Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Языки мира и их классификация. Типологическая (морфологическая) классификация языков




1. По разным данным, в мире насчитывается от 2500 до 6000 языков. Как вы думаете, с чем связан такой широкий диапазон? [Вендина 2005, с. 353].

2. Изучите и законспектируйте статью Н.С. Трубецкого «Вавилонская башня и смешение языков» [Трубецкой 1995, с. 327–338], ответьте на следующие вопросы:

1) Почему «смешение языков», т.е. установление множественности языков рисуется в Священном Писании именно как кара? В чем исследователь видит глубокий смысл повествования о вавилонском столпотворении?

2) Какова, по мнению Н.С. Трубецкого, внутренняя связь между «столпотворенчеством» и понятием однородной и общечеловеческой культуры?

3) Чем обусловлено многообразие языков и культур? Каково соотношение между языками и культурами?

4) Каково соотношение между говором, наречием и языком?

5) Как вы понимаете следующие слова ученого: «… языки земного шара представляют некоторую непрерывную сеть взаимно переходящих друг в друга звеньев, как бы радужную. И именно в силу непрерывности этой языковой радужной сети и в силу постепенности переходов от одного ее сегмента к другому общая система языков земного шара при всем своем пестром многообразии представляет все же некоторое, правда, только умопостигаемое, единое целое. Таким образом, в области языка действие закона дробления приводит не к анархическому распылению, а к стройной гармоничной системе, в которой всякая часть, вплоть до мельчайших, сохраняет свою яркую, но повторяемую индивидуальность, и единство целого достигается не обезличением частей, а непрерывностью самой радужной языковой сети» [Трубецкой 1995, с. 334].

3. Изучите таблицу «Принципы классификации языков» в разделе «Справочные материалы». Приведите примеры на выделенные в таблице языковые группы. Используйте для этого материал учебных пособий, в частности: [Кодухов 1979, с. 285–287].

4. Подготовьте сообщение об истории разработки типологической классификации языков [Реформатский 1996, с. 443–456; Сусов 2006, с. 312–319].

5. Что такое тип языка? Почему именно структура слова служит основным типологическим признаком языков? [Кодухов 1979, с. 287–289].

6. Назовите критерии, согласно которым все языки делятся на три основных типа: изолирующие языки, аффиксируюшие языки и инкорпорирующие [(Вендина 2005, с. 360–363].

7. Правомерно ли считать изолирующие языки аморфными?

8. Л. Успенский назвал агглютинативные языки «языками на клею», а флективные «языками на шипах». Объясните эти образные выражения.

9. Чем различаются языки синтетического и аналитического строя? [Кодухов 1979, с. 296–300].

10. Прав ли родоначальник типологической классификации языков Фридрих Шлегель, когда утверждал, что каждый язык рождается и умирает в одном типе? [Кодухов 1979, с. 297–298].

11. Докажите, приводя конкретные примеры, что русский язык – это флективный язык синтетического строя.

Проанализируйте данные ниже слова и словосочетания. Черты каких типов приобретает русский язык, исходя из данных ниже примеров?

1) Кенгуру прыг-прыг назад; пальто, кофе, визави, беж, хаки.

2) Паровоз, круглолицый, полушутя.

3) Скажите, читал, учился (обратите внимание на суффиксы и флексии).

4) В лесу, под столом, буду читать, пусть идет, узнал бы.

12. Какое теоретическое и практическое значение имеет лингвистическая типология?

Литература

Вендина, Т.И. Введение в языкознание / Т.И. Вендина. – М., 2005.

Кодухов, В.И. Введение в языкознание / В.И. Кодухов. – М., 1979.

Реформатский, А.А. Введение в языковедение / А.А. Реформатский. – М., 1996.

Трубецкой, Н.С. История. Культура. Язык / Н.С. Трубецкой. – М., 1995.

Сусов, И.П. Введение в языкознание / И.П. Сусов. – М., 2006.

 

ТЕМА 8






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных