ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава 6 Христианство 6 страницаОщущая себя пророком, Мухаммед считал, что каждый из его предшественников был послан Богом на землю со своей миссией. Распределение этих миссий получило название «Манифест Мухаммеда».
... Моисей был послан для проявления милосердия и промысла Божия. Соломон – для мудрости и величия славы. Иисус – для правды, всеведения чистотой своей жизни и могущества чудесами. Однако ни одно из этих свойств не оказалось достаточным для того, чтобы убедить людей. Поэтому я, последний Пророк, послан с мечом. Несущие мою веру, пусть не прибегают ни к доказательствам, ни к рассуждениям, а убивают отказывающихся повиноваться Закону. Меч – ключ от рая и ада.
После смерти Мухаммеда возник вопрос, кому передать его власть – сподвижникам или членам его семьи. Сына у него не было, но он воспитал как сына своего двоюродного брата Али и отдал ему в жены любимую дочь Фатиму. Таким образом, Али мог рассматриваться как член семьи. Впоследствии те, кто признавал, что наследовать халифат может только родственник пророка Мухаммеда, получили название шииты. Те, кто считал, что наследник халифата может быть выборным, получили название сунниты. Вначале победу одержали сунниты и первым халифом выбрали не Али, а простого и справедливого сподвижника и друга Мухаммеда – Абу-Бакра. Канон – Коран Из чего Господь создал его? (человека) Из капли спермы Он его создал, И вид придал, и соразмерил, И облегчил его пути земные. Коран 80:113–114
От остальных мировых религий ислам отличается тем, что Коран надежно аутентичен: если не побуждение, то формулировки – всецело дело его основателя. В отличие от Торы, которая вся целиком была открыта Моисею на горе Синай, Мухаммед получал Коран по частям на протяжении 23 лет. Он создавался изустно, вплоть до самой смерти Мухаммеда. При халифе Абу-Бакре были сделаны первые попытки полностью записать Коран. При третьем халифе Остане была составлена его окончательная редакция, которую объявили самой полной и достоверной. Остальные варианты записей были уничтожены. После распространения унифицированных списков текст Корана в дальнейшем не менялся. Окончательная кодификация Корана произведена через 20 лет после смерти Мухаммеда, в 652 г. Как ясно из самого названия, Коран предназначался для слушания, то есть для чтения вслух. С течением времени чтение превратилось в искусство, доступное далеко не всякому, так как эту священную книгу читают не так, как другие книги, а декламируют отчасти речитативом, отчасти нараспев. (Похоже на то, как произносят Тору в синагоге.) По разным поводам и в связи с важными событиями, происходившими в общественной жизни, Мухаммед высказывал свои суждения, произносил проповеди, изрекал назидания, как правило, повторяя трижды каждое замечание (салам). В некоторых случаях слушатели или его писец записывали откровения, чаще эти высказывания сохранялись в памяти людей. Основным составителем письменного текста Корана явился Зайд Сабит – секретарь и писец Мухаммеда. Он писал на сирийском языке, знал арамейский и древнееврейский язык. В Коране Мухаммед говорил от лица Бога, обращавшегося к арабам через арабского пророка. Коран занимает необыкновенно важное место в жизни мусульман, так как он выступает не только как основа ислама, но и как собрание образцов поведения в повседневной жизни. Поскольку некоторые суры включены в ежедневные молитвы, почти все мусульмане знают хотя бы часть Корана наизусть, а некоторые заучили на память всю книгу. Коран не имеет единой сюжетной линии и поэтому не требует последовательной расстановки фрагментов (сур). Повторы обусловлены потребностью того, чтобы почти каждая сура, читаемая в мечети, напоминала мусульманам практически все важнейшие догматы их веры. Содержание Корана принято делить на откровение и предание. Все изречения, в которых говорящим лицом является не Мухаммед, а Аллах, относятся к числу откровений. Все остальное, не удовлетворяющее этому условию, принадлежит к преданиям. Коран разделен на 114 глав (сур), каждая из которых состоит из знамений (аятов). Суры делятся на «мекканские» – 90 сур и «мединские» – 24 суры. В первых преобладают проповеди объединения людей и обличения идолопоклонников; во вторых большое внимание уделено обязанностям верующих, правовым вопросам и полемике с иудеями и христианами. Названия сур условны и даны по редкому слову или имени. Расположены суры по формальному признаку – в порядке убывания длины. Самые короткие суры, из нескольких строк, помещены в конце Корана. Однако такое расположение не соответствует времени их произнесения: 90 сур, относящихся к мекканскому периоду, как правило, более длинные, чем мединские. Необычным кажется, что суры расположены в Коране не по их хронологии или содержанию, а по формальному признаку – размеру. Однако формально-логический подход характерен для ислама. Аяты. Всего в Коране 6200 аятов. Они отражают разные стороны жизни. Так, 250 аятов носят законоведческий характер, а 750 призывают изучать природу. Правоверные верят, что самый лучший способ угодить Аллаху – это подражать Мухаммеду; слово «подражание» на арабском языке звучит как «сунна» а переводится как «путь жизни». Поэтому вместе с Кораном почитается Сунна. Сунна – это священное предание, включающее рассказы о поступках и высказываниях Мухаммеда, сохраненные его современниками. Она содержит изложение обычаев и взглядов древней общины ислама в виде сборника преданий о пророке и его сподвижниках (хадисах). Положения Корана и Сунны легли в основу мусульманского права – Шариата, определяющего как правовые, так и нравственные отношения. Язык и стиль Корана. Одно из отличий Канона – сохранение ощущения энтузиазма. Оно создается за счет сильных внушений и красочных описаний, коротких стихов, ритмичных и звучных, но не изысканных. Тексты Корана легко запоминаются, поскольку это ритмизированные и рифмованные отрывки. Они включают формулы, которые, часто повторяясь, скрепляют текст. Когда Мухаммед говорил от лица Бога, то обычно пользовался рифмованной прозой, которая придавала речи торжественный характер. (У древних арабских оракулов рифмованная проза служила традиционной формой.) Для иллюстрации стиля Корана приведем суру 93 в переводе В. А. Эбермана:
... Клянусь я пышным дня сияньем И тихой ночи обаяньем, Господь тебя ведь не оставил И милости своей Он не убавил. И благом дарит Он обильным, На веки сделает Он сильным. Не сиротой ли Он тебя нашел, Взыскал бездомного, на верный путь навел? Не бедным ли тебя Он повстречал? И вот теперь тебе богатство дал? И ты сирот не притесняй, Просящему – немедленно подай И благость Бога тем прославляй.
В течение жизни Мухаммеда стиль изложения несколько менялся. В первые годы это были короткие ритмические предложения, позднее предложения становились все длиннее, ритм делался менее отчетливым, а рифма менее звучной. Стиль проповедей в период от Мекки до Медины тоже существенно менялся. В Медине проповедь была больше рассчитана на людей, знающих предания Востока. Поэтому в ней много намеков и фраз, предполагающих либо вопрос, либо ответ, которые сейчас уже не совсем понятны. Основной прием – такой как и у других пророков – притча, поучительное сравнение. Часто употребляются и риторические вопросы. Другое отличие Корана, придающее ему не только особый колорит, но и обеспечивающее сильное психическое воздействие, – сопричастность, то есть то, что Аллах в нем говорит лично. Это великое новшество по сравнению с Торой и Евангелием. В Коране пророк выступает только как посредник. Те м самым здесь человечество поднялось до сознания того, что оно может общаться с Богом непосредственно. В Ветхом Завете Бог Иегова сам непосредственно беседует со своим народом и приказывает ему только у горы Синай. В Новом Завете между Богом и человеком уже есть посредник Иисус, имеющий особую природу: у него и божеские, и человеческие качества. Однако, в отличие от Евангелий, представляющих собой собрание различных рассказов о деяниях и речениях Иисуса Христа, собранных его основными учениками, Коран являет собой запись откровений, которые поведал Аллах своему пророку Мухаммеду. Мусульманским подобием Евангелий скорее выступает свод хадисов – большое число отдельных сообщений о высказываниях и деяниях Мухаммеда. Одной их характерных особенностей стиля Корана при описании Бога выступает многократное применение двойного отрицания. Эти отрицания подчеркивают, что Аллах вообще не соответствует никаким человеческим словесным определениям. Применение двойных отрицаний усиливает ощущение возвышенности Бога. Совмещение двух взаимоисключающих высказываний порождает в душе ощущение тайны. Ислам утверждает, что Мухаммед – последний пророк, который закончил собою ряд предшественников и исполнил то, что они подготавливали. Он вестник последнего послания Бога человечеству. Вера в Аллаха и пророческую силу Мухаммеда стала главной обязанностью мусульман, первым из пяти «столпов ислама». Ислам держится на вере – «иман» и религиозных обязательствах – «Дин». Непременная обязанность правоверного состоит не только в произнесении священной формулы – Шахады, но и в глубоком ее понимании и искреннем убеждении в ее истинности. Другой догмат веры в том, что Коран не сотворен, а существует от века. Религиозные обязательства мусульман – «Дин», включают пять столпов: исповедание веры, молитву, пост, очистительный налог и паломничество в Мекку. Пять столпов выглядят так:
... 1. Вера в единого Бога и пророчество Мухаммеда и повторение Шахады: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк Его». 2. Совершение пяти обязательных молитв в день (в разные часы суток). 3. Соблюдение поста – один раз в году, в течение месяца рамазан. (Пост длится все дни этого месяца, с восхода до захода солнца.) 4. Совершение хотя бы раз в жизни паломничества (хадж в Мекку). В Мекке кроме совершения других обрядов, мусульмане почитают упавший с неба камень – Каабу. 5. Соблюдение закона «закят», повелевающего каждому отдавать бедным 2 % своего дохода или материальной собственности сверх того, что ему необходимо для своих личных нужд.
Символ веры – основная молитва мусульман, это первая сура Корана – Фатиха (подобна молитве «Отче наш» у христиан) (Сура 1:1-7):
... Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Хвала Аллаху, Господину миров милостивому, милосердному, царю в день суда! Тебе мы поклоняемся и просим помочь! Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал – не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших.
Ислам — это вера и благочестие, имеющее шесть планов: веру в Бога, в его ангелов, в его писание (Коран), в его пророков, в воскресение и Последний суд, в предопределение. Все они требуют признания следующих положений: • сотворении и начале мира; • единстве и бестелесности Бога; • множественности атрибутов Бога; • провидении, как безусловном роке; • воскресении тела. Мировосприятие Не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Нет, живые! Они у своего господа получат удел, радуясь тому, что даровал им Аллах, и ликуют о тех, которые еще не присоединились к ним, что нет над ними страха и не будут они опечалены. Коран. Сура 3:163-164
Ислам — монотеистическая религия, так как идея единобожия появляется уже на ранней ступени развития этого учения, поскольку вначале оно явилось как форма распространения иудаизма. Поскольку Аллаху подчиняются и природа и космос, то человек подчинен только воле Аллаха и Закону.
... О народ мой! Я непричастен к тому, что вы придаете Ему в сотоварищи. Я обратил лицо свое к тому, кто сотворил небеса и землю, поклоняясь Ему чисто, и я – не из многобожников. Коран. Сура 6, 74–79
Бог имеет много имен и изображается трансцендентным, единым, возвышенным, вечным, всемогущим, проявляющим себя в творчестве, откровении и правосудии. Разные имена Бога суть его разные качества, а не разные способы сказать одно и то же. В исламе, в силу нескончаемого действия божественной воли, трансцендентность Бога доведена до логического предела. Это неизбежно ведет к подчинению воле Аллаха не только космоса и природы, но и человека, лишенного своего особого статуса и обретающего себя лишь как частица, живущая по божественной воле. Отсюда следует, что в этом учении нет притязаний на внутреннее единство человека с Богом. Бог – подавляющая роковая сила, и его закон – внешний для человека. Только если человек вооружен священным знанием, то он может в той или иной мере познать высший Закон. Идеология ислама – стремление к целостности с Богом и природой. Мировой исторический процесс предстает в Коране как чередование народов, не поверивших пророкам и поэтому уничтоженных в катастрофах. Для большей доступности понимания преемственности древняя история представлена в Коране как цепь катастроф, порожденных неверием и грехами людей. Только благодаря умеренности праведников сохранилась преемственность в истории человечества. (Эти истории должны были служить предостережением соотечественникам Мухаммеда.) В Коране в значительной степени использованы библейские представления о мире, имеющие историю более 6 тысяч лет. Поэтому с их помощью Мухаммед существенно увеличил, до величин почти не постижимых сознанием бедуина, временную глубину прошлого и на этой базе построил перспективу для своего народа. Вместо генеалогической памяти, уходившей назад максимум на сотню лет, он привел в действие механизмы сознания, оперирующие представлениями гигантской протяженности, повествующие о событиях тысячелетней давности. «Мы послали уже Ноя (Нуха) к его народу, и он был среди них тысячу лет, без пятидесяти годов». Согласно Корану, Аллах сотворил мир в 6 дней. В первый день сотворил небеса, во второй – солнце, луну, звезды и ветер, в третий – тварей и ангелов, в четвертый – воду и назначил всем тварям пищу, в пятый сотворил рай, в шестой – первых людей, Адама и Еву. Таким образом, созданию человека предшествовало создание ангелов и джиннов – крылатой небесной опоры Аллаха. Они отличались двойными, тройными и четверными крыльями. В одном из своих видений Мухаммед узрел несметную толпу джиннов, которые слушали его и вместе с ним поклонялись Аллаху. После сотворения ангелов и джиннов Аллах из праха и «звучащей глины» сотворил первого человека, Адама, в качестве своего наместника на земле. Он поведал ему имена всех вещей и тем возвысил над ангелами. Им было приказано пасть перед ним ниц. Один из них – Иблис – отказался и за это был низвержен с небес на землю. Иблис в силах совратить человека, но не в состоянии защитить его от гнева Аллаха. Это не соперник, но слабый враг, который после Суда будет наказан вместе с совращенными им людьми. Со временем представления Мухаммеда о Боге все более существенно отличались от соответствующих положений иудаизма и христианства. Единобожие признается, Бог един и вечен, но, в отличие от христианства, у него не может быть родственников и детей, потому что «не было у него подруги», жены. Тем самым Иисус изначально не может быть сыном Бога, то есть не имеет той родственной связи, которая является залогом его искупительной жертвы. Этот же довод используется и против культа Марии как «Богородицы». Ислам не признает поклонения никому, кроме Аллаха, и кроме него нет никаких канонизированных святых. Несмотря на такие кардинальные отличия, Мухаммед был убежден, что это тот же Бог, что и у иудеев и христиан. По Корану ислам – религия Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса (Коран. Сура 57:26–27; 145, с. 448). Разработанные в Коране представления о рае и аде тоже имеют серьезные отличия от понимания христиан. Здесь представления о загробном мире основаны на теории возмездия. Считается, что каждый человек при жизни имеет двух ангелов-хранителей, которые непрерывно записывают его дурные и хорошие поступки. Совокупность тех и других впоследствии, после смерти, взвешивается на специальных весах, и в зависимости от того, какие поступки перетянут, человек попадает в ад или рай. Ангел смерти Израил, один из четырех главных ангелов, знает судьбы людей, но не знает сроков кончины каждого. Это известно только Аллаху. Когда этот срок наступает, с дерева, растущего у трона Аллаха, слетает листок с именем обреченного и в течение 40 дней после этого Израил должен разлучить душу и тело человека. Важно отметить, что Мухаммед провозгласил не отвлеченное бессмертие души, но воскресение после смерти целостного человека во всем его земном, телесном облике. Жизнь в раю представлена как радостная полнота бытия, не только духовного, но и телесного, с чувственными наслаждениями. Рай описан как тенистый оазис с чистой и холодной водой, фруктовыми садами, молочными и медовыми реками. Там нет жгучих лучей солнца, сильной жары. Почва в раю из лучшей пшеничной муки, насыщена благовониями и усеяна жемчугом и гиацинтами, заменяющими песок и булыжник. Воды чисты как хрусталь, реки текут среди зеленых берегов, усеянных цветами. Поток в них из молока, вина или меда, и они протекают по мускусным руслам в камфарных берегах, покрытых мхом и шафраном. Воздух – нежнее благоухания зефира и освежается искрометными фонтанами. Там растет чудное древо жизни Тоба таких громадных размеров, что самому быстрому коню потребовалось бы сто лет, чтобы пересечь падающую от него тень. На ветвях этого дерева растут в изобилии самые разнообразные чудесные плоды, а ветви сами склоняются к руке желающего сорвать плод. В шелесте листьев слышатся чудесные мелодии. Правоверный восстанет из гроба в полной силе мужества, лет тридцати, ростом с Адама (30 локтей), со способностями, развитыми до полного совершенства – в 100 раз превышающими способности человеческие. Желания и потребности будут скорее возгораться от удовольствий, чем удовлетворяться ими. Жены их восстанут в полноте молодости и красоты. Это место, где основное наслаждение – прохлада, покой, роскошные одежды, приятное питье и еда, вечно молодые супруги. Помимо земных жен, там обитают гурии, данные праведникам в супруги и сохраняющие девство, которых не коснулся ни человек, ни джинн, по 72 гурии на каждого жителя рая. Гурии описываются как существа различных цветов, созданные из шафрана, мускуса, амбры, имеющие прозрачную кожу и тело, усыпанное драгоценностями. На груди у гурий – надписи с именем Аллаха и именем своего супруга. Результат сношения с гурией – рождение ребенка, который в один час достигает возраста своих родителей. И в раю женщины в подчинении у мужчин. Такой рай – это идеал и конечная цель правоверного мусульманина, награда за труды и тяготы жизни, предмет восхищения и образец подражания. Представления об аде в Коране разработаны столь же подробно и конкретно, как о рае. По преданию, ад – название одного из древнейших народов Аравии адитов. История адитов – это пример того, как Аллах уничтожает благоденствующих людей, но неумеренных и возгордившихся, не внимающих увещеваниям Аллаха. Адиты были наказаны сначала засухой, а затем ураганом, стершим их с лица земли. Строение ада описано как состоящее из семи ярусов. Душа нечестивца попадает туда через семь врат в семь частей геенны. В аду жара, бушует пламя и нет грешникам спасения от самума, кипящей воды и черного дыма. Там нет ни прохлады, ни отрады. Из огня слышны вопли и рев, там томятся грешники, связанные цепями. Одеяния их из соломы. Жизнь их проходит в цепях и ошейниках, среди черного дыма и в страшном жилище. Они страдают от нескончаемого горения в смоле: когда сгорает кожа, она заменяется новой, как и сгорающее тело. Питанием грешникам служат плоды терновника и дерева заккум, плоды которого – головы дьяволов. Эта пища усиливает голод и жжение внутри. Пьют грешники помои и гной, и стоны их наполняют ад.
Мораль и нравственность Скажи: «Я не прошу у вас за это награды, а только любви к ближним; кто совершит доброе, тому Мы прибавим к этому благое». Коран. Сура 42, 22
Путь нравственного совершенствования для каждого правоверного мирянина – Шариат. Шариат («ясный путь») – мусульманское законодательство, созданное в VII в. Он предстает как всеобъемлющая система правил поведения и запретов, охватывающая имущественные отношения, налоги, торговлю, семейно-брачные отношения и обряды. Он содержит множество рекомендаций, вытекающих из анализа Корана и касающихся человеческих взаимоотношений. В некотором отношении Коран ближе к Торе, чем к Евангелию, поскольку в его основе лежит функция социального контроля. Базовое представление Шариата – правильные поступки (социально заметные и подлежащие контролю и исправлению). Они важнее, чем чувства, испытываемые при этом правоверным. Тем более что за отклонение от норм поведения были определены соответствующие наказания. В отличие от других религий, где нравственные идеалы были столь высоки, что практически недостижимы (и эта недостижимость идеалов нередко приводила к лицемерию), в исламе существовала возможность реального исполнения нравственного закона в личной и общественной жизни. Мухаммед считал, что только совершенная вера выражается в полном самопожертвовании, а низшая ступень, необходимая для всех мусульман, – в исполнении необходимых предписаний религии и нравственности. На этой ступени нормы нравственности были не только выполнимыми, но и простыми и понятными. Исполнимость этих норм снижала вероятность возникновения нравственного конфликта и делала приверженцев ислама психически уравновешенными и здоровыми. Главная добродетель для мусульманина – отказ от самостоятельности и подчинение воле Аллаха, поскольку благочестие перед Богом есть покорность. По Корану каждое событие предопределено и вписано в книгу вечности до сотворения мира, так что никакие усилия человека не могут ничего предотвратить. Каждая попытка противопоставить поступкам Бога собственный умысел или хотя бы только свое мнение есть признак одержимости силами мрака и зла, которые вытесняют из человека благое начало. Человек – пилигрим, для которого цель путешествия важнее пути. Земная жизнь временна. То, что «в той жизни» у Аллаха, и лучше, и навсегда. Здесь корни фатализма, равнодушия к жизни, незначимость какой бы то ни было инициативы и практической цели. Проблема свободы воли – одна из существенных особенностей ислама. Большинство исследователей отмечают, что стержень этого учения – фанатизм, дававший свободу от принятия решений: «на все воля Аллаха». «Поистине то, что вам обещано, наступит, и вы это не в состоянии ослабить». «Не постигнет нас никогда ничто, кроме того, что начертал нам Аллах». Если и был какой-то выбор у человека, то Бог заранее знал его результат, поэтому на практике выбора нет – все предопределено. Такая жизненная позиция облегчает жизнь, снимая необходимость самостоятельного поиска правильной нравственной ориентации в каждом отдельном случае. Если человек не должен самостоятельно решать глобальные проблемы, а просто быть как все, то, с одной стороны, как личность он снижает свой масштаб, растворяясь в обществе; с другой стороны, он получает свободу действий в более узких, но индивидуально значимых для него вопросах: выборе профессии, устройстве семьи и т. п. Положение о предопределении обусловило успех военных походов Мухаммеда. Если судьба каждого воина вписана в книгу вечности еще до сотворения мира и час смерти установлен заранее, то, отправляясь на поле битвы, правоверный ничем не жертвует. Считалось, что погибший на войне за веру попадает прямо в райские кущи, минуя испытания чистилища, и не нуждается в омовении перед погребением. Ему прощаются все грехи, и он получает высокое положение у трона Аллаха. В силу такой уверенности и принимая во внимание рай как желаемую конечную цель, мусульмане шли на войну, ничего не боясь. На ранних этапах становления ислама большинство мусульман были сторонниками безусловного предопределения, то есть отсутствия свободы воли. Только значительно позднее, в VIII–IХ вв. оформились два направления в проблеме предопределения. Одни по-прежнему считали, «что человек полностью зависит от воли Аллаха» (джабриты); другие допускали возможность определенной свободы воли и ответственности за свой выбор (казариты). По их понятиям существует присвоение (касба), когда человек может выбирать между плохими и хорошими поступками, как бы предлагаемыми ему Аллахом, и поэтому несет за них ответственность. В последнем случае человеку предоставлена некоторая свобода воли, поскольку иначе было бы несправедливо, что Аллах привлекает его к ответственности. С этой позиции понятно, что сделать какое-нибудь внешнее дело, произвести реальную перемену в предопределенном ходе событий человек не может; но быть добрым или злым, принять или отступиться от закона Божьего – зависит от самого человека. Не только по отношению к Аллаху, но и по отношению к властям тоже надо было быть честным и смиренным. В этом случае мерилом оценки, как при отношении к Аллаху, выступало представление о том, имелась ли тень эгоистического или лицемерного мотива? Если имелась, то, согласно исламу, всякое доброе дело лишалось значения. Мухаммед призывал к порядочности в отношениях с простыми людьми. Он отмечал, что существуют три погубителя, от которых не может отделаться человек: скупость, следование страстям и восхищение человека самим собой. Поэтому ко всякому человеку надо быть добрым, не гордиться перед другими и свято исполнять свои обещания. На этой основе и были сформулированы основные требования к мусульманину:
... Повиноваться Аллаху, Его посланнику и обладателям власти. Воздавать добром и за зло, с тем чтобы и враг превратился в покровителя. Верно исполнять договоры, ведь за них спросят. Не ходить по земле горделиво. Поистине Аллах не любит гордецов. Пусть одни из вас не поносят за глаза других. Когда слышите злословие в свой адрес, не спешите разоблачить известные пороки хулителя. Примирение двух врагов стоит выше молитвы, поста и милостыни. Беречься многих мыслей! Ведь некоторые мысли – грех. К грешнику надо проявлять терпение, надеясь, что он исправится.
Ведь известно, каждый добрый поступок десять раз заносится ангелом справа в книгу судьбы. Когда же человек совершает грех, тот же доброжелательный ангел просит ангела слева: «Подожди семь часов записывать его, может быть, человек помолится, раскается и получит прощение». В этом же смысле звучит призыв Мухаммеда – не злословь ни о ком. Недостойно позорить чью-либо честь, недостойно проклинать кого-либо, недостойно всякое пустословие. Тем более что человек создан колеблющимся: когда коснется его зло становится печальным, а когда коснется его добро становится недоступным. Благодаря простоте норм мусульмане действительно могли жить по Корану: вершить судебное разбирательство, воевать, относиться к побежденным в соответствии со священным законом и т. д. К простым нормам относятся такие требования, как почитание родителей, забота о воспитании детей, уважение к старшим, дружба с соседями, осуждение воровства, лени, пьянства, высокомерия, супружеской неверности и браков между ближайшими родственниками. Нравственные предписания включают хорошее отношение к родителям, особенно престарелым, и почитание сирот. «Если достигнет старости один из родителей или оба, то не говори им тьфу! и не кричи на них, а говори им слово благородное» (Коран. Сура 46; 14). Но главная нравственная обязанность по Корану – прежде всего доброта к ближнему. Не следует накапливать, лучше расходовать на бедных из ближних. В Коране не только провозглашалась необходимость милостыни беднякам, но и предпочтительность ее анонимности. Тем самым утверждалась не показная, а глубинная нравственность.
... Расходуйте лучшее из того, что приобрели, и того, что извели мы вам из земли. Никогда не достигнете вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите. Коран. Сура 2; 269
Отношение к детям в Коране специфическое – не чадолюбивое. Дети – не ангелы и не детеныши, подлежащие приручению и воспитанию, с тем чтобы стать достойными членами общества. Здесь дети – это несчастье (Коран. Сура 8:28): «Знайте, что ваши богатства и ваши дети – испытание, и что у Аллаха награда великая». Коран говорит о равной ответственности людей перед Богом, но мужчины имеют преимущества над женщинами. Неверность супруги, так же как и ростовщичество, пьянство, азартная игра, относилась к наиболее тяжким грехам. Прелюбодеяние объявляется мерзостью. «Прелюбодея и прелюбодейку – побивайте каждого из них сотней ударов. И пусть присутствует при их наказании группа верующих». Одновременно осуждались и любые отклонения от сексуальных норм. «Неужели вы будете приходить по страсти к мужчинам вместо женщин? Да, вы народ невежественный». Отношение к богатству. Приобретение мирских благ для себя и обеспечения близких представало как обязанность. Доход от ремесла и торговли почитался более достойным и чистым, чем доход от государственного жалованья. При этом торговля должна была быть честной. Существовало даже обращение к торговцам – не обмеривать и не обвешивать, а вору и воровке, как устрашение от Аллаха, – отсекать руки в воздаяние за то, что они сделали. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|