Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КНИГА О СЕДМИ СВОБОДНЫХ МУДРОСТЯХ




 

Своеобразной похвалой свободным наукам, среди которых почиталась и музыка, была составленная во второй половине XVII века «Книга о седми, свободных мудростях». Она состояла из следующих частей: грамматики, диалектики, риторики, музыки, арифметики, геометрии, астрономии. Часть, посвященная музыке, нередко использовалась как предисловие к музыкальным азбукам. Она была задумала не только как прославление музыки, но и как философское и богословское обоснование ее необходимости и пользы. Именно этим «объясняется обилие цитат из священного писания, сугубо богослов-ско-символическое толкование звучания различных музыкальных инструментов.

Утверждайте очи, отверзайте слухи, ускоряйте духи, егда бо возшумлю, тогда вой умы возбуждаем есмь бо по триех четвертая мудрость свободная, всем потребная, везде угодна, мусика именуемая, веселием исполняемая, радостми устрояема, сладостми ограждаема, всегда всем честна и любезна, на земли живущих усты похваляема. Мусика же именуема от мусы гласа сопелнаго, иже неким воздушным приражением и умным пристроением раждает гласы, сладостми растворяемы и услаждает вся слухи чюственныя. И мать же мое естество, рекше мусикийское гласу всему красоту и слову долготу и всему естеству предивную доброту.

Разделяетъжеся сие на естество гласное и богогласное, естество гласное на общество и собство, общество убо еже всех орган моего естества, еже есть мусикийского согласия, к человеческим спрягшаяся гласовом, шум состроенных статей, гудением украшаемы, сладость слуху подает. Яко же Епимифеус еллинский философ, иже древле мою мусикийскую изобрете мудрость и уставы и грамсочества и гласовом меру и стопы движения в высоту и в низ тихо и гладко изложи. Такожде и Афам песнотворец сочини.

Собство же: егда случится по единому гласу коемуждо органу особно глашати овогда убо глас человечь, еже и не лепо глаголание может нарешися, понеже есть неуставный глас. Яко же случается невеждам и поселяном овогда же глас тимпана и трубы единыя, овагдаже цевницы и прегудниц всяческих...

Богогласное же не сечется, рекше не разделяется, но воображается, еже рещи по подобию живописца, ему же и нрав прежде назнаменати и потом шаровным подо-

 

 

бием благолепие совершати. Такожде и моим естеством, рекше мусикою, еже царь и пророк Давид тимпаном и кифаром, сиречь гусльми вообрази, яко да дашаном мертвенную плоть человеческую являет, кифарою лики, пением украси и образ чювственна человека яви, пять бо чюств плотских, пять же душевных. Тогда убо Давид, по чину строения звяцая поющего хотение возставлял есть. Ныне же добрый хитрец свыше дух, благодатию в естество человеческое возъударяет, рекше осеняет и со аггелы ликоствовати сподобляет. Аще и мал мир человек речеся, но вся мусика в того ве естестве обдержится, имать бо уста и челюсти и язык и небо в нем, зовомое лакон. Сими убо, яко струнами и бряцалом гудбы составляется и любомудренное пение, привмещая, аки некую медвенную сладость изливает. Понеже ведаше бог, яко мнози от человек нерадиви суще, еже ко прочитанием и несладостно претерпевающе подвиги духовныя и хотят любезне сотворити труд, нужное бо навыкновение несть пребытно, но со услаждением входяще пребывателно в душах наших всаждается. Тем и блаженнаго Давида подвиже язык и благогласным гласом смеси пророчество, яко да таковаго ради наслаждения со многим усердием священныя ему возсылают песни, понеже человеческое естество отнюдь к песненному гласу свойственно услаждение имат.

И сего ради сице содела, яко да не блудныя песни беси введше всех совратят. Того ради и псалмы огради и на три вины смотреливно (?) раздели. Первое нарече псалом. И потом пение. И песнь — третие. Псалом же слово убо мусикийское есть, еже от псалтырного органа прозвано, в нем же и человеческое естество на земли вещми, рекше мысльми, ограждаемо творит и честно услышано вещание соделовает.

Песнь же убо глас прилежен со умилением душевным благогласно смешен есть без обычнаго приглашения огранскаго, еже ныне верными соделоваемо зрим или песнь усты бываемая воспевания и со аггелы святыми возглашение купно совоспеваемо. Пение же от сущих нас благих воздаемо благохваление и лика святых сочетание и гласовом сила пением изводимо и душам нашим воображаемое учение. От сего же возможно есть нарещи и выше хитрости мусикийския, понеже священнословия богогласное сокровище согласия, рекше-

 

 

духа вещание, благих вещей учинение, ползы изобретение, вечное наслаждение, умная похвала душам, красото чювственная и чистота, вражды изтребление, любви совокупления, гласу мера, слову свет, аггелом высота, бесом пагуба, церковная уста, небесный восход, премудрое умышление, младым желание, старым утешение, труба златокованная, цевница духовная, гусль богосочетания, святым всем согласие, его же вси слышавше, ленность отрясше, вседвижным стоянием текут безтруд-но. Такову мусику обрете Давид и нечистаго духа от Саула отгна и сам оный пророк от множества избавль-ся врагов. Таковыя славы Исайя от шестокрильных серафим трисвятую воспеваемую Троицу слышати сподобися, дивен во пророцех показася. Таковаго веления потаенный ученик, Христов, иже от Аримафея благообразный Иосиф на боготелесное погребение прием пресвятыя троицы сочетание пением возгласити сподобися. Таковыя благодати великий феолог Иоанн на горе Сионстей явление слышав гудец гудещих в гусли своя и поющих, яко песнь нову пред престолом пред четырьми животными и старцы, благодетельным обогатился есть преселением. Таковыя славы иже во Христовей благодати преподобный Роман кондакареви певец от Духа святаго наставляем и учим, велик отец во святых показася и со аггелы ликостояния сподобился есть, иде же вси приподобнии, желающи вникнути, ждут во обителех отца царствия небеснаго и насладитися песни богопетыя, ея же воспевающе красны: Аллилуиа.

Внимательно смотрите, откройте уши, стремитесь духом, ибо когда я возглашу, пробудятся умы. Кроме трех есть четвертая свободная мудрость, всем необходимая, всем угодная, называемая музыкой; она наполнена веселием, украшена радостями, ограждена сладостями, всегда для всех истинная и любезная, восхваляемая устами живущих на земле. Музыка называется так от музы звуков свирели, которая некиим колебанием воздуха и мудрым устройством рождает звуки, растворенные сладостью, и услаждает весь чувственный слух. Обладает же моя стихия, называемая музыкальной, всей красотой голоса, протяжностью слова и свойственной этой стихии дивной прелестью.

Разделяется же она (музыка.— А. Р.) на два вида: гласная и богогласная, а гласная — на общую и отдельную. Общая музыка — для всех органов моего существа, то есть музыкального согласия? соединяясь с человеческими голосами, производимый звук, украшае-

 

 

мый игрой, услаждает слух. Как Эпимиф, эллинский философ, который издревле и изобрел мою музыкальную мудрость, изложил правила и грамматику, меру голосам и ступени движения вверх и вниз тихо и гладко, — так сочинял и создатель песнопений Афам.

Отдельная же — это когда одно звучание производит каждый инструмент или человеческий голос, хотя его лучше так не называть, ибо он издает неупорядоченное звучание, как это бывает у невежд и у крестьян, когда звучат то бубен и трубы, то флейта и разные скрипки...

Богогласное же пение не рассекается, то есть не разделяется, но создается, так сказать, наподобие работы живописца, который имеет обыкновение прежде нарисовать, а потом создает красоту красками. Так же и то, о чем я говорю: что музыку создал царь и пророк Давид при помощи бубна и кифары, то есть гуслей, дабы бубен означал мертвенную человеческую плоть, а звучанием кифары украсил хоры и показал образ чувственного человека, ибо существует пять чувств плотских и пять душевных. Тогда Давид, играя по законам благозвучия, возбуждал желание у поющего. Ныне же хороший мастер — дух свыше, ударяет благодатью по струнам человеческого естества, то есть осеняет, и удостаивает петь с хором ангелов. Хотя и невелик мир человека, но в его естестве содержится вся музыка, ибо он имеет в нем уста, и челюсти, и язык, и нёбо, называемое лакон. С помощью их, как струн и бубнов, создается музыка и с привнесением глубокомысленного пения она изливает как бы медовую сладость. Ибо бог знает, что многие люди нерадивы в чтении и не со сладостью претерпевая духовные подвиги, хотят сделать труд приятным, ибо насильственное научение не полезно, а учение с удовольствием с пользой насаждается в наших душах. Поэтому бог и подвигнул язык блаженного Давида и смешал пророчество с богогласным звучанием, чтобы с помощью этого наслаждения ему с большим усердием воссылались песнопения, ибо человеческому естеству свойственно наслаждаться звуками песен.

И потому-то он так сделал, чтобы бесы, показывая блудные песни, не могли всех развратить. Потому он их оградил псалмами и разделил их на три вида. Первый назвал псалом. Второй — пение. И песнью назвал третий.

Псалом—слово музыкальное и называется так от псалтырного инструмента; с помощью его бог ограждает человеческое естество на земле вещами или мыслями и делает поистине услышанным свое проповедание. Песня — это соединение усердного голоса с душевным умилением без обычного присоединения инструмента,— то, что, как мы видим, исполняется верными, или же пение, производимое уста-

 

 

ми, но в звучании совершаемое вместе со святыми ангелами. Пение— это похвала, возносимая от тех из нас, кто благ, и соединение с ликом святых, и сила, исходящая от наших голосов, и мысленное учение нашим душам. Оттого его можно назвать стоящим выше музыкального искусства, ибо оно — сокровище, согласующееся со священными словами или с вещанием духа, созидание благих вещей, открытие пользы, вечное наслаждение, мысленная похвала душам, чувственная красота и чистота, уничтожение вражды, соединение с любовью, мера для голоса, свет для слова, высота для ангелов, погибель бесов, церковные уста, небесное восхождение, премудрый замысел, желание для молодых, утешение для старых, кованная из золота труба, духовная флейта, гусли, сочетающиеся с богом, согласие со всеми святыми; и пусть все слышавшие его, отбросив леность, придут в движение и спешат, не зная усталости. Такую музыку нашел Давид и отогнал с ее помощью нечистого духа от Саула, а сам этот пророк избавился от множества врагов. Такой славы удостоился слышать Исайя от шестикрылых серафимов, воспевающих трисвятую троицу, и стал дивным среди пророков. Такое повеление пресвятой троицы сподобился возгласить пением тайный ученик Христа благообразный Иосиф из Аримафеи на погребении божественного тела. Сподобившийся такой благодати великий богослов Иоанн на Сионской горе, услышав музыкантов, играющих в свои гусли и поющих новую песнь перед престолом и перед четырьмя животными и старцами, обогатился сотворенным богом этим [духовным] переселением. Такой славы сподобился во Христовой благодати пребывающий преподобный Роман — певец кондаков, наставленный и обученный святым духом; он стал великим отцом среди святых и сподобился стоять в хоре ангелов, где все преподобные, желая войти, ждут в обителях отца небесного царства возможности насладиться божественной песнью, дивно воспевая: Аллилуйя.

Приводится по рукописи XVII века: ГИМ, Син. 353, л. 230 об. — 234.

СВЕДЕНИЯ О МУЗЫКЕ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных