Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КАКО КОЕ ЗНАМЕНИЕ ПО НАРЕЧИЮ ЗОВЕТСЯ




И ПО НАДПИСАНИЮ ПРЕЖНИХ ПЕСНОРАЧИТЕЛЬНЫХ

СНИСКАТЕЛЕЙ

 

В ряде древнерусских певческих азбук содержится символическое толкование нотных знаков. Непосредственного отношения к практике пения оно иметь не могло: толкования насыщены слишком сложными образами и ассоциациями, главным образом из области богословия и этики; нередко они теснейшим образом были связаны с раскрытием психологии человека в моменты рассуждений о своей душе, об отношении к миру, к другим людям. Можно поэтому допустить, что символическая сторона нотных знаков определенным (пока для нас неясным) образом отражалась на характере воспроизводимого сочинения. Этическое значение каждому музыкальному ладу приписывалось в XVII веке и западноевропейскими деятелями музыкальной культуры, придерживавшимися теории аффектов (И. Ку-нау, И. Маттесон и другие).

Се же есть малое описание имяни к похвалению тех знамений.

Первое знамя Параклит — есть послание святого духа на опостолы; Крюк — крепкое ума блюдение от зол; Змеица — земныя славы и суеты мира сего отбе-гание; Кулизма — ко всем человеком любовь нелицемерну имети; Полкулизмы — пост и плач и исповедание о гресех к богу; Голубчик борзой и тихой — гордости и всякие и неправды зничтожение, сиречь отложение; Стопица — со смирением и кротостию премудрость стяжати; Стопица со очком — сокрушение сердечное и воздыхание непрестанное к богу о своих гресех; Переводка — пред господом богом славословие возсылающе; Статия (малая, мрачная, светлая) — снискание божественных писаний трудолюбие с потщанием; Закрытая статия малая — закона господня истинное хранение, всею крепостию своею, от всея души; Закрытая (большая, с занятою, и с крыжем) законных словес внимательное послушание с повиновением; Фотиза — фарисейского тщеславия и гордости, и всякого кичения и превозношения отложение; Чашка полная — челюстей злочестивых заграждение и сокрушение; Подчашие (простое, мрачное, светлое, тресветлое) — попрание всякаго разжения совестнаго не по бозе; мрачной, светлой, тресветлой, с сорочьею ногою и облачком — крепкое утверждение от соблазн, целомудрия же навыкновение; Стрела

 

 

(простая, мрачная, светлая, со облачком, походная с подчашием, возводная, поездная, громкая, с соколцем, громосветлая, громотресветлая, тихая, крыжевая, запятокрыжна) —совершение всякаго дела благаго и благоугоднаго, мечтание бесовское молитвою отгоняя и крестным знамением, аки громом прогоняя и устрашая, и присное бдение совершая, молитву к богу возсылая, и ум свой горе возводя, трисвятое пение воспевая вседержителю, иже во свете непреступнем пребываяй, и всех просвещая, иже пребывающих во мраке неведения; Палка (простая, примраченная) — послушание бога ради безответное и без прекословия, и без роптания, яже по бозе; Воздергнутая палка — великодушие в скорбех, в бедах же и во всяких напастех пребывая, и сия вся претерпевая бога ради, с радостию и благодарением; Запятая — запинание бесовское всенощным словословием попирая; Сложите (с запятою и с крыжем) — славословие триипостасному божеству непрестанно возсылая; Скамья — суесловия и срамословия, и всякие неправды отчюждение; Челюстка — честное житие пред богом по-казуя; Хамило — Христову житию подражая; Дербица— доброе речение по Христе яже ко спасению; Ключь — ключь спасению, се есть не осуждати никогда же; Два в челну — двоемыслию отложение; Мечик — милосердие к нищим, и милость к убогим, сиротам же и вдовицам; Трясогласна стрела сиречь тряска — треволнения и обуревания и всякого страхования забытие; Немка — нестяжание тленных имений, но имея житие добродетельное; Дуда — доброе снисйание, еже во спасение; Паук — поучителное слово присно имея во успех ко всем человеком; Рог — разрешение согрешений, возвещением духовных исправлений; Фита — философия истинное пребывание и любление ко всем вседушное, и дерзновение к богу в молитве непостыдное.

Вот краткое описание названий для похвалы этим нотам.

Первый знак, Параклит, означает послание святого духа апостолам. Крюк — неизменное соблюдение ума от зол. Змеица — избегание земной славы и суеты мира. Кулизма — иметь ко всем людям нелицемерную любовь. Полкулизмы — иост и плач и исповедание в грехах к богу. Голубчик борзый и тихий — уничтожение, то есть избегание гордости и всякой неправды. Стопица — приобретение пре-

 

 

мудрости со смирением и кротостью. Стопица с очком — сердечное сокрушение и непрестанное воздыхание к богу о своих грехах. Переводка — воссылание славославия господу богу. Статья (малая, мрачная, светлая) — усвоение божественных писаний с трудолюбием и тщательностью. Закрытая статья малая — истинное хранение господнего закона, всеми своими силами, от всей души. Закрытая (большая, с запятой и с крестом) — внимательное с покорностью слушанъе слов закона. Фотиза — избегание фарисейского тщеславия и гордости и всякой кичливости и превозношения. Чашка полная — заграждение и сокрушение челюстей злочестивых. Подчашие (простое, мрачное, светлое, тресветлое) — попирание всякого распаления совести не в боге; мрачный, светлый, тресветлый с сорочьей ногой и облачком — неизменное утверждение от соблазнов и привычка к целомудрию. Стрела (простая, мрачная, светлая, с облачком, походная с подчашием, возводная, поездная, громкая, с сокольцем, громосветлая, громотресветлая, тихая, крестовая, с крестом и запятой)—совершение всякого благого и благоугодного дела при отогнании бесовского мечтания молитвой и крестным знамением, как гром прогоняет и устрашает, при совершении постоянного бдения, воссылании молитвы к богу, возведении своего ума на высоты, пении трисвятого вседержителю, который пребывает в неприступном свете и просвещает всех, кто пребывает в мраке неведения. Палка (простая, примраченная) — послушание богу безответное и беспрекословное и без ропота. Воздернутая палка — великодушие в скорбях, во время бед и всяких: напастей и все это терпя ради бога с радостью и благодарностью. Запятая — попрание бесовского препятствия всенощным славословием. Сложитие (с запятой и с крестом) — непрестанное воссылание славословия триипостасному божеству. Скамья — отчуждение от суетных и срамных слов и всякой неправды. Челюстка— проявлениечестной жизни перед богом. Хамило — подражание Христовой жизни… Дербица — доброе слово по Христу к спасению. Ключ — ключ к спасению, то есть никогда не осуждать. Два в челну — избегания двоемыслия. Мечик — милосердие к нищим, милость к убогим, сиротам и вдовицам. Трясогласная стрела, то есть тряска — забвение треволнения и обуревания и всякого страха. Немка — отказ от тленных сокровищ и приобретение добродетельной жизни. Дуда — доброе устремление к спасению. Паук — поучительное слово ко всем людям, всегда имеющее успех. Рог — оставление согрешений посредством духовного исправления. Фита — проявление истинной философии, любви: ко всем всей душой, дерзновение непостыдное в молитве к богу.

Приводится по изданию: Ундольский В. Замечания для истории церковного пения в России. — «Чтения в Обществе истории и древностей российских», 1846, № 3, с. 10—11, примечание 7.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных