Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Старшие разряды (1 р. и КМС)




Прежде чем волейболист достигнет мастерского уровня, необходи­мо затратить не менее 8-10 лет на интенсивную спортивную трениров­ку. За это время он проходит три ступени подготовки:

1. Овладение основами игры (3-4 года в подготовительных, учебно-тренировочных группах ДЮСШ).

2. Тренировка (4-5 лет в учебно-тренировочных и группах спортив­ного совершенствования ДЮСШ, т.е. до окончания спортивной шко­лы). Как правило, наиболее одаренные волейболисты заканчивают школу с I взрослым разрядом.

3. Спортивное совершенствование начинается с возраста 17-18 лет и заканчивается, когда волейболист перестает активно тренироваться и выступать в соревнованиях.

После окончания ДЮСШ наиболее одаренные молодые спортсме­ны привлекаются в команды мастеров, а остальные пополняют спортив­ные коллективы ВУЗов, спортивные клубы коллективов физкультуры, армии и т.д., которые составляют так называемый старший разряд (1р. и КМС). Эту категорию спортсменов можно условно разделить на две группы: 1-я — любители; 2-я — полупрофессионалы.

Первая категория волейболистов тренируется 2-4 раза в неделю (од­норазовые тренировки продолжительностью до 2 ч). Это связано с за­нятостью на работе, учебе, службе в армии, со временем, предоставля­емым в спортивных залах, и др. Целенаправленного планирования спортивной подготовки не имеет (отсутствует периодизация подготов­ки), кроме случаев, когда команда (команды) готовится к главным соревнованиям года (например, первенство медицинских ВУЗов Рос­сии, Первенство края и др.). В этом случае возможны тренировочные сборы, на которых и времени на подготовку больше, чем в обычных условиях, и качество подготовки улучшается.

Календарь соревнований не насыщенный, что затрудняет возмож­ность планомерно повышать спортивное мастерство.

Малый объем тренировочной работы сказывается на уровне физи­ческой, технической, тактической подготовленности спортсменов. По данным контрольных нормативов, показатели быстроты перемещений, скоростной и прыжковой выносливости, прыгучести у данной катего­рии волейболистов ниже, чем у их сверстников в командах мастеров и в командах полупрофессионалов.

При выполнении технических приемов (особенно на соревновани­ях) наблюдается невысокий уровень надежности, вариативности, при­способляемости (критерии технического мастерства). В игре использу­ются в основном свои «коронные» приемы, что влияет на результат встречи. Кроме того, у игроков недостаточно точный расчет по времени движения, ориентации во времени.

Недостаточно высокий уровень технической подготовленности ска-

 

 

 

зывается и на тактической реализации действий игроков команды. Диа­пазон применения тактических построений в защите и нападении огра­ничен. Это результат невысокого уровня тактического мышления (пе­реключения с одних действий на другие, ориентировка на площадке, взаимодействие с партнерами, постоянная соревновательная активность и др).

Содержание тренировочных занятий сводится к следующему:

I вариант — разминка и фрагментарное развитие физических ка­честв — до 15% времени тренировки:

— техническая подготовка с элементами тактики — до 30-40%;

— игровая подготовка — до 45-55%.

II вариант — разминка и фрагментарное развитие физических ка­честв—до 15%:

— техническая подготовка — до 20%;

— тактическая подготовка — до 20%;

— игровая подготовка — до 45%. III вариант — разминка — до 15%:

— техническая подготовка — до 25%;

— игровая подготовка — до 60%.

Неуклонное повышение объема, интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок и на этой основе более специализирован­ная работа над совершенствованием физических качеств, спортивной техники и тактики игры позволит повысить мастерство любительской категории спортсменов I разряда. Методика тренировки в принципе не отличается от тренировок более квалифицированных волейболистов, но более упрощенна.

Полупрофессиональные волейболисты составляют костяк участни­ков чемпионата России во II, I лигах. Данная категория спортсменов тренируется по режиму квалифицированных волейболистов (5-9 трени­ровок в неделю). Тренировочная работа ведется на основании периоди­зации спортивной подготовки и календаря соревнований чемпионата России, а по своему содержанию подготовка волейболистов этой кате­гории почти не отличается от подготовки квалифицированных спорт­сменов (мастеров спорта), только объем тренировочной работы несколько ниже.

По физическим кондициям и функциональной подготовленности разница между волейболистами-полупрофессионалами и профессиона­лами незначительная.

Некоторое отставание наблюдается при выполнении технико-так­тических действий (несколько ниже уровень критериев технико-такти­ческого мастерства, чем у квалифицированных волейболистов).

В данном классе команд вырастают перспективные волейболисты, которые для повышения своего мастерства переходят в более квалифи­цированные команды.

 

 

Высшие разряды

Процесс спортивной подготовки квалифицированных волейболис­тов рассматривается как сложная динамическая система, роль органа управления в которой выполняют тренер, федерация волейбола, КНГ, врач, а роль объектов управления — спортсмен, команда.

Сложность системы спортивной подготовки заключается в том, что она состоит из большого числа взаимосвязанных компонентов (физи­ческая, техническая, тактическая, психологическая, игровая и другие виды подготовки), а в системе взаимоотношений тренер-спортсмен-команда творческое сотрудничество со спортсменом при активной на­правленности на развитие способностей к самоуправлению и самосо­вершенствованию — одно из важных условий управления.

Одним из определяющих условий эффективности подготовки ква­лифицированных волейболистов к соревнованиям является круглогодичность тренировки, в которой заранее предусматривается изменение требований к подготовленности спортсменов. Для этого используется периодизация — деление круглогодичной тренировки на периоды, эта­пы, микроциклы. На каждом этапе подготовки решаются определенные задачи, которые способствуют становлению спортивной формы волей­болистов.

Одни компоненты спортивной формы на различных этапах могут улучшаться, другие поддерживаться на достигнутом уровне, третьи могут ухудшаться. Такая волнообразность тренировочных нагрузок и создает необходимые условия для повышения уровня подготовленности спорт­смена, что отражается в планировании, организации, контроле, учете тренировочного процесса на основании периодизации спортивной тре­нировки и календаря соревнований.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных