Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация звуков




Звуки и другие звуковые единицы (например, слоги), а также звуковые явления (интонацию, ударение) можно изучать в трех разных аспектах:

1. С точки зрения их акустических (физических) характеристик;

2. С точки зрения работы, производимой человеком при их произнесении и слуховом восприятии (биологический аспект, подразделяющийся на произносительный (артикуляционный) – с позиции говорящего и перцептивный – с позиции слушающего);

3. С точки зрения их использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения. Данный аспект изучения звуковой материи языка является функциональным и изучается фонологией.

 

Акустический аспект характеристики звуков. Звук – это результат колебаний какого-либо тела в среде, способной передавать эти колебания до органа слуха (в воде, в воздухе). Любой звук в первую очередь есть явление физическое, характеризующееся определенными акустическими параметрами:

1. В ы с о т а, зависящая от частоты колебаний, т.е. от количества колебаний за единицу времени; чем больше частота колебаний, тем выше звук на слух. Человек способен воспринимать колебания от 20 до 20 000 герц (герц (Гц) – одно колебание в секунду);

2. С и л а, зависящая от амплитуды (размаха) колебаний; чем больше амплитуда, тем громче звук;

3. Т е м б р, зависящий от дополнительный частот, входящих в состав звука;

4. Д о л г о т а, или длительность, общее время звучания.

Колебания, воспринимаемые слухом могут быть равномерными, периодическими, и тогда соответствующий звук называют музыкальным тоном или просто тоном. Если же колебания являются непериодическими, неравномерными, мы имеем дело с шумом. По соотношению тона и шума выделяются следующие группы звуков: гласные – это в основном тоны, глухие согласные ([к],[т],[ш] и др.) – это шумы, в сонантах ([м],[р],[л] и др.) тон преобладает над шумом, в звонких согласных ([г],[з],[б] и др.) шум преобладает над тоном.

Звук в таком качестве способны производит голосовые связки, но это еще не звук речи. Звуку, для того чтобы из чисто акустического явления превратиться в звук речи, необходимо пройти через органы артикуляции речи, расположенные выше гортани. Вообще органы речи включают: головной мозг, посылающий из моторного центра речи (зона Брокá) через нервную систему импульсы к органам артикуляции; дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея, диафрагма, грудная клетка), создающий воздушную струю для обеспечения звуковых колебаний и органыартикуляции речи, подразделяющиеся на активные и пассивные. Активные органы – это голосовые связки, язык, губы, мягкое нёбо, язычок, задняя спинка зева и нижняя челюсть. Пассивные органы – это зубы, альвеолы, твердое нёбо, верхняя челюсть. Характеристика звуков по работе органов речи составляет второй аспект характеристики звуков.

Биологический аспект характеристики звуков. Данный аспект подразделяется на перцептивный и артикуляционный. П е р ц е п т и в н ы й аспект охватывает изучение тех процессов, которые происходят в организме человека при восприятии звуков речи органами слуха и передачи соответствующих сигналов в головной мозг, в сенсорный центр речи (так называемую зону Вéрнике). Поскольку эти процессы изучены меньше, чем процессы артикуляции, подробнее остановимся на а р т и к у л я ц и о н н ы х характеристиках звука.

Артикуляционная (анатомо-физиологическая характеристика звука). Первое и главное членение в этой классификации – членение на г л а с н ы е и с о г л а с н ы е. Гласные могут быть охарактеризованы как звуки, при образовании которых речевой канал в надгортанных полостях свободен, открыт и проходящий воздух не встречает препятствий. У гласных нет определенного «фокуса» образования. При образовании с о г л а с н ы х, напротив, обязательно возникает преграда на пути воздушной струи. Соответственно у согласных есть определенный «фокус» - место образования. Артикуляционная характеристика звуков строится исходя из работы активных и пассивных органов речи, с учетом акустических характеристик звука.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных