Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КВАДРИПОТЕНТНЫЕ СУЩНОСТИ




 

Иногда необходимо, чтобы избежать ассоциаций, которые могут ввести в заблуждение, называть знакомые предметы незнакомыми именами. Мы должны завершить наше рассмотрение гипономного мира обсуждением природы вещности; но, к несчастью, слово "вещь" имеет слишком много очень неопределенных значений, чтобы быть пригодным для нашей цели без более точного определения. Из всего множества определений "вещи" наиболее близко к нашим требованиям следующее: "сущность, состоящая из материи и протяженная в пространстве", – и мы могли бы использовать эквивалентный термин "материальный объект", если бы он не содержал импликаций величины, связности, видимости и непроницаемости, которые накладывают слишком большие ограничения. Поэтому мы сохранили термин "составное целое", но установили верхний и нижний пределы его применимости. Нижним пределом составной целостности является объединение не менее чем двух трипотентных сущностей в единое целое. Верхний предел задается определением гипономного существования как существования, которое пассивно по отношению к своей среде. Характеристическим отношением является отношение части и целого, и мы ограничимся сущностями, проявляющими это отношение, и никаких боле высоких форм внутренней объединенности. Чтобы прояснить этот пункт, нам следует четко показать, что мы понимаем под свойством "частичности" по отношению к "целому". Придавая особое значение этому свойству, мы получаем возможность установить отличие отношения от субсистенции. Часть имеет субсистенцию в целом, и целое субсистирует посредством качеств, которые оно получает из отношений своих частей. Необходимо отличать здесь субсистенцию от более высоких категорий, которые требуются при обсуждении вопросов жизни и сознания. Связь между целым и его частями категориально отличается от связи между организмом и его органами. Она также категориально отлична от связи между двумя взаимодействующими трипотентными целыми. Чтобы пояснить этот последний пункт, мы можем проследить, как возникает целостность, проходя ступень за ступенью от недифференцированной хилэ к более высоким градациям существования.

Целое, в котором идентичность его составляющих совершенно исчезает из вида, принадлежит к корпускулярному состоянию хилэ, то есть к бипотенции. Таким целым, например, является определенное качество электронного газа, который можно рассматривать как самый низкий уровень из того, что можно признать целостностью и о чем можно думать как о целостности. Переходя к трипотентным сущностям, мы обнаруживаем, что уже переступили пределы простоты корпускул, но что здесь все еще нет отношения целого и части, поскольку составляющие элементы не имеют возможности проявляться независимо, так как они целиком подчинены требованиям стабильного существования. Так при превращении нейтрона в протон корпускулы испускаются или поглощаются, но их нельзя считать такими же частями сущности, какими являются ножки или спинка по отношению к стулу. Когда нейтрон превращается в протон, его тождественность полностью исчезает, и возникает новая частица, актуализация которой внутренне не зависит от состояния нейтрона до его распада. Было бы совершенно неправильно сказать, что нейтрон "изменяется" в протон. Существование на этом уровне имеет характер "все или ничего", который заключается в требовании, что сущность либо должна быть собой, либо не быть совсем.

Любое постижение перехода к составной целостности требует, чтобы предложению "сущность А изменяется, но не перестает быть собой" было приписано ясное значение. Это предположение может иметь смысл, только если А составлено из некоторого числа частей p1, p2, p3 и т.д., связанных набором отношений 2(pn, pm), или rmn, где rmn может принимать различные значения внутри определенных пределов, так что при этом тождественность А не разрушается. Это приводит к уточненному определению составной целостности, как "ступени существования, на которой сущность может подвергаться изменениям внутреннего строения, не теряя своей тождественности". Это определение, как оно здесь выражено, может применяться только к существованию во времени, но можно дать и внетемпоральную формулировку. Можно, почти полностью в терминах существования, определить:


Сущность А является составным целым, если:

 

1. Имеются две или больше трипотентных сущности p1, p2 …, каждая из которых скорее относится к А, чем к не-А.

2. Имеется более одного набора допустимых отношений между сущностями р.

3. По меньшей мере одно из отношений таково, что хотя бы одно р может относиться к не-А.

 

Неуклюжесть этого определения указывает нам на то, что мы пытаемся описать то, что не поддается описанию. Взаимная значимость частей и целого категориальна, ультимативна и не сводима к белее простым терминам. Она принадлежит к категории субсистенции. Субсистенция во времени – это длительность. Субсистенция в пространстве – это быть составным. Субсистенция в вечности – это иметь разнообразие потенциальностей. Субсистенция в гипарксисе – это обладать узнаваемой тождественностью. Эти различные свойства могут быть относительными в своих проявлениях, и в диапазоне существования, определенном как составная целостность, может быть много степеней внутренней объединенности. Все они вместе обладают базисной характеристикой квадрипотентного существования. Итак, у нас есть группа понятий, выражаемых такими словами, как "составное целое", "материальный объект", "молекула", "соединение", "вещь", "длящаяся сущность", "субсистирующее целое"; все они образуются из гипотезы существования составной целостности. К этим различным понятиям можно добавить понятие собственной истории, а также понятие паттерна потенциальностей как внутренней характеристики. Все сущности ниже уровня квадрипотенции не обладают историей, поскольку всем процессам, которые имеют отношение только к корпускулам и частицам, присуща обратимость. Трипотенция не имеет паттерна, а только некоторое количество допустимых комбинаций. На уровне трипотенции можно говорить только о совокупности сущностей p1, p2 и т.д., но квадрипотентная сущность, частями которой являются р – это больше, чем совокупность. С другой стороны, ее части не полностью подчинены целому. Каждая из сущностей р сохраняет некоторую долю независимой потенциальности и отдельную актуализацию. Без этой относительной независимости частей фразе "А изменяется, но длится" нельзя было бы придать значение.

Используя обозначения, применявшиеся ранее, можно сказать, что само А является утверждением целостности; в частях р целостность отрицается, тогда как в отношениях r находится согласование частей целого. Ясно, что триада, сформированная таким образом, не произведет составного целого, если отношения не будут обладать специфическим характером, который бы позволил им успешно выполнять свою двойную роль. Именно этот специфический характер отличает субсистенцию от простой соотнесенности. Простой факт, что имеется связь между набором р, не достаточен для того, чтобы позволить рассматривать этот набор как целое. Например, молекулы двухатомного газа состоят из атомов, связанных в пары. Но этого не достаточно, чтобы дать данному газу с таким качеством статус составной целостности. Этот статус не достигается, даже если мы введем дополнительные отношения, такие, как требование, чтобы энергия распределялась поровну между независимыми степенями свободы – колебанием, вращением и перемещением. Газ остается просто совокупностью трипотентных сущностей до тех пор, пока он не заключен в сосуд, таким образом, чтобы утверждение, что это один и тот же газ в разное время и при разных условиях, приобрело смысл. Этот пример наводит на мысль, что составное целое возникает только при каком-нибудь принуждении, наложенном на актуализацию его составных частей. Это принуждение – цена субсистенции. Принуждение, которое должно здесь приниматься во внимание, отличается от принуждений, накладываемых на все физические системы условиями системы координат. Например, законы наименьшего или переменного действия не имеют отношения к настоящей проблеме, как и законы термодинамики, которые равным образом применимы к р, субсистирует ли оно в общем целом, или нет. Чтобы понять субсистенцию, мы должны выйти за пределы, как последовательности времени, так и потенциальности вечности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных