Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗНАЧЕНИЕ И ПРИРОДА ТРАНСФОРМАЦИИ




 

В силу сложности своей природы человек в период своей земной жизни поставлен перед лицом столь же сложной задачи. Троичное деление на Функцию, Бытие и Волю, означающее в одном своем аспекте Тело, Душу и Дух, ставят перед нами различного рода задачи.

Мы должны удовлетворить все законные требования телесного организма. Мы должны развить ум и его силы так, чтобы вещество души в конечном счете могло достичь уровня Истинной Человеческой Самости и объединиться с Персональной Индивидуальностью, чтобы создать Завершенного Человека - совершенного в той степени, которую допускают наши природные и искусственные ограничения. Мы должны также, как отмечено в конце последнего раздела, исполнить нашу духовную судьбу. Ни одна из этих трех задач не является простой.

Наши телесные потребности - это не только наше личное дело: они прямо затрагивают общество, в котором мы живем. В настоящее время взаимозависимость телесных потребностей человечества стала настолько общей, что проблемы питания, здоровья, коммуникации и жизненных удовольствий приобрели межнациональный и даже мировой характер.

Развитие Вещества Души на первой стадии является личным делом, но впоследствии оно оказывает глубокое влияние на человеческие общества всех разновидностей. Каждая из четырех самостей человека играет различную роль в социальных отношениях. Общество с преобладанием людей Материальной Самости может быть лишь саморазрушительным. Доминирование Реагирующих Самостей сделало бы его настолько нестабильным, что жизнь стала бы фактически невозможной. Поскольку большинство мужчин и женщин к настоящему времени принадлежат к одной из этих категорий, проблема Семейства Самостей с их внутренним взаимоотношением касается каждого.

Как мы вскоре будем иметь случай отметить, развитие человека Истинной Самости и тем более людей, достигших Индивидуальности, имеет чрезвычайно важное значение не только для них самих, но и для окружающих их людей.

В конечном счете, речь идет об исполнении Духовной Судьбы (Предназначения). В очень широком смысле это может быть описано как осуществление своего вклада в Одухотворение Существования; но есть множество (бесчисленное) путей, которыми может быть осуществлен такой вклад. Выбор, как он формулировался в главе 35, между "Животной Сущностью" и "Человеческой Сущностью" выглядит слишком упрощенно для нашей настоящей цели. Человеческое предназначение может варьироваться от исполнения семейных обязанностей до высочайших пределов артистического творчества или роли святого и пророка. Каждая человеческая Тотальность получает в момент зачатия Судьбу, которая должна быть реализована. Никто не может изменить этой Судьбы-предназначения, но мы не обязательно должны быть связаны своим Роком. Точно, так же человек совсем не обязан подчиняться давлению среды, воздействующей на его личность.

Сложность ситуации и непредсказуемость исхода - это риск человеческого существования, но это и средства, которыми реализуется Сущность. Каждая жизнь есть поиск - сознательный или бессознательный - эссенциальной Реализации. Если отсутствуют Расположение и Различение, человеческая Самость может сбиться с пути и жизнь такого человека может совершенно отклониться от собственного Предназначения. Жизнь, внешне незначительная и нетворческая, может исполнить свое Предназначение в совершенстве и покинуть земное существование с завершенной душой. В то же время жизнь, внешне полная достижений, может быть эссенциальной ошибкой, и тогда вещество души теряет свою связь с Индивидуальностью и возвращается во Вместилище Вещества Души, чтобы войти в новые тотальности.

Человеческие нужды и обязанности, подлежащие удовлетворению и исполнению, столь сложны и разнообразны, что мужчина или женщина, входящие в жизнь, оказываются перед лицом почти невозможной задачи. Большинство людей даже не догадываются о широте своих потенций или искажают их в своем эгоистическом воображении. Чувство Судьбы - достаточно общее, но немногие спрашивают себя о плате, которую требует Судьба. Многие люди испытывают глубокое разочарование и не удовлетворены ограничениями материального мира, но они не видят, что привязаны к этому миру своей собственной материальностью. Те, кто приобрел расположение и различение в течение формирующего периода, узнают их симптомы по чувству неудовлетворенности собой и начнут искать объяснений этому. И все же могут не, понять природу своей проблемы - проблемы Души - и могут искать в творческой работе путей обнаружения и исполнения своей Судьбы. Это - не ошибка, но такой поиск сопряжен с риском быть вовлеченным во внешнюю активность, которая может привести к пренебрежению более высоким развитием Семейства Самостей. Такие люди обычно намерены достичь Разделенной Самости и не идти дальше. О них говорят, что у них "сильный характер" или даже что они "люди судьбы". В действительности же "характер" может быть не более чем паттерном эгоистических мотиваций Самости, а "судьба'' - не более чем паттерном Рока.[101] Истинный Искатель смотрит дальше и стремится к целостному пути жизни, который сможет и трансформировать и завершить его собственную природу.

Некоторые люди становятся искателями с момента зачатия - необходимые качества могут быть представлены в веществе души и стремление к поиску исходит от Персональной Индивидуальности. Другие могут обладать подлинными и сильными потенциями, но приходят к поиску путем Личности.

У третьих - смешанные импульсы, и к поиску их побуждает страдание или понимание очевидных ограничений материальной жизни. У множества людей ментальная способность столь слаба, что потребность в поиске поглощается внешней активностью.

Таким образом, существуют различные категории мужчин и женщин. Мы не можем проследить всего разнообразия форм человеческой жизни. В упрощенной форме это можно увидеть в структуре человеческого общества, где одни зависимы, другие продуктивны, третьи - в творчестве, а четвертые предназначены достичь Индивидуальности. Мы проследим развитие обычной средней жизни "нормальных" мужчин и женщин, чей поиск основывается на прочном расположении и хорошем различении, а не исключительной духовной интуиции, доступной "врожденным святым". Не будут рассматриваться - в силу той же причины их относительного меньшинства - и люди с исключительными функциональными способностями: "врожденные" музыканты, математики, лингвисты, исследователи, бизнесмены, в чьей внешней жизни доминируют "карьера". Такие люди, конечно же, могут достичь Истинной Самости и душевной целостности, но условия здесь отличаются от положения людей со "средними талантами", другую, и особую группу представляют собой мужчины и женщины, которые, будучи обусловлены рождением и Судьбой, занимают важные посты в обществе и должны исполнять эту свою роль даже в ущерб собственному поиску. Они тоже могут достичь завершенности, но путем, отличным от того, по которому идет средний человек.

Вот простая формулировка требований Жизни: поддержание баланса тела, развитие своих способностей и сил, приобретение Души, достижение ее завершенности и исполнение своей Судьбы. Наряду с этими "индивидуальными" требованиями необходимо также помогать другим как в их жизненных требованиях, так и в их поиске.[102] Перед лицом такой ответственности человек должен быть способен иметь дело с проблемами мира, в котором он живет. Он должен использовать все инструменты Самости - ощущение, чувствование и мышление, - а также знание и уменье, приобретенные им в юности.

Слово "он" в этом контексте относится к доминирующей части Самости Семейства. Хотя "он" имеет много "воль", или "я", рассеянных среда его функций, "он" обладает также некоторой непрерывностью присутствия, благодаря преобладающим чертам своей личности.

Главной проблемой искателя - как и у всех людей, чье вещество души извлечено из Общего Вместилища - остается всегда то, что самая сердцевина его существа запятнана Эгоизмом. Он не знает этого, так же как не представляет всего ужаса такого положения, поскольку это за пределами досягаемости его "обычного ума" - массы вещества ума, отражающей лоток образов, бросаемых в него ощущениями, воспоминаниями и случайными проблесками сознания.

Обычно человек имеет дело с механическим или автоматическим уровнем своих функций. Он редко испытывает состояние разделения чувствительности и сознания, другими словами - он не "помнит" себя. Это человек с доминантой либо Материальной, либо Реагирующей Самости, и поэтому он пребывает или под влияниями материального мира, либо он раб собственных эмоциональных состояний. Эти дефекты, каковыми они и являются с точки зрения эссенциальной природы - не препятствуют его профессиональным успехам и даже блестящей карьере, так же как и в его разнообразных человеческих отношениях. Такой человек многое "знает" и компетентен в избранной им работе, но он почти ничего не понимает ни в окружающем его мире, ни в людях. Он может создать иллюзию - и не только для других, но и для себя самого, - что он управляет собой, но такая иллюзия легко рассеивается, когда случается что-либо, для чего у него нет готовых автоматических реакций.

Вопреки воем его дефектам и слабостям, наш "средний человек" ищет Реальность. Он не удовлетворен собой и боится будущего. В его религиозных верованиях обычно отсутствует убежденность, он лишь очень хорошо осознает, что жизнь его не отвечает заповедям и примеру Творца.

Такое положение дел, или похоже, порождающее глубокую неудовлетворенность, является достаточно общим. Кажется, что неудовлетворенность является экзистенциальной - есть чувство что недостает чего-то такого, что может быть найдено вне себя, - но корни ее скрыты в эссенциальной неудовлетворенности, свойственной веществу Души, которая жаждет единения с Индивидуальностью. Поэтому такая ошибочная неудовлетворенность Личности может оказаться началом осознания душевного голода, который не может быть удовлетворен ничем другим, кроме Единения, всех трех Природ Человека.

Мы достигли критической точки - понятия Трансформации. Этот термин будет использоваться для обозначения сложного действия, посредством которого человек изменяется из экзистенциальной Самости в эссенциального Индивидуума. Это действие затрагивает человеческую Тотальность и может быть успешным лишь в том случае, если все шесть элементов Тотальности будут приведены в гармонию и Единение.

Трансформация может быть репрезентирована в тетраде, четырьмя терминами которой служат: организм и его силы, фактуальное знание, Бытие, представляемое Душой, и Воля, исходящая из Индивидуальности.

 

Индивидуальность

"И"

 
 

 

 


Бытие "Б" Знание "З"

 

Организм

"О"

 

Рис.40.3. Тетрада Человеческой Трансформации.

 

Переходим к сжатому описанию различных процессов, вовлеченных в целостный Акт Трансформации.

 

Организм

 

Человеческий организм - это нечто значительное большее, чем животное тело, адаптированное условиям жизни на поверхности Земли. Это поле[103], на котором совершается трансформация, и это - мастерская, в которой есть разные инструменты, необходимые для поддержания существования и достижения Сущности.

Инструменты - это прежде всего инстинктивно-двигательные, эмоциональные, сексуальные и интеллектуальные Функции с их центрами и различными уровнями работы. У среднего человека эти силы развиты лишь до минимума, необходимого для жизни, о существовании же скрытых сил своего организма он даже не подозревает. Более того, вое эти силы и способности не скоординированы, работают с низкой эффективностью и нуждаются поэтому в перенастройке с помощью соответствующих методов. Направления такой работы представлены тремя линиями: ОБ, ОЗ и ОИ. ОБ - работа над функциями посредством энергий вещества души: это усилие в обычном смысле олова. ОЗ - координирующее влияние знания, в частности знания себя. ОИ - способности внимания, решения и настойчивости, которые пребывают в Воле и должны воздействовать на организм, чтобы превратить его в эффективный инструмент более высоких частей Самости.

Знание

 

Прежде всего, человек должен узнать, что Трансформация возможна. Затем он должен изучить, что для этого требуется делать. И, наконец, он должен приобрести объективное сознание о Человеке, Вселенной и Боге.[104] Трансформация человека, которая обычно начинается с осознания Случайности - то есть ненадежности его существования, - часто обретает форму с помощью знания из традиционного источника.

Человек должен пройти и испытать много ступеней, чтобы достичь Объективного Разума, который есть способность схватывания своей собственной реальной природы и природы мира. Знание может принимать множество форм это инстинктивное, двигательное, эмоциональное, интеллектуальное, интуитивное, сознательное или творческое виды знания, или некоторая комбинация, всех видов или любых из них. Высшее Знание приходит лишь тогда, когда Трансформация завершена.

 

Бытие

 

Делание Души, или преобразование сырого вещества души в полностью организованный и независимый проводник - Бессмертную Душу - является фундаментом, на котором должна быть воздвигнута человеческая Завершенность. Вещество душа содержит всю человеческую способность к "переживанию опыта", но различные энергии не могут совершать свойственную им правильную работу, пока единственной организованной структурой является человеческое тело.

Существуют различные теории относительно структуры Души. Наиболее вероятным представляется, что у души две части: первая основана на чувствительности (Е5), вторая - на сознании (Е4). Одна принадлежит к жизненным энергиям, вторая - к космическим энергиям. Таким образом, имеется три проводника, возможных для человека. Первый - это физическое тело, которое принадлежит к тетраде Материальных Энергий и служит для контакта с Материальным Миром на четырех его уровнях. Второй -"Жизненное Тело", которое, подобно Энтелехии Аристотеля, является душой в качестве принципа жизни. У Гурджиева это "Тело Кесджан", оно также может вполне быть "естественным телом" (1 Коринф.,15.44). Традиции хорошо согласуются в том, что имеется "средняя душа", которая соединяет нижние и высшие части человеческой природы. Такое представление согласуется о заключением, выдвинутым в Первом томе относительно того, что Жизнь является звеном между Материальным (Гипономным) и Космическим (Гиперномным) мирами.

Вторая часть души - или третий проводник - неразрушима и бессмертна. Существо, сформированное из энергий, источники которых за пределами жизни, не является субъектом условий жизни и смерти.[105] У Гурджиева это "Высшее Тело Бытия", которое, будучи носителем Объективного Разума, непреходяще и должно вернуться к своему Источнику.

Доктрина души, состоящей из двух частей, была известна египтянам до 19 Династии. Есть еще более древняя Вавилонская или Шумерийская традиция, которая сохранилась в легендах, свидетельствующих о вере в "составные души", и "сверх-души". Погребальные обряды шумеров[106] указывают на то, что составная душа, формировавшаяся вокруг полубожественного Водителя, была предметом веры, с которой люди жили и умирали. Есть также традиции, упоминающие о четырех и даже семи проводниках, или принципах завершенного, целостного человека.

Все эти противоречивые на первый взгляд верования относятся к одной и той же ситуации. Варьируется лишь значение, которое придается проводникам и их силам. Ни в одной древней традиции не утверждалось "безусловного бессмертия" души. Такое утверждение возникло в Христианской и Мусульманской теологии в связи с неверным толкованием греками Халдейской и Египетской традиции.

Нам необходимо прояснить различия между выживанием, бессмертием и Единением, каждое из которых относится к разным состояниям Души. Позднее мы обсудим смерть и посмертные состояния. На данной же стадии мы изложим пробное описание характеристик совершенного человека.

Одной из характеристик Завершенности является интегральная и все же автономная работа различных частей Тотальности. Во-первых имеется тело, которое контролируется и направляется низшей частью Души, характеризующейся автоматизмом и чувствительностью. Сознание может оставлять эту часть, предоставив ей заниматься своим делом, поскольку она свободна от дефектов и колебаний. Вторая часть - это "ум", который тоже принадлежит к низшей части Души и расположен между чувствительностью и сознанием.

Затем следует высшая часть Души, которая формируется между сознанием и Творчеством - она свободна и от ограничений персонального существования и может участвовать в Космическом Сознании. Достигнув этой стадии совершенства, высшая часть души может иметь связь со всеми состояниями Индивидуализированной Воли. В этом случае Персональная Индивидуальность объединяется со Всеобщей Универсальной Индивидуальностью, которая в свою очередь целиком подвластна Космической Индивидуальности за пределами Существования.

Автономия трех проводников не является препятствием для их полной интеграции. Совершенный Человек - это не только Индивидуальность, или только Душа: это единство Тела, Души и Индивидуальности, что в теологии выражается как "Праведный Человек, сделавшийся Совершенным".

Трансформация вещества души, продуцирующая состояние человеческого совершенства, осуществляется "правильной жизнью". Это кажущееся столь простым понятие заключает в себе глубокую истину относительно человеческой природы. Вещество души среднего человека находится в состоянии, непригодном для того чтобы быть отлитым в постоянный проводник. Мы видели, что в момент зачатия вещество души подвергается трем искажениям: во-первых это общечеловеческий порок Эгоизма; во-вторых, следы прошлых жизней, сохранившиеся во Вместилище Вещества Души, и, наконец, состояние родителей во время и после зачатия. К этим дефектам добавляется влияние окружения - особенно людей - на очень чувствительное вещество души, в ранние годы. В результате всех этих загрязнений вещества души, средний искатель начинает свой путь к Реальности при очень невыгодных обстоятельствах. Все эти помехи воздействуют на его организм, его центры и функции, а через них - и на волю. Но в данный момент мы имеем дело с элементом Бытия.

Дефекты Бытия - это, во-первых, загрязнение вещества души нежелательными элементами, и, во-вторых, дезорганизация ее, то есть отсутствие структуры и связности. Очевидно, что эти действия должны устраняться в правильном порядке: очищение должно следовать первым, а организация - второй.

Очищение происходит под действием "очищающего агента" - например, сознание (Е4) может очистить чувствительность (Е5), а чувствительность может очистить автоматизм (Е6). Для того, чтобы очистить сознание, необходимо действие творческой энергии (Е3), которая не контролируется самим человеком, - и поэтому Помощь здесь совершенно необходима.

Эти несколько замечаний дают представление о трудностях очищения и, однако, без очищения организация вещества души может сформировать лишь больную или искалеченную душу, или же душу, базирующуюся на заблуждении. Но самой серьезной опасностью из всех возможных является формирование Эгоистической Души. Несколько позже мы займемся некоторыми из связанных с этим проблем.

Организация высшей и низшей части души требует соответствующих условий. Низшая, или Жизненная Душа, организуется до некоторой степени автоматически, посредством опыта жизни; но такая консолидация вещества души едва ли может породить полностью развитое "второе тело" или же развить силы, принадлежащие этому телу. Природа низшей души и ее способности (силы) представляют собой громадное поле исследований[107]. Эти силы, известные под названием Экстрасенсорной Перцепции (Сверхчувственное Восприятие), без сомнения, принадлежат низшей части души. Имеются модусы восприятия, еще не изученные или совершенно неправильно понятые западной наукой, которые можно испытать только с помощью правильно развитого второго тела. Когда второе тело сформировано неправильно, проявление его сил происходит часто анормально и может быть причиной трагических заблуждения. К примеру, мужчина или женщина могут развить способность ясновидения или медиумизма посредством серьезно зараженного второго тела, и поскольку такие силы сами по себе подлинные, такая личность может произвести сильное впечатление на искателей с недостаточным различением. В других случаях искажения второго тела могут привести к патологическим случаям - таким, как шизофрения,- сопровождаемым, однако, подлинными переживаниями.

Эти примеры - не более, чем затрагивание края проблемы, но они должны напомнить читателю, что силы, испытываемые посредством испорченных инструментов, сопряжены с опасностью. Очищение вещества души - необходимая предпосылка, и она должна включать все три принципиальных составляющих. •

Необходимы три расположения. Первое - подчинение внешним правилам и условиям; это очищает автоматическую энергию (Е6). Второе - самодисциплина, основанная на знании себя и раскаянии; это очищает чувствительность (Е5.). Третье - поклонение (почитание), которое очищает сознание (Е4).

Для успешного осуществления каждой из трех стадии, очищения требуются правильно организованные условия. Поскольку, в принципе требуются организованные условия. Поскольку, в принципе, ни одно дефектное качество не может очистить самое себя, необходимо взаимодействие различных уровней, и лишь в очень редких случаях такое взаимодействие уровней устанавливается в пределах одной человеческой Тотальности. Другими словами, лишь очень редкие существа способны очистить самих себя. Для большинства - и это идет много дальше нашего "среднего искателя" - требуется внешняя помощь. Такую помощь находят в различных формах: контакт с человеком высоких душевных качеств, сообщество искренних искателей, и особенно - школа, то есть общество, специально организованное для помощи духовному прогрессу искателей. Такая школа может исполнить свое назначение только тогда, если она находится под руководством опытного учителя или духовного руководителя.[108]

Наибольшая потребность в персональном руководстве имеет место на уровне автоматической энергии, которая может быть очищена и организована лишь намеренным и правильным усилием. Моральные принципы и правила поведения могут привести только к общим результатам. Особые дефекты, свойственные конкретному индивидууму, требуют проницательности и послушания, чтобы они могли быть искоренены. Очищение чувствительности должно начинаться о наставлений и руководства, но по мере того, как искатель приобретает все более тонкое знание самого себя, дисциплина оборачивается самодисциплиной. И, наконец, только сознание может направлять и упорядочивать процесс.

Третье очищение - или формирование высшей части души -может быть достигнуто, только с помощью Духовных Наставников, таких как Святые или Вали, которые способны предать очищенную творческую энергию тем, кто входит в сферу их влияния. Третье очищение совершается путем ориентации сознательной энергии (Е4) в сторону Идеала, но оно требует также эффективного контакта с творческой энергией. Для этого Идеал должен быть реальностью а не образом, созданным в чувствительности. Поклонение может быть искренним, но оно не окажет эффективного очищения, пока Объект Поклонения не является аутентичным источником любви и творчества. Все религии предписывают такое поклонение и учат что оно является двусторонним процессом, посредством которого поклоняющийся получает от объекта своего поклонения как раз то очищающее действие, которое необходимо, чтобы подготовить вещество души для ее трансформации в сосуд, в который может войти объект Поклонения Все организованные религии принимают в качестве ответственности обеспечение условий аутентичного поклонения.

Существует также и спонтанное поклонение, которое не нуждается в особых условиях, то есть не требует ритуала. В одной из таких форм поклонения осуществляется особый вид контакта между веществом души поклоняющегося и Универсальной Творческой Энергией.

Прежде чем оставить тему очищения, следует отметить два момента.

Во-первых, очищение означает значительно больше, чем устранение дефектов, Есть хорошие качества, которые, будучи смещенными, могут стать препятствием вместо того, чтобы помогать процессу.

Например, мягкость обращается в слабость, твердость в жестокость, терпение - в утрату инициативы. Существуют и менее очевидные дефекты природы и характера, которые выглядят положительными качествами или даже добродетелями, но для искателя они разрушительны, поскольку маскируют лежащий в центре Эгоизм. Даже покаяние, необходимое само по себе, может обратиться в дефект, а даже стать препятствием, если только оно не скорректировано высшей мудростью. Это одна из причин, почему самонаблюдение и принятие руководства весьма желательны и почти обязательны для человека, вставшего на путь искания.

Второй момент относится к тому, что может быть названо "ересью" (отпадением от веры), хотя мы понимаем этот термин в более широком смысле, чем его обычное использование в области морали. Очищение не требует много времени. Невзирая на вое дефекты, врожденные и приобретенные, подлежащие устранению, вещество души по самой своей природе устремлено к собственному очищению. Имеется постоянное и благотворное влияние Индивидуальности, устремляющей вещество души вперед. И тем не менее очищение у большинства людей требует много времени и связано с большими трудностями, поэтому низшая часть души может кристаллизоваться раньше, чем вещество души готово к этому. Главная причина задержки - и даже неудачи - это действие шести негативных триад: Воображение, Самопоклонение, Страх, Расточительство (Суета), Субъективизм и Отождествление.[109] Реагирующая Самость человека всегда склонна к этим негативным воздействиям, и пока она не поставлена под контроль более высоких частей Самости, она не только задерживает, но и сводит на нет работу по очищению, Ни одно учение о человеческой Трансформации не может пренебречь без ущерба этими шести формами "ереси". Они значительно серьезнее большинства грехов и дефектов, занесенных в моральные кодексы и этические системы.

Если целью и назначением человеческого существования является достижение Индивидуальности и исполнение предписанного нам Предназначения, тогда все суждения о правильности и ложном должны производиться в терминах того, что помогает и что задерживает такое исполнение. В свете правильного понимания шесть негативных триад следует признать главным препятствием и основной причиной, почему столь немногие, даже среди искренних искателей, достигает исполнения своей Судьбы.

Вторая стадия формирования Души названа Гурджиевым "кристаллизацией" Он утверждает, что средством кристаллизации является "жертва". Это можно рассматривать также как сдерживание наклонностей вещества души и поэтому имеет тот же смысл, что и знаменитое изречение из Йога Сутры Патанджали: "Йога - это сдерживание флюктуаций вещества ума". Эти наставления следует относить к ускоренному формированию второго тела, поскольку все повторяющиеся действия имеют тенденцию продуцировать фиксированные паттерны в веществе души.

Вот почему большинство людей развивает определенный тип души на протяжении своей жизни. Если душа, развитая подобным образом, создана постоянными моральными действиями, направленными к объективно правильной цели, то результатом явится "хорошая душа". Это происходит даже в тех случаях, когда отсутствует религиозная вера в возможность души, как и любого иного существования, кроме существования живого организма.

Этих замечаний достаточно, чтобы указать, что формирование Души может иметь много вариантов, Хотя реальность и значение формирования Души были известны человечеству в течение тысячелетий и хотя они достигли нас в форме мифов и легенд, а также в философских системах и религиозных доктринах, и даже в совершенно явных терминах; хотя плоды формирования души совершенно очевидны, у тех, кто достиг совершенства, до сих пор удивительно мало внимания уделялось механизму формирования Души и условиям, которые облегчают и благоприятствуют успешному завершению процесса. Это тема, где наука и религия могут найти общее основание на благо человечества. "Хорошо сформированная душа" - величайшее достижение экзистенциальной жизни (ибо мы не должны забывать, что низшая душа принадлежит к Существованию, а не Сущности). Это важно не только для "будущей жизни", но и для настоящего жизненного цикла. Человек с "хорошо сформированной душой" обладает полной властью над своим физическим телом. Он свободен от всех ненужных страданий обычной жизни. Он индуцирует суть естественных процессов, что дает ему преимущество перед другими, не сознающими его истинных приобретений и приписывающих их более высокому знанию, умение и даже удаче.

И тем не менее второе тело, или низшая часть души, не обеспечивает человеку исполнения его Судьбы или даже достижения Индивидуальности - это относится к высшей части Души. На этой стадии нашего исследования мы лишь бегло обрисуем формирование Души Сознательной, или "Высокого Бытийного Тела". Более детальное рассмотрение будет дано в связи с проблемами выживания и бессмертия.

Две части Души формируются путем процессов, которые выглядят противоречивыми. Низшая часть Души формируется посредством действия, высшая часть - путем недействия. Чтобы кристаллизовать второе тело, необходимы твердость намерения, настойчивость и жертва. Выплавление высшей части происходит благодаря спокойствию, созерцанию, поклонению и любви.

 

Индивидуальность

 

Мы подошли к высшему члену тетрады (см. рис.40.3.). Трансформация человека в сфере Воли - это передача власти низшими частями Самости Персональной Индивидуальности. Это может звучать достаточно просто, но когда мы спрашиваем себя, как это делается, то обнаруживаем себя перед лицом трудности, состоящей в том, что Воля не может изменить самое себя. Как мы отметили во Втором томе (гл.27), Воля - это Акт. Простейшими актами Воли является "направленное внимание" но у внимания должен быть объект. Воля - это власть, но власть ничто сама по себе, она становится чем-то лишь когда может проявиться. Таким образом, Воля как абстракция - полное ничто. Воля манифестируется только в конкретной ситуации.

Легко видеть, что когда одна из наших "воль" активна, мы не можем "водить" никаким другим образом. И лишь в те моменты, когда активны две воли и когда они в конфликте между собой, может появиться третья воля, которая сделает выбор между ними. Это наблюдение иллюстрирует главный тезис о том, что Воля проявляется в отношении. [110] Поэтому трансформация Воли может совершаться в ситуациях, где есть выбор отношений. Это возможно в пределах Истинной Самости человека, потоку что Истинная Самость - это триада; но это не может случиться в низших частям Самости.[111]

Итак, мы пришли к заключению, что на ранних стадиях Перестройки Воли требуются подходящие внешние условия. Другой путь выражения этого - сказать, что работа над волей возможна лишь при выполнении определенных задач. Мы не можем работать прямо, но мы можем поместить себя в условия, которые сделают работу возможной. Человек не мог бы реально работать над Объединением Воли, если бы с самого начала Персональная Индивидуальность не была бы связана с его Тотальностью. Хотя, как мы видели, Персональная Индивидуальность удаляется после рождения за экран Сознания, она остается связанной с Тотальностью до тех пор, пока вещество души удерживается вместе, то есть до смерти низшей части Души. Поэтому ультимативное влияние эссенциальной природы человека никогда не прекращается, даже если фрагменты Воли рассеиваются в пределах Тотальности, игнорируя, забывая или отрицая Реальность. Это может служить как утверждение того, что Реальность должна быть найдена, так и вселять уверенность, что она может быть найдена.

Вот почему человеку доступен выбор того, что соответствует его собственной Реальности, даже если это "против воли" его собственных низших самостей. Но на ранних стадиях он почти не способен к творческому выбору.

Выбор встает перед человеком на самых различных его путях. Прежде всего это жизнь само по себе. Чтобы жить, мы должны выбирать, что необходимо для тела, даже если это связано с преодолением инерции и сопротивления наших "приятно-неприятно". Наши личные отношения ставят нас перед выбором между действием различных воль. То же происходит во всех жизненных ситуациях. Но очень редко случается, чтобы выбор проникал глубже Реагирующей Самости. Человек выбирает, из своего собственного паттерна или характера - то есть из своей Разделенной Самости. Паттерн остается незатронутым и неизменным. Вот почему чаще всего воля человека терпит неудачу в попытке интеграции более высокой части души.

Более серьезные акты выбора могут быть произведены лишь в ситуациях, где сам паттерн Разделенной Самости - характер или тип - испытывает вызов. Для того, чтобы это произошло, должны возникнуть исключительные жизненные обстоятельства -такие, как непоправимая неудача в достижении цели, смертельная болезнь, невозвратимая утрата и т. п. Или же искатель должен отдать себя руководству учителя истинной мудрости и опыта, который может искусственно создать необходимые условия.

В Переустройстве Воли есть много стадий. Она начинается с выполнения простейших задач, включающих принятие решения. Мы должны научиться быть абсолютно честными сами с собой в выполнении наших обязанностей. Мы должны быть готовы раскрыть собственные противоречия в глубокие дефекты собственной природы, чтобы поместить себя в условия, которые могут продуцировать активность, способствующую объединению воли.

Стадии Перестройки Воли соответствуют четырем уровням Семейства Самостей и Индивидуальности. За этими пятью стадиями возможна дальнейшая трансформация Воли, но лишь посредством вмешательства Универсальной Индивидуальности. В соответствии с традицией имеется семь ступеней от Материальной Самости до Совершенного Человека, чья воля едина с Волей Космической Индивидуальности.[112] Первые три стадии принадлежат к сфере Существования, последние три - к сфере Сущности. Четвертая ступень - это Истинная Человеческая Самость, открывающая переход от Семейства Самостей к Индивидуальности. Каждая из семи ступеней отмечена особыми силами, но эссенциально каждая стадия характеризуется своей формой, или манерой, воления.

Воля Материальной Самости - это жажда доминировать. Ее правильное использование - дать человеку власть над материальным миром. Но человек, находящийся под контролем Материальной Води, вовлечен в поиск доминирования надо веем, включая и других людей.[113] У маленького ребенка Материальная Самость - это необходимость, поскольку она дает ему силу совершить чудо быстрого развития. Но если Материальная Самость остается доминирующей в дальнейшей жизни, это делает человека бесчувственным и обусловленным собственным миром поиска материального удовлетворения и материальной безопасности.

Реагирующая Самость, в какой-то мере развитая у всех людей, противодействует грубым проявлениям Материальной Самости. Если же помнить, что Воля разделяется еще на более недолговечные "я", чем Самости, то даже законченный "материалист" -то есть человек, целиком находящийся под контролем Материальной Самости - будет испытывать импульсы, направленные против его материализма. Такие импульсы могут даже включать поиск Реальности и привести человека к работе над собой. Однако человек Материальной Самости не может самостоятельно разрушить свою доминанту без сильного переживания и чувствительности (Е5). Как правило, чтобы наступила переломная точка, он должен пережить либо сильную физическую боль, либо эмоциональное страдание - только тогда Материальная Самость уступит дорогу.

Для менее Материальной Самости остается необходимость в дисциплине и подчинении. Более высокие части Самости могут принять необходимость страдания, чтобы освободиться от доминирования материальных влияний. Здесь следует заметить, что человеческое тело - это материальный объект, и человек Материальной Самости - обычно тот, у которого телесная жизнь сильнее, чем эмоциональная и интеллектуальная жизнь. Поэтому для достижения освобождения он должен идти путем борьбы с импульсами физического тела.

Вторая ступень - это человек Реагирующей Самости.[114]

На этой стадии доминирует "нравится -не нравится". Самовлюбленность человека Реагирующей Самости выражает себя в крайностях - временами он ненавидит себя и готов подвергнуть себя тренировке. Принципиальная необходимость с точки зрения Воли на этой ступени - это самодисциплина. Нестабильность Реагирующей Самости может быть очищена только постоянным самоконтролем и тренировкой. Человек, достигший этой стадии, превзошел свою Материальную Самость и свободен от потребности в материальных объектах, но он не может выдержать страданий, как физических, так и моральных. Такая "привередливость" должна быть преодолена. На этой стадии имеет место множество вспомогательных трансформаций Воли. Например, усиливается Расположение и Различение. Воля концентрируется в меньшем количестве областей Семейства Самостей.

Реагирующая Самость необходима для целостного человека, но она должна стать инструментом, а не хозяином Семейства Самостей. Когда над ней установлено руководство, наступает огромное чувство облегчения и освобождения, которое может даже привести к заблуждению, поскольку порождает в человеке уверенность в завершенности и достижении, а это препятствует дальнейшему поиску.

Раскаянью, которое движет Реагирующей Самостью, должно уступить место пробуждению Совести, с которой начинается трансформация Разделенной Самости.

 

Человек Разделенной Самости [115] сознает свою высшую и низшую природы. В свете Совести он понимает, что необходимо на пути, невозможном для двух низших самостей. Его работа осуществляется "Правильной Жизнью"[116]. Исполнение задач, требующих подчинения Самости более высокой цели, и вся работа, которую можно описать как Объективное Служение, принадлежат к этой стадии. Воля Самости учится служить внешней цели, подготавливая себя к своему истинному месту в качестве Слуги Индивидуальности. На этой стадии из Знания начинает возникать Понимание.[117] Становится возможной самонаправленная работа.

На стадии Разделенной Самости единство воли больше, чем это возможно на более ранних стадиях, но и здесь есть своя опасность. Единство Воли, рассматриваемое нами, ассоциируется с типом и характером Тотальности. Характер же, как мы видели ранее, находится под влиянием Рока и не отвечает прямым потребностям Индивидуальности, а может быть совершенно чуждым этим потребностям. Возможно, поэтому, что человек с доминирующей Разделенной Самостью может найти свой Рок, а не свое Предназначение. Судьба как Рок определяется глубинными чертами человеческого характера (об этом свидетельствует доктрина архетипов в аналитической психологии).

В то время как на ранних стадиях борьба вдет о неверной работой инструментов, на третьей стадии она становится "борьбой с самим собой". Но это все еще борьба в экзистенциальной сфере. Рок, тип, характер - все это паттерн экзистенциальной структуры и экзистенциальных событий, привлекаемых Роком. Для того, чтобы прогрессировать дальше, человек должен отказаться быть рабом своего Рока, то есть своего собственного характера. Трудность заключается в его полном невежестве в этом смысле. Вот почему он должен учиться обращаться к Совести и постигать просветления, которые приходят к нему, когда его сознание отделяется от чувствительности и становится спокойным и ясным.

Для людей Разделенной Самости характерна общая тенденция поклонению знанию. Они способны к более сознательной работе с Интеллектуальным Центром, чем люди первых двух ступеней. их злейшие враги - самолюбие и воображение, которые липнут к ним из области их внутреннего эгоизма. Шаг навстречу Истинной Самости может быть сделан только тогда, когда негативные триады перестанут влиять на Волю.

 

Четвертая ступень вводит человека в его Истинную Самость, но она же приводит его и к корню его забот - Эгоизму, который оккупирует и отравляет самый центр Семейства Самостей.

Мы подошли, таким образом, к решающей проблеме трансформации человека: как может Воля, развращенная Эгоизмом, достичь разрушения Эгоизма, поскольку это является условием единения Существования и Сущности. Эгоизм - это отрицание любой Реальности, кроме своего собственного существования, и отвержение любой другой воли, кроме своей собственной. На ранних стадиях подчинение и самодисциплина кажутся направленными против эгоизма. К несчастью, опыт слишком ясно показывает, что это не всегда обязательно так.[118] Можно достичь экзистенциального единства воли в пределах Истинной Самости, и, следовательно, приобрести собственное "я" - и все же оставаться рабом собственного эгоизма.

Изгнание эгоизма рассматривается всеми религиями как условие человеческого просветления, и все же не многие осуществляют это. Одна из причин такого положения дел заключается в том, что работа, совершенно необходима на ранних стадиях, в этот критический момент совершенно бесполезна. Послушание, дисциплина, самопознание и даже понимание, которые приводят человека, шаг за шагом, к центру его собственной воли, бессильны свергнуть узурпирующий его эгоизм. Только смирение и Божественная Любовь, только истинное поклонение и созерцание без формы могут открыть путь спасительной Благодати, которая преобразует Эгоизм в Индивидуальность. До этого момента человек может успешно продвигаться путем знания, усилия и самодисциплины. Он может также подчинить себя учителю и принять дисциплину школы. Он может делать все это без добродетелей теологии -Веры, Надежды, Любви. Но теперь Вера, Надежда и Любовь - единственные ключи, чтобы открыть замкнутую дверь центра.

Для тех, кто следует религиозным путем, изменение аскетического пути на духовный путь не представляет большой трудности. Все мистики, писавшие о Пути, сходятся на том, что такое изменение совершается еще до окончательного Просветления, открывающего истинное отношение между Человеком и Богом - или, используя нашу терминологию, между Существованием и Сущностью. Но те, кто идет путем знания и методов, не прямо связанных с какой-либо религиозной традицией, в этот момент оказываются перед лицом большой опасности потери своего пути. Как мы неоднократно отмечали, мы не можем знать Воли, и поэтому знание здесь не поможет. И опыт не может направить нас, когда мы делаем шаг от Существования к Сущности - поскольку для каждого человека этот путь всегда нов и не проторен. Поэтому последний шаг оказывается чрезвычайно трудным для тех, кто владеет огромным знанием и большим опытом в области духовных материй. Ни то, что они знают, ни то, чему они научились из прошлого опыта, не защитит их от неразличения Эгоизма и Индивидуальности. Они знают об опасности, но не могут "опознать" ее, так как она предстает перед каждым в новой и неожиданной маске. Покорное и раскаивающиеся сердце псалмиста способно пожертвовать эгоизмом; но такая покорность должна быть раскаянием Истинной Самости, а смирение - сверхсознательным отрицанием себя, ибо только такое самоотрицание может поставить Самость в тупик.

Здесь следует отметить весьма важную рекомендацию Гурджиева: "Учитесь выносить неприятные проявления других". В обычной жизни это зачастую неизбежно - подчиненный должен мириться о характером и поведением своего начальника, проявления других неизбежны и во множестве других ситуаций. Но люди большей частью мирятся с такими проявлениями, но не "выносят" их. Тем не менее можно извлечь громадную пользу из неприятных проявлений других людей, если мы используем их в качестве зеркала для собственного эгоизма. Каждое такое проявление, принятое сознательно, есть нож в сердце нашего собственного эгоизма. Конечно, у эгоизма тысяча голов, и он не умирает, будучи раненым, - но он становится более явственным и поэтому слабеет. Гурджиев говорил, что это одна из лучших интерпретаций заповеди "несите ножи друг друга и так исполните обетование Христа".

Окончательное свержение эгоизма называется "самоуничижением": сведением себя на нет. Почти вое прошедшие через это переживание и пытавшиеся передать его другим, соглашаются о тем, что наступает момент, когда Эгоизм умирает и рождается Индивидуальность. Это - смерть, и воскрешение в объективном смысле, поскольку Индивидуальность заново возникает в Самости, ставшей теперь бессмертной Душой и неуязвимой для событий материального мира. Но если вещество души не достигло состояния, в котором происходит "вторая кристаллизация", - то есть формирование высшей части Души, - тогда "смерть эгоизма" может оставить семейство Самостей в состоянии глубокого замешательства и страдания.

Кажется, будто переход от Эгоизма к Индивидуальности занимает долгое время, тогда как время требовалось для того, чтобы подготовить Душу к полной завершенности. Если все идет благополучно и великий шаг - от Существования к Сущности - позади - Человек Воскресения завершен. Он объединил все шесть элементов своей Тотальности и теперь свободен от опасности возвращения в свое прежнее разделение состояния.[119]

Отныне и впредь Индивидуальность осуществляет прямое руководство Душой и функциональными силами, исполняя собственное Предназначение.

Совершенный Человек свободен выбирать свой собственный путь и не обязан исполнять свою Судьбу, Он, по суфийской терминологии, "исполнен, но еще не исполняющий". Если он отказывается от своей свободы, он может быть избран для особой "миссии". Отказ совершается Индивидуальностью и поэтому необратим, что дает возможность Универсальной Индивидуальности принять Совершенного Человека в качестве проводника своих влияний и наделить его необходимыми силами. Когда это случается, Персональная Индивидуальность приходит к единению с Универсальной Индивидуальностью.

Мужчина или женщина, достигшие этой ступени, уже не принадлежат "частной личности", но всему человечеству. Это сопроводится глубоким изменением в душе, объятия которой простираются теперь за пределы Сознания (Е4), чтобы принять участие в Творчестве (Е3). Вместе с этим расширением приходит освобождение от ограничений пространства, времени, вечности и гипарксиса - в том виде, как они управляют существованием экзистенциального человека.[120]

Внешнее проявление творческой силы Совершенного Человека состоит в "явлении чудес". Более важным, но редко замечаемым свойством его является свобода от ограничения чисел. Человек, чья Душа на уровне Творчества, может "проецировать" свой образ более чем на одну личность и делать это в разное время и в разных местах. Эти харизматические силы характеризуют Святого, или Вали. Обычно эти силы скрыты - суфии запрещали ученикам открывать сверхнормальные способности их Учителей, - и часто святые остаются неузнанными на протяжении их жизни. Но всякий, кто серьезно изучал великие религии, не может сомневаться в реальности сил и качеств Святого. Важность их для человеческой жизни недостаточно признана даже теми, кто верит в них и в их способность помочь своим преданным последователям даже после смерти.

Теперь мы подходим к седьмой степени, являющейся крайним пределом совершенства для человека, воплощенного в физическое тело. Душа седьмого порядка поднимается до уровня Объединяющей Энергии (Е2). Самая его природа трансформируется в Любовь. Душа, достигшая этого пункта, объединяется о Космической Индивидуальностью. Вероятно, это то, что имеют в виду под Совершенством Будды - за исключением утверждения ортодоксальной Буддистской доктрины, что Татахагата достиг высшего просветления (Бодха) и освобождения (Мокша) своими собственными заслугами, в то время как в Христианской доктрине мистическое соединение с Христом есть добровольный акт Божественной Воли, а не плод человеческих заслуг. Прекрасное описание Божественного Человека дает Мейстер Экхарт: "Вcе, что Христос имеет в Своей Природе, Он имеет это от Благодати".

Тех, кто подошел к седьмой ступени, называют в Исламе Пророками. Такого ранга нет в современной Христианской теологии, хотя и очевидно, что не все святые одного и того же порядка. Миссия Всеобщих Святых Седьмого Порядка обращена ко всему человечеству. Они призваны играть особую роль в Возвращении Судьбы Человечества на правильную стезю в периоды отклонений и искажений. Их универсальный характер распознается редко, так как с внешней точки зрения они кажутся ограниченными отдельным регионом человечества. Реальность же совсем иная. Может случиться, что Человек Седьмого Порядка неизвестен за исключением небольшого круга святых, через которых передается его влияние.[121] Невозможность для экзистенционального человечества понять истинную природу Пророков, подтверждается авторитетом почти всех религий.

Не все Пророки манифестируют свои сверхъестественные силы в "явных чудесах", не все приносят Откровения или Вдохновенные Учения... Но даже те, чьи чудеса утверждают их статус и чьи Учения позднее принимаются как Божественное Откровение, обычно отвержены своими современниками. Это- следствие природы их миссии, и не их собственных качеств. Состояние Вместилища Вещества Души, обсуждавшееся в начале этой главы, неизбежно привносит искажение в любую манифестацию назначения человеческого существования. Это может компенсироваться только искупительными действиями, посредством которых душ высочайшей степени чистоты и совершенства берут на себя последствия отклонения. Делая это, они участвуют в Искупительной Жертве, которая, и согласно Христианской вере, может совершаться и была исторически совершена Воплощением Второй Ипостаси Святой Троицы в Иисусе из Назарета. Таким образом, в доктрине о Седьмой ступени Человека нет ничего такого, что противоречило бы вере в уникальность Воплощения в Вифлееме, однако она позволяет нам яснее увидеть смысл католической доктрины "Единения с Христом", поскольку вое, кто достиг Седьмого или Пророческого статуса, объединяются с Космической Индивидуальностью.

Единство Воли - не то же самое, что Единство Бытия; и неясны католическая доктрина "Единения с Христом" становится почти самоочевидной в свете нашего исследования. Не следует при этом предполагать, что седьмая ступень Человека постижима для экзистенциального понимания - она принадлежит к миру б, где ограничения Присутствия, последовательности и реккурентности - то есть отличительные особенности пространства, времени, вечности и гипарксиса - преодолены Законом Космического Порядка, который есть то же самое, что Космическое Провидение или Божественная Цель Творения. Такое Существо более чем бессмертно, как мы обычно понимаем это слово, то есть оно существует всегда: оно вне существования и все же способно входить в существование по своей воле в любой форме, в любое время и в любом месте, как это может потребоваться для Космической Цели. В конце этой главы мы еще вернемся к душам Святого и Пророка - к их условиям после смерти.

Мы проследили трансформацию человека до крайних пределов нашего понимания. Невозможно выразить в экзистенциальных терминах, которыми ограничен наш язык, реальности за пределами Существования. Великие религии оставили нам символы, которые говорят больше, чем слова. Будда-Татхагата - "Прешедший-за-пределы-Одного"- утверждает невыразимость шага, которым отвергается Существование и достигается Нирвана. Ислам, и особенно Суфизм, подчеркивает значение Единства /Таухид/ в Любви, объединяющей Бога и Творение. Христианство демонстрирует нам в Жертве Бога то, что искупление Существования может придти только из-за пределов самого Существования. Все религии обращаются к одной и той же Реальности, но ни одна не может придти только из-за пределов самого Существования. Все религии обращаются к одной и той же Реальности, но ни одна не может дать ей полного адекватного выражения. Вера - за пределами выражения, и, как мы уже видели, принимают права от знания, когда в Человеческой Самости осуществлен первый переход - от Существования к Сущности.

Мы наметили ступени, но не дали адекватного объяснения человеческой Судьбы-Предназначения, Есть общая Судьба, в которой участвует все человечество, есть личная Судьба, предназначенная отдельной человеческой Тотальности, есть сверхприродная Судьба, предназначенная для специально избранных проводников Влияния.

Общую Судьбу Человечества можно сравнить с возвращением вод к Океану. Водные испарения, поднимаемые теплом Солнца, могут быть уподоблены Персональным индивидуальностям, которые проецируются Высшей Волей Творца. Вода дождевыми каплями ниспадает из туч, орошая землю, подобно Воле, входящей во все зачатия человеческих тотальностей. Такие бесчисленные "воли", начинающие стекать вниз по склонам гор, подобны ручейкам, из которых формируется первая, материальная, самость. Ячейки соединяются от долине к долине, формируя потоки. Отдельные "я" начинают собираться - потоки образуют реки и в конце концов в одну большую реку, в которую собираются вое воды, прежде чем вернуться к своему Истоку - Океану. Четыре Самости можно сравнить с различными долинами: твердые скалы высоких гор, узкие и малоплодородные равнины, предваряющие Океан; каждая со своим плодородием, каждая со своим видом "почвы".

Эта картина помогает сфокусироваться на Общей Судьбе Человечества способом, на котором еще не акцентировалось внимание. Перестройка Воли осуществляется путем бесчисленных малых актов действий. Процесс должен непрерывно обновляться, иначе он остановится. Реки должны постоянно питаться дождями - как и человек пищей.

Существует три вида пищи, из которых человек производит энергии, необходимые для жизни, для исполнения его обязанностей и для достижения своего предназначения. Всякая трансформация трехмерна: одна часть энергий используется в процессе, другая часть входит в трансформирующегося, а третья часть освобождается. Эта последняя, свободная энергия, когда она продуцируется человеком сознательно, служит потребностям Универсальной Индивидуальности. Человек должен производить эту субстанцию - и в этом заключается Общая Человеческая Судьба. Когда человек не порождает этой энергии сознательным действием, она продуцируется непроизвольно - через разрушение жизненного тела.[122]

По мере того, как человечество медленно развивает Великую Человеческую душу. Становится вое более и более важным, чтобы эта задача выполнялась сознательно, а не самопроизвольно. Мы обсудим это более детально в Пятой книге, но здесь следует отметить, что трансформация человека касается не только его индивидуальной судьбы, но и судьбы всего человечества.

На этом мы можем оставить тему трансформации и вернуться к теме жизненного цикла среднего человека, помня о том, что каждая человеческая Тотальность формируется с возможностью достижения Индивидуальности и бессмертной души.

 

АКТИВНАЯ ЖИЗНЬ

 

Каждый человек, достигая активного возраста, встает перед лицом паттерна жизни, которую он должен прожить. Это паттерн, который он может знать лишь частично и о котором обычно он не знает ничего, кроме факта, что он "должен жить". На первый взгляд кажется, что жизнь проходит между "работой" и "досугом", но из всего, что мы обнаружили в нашем исследовании до сих пор, очевидно, что это грубое упрощение. Насколько более настоятельней поверхностных неотложных нужд задача ввести в жизнь молодых мужчин и женщин с ясной идеей назначения и возможностей их существования,

Опираясь на принципы Систематики, нам следует искать паттерн значения и потенции в пентаде. Нетрудно распознать пять терминов. В качестве внешних пределов мы имеем Необходимость в поддержании жизни и обязанность исполнить наше Назначение. В качестве внутренних пределов у нас выступает стремление к Завершенности, о чем шла речь в последнем разделе о трансформации, и Удовлетворение, выражающее все виды деятельности, предпринимаемой Самостью ради самой себя.

В центре пентады мы имеем сердце человеческих устремлений, являющееся жаждой свободы, которую можно выразить как Спонтанность. Это должно было бы быть активностью "Я", но пока в Семействе Самостей "Я" не установилось, его место занимают импульсы, большей частью случайные, которые можно назвать Капризом (Прихотью).

Мы воспользуемся символом пентады, чтобы показать связи между этими пятью Модальностями значения", и рассмотрим затем каждое из "пяти стремлений" (термин заимствован у Гурджиева, как они представлены средней жизнью.

 

Предназначение

 

Полнота - Завершение

 

Спонтанность

 

Удовлетворение

 

Необходимость

 

Рис. 40. 4. Значение Активной Жизни.

Необходимость

 

Тело следует снабжать пищей, одевать и защитить. Нужно время для сна и для упражнений, необходимых для здоровья. Эти потребности следует знать. Недостаток, избыток или дефект в обеспечении любой из них приводят к нездоровы) и укорочению жизни.

Необходимая деятельность состоит из обязанностей, проистекающей из нашей животной природы. Так, человек женится и имеет детей. Забота о семье - необходимость в такой же степени, как и забота о собственном теле. Человек имеет также обязанности и в отношении к родителям.

Есть определенные потребности социальной жизни, являющиеся расширением первичных обязанностей по охранению жизни организма.

Тема первичных обязанностей изучена нашей наукой недостаточно. Они не занимают в образовательных программах того места, которое диктуется их важностью. Более того, потребности одной жизни отличаются от аналогичных потребностей другой жизни. Общие правила поддержания здоровья и поведения имеют лишь относительную полезность. Каждый человек должен изучить и знать свое тело и его нужды, он должен знать и понимать нужды тех, кто от него зависит. В семейной жизни первичные обязанности должны правильно распределяться между мужем и женой.

Для разных периодов жизни первичные обязанности различны.[123] Но никогда не прекращается "стремление".

 

Удовлетворение

 

Человек наделен способностями и к актам действия в мирах материи и жизни, и пределы этих способностей превосходят обеспечение потребностей. Именно эти способности позволяют ему вносить порядок в свое окружение, вследствие чего возникает естественное и законное чувство удовлетворения. Большинство людей обладает некоторым выбором в поисках удовлетворения. Законный характер такого стремления обусловлен развитием Личности и Семейства Самостей. Его опасность - в соблазне искать удовольствия ради удовольствия.

Человек может обеспечить потребности своего организма и потребности тех, кто зависит от него, самыми различными путями. В пределах такой деятельности, а также за ее пределами, есть место для проявления вкуса. Женщина находит такие возможности в пределах своего дома, без чего в ее жизни было бы ощущение отсутствия существенного элемента. Как мужчины, так и женщины обнаруживают свой вкус в музыке, литературе, искусстве - как в творчестве, так и в восприятии искусства. Все это-оправданное удовлетворение, и часть доступного времени и энергии после удовлетворения первичных потребностей должно посвящаться этим человеческим нуждам.

В поисках удовлетворения человеку следует помнить о раз личении: лучшие из удовольствий те, что усиливают расположение в сторону эссенциальной Реальности.

Необходимо со всей твердостью подчеркнуть, что существуют незаконные и вредные удовлетворения. Их можно разделить на две категории: те, что перекармливают Личность, отрезая человека от его эссенциальной природы; и те, которые усиливают низшие самости в человеке. Например, чрезмерное удовлетворение от обладания укрепляет Материальную Самость. Материальная Самость - это враг Истинной Самости, как только она перестает быть ее служанкой.[124] Есть громадное удовлетворение в стремлении стать хозяином в материальном мире - особенно в том господстве, которое символизируется деньгами. Этому не следует потворствовать.

Реагирующая Самость, в свою очередь, ищет удовольствий. Это Законно лишь в узких пределах и лишь при условии понимания, что не может быть удовольствия без боли. Удовлетворения Реагирующей Самости всегда оплачиваются эквивалентами страдания.

Нет необходимости продолжать аргументацию дальше. Каждый должен сознавать опасность поиска удовлетворения ради удовлетворения, но лишь немногие обладают мудростью ограничить активность, приносящую плоды удовлетворения, допуская лишь те из них, что направляют Семейство Самостей к Индивидуальности. Эти рассуждения применимы к выбору профессии, к наслаждению досугом и ленью, к приобретению знаний, путешествиям и любому другому виду социальной активности, не направленной в сторону трансформации, или Судьбы.

 

Спонтанность

 

Спонтанность - противоположность механичности. Человек по природе своей является свободным существом, наделенным творческой силой. Творчество - это то, что отличает "Я" от Самостей, а спонтанность отличает его от Индивидуальности.

Спонтанность проявляется бесчисленными путями, не всегда распознаваемыми как таковые. Она демонстрирует себя в человеческом остроумии и чувстве юмора. Спонтанность - источник той радости, которая не имеет причины и не является удовлетворением какого-либо желания. Мы видим спонтанность в детях и в тех, кто достиг преклонного возраста, не утратив контакта со своим внутренним центром.

Спонтанность - признак здорового ума. Ее невозможно культивировать, но ее можно подавить. Человек, чья жизнь организована на основе четырех других источников значения, но препятствует свободному полету спонтанных влияний в уме, воздвигает почти непреодолимое препятствие для контакта с собственным центром.

Когда спонтанность гасят, основываясь на ложной вере, что будут благодаря этому "серьезными" или "приятными Богу", то возможно, что такой человек станет сильным, но ценой безжизненности, пока какое-нибудь сильное переживание не вернет ему утраченное чувство юмора. Известно, что тот, кто не может смеяться над самим собой, беспомощен в море поисков Реальности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных