*. Жажда отдаленного существования преодолена, и ее сменяет любовь к Единению. Осуществление такого шага называется "смертью Эгоизма" - это переход от экзистенциальной зависимости к эссенциальной независимости, и это трансформация Персоны. Экзистенциальный человек в своей активности зависит от тела. Эссенциальный человек может создать для себя проводник и инструменты, которые ему требуются. Индивидуальность может проецировать себя в Существование; но Семейство Самостей не может проникнуть в эссенциальное состояние до тех пор, пока оно не подчинит себя полностью Индивидуальности. Только тогда Самость становится проводником и инструментом Индивидуальности.

Эти два условия позволяют нам определить два типа человеческой Судьбы-Предназначения. Экзистенциальная Самость может быть только инструментом. И если она не стала инструментом собственной индивидуальности, она будет использована Универсальной Индивидуальностью посредством Демиургических Сил. Такая Судьба может быть исполнена блаженства и свободы -но это не реальность. Она может быть живой и полной принуждения - но это тоже не Реальность. Реальность может достигнута Самостью лишь посредством завершения своей собственной "внутренней триады", и такое завершение осуществляется тогда, когда Персональная Индивидуальность устанавливается в фокусе внутреннего значения. Выражаясь обычным языком, Персональная Индивидуальность - это "Я ЕСМЬ", где "Я" обозначает Индивидуальность, а ЕСМЬ означает Самость в качестве проводника и инструмента.

Теперь мы можем завершить обе пентады, назвав Персону Экзистенциального Человека Эгоизмом. Не следует Забывать, что эгоизм может быть как "хорошим", так и "плохим". Хороший эгоист действует правильно, не навлекая на себя болезненных последствий или чувства вины; но он делает так ради собственного "спасения" или же "безопасности", что просто означает, что главная забота направлена на усиление своего влияния в Существовании.

Прежде чем идти дальше, мы представим обе пентады с помощью символа раздела 14.37.8.:

 

Космическая

Индивидуальность I

Демиургический

Интеллект II

 

Индивидуальность

(Я ЕСМЬ) III

 

Самости IV

Герминальные V

Силы поиска

 

Рис.39.10. Эссенциальный дух Человека.

 

Демиургический

Интеллект A

Высшие Центры B

 

 

Семейство

Самостей

(Эгоизм) C

 

Низшие Центры D

Вегетативные силы

cамосохранения E

 

Рис.39.11. Экзистенциальный Дух Человека.

 

Верхним внешним пределом, или Господином Эссенциального Человека, является Космическая Индивидуальность. Высочайшим и наиболее полным выражением значения человека и его возможностей является Единение с Космической Индивидуальностью[73].

Соответствующей целью Экзистенциального Человека является слияние с Демиургическим Интеллектом. Приблизительно это различие можно проинтерпретировать ссылкой на две части душ.[74]Низший проводник души может достичь такой степени интеллекта, что станет инструментом Демиургической Воли, в то время как высший проводник души наделен возможностью достичь такой степени чистоты, чтобы стать местом пребывания Космической Индивидуальности. Если развитие ограничивается экзистенциальной природой, душа не может найти за пределы Существования и вынуждена поэтому оставаться зависимой от иной воли, чем собственная. Вот почему Демиургический Интеллект оказывается на нижней диаграмме в качестве верхнего внешнего предела, в то время как у совершенно эссенциального человека он показан как часть его собственной природы.[75]

Низшие пределы взяты из изучения Эссенциальных Классов. Основное различие между двумя состояниями здесь заключается в том, что Экзистенциальный Человек остается таким, как он есть (вегетативное начало), а Эссенциальный Человек трансформируется (герминальное начало). Внутренние пределы соответствуют потенциальностям человека - в его природном состоянии или же в состоянии трансформации.

Персону интерпретировать более трудно. Экзистенциальный Человек, не будь он затронут эгоизмом, был бы "естественным человеком", "естественной человеческой душой". Эгоизм "загрязняет" Семейство Самостей и человек становится "неестественным". В силу этого на рис.39.7. представлена не норма Экзистенциального Человека, но условия его возникновения и его жизнь на Земле сегодня. [76]

Этот очерк о Духе Человека мы завершим кратким рассмотрением десяти связей в каждой пентаде.

Структура Души Эссенциального Человека дается треугольником I-II-III. Семейство Самостей Экзистенциального Человека отмечено фокальной точкой А-В-С.

Четыре связи, исходящие из термина "Космическая Индивидуальность" Эссенциального Человека (т. е. его Персона) символизирует его космическую роль как моста между природной и сверхприродной реальностями. В нем завершаются герминалъные (зародышевые) побуждения природы и он сам завершает себя в Космической Индивидуальности. Его душа объемлет полный спектр активности от материального мира (Материальная Самость) до Демиургического Интеллекта, направляющего судьбу Человечества.[77]

Четыре соответствующие связи Экзистенциального Человека показывают его как существо, ограниченное земными условиями. Он не имеет Персональной Индивидуальности и его Персона может существовать лишь как часть Мировой Души.

Остаются две перекрестных связи: II-V и I-V - у эссенциального человека; B-E и A-D - у его не трансформированного собрата. Связь II-V показывает, как человек, достигший Индивидуальности, может непосредственно получать жизненные энергии; связь I-V - как человек, став единым с Космической Индивидуальностью, освобождается от проблем Семейства Самостей: у него нет конфликта лояльности или понимания, ибо его воля созвучна Воле его Источника. Соответствующие связи Экзистенциального Человека символизируют его зависимость от внешней природы и его неспособность быть ответственным за свою собственную жизнь[78].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных