Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Внутренние факторы инстинктивного поведения




 

Как уже упоминалось, проблема инстинкта и научения непосредственно связана с другой, не менее важной пробле­мой — проблемой внутренних и внешних факторов, мотива­ции поведения.

Долгое время считали, что инстинктивные действия опре­деляются внутренними, притом загадочными, причинами, в то время как индивидуальное научение зависит от внешних сти­мулов. В таком виде представления об исключительном или хотя бы преобладающем значении внутренних или внешних факторов встречаются уже у античных мыслителей. При этом мистический, телеологический подход основывался на посту­лате изначальной целесообразности чисто внутренних, передаваемых от поколения к поколению факторов. Механистический же подход, получивший особое развитие со времен Декарта, признавал лишь внешние факторы движущимися силами поведения. В ряде случаев и тот, и другой взгляд непримиримо отстаивался вплоть до нашего века.

Что же мы сегодня знаем о мотивации, о движущих силах инстинктивного поведения, а тем самым — поведения вообще? Обратимся сначала к тем внутренним факторам, которые дают первый толчок к любому поведенческому акту, не вдаваясь при этом в детали тех весьма сложных физиологических процес­сов, которые удалось в этой связи изучить за последние де­сятилетия.

Внутренняя среда животного организма непрерывно обнов­ляется, но, несмотря на непрекращающиеся процессы ассими­ляции и диссимиляции, эта среда остается по своим физиоло­гическим показателям постоянной. Стабильность внутренней среды — совершенно необходимое условие для жизнедеятель­ности организма. Только при этом условии могут осуществ­ляться необходимые биохимические и физиологические про­цессы. Любые, даже незначительные, отклонения от нормы вос­принимаются системой интерорецепторов и приводят в действие физиологические механизмы саморегуляции, в результате чего эти нарушения устраняются. Такими механизмами саморегуля­ции советский физиолог академик П. К. Анохин считал слож­ные динамические структуры, функционирующие по принци­пу обратной связи (обратной афферентации) и обозначенные им как функциональные системы.

Итак, постоянство внутренней среды основано на самовос­станавливающейся уравновешенности внутренних процессов организма. Важная особенность этих процессов состоит в том, что они протекают в форме ритмов, которые также строятся на системах саморегулирования. Именно в сдвигах этих ритмов видный советский зоопсихолог В. М. Боровский еще в 30-е годы усматривал первичную мотивацию поведения. Выступая про­тив идеалистического понимания инстинктивного поведения, он показал, что в мотивации этого поведения, т. е. в том, что приня­то называть побуждениями или влечениями, нет ничего сверхъ­естественного, оторванного от материального мира. Внутреннее побуждение, подчеркивал он, всегда является сдвигом корреля­ции физиологических ритмов в организме в сторону установле­ния наиболее выгодной в данных условиях коррелированности ритмов всех физиологических процессов. В этом постоянном восстановлении внутреннего равновесия Боровский усматри­вая основу жизнеспособности организмов.

Итак, первопричиной и основой мотивации поведения явля­ются более или менее значительные и длительные отклонения от нормального уровня физиологических функций, нарушения внутренних ритмов, обеспечивающих жизнедеятельность орга­низма. Эти сдвиги выражаются в появлении потребностей, на удовлетворение которых и направлено поведение.<...>

Немецкий нейрофизиолог Э. Хольст обнаружил в стволо­вой части головного мозга курицы ряд зон, активация которых (в эксперименте — электрическим током) вызывает типичные инстинктивные движения различного функционального зна­чения. При этом оказалось, что при раздражении одного и того же участка мозга с усилением силы раздражения одно инстинк­тивное действие сменяется другим в естественной последова­тельности. Получилась цепь видотипичных движений, выпол­няемых курицей в определенной биологически значимой си­туации, например, при виде приближающегося к ней наземного врага. При этом не только выполнение двигательных реакций, но и последовательность их появления также точно соответ­ствовала естественному поведению курицы: сперва лишь легкое беспокойство, потом подъем, усиленное беспокойство и, нако­нец, взлет. Учитывая, что все это происходило в отсутствие ка­ких-либо адекватных внешних раздражителей, становится яс­ным, что на сугубо эндогенной основе могут выполняться не только отдельные инстинктивные движения, но и целые сис­темы таких движений — инстинктивные действия. Конечно, в естественных условиях такие системы видотипичных, врож­денных действий включаются воздействием внешних, экзоген­ных агентов, в нашем примере — действительным приближени­ем врага, воспринимаемого экстрарецепторами. В этом случае постепенное его приближение вызовет усиление раздражения соответствующих участков мозговых структур, что в экспери­менте достигалось искусственно при помощи воздействий элек­трическим током.

Таким образом, поведение в своей основе внутренне так же организовано, так же зиждется на системах биологической саморегуляции, так же закодировано в генетическом фонде вида, как и процессы, определяющие другие функции орга­низма. В этом и проявляется единство всех форм жизнедея­тельности животных.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных