Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИЗВЕЩЕНИЕ О СОГЛАСНЕЙШИХ ПОМЕТАХ




 

...Соблагоизволися благочестивейшему и великому государю, нашему, царю и великому князю Алексию Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцу: во преходящее время лета 7163 [1655] о церковном знаменном пении предел учинити, еже бы всякое пение было во истинноречном пении везде во градех и честных обителех и селех устроено равночинно и доброгласно. И в тое время на тое божественное и святыя божия церкви дело его царьским повелением во царствующем велицем граде Москве дидаскалов собрано к тому знаменному устроению разных чинов от святыя божия церкви чиноначальников и всякаго церковнаго чина избранных людей 14 человек. И от того времени учинишася от

 

 

иностранных окрестных царств рати и брани, в них же многия царственный и земския беша великия дела. Еще в те же времена грех ради наших прииде и моровое поветрие. Того ради и сие божие и святыя его божия церкве дело праворечное знаменное правление пресечеся. По тех же временех от 163 [1655] и 164 [1656] и нижайши тех лет начата царствующаго града Москвы во всех градех и в монастырех и в селех знаменнаго пения малоискус-нии мастеры, койждо всяк от себе исправляти на правую речь пение и во единогласие не приидоша. Овоже грубии и зело малоучении на сие великое дело дерзнуша. И от того их дерзновения везде во всех градех и селех учинилося велие разгласив, что и во единой церкви не токмо трием или многим, но и двема пети стало согласно, невозможно. Видев же сие благопрозрачный великий государь наш царь и великий князь Алексий Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец полагает ровет о святем дусе со отцом своим и богомолцем со святейшим Иоасафом патриархом московским и всеа России и повелеша богомолцу своему Павлу, преосвященнейшему митрополиту Сарскому и Подонскому, паки мастеров собрати добре ведущих знаменное пение и знающих того знамени лица и их розводы и попевки, московскаго, что Христианинов и усольских и иных мастеров в попевках преводы именуются. Преосвященный же Павел митрополит его царьским повелением и святейшаго патриарха благословлением собра мастеров шесть человек. И тии первии исправиша знаменнаго пения......Сие убо таинственное, сиречь скрытое и сократителное знамя учинено и снискано и сими имены прозвано прежними славенороссийскими церковными песнорачители и знаменотворцы до настоящаго сего времене за четыреста лет и вящше, понеже во многих харатейных ирмологиах и прочаго церковнаго пения с сим знаменем книгах обретохом летописная подписания: кто которую знаменнаго пения книгу писал, и яже в ней писанная любомудрствовал, и в коем граде или монастыре, и в которое время, и при каковом любо случаи. Первие же убо беша в начале сего знамени творцы и церковнии песнорачители во столечном российския державы богоспасаемом граде Киеве. По неколиких же летех от Киева сие пение и знамя некими люборачители принесеся до Великаго Новаграда. От Великаго же Новаграда раз-

 

 

простреся и умножися толиким долговременьством сегоI пения учение во вся грады и монастыри великороссийския епархии и во вся пределы их. И тако даже и доныне нами сим знаменем церковное красногласие по обыкновению, еже в нашем роде, и учению держимо суть нехуде, но добре и благочинне и благоисправне, последуя прежним нашим церковным иже по бозе песнорачителем и сего многочастнаго знамени растворителем. А аще во прежних старохаратейных писмяных раздельноречных

наших славенороссийскаго знаменнаго пения книгах знамя и в нем многоразличные и сокровенные лица и попевки тайноводими суть. И неимущим кому в том многосокровеноличном знамени смыслоосязателства и в пении силы мнятся быти нелепы и неблагопотребны, и невнятоприемны, и то их непшевание о сем многочастном и тайнозамкненном знамени и лицах от неискусства сиречь от ненаучения и крайнего неведжества бывает. Иныне нецыи возникший от новейших песноснискателей, круподушствующе и блазнящеся о сем, кроме учения, уповающе на свое суеумие, не приемше в сем знамени и в лицах меры и совершеннаго познания, предвзимающеся мыслию, мнят сие старославенороссийское тайносокровенноличном знамени пение преводити во органогласовное, гласонотное пение и исправляти добре. Вем по истине же без науки превести и исправити никакоже возможно. Нам же великороссияном, иже непосредственне ведущим тайноводителствуемаго сего знамени гласы, и в нем многоразличных лиц и розводов меру, и силу, и всякую дробь, и тонкость, никая же належит о сем нотном знамени нужда, но за благость и человеколюбие смыслодавца спасителя нашего бога, употребляемся святыя его божия церкви в пении и нашею обыкновенною славеностароросийскаго знамени наукою, кроме всякого сомнения и препятия властне и добре.

 

[Стихотворное послесловие]

Яже обретши в сей книзе не отженется,

А аще нечто явится и сомненно

Любление к тщанию имей непременно

Едино покажи усердие и веру,

Крайнюю в сем пении познаеши меру,

Сего бо пения лица тайно замкнены

А во второй части дробностью откровены

 

 

Не тая бо вторая часть, яже напреди,

Достаточна яже списана последи.

Егда же начинеши пению прилежати

Радостно множне сему потщися внимати

Многочастно сие знамя и утруждено

Егда же и увеси, будет ти любезно

Знающий меру и тонкость безтруден будет

Никую же разнь от струногласия имать.

Церковь святая то пение получила

И нас того пения добре научила

Понеже в Славенороссии так обыкло

Реснотиве в краткости многих лиц звыкло

О сем пении никто же да не усумнится

Часто внушаяй его отнюдь не лишится.

 

...Соблаговолил благочестивый и великий государь наш, царь и великий князь Алексей Михайлович, самодержец всей Великой, и Малой, и Белой России, в прошлом, 7163 [1655] году дать указ о церковном знаменном пении, чтобы всякое пение было истинноречным везде в городах и честных обителях и селах и устроено было равночинно и доброгласно одинаково и звучало хорошо. И в то время по этому божественному делу святой божией церкви по его царскому повелению в царствующем великом граде Москве были собраны знатоки для рассмотрения знаменного пения — разного положения начальники от святой божией церкви и избранные от разных церковных лиц—14 человек. Но с того времени по вине иностранных окрестных царств происходили войны и столкновения и связанные с ними многие важные для царства и народа события. К тому же из-за наших грехов наступило и моровое поветрие. Поэтому прекратилось и рассмотрение этого божьего и святые его божией церкви дела о правильном знаменном устройстве. По прошествии этих лет от 163 [1655] и 165,[1656] года и вслед за ними начали малоискусные мастера в царствующем граде Москве во всех городах и монастырях и в селах исправлять знаменное пение на правильную речь каждый по-своему, и они не пришли к согласию. Ведь грубые и очень малоученые люди дерзнули взяться за это великое дело. И из-за этого дерзновения везде во всех городах и селах произошло большое разногласие, так что и в одной церкви не только трем или многим, но и двум стало невозможно петь согласованно. Увидев это, сияющий благодатью великий государь, наш царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой, и Малой, и Белой России самодержец, советуется во святом духе со своим отцом богомольцем со святейшим патриархом московским и всея России

 

 

Иоасафом и повелевает своему богомольцу Павлу, преосвященнейшему митрополиту Сарскому и Подонскому, вновь собрать мастеров, понимающих знаменное пение и знающих его знаки, их разводы и попевки Московского того знамени, которое Христианиново, и то, что называется в попевках переводами усольских и других мастеров. Преосвященный же митрополит Павел по его царскому повелению

и по благословению святейшего патриарха собрал мастеров шесть человек. И эти первые мастера исправили знаменное пение...

... Это таинственное, то есть скрытое и сокращенное знамя устроено и найдено, и этими именами названо прежними славяно-российскими церковными ревнителями пения и творцами знамени за четыреста лет и больше до нынешнего времени, ибо мы во многих пергаменных ирмологиях и других книгах церковного пения вместе с этим знаменем нашли и летописную запись: кто какую книгу знаменного пения писал, и углублялся в то, что в ней написано, и в каком городе или монастыре [он это делал], и когда, и по какому случаю. Первые создатели этого знамени и церковные ревнители пения были в столичном городе российской державы — богоспасаемом Киеве. Через несколько же лет из Киева это пение и знамя некиими ревнителями было перенесено в Великий Новгород. Из Великого же Новгорода оно распространилось и умножилось столь по всем городам и монастырям великороссийской епархии и во все ее пределы. И так даже и доныне мы придерживаемся знамени церковного красивого пения по обычаю, который существует в нашем народе; и учение не находится в небрежении, но исполняется хорошо, и по правилам, и исправно, следуя прежним нашим церковным в боге ревнителям и распространителям этого сложного знамени. В старых наших пергаменных рукописных книгах раздельноречного знаменного славяно-российского пения есть знамя, и в нем Многочисленные различные и тайные изображения и попевки. И не понимающим смысла в этих таинственных изображениях знамени и силы в пении они кажутся нелепыми, и ненужными, и невнятными, И это их мнение о сложном и сокрытом в себе знамени и изобра-жениях бывает от незнания, то есть от неучености и крайнего не-вежества. И теперь некоторые из новейших собирателей песнопений, малодушествуя и соблазняясь об этом и помимо науки надеющиеся на бессилие своего ума, не поняли в этом знамени и в изображениях меры и совершенного познания и возгордились мыслию; они намереваются это древнее славяно-российское знамя, которое заключается в том таинственно скрытом знамени, перевести на подобное звучанию инструмента, нотное по голосам пение и исправить его как подобает. Но я знаю, что поистине без знания никак невозможно пе-

 

 

ревести и исправить. Нам же, веЛйкороссиянам, Которые непосредственно знают голос таинственного управляемого этого знамени и в нем множество различных изображений, и меру и силу разводов, и всякую подробность и тонкость, нет никакой нужды в этом нотном знамени, но по благости и человеколюбию смыслоподателя спасителя нашего бога, мы пользуемся наукой пения и обыкновенного древнего славяно-российского знамени без всякого сомнения и обмана сами и как это подобает.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных